Крещение Господне в русском православии отмечают 19 января (6 января по старому стилю). В 2024-м это пятница. Крещение Господне празднуется с широким спектром обычаев по всему миру.
Крещение Господне 2024: история праздника и правила купаний в проруби
Праздник Крещения Господня (другое название — Святое Богоявление) — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). (6 января по старому стилю). 28 июля (по старому стилю 15 июля) православная церковь отмечает День памяти князя Владимира, который и крестил Русь в 988 году. Альтернативное название праздника — Богоявление. До V века. рождение и крещение Иисуса вспоминали в один день — 6 января по старому стилю, а после этого два праздника стали отмечать в разные даты.
Крещение Господне
Израиль — ничем не примечательная Римская провинция, где действуют римские законы, и правителем является римский подданный — прокуратор. Впрочем, евреем дана некая самостоятельность. Римляне всегда уважали традиции, поэтому и евреям разрешалось следовать своим традициям в отправлении культа и предписаниям их закона, естественно, при условии поклонения римскому императору как владыке вселенной. Некогда водимый Самим Богом и питаемый небесной манной, ныне 400 лет оставленный без пророческого слова, Израиль перевод слова — «борющийся с Богом» , медленно угасал.
Но вот, наконец, Бог посылает пророка! В пустыне, то есть пустынной местности, у реки Иордан появляется пророк Иоанн. Он грозно обличает грехи народа и велит всем каяться и креститься, дословно — baptiso — «погружаться в воду» для очищения грехов.
У народа нет сомнения, что Иоанн — пророк. Обличаемые Богом через его слово, они приносят покаяние, входят в воды Иордана и выходят из них обновленными. Иоанн пророчествует, что за ним идет Некто, кто будет их крестить «Духом Святым и огнем».
И вот через некоторое время этот Некто Сам подходит к нему для крещения. Но Иисус сказал: оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» Мат.
Мы уже знаем, что это — Господь. Он безгрешен, и не имел нужды в очищении от грехов. Он пришел на землю для спасения людей.
И вот, Его выход на служение людям начинается именно с этого момента истории, с 30 года новой эры, 6 января по старому стилю. Безгрешный, чистый и непорочный Господь входит в иорданские воды, наполненные бесчисленными грехами покаявшихся людей. Божий свет, давший начало существованию всему миру, просвещает иорданские воды и через них все воды всей земли, очищая таким образом все грехи всех покаявшихся людей!
Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение — это те события, из которых строится церковный год. Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие — менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря. В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.
Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности — весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом. Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни , в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер. Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю называйте как угодно , когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.
В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства. Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее. Или еще один пример. Праздник Преображения — тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии.
Если люди идут в храм, если они собраны вместе, радуются и у них спокойствие на душе, вот это очень важно для празднования. И в том числе, для такого церковного празднования, которое имеет исторические корни, которое нужно для сохранения нашей церковно-исторической памяти. Вот как праздновали этот день в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, "с Евдокимова дня на Происхожденьев", государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления.
Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, - которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
Но, задумаемся: что произошло-то в действительности 28 июля? А произошло следующее: 28 июля 1015 года скончался святой равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий, креститель Руси. Церковь эту дату отмечает. Но ведь это не дата Крещения Руси, а дата смерти князя Владимира! Почему миряне, забежавшие вперёд клерикалов, решили праздновать День Крещения Руси именно 28 июля? Воздержусь от какого-либо категорического утверждения. Пусть читатели сами найдут ответ. Сообщу только один факт: Русская Православная Церковь всегда, повторяю, всегда праздновала Крещение Руси 14 августа по новому стилю 1 августа - по старому. Раскрываю, например, «Настольную книгу священнослужителя», том 3, изданную в Москве в 1979 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В этом томе напечатан Месяцеслов с марта по август. Открываю на странице 664, где начинается статья про 1 августа по старому стилю. Цитирую, выделив жирным шрифтом то, что важно по данному вопросу: «Происхождение изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Крещение Киевской Руси: Как произошло и почему стало историческим событием
Святая вода: для чего используется, как хранить Одной из главных традиций праздника Крещение Господне является освящение воды. Оно происходит как в храмах, так и на водоемах. Вода освящается дважды: накануне - 18 января и непосредственно в день Богоявления - 19 января во время Божественной литургии. Крещенская вода, называемая «агиасма», считается святыней, которая исцеляет душу и тело. Ее можно употреблять в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, использовать во время болезни, наносить на больные места и давать пить тем, кто не может причаститься. По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана освящается в этот день. Однако освященную воду не рекомендуется использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Рекомендуется хранить святую воду в доме, желательно рядом с иконами.
В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне 19 января 1973 г. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Праздник Крещения празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое, величественное и душеспасительное торжество — праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все Три Лица Пресвятой Троицы. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения. Сообразуясь с вышеизложенным отметим, что Крещение Господне называется: 1 Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец - во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый - в виде голубя; 2 Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир. Наименование праздника происходит от греческого термина baptisma в славяно-русской традиции — «крещение» означающего буквально «погружение в воду», «омовение». Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания от греч. Последнее название — Святое Богоявление — сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «... Таким образом, при участии Иоанна Предтечи всенародно было засвидетельствовано, что Иисус Христос есть Мессия. Крещение Господа, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» Ин. Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. После своего крещения Спаситель, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «... Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона — само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона — это именно Богоявление. Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление — явление Бога, явление миру Пресвятой Троицы, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства см. Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме... Заметим, что в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.
Можно и нужно в праздник Крещения свататься и делать предложение руки и сердца. Считалось, что такой брак будет одобрен на небесах. Такая семья будет крепкой и любящей. Что нельзя делать на Крещение? Не стоит материться — следите за тем, что вы говорите. Не стоит в праздник заниматься уборкой, мести мусор, выбрасывать еду. Все это не сулит ничем хорошим и может принести в дом большие беды. Строго запрещено стирать 19 января. Наши предки верили, что вся вода в этот день обладает особыми свойствами. Поэтому они не позволяли себе тратить ее на такие нужды. В этот день нельзя плакать. Постарайтесь провести этот день без слез, если не хотите проплакать весь год. Не рекомендуется работать. Разумеется, это не касается обычных походов на работу. Просто проведите этот день без лишней суеты, не старайтесь успеть везде и всюду, не беритесь за новые трудные задачи. Если в Сочельник на небе полная луна, будет весеннее половодье. Если новолуние — весь месяц будет стоять та же погода, что и на само Крещение. Если 19 января нет мороза, стоит готовиться к серьезным потрясениям в мире. Если ночью пасмурно, урожай в этом году будет что надо. Если нет снега на Крещение, урожай, наоборот, будет плохим.
Как провести Крещенский Сочельник
В народной культуре к Крещенью нет особых плясок и песен, но немало примет и поверий. Так, после окончания службы крестьяне спешили раньше соседей оказаться дома, чтобы быть и первыми, когда придет пора собирать урожай. 19 января (6 января по старому стилю) старообрядцы празднуют Крещение Господне — Богоявление. В этот день верующие вспоминают Евангельское событие — Господь Исус Христос принял крещение от Иоанна во Иордане. В народной культуре к Крещенью нет особых плясок и песен, но немало примет и поверий. Так, после окончания службы крестьяне спешили раньше соседей оказаться дома, чтобы быть и первыми, когда придет пора собирать урожай.
Крещение Господне 19 января в Саперном. (6 января по старому стилю)
Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан — седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины. Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI—VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь — символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» — глас с небес роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в. Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании. С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.
Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. Чин Великого освящения воды Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды. Совершение освящения воды принято Церковью от апостолов и их преемников.
Святая вода очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, имеет силу исцеления от болезней и всяких немощей. Важно заметить, что освящение воды, совершаемое 18 января на Крещенский сочельник , никаким образом не сказывается на благодатной силе Великого водоосвящения в этот день, по сравнению с освящением в сам день праздника 19 января. Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах — в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма.
Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский.
В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения — в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды.
Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паремии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектении и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей свт. Иоанна Златоуста VI в. Необходимо помнить, чтобы святая вода приносила нам пользу - необходимо заботиться о чистоте собственной души, о светлости своих помыслов и деяний, а при каждом прикосновении к святыне возносить в уме и в сердце молитву.
Святитель Феофан Затворник о помощи святой воды писал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб артос, антидор, просфоры и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан без добродетелей ».
Расскажите про смысл праздника и про историю. Почему иначе праздник называется Богоявление? Первоначально этот день назывался Богоявлением. Как пишет апостол Павел: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" 1 Тим.
Центральном смыслом было само пришествие во плоти Бога Слова. С Крещением связано начало общественного служения Иисуса Христа, его выход на проповедь, который состоялся сразу после этого события. И также в этот день совершенно неожиданный смысл закладывался - вспоминалось первое чудо Иисуса Христа, когда Спаситель на браке претворил воду в вино. Сотворив это чудо, Господь впервые явил Свою Божественную природу. Все эти смыслы наполняли собой праздник Богоявления. Также и первые христиане причащались в воскресные дни и в дни больших церковных праздников.
В этот день в храмах происходит великое освящение воды, чин которого появился достаточно рано. Как это произошло: сначала христиане, вспоминая Крещение Господне, стали верить, что в этот день особым образом освящается вода, и в ночь перед праздником набирали воду. Чуть позже появились особые молитвы на освящение воды.
Автобус заехал в маленький город и остановился по направлению к Востоку, и я увидел гору, которая была в форме ракеты, на вершине горы был снег, и это все находилось на краю города в лесу, где росли зеленые деревья. Эта гора была подобна вулкану, и когда я увидел ее, я подумал: "На Украине нет таких гор". Внезапно, во сне, я вспомнил, что я здесь раньше был, много лет тому назад, в этом городе, на этой же окружной дороге, и что я видел раньше эту гору много лет тому назад.
Спят таинственно стройные чащи, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Тишина, — а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги. В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне 19 января 1973 г. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством.
В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.
Крещение Господне 19 января в Саперном. (6 января по старому стилю)
История, традиции и смысл праздника Крещение Господне | 19 января, по старому стилю — 6 января, православные отмечают великий двунадесятый праздник (то есть один из 12 особо чтимых, посвящённых воспоминанию важнейших событий земной жизни Христа и событий жизни Матери Божией) Крещение Господне. |
Воды великой реки. Богоявление. Разбираем чтения из Ветхого Завета — Старообрядцы | Крещение завершает празднование физического рождения – Рождество и духовного – Крещение Спасителя и является одним из семи церковных таинств. Крещение венчает цикл новогодних праздников и посвящен очищению всего вокруг, особенно воды от скверны. |
Какого числа Крещение в 2023 году: традиции и значение христианского праздника
Первоначально этот день назывался Богоявлением. Как пишет апостол Павел: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" 1 Тим. Центральном смыслом было само пришествие во плоти Бога Слова. С Крещением связано начало общественного служения Иисуса Христа, его выход на проповедь, который состоялся сразу после этого события. И также в этот день совершенно неожиданный смысл закладывался - вспоминалось первое чудо Иисуса Христа, когда Спаситель на браке претворил воду в вино. Сотворив это чудо, Господь впервые явил Свою Божественную природу.
Все эти смыслы наполняли собой праздник Богоявления. Также и первые христиане причащались в воскресные дни и в дни больших церковных праздников. В этот день в храмах происходит великое освящение воды, чин которого появился достаточно рано. Как это произошло: сначала христиане, вспоминая Крещение Господне, стали верить, что в этот день особым образом освящается вода, и в ночь перед праздником набирали воду. Чуть позже появились особые молитвы на освящение воды.
Специальный чин великого освящения воды сейчас совершается в православных храмах в канун Дня Крещения и в сам праздник. Неправильно считать, что в этот день можно набрать воду из-под крана и она уже будет святой.
Крещенский сочельник Навечерие Богоявления в народе называются по-разному: второй сочельник; голодная кутя; крещенский вечер… С праздником Крещение Господне издавна было связано много традиций и поверий, многие из которых сохранились и в 2023 году. Крещенские традиции Главная крещенская традиция — водосвятие! Вода, освященная в этот день, обладает многочисленными целебными свойствами. Она не пропадает и может храниться в доме годами.
Но, для максимального эффекта, рекомендуется не просто набрать воды в Храме, а и принять участие в службе. Хранить крещенскую воду стоит либо в специальных емкостях, которые можно приобрести в Церкви, либо в чистой посуде без каких-либо надписей и этикеток. Издавна освящение воды происходило дважды — первый раз воду святили в Храмах, а второй раз — в открытых водоемах. На Руси зимы морозные и все природные водоемы скованы толстым льдом, поэтому издавна у нас существовала традиция купания в проруби. В исторических документах упоминается, что обязательным было купание для тех, кто нагрешил в период Святок — «переряжевался», увлекался гаданиями и др. Актуальная традиция купания на Крещение и в 2023 году.
В народе считалось, что в сочельник своеобразный апогей святок, нечистая сила особенно сильна. До момента освящения воды многие женщины даже не ходили ни к водоемам, ни к колодцу — чтобы черт не утопил. А выпавший в канун Крещенья снег в народе считался целебным, его подсыпали в корм скоту — чтобы тот не болел, лечили снежными компрессами больных. Именно в сочельник, как считалось, самые верные прогнозы давало гадание на суженого. Крещенской воде приписывают чудодейственные свойства, с давних времен есть традиция пить ее во здравие, окроплять ей углы в доме. Ее принимают при болезни, дают ее тем, кто не может быть допущен к причастию. Крещенскую воду по традиции хранят год - до следующего праздника Богоявления. То, что свойства воды в этот период меняются и отличаются от свойств обычной, неоднократно подтверждали ученые, при этом объяснить этот феномен они не могут. Изначально этот обряд совершали в полночь, но с Х века святить воду начали в канун Крещения.
На Руси в Крещенский сочельник воду традиционно освящали в купели, стоявшей в центре храма. Второе освящение воды пошло от Иерусалимской церкви — там оно появилось в связи с обычаем входить в Иордан в память о крещении Христа и для того, чтобы «смыть» с себя грехи и болезни, и уже оттуда пришло в другие страны, включая Россию. Так что сейчас воду освящают два раза: в сочельник 18 января и непосредственно в день Богоявления. По традиции на Руси в этот день освящалась вода во всех водоемах, а во льду прорубалась «иордань» — прорубь в форме креста или круга. Рядом водружали деревянный крест с ледяным голубем — символом Святого Духа. После литургии крестный ход отправлялся к проруби, там служился молебен, после чего все набирали воду и окропляли ею друг друга. И священнослужители напоминают, что грехи «смываются» покаянием, а не погружением в прорубь, как считают многие сторонники этой народной традиции. Точно также совершенно не принципиально, когда окунаться в прорубь, если возникает такое желание: в ночь на Крещение, как предпочитают некоторые, или непосредственно 19 января.
Пресвятая Троица явила Себя миру. Евангелист Иоанн более других приоткрывает нам сокрытую тайну этого события. Агнец — это однолетний барашек без пятна и порока, который по закону Моисееву приносился в жертву во оставление грехов. Кающийся грешник приносил агнца к священнику, клал руку на голову невинному животному, передавая свои грехи, и затем агнец закалывался. Грехи, таким образом, прощались человеку. Поэтому фактически евангелист Иоанн говорит: вот Он — Искупитель мира. Войдя в воды Иордана, Он подобно агнцу взял грехи человечества на Себя, и теперь принесет Себя в жертву Богу. Никто не заставлял Его «брать грех». Но ради этого Он и пришел. Он являет Себя миру. Он делает то, что только Он один может сделать. Если Он этого не сделает, род человеческий погибнет во грехах. Прекрасное творение Божие — человек — навсегда лишится Света Божьего, радости и блаженства, для которого был создан. Сын входит в воды. Отец открывает Себя в голосе, сходящем с неба, по-человечески мы могли бы сказать, Он гордится Своим Сыном. Меру этого подвига представить нам невозможно. Если мы вспомним все свои грехи, затем умножим их на грехи всех людей всех времен и народов, то тогда примерно можем вообразить, сколько взял на Себя Господь. Дух Божий, тоже выражаясь человеческим языком, радостно спешит навстречу Сыну и любовно осеняет Его, сходя с неба в виде голубя. Подвиг Сына открывает нам Пресвятую Троицу, тайну, которую не могут постичь и ангелы!
День Крещения Руси: дата, суть и краткая история
Русская церковь празднует этот день по старому стилю (Юлианскому) — 7 января. Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира. Крещение же празднуется в следующее воскресенье за ним. В Армянской апостольской церкви Крещение Господне по первоначальной древней традиции празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января. Альтернативное название праздника — Богоявление. До V века. рождение и крещение Иисуса вспоминали в один день — 6 января по старому стилю, а после этого два праздника стали отмечать в разные даты.
День Крещения Руси. Почему князь Владимир выбрал православие?
Крещение завершает празднование физического рождения – Рождество и духовного – Крещение Спасителя и является одним из семи церковных таинств. Крещение венчает цикл новогодних праздников и посвящен очищению всего вокруг, особенно воды от скверны. По преданию, в этот день, Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя в водах реки Иордан. 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Это один из самых древних праздников в христианской культуре. В этот день по всей стране идут богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Русская церковь празднует этот день по старому стилю (Юлианскому) — 7 января. Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира.
Богоявление или крещение Господне 19 января по новому стилю
После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо житейских нужд строго воспрещается — ее хранят как великую святыню. Если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Г. Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в самый день праздника Богоявления, в течение последующего года благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв.
Освящение воды в Покровском соборе на Рогожском. Мнение о святости всей воды вообще, вероятно, возникло в среде безпоповцев.
Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лука 3:21-22.
Крещения Господня было первым явлением Христа народу Израиля. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лука 4:2. Диавол три раза подуступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого так называют диавола. Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма.
Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходят голубь в лучах света — символ Святого Духа. Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу правую руку на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. Особенности богослужения Крещения Господня Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность Богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза.
Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике Крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту Крещения Иисуса Христа. Явлейся, Христе боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Где купаться в проруби на Крещение — 2024 в Санкт-Петербурге www. Выборгский район улица Никольская, дом 13 Среднее Суздальское озеро ; улица Большая Озерная, дом 84 Среднее Суздальское озеро ; проспект Раевского, дом 22, корпус 4, литера А Ольгинский пруд, купель моржей ; поселок Левашово, карьер Новоселки. Красносельский район Старо-Паново, улица Набережная, дом 45 купель на территории храма святых мучеников Андриана и Наталии ; Старо-Паново, улица Рабочая, участок 1 территория храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонекс. Кронштадтский район город Кронштадт, Средняя гавань Финского залива в районе Петровской пристани Петровский парк. Курортный район город Сестрорецк, Петровская набережная, дом 1 территория храма Апостолов Петра и Павла, водная акватория озера Сестрорецкий Разлив ; поселок Песочный, улица Мельничная, дом 32 купель возле Часовни Преподобного Серафима Саровского. Петроградский район Заячий остров, прибрежный участок акватории реки Невы купель у Петропавловской крепости ; купель у Аптекарской набережной спуск к реке Большая Невка напротив дома 8а. Фрунзенский район Южное шоссе, дом 57, корпус 2 Парк «Героев-Пожарных». Что взять с собой для купания на Крещение — 2024 Отправляясь на купание в иордани, желательно учитывать ряд нюансов в выборе одежды и обуви. В одежде стоит отдать предпочтение моделям на размер больше, которые быстро застегиваются на молнии и без пуговиц. Подойдут свитер, джемпер, широкие теплые брюки или спортивные штаны. Узкие вещи после купания будет весьма сложно быстро надеть на себя, особенно замерзшими пальцами Наиболее подходящая обувь — без шнурков, также на молнии. Подойдут обычные сапоги или валенки. Несколько сэкономленных минут во время переодевания в морозную погоду пойдут на пользу здоровью и личному комфорту.
Эти представления неверны. На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день по старому стилю — 15 июля он скончался. Многое в процессе крещения Руси было легендой. Например, нет надежных летописных свидетельств так называемому «испытанию вер». Предание гласит, что накануне крещения в Киев прибыли «посольства различных религий» - и по поводу каждого из вероисповеданий якобы князь высказал свое негативное суждение.