Основной причиной, по которой в Российской Федерации была отменена смертная казнь, является вступление в Совет Европы — международную организацию, призванную защищать права человека. В статье рассмотрена история существования смертной казни в России, освещены проблемные вопросы ее применения и отмены в современных российских условиях. 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ запретил применять смертную казнь в России и после 1 января 2010 года, когда истек введенный в стране мораторий на применение высшей меры наказания.
Почему отменили смертную казнь в России?
Можно ли в России быстро отменить мораторий на смертную казнь: Отвечает экс-Генпрокурор РФ. В России мораторий на смертную казнь ввели в 1997 году. Можно ли в России быстро отменить мораторий на смертную казнь: Отвечает экс-Генпрокурор РФ.
Клишас: решение КС по смертной казни не предполагает отмену моратория в отдельных случаях
Когда в России отменили смертную казнь и почему депутат госдумы Хамзаев выступил за отмену моратория на казнь через 25 лет. заявил Логинов. Проснись, чудо, смертную казнь в девяностые отменили не по этой причине. О том, нужна ли смертная казнь, когда и так уже существует «синдром внезапной смерти» неугодных заключенных в тюрьмах.
Минюст исключил отмену моратория на смертную казнь в РФ
Так, в 2016 году в Малайзии казнили девятерых. Еще 1042 ожидают исполнения приговора в тюрьмах. Китай по-прежнему проводит больше всего казней в мире, но истинный масштаб применения смертной казни там неизвестен, поскольку эта информация является государственной тайной. В заявленные 1600 казней по итогам 2015 года не входят тысячи приговоров, которые, как считается, были приведены в исполнение в Китае, где смертная казнь применяется за такие преступления, как: взяточничество, сутенерство, подделка денежных знаков, сокрытие доходов от налогообложения и даже браконьерство. За и Против Что же беспокоит правозащитников и противников смертной казни? В Саудовской Аравии, известной одними из самых суровых законов, в год происходит всего 0,8 убийства на 100 тыс. В России этот показатель в десять раз выше.
Чем не доказательство «пользы» высшей меры? Дело в том, что во многих странах, где выносятся смертные приговоры и совершаются казни, судебные процессы не отвечают международным стандартам правосудия и проходят с многочисленными нарушениями. Так, в ряде случаев «признания» от обвиняемых в Бахрейне, Иране, Ираке, Саудовской Аравии или Северной Корее поступают в результате пыток и нечеловеческих условий содержания. Кроме того, людей приговаривают к исключительной мере наказания за гомосексуализм, «прелюбодеяние», религиозное отступничество, колдовство и богохульство. В таких странах, как Иран, Китай, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия и Северная Корея, высшая мера наказания полагалась за разного рода «государственную измену», «действия, подрывающие национальную безопасность», «пособничество» иностранным субъектам, «шпионаж», «высказывание сомнений по поводу политики руководства». Исследование Эрлиха содержало существенные ошибки — ученый сравнивал штаты с разным составом населения и уровнем общего благополучия и, кроме того, не учитывал различные факторы, влияющие на уровень преступности.
Представители Amnesty International в своем докладе «Смертная казнь в цифрах и фактах — 2004» пытались опровергнуть основные аргументы сторонников смертной казни. Основываясь на исследованиях ООН 1988 года, дополненных в 2002 году, ученые пришли к выводам, что «было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания — пожизненного заключения». Также приводилась статистика о том, что отмена смертной казни не влекла за собой никакого роста преступности. Из них лишь в пяти случаях судебная ошибка была обнаружена и исправлена после вынесения смертного приговора, но до казни.
Это плохая история: у простого обывателя начинает складываться мнение, что все вокруг за возвращение казни, за «кувалду Пригожина» и так далее. И сейчас риски возвращения смертной казни действительно заметно выше, чем несколько лет назад. Выход из Совета Европы — это тоже повод для отмены моратория? Мы уже не связаны никакими обещаниями? Да, мы брали на себя соответствующее обязательство.
Но есть два решения Конституционного суда по вопросу смертной казни. Одно было принято в 1999 году, а второе — в 2014 году. Суть этих решений в следующем: раз уж смертную казнь отменили, то вернуть ее нельзя. Конституционный суд интерпретировал указ президента России Бориса Ельцина о моратории и ратификацию соглашения Совета Европы как раз как решение о ее полной отмене. Следовательно, по Конституции вернуть ее уже нельзя. И теперь уже неважно, вышли мы из Совета Европы или нет Кстати, именно исходя из этой логики я и внес тот законопроект, который нам теперь вернули: «Если есть решение Конституционного суда, то зачем смертная казнь остается в Уголовном кодексе? Как долго и в каких условиях вы писали законопроект об исключении смертной казни? Мысль о таком законе пришла не только мне, но и Павлу Крашенинникову. В тот момент мы с ним были в одной фракции, он был председателем профильного комитета по законодательству.
Документ же был простой, как слеза ребенка. Я его сам напечатал на компьютере. Открыл электронную версию Уголовного кодекса, набрал поиск по словосочетанию «смертная казнь» и везде, где она упоминалась, написал «исключить». Госдума, июнь 2000 года. Дальше на этот документ было получено положительное заключение правительства. Как сейчас помню, заместитель председателя правительства Виктор Христенко его тогда подписал. Было также получено положительное заключение профильного комитета Думы во главе с Крашенинниковым. Но дальше этот закон никак не удавалось вставить в повестку заседания Думы, потому что, видимо, просили подержать его на паузе.
А в наиболее передовых европейских странах пожизненное заключение запрещено, более того, установлены предельные сроки наказания, в прогрессивнейшей Норвегии — не более 21 года. Так что получается, что у «гуманизации», как и у Революции, есть начало, но нет конца.
Пример той же Норвегии показывает, что можно, руководствуясь экстремистскими мотивами, убить более 70 человек по официальной версии дела Брейвика и отправиться в камеру номер? Такова реальная практика, новейшие достижения «гуманизации». Здесь примерно та же схема, что и при либерализации гомосексуализма, — вначале отмена уголовного преследования, затем разрешение гомосексуальных браков, затем разрешение усыновления, а потом и требование неограниченной свободы пропаганды и, как логическое продолжение, требование всё более строгого наказания для тех, кто высказывается против этой «свободы». Так что «гуманизаторам» палец в рот не клади — ногу заглотят, а то и обе. Надо сказать и о таком принципиальном моменте — право по самой своей природе опирается на мораль, и вопрос о смертной казни это не юридическая, а морально-правовая, прежде всего нравственная, проблема и в её решении не может быть «специалистов». Какую бы должность не занимал тот или иной чиновник или юрист, его мнение о смертной казни есть только его мнение, и в нравственном отношении оно стоит ровно столько же, сколько и мнение любого другого законопослушного гражданина. Не по делу и ссылки на Конституцию — в РФ единственным и всеобъемлющим источником власти, а тем самым и любых конституций, является народ в чём, кстати, и состоит государственный суверенитет , и, соответственно, только он, а не Конституционный Суд, как, может быть, кому-то кажется, вправе менять Конституцию и, в частности, принимать действительно правовое решение о смертной казни. И в заключение ещё об одном «аргументе» поклонников моратория и вообще «гуманизации» — часто можно встретить утверждение, что за отмену смертной казни и «гуманизацию уголовных наказаний» выступают люди «с более высоким уровнем образования» и другие подобные «тонкие намёки» на высокий интеллект «гуманизаторов». На этот счёт приходится сказать, что, мало того что это не имеет отношения к делу — образованность и даже интеллект далеко не всегда коррелируют с нравственностью, так это ещё и враньё. Показательный пример — казус юриста-афериста, когда мошенник годами преподавал в нескольких вузах, выдавая себя ни много ни мало за доктора юридических наук, а работавшие с ним бок о бок преподаватели — юристы-учёные!
И это далеко не единственный подобный пример. Но главное в другом — в вопросе об отношении к смертной казни, с образованностью и интеллектом дело обстоит, по сути, также, как и с нравственностью. Против применения смертной казни начиная с эпохи Нового времени выступало множество людей и организаций, прежде всего масоны и революционеры всевозможных толков. Всех и не перечислить, из наиболее известных — Робеспьер и Ленин, бывшие юристы, ставшие вождями революций, начинавшие с рассказов о гуманности и правах человека, а после захвата власти объявившие «революционный террор», заливший реками крови «освобождённые» Францию и Россию. А с другой стороны, ни одна традиционная религия не отрицает применение смертной казни, скорее напротив, считает её прискорбной, но необходимостью в определённых случаях. Это касается, конечно, и Христианской Церкви, и отражено в учениях Святых Отцов. И величайшие философские умы человечества — Гегель и Кант также выступали за смертную казнь, причём весьма бескомпромиссно. Вот таковы факты, и на их основе можно найти не только верный, но и достаточно определённый ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.
Многим кажется правильным, что серийных убийц, насильников, террористов необходимо казнить. Зачем им сохранять жизнь?
Ведь то, что они сделали, заслуживает самого радикального наказания. Но существует и другая точка зрения. Аргументы за смертную казнь У сторонников смертной казни есть несколько аргументов. Самой важный — это моральный. Принцип симметричности наказания требует равноценного наказания за преступления. Ели преступник забрал чужую жизнь, то справедливо забрать его. Следующий аргумент профилактический. Главное в любом наказании — это его неизбежность и неотвратимость. А если неизбежным наказанием за преступление будет смерть, то очень многие задумаются. Страх смерти, присущий всем людям, может выступить сдерживающим элементом для потенциальных преступников.
Что делать, если умер близкий человек Порядок действий Помощь Подробнее И, наконец, есть и экономические доводы.
Вернут ли смертную казнь
- «Все, привет — его с нами нет»: что ждет Россию в случае отмены моратория на смертную казнь
- История смертной казни в России
- История смертной казни в России: когда появилась и почему отменили
- Сообщить об опечатке
Что заставит Россию вернуть смертную казнь
Смертная казнь была отменена 26 мая 1947 года Указом Президиума ВС СССР. Почему отменили смертную казнь в нашей стране, и в каких государствах она используется в качестве меры наказания? Также приводилась статистика о том, что отмена смертной казни не влекла за собой никакого роста преступности. Юридически ситуация обстоит следующим образом: смертная казнь у нас не отменена, она находится в списке наказаний Уголовного кодекса, но на её применение наложен мораторий. Решение Конституционного суда России по смертной казни не подразумевает каких-либо исключений и возможности отмены моратория в отдельных случаях.
История смертной казни в России
Чаще всего провинившихся россиян отправляли на каторгу. Лишали жизни в основном за политические преступления, а также за преступления на поле боя. После восстания декабристов преступников стали карать только повешеньем и расстрелом. После Февральской революции 1917 года смертная казнь была упразднена в гражданской жизни. На фронте же все еще казнили за госизмену, убийство и разбой. Людей расстреливали за восстания, шпионаж, фальшивомонетничество, бандитизм и т. В годы Великой Отечественной войны казнили пособников нацистов. В 1947 году статьи, за которые предусматривался расстрел, заменили на сроки в трудовых лагерях. В 50-е расстрелы снова вернули для изменников Родины, диверсантов и убийц.
Однако полностью вступает в силу конвенция с момента ратификации путем принятия федерального закона. То есть период с момента подписания до момента ратификации по сути является переходным периодом, в который Россия должна подготовиться к ратификации, то есть привести в соответствие международное и внутреннее законодательства, а так же обеспечить исполнение требований конвенции. Ельцин подписал Указ от 16 мая 1996 г. Конституционный суд РФ, в свою очередь, подкрепил данные позиции своим Постановлением от 02.
Однако на практике почти 30 последних лет такое наказание в России не применялось.
Вместо этого рецидивисты получали пожизненные или максимальные сроки. Что касается дел о терроризме, напомним, что фигуранты дела о взрыве в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 года получили от 19 лет до пожизненного. Пособники участников теракта на Дубровке в Москве в 2002 году — от 8,5 года до 22 лет. По мораторию КС В 2022 году комитет министров Совета Европы инициировал процедуру прекращения членства России в Совете Европы, напомнил зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Казалось бы, в чем препятствия и почему теперь не работает статья УК о смертной казни?
И этого требует Конституция — «предоставления обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Но на деле у нас не во всех регионах есть суд присяжных», — сказал депутат «Парламентской газете». Таким образом, Конституционный суд фактически установил мораторий на применение смертной казни в связи с отсутствием в каждом субъекте суда присяжных.
Но вот насчет «мировой практики» хотелось бы поподробнее — когда, где, при каких обстоятельствах она случилась? Что было до отмены смертной казни, что стало после? Все ли факторы были учтены и можно ли доверять официальной статистике? Или она похожа на прогрессивную, «мировую» же статистику про «преступность, не имеющую национальности»?
Ведь хорошо известно, что в любой, даже самой прогрессивной стране, есть множество случаев, когда «отсидевший» убийца, выйдя на свободу, снова убивает. Или это всё не «практика», а только «частные случаи»? В общем, как говорил один булгаковский персонаж, — «врать не надо по телефону», и по телевизору, добавим, тоже не надо. А надо бы, наконец-то, прямо сказать, что нет и не может быть никаких действительно рациональных, а тем более моральных аргументов за отмену смертной казни, в принципе. Может обсуждаться только необходимость её применения за те или иные конкретные виды преступлений. Когда же заявляют, что государство, в принципе, не должно лишать человека жизни, то это недоразумение или лукавство. Не государство, а преступник намеренно лишает жизни другого человека и тем самым делает свой выбор.
Прямая и первейшая обязанность государства в этом случае — сделать всё возможное для наилучшего обеспечения безопасности законопослушных граждан и, безусловно, исключить возможность совершения убийцей ещё одного убийства. Вообще, единственным подобием аргумента против смертной казни является указание на возможность судебной ошибки. Но и он является лукавым. Очевидно, что ошибка возможна только в том случае, когда нет прямых изобличающих доказательств, если же преступник застигнут на месте преступления или есть изобличающие видео, что сегодня бывает достаточно часто, то о какой ошибке может идти речь? И если бы добивались запрета смертной казни только в случае недостаточности прямых объективных доказательств вины, то тогда это была бы совсем другая история, так ведь нет же, под предлогом «ошибки» требуют запрета смертной казни в принципе, то есть и для заведомых жестоких убийц. Это одна сторона дела, но лукавство также и в другом — продолжая логику, апеллирующую к «возможности ошибки», можно требовать запрета вообще любых наказаний. Говорят, что ошибочный приговор к смертной казни нельзя исправить.
А если человека ошибочно приговорили к 20 годам и через 15 лет «исправили ошибку», выпустили бездомного, с подорванным здоровьем, когда его семья распалась, дети выросли, считая его преступником, а мать умерла от горя. Это можно исправить или компенсировать?