Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов.
Оборона Ленинграда
Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло.
К мирной жизни
- Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
- Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
- Твои дети, Ленинград
- В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
- Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
- Вы точно человек?
Вы точно человек?
Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. История с эвакуацией Ленинграда сыграла огромное значение в науке о действиях в чрезвычайных ситуациях. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда).
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
К октябрю 1942 г. Последствия блокады для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью. Продовольствие в блокадном Ленинграде Несомненно, что в эвакуации людей в начальный период войны была допущена медлительность. Большое количество детей, женщин, стариков и больных, оставшихся в осаждённом городе, создавало дополнительные трудности.
С помощью выделенных горкомом партии людей 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней.
Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным.
Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить.
Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных.
Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась.
Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов.
В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны.
Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К.
Мерецков фронтов.
Блокадный дневник Лены Мухиной стал одним из самых известных свидетельств ужасов блокады наряду с дневником другой ленинградской школьницы — Тани Савичевой. В отличие от последней, Лене повезло: она выжила. В начале июня 1942 года в состоянии сильного истощения девушка была эвакуирована в город Горький.
Там она поступила в фабрично-заводское училище, отучилась на мукомола, а после Победы вернулась в Ленинград, где поступила в художественно-промышленное училище и стала мастером мозаичных работ. Многие пытались покинуть Ленинград еще до начала блокады. Так, решение о вывозе детей из города в Ленинградскую и Ярославскую области было принято еще 29 июня, предполагалось эвакуировать 390 тысяч детей. Была создана специальная городская комиссия, которая занималась вопросами эвакуации, а также проводила разъяснительную работу среди жителей, так как в то время многие еще отказывались покидать свои дома.
В июле началась эвакуация промышленных предприятий вместе с сотрудниками и их семьями. По плану, каждый день из города должно было вывозиться 30 тысяч человек. Эвакуация происходила в три этапа: первая волна длилась с 29 июня по 27 августа 1941 года, вторая — с сентября 1941 по апрель 1942 года и третья — с мая по октябрь 1942 года. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек.
Путь через замерзшую Ладогу был трудным и опасным: грузовики, нагруженные людьми, рисковали в любую секунду уйти под лед или попасть под вражеский обстрел. Это было днем. К ночи нас повезли по лесной узкоколейке, потом посадили на машины и везли по Ладоге. Ехать было страшно, нас обстреливали.
Мой брат Женя нам говорит: «Мама, Тося и Коля, закрывайте глаза, чтобы не так было страшно тонуть». Воды на льду было много, машинам ехать трудно, но мы, слава Богу, до берега доехали, после нас еще несколько машин доползли, а потом раздался страшный крик. На берегу была огромная беда — кричали, плакали, что на дно Ладоги ушло семь машин с людьми, а может, и больше», — писала в своем дневнике ленинградская школьница Антонина Григорьева. В блокаду ей было всего 11 лет.
Однако невзирая на все тяготы, вездесущие голод, холод и смерть, ленинградцы не падали духом. Многие уже с конца сентября 1941 года стали ждать скорого снятия блокады. Никто не верил, что это надолго. Эту веру подпитывали в том числе и первые попытки прорыва блокады, предпринятые в сентябре-октябре, а позднее — успех советских войск в битве за Москву.
После того, как немцев отбросили от столицы, все в Ленинграде ждали, что вот-вот и их город будет освобожден от карателей. Но ждать пришлось долго. По разным данным, за годы блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек, по большей части — дети, женщины и старики. Причиной гибели большинства мирных жителей стали не обстрелы и авиаудары, а голод и болезни.
И все-таки Ленинград выстоял, навеки оставшись символом мужества, стойкости и воли. За самоотверженность и отвагу, проявленную его жителями в годы войны, Ленинграду было присвоено звание города-героя, а подвиг и жертва блокадников остались воспеты во многих бессмертных творениях.
Поездом, по воздуху, по воде и льду
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
- Другие новости
- Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
- Всё ли сделал Смольный для того, чтобы оградить ленинградских детей от ужасов блокады?
Оборона Ленинграда
Если мы вчитаемся, то поймем, какой должна быть сила духа у человека, и при этом узнаем очень трогательную историю. Инсталляция с санями воспроизводит фотографию, которая висит тут же на стене и отображает перед нами катастрофу города в то время: когда не было ни отопления, ни водоснабжения, ни продуктов, жители вынуждены были идти на Неву за водой. Приходилось топить печки-буржуйки остатками комодов, деревянными ведрами, дубовым паркетом и проч. Мы разворачиваемся к другой стороне стены и перед нами уже множество оружий, мешки с песком для обороны и лыжи. Наверно, мало кто знает, что из Перми отправляли лыжную бригаду — группу лыжников, которые должны были прорвать блокадное кольцо. Вы видите реальные фотографии того времени, документы пермяков, которые находились на обороне Ленинграда. Мы снова начинаем перемещаться по выставке, Марина продолжает: — Дальше мы переходим в зал, который символизирует путь эвакуированных жителей в тыл, то есть каким образом ленинградцы попадали к нам: с помощью железной дороги Марина указывает на сконструированную теплушку или по воде переводит внимание на макет корабля.
Как раз сегодня, в день открытия выставки, к нам приходила женщина, которая рассказала, что она была эвакуирована именно так: ехала в холодном вагончике, лежала на верхней полочке у окошка, ей тогда было 12 лет. Подходим ближе к теплушке и заглядываем внутрь. Справа в два яруса сколочены нары, на которые накинуты тонкие одеяла, тут же несколько небольших чемоданов.
Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады. Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс.
В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы. Из-за этого разгрузка значительно задержалась, а немцы в результате налёта потопили три судна с грузом. И без того чахлая флотилия из отремонтированных судов поредела. Это была микроскопическая цифра. До блокады Ленинград одной только муки потреблял более двух тысяч тонн в сутки. В условиях начавшейся блокады карточный паёк был значительно сокращён, но даже в этих условиях городу требовалось более тысячи тонн муки ежедневно. Таким образом, за месяц навигации по озеру было доставлено продовольствия на четверо доблокадных суток, или на восемь-девять блокадных суток.
При этом только за первые три дня было доставлено 3800 тонн зерна и муки, а за последующие 27 дней всего шесть тысяч тонн. Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома. На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем. Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей. А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы. При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера.
За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо.
В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова.
Президент родился в Ленинграде и постоянно участвует в памятных мероприятиях, связанных с блокадой.
В Башкортостане 103 жителя награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Два ветерана удостоены медали «За оборону Ленинграда».
Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными. В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников.
Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать. Отчаянные попытки прорвать сухопутную блокаду предпринимались дважды в первые месяцы. Однако она провалилась. Вторая последовала уже в октябре и также не достигла своих целей. По всей видимости, Сталин не стал бросать все силы на снабжение Ленинграда из-за того, что не был уверен, что город удастся удержать.
И выжидал до тех пор, пока обстановка на ленинградском направлении не стабилизировалась. Только в конце сентября стало окончательно ясно, что немцы отказались от попыток взять штурмом город. Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город. Если бы в сентябре при более благоприятных условиях навигации удавалось удерживать хотя бы октябрьские темпы доставки по воде и воздуху, в город можно было бы завезти продовольствия примерно на 9—10 дней.
Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением. Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия. Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью.
Из Ленинграда грузовики везли жителей города. За этот период удалось эвакуировать около полумиллиона жителей — в 16 раз больше, чем за осеннюю навигацию. С воздуха её прикрывали шесть истребительных полков. Через каждые несколько километров вдоль дороги устанавливались зенитные пулемёты и орудия, поэтому немцы уже не чувствовали себя так вольготно, как осенью. С таянием льдов возобновилась навигация.
На этот раз она была подготовлена гораздо лучше. Прямо на местах развернулось строительство новых озёрных барж, как деревянных, так и металлических. Были усовершенствованы уже имеющиеся порты и построены новые, что позволило создать новые маршруты. По дну озера был проложен "кабель жизни", благодаря которому в город вернулось электричество, ранее доступное только высоким партийным чинам и предприятиям. Только в октябре 1942 года по воде было перевезено 158 тысяч тонн грузов.
Это в шесть раз больше, чем за всю осеннюю навигацию 1941 года. Суда также занимались эвакуацией ленинградцев и вывезли из города около 450 тысяч человек включая военных. Поскольку население города значительно уменьшилось, а завоз продовольствия многократно вырос, оставшимся ленинградцам был значительно увеличен паёк. А городское руководство смогло сделать внушительные запасы на случай перебоев с доставкой грузов. А во вторую блокадную зиму она даже упала ниже довоенной.
Если бы с самого начала блокады снабжение города было организовано так хорошо, ленинградцы не столкнулись бы с голодом. Во всяком случае, в таких масштабах, как в первую блокадную зиму. Теоретически снабжение Ленинграда можно было организовать на достойном уровне и в условиях блокады, что наглядно продемонстрировал опыт 1942 года.
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. Седьмую симфонию Шостаковича в день годовщины снятия блокады Ленинграда играет новосибирский симфонический. На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками.
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Дети вырастали, получали образование — и оставались жить, работать здесь, на «земле обетованной», которая приютила и спасла. Проезжали мимо здания, где мама работала — она быстро спрыгнула, забрала трудовую книжку. Вот эта трудовая книжка была ее самым большим богатством. Первое наше впечатление от Ярославской области — и в этом многие сходятся — как же тут хорошо! Как много сочной травы! В Ленинграде травы не осталось совсем — ее мелко резали и ели, или варили что-то похожее на суп… Сегодня бывшие блокадники живут во всех районах Ярославской области. Правда, время уходит, и сейчас из более чем 2000 членов Областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» осталось всего 250 человек. Изучайте архивы!
Давние связи Ярославля с Петербургом известны еще с момента строительства столицы Российской Империи. Немало ярославцев были отходниками — исторически уходили на заработки в Санкт-Петербург, впоследствии города соединила ветка Северной железной дороги. И потому ближе к осени 1941 года самым логичным направлением эвакуации стал именно Ярославль. Ушинского Михаил Кербиков. А это Пермь, Челябинск, Вологда. Но если смотреть на статистику, наш край действительно принял максимальное количество блокадников. В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край — до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас.
Те самые 600 тысяч человек — это и санобработка, и питание, и документы. Так, на станции Данилов питание значится двухразовое. В течение 1 часа раздают 300 обедов — и только за полтора месяца в Данилове было принято и накормлено более 40 тысяч человек. С 20 июня по 11 июля 1942 года на эвакопункте станции Данилов было накормлено 46 865 человек! Историки сходятся во мнении, что точную цифру блокадников, прошедших через Ярославскую область, назвать очень сложно. Конечно, были разработаны планы — сколько людей вывозить и куда, но это военное время — обстрелы, бомбежки, пожары. Пропадали и люди, и документы — часто окончательно и безвозвратно.
Затем фронт немного стабилизировался, и маленьких ленинградцев повезли обратно. Но через две недели вновь стали эвакуировать. Как формировались эшелоны? Из Прибалтики подъезжали люди в Ленинград, из Белоруссии. Нам приходит информация, что гражданин — блокадный ленинградец, а он приехал, например, из Белоруссии. Руководитель регионального управления по делам архивов подтвердил, что сейчас в свободном доступе на сайте архива Ярославской области находятся три комплекса документов. Это эвакуационные списки, списки санобработок, даже списки по уплотнению в квартирах.
Так, в Ярославле в войну было уплотнение до 5 квадратных метров на человека. До 400 детских домов было открыто вплоть до 1947 года. Частично это проходило за счет местных колхозов.
Для того, чтобы Майя могла вернуться вместе со всеми, мы написали её соседке, попросили взять опеку над девочкой. Божились, что не претендуем на жилплощадь или какие-то другие материальные блага. Та согласилась.
Люди в то время были другие, гораздо чаще, чем сейчас шли навстречу друг другу. На фото: 1945 год. Салют Победы. Но в нём строго-настрого было велено привезти всех детей и подростков в Ленинград, если не ошибаюсь, до 20 августа. Наша группа вернулась в полном составе, а через две недели пришёл и эшелон с моей сестрой. По радио, кстати, передавали точные сроки отправления и прибытия всех составов для того, чтобы жители города могли встретить своих несовершеннолетних родственников на вокзале.
Как я уже говорила вначале, в последнее время мне приходится сталкиваться с многочисленными инсинуациями на эту тему. Люди, которые в 45-м ещё не родились или были тогда совсем маленькими, рассказывают о том, что, мол, детей оставляли в тех регионах, где они жили в эвакуации. Это неправда. Так могли поступить только с сиротами. И то лишь в том случае, если над ними никто не мог взять опекунство. Много было руин, разрушенных зданий?
За это время город успели убрать. Никаких развалин, как на военных фотографиях, уже не было. О разбомбленных домах напоминали лишь пустые пространства с фундаментами, на которых раньше стояли уничтоженные фашистами здания. Работали магазины, транспорт, кинотеатры. Продукты, правда, продавали по карточкам, но я иногда даже меняла положенные мне, как студентке, полкило хлеба на билеты в кино. Так что мы не голодали, это точно.
К тому же многие ленинградцы, которые ещё в 42-м году начали самостоятельно выращивать овощи на стихийных огородах, продолжали снимать с них неплохой урожай и после окончания Великой Отечественной. После возвращения из Тюменской области, я жила на Удельной. Так вот, там, где сейчас прокопан тоннель, ведущий от железнодорожной станции к метро, как раз находился наш огород. Мы с соседями договорились его совместно охранять, дежурили там по очереди, по два человека каждую ночь. Одним словом жизнь очень быстро перетекла в мирное русло. О войне, казалось бы, практически ничего не напоминало уже через несколько месяцев после её завершения.
На самом деле, конечно, это была иллюзия - оставленные войной раны заживали долго и трудно. Так, каждый третий студент Железнодорожного техникума, куда я поступила в 45-м году, был сиротой. Наша страна и наш город понесли колоссальные, невосполнимые человеческие потери. Жаль, что немцы, которые долгое время испытывали из-за этого коллективное чувство вины, в последние годы напрочь его лишились. И превратились из наших партнёров, которыми они стали после распада Советского Союза, в противников.
Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии.
В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.
Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ.
В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов.
Роскошь после блокадных 125 граммов.
Она длилась 872 дня и унесла, по разным данным, от 500 тысяч до 1,5 миллиона жизней. Накануне Владимир Путин возложил цветы к братской могиле, в которой похоронен его брат.