Смотреть что такое «ТИУН» в других словарях: Тиун — это слуга князя или боярина. в древнерусском государстве - имя князя или боярского наместника, управителя из покорных холопов [1], по доброй воле вступающего, если он не заключал - "ряд"; в Великом княжестве Литовском и в Русском государстве до 17 века - титул. В Литовском княжестве тиунами назывались феодалы, которые имели право на сбор подати и наместничество. тивунь стар. судья низшей степени; приказчик, управитель; в Правде Русск. есть тиун сельской и тиун дворский.
Этимологический словарь Фасмера русского языка онлайн
Что такое тиун? | Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по добро. |
Значение слова тиун - определение слова тиун | Смотреть что такое «ТИУН» в других словарях: ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский. |
Значение слова ТИУН в Большом современном толковом словаре русского языка | Тиун и ябетник Русской Правды наряду с вирником и метельником образовывали административно-судебный блок служилых чинов дружинного периода Древней Руси. |
Значение тиуна и его определение
Замечательно при этом, что тиун, давая знамена священникам и дьяконам на право совершать различныя службы и требы, «о том не обыскивает, есть ли у них ставленныя и отпускныя грамо- -------------- стника; 2 ему принадлежали отчасти судныя пошлины и пени в случае преступлений; 3 жители должны были, в виде повинности, исправлять на него некоторыя работы натурою. VI его сочинений, стр. Чтобы на будущее время прекратить возможность подобных случаев, стоглавый собор постановил, чтобы тиун у приезжих в Москву священников, являющихся к нему за знаменами, осматривал ставленныя, отпускныя и благословенныя грамоты вместе с старостами поповскими, и давал бы знамена только тем священнослужителям, которые имели у себя упомянутыя грамоты, и при том приехали в Москву по своим частным делам; приехавшим же за поруками или за приставами, хотя бы они имели нужныя грамоты, знамен однолично ему не давать, в противном случае, тиун должен быть лишен тиунства. Таким образом до стоглаваго собора обязанность тиуна митрополичьяго двора состояла в том, чтобы выдавать знамена и получать за это пошлины с священнослужителей, зачем либо приехавших в Москву и нанявшихся здесь служить; Стоглав же вменил еще в обязанность тиуну, кроме выдачи знамен и получения пошлин, осматривать еще различныя грамоты тех священно-служителей, которым он выдавал знамена на право отправлять службы и требы, и притом не единолично, а в присутствии поповских старост. С течением времени обязанности тиунов значительно разширились. В 1604 году патриарший тиун, сын боярский Иван Чертов, доносил между прочим патриарху Иову: «безместные деи попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед божественною литургиею правила не правят, а садятся деи безместные попы и дьяконы у Фроловскаго мосту и безчинства чинят великие, межь себя бранятся и укоризны чинят скаредныя и смехотворныя, а иные межь себя играют и борются и кулачки бьются; а которые наймутся обедню служити и они с своею братьею, с которою бранилися, не простясь божественную литургию служат; а служат деи и местные и безместные попы обедни по церквам не во время, рано, и часов не отдает, а которые приезжие попы наймутся служити и они ему тиуну ставленых своих грамот не кажут, а его деи тиуна те безместные попы не слушают, лают и позорят». Из этого, интереснаго для характеристики тогдашняго безместнаго духовенства, доноса патриаршаго тиуна видно, что он в 1604 году уже не только раздавал знамена служившим в Москве по найму священникам и осматривал у них грамоты, но и на- 157 блюдал за их жизнию и поведением, за правильным выполнением ими их священнических обязанностей и даже считал себя в праве контролировать деятельность самых поповских старост, и в случае нерадения в исполнении ими своих обязанностей доносить о них патриарху. Относительно обязанностей тиуна выдавать безместным попам знамена и количества получаемых им от сего пошлин, патриаршая грамота говорит: «да и того старостам и десяцким поповским беречи на крепко, чтобы безместные попы и диаконы, не явясь патриархову тиуну, служити обеден не наймовалися; а явки им велети давати тиуну от обедни по денге, а больши того им явки давати не велети, чтобы безместным попам продажи от тиуна не было; а будет тиун учнет на попех имати явки больши того, и им старостам про то на тиуна извещати Иову патриарху; а который поп или диакон начнет где служити наймуяся, тиуну не явяся, и тиуну на тех попех имати промыты по две гривны да хоженаго по десяти денег, а больши того на тех попех тиуну промыта неимати» 1. В 1636 году, в памяти тиуну Манойлову и поповскому старосте Никольскому попу Панкратию, п. Иоасаф, описав различные безпорядки в самом богослужении московских священников, их крайне неприличное и зазорное поведение в церкви, соблазнительное поведение многих молящихся в храме и пр. В заключение памяти патриарх пишет: «и будет тиун и старосты поповские, противу сей памяти, о благочинии церковном радети не учнут и положат то дело себе в оплошку, и тиуну за то быти от великаго господина Иоасафа патриарха московскаго и всеа Русии, в духовном наказании; а старостам поповским быти в запрещении накрепко» 2.
Таким образом тиун является здесь не только раздающим знамена безместным попам и получающим с них установленную пошлину, или надзирающим ----------- 1 А. Первоначально, как мы говорили, тиун жил на митрополичем дворе. В 1594 году, по повелению патр. Иова, была учреждена особая поповская изба около церкви Покрова Богородицы, что на Рву; сюда должны были приходить ежедневно восемь поповских старост, избранных из московских священников, и четыре десятских из дьяконов, чтобы наблюдать за церковным благочинием в Москве, за жизнию и поведением приходских п безместных попов и дьяконов; здесь же стал заседать и патриарший тиун 1. В последствии поповская изба переименована была в тиунскую, с оставлением ея первоначальнаго назначения. До 1667 года тиунская изба находилась постоянно в ведении тиуна из светских патриарших служилых людей; но с этого времени ею стали заведывать один из московских игуменов и протопопов, которые назначались в эту должность самим царем. В соборных статьях 1667 года об этом сказано: «в тиунской избе быти Знаменскаго монастыря игумену Арсению, да Стретенскаго собора протопопу Андрею, или кому великий государь укажет» 2. Патриарх Иоаким построил особыя палаты близь собора Покрова Пресвятыя Богородицы и Василия Блаженнаго, что на Рву, повелев, вместо тиунской избы, быть приказу церковных дел; тиуны с этого времени стали называться уже приказными. Так тиунская изба переделалась в особый приказ церковных дел, тиуны — в судей; впрочем, перемена коснулась только названия, а не существа дела. В 1701 году приказ церковных дел велено ведать судье духовнаго приказа монаху Иосифу Булгакову «для всякаго его скоро-разсмотрительного в приказном поведении управления и разсуждения», и таким образом приказ церковных дел был соединен с духовным приказом.
После Иосифа Булгакова судьею в этом приказе был крестовый иеромонах. В 1711 году приказ церковных дел снова получил самостоятельное зна- --------------- 1 А. Приказ церковных дел был закрыт окончательно в 1724 году, 20 мая. До 1720 г. Оклад им был обыкновенный: старым 60 рублей и 30 четвертей хлеба, средней статьи 40 рублей и 20 четвертей хлеба, молодым 15 рублей и 10 четвертей хлеба 2. При закрытии его, состав служащих в нем лиц был следующий: 2 судьи «из духовных, 1 дьяк, 6 канцеляристов, 3 подканцеляриста, 15 копиистов, 14 солдат, два сторожа,— всего 41 человек 3. Приказ церковных дел ведал следующия дела: он наблюдал за церковным благочинием в Москве, занимался нарядами духовенства в крестные ходы; выдавал похоронныя памяти о скоропостижно умерших; выбирал в Москве поповских старост и десятских, наблюдавших, между прочим, чтобы звон в приходских церквах не начинался ранее соборнаго; собирал с поповских старост ведомости о родившихся и умерших, с принтов книги о исповедавшихся и неисповедавшихся, выдавал дьячкам, пономарям, просвирням и сторожам новоявленныя памяти. К обязанностям его, после закрытия патриаршаго разряда 1700 г. В приказ церковных дел поступали гривенныя деньги, которыя собирались по гривне с церкви, на дачу полковым священникам, посылаемым в завоеванные города при посольствах, с московских церквей брались эти деньги уже с 1695 г. В этот же приказ поступали пошлины, которыя прежде собирал тиун: «кресцовых служб и годовых с попов и диаконов и с церковничьих новоявленных памятей, годовых с попов по 26 алтын, 4 деньги, а с дьяконов в половину, и с новоявленных памятей по томуж».
Этот сбор доставлял приказу до 158 рублей, 6 алтын и 4 де- --------- 1 П. Из перечня предметов ведения приказа церковных дел само собою открывается, что этот приказ почти ничем не отличался от прежней тиунской избы, что он имел, как и тиунская изба, исключительно местное значение, существовал только для Москвы, как церковно-полицейское учреждение и для нея одной только имел значение. После 1700 г. Миниатюра XVII века. Праветчики и Доводчики. Вместе с десятильниками и их тиунами в грамотах обыкновенно упоминаются еще доводчики и праветчики 2. Доводчиками и праветчиками назывались полицейские чиновники низшаго разряда. Они встречаются еще очень рано; но о праветчиках в грамотах не всегда упоминается. В уставной грамоте Василия Дмитриевича с м.
Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами. Название различных должностных лиц в древней России. За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Титул царя равнозначен титулу короля, является высшим монархическим титулом. Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной централизованной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический и экономический характер. Цесаревич — официальный титул наследника престола. С 1797 г. Цивилизация— устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок. Части особого назначения — военно-партийные отряды в 1919—1925 гг. Челядь — в 9-12 вв. Черносошные крестьяне — в 14-17 вв. Чин— служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности. Штандарт — знамя кавалерийских частей в русской армии с 1731 г. Эволюция — развитие явления или процесса — в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов Экспроприация — проводимое государством принудительное безвозмездное изъятие имущества.
Терминологический словарь 2018 ТИУН от др. Часть из них была несвободной. В 14-16 вв. В Вел.
Что такое тиун и что оно значит
Тиу́н (др.-рус. ти́унъ, ти́вунъ) в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, поступавших по доброй воле. Главная» Новости» Что такое тиун. в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. В Литовском княжестве тиунами назывались феодалы, которые имели право на сбор подати и наместничество.
Что такое Тиун? Значение слова tiun, исторический словарь
Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
Трехполье— севооборот с чередованием пара, озимых, яровых культур на разделенном на три части земельном участке. Одна часть земли засевается весной, вторая — поздней осенью, третья — остается под паром. Тысяцкий — военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение — «тысячу» и первоначально назначаемый князем. Затем в городах, где развилось вечевое управление, эта должность стала выборной Новгород , где вечевое управление не играло большого значения тысяцкий всегда назначался князем.
Тягла — в России 15— начала 18 в. В 18-19 вв. В 1722 г. Уложенные комиссии — временные коллегиальные органы в России. Созывались для кодификации законов, вступивших в силу после соборного уложения 1649 г. Уния — объединение, союз государств.
Урбанизация — концентрация населения в большие общины — города. Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Он отражает веру и культуру народа, а также является способом установления связи между людьми и духами предков. В истории этих народов тиун был неотъемлемой частью их жизни, помогая восстановить равновесие и гармонию. Тиун сочетает в себе ритуальные элементы, пения и пляски. Люди собираются вместе, чтобы принять участие в этом обряде, который проводится на особой площадке или в специально установленной кочегарной. Обычно тиун проводится в зимний период, когда наступает особое время суровости природы и отхода от суеты повседневной жизни. Участники тиуна одеваются в яркие национальные костюмы, часто используют талисманы или священные символы.
Они позиционируются по кругу и начинают петь и танцевать, чтобы привлечь внимание духов и попросить о благословении и защите от зла. Тиун имеет глубокий смысл и символику, которые связаны с представлениями о мире, родах и смерти, процессе общения с духами и взаимосвязях людей с природой. Он является частью культурного наследия и способом сохранения и преодоления традиций народа. Связь тиуна с культурой и традициями Тиун — это священная гора, рассматриваемая как место обитания духов и божеств. Она вмещает в себя традиции, обряды и ритуалы, связанные с богатым культурным наследием этих народов. Тиун считается священным местом, в котором обитают духи предков, и поэтому он является объектом поклонения и религиозных обрядов.
Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.
Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь.
Значение слова тиун. Что такое тиун?
Что такое Тиун? (original) (raw). Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. Тиун — это язык программирования, который был разработан в 2014 году специально для написания мобильных приложений для операционной системы Android и iOS. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. Тиун. — княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве XV—XVII вв. в Русском государстве XI-XVII вв. управляющий в хозяйстве князя или боярина.
Слово «Тиун»
Значение слова "тиун" в словаре русский языка | Тиун. Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. |
Значение слова "Тиун" | Среди княжеских и боярских слуг упоминаются тиуны огнищные, Т. конюшии, Т. Тиунить, что такое тиун, что означает тиун, толкование слова тиун, термин тиун. |
Тиун что такое tiun значение слова, Исторический словарь | слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения. |
тиун | это... Что такое тиун? | Тиун:— княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве. |
Что такое Тиун? Значение слова tiun, исторический словарь
17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). * * * тиун княжеский или боярский слуга. Смотреть что такое «Тиуны» в других словарях: ТИУНЫ — ТИУНЫ, княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. в древнерусском государстве - имя князя или боярского наместника, управителя из покорных холопов [1], по доброй воле вступающего, если он не заключал - "ряд"; в Великом княжестве Литовском и в Русском государстве до 17 века - титул.
Тиун - это слуга князя или боярина
Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. Тиун. княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв. Тиун – это слово, происходящее от древневосточного корня и имеющее множество значений и толкований. Холоп-тиун допускался на суд в качестве свидетеля при отсутствии свидетелей свободного состояния, вопреки общему правилу: «послушества на холопа складают». Тиун (др.-рус. тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по доброй воле поступающих, если он не заключал «ряда»; в Великом княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII века. Однотомный большой юридический словарь.