Эксперт: религиозные объекты в ДФО нуждаются в программе сохранения культурного наследия. При каких болезнях и состояниях пост может быть опасен? Все публикации по #тегу Религия. Подробнее по теме «Религия» – читайте на сайте Сноб. В церковном календаре есть 4 многодневных поста и 3 однодневных, а также нужно поститься каждую среду и пятницу. религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими.
В центре обсуждений
Кроме улучшения здоровья, религиозный пост оказывает влияние на душевное состояние человека. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. 12 апреля 2024 года, в пятницу Крестопоклонной седмицы Великого поста, чтимый образ Благовещения Пресвятой Богородицы, находящийся в Троицком соборе Иерусалима. Евангелие дня 27 апреля пятница великий пост 2024 год. Опрос «Омнибус ВЦИОМ» показал, что для 40 % граждан пост — это самоограничение в рамках религиозных убеждений, для 20 % — культурная традиция, для 25 % — пустое место, а для 13.
Кому пост может быть опасен: мнение врача и священника
В удивительном месте, с удивительными людьми и удивительной братией. Деревянный Благовещенский храм церковь эта, как вы понимаете, напрямую связана с праздником имеет драматичную историю».
Однажды Иисус получил от сестер весть о болезни Лазаря. Узнав об этом, он произнес: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией». Несмотря на свою любовь к праведному семейству, он выждал еще два дня, прежде чем отправиться в путь. Спаситель понимал, что к тому моменту, как он прибудет в Вифанию, Лазарь умрет, но знал и то, что смерть не будет властвовать над ним долго. Сын Божий встретился с Марфой и Марией через четыре дня после кончины их брата. Вместе с ними в окружении учеников и жителей города он пришел на гору, где был похоронен Лазарь, и велел сдвинуть камень, закрывающий вход в гробницу. Затем Иисус приказал покойнику «Лазарь, выйди вон! Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается 28 апреля Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев.
Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть. Люди ликовали и устилали его путь пальмовыми листьями, которые со временем стали важным атрибутом другого праздника — Входа Господня в Иерусалим. В России из-за особенностей климата это растение заменили на вербу. Так появилось народное название торжества — Вербное воскресенье.
С какого возраста можно привлекать детей к посту?
Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему.
Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья.
Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно.
Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста.
У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев.
Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение.
Деревянный Благовещенский храм церковь эта, как вы понимаете, напрямую связана с праздником имеет драматичную историю». В настоящее время известно, что жертвами трагедии стали 137 человек.
Великий пост: сколько россиян соблюдают ограничения и от чего верующие отказались до 4 мая
Первое время, пока происходит переход на постную пищу, может чаще возникать чувство голода, и человеку потребуется есть уже не три раза в день, а пять или шесть; или возникнет потребность увеличить порции. Может возникнуть желание есть много бобовых и орехов, так как они более сытные, но в большом количестве они могут вызвать вздутие живота. Вопреки опасениям, боль в животе, которая возникает при остром чувстве голода, в общем, безопасна, объясняет Дарья Мошарева. Такая боль не приводит к язве желудка. А вот в случае, когда желудок начинает болеть после употребления пищи, стоит насторожиться — это как раз симптом возможного недуга, но пациенты часто трактуют этот симптом в своем духе, мол, просто съел что-то не то. Также стоит обратить внимание на симптомы недоедания: слабость, утомляемость, снижение концентрации внимания, повышенную потребность во сне, потемнение или маленькие черные мушки в глазах при вставании — это сигнал, что что-то идет не так.
Как избежать дефицита питательных веществ во время поста Многие постящиеся боятся недополучить те или иные питательные вещества и принимают витамины или БАДы, чтобы предотвратить это. Однако, по словам Дарьи Мошаревой, недостатка витаминов, которые входят в состав обычных поливитаминных комплексов, у людей в наших широтах во время поста обычно не возникает. Чаще всего нам может не хватать витамина D, уровень которого не зависит от питания, поэтому многие врачи рекомендуют принимать его в профилактических дозах курсами. Дефицит витамина В12 также может возникнуть при длительном употреблении строго растительной пищи, поэтому лучше покупать растительное молоко и другие продукты, обогащенные этим витамином. Но если дефицита витамина B12 не было до поста, то за два месяца он также вряд ли возникнет.
Железо есть в сое, шпинате, киноа, чиа, гречке. Растительное железо усваивается хуже животного, однако при продуманном рационе дефицита может не быть даже у веганов. Если он все же возник, стоит посоветоваться с врачом относительно подбора препаратов железа — не все они хорошо усваиваются. Отдельная тема — белок.
К молитвенному шествию смогут присоединиться все желающие. Пасха — один из самых ожидаемых и главных праздников для христиан. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года праздники 27 апреля 2024 года отмечается Лазарева суббота. Что можно и что нельзя делать 25 апреля 2024 года 25 апреля 2024 года православные вспоминают Василия исповедника, а также икону Муромской Богоматери. В этом году она началась 22 апреля. Заканчивается в Вербное воскресенье — 28 апреля, после которого наступает Страстная неделя.
RU подготовило материл о традициях празднования.
И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света… И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке… Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что у меня общего с Пречистой Девой Богородицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его: как страх и трусость, ненависть и ложь постепенно готовят Ему смерть? И как нам не понять, что может переживать Божия Матерь перед лицом предательства Иуды, отречения Петра, бегства учеников, лжесвидетельства на Сына Ее, суда неправедного, осмеяния, избиения — и наконец, крестной смерти Спасителя Христа?
Как мы на все это отзываемся? Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песне — с чем выходим мы из храма? Большей частью идем забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом, готовясь к следующей службе, или уходя вовсе в мирскую жизнь. А Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, — нет ей перерыва, она, как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все; одно сгорит, и ничего от него не останется, кроме пепла и позорного воспоминания, а другое устоит, как золото и серебро… Где мы будем тогда? Как переживем эти дни?
С чем выйдем мы каждый раз из храма, и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно — провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты — отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды?
На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить: и тогда, может быть, что-нибудь проснется в нашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас, как в прошлом для стольких она оказывалась, началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни.
Вход Господень в Иерусалим Благословен грядый во имя Господне! Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы — все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть!
Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову! Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем. А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти… Но что же остается одним, и что завещает нам Христос Своей смертью?
В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню… Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе — пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, — это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а в каком-то смысле все так значительно — как перед любовью: самые мелкие, незаметные слова так дороги и значительны, а большие события иногда так ничтожны в таинстве любви. Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них?
Порой — могилы; чаще — чистое поле… А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни… А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего.
Он нас научил тому, что кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!.. Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь.
Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад. И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто… А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь… Это — праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи.
К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии — Спасителя мира. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь.
Если человек вынужден что-то упускать в посте, он может нагрузить себя в чем-то другом», — подчеркнул в разговоре с «360» клирик Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне Николай Савченко. Церковь призывает людей к умеренности и сокращению потребления материальных благ. Вместо физических потребностей нужно развивать внутренние качества — смирение, терпение и сострадание. Викимедиа Что запрещено в Петров пост? Во время Апостольского поста верующие соблюдают строгие пищевые ограничения. Нельзя есть красное мясо, птицу, морепродукты и все другие виды животных продуктов. Исключение — рыба, от которой стоит воздерживаться только по пятницам и средам. Апостол Петр родился в семье рыбака, поэтому всегда считался покровителем рыболовов; — Молочные продукты и яйца. Нужно исключить из рациона молоко, яйца и все с содержанием лактозы: например, сыр, йогурт, масло и сливки. Это связано с идеей самоконтроля и отказа от животных белков; — Алкоголь. Вино допустимо в субботу и воскресенье и дни почитания великих святых: 19 июня — День всех святых, а 7 июля — рождество Иоанна Крестителя. Важно воздержаться от алкогольных возлияний. Это напоминание и пожелание для тех, у кого есть какие-то слабости. Июнь — время, когда много работы в сельской местности, поэтому это хороший повод помочь своим родным и близким.
Самое читаемое
- Лазарева суббота — 2024: когда отмечают, что нельзя делать, традиции и приметы
- Православные новости и важные события, связанные с деятельностью РПЦ
- Особенности рациона
- Ираклий Гарибашвили: Грузия не свернет с европейского пути
- Новости партнеров
Слушаться доктора, а не священника
- Православный календарь на 2024 год
- Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
- В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине
- В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине | Вестник Кавказа
- Традиции и обряды
Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год
Пост как аскетический подвиг во славу Божию характерен для подавляющего большинства религий мира. Как отмечали опрошенные «Реальным временем», смысл поста заключается в духовном очищении и развитии самодисциплины. Как отмечали опрошенные «Реальным временем», смысл поста заключается в духовном очищении и развитии самодисциплины. Четверток 6-й седмицы Великого Поста / Церковные новости. Митрополит Таллинский Евгений призвал верующих к сугубому посту в связи с угрозами Эстонской Православной Церкви. Соблюдение религиозных постов лишний раз подтверждает позицию, что человек может значительно улучшить свое питание путём хоть и вынужденного снижения общего количества.
Оптина пустынь
православие – последние новости. Смотрите также: l. Религия. религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими. Скорее всего, это объясняется слабым интересом молодежи к религиозной сфере, однако может указывать и на то, что яркие запоминающиеся религиозные лидеры.
Подписка на новости
- Последние новости из всех митрополий и епархий
- РПЦ не будет предлагать перемирие на религиозные праздники
- Другие статьи на эту тему
- Религия сегодня - новостной сайт религиозной тематики
Кому пост может быть опасен: мнение врача и священника
А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение.
В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим. Можете рассказать о том, как правильно отмечать этот праздник? И каждый раз, когда совершается его память, читается Евангелие. В писании есть повествование о том, как Господь грядет на Свою вольную смерть. Фактически Христос добровольно идет на страдания, когда прибывает в израильскую столицу. Тем самым Он показывает, что никто Его не принуждает, не заставляет Его совершать такой искупительный подвиг.
А Он сам идет на такую крестную жертву для спасения рода человеческого. В древности обычно великих полководцев встречали пальмовыми ветвями, как победителей со словами «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». То есть благословенный тот, который грядет во имя Господне, они Его встречают как великого царя и пророка. Почему именно встречают? Так вот накануне Вербного воскресения у нас есть суббота Лазарева. В этот день церковь вспоминает, как Господь воскресил праведного Лазаря, который был уже 4 дня во гробе.
Когда по Иерусалиму разнеслась весть о чудесном воскрешении, местные жители стали видеть в Христе пророка. Они вышли встречать Спасителя. В Иерусалиме Бога встречали ветвями пальмы — символом победы земных царей. В нашей русской традиции принято использовать вербы. Так как пальмы у нас не растут, а почки вербы распускаются весной довольно рано. И вот мы этими вербами, как знаменем победы жизни над смертью, встречаем Господа Иисуса Христа.
Верба в христианстве несет посыл воскрешения. Поэтому батюшка освещает ветви, приносимые прихожанами в храм. А потом мы храним их на протяжении всего года у себя дома возле иконки. Когда год проходит, относим вербу в храм или сжигаем дома.
По мнению некоторых ученых, запрет связан с тем, что в жарких странах, где возникли иудаизм и ислам, свинина быстро портилась и могла быть заражена трихинеллезом.
Но против этой версии есть и возражения. Ведь изначально одомашнена свинья была в тех же регионах. Анна Павловская, историк: «Свинина — продукт земледельца, и в этом, возможно, одна из причин, ее неприятия теми народами, которые изначально были народами скотоводческими. Почему так много пищевых запретов? Потому что это тебя сразу обособляет в определенную группу.
Делает тебя особенным, не похожим на твоего соседа». Помимо самих верующих и историков, пищевыми религиозными ограничениями интересуются и физиологи.
Image by Mihai Surdu from Unsplash: Религиозный пост улучшает успеваемость 30. Помимо ежедневного воздержания от еды и питья между восходом и заходом солнца, многие верующие в это время больше, чем обычно, участвуют в общественной деятельности. Сюда входит, например, ежедневное разговение с друзьями и семьей или с прихожанами после службы. В недавнем исследовании экономисты из Университетов Констанца, Кельна и Берна пришли к следующему выводу: социальные аспекты Рамадана, в частности, оказывают положительное влияние на школьную успеваемость верующих подростков. Результаты исследования опубликованы в Journal of Economic Behavior and Organization.
В разное время роль религии в обществе и политике могло усиливаться либо уходить на второй план, но религиозные деятели так или иначе всегда были и есть частью политики. Религия сегодня не просто политизирована — она может влиять на бизнес, а может стать его частью. Пренебрежение «религиозным фактором» при планировании и ведении бизнеса может стать если не фатальной, то весьма ощутимой по последствиям ошибкой.
Зачем попы придумали пост?
Согласно церковным канонам, на больных людей, кормящих и беременных женщин правила поста не распространяются. В Русской Церкви назвали ПАСЕ «квази-религиозной сектой ненавистников». новости Православия right away.
Накануне Пасхи представители РПЦ обвинили Евросоюз в нарушении религиозных свобод
Понятно, что обращается он не к язычникам, а к верующим, к своим. И слова о постившихся и непостившихся произносит не настоятель провинциального храма, а епископ, святой человек, учитель Церкви, равно почитаемый и на Западе, и на Востоке, слово которого было авторитетным для любого христианина. Отсюда следует главная мысль: Церковь пост не навязывает — она предлагает его как средство для того, чтобы более тонко почувствовать поэзию молитвы и влюбиться в Того, Кто нас создал и спас. Это — первое! Второе: в Православной Церкви, действительно, не существует устава поста для мирян.
Мы уже с Вами в начале беседы говорили о том, что пост в монастыре и пост в миру — разные вещи. Поэтому в отсутствии специального поста для мирян эти важные вопросы «как поститься в Великий пост? Некоторые священники благословляют постом всё молочное и рыбу для мирян, и, по моему мнению, это совершенно нормально. Ну представьте себе: человек в забое уголь добывает — какие силы ему даст монашеское сухоядение?
Это заведомо невыполнимое условие. Поэтому каждый взрослый мирянин, принимая решение о том, как он будет поститься, может обсудить этот вопрос со священником или принять решение самостоятельно. Верующий должен понимать — никаких репрессий со стороны Церкви не последует. Это, скорее, страх, который сидит в головах людей, что они, мол, как-то недостаточно соблюдают пост.
Если человек решает есть рыбу и молочное, но откажется, допустим, от привычного алкоголя и сигарет, это тоже будет пост, пост конкретного человека. Церковь предлагает верующему различные варианты решения на выбор. Хочешь — можешь сам решить, поститься тебе или нет. И какую форму поста выбрать, не заглядывая в монашеский устав, который к мирянину вообще-то никакого отношения не имеет.
Если не доверяешь решение самому себе, посоветуйся с духовником, получи у него благословение на определенную форму поста — Церковь и такой вариант предлагает. Ну, а если кто-то жаждет примерить на себя монашеский устав, — пожалуйста, но только это будет его выбор. Еще раз для тех, кто не вдумался в мои слова, повторюсь: Церковь не навязывает человеку пост — она лишь предлагает его в различных вариантах. Поститься или не поститься и в какой форме поститься — решение самого мирянина.
А вот те миряне, которые жестко всем советуют монашеский устав как единственно правильный во время Великого поста, пусть не говорят от лица всей Церкви, чтобы у других людей не создалось о ней превратного впечатления. И те, кто будет его заставлять так питаться, по сути своей такие же фарисеи, как те, кого осуждал Сам Христос. Именно такие фарисеи не давали Господу исцелять сухорукого в субботу. Именно такие фарисеи осуждали учеников Христа за то, что те в субботу срывали колосья в поле, чтобы утолить свой голод.
Вера без любви и рассуждения — страшное зло! И неразумные родители, которые принуждают к суровому посту своих малолетних детишек, чего они в итоге добьются? Что их ребенок, когда подрастет, о Церкви и посте слышать вообще не захочет. И где же то главное, что заповедовал нам Христос, — любовь к ближнему?
Ко мне порой с такими вопросами обращаются миряне, что просто страшно становится. Одна женщина спрашивает, как ей быть: ее четырехлетнему ребенку врач прописал молоко, у малыша какие-то проблемы со здоровьем, но сейчас же Великий пост — как же его нарушить? То есть Вы представляете: родная мать сомневается в том, чтобы дать своему малышу молоко, — единственное, что ему необходимо по здоровью, только по причине того, что тем самым она нарушит пост. Или если у тебя в семье больной человек.
Болезнь, наполненная всяческими страданиями, сама по себе уже является постом. Если такому больному под предлогом поста родные откажут в чашке молока или куске мяса, то кем они будут? Мучителями и палачами своего близкого. Но, обсуждая Великий пост, мы с Вами слишком увлеклись его пищевой составляющей и забыли о духовной.
Безмолвие ума У святых отцов есть такое выражение — безмолвие ума. Я долгое время не мог понять, о чем они говорят. У них это выражение в ходу как нечто само собой разумеющееся, и они его никак не объясняют. А ведь главное воздержание — это воздержание ума.
Духовная составляющая поста — это стремление оградить свой ум от любого ненужного или даже вредного содержания. А это значительно труднее, чем не есть сосиски. Как представить себе безмолвие ума? Для этого не надо пытаться сравнивать себя со святыми отцами.
Сравнивать надо с теми, кто обладает безмолвием ума еще в меньше степени, чем Вы. Возьмите, к примеру, людей, которые целыми днями смотрят различные политические или общественные ток-шоу. Что там происходит? Дикие споры, политические дрязги со страстью, руганью, криками… Понятное дело, что те, кто в них участвует, зарабатывают деньги или какой-то иной капитал.
Но вот зрители, которые всё это смотрят, им это зачем? Что можно сказать о людях, которые, не имея собственных мыслей, забивают свою голову чужими криками и бессмысленными спорами?! Хотите понять, как у Вас обстоит дело с безмолвием ума, представьте себе такую шкалу, где в верхней ее части находятся святые отцы, а в нижней — вот эти зрители-любители разнообразных ток-шоу, живущие не своей жизнью, а картинкой в телевизоре. И подумайте, какое место Вы сами занимаете на этой шкале.
На этих зрителей мы смотрим как бы свысока, потому что считаем себя нормальными людьми. Для нас такие зрители — идиоты, которые драгоценное время жизни, дарованной им Господом, тратят впустую у телевизора. Так вот, смотря на них свысока, мы в какой-то мере можем представить себе, что видят святые отцы, наблюдая со своей высоты за нами, нормальными людьми, и какими странными кажемся им мы. Не забивайте свой «чердак»!
Что такое помысел? Лишняя мысль, ненужное барахло на «чердаке» нашего ума. Помысел и страсть — вот лишнее и вредное содержание нашего ума и сердца. Когда мы говорим о здоровье, мы рассуждаем отрицательными категориями: не болит сердце, не скачет давление, нет опухоли и т.
И в этом смысле безмолвие ума — это отсутствие всего лишнего в нашей голове, здоровье нашего ума. Вспомните знаменитого сыщика Шерлока Холмса, который советовал своему другу доктору Ватсону не забивать свой «чердак» ненужной информацией, потому что потом трудно будет в нем отыскать нужную. Давайте на мгновение вернемся к пищевой составляющей поста. Что происходит с телом, если человек неумеренно ест или заполняет желудок всяким фастфудом?
Его тело начинает болеть и причинять ему физические страдания. А что произойдет с нашим умом, если мы будем кормить его всяким умственным фастфудом — пустыми политическими ток-шоу или бессмысленными и бесконечными сериалами? Наш мозг тоже начнет болеть и страдать, только страдания эти будут носить психический характер. Каждый день мы забиваем нашу голову, как и желудок, всякими информационными «шлаками».
Мы с Вами живем в мире, перегруженном информацией, и от этого наш ум страдает в большей степени, нежели желудок — от съеденных сосисок. И, с моей точки зрения, в Великий пост не столько важно воздержание от животной пищи, сколько важен пост информационный: воздержание от сериалов, ток-шоу, социальных сетей, новостных потоков. Надо учиться ставить заслон на пути того страшного информационного мусора, который атакует нас. Вслед за Шерлоком Холмсом я повторю: «Не забивайте мусором Ваш "чердак"!
Современному человеку — и взрослому, и подростку — весьма трудно отказаться от телевизора и сериалов, гаджетов и социальных сетей… — Так в этом и есть главный смысл Великого поста — отказаться от того, что превращается в безумную страсть, в наркотик, разрушающий наш мозг. Может, стоит отказаться от просмотра политических ток-шоу и сходить в театр на классический спектакль, над которым поработал гениальный писатель или режиссер? Или выключить компьютер и почитать хорошую книгу? Надо учиться защищать свой ум.
Был такой известный армянский святой, первый католикос всех армян священномученик Григорий Просветитель. За исповедание христианства по приказу армянского царя Трдата его бросили в каменный мешок, где он провел в заключении 13 лет. В полной темноте, тишине, пустоте. Современного человека пустота пугает, мы не можем и получаса провести в очереди в поликлинике, в пробке или в метро, чтобы не достать свой смартфон… а тут целых 13 лет.
Враги думали, что от пустоты этой ямы святой Григорий сойдет с ума, а он вышел из каменного мешка в здравом рассудке, потому что знал, чем занять свой разум. А современный человек не знает, о чем разговаривать с самим собой, и боится остаться в уединении и тишине пустыни.
Чем Он занят в пустыне? Да, Он воздерживается от пищи. Но что Он делает? Просто так сидит все эти 40 дней, как изобразил на своей знаменитой картине Крамской? Нет, конечно же! Скорее всего, Он обдумывает свою будущую миссию, думает о Себе как о Сыне Божием. Именно на это, в частности, указывают три искушения Христа.
Любой верующий, имеющий аскетический опыт и следящий за тем, как грех входит в сердце, знает, что диавол цепляется за лучшие проявления нашей души. Диавол входит в наш организм как паразит, как клещ, который цепляется за хвост собаки и пробирается внутрь, чтобы пить кровь. Заметьте, какими словами диавол начинает искушать Христа в пустыне! Вот этой фразой нам показано, за какие мысли Спасителя диавол пытается зацепиться. И в ней же нам дается косвенный ответ на вопрос, чем занимался Христос в пустыне. Возможно, уже тогда Он подбирал Своих апостолов и заглядывал в души каждому из них. Возможно, уже в эти 40 дней в пустыне Он видел Нафанаила под смоковницей, которого потом призвал. Человек, который готовится взяться за дело, к которому призван, продумывает стратегию и маршрут пути, создает свою дорожную карту. И вдохновляется предметом своих мыслей, делом, которому ему предстоит послужить.
Здесь срабатывает закон: дух делается настолько бодрым, что тащит за собой немощную плоть, и она на какое-то время перестает нуждаться в пище. Я Вам приведу пример из обычной жизни. В комнате сидит мальчик-школьник и увлеченно клеит фюзеляж самолета. Он недавно поступил в авиамодельный кружок, и ему дали задание смоделировать какой-нибудь биплан. И вот он увлеченно клеит этот самолетик в течение 6—7—8 часов, совершенно позабыв о времени. Взволнованная мать несколько раз его спрашивает: «Ты поел? Уже день на исходе». А он лишь отмахивается: «Я не голоден». Это наша природа проявляет себя во всей своей красоте: когда человек вдохновлен работой или мыслями о предстоящей миссии, он забывает о еде.
И, кстати, по той же причине мы несколько неверно представляем себе подвиг святых. Нам кажется, что вот поселился некий человек в пещере и на великом ожесточении воли, преодолевая желание поесть, он хранит себя в воздержании. И в качестве награды за это Бог дает ему святость. Мы ставим телегу впереди лошади. Всё ровным счетом наоборот. Сначала человек открывает для себя свою миссию — то, ради чего он пришел в этот мир. И, когда дело появляется, человек начинает его увлеченно обдумывать, вдохновляется, загорается, и этот огонь настолько мощный, что согревает человека, включая тело, и святой забывает поесть, как тот мальчик, который вдохновенно клеит свой биплан. Как замечал насмешливо Декарт, у Вас не получается решить задачу, потому что Вы решаете ее с конца. Время поста, в первую очередь, это время задуматься о том, а что меня зажжет, где мое топливо, где то дело, ради которого Господь вызвал меня из небытия.
Пока этот вопрос человеком не решен, любой его пост максимум упражнение в воздержании. Обидно, что этот наиважнейший вопрос люди зачастую игнорируют. Человек должен постоянно размышлять над вопросом: «Что я должен сделать в этой жизни? К чему я призван? Ради чего Господь привел меня из небытия в этот мир? Если у тебя есть какая-то способность делать что-то по настоящему замечательно, ты должен это делать, невзирая ни на что в жизни, жертвуя всем остальным. Если Господь дает тебе эту уникальную способность, то тем же жестом Он одновременно назначает тебе послушание. И если ты исполнишь волю Божию, то станешь счастливым человеком, насколько это возможно в сей временной жизни. Церковь не навязывает пост — Отец Симеон, во II—III веках от Рождества Христова в православных странах люди постились по-разному: где-то семь седмиц, где-то — только две, а где-то три пятидневия.
Да и сам пост включал разные продукты: в одних странах ели только овощи и фрукты, в других можно было есть рыбу, а в третьих — даже молоко. Возникает вопрос: почему сегодня Церковь требует от верующих соблюдения монастырского устава Великим постом? Церковь не связывает его постом. Церковь только предлагает верующему пост. Это однозначно следует из пасхального слова Иоанна Златоуста, где есть такая фраза: «Приидите, постившиеся и непостившиеся, и разделите радость о воскресшем Господе». Сам факт такой фразы указывает на то, что Иоанн Златоуст допускал возможность, что можно быть членом Церкви и при этом не соблюдать пост. Понятно, что обращается он не к язычникам, а к верующим, к своим. И слова о постившихся и непостившихся произносит не настоятель провинциального храма, а епископ, святой человек, учитель Церкви, равно почитаемый и на Западе, и на Востоке, слово которого было авторитетным для любого христианина. Отсюда следует главная мысль: Церковь пост не навязывает — она предлагает его как средство для того, чтобы более тонко почувствовать поэзию молитвы и влюбиться в Того, Кто нас создал и спас.
Это — первое! Второе: в Православной Церкви, действительно, не существует устава поста для мирян. Мы уже с Вами в начале беседы говорили о том, что пост в монастыре и пост в миру — разные вещи. Поэтому в отсутствии специального поста для мирян эти важные вопросы «как поститься в Великий пост? Некоторые священники благословляют постом всё молочное и рыбу для мирян, и, по моему мнению, это совершенно нормально. Ну представьте себе: человек в забое уголь добывает — какие силы ему даст монашеское сухоядение? Это заведомо невыполнимое условие. Поэтому каждый взрослый мирянин, принимая решение о том, как он будет поститься, может обсудить этот вопрос со священником или принять решение самостоятельно. Верующий должен понимать — никаких репрессий со стороны Церкви не последует.
Это, скорее, страх, который сидит в головах людей, что они, мол, как-то недостаточно соблюдают пост. Если человек решает есть рыбу и молочное, но откажется, допустим, от привычного алкоголя и сигарет, это тоже будет пост, пост конкретного человека. Церковь предлагает верующему различные варианты решения на выбор. Хочешь — можешь сам решить, поститься тебе или нет. И какую форму поста выбрать, не заглядывая в монашеский устав, который к мирянину вообще-то никакого отношения не имеет. Если не доверяешь решение самому себе, посоветуйся с духовником, получи у него благословение на определенную форму поста — Церковь и такой вариант предлагает. Ну, а если кто-то жаждет примерить на себя монашеский устав, — пожалуйста, но только это будет его выбор. Еще раз для тех, кто не вдумался в мои слова, повторюсь: Церковь не навязывает человеку пост — она лишь предлагает его в различных вариантах. Поститься или не поститься и в какой форме поститься — решение самого мирянина.
А вот те миряне, которые жестко всем советуют монашеский устав как единственно правильный во время Великого поста, пусть не говорят от лица всей Церкви, чтобы у других людей не создалось о ней превратного впечатления. И те, кто будет его заставлять так питаться, по сути своей такие же фарисеи, как те, кого осуждал Сам Христос. Именно такие фарисеи не давали Господу исцелять сухорукого в субботу. Именно такие фарисеи осуждали учеников Христа за то, что те в субботу срывали колосья в поле, чтобы утолить свой голод. Вера без любви и рассуждения — страшное зло! И неразумные родители, которые принуждают к суровому посту своих малолетних детишек, чего они в итоге добьются? Что их ребенок, когда подрастет, о Церкви и посте слышать вообще не захочет. И где же то главное, что заповедовал нам Христос, — любовь к ближнему? Ко мне порой с такими вопросами обращаются миряне, что просто страшно становится.
Одна женщина спрашивает, как ей быть: ее четырехлетнему ребенку врач прописал молоко, у малыша какие-то проблемы со здоровьем, но сейчас же Великий пост — как же его нарушить? То есть Вы представляете: родная мать сомневается в том, чтобы дать своему малышу молоко, — единственное, что ему необходимо по здоровью, только по причине того, что тем самым она нарушит пост. Или если у тебя в семье больной человек. Болезнь, наполненная всяческими страданиями, сама по себе уже является постом.
Устойчивый рост наблюдается с 2012 года.
За 12 лет уровень религиозности вырос на 22 п. Относите ли Вы себя к какому-либо вероисповеданию? Если да, то к какому именно?
Передо мной возникала интереснейшая задача - проникнуть в самые древние слои времени".
Традиции Коптской Ортодоксальной Церкви Потомки древних египтян, копты приняли христианство одними из первых. И христианства египетская пустыня процвела огромным количеством монастырей и скитов.
Зачем попы придумали пост?
Сегодня, 22 апреля, у православных началась шестая седмица Великого поста 2024. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Главные новости в России и мире о православном христианстве, событиях нравственной и духовной жизни общества.