К сожалению, некоторые люди воспринимают соборование как возможность избавиться от телесной немощи для того, чтобы она не мешала им наслаждаться жизнью. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному Таинству и отказ считать Соборование спасительным Таинством. Совершение над болящим таинства елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи.
В чем суть таинства соборования?
Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания. Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. Что дает человеку елеосвящение. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному Таинству и отказ считать Соборование спасительным Таинством. Согласие человека — главное условие для совершения Таинства Соборования.
Соборование: совсем не страшное Таинство
Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов. Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу. Но далеко не все люди в состоянии запомнить все свои повседневные прегрешения и рассказать о них на исповеди. Учители Церкви говорят, что при Елеосвящении прощаются такие забытые грехи но, конечно, не те, которые были намеренно утаены на исповеди.
Как совершается Таинство Соборования? При совершении Таинства читаются определенные молитвословия и семь отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о необходимости веры и упования на Бога, об исцелениях, о покаянии, о сострадании и милосердии. После каждого молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного, его помазуют освященным елеем, смешанным с вином.
Традиционно Таинство совершают семь священников, но Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, так как он может совершать Таинство от лица собора иереев. Обычно Таинство совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, оно может быть преподано и на дому. Что нужно принести на Таинство Соборования?
На Соборование приносят оливковое масло, крупу пшеницу или рис , свечу для возжигания во время чтения Евангелия свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием. Масло и крупа после совершения Соборования раздается соборовавшимся для употребления их в пищу в течение года, а масло можно использовать и для помазывания крестообразно больных мест: тут пригодятся емкость для масла банка или бутылка с крышкой и пакет или мешочек для крупы. Как готовиться к Таинству Соборования?
К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими.
Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из Евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из Евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний. Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета. Что нужно сделать после елеосвящения?
Необходимо причаститься святых даров в ближайшую литургию. Отличие елеосвящения от миропомазания Некоторые верующие не видят разницы между миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание печать Святого Духа проводится сразу же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга таинства. Помазание во время Всенощного бдения не относится к таинствам, это часть церковного обряда. Кому необходимо собороваться Елеосвящение обязательно совершают над умирающим человеком, чтобы очистить душу от прегрешений. Таинство проводят и над всеми православными, страдающими физическими и душевными недугами. Например, отчаяние и печаль считаются душевными немощами, которые требуют исцеления. Неосознанные прегрешения, которые христианин не принимает во внимание, тяжким грузом лежат на душе — отсюда и появляется печаль, скорбь и уныние. Таинство не проводят над психически больными людьми и больными в бессознательном состоянии.
Многие верующие не понимают, зачем нужно соборование, если существует таинство покаяния? Человеческая природа немощна по своей сути, и мы не всегда можем осознавать свои прегрешения. Ходатайство собора священников за человека имеет огромную духовную силу, ведь Богу приятно, когда молятся за своих братьев и сестер. Собор священников умоляет Господа даровать верующему отпущение грехов и телесное исцеление, и эта мольба не может быть не услышанной.
Таинство называется Соборованием, так как данное священнодействие совершается несколькими священниками собором священников , однако Соборование может быть совершено и одним священнослужителем, при этом действенность Таинства не зависит от количества священнодействователей. Соборование еще имеет наименование Елеосвящения или Последование Святого Елея. Есть устойчивое мнение, которое утверждает, что к Таинству Соборования могут приступать только люди непосредственно находящиеся в предсмертном состоянии или в состояние очень тяжелой болезни. Данное предубеждение в прошлых столетиях было распространено на католическом Западе, да и само Таинство Соборования именовалось там Предсмертным помазанием. Такое понимание Соборования проникло в православный мир и довольно сильно утвердилось среди многих священников и мирян Русской Церкви. Понимание Елеосвящения как священнодействия для умирающих противоречит Преданию Православной Церкви, Соборование — это таинство, преподаваемое для исцеления души и тела, для выздоровления, а не для смерти. Если мы обратим внимание на чинопоследование Таинства Елеосвящения, то все молитвы, которых там немало, проникнуты просьбой о выздоровлении телесном и душевном. Не углубляясь в литургические моменты, можно только посмотреть на первое евангельское чтение, которое читается на Соборовании.
У людей, не имеющих правильного церковного сознания, часто встречается серьезное заблуждение, что соборование совершается только над умирающими. Порой такие люди доходят даже до суеверия, думая, что больной умрет, если его соборовать. Архимандрит Иоанн Верюжский; 1821—1907 писал: «Многие, которым еще не хочется расстаться с жизнью, считают таинство елеосвящения подобным обречением на смерть, неохотно обращаются к его помощи, и откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают. О, если бы они могли чувствовать и сознавать вполне, какая это великая и невосполнимая для них потеря! О, как неблагоразумны и как много грешат против умирающих их сродники и ближние, допуская больных лишаться этого благодатного дара! Страшное и непонятное дело! То, что милосердие и человеколюбие Божие даровало нам для здоровья и жизни, как средство против недугов и болезней душевных и телесных, то самое считается предвестником и обречением на смерть и приготовлением к ней!.. Мнение это крайне одностороннее и произвольное и не имеет основания ни в заповеди апостола об елеосвящении, ни в чине, по которому оно издревле совершается в Православной Церкви» Таинство святого елея. Может ли собороваться физически здоровый человек? Епископ Венедикт Алентов , автор книги «К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства елеосвящения» пишет: «Наряду с совершением таинства св. Благоприятным условием для употребления св. Этим благодатным свойством таинства елеосвящения Церковь и пользовалась, применяя над кающимися… Совершение таинства св. По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия. Соборование не совершается над младенцами, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» Иак.
Таинство соборования (Елеопомазание)
Соборование. Как и кому приступать к этому Таинству? | Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. |
Таинство соборования (Елеопомазание) | И вот таинство Соборования – одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. |
Соборование: что это и для чего, как проводится в церкви и на дому | Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. |
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы | В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством. |
Что такое соборование и зачем соборуются даже здоровые | В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Соборование перед смертью». |
Как не надо
- О соборовании - Официальный сайт храма пророка Илии в Поречье с.Ильинское
- Что такое Соборование?
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании
- Ответ на вопрос: Что дает православному христианину таинство Соборования? .
- Как проходит соборование?
Правила комментирования
- Таинство соборования (Елеопомазание): суть, когда проводится
- Соборование: какие грехи прощаются?
- Мы в контакте
- Таинство для выздоровления
- Кто может собороваться - Храм Архангела Михаила в Летове
Часто задаваемые вопросы о Соборовании
Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. И вот таинство Соборования – одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. Статья автора «Смотри в себя» в Дзене: Кому необходимо участвовать в Таинстве Соборования и при каких условиях Соборование (или Елеосвящение) может помочь человеку, рассказал православный богослов. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении.
ЧТО ТАКОЕ СОБОРОВАНИЕ? ИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ БЕРЕГОВОЙ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА
Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Однако цель соборования — отнюдь не «выраженный оздоровительный эффект». Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения. Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни. Поэтому приступать к Таинству Елеосвящения может и тот, кто изнемогает в войне со своими грехами и страстями, если даже физически он здоров. Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди? Отвечает священник Алексий Стрижов, штатный клирик храма Рождества Христова г. Вольска: — Таинство Елеосвящения установлено для исцеления человека и прощения грехов.
Грехом в мир вошли смерть и тление, грех неразрывно связан с болезнью, проявляя свою разрушительную силу как в теле, так и в душе человека. В молитвах чина соборования часто звучат прошения о прощении больному грехов, об избавлении от страстей и всякого зла. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи. Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется. Напротив, Церковь настоятельно рекомендует прибегнуть к исповеди до совершения Таинства Елеосвящения, которое предполагает покаяние больного и искреннее желание оздоровления телесного, душевного и духовного — избавления не только от последствий, но и от самого греха. Таинства Соборования и Исповеди взаимно дополняют друг друга. Можно ли собороваться людям, которые не живут церковной жизнью?
Больницы, лекарства и медицинское обслуживание, безусловно, нужны, но только как исполнение христианского долга милосердия.
Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление — следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье-высшее благо, но потому, что это явление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно к Богу. Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, это не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное «дополнение» к медицине. Оба эти взгляда ошибочны, и, следовательно, абсолютно неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторяемо. Елеосвящение — таинство исцеления, потому что его цель и исполнение в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в «радость и мир» Святого Духа. Во Христе и через Него все в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание стали путем, вхождением в эту Новую Жизнь, ибо проникнуты в сознании верующего ее ожиданием и предчувствием. В Елеосвящении Церковь приходит к одру болящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала свои возможности. Церковь в лице собора священников или одного священника приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа.
Она приходит не только для того, чтобы утешить его в страданиях, не только для того, чтобы помочь ему, нет-главным образом Церковь приходит для того, чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страданиях, чтобы и он увидел небеса отверстые и Сына Человеческого одесную Бога Отца. В этом мире всегда будет страдание, хотя бы и сведенное до минимума усилиями человеческого разума, однако Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Мф. В страданиях Богочеловека в сем мире не только обрело смысл все человеческое страдание, но больше — оно стало знамением, таинством, провозвещением, пришествием победы. Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо «Христос воскрес, и жизнь воцарилась». В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом. В Нем «все ваше… или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; Вы же — Христовы, а Христос — Божий» 1 Кор. О веществе таинства Елеосвящения Елей масло занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения.
Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом. В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом. Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных Лев.
Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем» Ис. В апокрифическом Евангелии Никодима Сиф, исполняя поручение Адама, обращается к патриархам и пророкам и говорит: «Когда я, Сиф, молился у дверей рая, явился мне Архангел Михаил и сказал: я послан к тебе от Господа; я поставлен над телом людей; говорю тебе, Сиф: не трудись слезно молиться об елее древа милосердия, чтобы помазать отца твоего Адама в болезни тела его… ты получишь его.. В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствов ал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека. Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. Симеон, архиепископ Со-лунский. Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом.
Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-вани ем одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви.
Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься. Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов.
С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15.
Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи.
В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман , вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Над кем совершается таинство? Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности с IV века известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими.
Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Общее соборование известно и в Греческой Церкви , откуда оно проникло на Русь. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина.
Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано?
Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни? Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование. Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие.
Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение — это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение — это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно.
Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования — это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов.
Само соборование в храме делится на три части условно : пение молебное; освящение елея; помазание елеем. В первой части идут песнопения и молитвы, а также перечисляются поименно те, кто пришел на соборование. К слову сказать, современные требники совсем не похожи на древние, и некоторые молитвы значительно отличаются да и сам обряд тоже. Возможно, именно поэтому и возникли некоторые устойчивые предрассудки. Во второй части освящается елей для помазания. Для этого следует смешать вино и растительное масло в отдельном сосуде. Вино обязательный компонент, так как оно символизирует кровь Господню, пролитую ради спасения человечества Иисусом Христом. Затем следует зажечь семь свечей, и священнослужитель должен прочесть специальную молитву для освящения елея. И в завершение происходит помазывание соборующихся.
В это же время читаются Апостолы, Евангелие, краткая ектенья, а также специальная молитва, в которой говорится о прощении и исцелении. Последняя часть совершается семь раз, но каждый раз читаются совершенно разные отрывки из Евангелия и Апостолов. В самом конце, после семикратного помазывания, все прихожане окружают священнослужителей. Последние произносят молитву и кладут на каждого открытое Евангелие. Затем идет целование этой священной книги, а после - ектенья и поклоны прихожан. На этом таинство закончено. Проведение обряда в домашних условиях Обычно таинство соборования проводится в церкви даже над болящими. Однако если нет возможности прийти в храм и там совершить обряд, то священники могут посетить больного на дому. Обряд проходит практически так же, как и в храме.
При таинстве могут присутствовать все родные, во время ритуала их также помазывают священным елеем. Что необходимо делать после соборования После соборования верующий должен причаститься, а также он может забрать домой злаки, которые использовались во время таинства, и священный елей. Дома все это можно добавлять в малых количествах в пищу. Елеем же крестообразно помазываются больные места. Обратите внимание! Если до следующего соборования у вас остался елей и злаки, то их нужно сжечь, а пепел закопать в месте, где почти никто не ходит. Также можно отдать остатки в храм, чтобы их там сожгли в некоторых имеются специальные печи для уничтожения ветхих предметов ритуала. Следует заметить, что в древности все, что оставалось от соборования, не отдавалось прихожанам, а сжигалось. Даже сейчас в некоторых церквях елей и пшеницу могут отдать, только если специально об этом просил тот, кто соборуется.
Прихожане, которые прошли обряд Те прихожане, которые сознательно, с глубокой верой и раскаянием прошли таинство соборования, отмечают значительное духовное облегчение. Что же касается физического исцеления, заметим, что вовсе не обязательно оно случается сразу же после обряда. Однако в дальнейшем, если верить словам прихожан, ставших свидетелями чуда, человек вполне может исцелиться, особенно если регулярно молиться. Тут главное - не забыть о Господе, о своих грехах, которые и привели к физической немощи. После таинства очень многие, особенно те, кто болен душевно, чувствуют успокоение и заступничество Всевышнего. Ежели кому суждено было после обряда покинуть этот мир, то они успевали благословить родных кроме очень тяжелых случаев и с умиротворенной душой отойти.
Подготовка к таинству
- О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
- Что такое Соборование? Для чего оно? Как проходит?
- Соборование: вопросы и ответы
- Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться
- Кто может собороваться - Храм Архангела Михаила в Летове
О значении Таинства Соборования
Как и зачем христиане проводят соборование? | Елеосвящение именуется Соборованием, потому что совершается оно обычно соборно — несколькими священнослужителями (по чину их должно быть семь, но в практике может совершаться и меньшим числом). |
Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? | Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями. |
О соборовании
Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. СУТЬ ТАИНСТВА В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью. Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания.
Что такое Соборование?
Таинство для выздоровления | Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. |
Что такое Соборование | Само по себе данное Таинство никак не связано с непременной смертью человека, который проходит Соборование. |
Таинство Соборования
Осуществляться елеосвящение может как в храме, так и на дому, если человек не в состоянии придти в церковь. — Могут ли в Соборовании участвовать люди, у которых ничего не болит? Совершение над болящим таинства елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. О том, что Елеосвящение проводили не только для тяжело болеющего человека, но для всех его домочадцев, имеется упоминание уже с X века.