Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

ленинград, блокада ленинграда (1941-1944), великая отечественная война (1941-1945), рабоче-крестьянская красная армия (ркка), ссср, германия, вермахт, инфографика. 18 января — годовщина прорыва фашистской блокады Ленинграда. «Искра» — кодовое наименование плана операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда. План предусматривал одновременными встречными ударами войск Ленинградского фронта с запада и Волховского с востока в направлении на Синявино и Рабочий поселок №5. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Прорыв блокады Ленинграда: операция «Искра». Гитлеровцы полагали захват и уничтожение Ленинграда важнейшей военно-политической задачей.

Начало блокады

  • Читайте также:
  • "Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад - Российская газета
  • Ленинград в 1942–1944 годах
  • Main navigation
  • Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?

18 января - День прорыва блокады Ленинграда!

Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Около 19 тыс.

Наступление началось 14 января.

Утром 19 января одновременным ударом с двух сторон части 63-й гвардейской стрелковой дивизии штурмом овладели Вороньей Горой, а части 64-й гвардейской и 291-й стрелковых дивизий освободили Красное Село. После успеха на двух ключевых точках операции силы 2-й ударной и 42-й армий встретились в районе южнее Ропши. Вместе они окружили и уничтожили остатки петергофско-стрельненской группировки противника. Новгородско-Лужская наступательная операция началась 14 января 1944 года в 10:50 с плацдарма на Волхове.

Несмотря на метель, затрудняющую действия артиллерии и авиации, силам Красной армии удалось подойти к городу и начать окружать противника. После боев 15-16 января советские войска продвинулись вперед. Увидев безвыходность положения, немцы оставили Новгород и отступили по единственному свободному пути в направлении поселка Батецкого. Чтобы окончательно освободить Ленинград, надо было перенести удар двух фронтов с юго-западного на юго-восточное направление.

Войскам 42-й армии поставили задачу: наступая на Красногвардейск Гатчину , Пушкин и Тосно, выйти во фланг и тыл группировки противника, которая продолжала удерживать позиции в районе Ульяновки, Мги и Тосно. Поняв, к чему все идет, немцы начали готовить отход. Через несколько часов была освобождена Мга, а вскоре восстановлен контроль над Кировской железной дорогой.

До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов.

Он говорил, о том, как выживали ленинградцы — по-разному. Но спасались те, кто спасал других, чья душа не расчеловечивалась даже в бесчеловечных условиях, в бесконечных страданиях блокады. Его заключительные слова, мне кажется, о сегодняшнем дне, о нас с вами, о том, как меняемся мы, наше общество сегодня: «…существует такое сакральное пространство. Когда человек возвращается в сострадание и духовность. В конечном счете всегда торжествует не сила, а справедливость и правда. И это чудо победы, любовь к жизни, к человеку…». Поэтому мы победили, а прорыв блокады тогда стал переломным моментом в битве за Ленинград. Зло с его самой страшной рукотворной трагедией Великой Отечественной войны было побеждено. Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Александр Козлов : «Велик и вечен подвиг бойцов-героев, которые осуществили прорыв блокадного Ленинграда, хотя враг находился в гораздо более выгодном положении. Более ста тысяч человек потеряли советские войска в ходе операции «Искра». Но они сделали самое главное — открыли сухопутный путь к городу и спасли сотни тысяч жителей. И не менее велик и вечен подвиг ленинградцев, которые в нечеловеческих условиях продолжали трудиться на заводах и фабриках, лечить раненых и больных, воспитывать детей. Ежедневно, под страшными артобстрелами, с невероятно минимальным количеством еды… Каждый из нас знает про 125 граммов хлеба в день, про то, как ленинградцы вынуждены были употреблять в пищу жмых, обойный клей. Как в городе отсутствовало отопление и электричество, и чтобы согреться, люди использовали печи-буржуйки и сжигали все, что можно: вещи, мебель… Как дети, которые остались в городе, ежедневно после уроков дежурили на крышах и тушили немецкие зажигательные бомбы. Как многие погибшие лежали на улицах, потому что их не успевали хоронить. И это все надо помнить. Об этом надо читать, смотреть фильмы, рассказывать детям, не боясь. Недопустимо думать, что это было давно и не стоит тревожить трагическими событиями нежные души. Мы должны хранить эти события, потому что, когда люди стирают память по своей воле или кто-то умышленно воздействует на них постоянно и целенаправленно , они перестают ценить жизнь других, ценить мир. И это, к горькому сожалению, мы видим сегодня. А наши воины вновь вынуждены защищать мир и жизнь. Поэтому очень правильно, что сейчас в наших школах появился такой предмет, как «Разговоры о важном», с которого начинается первый рабочий день каждой недели, где ребятам рассказывают о таких важных событиях. На этой неделе именно прорыву блокадного Ленинграда были посвящены занятия. И отвратительно, что кто-то выступает против этого, против нашей героической истории. Знать подвиги своего народа — гражданская обязанность, которая определена свыше». Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева , фракция партии «Единая Россия»: «Сегодня отмечают памятный день в истории нашей страны — годовщину прорыва блокады Ленинграда.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. За шесть дней советские бойцы уничтожили две немецкие дивизии, нанесли урон еще пяти. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. Как вспоминал потом военный корреспондент П.

Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества». В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял. Архивные фонды, воспоминания блокадников, неизвестные ранее мемуары, фотографии и хроникальная летопись помогают понять и прочувствовать ситуацию, в которой оказался город осенью 1941 года. Текст: Полина Животова.

В то время множество людей погибло и по этой причине. Официальным началом блокады Ленинграда считается день 8 сентября 1941 года, когда город оказался в кольце немецкой армии. Но особенной паники в этот момент не наблюдалось. Еще оставались некоторые запасы продовольствия в городе. С самого начала в Ленинграде выдавались карточки на получение еды, закрывались школы, были запрещены любые акции, вызывающие упаднические настроения, в том числе распространение листовок и массовые сборы людей. Жизнь в городе была невозможной. Если обратиться к карте блокады Ленинграда, то можно увидеть на ней, что город был полностью окружен, и оставалось только свободным пространство со стороны Ладожского озера. Дороги Жизни и Победы в блокадном Ленинграде Такое название получили единственные пути по озеру, соединяющие город с сушей. В зимнее время они пролегали по льду, в летний период провизия доставлялась по воде баржами. При этом эти дороги постоянно обстреливались вражеской авиацией.

Читайте также:

  • Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»
  • День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра»
  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

Статья автора «Центральный музей Вооруженных Сил» в Дзене: 80 лет назад, 12 января 1943 года, началась наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда. 18.01.2020 18 января 1943 года произошел прорыв блокады Ленинграда. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров). В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.

Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда

Жители блокадного Ленинграда везут на санках тело умершего. Наступательная операция называлась "Январский гром". В ее ходе войска Ленинградского и Волховского фронтов уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили противника на 60-100 километров от Ленинграда. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «».

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи.

К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов.

Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года.

А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов.

Прорыв блокады Ленинграда.

Боевые действия армии поддерживал Краснознаменный Балтийский флот. Артиллерия береговых и корабельных установок, бомбардировочная и штурмовая авиация наносили удары по укреплениям противника. Наступление началось с мощной артиллерийской подготовки, она продолжалась около двух часов.

Семь дней шли ожесточенные бои южнее Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана.

Поскольку большинство поселков в пригороде Ленинграда являлись опорными пунктами врага, а передовая и позиция в глубине обороны были отгорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами, немецкое командование рассчитывало удержать свои позиции, несмотря на значительное превосходство нашей армии. Но противник просчитался. От атаки к атаке И вот 12 января 1943 года в 9-30 силы Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота силой более четырех с половиной тысяч орудий и минометов ударили по позициям противника.

На Ленинградском фронте артподготовка длилась 2 часа 20 минут, на Волховском — 1 час 45 минут. И вот уже на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Симоняка в первый день сражения добилась наибольшего успеха. Это было в районе деревни Марьино. Ее бойцы взломали передний край обороны противника и к исходу первого дня боев продвинулись на расстояние от трех до четырех километров.

Удача сопутствовала и 268-й стрелковой дивизии, продвинувшейся на 3 километра. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Однако 45-я гвардейская дивизия попала под сильный огонь противника и сумела продвинуться всего на 500-600 метров. Действовавшая на левом фланге армии 86-я стрелковая дивизия, форсировала Неву на участке Марьино — Шлиссельбург.

Но не подавленные огневые точки противника в подвалах зданий и на пристанях заставили наших бойцов залечь на льду Невы. С утра 13 января бои прияли упорный и ожесточенный характер. К концу дня войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к линии намеченной планом сражения встречи с войсками Волховского фронта. Однако волховчане за второй день боев практически вперед не продвинулись. Карта операции 14 января командующий 67-й армией генерал-майор М.

Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской — со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом. Общее число участников операции «Искра» составляло более 300 тысяч человек живой силы, до 5 тысяч орудий, более полутысячи танков и 800 самолётов. Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО. Особое внимание к подготовке в условиях повышенной секретности Схема операции «Искра».

Все задействованные группировки были стопроцентно укомплектованы личным составом, необходимым количеством боевой техники, орудий и боеприпасов. Привлечённые инженерные войска возвели множество колонных путей и переправ, предназначавшихся для переброски подкреплений. В ходе подготовки особое внимание уделялось обучению военнослужащих. Активно велась воздушная разведка с фотосъёмкой, что позволяло составлять максимально точные карты.

При этом работа шла в условиях повышенной секретности. Рокировка частей производилась лишь в ночное время суток либо в плохих погодных условиях, что обеспечивало безопасность от возможного обнаружения советских группировок вражеской авиацией. Разведка была активизирована по всей прифронтовой линии, враг не должен был разгадать намерения советского командования. Да и осведомленных о самом плане операции было немного, «Искра» разрабатывалась строго ограниченным кругом штабных сотрудников.

Но в январе 1943-го, незадолго до начала наступательной операции, противнику стало известно о полной готовности советских войск к атаке. Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки.

81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград.
Операция «Искра» Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения.
Оборона Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград.
Операция "Искра": Прорыв блокады Ленинграда - ВОЙНА и МИР 900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для жителей города.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Прорвана блокада Ленинграда 18 января 1943 Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К.

К концу января операцию предполагалось завершить. В ноябре-декабре велась тщательная работа по её подготовке в условиях строжайшей секретности. Удалось создать значительное превосходство над противником в пехоте, авиации, артиллерии и танкам. Были изготовлены «кошки», багры, штурмовые лестницы для переправки бойцов через реку Неву. Особое внимание уделялось боевой учебе. Были проведены командно-штабные игры, оборудованы учебные укрепления, на которых подразделения учились штурмовать позиции противника. В городской черте на Неве бойцы отрабатывали преодоление участков льда, штурмовали берег. В ходе разведки были уточнены карты. Большое значение в операции имело взаимодействие сил армии, авиации и флота.

Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «Газета. Блокада Ленинграда ныне — Санкт-Петербург началась 8 сентября 1941 года. Город окружали немецкие, финские и испанские войска, их поддерживали добровольцы из Европы, Италии и Северной Африки. Ленинград не был готов к длительной осаде — в городе не было достаточного запаса продуктов и топлива. Единственным путем сообщения с Ленинградом осталось Ладожское озеро, но пропускной способности этой транспортной магистрали — знаменитой «Дороги жизни», было недостаточно, чтобы удовлетворить нужды города. В Ленинграде наступили страшные времена — люди умирали от голода и дистрофии, горячей воды не было, крысы уничтожали запасы еды и разносили инфекции, транспорт стоял, больным не хватало медикаментов. Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива катастрофически не хватало. Людей не успевали хоронить — и трупы лежали прямо на улице. В самом начале блокады сгорели Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия города. Жители Ленинграда, отрезанные от всего мира немецкими войсками, могли рассчитывать лишь на скромный паек, состоявший практически из одного хлеба, который выдавали по карточкам. За 872 дня блокады умерло более миллиона человек, главным образом от голода. Попытки прорвать блокаду совершались несколько раз.

Помимо военных заблокированным оказалось и мирное население — около трёх миллионов гражданских. Ленинград оказался в полной блокаде, железнодорожными, автомобильными или речными путями воспользоваться было невозможно. Сообщение с городом осуществлялось по воздуху и Ладожскому озеру. Немцы продолжили развивать успех. Фашисты остановились лишь в нескольких километрах от Ленинграда, по сути оккупировав его пригороды. Линия фронта находилась лишь в 16 км от Зимнего дворца. Ещё ближе к противнику располагался Кировский завод, который продолжал работу, несмотря на нависшую опасность. В двадцатых числах сентября немцы разбомбили корабли и инфраструктуру Кронштадтской военно-морской базы. Тогда же серьёзные повреждения получил линкор «Марат», на котором погибли несколько сотен человек. Попытались фашисты и провести разведку боем, отправив на штурм Ленинграда внушительные силы, которые поддерживал 41-й танковый корпус. Город атаковали 11 дивизий, но какого-либо внушительного результата добиться не удалось. Больше немцы на штурм не решались, предпочитая держать город в полной блокаде. Однако красноармейцы не сидели за стенами, ожидая какого-то чуда. Едва ли не каждый день были вылазки и атаки противника. Мощную поддержку оказывал Кировский завод, который выпускал по несколько танков КВ ежедневно. Но прорвать блокаду не удалось даже Жукову. После чего вылазки ленинградцев носили скорее психологический характер. Советские бойцы демонстрировали фашистам силу и нежелание сдаваться. Особенно сильный перевес был в живой силе и самолётах. Немецкая группа армий «Север» грамотно воспользовалась своим преимуществом. Уже во второй половине августа был захвачен Новгород. Затем фашисты перерезали шоссе и железную дорогу Москва — Ленинград. После установления блокады советские войска пытались разорвать кольцо, но попытки не увенчались успехом. К концу сентября фронт у Ленинграда стабилизировался. Стороны подготовились к затяжному противостоянию. Ленинградская оборонительная операция Операция началась ещё 10 июля, когда немецкие войска перешли в наступление. А завершилась она 30 сентября 1941 года стабилизацией фронта. Ленинградская оборонительная операция стала логическим продолжением Прибалтийской стратегической оборонительной операции. На первом этапе перевес сил был на стороне противника. Советскому командованию пришлось выстраивать оборону, исходя из имевшихся скудных ресурсов. А их было недостаточно, чтобы остановить врага, выстроив сплошную линию фронта для стабилизации положения. Территории в несколько сотен километров от Балтийского моря до Чудского озера, а также побережья и острова Моонзундского архипелага защищало всего лишь шесть стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. К тому же, на тот момент они были сильно потрёпаны ожесточёнными боями в Латвии и Эстонии. Требовалось восстановление численности живой силы, но подкрепление взять было негде. Критическая ситуация сложилась и на других участках фронта. Особенно, южнее и юго-восточнее Чудского озера. По направлению к Луге, Шимску и Старой Руссы отступали соединения 11-й армии. Туда же прорвались и немецкие войска, которые шли по пятам соединения 27-й армии, которая отходила на рубеж обороны Старая Русса — Холм. Советское командование ещё в самом начале войны понимало, что удар противника придётся по Ленинградскому направлению, поэтому уже 23 июня поступил приказ от командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова о строительстве оборонительного рубежа. Его требовалось возвести от западного побережья Нарвского залива до озера Ильмень. Поскольку враг прорывался с катастрофической быстрой, то оборонительный рубеж являлся жизненно важным для советских войск. Несмотря на внушительные успехи в начале кампании, немцам не удалось реализовать все планы. Сходу взять Ленинград не удалось. Поскольку в городе было заблокировано большое количество советских солдат, фашистам пришлось оставить внушительные силы для их сдерживания. Соответственно, к концу сентября произошла стабилизация фронта. Вильгельм фон Лееб, командующий группой армии «Север», 27 сентября 1941 года высказался о сложившейся ситуации: «Конечно, было намерение занять так называемый ближний рубеж окружения, чтобы подвести к нему всю артиллерию, и путём массированного артиллерийского обстрела, сосредоточенных бомбовых ударов с воздуха и активной обработки с помощью листовочной пропаганды сломить в Ленинграде волю к сопротивлению. Но в связи с тем, что пока не удалось выйти к ближнему рубежу окружения, и неизвестно, где и когда это может произойти, то необходимо вначале попытаться, по крайней мере, усилить работу по ослаблению способности противника к сопротивлению. С этой целью артиллерия 18-й армии будет вести беспорядочный по времени и месту обстрел с дальних позиций. Будет высказана просьба к 1-му воздушному флоту держать население Ленинграда в страхе путём беспорядочных бомбардировок и снижения его воли к сопротивлению путём усиления листовочной пропаганды с воздуха». Блокадный хлеб и хлебные карточки. Wikimedia Commons Ленинградская оборонительная операция завершилась для советской стороны провалом. Единственно, немцам не удалось взять под свой контроль всё побережье Финского залива. Красноармейцы не отдали Ораниенбаумский плацдарм. Ораниенбаумский плацдарм — территория на южном побережье Финского залива, изолированная от основных советских сил. Для обороны Ленинграда «пятачок» сыграл важную роль. Другим просчётом фашистов стал сам Ленинград и его жители. Немецкое командование, отказавшись от прямого штурма, было уверено, что горожане быстро сломаются и капитулируют. Но этого не произошло. Немцы так и не смогли получить доступ к крупному порту, который мог быть использован для перевозки самых разнообразных грузов. Фронт растянулся на сотни километров, держать под контролем всю территорию было весьма проблематично. Из-за расстояний, погодных условий и особенностей рельефа у немцев часто возникали проблемы со снабжением. Всем этим пользовалось советская сторона. Несмотря на серьёзные потери, фашистам так и не удалось дезорганизовать сопротивление. Наоборот, контратаки не прекращались. Красноармейцы терзали противника по всей линии фронта. Группа армий «Север», потерявшая в ходе наступления на Ленинград несколько десятков тысяч человек, вынуждена была обороняться. А когда у неё забрали ещё несколько соединений, отправив их под Москву, о штурме Ленинграда или о дальнейшем продвижении в восточном направлении речи уже не шло. Шлиссельбургский десант Как только немцы осадили Ленинград, советское командование стало прорабатывать различные варианты по деблокаде города.

1.4. Прорыв блокады.

Операция «Искра» Это была так называемая 1-я Синявинская операция, по названию села, под которым происходило действие, – Синявино.
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады Прорыв блокады Ленинграда – 18 января 1943 года.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда.
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады.
Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов.

1.4. Прорыв блокады.

советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий