Центральная избирательная комиссия заявила, что готова предоставить данные регистра избирателей для составления реестра военнообязанных. В Центральной избирательной комиссии Северной Осетии проходит первый этап проверки листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов «Партии дела». «Избиратель, посетив раздел «Регистр избирателей Республики Армения» на сайте ЦИК, убедившись, что его имя внесено в список избирателей, может напротив номера избирательного участка на карте увидеть и местонахождение избирательного участка. Центризбирком планирует в этом году создать электронный регистр избирателей России, в базе данных которого будет 108 млн. человек. Перед членами рабочей группы выступила ведущий консультант информационного центра Аппарата Центральной избирательной комиссии республики Надежда Крючкова с информацией о количестве и характере внесения изменений в базу данных Регистра.
Пуровская телерадиокомпания «ЛУЧ»
Центризбирком занимается актуализацией информации в регистре избирателей, чтобы количество отказов в участии в дистанционном электронном голосовании из-за несовпадения данных было минимальным, сказала глава ЦИК Элла Памфилова на заседании 21 июля. Минцифры РФ рассчитывает в 2023 году запустить в режиме опытной эксплуатации новый регистр избирателей. Об этом сообщил в воскресенье в ходе заседания ЦИК замглавы министерства Олег Качанов. Член ЦИК РФ напомнил, что избиратель, который подал заявление о голосовании по месту нахождения, имеет право проголосовать по месту жительства, но при этом члены участковой избирательной комиссии обязаны проверить. Член ЦИК РФ напомнил, что избиратель, который подал заявление о голосовании по месту нахождения, имеет право проголосовать по месту жительства, но при этом члены участковой избирательной комиссии обязаны проверить.
ЦИК создает единый регистр избирателей
Присутствует и уполномоченный представитель «Партии дела». Здесь может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основе оцифрованных данных, содержащихся на подписном листе, автоматизированные вопросы к регистру избирателей, что мы, собственно, и будем делать. Формирует группы схожих почерков. Это первый этап, после которого последует работа почерковедов.
У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos.
На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне. Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов.
Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн?
За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов?
Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор. С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне.
В этом случае данные будут перенесены в электронный регистр вручную. Единый электронный список всех избирателей-москвичей будет доступен на каждом из более чем 3 тыс.
В единой системе в режиме реального времени будет собираться информация о выдаче бюллетеней как онлайн, посредством дистанционного электронного голосования, так и оффлайн, на участках, а также на дому, для тех, кто по каким-то причинам не может воспользоваться дистанционным электронным голосованием или прийти на участок в день голосования. Как только человек получит бюллетень - бумажный или электронный - отметка об этом сразу появится в регистре, а возможность проголосовать другими способами заблокируется. Отмечается, что за счет внедрения электронного регистра в этом году заранее регистрироваться на электронное голосование не нужно.
Постановление ЦИК России от 16. Территориальный фрагмент Регистра избирателей, участников референдума, содержащий сведения о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства в федеральной территории, формируется и ведется на КСА ТИК федеральной территории и является частью регионального фрагмента Регистра избирателей, участников референдума, формируемого и ведущегося на КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территория которого включает федеральную территорию;"; б абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции: "словосочетания "муниципальное образование" и "федеральная территория", а также словосочетания "глава местной администрации" и "глава администрации федеральной территории" используются в одном значении, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
3. Формирование и ведение Регистра избирателей, участников референдума
ЦИК делает все возможное, чтобы доступ к информационным ресурсам комиссии был максимально открыт для простых избирателей», – сказал он. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) России к единому дню голосования в сентябре запустит пилотный проект по созданию нового цифрового сервиса — мобильной участковой избирательной комиссии («Мобильная УИК»). Выберите территорию или группу территорий. Российская Федерация Республика Адыгея (Адыгея) Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Донецкая Народная Республика Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика.
ЦИК создаст электронный регистр избирателей России
В Центральной избирательной комиссии Северной Осетии проходит первый этап проверки листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов «Партии дела». Центризбирком планирует в этом году создать электронный регистр избирателей России, в базе данных которого будет 108 млн. человек. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) России к единому дню голосования в сентябре запустит пилотный проект по созданию нового цифрового сервиса — мобильной участковой избирательной комиссии («Мобильная УИК»).
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
Для сайтов и страниц сети Интернет обязательна активная гиперссылка на сайт сетевого издания «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края». Учредитель: избирательная комиссия Краснодарского края. Для связи с главным редактором: адрес электронной почты ooc ikkk.
ЦИК совместно с МИД к выборам президента РФ в марте 2018 года провели работу по исключению двойного учета граждан: в этом году впервые МИД направил Центризбиркому списки избирателей, которые постоянно проживают на территории иностранного государства и состоят на консульском учете. Эта вся информация была передана в регионы, чтобы исключить их из списков избирателей по месту регистрации. Председатель ЦИК России Элла Памфилова перед правильный выборами главы государства сообщила, что около 1, 5 миллиона двойников и мертвых душ вычистили из списков избирателей к выборам правителя России.
Государственной регистрацией смерти гражданина, в том числе в связи с вступившим в законную силу решением суда об установлении факта смерти или об объявлении гражданина умершим, а также внесением изменений в запись акта о смерти в связи с установлением личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица. Вступлением в силу решения суда о признании гражданина недееспособным. Окончанием срока военной службы по призыву, в случае если его место жительства находится на соответствующей территории. Прекращением гражданства Республики Южная Осетия при поступлении сведений о сдаче паспорта гражданина Республики Южная Осетия. Контроль за полнотой и корректностью сведений о гражданах, переданных главой администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия и вводимых в базу данных, осуществляет Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия. При выявлении некорректных сведений Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия незамедлительно направляет информацию об этом главам администраций административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия для проверки. Проверка проводится в течение 10 дней с момента получения информации. Результаты проверки включаются главами администраций административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия в очередные сведения, передаваемые в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия.
Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия, комиссия референдума в случае проведения выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия, выборов Президента Республики Южная Осетия, референдума Республики Южная Осетия вправе принять решение об использовании об изъятии из опечатанных коробок мешков и использовании списков избирателей, участников референдума по истечении трех месяцев после официального опубликования результатов выборов, референдума для уточнения Регистра, если итоги голосования по соответствующему избирательному участку и результаты выборов не обжалуются в судебном порядке. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума решение об использовании об изъятии из опечатанных коробок мешков и использовании списков избирателей, участников референдума может быть принято после дня вступления в законную силу решения суда. В решении Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, комиссии референдума необходимо определить сроки уточнения Регистра с использованием списков избирателей, участников референдума, а также места хранения списков избирателей, участников референдума, ответственных за их хранение в этот период. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия передает для проверки информацию об избирателях, участниках референдума, дополнительно включенных в список избирателей, участников референдума и исключенных из него, главе администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия. Указанная информация может быть внесена в Регистр только после проверки. Регистрация и установление численности избирателей, участников референдума 4. Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января каждого года. По результатам учета избирателей, участников референдума на основании данных Регистра по состоянию на 1 января каждого года Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия формирует сведения о количестве избирателей, участников референдума.
Вышеуказанные сведения не позднее 30 января каждого года передаются главой администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия. По результатам учета избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории Республики Южная Осетия, командир воинской части не позднее 20 января каждого года заполняет и подписывает сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума по состоянию на 1 января, а также устанавливает их численность. В случае если место жительства военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не находилось на территории административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия, где расположена воинская часть, до призыва на военную службу, в сведениях о зарегистрированных избирателях, участниках референдума об этом делается отметка. Сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, хранятся на бумажном или защищенном от записи машиночитаемом носителе у командира воинской части. Не позднее 20 января сведения о численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории Республики Южная Осетия, по состоянию на 1 января, представляются командиром воинской части главе администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия, на территории которого расположена воинская часть. Глава администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия не позднее 30 января каждого года на основании сведений, содержащихся в Регистре, и данных о численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержащихся в сведениях, представляемых командиром воинской части в соответствии с пунктом 4. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия не позднее 15 февраля каждого года на основании представленных главами администраций административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия сведений устанавливает численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы по состоянию на 1 января. Руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Республики Южная Осетия не позднее 20 января каждого года устанавливает численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории консульского округа по состоянию на 1 января, и направляет в Министерство иностранных дел Республики Южная Осетия указанные сведения.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе, иных федеральных законах. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Кодексы РФ
- Популярные материалы
- Минцифры планирует в 2023 г. провести опытную эксплуатацию нового регистра избирателей
- Разделы сайта
- ЦИК создает единый регистр избирателей - Iryston Tv
- Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
ЦИК России запускает пилотный проект по созданию нового цифрового сервиса «Мобильная УИК»
Он напомнил, что этот год - без федеральных выборов. А осенью хотим сделать общероссийскую тренировку в условиях, максимально приближенных к выборам... Планируем провести испытание комплексов электронного голосования на реальных выборах в регионах в октябре», - сообщил председатель ЦИК.
Все данные проверены Московской городской избирательной комиссией до начала голосования. Москвичи получили сообщение в личном кабинете на mos. Почему голосовать онлайн можно было только с полной учетной записью? Подтверждение учетной записи — это аналог проверки паспорта перед выдачей бюллетеня.
То же самое происходило и на избирательных участках. Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета.
Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos.
На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне. Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов.
Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos.
Копия на бумажном носителе списка избирателей в электронном виде заверяется печатью участковой комиссии, а также подписями председателя и секретаря участковой комиссии. Копия списка избирателей в электронном виде может быть изготовлена в электронном виде. В таком случае она подписывается электронными подписями председателя, секретаря участковой комиссии.
Копия списка избирателей в электронном виде представляется для обозрения членам участковой комиссии, наблюдателям и иным лицам, имеющим право присутствовать в помещении участковой комиссии при подсчете голосов. После завершения подсчета голосов список избирателей в электронном виде хранится в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Составление и уточнение списков избирателей участковыми комиссиями на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации 4. На избирательном участке, образованном руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в список избирателей при его составлении включаются избиратели, подавшие письменные заявления, которые: постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках; проживают в пределах расположения воинской части при условии, что на ее территории не образован избирательный участок. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, в список избирателей при его составлении включаются: избиратели из числа военнослужащих и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей на основании сведений, представляемых командиром воинской части ; избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находящиеся в длительных заграничных командировках, подавшие письменные заявления о включении в список избирателей на момент его составления по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в порядке поступления письменных заявлений, поданных не позднее 18. В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства.
При этом в отношении избирателя, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, указывается адрес его места жительства на территории иностранного государства, а избирателя, находящегося в командировке в том числе длительной , служебной, деловой, личной или туристической поездке, - адрес его места жительства на территории Российской Федерации со слов избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии в 18. В день голосования на основании устного обращения при явке в помещение участковой комиссии в список избирателей на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, в том числе на избирательном участке, образованном в пределах расположения воинской части по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации , включаются избиратели, которые: постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках; находятся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках. В случае если участковой комиссией будет установлено, что избиратель подал заявление об участии в дистанционном электронном голосовании в случае проведения дистанционного электронного голосования без подачи заявления - принял участие в дистанционном электронном голосовании либо проголосовал на ином избирательном участке, указанный избиратель не включается в список избирателей. Использование списка избирателей 5. Порядок использования и работы с первым экземпляром списка избирателей при проведении голосования 5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт.
В случае если прибывший явившийся на избирательный участок избиратель не был включен в список избирателей, он может быть включен в список дополнительно в порядке, установленном в пунктах 2. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой комиссии с правом решающего голоса обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, либо вне помещения для голосования, либо к нему не направлены члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования устанавливается по отметке в списке избирателей , а также не включен в Реестр избирателей, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. Если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не вернутся члены участковой комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. После установления указанного факта избиратель исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Если сведения об избирателе ошибочно внесены в строку, относящуюся к другому избирателю, и или избиратель ошибочно расписался за получение избирательного бюллетеня в строке, относящейся к другому избирателю, в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка "Вписанные данные относятся к строке N", указывается дата заверения, заверяется подписью члена участковой комиссии, выдавшего избирателю избирательный бюллетень, и подписью председателя участковой комиссии. Пример отметки приведен в строке 12 приложения N 8 к Инструкции. Избиратель, в строке со сведениями о котором проставлена подпись другого избирателя, исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проверяет правильность внесенных данных и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Пример отметки приведен в строке 13 приложения N 8 к Инструкции. Член участковой комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, дополнительно в графе "Особые отметки" указывает дату голосования. В случае если избиратель, который не может самостоятельно проставить подпись в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, решил воспользоваться для этого помощью другого лица, в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. Указанный гражданин проставляет подпись в графе "Подпись избирателя за полученный избирательный бюллетень на выборах Президента Российской Федерации". Примеры отметок приведены в строках 14, 15 приложения N 8 к Инструкции. В случае если избирателю был выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень, в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку напротив фамилии данного избирателя "Выдан бюллетень взамен испорченного", указывает дату голосования и проставляет подпись.
Пример отметки приведен в строке 16 приложения N 8 к Инструкции. В случае организации на территории избирательного участка досрочного голосования избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанной выписке либо списке члены участковой комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Голосовал досрочно", указывают дату и время голосования. Если избиратель расписывался в выписке из списка избирателей, то члены участковой комиссии, проводившие досрочное голосование, после окончания его проведения вносят в список избирателей указанные отметки и расписываются. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей. Пример внесения отметки приведен в строке 17 приложения N 8 к Инструкции. При проведении в соответствии со статьей 68 Федерального закона N 19-ФЗ голосования групп избирателей, которые проживают находятся в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, избиратель проставляет подпись в получении избирательного бюллетеня в соответствующей книге списка избирателей.
Члены участковой комиссии, проводящие такое голосование, делают отметку в списке избирателей "Голосовал вне помещения для голосования", указывают номер переносного ящика для голосования и дату получения избирательного бюллетеня дату голосования. Пример отметки приведен в строке 18 приложения N 8 к Инструкции. Если избиратель прибыл в помещение для голосования после того, как члены участковой комиссии выехали вышли для проведения голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не будет установлено, что избиратель не проголосовал в месте проведения голосования. После установления указанного факта избиратель исключается из книги списка избирателей в соответствии с пунктом 2. В списке избирателей также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. При проведении в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 19-ФЗ голосования вне помещения для голосования избиратели, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования, а также избиратели, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования в графе списка избирателей, где предусмотрена подпись избирателя за полученный избирательный бюллетень, напротив данных избирателя вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой комиссии: "вне помещения для голосования". Для этого могут использоваться с шестой по восьмую графы списка избирателей.
Избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. В случае порчи избирательного бюллетеня в заявлении также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. Члены участковой комиссии, выезжавшие по заявлениям обращениям избирателей, незамедлительно после прибытия в помещение для голосования отметку "вне помещения для голосования" перед словом "вне" дополняют словом "Голосовал", указывают номер переносного ящика и дату голосования, ставят свои подписи. Пример отметки приведен в строке 19 приложения N 8 к Инструкции. При наличии в заявлении отметки о выдаче нового избирательного бюллетеня взамен испорченного указанная отметка также переносится в список избирателей. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования хранится вместе со списком избирателей. В случае если заявление устное обращение избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования поступило от избирателя, не включенного в список избирателей, но имеющего на это право, избиратель включается в список после возвращения членов участковой комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя.
Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в дистанционном электронном голосовании в случае проведения дистанционного электронного голосования без подачи заявления - принявший участие в дистанционном электронном голосовании и явившийся в день голосования в участковую комиссию по месту жительства, не может быть включен в список избирателей. Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту жительства, по решению участковой комиссии может быть включен в список избирателей по месту жительства в соответствии с пунктом 3. При подтверждении информации о том, что избиратель не получал избирательный бюллетень на избирательном участке по месту нахождения, избиратель включается в список избирателей по месту жительства дополнительно и исключается из списка избирателей на избирательном участке по месту нахождения. После каждого дня голосования список избирателей убирается в сейф, где хранится до каждого следующего дня голосования. После окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей вносить какие-либо изменения в список избирателей запрещается. По окончании каждого дня голосования, за исключением последнего, участковая комиссии подсчитывает число избирателей, получивших избирательные бюллетени в том числе избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования , и передает эти данные в территориальную комиссию для последующего ввода в ГАС "Выборы". Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии указывают на каждой странице списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в дни голосования устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей ; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в дни голосования устанавливается по числу отметок "Голосовал вне помещения для голосования" в списке избирателей ; число избирателей, проголосовавших досрочно устанавливается по числу отметок "Голосовал досрочно" в списке избирателей.
После внесения данных, указанных в пункте 5. Затем указанный член участковой комиссии оглашает эти данные и сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии, лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, которые определяются как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает и вносит на последний лист списка избирателей, заверяет своей подписью и печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Для удобства установления итоговых данных по всем страницам списка избирателей целесообразно использовать таблицу суммирования данных списка избирателей, форма которой приведена в приложении N 11 к Инструкции, для внесения в нее суммарных данных с каждой страницы списка. В этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных в таблицу суммирования данных списка избирателей. После внесения данных в протокол участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться присутствующие на избирательном участке члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам, наблюдатели, иностранные международные наблюдатели, а также представители средств массовой информации, указанные в пункте 12 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ.
При работе со списком избирателей участковая комиссия по числу подписей избирателей в книге списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, подсчитывает число избирателей, принявших участие в выборах на основании заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, затем составляет акт, форма которого приведена в приложении N 12 к Инструкции, и приобщает его к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. После окончания работы со списком избирателей перед непосредственным подсчетом голосов титульный лист книги списка избирателей, книги списка избирателей по порядку нумерации, книга книги списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, вкладные листы списка избирателей, а также последний лист списка избирателей с итоговыми данными должны быть сброшюрованы прошиты в перечисленном порядке в один том, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на месте скрепления. Исключение составляют книги списка избирателей, содержащие сведения об избирателях, представленные командиром воинской части. При этом разброшюрование отдельных книг списка избирателей не допускается.
Кто мог голосовать в Москве на выборах Президента России? Проголосовать в Москве могли граждане России, которым исполнилось 18 лет до 17 марта включительно и которые зарегистрированы в столице или прикрепились к московскому избирательному участку до 11 марта. Зачем было проводить голосование онлайн?
Москвичи привыкли к электронным услугам. Более 15,9 миллиона человек создали учетную запись на mos. Голосовать онлайн можно с любого устройства с доступом в интернет. С 2022 года на выборы не нужно было даже регистрироваться заранее. Так было организовано и на выборах Президента, чтобы максимально упростить процесс для избирателей. Все данные проверены Московской городской избирательной комиссией до начала голосования. Москвичи получили сообщение в личном кабинете на mos.
Почему голосовать онлайн можно было только с полной учетной записью? Подтверждение учетной записи — это аналог проверки паспорта перед выдачей бюллетеня. То же самое происходило и на избирательных участках. Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут.
Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos.
На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн?
"Госуслуги" начали принимать заявки на участие в онлайн-голосовании в сентябре
Несовпадение адреса в заявлении с регистром избирателей или данными портала Госуслуг может стать причиной отказа на участие в онлайн-голосовании. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на члена ЦИК Антона Лопатина. «Избиратель, посетив раздел «Регистр избирателей Республики Армения» на сайте ЦИК, убедившись, что его имя внесено в список избирателей, может напротив номера избирательного участка на карте увидеть и местонахождение избирательного участка. С 17 февраля ЦИК России начнет работу по адресному информированию избирателей – проект «ИнформУИК» входит в основной этап. Как поясняют в ЦИК РФ, приложение позволит участковым комиссиям заняться «персональным информированием избирателей». Центризбирком занимается актуализацией информации в регистре избирателей, чтобы количество отказов в участии в дистанционном электронном голосовании из-за несовпадения данных было минимальным.
ЦИК создает единый регистр избирателей
Глава Центризбиркома Элла Памфилова сообщила, что Центральная избирательная комиссия создает единый регистр избирателей на базе акции по исключению двойного учета избирателей, проведённой перед президентскими выборами в марте 2018 года, передает РИА. Внесенные в Госдуму поправки в избирательное законодательство позволят оперативнее и точнее формировать регистр избирателей. Россия вскоре перейдет на новую платформу с регистром избирателей, рассказал член ЦИК РФ Константин Мазуревский.
ЦИК разрешил использовать регистр избирателей для создания реестра военнообязанных
Наталья Олексина, председатель ТИК Пуровского района: — Комиссии у нас начинает работать с 30 августа, соответственно у них уже открываются двери для пункта приёма заявлений. Поэтому как оформить заявление, так и уточнить себя в списках избирателей может любой избиратель, придя в избирательную комиссию. Либо позвонить в избирательную комиссию, либо использовать сайт центральной избирательной комиссии.
Есть набор признаков, однозначно определяющих избирателя: ФИО, дата и место рождения, пол, паспорт. Обработка данных в Регистре проводится с использованием метода репликации. В таблице протокола собираются все данные об изменениях основных таблиц. Изменения бывают на ввод данных, на модификацию и на удаление.
По команде к репликации данные реплицируются снизу вверх, и до момента полной обработки подтверждения следующий цикл репликации не запускается. Данные обрабатываются в ЦИК России, формируется подтверждение, оно передается на субъект, там обрабатывается и далее передается в территориальные комиссии. Из-за больших объемов данных — 120 млн записей — процесс обработки достаточно сложен и кропотлив, однако ПО построено таким образом, что в процессе обработки постоянно контролируются корректность и целостность данных об избирателях. Еще одной задачей построения подсистемы была и остается очистка и преобразование данных из унаследованных систем. Ведь достаточно точные данные имелись только в Москве, где мы их ввели, работая над регистром избирателей столицы. А в регионах качество данных было крайне низким, одни и те же адреса иногда встречались по десять раз.
Конечно, очистку нужно было автоматизировать, и мы применили технологию пороговой логики и технологию «самообучения» системы. Если обнаруживается ошибка, системный администратор должен один раз сопоставить запись с записью в классификаторе. В этом ему помогают автоматические анализаторы схожести слов. Потом все остальные ошибки такого же типа исправляются автоматически. Как «Регистр избирателей» поддерживается в актуальном состоянии? ПРИУР с самого начала была замечательным и уникальным в России примером успешного взаимодействия с органами, осуществляющими регистрацию и учет населения.
При этом обмен данными между уровнями осуществляется посредством обмена файлами. Используется инкрементальная схема межуровневого взаимодействия — передаются только те изменения таблиц баз данных, которые не были переданы ранее. Алгоритмы межуровневого взаимодействия обеспечивают двунаправленную репликацию данных. Каждое изменение передается до тех пор, пока оно не будет подтверждено принимающим комплексом средств автоматизации ГАС «Выборы». Прием изменений может происходить параллельно в несколько потоков.
Этот код, который должны вводить пользователи для того, чтобы посмотреть данные из ГАС «Выборы», ранее ввели в целях обеспечения защиты системы от внешних угроз. ЦИК делает все возможное, чтобы доступ к информационным ресурсам комиссии был максимально открыт для простых избирателей», — сказал он. Проблема капчи появилась в 2020 г. Ее требовалось вводить каждый раз при просмотре итогов голосования для того, чтобы доказать системе, что пользователь — человек, а не программа.
Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".