Ежегодно в преддверии Пасхи в Иерусалиме происходит чудо схождения Благодатного огня, за которым с трепетом наблюдают верующие со всех уголков планеты. В поселке Борисоглебский сегодня зажгли обновленный Вечный огонь. Благодатный огонь – это огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу.
В Болгар привезли частичку Благодатного огня
После Сошествия Благодатного огня Патриарх выносит лампады и зажженные свечи и передает людям, которые зажигают свои свечи от них. За почти двухтысячелетнюю историю упоминаемое явление Благодатного огня сопровождалось или предварялось большим количеством чудесных событий. Удалось замерить температура пламени Благодатного Огня сразу после его схождения, и она оказалась равно всего 40 градусам, то есть чуть теплее температуры человеческого тела. Кроме того, огонь памяти зажгли у монументов парка «Патриот» с землей, привезенной с мест наиболее ожесточенных боев Великой Отечественной. В Витебской области Вечный огонь зажжется на мемориальном комплексе Бессмертия в Городке, на ы в Полоцке, у стелы Победа в Витебске. Чудо сошествия Благодатного огня — вы можете посмотреть в нашей трансляции.
Благодатный огонь. Чудо благодатного огня. Воскресал ли Христос?
Схождение Благодатного огня в Иерусалиме 2023: дата церемонии и место проведения | После Сошествия Благодатного огня Патриарх выносит лампады и зажженные свечи и передает людям, которые зажигают свои свечи от них. |
Об огне вечном и благодатном / / Независимая газета | За почти двухтысячелетнюю историю упоминаемое явление Благодатного огня сопровождалось или предварялось большим количеством чудесных событий. |
Схождение Благодатного огня на Пасху 2024: свет веры и тайна тысячелетий | В Беларуси 8 мая пройдет акция «Зажги огонь в своем сердце», сообщает БЕЛТА. |
Олимпийский огонь для летних Игр-2024 в Париже зажгли в Греции
Тем не менее, восхождение Святого света, вероятно, будет доступно для онлайн-просмотра, благодаря трансляции из храма для верующих со всего мира. Что такое Благодатный огонь Благодатный огонь, переведенный с греческого языка, означает Святой свет. Это огонь, который в пасхальной церемонии выносится из Гроба Господня кувуклии на свечах. Церемонию можно условно разделить на четыре этапа: Подготовка к спуску пламени. Этот этап включает в себя специальный ритуал, без которого самое ожидаемое событие Великой субботы не произойдет, что может омрачить праздник для всех христиан. Приход Патриарха на церемонию и его вход в Храм Гроба Господня. В этот момент телеканалы со всего мира начинают трансляцию торжественной церемонии. Явление Благодатного огня и передача его собравшимся священникам. Первые празднования Пасхи в разных уголках мира. Как происходит схождение Благодатного огня Церемония схождения Благодатного огня начинается за сутки до празднования Светлого Христова Воскресения и включает в себя участие священнослужителей нескольких православных конфессий, при этом руководит богослужением Иерусалимский патриарх.
В одиночестве он молится, ожидая чуда. Как только храм наполняется светом, патриарх выходит с лампадой, и все присутствующие могут зажечь свои свечи от этого огня. Считается, что схождение огня — это знак благословения и надежды на светлое будущее.
Внутри храма остается только патриарх с незажженной лампадой. В одиночестве он молится, ожидая чуда. Как только храм наполняется светом, патриарх выходит с лампадой, и все присутствующие могут зажечь свои свечи от этого огня.
Здесь соответствует истине только одно. Никакой Либерии Сулий не существовал ни в древности, ни в позднейшие времена. Существовал Лаврентий Сурий, но и тот жил не во времена Христа, а ровно на десять столетий позже. Он тоже не существовал, а был монах Боллан, но жил он позже Христа на тысячу пятьсот лет, поэтому неудивительно, что, описывая современные ему события, он мог и не касаться именно воскресения Христа. Равным образом вымышлен и Остин Тивериадский. В литературе известен Оссия Твердите, живший во времена палестинских событий, но это вовсе не писатель, а литературный персонаж, герой старой византийской повести. Они, как говорят атеисты, тоже не оставили никаких свидетельств о воскресении Иисуса Христа. Так ли это? Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Кроме того Флавий мог также не быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и потому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений в пользу христианства. Действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Христа, как это утверждают атеисты? Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком заглянуть в отрывки из его сочинений, вышедшие в советском издании Академии наук СССР. Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавии ни снова не упоминает о Христе? Грек Гермидии, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживаюг особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка, академика С. Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло.
Олимпийский огонь для летних Игр-2024 в Париже зажгли в Греции
Чудо сошествия Благодатного огня — вы можете посмотреть в нашей трансляции. По традиции огонь зажигают в древнем храме Геры от солнечных лучей при помощи параболического зеркала. Чудесное схождение Благодатного Огня происходит накануне православной Пасхи Христовой в Храме Гроба Господня в городе Иерусалиме. Под ликующие крики верующих из Кувуклии вышел патриарх Феофил III с зажженными свечами и стал раздавать огонь паломникам. В эти даты Огонь памяти будет гореть с 10 до 22 часов по местному времени, за исключением 22 июня. Благодатный огонь сходит в Кувуклии — часовне в центре храма Воскресения Христова, которая скрывает пещеру Гроба Господня.
Огонь летних Олимпийских игр 2024 года зажжен в Древней Олимпии
Сначала эстафета олимпийского огня пройдёт по территории Греции и уже к 26 апреля символ Игр прибудет в Афины. В столице страны его передадут французской делегации. На следующий день огонь отправится в Марсель на трёхмачтовом судне «Белем». Там его ожидают к 8 мая.
Традиции и символы Светлого Христова Воскресения Стены храма испещрены крестами, которые в камне высекали крестоносцы. Икон относительно немного, наиболее почитаемой считается «Христос в узах». Все — перед большим кровопролитием. Первый — в 1572 году перед Варфоломеевской ночью, второй — перед началом Второй мировой войны, третий — перед терактами 11 сентября 2001 года», — говорит монахиня Елена, которая нас сопровождала. Огонь В субботу накануне Пасхи полиция перекрыла центр Иерусалима.
Все члены российской делегации повязали платки бирюзового цвета, а также получили специальные пропуска. Благодаря этому многочисленные кордоны проходили довольно быстро. При этом множество посторонних верующих пытались прибиться к нашей группе. Повезло тем, кто взял с собой платки похожего цвета. Интересно при этом, что на пути не встретился ни один металлоискатель. Внутри храма прошли в кафоликон — отделение, из которого видно Кувуклию. Опытные паломники говорили, что обычно здесь невероятная давка. Сейчас из-за полицейских ограничений было довольно свободно.
На протяжении нескольких часов служащие проверяли Кувуклию на наличие источников огня, а потом запечатали Гроб Господень и часовню воском. Затем в храм по традиции ворвалась арабская православная молодежь. Они били в барабаны, пританцовывали и скандировали речовки во славу Иисуса и Божией Матери. Считается, что без участия шумных молодых людей Благодатный огонь не сойдет. Вместе с другими представителями духовенства он крестным ходом обошел Кувуклию и остановился у входа. Снял облачение, митру и в одном хитоне зашел внутрь.
Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого огня, и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня. В 1187 г. В 1238 г. Папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков. С этого момента и до XX века Благодатный огонь для Римской Церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно. Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного огня, с сожалением отмечает: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса.
Кто-то планирует вообще следить за Олимпиадой в этом году? По традиции огонь зажигают в древнем храме Геры от солнечных лучей при помощи параболического зеркала. Однако сегодня в Древней Олимпии облачно, пишет РИА «Новости», поэтому огонь зажгли от пламени, полученного от лучей солнца накануне на генеральной репетиции церемонии.
В Болгар привезли частичку Благодатного огня
Что будет, если перед Пасхой не сойдет в Иерусалиме Благодатный огонь | После Сошествия Благодатного огня Патриарх выносит лампады и зажженные свечи и передает людям, которые зажигают свои свечи от них. |
Схождение Благодатного огня в Иерусалиме 2023: дата церемонии и место проведения | Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. |
Благодатный огонь из Иерусалима доставили в Москву | Мойка78 рассказывает, в чем суть и значение Благодатного огня, как он сходит и как зажигается, а также как попадает в Россию и что будет, если огонь в очередной раз не сойдет. |
«Победа над смертью»: что важно знать о Благодатном огне и может ли он не загореться
Однако паломников на входе в Старый город встречают турникеты и оцепление из пограничной полиции и спецназа. Чтобы попасть внутрь, нужны специальные пропуска. Силы безопасности ограничили количество верующих, которые моугт сегодня присутствовать при схождении Благодатного огня. Боятся толчеи. Всего два года назад была страшная трагедия, когда во время религиозного иудеского прадздника Лак Баомер на горе Мирон в толпе погибли несколько десятков человек. Сегодня тоже опасаются за безопасность приехавших, поскольку последняя пятница Рамадана накануне обернулась массовыми беспорядками, и полиция недалеко от мечети Аль-Акса на Храмовой горе арестовала несколько сотен молодыз мусульман. Поэтому в городе сохраняется достаточно напряженная обстановка. Полиция, опасаясь за здоровье и безопасность съехавшихся паломников, огранчила их присутствие внутри огромного пространства храма Гроба Господня 2 тысячами человек.
Настоятель Спасо-Преображенской церкви села Бронница и духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион пишет: «Вместе со священнослужителями из России в количестве 16 человек я находился всю оставшуюся часть ночи... И вот утром Великой субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трёх часов до двенадцати ». Восстанавливающиеся предметы Реже встречаются свидетельства о самовосстановлении предметов, опалённых Огнём. Так, духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион рассказывает: «Со мной произошёл такой случай: загорелся клобук. Думаю: вот-те на — совсем сгорел. Подобные случаи имели место и у других паломников. Губанов приводит свидетельство: «Храм мгновенно наполнился Огнём. Я зажгла два пучка свечей. Первое время огонь Благодатный не опаляет — одна гречанка потушила мне эти пучки просто рукой. Столько Огня и никогда никакого пожара. На мне тушили апостольник, но не осталось и следа». Мироточения в канун схождения Благодатного огня Православное духовенство зачастую указывает на истечение слёз, крови или мира из икон как на знамение предстоящих испытаний. Крово- и мироточения не единожды происходили перед схождением Благодатного огня. Впервые это было зафиксировано в 1572 году, когда по фреске «Возложение тернового венца» потекли капли жидкости, похожей на кровь. Копия свидетельства одного из паломников-французов, первыми увидевших происшедшее, и поныне хранится в архиве Центральной парижской библиотеки. В середине XIX века фреска была заменена иконой с тем же сюжетом. В 1939 году, накануне Пасхи, в ночь с Великой пятницы на Великую субботу, она вновь замироточила. Это продолжалось недолго: на Пасху икона приняла прежний вид. Патриарх Иерусалимский написал Папе Римскому о том, что на Пасху было знамение». В 2001 году икона замироточила вновь. Вот что об это рассказывают свидетели. Только из России было более сотни паломников. В храме был и сам Патриарх Иерусалимский Ириней... Потом ему протянули свечу. Он повернулся лицом к иконе, поднял глаза — и ахнул! Тысячи паломников, как по команде, повернули головы туда же, куда смотрел Ириней. По храму прошёл стон.
В Греции зажгли олимпийский огонь предстоящих Игр-2024 в Париже. По Греции огонь пронесут 600 факелоносцев, он побывает в 43 городах.
В посёлке Шаумянском символ памяти о Великой Отечественной войне зажгли впервые. Ранее сообщалось, что 9 мая глава Ставрополья Владимир Владимиров возложил цветы к мемориалу «Огонь Вечной Славы» в краевой столице. Губернатор назвал Россию одной большой семьёй и подчеркнул особую важность Дня Победы для граждан страны.
Схождение Благодатного огня в Иерусалиме состоится 4 мая 2024 года
Благодатный огонь зажигается по православному и по католическому календарю, то есть дважды в год? Зазвонили колокола, огонь стал моментально распространятся по храму — все присутствующие помогали друг другу зажечь свечи. После того как патриарх с пучками горящих свечей выходит из пещеры, огонь начинает спускаться, зажигаются лампады паломников.
Благодатный огонь доставят из Иерусалима в Россию в условиях эпидемии
Главная» Новости» Взойдет ли благодатный огонь в 2024 году. В эти даты Огонь памяти будет гореть с 10 до 22 часов по местному времени, за исключением 22 июня. И снова первый голос перебивал второй, говоря: «Как же могла зажечься лампада, если свеча не была зажжена и на ней нет никакого следа от огня?
В Болгар привезли частичку Благодатного огня
Лампады со священным пламенем разносятся по всему миру, принося в каждый дом надежду и благодатную энергию. Основные моменты церемонии включают в себя запечатывание Кувуклии, специальной части храма, где зажигается огонь, и процесс передачи огня верующим. После этого лампады с Благодатным огнем специальными авиарейсами доставляются в разные уголки мира. В случае, если чудо схождения Благодатного огня не произойдет, это считается предзнаменованием для всего человечества.
Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пучки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого Живоносного Гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения [30]. После окончания крестного хода Иерусалимский Патриарх разоблачается и заходит в Кувуклию, сопровождаемый армянским архимандритом.
Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери Святого Гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела [30]. Молитва Патриарха[ править править код ] Греческий Патриарх молится на Гробе Господнем [31] : По входе их в Святой Гроб двери его тотчас же закрываются. Армянский архиерей остается в приделе Ангела близ упомянутого южного отверстия, патриарх же идет дальше, к ложу Спасителя и, преклонив колена, со слезами молится Господу о том, чтобы Он обновил неизреченным Своим благоутробием и светом познания Своего просветил язычников, пребывающих во мраке, и чрез Своё сошествие во ад небесная, земная и преисподняя исполнил бы света; чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Его Гроба верным послужил даром освящения, исцелением от болезней, демонам — ужасом, и чтобы Спаситель благословил и освятил благочестиво к нему прикасающихся и даровал бы им ходить во свете заповедей Его, как сынам света [30]. В ожидании сошествия Огня[ править править код ] Все затихает, люди молятся, благоговейно ожидая сошествия Огня. Авторы исторических свидетельств описывают чувство покаяния, возникающее в душах присутствующих: Игумен Даниил : И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй! И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Ибо каждый заглядывает тогда в себя, и вспоминает свои грехи, и говорит каждый в себе: «Неужели из-за моих грехов не сойдет Святой Свет?
Инок Парфений: арабы бегать уже перестали, но стоят, поднявши руки на небо, и умиленные гласы испускают; христиане все плачут, или непрестанно воздыхают. И кто бы мог тогда удержаться от слёз, видя столь множество людей со всех стран вселенной, плачущих и рыдающих, и от Господа Бога милости просящих? Дмитриевский: С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из святого Гроба [30]. В это время, по свидетельствам некоторых паломников, в храме наблюдаются необычные явления — столб света, появляющийся из купола храма, молнии, всполохи света. Всполохи света первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного М. Якушев описывает так: «Как будто море отражает солнца лучики — и вот это очень похоже на эти отражения. И вот эти яркие всполохи напоминали отражение солнца от морской воды. Но недавно, в последний годы, члены нашей делегации снимали вообще луч, который идёт аккурат через открытую точку там сейчас она покрыта стеклом с неба и идёт прямо в Кувуклию , в открытую часть… Наш друг, он сейчас посол в Италии , он стоял тогда в кафоликоне , мы стояли в другом месте и думали, что огонь выходит только из Кувуклии , а он говорит, нет, огонь пошёл одновременно из алтарной части кафоликона и из Кувуклии , и получается, он сошёлся в том месте, где аккурат Христос Спаситель, Вседержитель, Пантократор — где отмечен пуп земли. И вот там сошлись эти огни» [32].
Огонь получен[ править править код ] Пламя 33-х свечей Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые греческим Патриархом и армянским архимандритом. От их свечей Огонь возжигают скороходы, после чего Огонь быстро распространяется по храму. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати. Благодатный огонь: миф или реальность? Учредитель Фонда святителя Василия Великого К. Малофеев : «Картинка с арабами выглядит ещё интереснее вживую. И в этот момент те, кто стоят близко, они прямо от Патриарха зажигают свои свечи и передают тем, кто стоит сзади.
Он родился в нашей деревне! И в этот момент у них щенячий восторг : они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что, да, Христос наш, и Он родился в нашей тоже деревне. И вот мы все вместе начинаем это как-то кричать. Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются… И так потихонечку это всё становится таким вселенским ликованием» [34]. Выход Патриарха[ править править код ] Когда первые минуты народного восторга пройдут и ослабеют, из кувуклии появляется усталый и бледный патриарх, имея в руках по пучку горящих свечей, зажженных во святом гробе [30]. Священнослужители, стоящие у входа в Кувуклию, и простые паломники, стоящие вдоль пути, по которому будет двигаться Патриарх, не возжигают свои свечи до времени его выхода. После того, как Патриарх появляется и благословляет всех светом от своих свечей, от них возжигают свои свечи греческие священнослужители. Затем Патриарх начинает быстро продвигаться вперёд, так как со всех сторон к нему устремляются люди, желающие получить Огонь от его свечей.
Охрана старается сдерживать давление [35] [36]. Описание церемонии Благодатного Огня: Армянская Апостольская Церковь[ править править код ] Богослужение Великой Субботы согласно Регламенту церемонии[ править править код ] Богослужения Великой Субботы начинаются с процессии армянского Иерусалимского патриархата, в 8:15 торжественно открывающей двери храма Воскресения [37]. В 10:15 утра по храмовому времени начинается процессия армянской патриархии, которая во главе с армянским патриархом Иерусалима, пройдя один раз вокруг Кувуклии , переходит к Армянскому Приделу храма Воскресения. В 11:00 совершается совместная церемония запечатывания Гроба.
Во Владимире встречу Благодатного огня возглавил епископ Ковровский Стефан. Затем верующие организованно перемещаются к главному центру пасхальных торжеств - Успенскому кафедральному собору. Крестный ход проходит по улице Большой Московской, которая в эти минуты закрыта для движения машин. У собора шествие встречает Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. Внутри храма верующие обмениваются благодатным огнём. Его они называют настоящим чудом.
Татьяна Соловьёва: - Просто переполняют эмоции. Я первый раз здесь. Я как бы об этом все время слышала, верила в это, но первый раз именно как проводила по нему - не обжигает. Герман Вельш: - Приходим, молимся, службы ставим. Поэтому для нас это очень светлый праздник.
Но прежде напомним казус, происшедший в 2015 году, когда на тот момент полпред президента РФ в ЦФО, а ныне губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов предложил не только доставить Вечный огонь от стен Кремля в разные города России, но и в местных храмах зажечь от него лампады. Владимир Путин отреагировал холодно: «Я не очень понял, что вы сказали по поводу того, чтобы зажечь огонь от Вечного огня, а потом переместить его в храмы. Дело, конечно, очень хорошее, доброе. Вместе с тем… это не религиозный праздник, это общенациональный светский праздник, и у нас, кроме православия, есть еще ислам, буддизм, иудаизм. Лучше не делать ничего, что не могли бы сделать другие… Все должны в едином порыве делать что-то общее. Не должно быть ничего, что нас разъединяет». Он распадается на четыре части, каждая из которых имеет свой сакралитет, соединяя светскую и церковную сферы. Конечно, священнослужители и раньше посещали места захоронений советских воинов, служили панихиды, возлагали венки, но это происходило в контексте гражданской ритуалистики. Здесь наблюдается нечто иное. В первой части офицер Российской армии зажигает факел от горелки на кремлевской могиле, передает факел ветерану, участнику Великой Отечественной войны. Тот проносит его по гранитному подиуму и, не сходя с него, передает другому действующему офицеру. Все вместе движутся строевым шагом к газовой капсуле, установленной на специальной тумбе, где зажигают в ней пламя и, через две передачи на третью, водружают капсулу на бронеавтомобиль «Тигр». Некоторое время капсула возвышается с офицером — хранителем огня — над крышей, затем опускается в гнездо в центре салона и в таком виде транспортируется вплоть до парка в Кубинке. Там она снова поднимается наверх и останавливается, не доехав до середины большого круга, выложенного перед центральным входом в ГХВС. На паперти перед притвором двое хранителей-воинов в фуражках передают капсулу двоим курсантам без фуражек. Это маркирует границу между профанным и сакральным в терминологии Мирчи Элиаде. Светская часть на этом завершается. Главный смысл ее — в неразрывной связи между российскими и советскими Вооруженными силами. Конечно, ветеран мичман ВМФ СССР вполне мог зажечь факел и сам, но состоящему на действительной воинской службе это было поручено не случайно. Действующий офицер олицетворяет актуальную армию, и именно она должна воспользоваться правом первого контакта с вечностью. Однако и тут все непросто: из всех, кто несет огонь у Кремля, только ветеран держит факел в голых руках, все остальные — в перчатках. Ветерану великой войны не нужна связь с вечностью — он уже является ее частью. Эти детали свидетельствуют о глубокой проработке темы гражданского сакралитета авторами ритуала. Тем более интересно, как они подошли к сакралитету религиозному.