Новости осада доростола

Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар в районе Одессы. Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм. Осада цитадели со стороны моря была невозможна, а благодаря хорошо защищенной бухте крепость могла снабжаться морским путем.

Комментариев нет

  • Комментарии
  • Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.)
  • Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли
  • Первое столкновение

Оборона Доростола (KQkjkug :kjkvmklg)

По оценкам большинства современных историков, армия франков уступала арабам по численности в три-четыре раза. К тому же Абдур-Рахман располагал мощнейшей в то время конницей. Поэтому Мартелл пошел на хитрость. Это сводило на нет преимущества арабской кавалерии, которой нужно было буквально продираться к строю франков вверх по склону, сквозь деревья", — отметил эксперт. Арабы прощупывали оборону франков около недели, после чего терпение у Абдур-Рахмана лопнуло и он пошел в атаку. Сарацины штурмовали позиции Карла Мартелла целый день, но пробить строй франков им так и не удалось.

Вооружил своих воинов, подготовил, проинструктировал их жестко: не отступать", — заметил Анфертьев. В бою при Пуатье франкам удалось сделать невозможное — разбить арабскую кавалерию, которая считалась непобедимой. Абдур-Рахман попал в окружение и был убит. После чего остатки его армии бежали с поля боя. Эта битва стала одной из переломных в мировой истории.

А Карла Мартелла с тех пор называют спасителем Европы от сарацин", — сказал историк. Эта история началась с конфликта между Болгарским царством и Византийской империей. По договору с империей он вторгся в Болгарию и захватил восточные территории царства", — говорит историк, археолог Георги Атанасов. Новые территории Святославу понравились. Он даже планировал перенести столицу Руси из Киева на Дунай.

А Русска земля далече... Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Очень похожую речь князя, обращенную к его воинам, читаем в Повести временных лет где она, правда, предваряет некую небывало победоносную битву Святослава с греками : «Уже нам некамо ся дети [некуда деться], волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам.

Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою [если меня убьют, то действуйте, как сами знаете]». Слова Святослава воодушевили русов. На другой день к заходу солнца все русское войско вышло из города; Иоанн со своей стороны вывел ромеев из лагеря. Скилица сообщает, что Цимисхий, желая кончить дело без лишнего кровопролития, предложил Святославу поединок.

По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен. Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов , опустив поводья, устремился на предводителя росов и, ударив его мечом по ключице[373], поверг вниз головою наземь, но не убил.

Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий. Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам... Издав победный клич для ушей ромеев это были «дикие, пронзительные вопли» , они начали теснить дрогнувшую фалангу ромеев. Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов...

Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев.

Однако, несмотря на высокий риск быть сбитым и изношенную технику, пилоты продолжали регулярно взлетать с авиабазы и наносить удары по противнику. Как правило, личный состав ВВС Сирии набирался из числа представителей мусульманского течения алавитов — единоверцев президента страны Башара Асада. Для террористов алавиты — вероотступники, достойные только смерти. Когда остальные кадровые части предпочитали отступить, персонал авиабаз всегда оставался на позициях. Продержаться до прорыва блокады удалось только авиабазе Квейрес. Многолетний опыт городских боев многому научил защитников города.

Они взяли на вооружение приемы противника: подкопы, ложные отступления, создание подземных укрытий для военной техники и личного состава. Еще одна характерная уловка — многие бойцы внедрялись в отряды террористов и годами «воевали» на их стороне, передавая своим ценнейшую информацию. Бойцы потом признавались, что самое сложное — не стричь волос и бороды, как это предписывает идеология радикалов. Заросшие, как библейский Самсон, военные разведчики впоследствии стали героями телерепортажей. Особой храбростью в боях с террористами отличались бойцы одного из местных бедуинских племен Аль-Шайтат. В ответ те начали истреблять непокорных бедуинов.

В итоге бойцы Аль-Шайтат влились в ряды защитников города. Они предпочитали погибнуть, но не сдаться в плен. От солдат сирийской армии их отличали длинные до плеч волосы, а также обычай отрубать головы трупам погибших врагов. Так они мстили террористам за убитых близких. Из-за нехватки бронетехники бойцы сирийской армии поставили стационарные орудия на шасси грузовых автомобилей, мобильно перебрасывая их с одного участка фронта на другой. В условиях окружения обычный для арабских вооруженных сил организационный бардак сходил на нет.

Тем более что бойцы занимали одни и те же позиции на протяжении нескольких месяцев. Например, бойцы подразделений охраны авиабазы Дейр-эз-Зор после деблокады города даже не могли вспомнить, сколько штурмов они отбили. Как минимум сто. Российские ВКС начали наносить удары по позициям террористов в окрестностях города. Но возможностей деблокировать город все еще не было. Любой марш через пустыню был обречен, поскольку наступающие войска могли получать снабжение под одной-единственной трассе.

Однако планы броска на Дейр-эз-Зор уже разрабатывались. И тогда боевики решили пойти на решающий штурм, а поддержку с воздуха им оказали... Впоследствии министерства обороны двух европейских стран открещивались от участия в налете. В Пентагоне же заявили, что перепутали сирийскую армию с боевиками. В результате налета погибли как минимум 106 сирийских военных. Неизвестно, было ли это частью глобального плана или случайностью, но сразу вслед за налетом натовской авиации на позиции защитников города обрушились силы террористов.

Только ценой тяжелых потерь их наступление удалось сдержать. Однако с этого момента боевики почти не прекращали попыток завладеть городом.

Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы. Много византийцев погибло в ночной резне, были уничтожены запасы продовольствия и оружия. Осада явно затягивалась. Недели незаметно складывались в месяцы. Прошел июнь, на вторую половину покатился июль а над воротными башнями Доростола по-прежнему развевались русские стяги.

Император Иоанн Цимисхий не мог уйти от Доростола, это было равносильно поражению, которое могло стоить трона. А на что надеялся князь Святослав, креп ко запертый в дунайской крепости? С военной точки зрения его положение было безнадежным — византийцы явно сильнее, в кольце окружения не видно слабых мест. Если бы Святослав был только полководцем, он бы давно завязал переговоры с императором о почетной капитуляции. Но Святослав был не только полководцем, но и правителем огромной державы, вручившей ему свою судьбу и свое войско. Общая картина войны просматривалась князем несколько по-иному, чем можно было ее представить с крепостной башни Доростола. У императора Иоанна Цимисхия был слабый тыл, каждый лишний день осады увеличивал опасность мятежа соперников императора, которых было не так уж мало в Византии.

Святослав ждал, когда загорится земля под ногами императора, когда ему придется думать не о войне с русами, а о спасении собственного трона. Ждал — и дождался! Верный человек, тайком пробравшийся через византийские заставы, принес в Доростол весть о мятеже Льва Куропалата, брата убитого императора Никифора II Фоки. Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. А для этого следует еще раз крепко побить византийцев… Князь Святослав догадывался, что император возлагает особые надежды на метательные машины, которые Уже приблизились к стенам города и были готовы начать свою разрушительную работу. Поэтому в полдень 19 июля, когда византийцы спали после обеда, русы неожиданно напали, изрубили и сожгли смертоносные орудия. На следующий день они снова вышли из города, теперь уже большими силами, и долго сражались на равных с катафрактами, нанеся им тяжелые потери.

Походы князя Святослава. Осада Доростола

Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать — теперь уже в интересах сына лже-Диогена — Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю». Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.

Это был араб, сын и соправитель эмира Крита, за десять лет до этого вместе с отцом попавший в плен к ромеям и перешедший на службу к победителям. Подскакав к могучему русу, араб ловко увернулся от его удара и нанес ответный удар — к несчастью для Икмора, удачный. Опытный рубака отсек русскому вождю голову, правые плечо и руку. Увидев гибель своего предводителя, русы громко закричали, их ряды дрогнули, ромеи же, наоборот, воодушевились и усилили натиск. Вскоре русы начали отступать, а затем, закинув щиты за спину, побежали в Доростол.

Во время последней битвы под Доростолом, среди ромеев устремившихся на русов с тыла, был и Анемас, за день до того убивший Икмора. Ему страстно хотелось прибавить к этому подвигу новый, еще более яркий, — расправиться с самим Святославом. Когда внезапно напавшие на русов ромеи ненадолго внесли дезорганизацию в их строй, отчаянный араб подлетел на коне к князю и ударил того мечом по голове. Святослав повалился наземь, он был оглушен, но остался жив. Удар араба, скользнув по шлему, лишь сломал князю ключицу. Кольчужная рубаха защитила его. Нападавшего вместе с его конем пронзило множество стрел, а затем упавшего Анемаса, окружила фаланга врагов, а он все еще продолжал драться, погубил многих русских, но наконец пал изрубленный на куски. Это был муж, которого никто из современников не превосходил в геройских подвигах.

Анемас, телохранитель императора Иоанна Цимисхия, ранил русского князя Святослава 21 июля 971 года. Святослав собрал на совет всех своих военачальников. Когда некоторые заговорили о необходимости отступления, советовали выждать темной ночи, спустить в Дунай бывшие на берегу лодки и, соблюдая по возможности тишину, отплыть незаметно вниз по Дунаю. Другие предлагали просить у греков замирения. Святослав сказал: «Выбирать нам не из чего. Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми — мертвые бо срама не имут. Если же убежим — срам будет нам.

Так не побежим же, но станем крепко. И отвечали воины Святославу: «Где ты главу свою — там и мы свои головы сложим! Наэлектризованные этой геройской речью, вожди решили победить — или умереть со славой... Последний кровопролитный бой под Доростолом завершился поражением русов. Слишком неравны были силы. Последнее сражение под стенами Доростола. Первый и второй этапы боя Святослав лично вывел поредевшую дружину на последний бой. Он велел накрепко запереть городские ворота, чтобы никто из воинов не помышлял искать спасения за стенами, а думал только о победе.

Сражение началось небывалым натиском русов. Был жаркий день, и византийцы в тяжелых доспехах начали поддаваться неукротимому натиску русов. Для того чтобы спасти положение, император лично примчался на помощь в сопровождении отряда «бессмертных». Пока он отвлекал на себя удар неприятеля, на поле боя удалось доставить мехи, наполненные вином и водой. Приободрившиеся ромеи с новыми силами начали наступать на русов, но — безуспешно. И это было странно, ведь преимущество было на их стороне. Наконец Цимисхий понял причину. Потеснив русов, его воины попали в тесное место все вокруг было в холмах , отчего «скифы», уступавшие им по численности, выдерживали атаки.

Стратигам было приказано начать притворное отступление, чтобы выманить «варваров» на равнину. Увидев бегство ромеев, русы радостно закричали и устремились за ними. Добравшись до условленного места, воины Цимисхия остановились и встретили догонявших их русов. Натолкнувшись на неожиданную стойкость греков, русы не только не смутились, но стали нападать на них с еще большим остервенением. Иллюзия успеха, которую создали своим отступлением ромеи, только распалила измученных доростольских сидельцев. Цимисхий был крайне раздосадован и большими потерями, которые несло его войско, и тем, что исход сражения, несмотря на все усилия, оставался неясен. Скилица рассказывает даже, что император «задумал решить дело поединком. И вот он отправил к Свендославу Святославу посольство, предлагая ему единоборство и говоря, что надлежит решить дело смертью одного мужа, не убивая и не истощая силы народов; кто из них победит, тот и будет властелином всего.

Но тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть и изберет, какой захочет. Ответив столь надменно, он с усиленным рвением готовился к бою». Бой воинов Святослава с византийцами. Миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Взаимное ожесточение сторон характеризует следующий эпизод сражения. Среди стратигов, командовавших отступлением византийской конницы, был некий Феодор из Мисфии. Конь под ним был убит, Феодора окружили русы, жаждавшие его смерти. Стараясь подняться, стратиг, человек богатырского телосложения, схватил кого-то из русов за пояс и, поворачивая его во все стороны, как щит, сумел защититься от ударов мечей и летящих в него копий. Тут подоспели воины-ромеи, и на несколько секунд, пока Феодор не оказался в безопасности, все пространство вокруг него превратилось в арену схватки между теми, кто во что бы то ни стало хотел его убить, и теми, кто хотел его спасти.

Император решил — направить магистра Варду Склира, патрикиев Петра и Романа последний приходился внуком императору Роману Лакапину обойти неприятеля. Они должны были, отрезав «скифов» от Доростола, ударить им в спину. Маневр этот был выполнен успешно, но и он не привел к перелому в сражении. Во время этого нападения Святослав был ранен Анемасом. Между тем отбившие тыловую атаку русы, вновь начали теснить ромеев. И опять императору с копьем наперевес пришлось повести в бой гвардию. Увидев Цимисхия, его воины приободрились. В сражении наступал решительный момент.

И тут случилось чудо. Сначала из-за спины наступавшего византийского войска задул сильный ветер, начался настоящий ураган, принесший с собой тучи пыли, забивавшей глаза русам. А затем пошел страшный ливень. Наступление русов остановилось, закрывавшиеся от песка воины стали легкой добычей для неприятеля. Потрясенные вмешательством свыше ромеи уверяли потом, что видели скакавшего впереди них всадника на белом коне. При его приближении русы якобы падали, как скошенная трава. Позднее многие «опознали» в чудесном помощнике Цимисхия святого Феодора Стратилата. С тыла на русов давил Варда Склир.

Растерявшиеся русы оказались в окружении и побежали к городу. Прорываться сквозь ряды противника им не пришлось. Судя по всему, византийцы использовали широко известную в их военной теории идею «золотого моста». Суть ее сводилась к тому, что для разбитого неприятеля оставлялась возможность для спасения бегством. Понимание этого ослабляло сопротивление противника и создавало максимально благоприятные условия для его полного разгрома. Как водится, ромеи гнали русов до самых городских стен, безжалостно рубя. Среди тех, кто сумел спастись, оказался и Святослав. Он был сильно изранен — кроме удара, который ему нанес Анемас, в князя попало несколько стрел, он потерял много крови и едва не попал в плен.

От этого его спасло только наступление ночи. Святослав в бою Потери русского войска в последней битве составили более 15000 человек. Согласно «Повести временных лет», после заключения мира на вопрос греков о численности его войска Святослав ответил: «Нас двадцать тысяч», но «десять тысяч он прибавил, ибо было русских всего десять тысяч». А привёл Святослав на берега Дуная более 60 тысяч молодых и сильных мужчин. Можно назвать этот поход демографической катастрофой для Киевской Руси. Призывая войско сражаться на смерть и погибнуть с честью. Сам Святослав хоть и раненый вернулся в Доростол, хотя обещал остаться среди убитых в случае поражения. Этим поступком он сильно потерял авторитет в своём воинстве.

Но и грекам победа досталась дорогой ценой. Значительное численное превосходство противника, отсутствие продовольствия и, вероятно, не желая раздражать своих людей, Святослав решил заключить с греками мир. На рассвете следующего за битвой дня Святослав отправил послов к императору Иоанну с просьбой о мире. Император принял их весьма благосклонно. По рассказу летописи, Святослав рассуждал так: «Если не створим мира с царем, узнает царь, что мало нас — и, придя, обступят нас в граде. А Русская земля далека, а печенеги нам ратны, а кто нам поможет? По заключенному перемирию, русы обязались уступить грекам Доростол, освободить пленных и покинуть Болгарию. В свою очередь, византийцы обещали пропустить своих недавних врагов на родину и не нападать на их корабли по дороге.

Русские очень опасались «греческого огня», истребившего в свое время корабли князя Игоря. По просьбе Святослава византийцы обещали также добиться от печене-гов гарантий неприкосновенности русской дружины при ее возвращении домой. Добыча, захваченная в Болгарии, судя по всему, оставалась у побежденных. Кроме того, греки должны были снабдить русов продовольствием и действительно выдали по 2 медимна хлеба около 20 килограммов на каждого воина. После заключения договора было направлено посольство Иоанна Цимисхия к печенегам, с просьбой чтобы те пропустили русов, возвращавшихся восвояси, через свои владения. Но предполагается, что направленный к кочевникам Феофил, епископ Евхаитский, как раз и натравил печенегов на князя, выполняя тайное задание своего государя. Между двумя государствами был заключен мирный договор, текст которого сохранился в «Повести временных лет». В силу того, что этот договор почти на двадцать лет определил взаимоотношения Руси и Византии и впоследствии лег в основу византийской политики князя Владимира Святославича, приведем его текст целиком в переводе на современный русский язык: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе Русском, и при Свенельде.

Писано при Феофиле синкеле, а к Ивану, нарицаемому Цимисхием, царю Греческому, в Дерестре, месяца июля, индикта 14-го, в лето 6479. Я, Святослав, князь Русский, как клялся, так и утверждаю договором этим клятву свою: хочу иметь мир и совершенную любовь со всяким великим царем Греческим, с Василием, и Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца века; и так же — те, кто есть подо мною, Русь, бояре и прочие. Никогда же не стану замышлять на страну вашу и воинов собирать и иного народа не приведу на страну вашу, ни на те, что есть под властью Греческой, — ни на Корсунскую волость и сколько есть городов их, ни на страну Болгарскую. А если иной кто помыслит на страну вашу, то и я буду противник ему и буду воевать с ним. Как клялся царям Греческим, и со мною бояре и Русь вся, так и сохраним нерушимым договор; если же не сохраним то, о чем сказано прежде, пусть я, и те, кто со мною, и те, кто подо мною, да будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, скотьего бога, — и да будем исколоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем. Будет же истинным то, что мы обещали ныне вам, и написали на хартии этой, и своими печатями запечатали». Конец июля 971 года. Встреча киевского князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием Напоследок князь захотел лично встретиться с василевсом ромеев.

Лев Диакон помещает в своей «Истории» описание этой встречи: «Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». После ухода русов Восточная Болгария стала частью Византийской империи.

Город Доростол получил новое имя Феодорополь то ли в память поспособствовавшего ромеям святого Феодора Стратилата, то ли в честь жены Иоанна Цимисхия Феодоры и стал центром новой византийской фемы. Василеве ромеев с огромными трофеями вернулся в Константинополь, и при въезде в город жители устроили своему императору восторженную встречу. После триумфа к Цимисхию привели царя Бориса II, и тот, подчиняясь воле нового правителя болгар, прилюдно сложил с себя знаки царской власти — тиару, отороченную пурпуром, вышитую золотом и жемчугом, багряницу и красные полусапожки. Взамен он получил сан магистра и должен был начать привыкать к положению византийского вельможи. В отношении его младшего брата Романа византийский император не был столь милостив — царевича кастрировали. До Западной Болгарии у Цимисхия так и «не дошли руки» — нужно было урегулировать затянувшийся конфликт с немцами, продолжать победоносные войны против арабов, на этот раз в Месопотамии, Сирии и Палестине. Из последнего похода василевс вернулся совсем больным. По симптомам, это был тиф, но, как всегда, в народе приобрела большую популярность версия, что Цимисхия отравили.

После его смерти в 976 году к власти, наконец, пришел сын Романа II — Василий. Из ссылки вернулась Феофано, но ее восемнадцатилетнему сыну уже были не нужны опекуны. Ей оставалось одно — тихо доживать свой век. Лето 971 года. В позднейшей так называемой Иоакимовской летописи приводятся некоторые дополнительные подробности о последнем периоде балканской войны. Святослав, согласно этому источнику, обвинил во всех своих неудачах христиан, входивших в состав его войска. Рассвирепев, он казнил среди других и своего брата князя Глеба о существовании которого другие источники ничего не знают. По повелению Святослава в Киеве должны были разорить и сжечь христианские храмы; сам же князь по возвращении на Русь намеревался истребить всех христиан.

Однако это, по всей вероятности, не более чем домысел составителя летописи — позднейшего писателя или историка.

Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю». Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно. Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I 15 августа 1118 г. Изображение: Совет Владимира Мономаха с боярами и князьями, на котором он рассказывает о храбрости предков, налагавших дань на Византию и призывает в поход на Византию, Мономахов трон, 1551.

Эскизы расширяют представления о творческом диапазоне Семирадского, показывают возможности иного развития, заложенные в таланте и темпераменте художника. Художник К. Вениг в воспоминаниях о Семирадском писал: «… его эскизы всегда награждались первыми премиями. Сам он, бывало, еще учеником говаривал мне, что эскизы — его стихия, что при компоновке их он чувствует себя как рыба в воде». В собрании Третьяковской галереи находятся также два графических этюда к картине «Похороны Руса в Булгаре»: «Группа из трех мужчин» и «Плачущая женщина».

Сюжет происходит из хроник византийского писателя и историка конца Х века Льва Диакона, повествующих о сожжении воинов киевского князя Святослава, погибших под крепостью Доростол на реке Дунай в июле 971 года в неудачном сражении с Иоанном Цимисхием. В тексте Льва Диакона рассказывается о кровавой битве под Доростолом: о многочисленных трупах, усеявших поле битвы, о жертвоприношениях пленных, в том числе женщин и детей, которых вместе с жертвенными петухами погружают в воды Дуная: «… когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра Дуная ».

Комментарии

  • Первое столкновение
  • 5 Великих писателей
  • Содержание
  • Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь
  • КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА: roman_rostovcev — LiveJournal

Доростол: возрождение фаланги

Произведение искусства «Святослав у стен Доростола в 971 году» Автор. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. К концу кампании русско-украинские войска вели осаду Старого Быхова и Дубровны.

Доростольский мир

Сражение под Доростолом в 971 г. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием. Осада длилась три месяца, положение русских войск было тяжелым — продовольствия не хватало, многие воины были ранены. Осада цитадели со стороны моря была невозможна, а благодаря хорошо защищенной бухте крепость могла снабжаться морским путем. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол.

Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...

Немало было в этот день убитых — одни были растоптаны в тесноте, других же настигая перекололи ромеи. Если бы не наступление ночи, то и сам Свендослав не избежал бы плена. Спасшись от опасности и находясь за стенами, [скифы] подняли великий плач из-за смерти Икмора. Снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мертвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев". Эпизод осады Доростола... Хм, женщины-воительницы... С учетом нынешних трендов на феминизЬм и толерантность, я уже вижу снимаемый каким-нибудь нетфликсом сериал о чернокожем князе Святославе, возглавляющем толпу тучных Ладно, давайте по порядку разбираться, могли ли на стороне князя Святослава сражаться женщины...

Можно ли вообще доверять этому источнику??? Данным вопросом всегда задаются историки, прежде чем приступать к изучению и интерпретации того или иного текста. Это к разговору о Фоменко, Носовском и прочих чудиках, которые нас обвиняют в бездумном переписывании чужих домыслов из летописей и хроник... В современной исторической науке есть такое понятие, как критика источника. Если совсем простенько, то историки анализируют авторство, время написания текста, причастность автора к описанным событиям, цели создания текста, особенности внутреннего содержания и соответствие сведений текста информации других источников. На основе полученных выводов определяют степень достоверности источника и соответствующим образом к нему относятся...

Я Вас этим нудным анализом обременять не буду, а то ведь сбежите отсюда Скажу самое главное: Иоанн Скилица - выдающийся византийский историк и государственный деятель, высокообразованный человек.

Азербайджан недавно захватили племена дейлемитов воинственных горцев южного Прикаспия во главе с Марзбаном Ибн Мухаммедом. Войска, собранные Марзбаном, беспрестанно осаждали город, но русы неутомимо отражали их нападения. Проведя в городе год, полностью его опустошив, русы покинули Бердаа, истребив к тому времени большую часть его населения. После нанесенного русами удара город пришел в упадок. Предполагается, что одним из руководителей этого похода был Свенельд.

Игорь, поручил сбор дани с древлян воеводе Свенельду. Княжеская дружина недовольная быстро разбогатевшим Свенельдом и его людьми, стала требовать от Игоря самостоятельно собирать дань с древлян. Киевский князь взял с древлян повышенную дань, возвращаясь назад он отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться и «дособирать» ещё. Возмущённые древляне «выйдя из города Искоростень убили его и дружину его». Игоря привязали к стволам деревьев и разорвали надвое. Княгиня Ольга Яркий летописный рассказ повествует о неудачном сватовстве к Ольге древлянского князя Мала, о мести княгини древлянам за убийство Игоря.

Расправившись с посольством древлян и истребив их «нарочитых т. Древляне вышли на битву против неё. И сказали Свенельд и Асмунд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Дружина Ольги осадила город Искоростень столицу Древлянской земли, но взять его не могла. Тогда пообещав древлянам мир, попросила у них ддань «от каждого двора по три голубя и по три воробья». Обрадованные древляне изловили птиц для Ольги.

Вечером воины Ольги выпустили птиц с привязанными к ним тлеющим трутом тлеющий гриб трутовник. Птицы полетели в город и Искоростень запылал. Жители побежали из горящего города, где их ожидали осаждающие дружинники. Много народу убили, кого-то взяли в рабство. Княгиня Ольга заставила платить древлян тяжкую дань. Около 945—969 год.

Мать Святослава мирно княжила, до его возмужания. Объехав все свои владения, Ольга упорядочила сбор дани. Создавая на местах «погосты», становившиеся небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения. Совершила поездку в Константинополь в 957 году, где приняла христианство, а сам император Константин Багрянородный стал её крёстным отцом. Во время походов Святослава продолжала Ольга управлять русскими землями. Вятичи — единственный славянский племенной союз, живший в междуречье Оки и верхней Волги, не входивший в сферу власти киевских князей.

Князь Святослав организовал поход в земли вятичей, с целью принудить их к уплате дани. Вятичи не рискнули вступать с Святославом в открытый бой. Но дань отказались платить, сообщив киевскому князю, что являются данниками хазар. Хазария кормилась и богатела за счет других народов, изнуряя их данями и разбойничьими набегами. Через Хазарию проходили многочисленные торговые пути. Заручившись поддержкой степных печенегов, киевский князь повел на хазар крепкое, хорошо вооруженное, обученное ратному делу большое войско.

Осадив крепость Саркел, которая находилась на мысе, омываемом водами Дона, а с восточной стороны был прорыт ров заполненный водой. Русская дружина хорошо подготовленным, внезапным штурмом овладела городом. Киевская дружина вторично вторглась в земли вятичей. На этот раз их судьба была решена. Святослав победил вятичей на поле брани и возложил на них дань. Святослав двинулся на Волгу и разбил Камских Болгар.

Вдоль течения Волги дошёл до Каспийского моря, где хазары решили дать Святославу бой под стенами Итиля находящегося в устье реки. Хазарское войско царя Иосифа было разгромлено, а столица Хазарского Каганата Итиль разорена. Победителям досталась богатая добыча, которую грузили на караваны верблюдов. Город дограбили печенеги, а затем и подожгли его. Подобная участь выпала и древнему хазарскому городу Семендер на Куме в Прикаспии окрестности современной Махачкалы. Дружина Святослава с боями двинулась по Северному Кавказу и Кубани, через земли ясов и касогов предков осетин и адыгов , С этими племенами был заключён союз, который усилил военную мощь Святослава.

Поход закончился завоеванием Тмутаракани, тогда это было владение хазар Таматарха на Таманский полуострове и Керчи. Впоследствии там возникло русское Тмутараканское княжество. Главной силой на берегах Каспия и на побережье Понта Черного моря стало Древнерусское государство. Киевская Русь укрепилась на юге и на востоке. Печенеги держали мир и не беспокоили Русь. Святослав пытался закрепиться в Поволжье, но это ему не удалось.

Владимир Киреев. Решив устранить угрозу византийским колониям в Крыму, а так же избавиться от болгар, которым уже 40 лет Империя выплачивала дань, он задумал столкнуть их с руссами. Для этого к Киевскому князю Святославу отправился посол императора Никифора патрикий византийский титул Калокир. Он обещал Святославу нейтралитет и даже поддержку Византии, если князь начнёт войну с Болгарией. Это предложение исходило от императора; сам же Калокир в тайне рассчитывал в будущем при поддержке Святослава свергнуть императора и занять его место. Август 967 года.

Собрав на своих землях войско численностью в 60000 воинов, из молодых «цветущих здоровьем мужей», Святослав двинулся на Дунай по маршруту князя Игоря. Причём в этот раз он напал на болгар внезапно, без знаменитого «Иду на вы». Миновав днепровские пороги часть русских войск двинулась на Придунайскую Болгарию, по побережью. А ладьи руссов вышли в Чёрное море и вдоль побережья добрались до устья Дуная. Где состоялась решающая битва. При высадке русичи были встречены тридцатитысячной болгарской армией.

Но не выдержав первого натиска, болгары бежали. Попытавшись укрыться в Доростоле болгары были и там побеждены. Согласно «Повести временных лет» Святослав захватил 80 городов в Приднепровской Болгарии и обосновался в Переяславце. Русский князь не стремился поначалу выходить за пределы Добруджи, видимо это было оговорено с послом Византийского императора. Византийский император Никифор Фока, узнав о захватах Святослава и замыслах Клаокира осознал какого опасного союзника призвал и начал приготовления к войне. Принял меры по обороне Царьграда, загородил цепью вход в Золотой Рог, установил на стенах метательные орудия, реформировал конницу — одел всадников в железные доспехи, вооружал и обучал пехоту.

Дипломатическим путём старался привлечь болгар на свою сторону ведя переговоры о брачном союзе царственных домов, а печенеги, вероятно, подкупленные Никифором, напали на Киев. Весна 968 года. Набег печенегов Печенеги окружили Киев и держали его в осаде. Среди осаждённых оказались три сына Святослава, княжичи - Ярополк, Олег и Владимир и их бабка княгиня Ольга. Долгое время им не удавалось послать гонца из Киева. Но благодаря доблести одного отрока, который смог пройти через печенежский стан, выдавая себя за печенега ищущего своего коня, киевлянам удалось подать весть воеводе Петричу, который стоял далеко за Днепром.

Воевода изобразил прибытие сторожи, за которой якобы шел полк с князем «без числа множество». Хитрость воеводы Претича спасла киевлян. Печенеги всему этому поверили и отступили от города. К Святославу был послан гонец, заявивший ему: «Ты, княже, чужея земли ищещи и блюдеши, а своея ся охабив, малы бо нас не взяше печенези, матерь твою и дети твои». С малой дружиной князь-воин сел на коней и устремился в столицу. Здесь он собрал «воев», объединился с дружиной Петрича в жарких схватках разбил печенегов и отогнал их в степь и восстановил мир.

Киев был спасен. Когда Святослава стали упрашивать остаться в Киеве, он отвечал: «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае вероятно, нынешний Рущук. Княгиня Ольга уговаривала сына: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня — иди куда хочешь». Святослав пробыл в Киеве до смерти матери. За это время он разделил Русскую землю между своими сыновьями.

Ярополк был посажен в Киеве, Олег в древлянской земле. А «робичича» Владимира сына от ключницы Малуши испросили к себе в Князья Новгородские послы. Совершив раздел и похоронив мать Святослав пополнив дружину сразу же отправился в поход за Дунай. Болгары, не почувствовали особых изменений с его уходом на Русь. Осенью 969 года они молили Никифора Фоку о помощи против русов. Болгарский царь Пётр пытался найти поддержку в Константинополе, заключив династические браки болгарских царевен с юными византийскими кесарями.

Но Никифор Фока видимо продолжал придерживаться договорённостей с Святославом и военной помощи не оказал. Пользуясь отсутствием Святослава болгары восстали и выбили русов из нескольких крепостей. Вторжение Святослава в земли болгар. Татищева рассказывается о подвигах в Болгарии во время отсутствия там Святослава некоего воеводы Волка из других источников неизвестного. Болгары, узнав об уходе Святослава, осадили Переяславец. Волк, испытывая недостаток продовольствия и зная, что многие горожане «имели согласие» с болгарами, повелел тайно изготовить ладьи.

Сам же объявил во всеуслышание, что будет оборонять город до последнего человека, и демонстративно приказал перерезать всех лошадей и солить и сушить мясо. Ночью русские подожгли город. Болгары устремились на штурм, а русские, выступив на ладьях, напали на болгарские ладьи и захватили их. Отряд Волка покинул Переяславец и беспрепятственно спустился вниз по Дунаю, а далее морем до устья Днестра. На Днестре Волк встретился со Святославом. Откуда излечен этот рассказ и насколько он достоверен, неизвестно.

Осень 969-970 год. По возвращению в Дунайскую Болгарию Святославу снова пришлось преодолевать сопротивление болгар, которые укрылись, как говорит летопись, в Переяславце. Но нужно предположить, что речь идет о Преславе, ещё неподконтрольной руссам столице Дунайской Болгарии, что южнее Переяславца на Дунае. В декабре 969 года Болгары вышли на битву против Святослава и «бысть сеча велика». Болгары начали одолевать. Встанем же мужественно, братья и дружина!

В плен были взяты сыновья болгарского царя Петра — Борис и Роман. Захватив столицу Болгарского царства, русский князь вышел за пределы Добруджи, и дошел до болгаро-византийской границы, разоряя многие города и топя в крови восстание болгар. Город Филиппополь современный Пловдив русам пришлось брать с боем. В результате древний город, основанный еще царем Филиппом Македонским в IV веке до н. Город надолго обезлюдел. Император Иоанн Цимисхий Декабрь 969 года.

Заговор возглавляли его жена императрица Феофано и Иоанн Цимисхий - полководец происходивший из знатного армянского рода и племянник Никифора его мать была сестрой Фоки. В ночь с 10 на 11 декабря 969 года, заговорщики убили императора Никифора Фоку в собственной опочивальне. Причём Иоанн самолично расколол ему мечом череп надвое. Иоанн в отличие от своего предшественника не женился на Феофано, а сослал её подальше от Константинополя. Гибель Никифора Фоки окончательно изменила положение дел на Дунае, так как новый император считал важным избавится от русской угрозы. На византийский престол взошел новый узурпатор — Иоанн, прозванный Цимисхием это прозвище, означающее в переводе с армянского языка «туфелька», он получил за свой небольшой рост.

Несмотря на свой малый рост, Иоанн отличался необычайной физической силой и ловкостью. Он был отважен, решителен, жесток, вероломен и, как и его предшественник, обладал талантами военачальника. При этом он был более изощрен и хитроумен, нежели Никифор. Византийские хронисты отмечали присущие ему пороки — излишнюю тягу к вину во время пиров и жадность до телесных наслаждений опять-таки в отличие от почти аскета Никифора. Старый царь болгар не выдержал нанесённых Святославом поражений — заболел и умер. Вскоре вся страна, а также Македония и Фракия до Филиппополя подпали под власть Святослава.

Святослав заключил союз с новым болгарским царём Борисом II. По существу, Болгария распалась на зоны, подконтрольные русам северо-восток — Добруджу , Борису II остальная Восточная Болгария, подчиненная ему лишь формально, фактически — русам и не подконтрольные никому, кроме местной элиты Западная Болгария. Не исключено, что Западная Болгария внешне признавала власть Бориса, но окруженный в своей столице русским гарнизоном болгарский царь утратил всякий контакт с территориями, не затронутыми войной.

В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Создатели обещают сложные тактические сражения, осады и битвы с боссами. Игрокам предстоит обустраивать свой лагерь, набирать бойцов в отряд, тренировать их и решать проблемы своих подчиненных.

Но в некоторых старинных переписях «Повести о времени»: Радзивиловской, Московской-Академической, Троицкой, Лаврентьевской, сказано, что князь Игорь был женат на болгарской княжне Елене Плиской: «И Игорю, который вырос и пошел с Олегом, и выслушали, привели к нему женщину из Плескова Пскова, Пскова , по имени Елена. А по Иоакимовской летописи - Игорю была дана жена, которая прежде носила другое имя, но "по женитьбе ее князь Олег дал ей имя свое" Граф Михаил Толстой, Рассказы из русских церквей, Петербург, 1911, стр. Великая Княгиня Ольга, Русская старина, П-г, 1888 г. А во владимирской стенограмме «Повести временных лет» сказано: «Игорю Олегу привели жену из болгар, ему княжну привели... И она была весьма мудра... На основании подлинных русских летописей и летописей положительно установлено, что великая княгиня Ольга была болгаркой по происхождению... На основании других письменных исторических памятников установлено, что княгиня Ольга была внучкой князя Бориса I 852-889 , дочерью его младшей дочери Анны, сестры царя Симеона. Следовательно, царь Симеон приходился великой княгине Ольге дядей. Анна, дочь Бориса и сестра Симеона, была замужем за Сондоке или Сурдикой — великим боярином из знатного древнеболгарского княжеского рода. У Анны и Сондока было два сына и пять дочерей. Четвертая дочь Елена Олена была взята из Плиски в жены еще несовершеннолетнему русскому великому князю Игорю в 903 году. Она была первой распространительницей христианской веры среди русских славянских племен... Святая Ольга - болгарская княжна... Похоже, что некоторые экземпляры «Повести о времени» не могли попасть в руки греков для подделки. Был еще священник по имени Григорий с княгиней Ольгой. Архимандрит Леонид и другие авторы полагают, что этим Григорием является ученый болгарский монах Григорий Мнич, который во времена Симеона перевел византийские летописи Георгия Арматола и Иоанна Малалы, а также некоторые книги из Ветхого Завета. В 912 году умер князь Олег и на престол вступил князь Игорь. В 946 году Игорь был убит древлянами. Княгиня Елена-Ольга осталась вдовой с 4-летним сыном Святославом. Она правила вместо малолетнего наследника престола, исповедовала христианство как собственную веру, покровительствовала распространению новой веры среди киевских славян. В 964 году она передала престол своему сыну Святославу. В то время Симеонова Болгария под властью сына Симеона Петра и быстро пришла в упадок. Некий интриган-византийец Калокир по заданию византийского правительства подговорил Святослава на поход на Болгарию, что он и сделал с 60-тысячной армией в 967 году. Войдя в Болгарию, Святослав совершил немало злодеяний, но ближе познакомился с ее населением и понял, насколько болгары близки его матери Ольге по обычаям, языку и вере. Поэтому вскоре он превратился из союзника византийцев против болгар в союзника болгар против византийцев. На этот раз болгары и русские плечом к плечу сражались против общего врага - Византии. Святослав даже оставил болгарского царя Бориса II в захваченной столице, заключив с ним союз против Византии. Русские и болгары теперь заняли Пловдив и дошли до Аркадиополя Люле-Бургас. Кажется, что благодаря влиянию матери Ольги и болгарской крови в его жилах, теперь, в своем последнем походе по изгнанию византийцев из Болгарии, Святослав в свою очередь вместо некогда болгарского царя Симеона охвачен идеей великое славянское государство, пожелал сделать из Киевской Руси и из Болгарии сильное славянское государство с центром в Переяславце на Дунае, о чем он и написал письмо своей матери. Но, похоже опять же из-за византийских интриг, Святославу пришлось сражаться с печенегами, напавшими на него сзади, и стал в этих битвах жертвой. Болгария попала в 974 году под власть Иоанна Цимиши, то есть под власть Византии. Масса болгарской интеллигенции - священники, дьяконы, учителя вместе с ценными литературными сокровищами теперь покидают Болгарию и находят свою вторую родину в Киевской Руси. И если, по словам французского автора Христиана Жерара, в царствование Симеона, сравниваемого им с Карлом Великим, но более образованного и счастливого, чем он, «Киевская Русь, получившая из Болгарии древнеболгарские рукописи, священников, писателей, иконы живописцы, певцы» и так далее, волна эмигрантов-интеллигентов после порабощения Болгарии Иоанном Цимишием в Киевской Руси дала новый сильный толчок к распространению христианства, к христианизации русских славян. Задолго до официального крещения князя Владимира и Киевской Руси, в царствование Игоря, соборная церковь «Св. Ильи», в котором были нарисованы киевляне-христиане и в котором они давали клятву, что будут соблюдать заключенные договоры. Известно, что в 988 году языческое население Киева крестилось в реке Почайне, притоке Днепра. Вряд ли можно было подумать, что акцию по обращению проводили греческие священники, не знавшие русского языка. Вот почему профессор Иван Снегаров пишет: «Очень возможно, что князь Владимир раньше привлекал болгарских священников старыми болгарскими книгами ». Профессор Григорий Андреевич Ильинский пишет: «Ныне нельзя сомневаться в том, что после обращения русов 988 г. Именно они с самого начала служили на славянском языке, они обучали свою молодую паству славянской письменности, переписывали богослужебные и другие книги, столь необходимые для новообразованной церкви. Этого недостаточно, но болгарское духовенство также привезло на свою новую родину богатый административный опыт, накопленный им за время более чем 100-летнего правления родной Церкви. И появились они, конечно, не с пустыми руками, но вместе с богослужебными, церковно-учебными и прочими книгами принесли на Русь и те своды законов, с которыми, например, Номоканон Иоанна Схоластика или "Закон Судным" привыкли, чтобы их вели дома» «Болгарское обозрение», год 1, т. Конечно, это были не греческие школы. Учителями в них должны были быть монахи и книжники, приехавшие из Болгарии, которые могли понимать и пользоваться языком местного населения. После 1018 г. В заключение процитируем некоторых авторов только что изданного в Москве в 1987 г. Александр Иванович Абрамов в своей статье в этом сборнике «Роль Византии и Болгарии в крещении русских» пишет: «Вопросу о византийском влиянии Киевской Руси сопутствует вопрос о булгарском влиянии на русскую культуру. Особенно характерна и показательна концепция Михаила Дмитриевича Приселкова. Выводы, к которым пришел Приселков, заключаются в том, что на момент обращения Русь еще не имела прочных и устойчивых связей с Византией, и что христианское учение, принятое на Руси, сильно отличалось от распространенного в Византии, и потому, что Киевская Русь принял христианскую веру не из Византии, а из Болгарии. Тот же автор пишет, что один из крупнейших историков современности, автор всемирной истории английский историк Тойнби считает, что Болгария была единственным «греческим каналом», по которому византийская цивилизация проникала в Киевскую Русь. Тойнби неоднократно подчеркивал, что греческая культура в византийской транскрипции проникла в Россию только в «болгарской форме».

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

Telegram: Contact @slavtraditions Затем, после нескольких месяцев осады в крепости Доростол, русский князь принял решение пойти назаключение мира.
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти.

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

Вы — харизматичный капитан наемников Иден. Ваша задача — победить в эпических сражениях классической пошаговой стратегии. Больше статей на Shazoo.

Святослав бился вместе со своими воинами. Руководивший боем с ближайшего холма Цимисхий посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому вождю и убили его. Но они все были убиты либо самим Святославом, либо воинами его ближней дружины. Ромеев же «одолевали стыд и злоба» за то, что они, опытные воины, могут отступить, как новички. Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов. Бой шел с переменным успехом до самого вечера. Ромеи не могли реализовать свое численное преимущество.

Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом. Разорвать строй русской пехоты ромейские «рыцари» не смогли. После этого Святослав Игоревич отвел войска за стены. Сражение завершилось без решительного успеха ромеев или русов. Святослав не смог в решительном сражении разбить врага, а ромеи не смогли реализовать свое преимущество в численности и коннице. Началась осада крепости. Греки неподалеку от Доростола на холме возвели укрепленный лагерь. Вырыли вокруг холма ров, соорудили вал, его укрепили частоколом.

В конце дня за ворота выехала конная русская дружина. Лев Диакон в «Истории» сам себе противоречит. Он утверждал, что русы не умели сражаться в конном строю. Катафракты тяжелая кавалерия атаковали русов, но успеха не имели. После жаркой схватки стороны разошлись. В этот же день со стороны Дуная к Доростолу подошёл византийский флот и блокировал крепость по другим данным, он прибыл 25 или 28 апреля. Однако русы смогли спасти свои ладьи, на руках перенесли их к стенам, под защиту стрелков. Ромеи не решились пойти в атаку по берегу реки и сжечь или разрушить русские суда. Ситуация для гарнизона крепости ухудшилась, ромейские корабли блокировали реку, чтобы русы не могли отступить по реке.

Резко сузились возможности по снабжению войск провиантом. Князь Святослав Игоревич снова вывел войска в поле и навязал сражение врагу. Обе стороны яростно сражались, попеременно тесня друг друга. В этот день, по словам Льва Диакона, пал доблестный, огромный ростом воевода Сфенкел. По сообщению Диакона, после гибели своего героя, русы отошли в город. Однако по данным византийского историка Георгия Кедрина, русские воины сохранили за собой поле боя и остались на нём всю ночь с 26 на 27 апреля. Только к полудню, когда Цимисхий развернул все свои силы, русские воины спокойно свернули строй и ушли в город. Ромейские мастера стали налаживать многочисленные машины, баллисты, катапульты, метавшие камни, горшки с «греческим огнем», бревна, огромные стрелы. Обстрел метательных машин вызывал огромные потери у защитников крепостей, подавлял их боевой дух, так как они не могли ответить.

Басилевс хотел подвинуть машины к стенам. Однако русский полководец смог упредить противника. В ночь на 29 апреля русские воины вырыли поодаль от крепости глубокий и широкий ров, чтобы враг не мог вплотную подойти к стенам и установить осадные машины. Обе стороны в это день вели жаркую перестрелку, но сколько-нибудь заметных результатов не достигли. Святослав своими задумками попортил врагу немало крови. В эту же ночь русам удалась ещё одна затея. Воспользовавшись темнотой, русские воины на ладьях незаметно для противника прошли по мелководью между берегом и вражеским флотом. Они добыли для войска продовольствие и на обратном пути разогнали отряд византийских фуражиров, ударили по вражеским обозам. В ночной резне было перебито много византийцев.

Осада крепости затянулась. Ни Цимисхий, ни Святослав не могли добиться решительного успеха. Святослав не смог в серии сражений разбить византийскую армию, представлявшую собой первоклассную боевую машину. Сказывались недостаток в воинах и почти полное отсутствие кавалерии. Цимисхию не удалось разгромить русскую армию, вынудить Святослава капитулировать перед лицом превосходящих сил. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Греки смогли преодолеть ров и приблизить свои машины к крепости. Русы понесли большие потери. Тысячи людей потеряли и греки.

И все же Доростол держался. Греки находили среди убитых русов и болгар, которые дрались вместе с воинами Святослава, женщин. Эта древняя скифско-русская традиция участия женщин в войнах сохранится вплоть до XX столетия, до Великой Отечественной войны. Русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего. Воины Святослава совершали чудеса стойкости и героизма, обороняя город в течение трех месяцев. Византийские хронисты также отмечали обычай русов не сдаваться врагу даже побежденными. Они предпочитали убить себя, нежели попасть в плен или дать себя зарезать, как скот на бойне. Византийцы усилили дозоры, перекопали глубокими рвами все дороги и тропы. С помощью стенобитных и метательных орудий греки разрушали укрепления города.

Святослав пробыл в Киеве до смерти матери. За это время он разделил Русскую землю между своими сыновьями. Ярополк был посажен в Киеве, Олег в древлянской земле. А «робичича» Владимира сына от ключницы Малуши испросили к себе в Князья Новгородские послы. Совершив раздел и похоронив мать Святослав пополнив дружину сразу же отправился в поход за Дунай. Болгары, не почувствовали особых изменений с его уходом на Русь.

Осенью 969 года они молили Никифора Фоку о помощи против русов. Болгарский царь Пётр пытался найти поддержку в Константинополе, заключив династические браки болгарских царевен с юными византийскими кесарями. Но Никифор Фока видимо продолжал придерживаться договорённостей с Святославом и военной помощи не оказал. Пользуясь отсутствием Святослава болгары восстали и выбили русов из нескольких крепостей. Вторжение Святослава в земли болгар. Татищева рассказывается о подвигах в Болгарии во время отсутствия там Святослава некоего воеводы Волка из других источников неизвестного.

Болгары, узнав об уходе Святослава, осадили Переяславец. Волк, испытывая недостаток продовольствия и зная, что многие горожане «имели согласие» с болгарами, повелел тайно изготовить ладьи. Сам же объявил во всеуслышание, что будет оборонять город до последнего человека, и демонстративно приказал перерезать всех лошадей и солить и сушить мясо. Ночью русские подожгли город. Болгары устремились на штурм, а русские, выступив на ладьях, напали на болгарские ладьи и захватили их. Отряд Волка покинул Переяславец и беспрепятственно спустился вниз по Дунаю, а далее морем до устья Днестра.

На Днестре Волк встретился со Святославом. Откуда излечен этот рассказ и насколько он достоверен, неизвестно. Осень 969-970 год. По возвращению в Дунайскую Болгарию Святославу снова пришлось преодолевать сопротивление болгар, которые укрылись, как говорит летопись, в Переяславце. Но нужно предположить, что речь идет о Преславе, ещё неподконтрольной руссам столице Дунайской Болгарии, что южнее Переяславца на Дунае. В декабре 969 года Болгары вышли на битву против Святослава и «бысть сеча велика».

Болгары начали одолевать. Встанем же мужественно, братья и дружина! В плен были взяты сыновья болгарского царя Петра — Борис и Роман. Захватив столицу Болгарского царства, русский князь вышел за пределы Добруджи, и дошел до болгаро-византийской границы, разоряя многие города и топя в крови восстание болгар. Город Филиппополь современный Пловдив русам пришлось брать с боем. В результате древний город, основанный еще царем Филиппом Македонским в IV веке до н.

Город надолго обезлюдел. Император Иоанн Цимисхий Декабрь 969 года. Заговор возглавляли его жена императрица Феофано и Иоанн Цимисхий - полководец происходивший из знатного армянского рода и племянник Никифора его мать была сестрой Фоки. В ночь с 10 на 11 декабря 969 года, заговорщики убили императора Никифора Фоку в собственной опочивальне. Причём Иоанн самолично расколол ему мечом череп надвое. Иоанн в отличие от своего предшественника не женился на Феофано, а сослал её подальше от Константинополя.

Гибель Никифора Фоки окончательно изменила положение дел на Дунае, так как новый император считал важным избавится от русской угрозы. На византийский престол взошел новый узурпатор — Иоанн, прозванный Цимисхием это прозвище, означающее в переводе с армянского языка «туфелька», он получил за свой небольшой рост. Несмотря на свой малый рост, Иоанн отличался необычайной физической силой и ловкостью. Он был отважен, решителен, жесток, вероломен и, как и его предшественник, обладал талантами военачальника. При этом он был более изощрен и хитроумен, нежели Никифор. Византийские хронисты отмечали присущие ему пороки — излишнюю тягу к вину во время пиров и жадность до телесных наслаждений опять-таки в отличие от почти аскета Никифора.

Старый царь болгар не выдержал нанесённых Святославом поражений — заболел и умер. Вскоре вся страна, а также Македония и Фракия до Филиппополя подпали под власть Святослава. Святослав заключил союз с новым болгарским царём Борисом II. По существу, Болгария распалась на зоны, подконтрольные русам северо-восток — Добруджу , Борису II остальная Восточная Болгария, подчиненная ему лишь формально, фактически — русам и не подконтрольные никому, кроме местной элиты Западная Болгария. Не исключено, что Западная Болгария внешне признавала власть Бориса, но окруженный в своей столице русским гарнизоном болгарский царь утратил всякий контакт с территориями, не затронутыми войной. За полгода во всех трёх странах вовлечённых в конфликт сменились правители.

Византийские императоры во времена жизни Святослава В Византии правила Македонская династия, которая никогда насильственно не свергалась. И в Константинополе X века всегда был императором потомок Василия Македонянина. Но при малолетстве и при политической слабости императоров великой династии, у руля правления империей иногда становился сопровитель, который обладал фактической властью. Роман I Лакопин ок. Узурпатор-соправитель Константина VII женивший его на своей дочери, но пытавшийся создать собственную династию. При нём был сожжён русский флот Князя Игоря под стенами Константинополя 941.

Император учёный, автор назидательных сочинений, вроде труда "Об управлении империей". Крестил княгиню Ольгу, во время её визита в Константинополь 967. Молва приписывала ей отравление свёкора Константина Багрянородного и мужа Романа. Была участницей заговора и убийства своего второго мужа императора Никифора Фоки. Знаменитый полководец вернувший Крит под власть империи, затем византийский император женившийся на Феофано. Продолжал успешные военные действия завоевав Киликию и Кипр.

Убит Иоанном Цимисхием. Был причислен к лику святых. Иоанн I Цимисхий ок. После ухода русских из Болгарии. Провёл два восточных похода, в результате чего Сирия и Финикия вновь стали провинциями империи. Величайший император Македонской династии.

Правил совместно со своим братом Константином. Вёл многочисленные войны, особенно с болгарами. При нём Византия достигла наивысшего могущества. Но он не смог оставить наследника мужского пола и Македонская династия вскоре пала. Зима 970 года. Узнав о убийстве своего союзника Святослав, возможно подстрекаемый Клаокиром, решил начать борьбу с византийским узурпатором.

Русы начали переходить границу Византии и опустошать византийские провинции Фракию и Македонию. Иоанн Цимисхий старался переговорами склонить Святослава возвратить завоеванные области, иначе грозил войной. На это Святослав отвечал: «Да не трудится император путешествовать в нашу землю: мы скоро поставим шатры свои перед византийскими воротами, обнесем город крепким валом и, если он решится выступить на подвиг, мы храбро его встретим». При этом Святослав советовал Цимисхию удалиться в Малую Азию. Святослав усилил свое войско болгарами, которые были недовольны Византией, нанял отряды печенегов и венгров. Численность этого войска составляла 30000 воинов.

Командующим византийской армией был магистр Варда Склир, она состояла из 12000 воинов. Поэтому Склиру пришлось отдать большую часть Фракии на растерзание врагу и предпочитал отсиживаться в Аркадиополе. Вскоре армия киевского князя подступила к этому городу. В битве под Аркадиополем современный Люлебургаз в Турции, примерно в 140 километрах к западу от Стамбула натиск русов был остановлен. Кажущаяся нерешительность Варды Склира, вызвала в варварах самоуверенность и пренебрежение к затворённым в городе византийцам. Они разбредались по округе, пьянствовали считая себя в безопасности.

Видя это, Варда приступил к реализации давно созревшего у него плана действий. Основная роль в предстоящей битве была возложена на патрикия Иоанна Алакаса по происхождению, кстати, печенега. Алакас напал на отряд, состоявший из печенегов. Те увлеклись преследованием отступивших ромеев и вскоре наткнулись на основные силы, которыми командовал лично Варда Склир. Печенеги остановились, изготовившись к бою, — и это погубило их окончательно. Дело в том, что фаланга ромеев, пропуская Алакаса и гнавшихся за ним печенегов, расступилась на значительную глубину.

Печенеги оказались в «мешке». Из-за того, что они не отступили сразу же, было потеряно время; фаланги сомкнулись и окружили кочевников. Все они были перебиты ромеями. Гибель печенегов ошеломила венгров, русов и болгар. Однако они успели приготовиться к сражению и встретили ромеев во всеоружии. Скилица сообщает, что первый удар по наступавшему войску Варды Склира нанесла конница «варваров», вероятно, состоявшая в основном из венгров.

Натиск был отражен, и всадники укрылись среди пеших воинов. Когда оба войска сошлись, исход битвы долгое время был неопределенным. Имеется рассказ о том, как «некий скиф гордившийся размерами тела и неустрашимостью души» напал на самого Варду Склира, «который объезжал и воодушевлял строй воинов», и ударил его мечом по шлему. Тяжесть руки и закалка железа придали его удару такую силу, что скиф целиком был разрублен на две части. Патрикий Константин, брат магистра, спеша к нему на выручку, пытался нанести удар по голове другому скифу, который хотел прийти на помощь первому и дерзко устремился на Варду; скиф, однако, уклонился в сторону, и Константин, промахнувшись, обрушил меч на шею коня и отделил его голову от туловища; скиф упал, а Константин соскочил с коня и, ухватив рукой бороду врага, заколол его. Этот подвиг возбудил отвагу ромеев и увеличил их храбрость, скифы же были охвачены страхом и ужасом.

Сражение приблизилось к своему перелому, тогда Варда приказал трубить и стучать в бубны. Засадное войско тотчас, по сему знаку, выбежало из лесу, окружило с тылу неприятелей и тем поселило в них такой ужас, что они начали отступать». Возможно, что удар из засады вызвал временное замешательство в рядах русов, но боевой порядок был быстро восстановлен. Так русский летописец говорит об исходе боя. А византийский историк Лев Диакон, пишет о победе ромеев и сообщает неправдоподобные цифры потерь: русы якобы потеряли свыше 20 тысяч человек, а византийское войско потеряло лишь 55 человек убитыми и много ранеными. Видимо поражение было тяжким, а потери войск Святослава значительными.

Но всё же у него оставались большие силы для продолжения войны. А Иоанну Цимисхию пришлось предлагать дань и просить заключения мира. Так как Византийский узурпатор был ещё озадачен подавлением мятежа Варды Фоки. Поэтому пытаясь выиграть время и оттянуть войну, он вступил в переговоры со Святославом. Весной 970 года из места своей ссылки в Амасии в Кесарию Каппадокийскую бежал племянник убитого императора Никифора Варда Фока. Собрав вокруг себя ополчение, способное противостоять правительственным войскам, он торжественно и при скоплении народа и надел на себя красную обувь — являвшуюся знаком императорского достоинства.

Известие о мятеже чрезвычайно взволновало Цимисхия. Немедленно из Фракии был вызван Варда Склир, которого Иоанн и назначил стратилатом предводителем похода против мятежников. Склиру удалось склонить на свою сторону часть военачальников, находившихся в подчинении у его тезки. Покинутый ими Фока не решился на сражение и предпочел укрыться в крепости с символичным названием крепость Тиранов. Однако осажденный стратилатом, он был вынужден сдаться. Император Иоанн повелел постричь Варду Фоку в монахи и выслал его вместе с женой и детьми на остров Хиос.

Дружина русского князя Получив дань, Святослав возвратился в Переяславец, откуда послал своих «лучших мужей» к византийскому императору для заключения договора. Основанием для этого была малая численность дружины, понесшей большие потери. Поэтому Святослав сказал: «Пойду в Русь приведу боле дружины так как малой численностью русов могли воспользоваться византийцы и окружить дружину Святослава в граде; а Руска земля далеча, а печенези с нами ратны», т. К Святославу прибыло из Киева небольшое пополнение. Отряды руссов в течение всего 970 года периодически опустошали пограничную византийскую область Македонию. Войсками ромеев здесь командовал магистр Иоанн Куркуас Младший , известный лентяй и пьяница, который бездействовал, не предпринимая никаких попыток защитить местное население от неприятеля.

Впрочем, у него было оправдание — нехватка войска. Но масштабного наступления против Византии Святослав уже не предпринимал. Вероятно, сложившееся положение его устраивало. Чтобы предпринять решительные действия для обуздания завоевательских нападок русов требовались значительные приготовления, окончить которые нельзя было ранее весны следующего года; да к тому же в наступившее зимнее время переход через Гемский хребет Балканы считался невозможным. Ввиду этого Цимисхий снова завел переговоры со Святославом, послал ему дорогие подарки, обещая прислать дары и весной, и, по всем вероятиям, дело закончилось заключением предварительного договора о мире. Этим и объясняется, что Святослав не занял горные проходы клиссуры через Балканы.

Весна 971 года. Цимисхий, пользуясь распыленностью войска Святослава по всей Болгарии и его уверенностью в мире, неожиданно выслал из Суды флот из 300 судов с приказанием войти в Дунай, а сам с войсками двинулся к Адрианополю.

В связи с этим Святослав решил дать византийцам последний бой. Благодаря хитроумной тактике византийцев русскому войску пришлось сражаться в окружении, однако в жесточайшем бою русские воины смогли прорвать оцепление. Каждая из армий потеряла в бою почти 15 тысяч человек.

«Очень плохой знак». В главный храм Одессы попала ракета

Метательные машины продолжали обстреливать укрепления Доростола, превращая в развалины городские стены и башни, но Святослав сыграл на опережение и ударил там, где его не ждали. После того, как ромеи позавтракали, городские ворота распахнулись и дружинники, в сопровождении лучников, атаковали позиции, где стояли метательные машины. Нападение застало ромеев врасплох. Охраной метательных машин руководил магистр Иоанн Куркуас, родственник императора, но вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, военачальник спал в шатре после обильных возлияний за завтраком. Слуги растолкали магистра, Куркуас облачился в доспехи, выбежал из шатра, вскочил на коня и во главе телохранителей устремился к месту сражения. Неожиданно конь военачальника споткнулся и Куркуас оказался на земле. По богатству доспехов и конского снаряжения русские приняли магистра за императора, окружили Куркуаса и изрубили на куски мечами и боевыми топорами. Голову византийского военачальника воткнули на копье и выставили на одной из башен Доростола.

Ромеи отстояли метательные машины, но успех достался им слишком высокой ценой. На следующий день, 20 июля, русская рать вновь вышла на равнину перед городом. На этот раз дружинников вел на битву воевода Икмор, «храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них» 7, 78. Не скупится на похвалы воеводе и Скилица. По его мнению, Икмор после гибели Сфенкела пользовался у русских «наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения» 7, 129. Трудно сказать, почему Святослав не возглавил войска, хотя Скилица и упоминает о его участии в сражении. Возглавляемые Икмором воины пошли в атаку, потеснили ромеев и стали пробиваться к императору.

Среди телохранителей Цимисхия был Анемас, сын Курупа, эмира Крита. Анемас пришпорил коня, налетел на Икмора и точным ударом отрубил воеводе голову вместе с правой рукой. Смерть военачальника остановила наступление русских, почему Святослав в этой ситуации не принял на себя командование, непонятно. Дружинники забросили за спину щиты и стали уходить к городу, отбиваясь от наседавшего противника. С наступлением ночи битва закончилась. Как пишет Скилица, когда ромеи снимали доспехи с убитых вражеских воинов, то обнаружили среди них много женщин в мужской одежде. Ночью Святослав собрал военный совет, чтобы решить, как дальше вести войну.

Лучшие воеводы погибли, войска понесли чудовищные потери, очень много раненых. Мнения высказывались разные, одни советовали попытаться ночью прорваться по Дунаю, другие высказывались за мир с ромеями. О продолжении обороны Доростола речи уже не было, поскольку воеводы понимали, насколько истощены ресурсы русской рати. Армия Цимисхия получала всё необходимое с военных баз во Фракии и Македонии, у ромеев не было проблем со снаряжением, продовольствием и подкреплениями. У русских в тылу был Доростол с враждебно настроенным местным населением. Не просто так накануне осады Святослав приказал казнить 300 знатных болгар, а многих приказал заковать в цепи и посадить в тюрьму 7, 73. За продолжение борьбы выступил только один человек — Святослав.

Князь отверг все предложения как нереальные и убедил соратников дать ромеям новую битву, где и решится судьба войны. Воодушевленные речью предводителя, воеводы были готовы вновь скрестить мечи с византийцами. На рассвете 24 июля Святослав вывел русскую рать на битву с ромеями. Чтобы никто не бежал с поля боя, князь приказал оставшимся в городе воинам запереть ворота. Князь выстроил войско плотными рядами, «стена щитов» медленно двинулась к вражескому лагерю. Цимисхий выстроил войска у подножия холма. Атака русских была мощной и стремительной, передовые отряды ромеев были смяты и отступили за ряды тяжеловооруженной пехоты.

В бой вступили главные силы имперской армии, но русские успешно отразили атаки панцирной кавалерии и продолжили наступление.

В IX веке захиревший город был возрожден как пограничная крепость Болгарского царства на Дунае. В 968 - 971 годах город оказался центром боевых действий между ромейской армией императора Иоанна Цимисхия и русской дружиной князя Святослава Игоревича. В 969 году русские захватили город, но через два года, после осады в апреле-июле 971 года, был отдан ромеям. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы? Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом. В 1001 году город возвратился в состав Ромейской империи и стал центром фемы Паристрион. В конце XI века ненадолго был захвачен печенегами , но в 1088 году отвоеван ромеями. В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства.

В 1388 году город перешел под власть турок-османов. В начале XV века некоторое время находился под управлением валашского господаря Мирчи Старого , но в 1419 - 1420 году был вновь завоеван турками. В то же время город получил имя Силистрия или Силистра.

Картины предназначались для зала Х века - "эпохи железа", предшествующей принятию христианства и должны были изображать жестокость древних языческих обычаев и обрядов, неотделимых от убийств людей и животных, что подводило зрителей к идее необходимости христианизации как безусловного блага. Картинам Семирадского в общей концепции музея отводилась очень важная роль: они фиксировали конец дохристианского развития страны и закономерно подводили к следующему этапу ее истории, связанному со становлением православного государства. В экспозиции Исторического музея картины экспонировались в окружении археологических памятников эпохи железа, представляющих собой предметы погребальных обрядов, найденных в древних курганах. Сюжеты для картин "Славянского цикла" 1881-1884 были предложены Семирадскому графом А. Уваровым, который разрабатывал идеологию экспозиции и внутреннего оформления музея.

Семирадский очень серьезно подошел к своей задаче. По просьбе художника, археолог В. Сизов, ученый секретарь Исторического музея, присылал ему в Рим зарисовки оружия, украшений, костюмов, орнаментов. Эти материалы с объяснениями Сизова ныне хранятся в Национальном музее в Кракове.

Болгария вернула город - вначале на краткий срок в 1918 - 1919 годах, и снова в 1940 году. Религия Христианская проповедь пришла в город не позднее конца III века. В городском захоронении начала IV века был найден золотой перстень с выгравированным христианским символом. В середине того века житель город, раб Емилиан , принял мученичество за сокрушение идолов. Ко второй половине IV века относятся первые известия о местной епископской кафедре , город стал центром христианской жизни региона. В городе были возведены внушительные базилика и архиерейский двор, известные по раскопкам фундаментов. В период с конца VII по начало IX века о христианской жизни города известно мало, но христианская община здесь сохранилась. В конце IX -начале X века значение местной архиерейской кафедры было столь велико, что, согласно одной гипотезе, ставший первым Болгарским патриархом Дамиан был до этого здешним владыкой, что на время сделало город центром Болгарской Церкви. Около 1071 года местная кафедра была возведена в ранг митрополии. В 1870 - 2001 годах кафедра в городе была упразднена, и Силистра входила в состав епархии с центром в Русе. С 2001 года город - снова кафедральный центр Доростольской митрополии.

Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих

Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3. 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. На Доме работников дивизии установлена театральная польская поэзия осада крепости арифарна картинки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий