В общем Казанцева развелась с мужем, потому что он хотел детей, а она типа чайлд-фри. Популяризатор науки, нейробиолог и журналист Ася Казанцева, активно выступающая простив специальной военной операции России, восхищающаяся стойкостью. последние новости сегодня в Москве.
Регистрация
- Спальные районы в голове
- Научная журналистка и писательница Ася Казанцева уехала из России
- Часики-то тикают. Ася Казанцева — о том, когда лучше всего рожать и почему ЭКО — это круто
- Ася Казанцева родила дочь
- Из Википедии — свободной энциклопедии
«Есть группа преданных хейтеров». В Москве отменили презентацию книги Аси Казанцевой
Анастасия читает лекции, участвует в научных дискуссиях, конференциях. Анастасия Андреевна Казанцева родилась 5 сентября в 1986 году в г. Сосновом Бору, что в Ленинградской области. Известно, что все детство, точнее, до 10-го класса средней школы, Настя обучалась дома, поэтому свое образование девушка считает недостаточным. Но обладая недюжинной жаждой знаний и умением учиться, она активно и постоянно восполняет пробелы в своих знаниях. Мечтой Насти было поступление в медицинский институт, но при первом учебном посещении морга девушка упала в обморок. Поэтому Асей Казанцевой было принято решение перейти на биологический факультет СПбГУ, где был более щадящий режим обучения. Анастасия благополучно окончила институт в 2008 году. В настоящее время Ася живет, работает и продолжает учиться уже в Москве. Научный журналист После успешного окончания института Асю сильно увлекла журналистика, но знания, полученные в университете, не должны были пропасть даром, поэтому она становится не просто журналистом, а научным журналистом. С 2016 года Анастасия учится на магистерской программе по когнитивным наукам «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» на факультете социальных наук в Высшей школе экономики в Москве.
Свои научные знания она постоянно расширяет и развивает, стараясь быть в курсе всех новых исследований в интересующих ее сферах науки. Анастасия изучает публикации в научных журналах, где размещают результаты своих исследований ученые со всего мира. Статьи в этих журналах печатаются на английском языке, так как именно он является международным языком в научном мире. Популяризатор науки По мнению Анастасии, настоящим ученым она не смогла стать, потому что в научных исследованиях для достижения какого-то результата нужно провести огромную работу, то есть потратить очень много времени и сил. А ей, как и большинству людей, хочется всего и сразу. Тогда Асей Казанцевой было принято решение заняться научной журналистикой, поскольку это позволяет сразу охватывать широкий круг тем и удовлетворять собственное любопытство, а также писать работы, которые будут быстро публиковаться. В Москве сейчас популяризаторы науки вызывают активный интерес: их приглашают всевозможные организации для выступления перед сотрудниками предприятия. То есть появились такие бонусы в организациях: одно предприятие оплачивает сотрудникам спортзал или лечение, другое - лекции. Любого научного журналиста, который выступает с лекциями, могут пригласить на такого рода мероприятия. Карьера молодой писательницы Как все современные авторы, Ася попробовала публиковаться в интернете.
Сначала появился блог в "Живом Журнале", после окончания СПбГУ в 2008 году девушка стала осваивать работу научного журналиста на телевидении. Также она писала статьи для различных газет, журналов, всевозможных изданий в интернете.
После развода я поехала учиться в Бристоль. Там, почувствовав одиночество, я поняла, что люди — это важно. Тогда же началась пандемия, и мое обучение накрылось медным тазом — у меня разрушились академические и карьерно-профессиональные амбиции, которые у меня были, — поделилась откровением в интервью MSK1. Мы с бывшим мужем заморозили эмбрионы.
Лучше оплодотворенные» Ася Казанцева, научный журналист — Если у вас есть замороженные эмбрионы, то вы, скорее всего, сможете родить детей, сколько захотите, даже в довольно позднем возрасте. Выносить ребенка женщина может и в 38, и в 45, и даже в 50 лет — в медицине немало таких случаев. Проблема здесь в качестве яйцеклеток, которое снижается с каждым годом, — объяснила научная журналистка. RU По словам Казанцевой, вспомогательные репродуктивные технологии в нашей стране развиваются хорошо на протяжении многих лет. Сейчас процедуру заморозки оплодотворенных яйцеклеток проходят большинство людей, решившихся на ЭКО. Это позволяет женщинам в течение нескольких месяцев восстановиться после гормональной терапии.
А раньше эмбрионы подсаживали сразу и по несколько штук, но это было намного опаснее. Благодаря этому при любом обычном ЭКО подсаживают по одному эмбриону, — рассказала популяризатор науки Ася Казанцева. Это плохо, потому что многоплодные беременности опасны и для матери, и для детей. Высок риск не доносить даже до 37-й недели. Экстракорпоральное оплодотворение ЭКО — это вспомогательная репродуктивная технология, позволяющая осуществить оплодотворение яйцеклетки вне организма женщины, то есть в искусственных условиях.
Она напомнила, что у нее есть маленькая дочь, и подчеркнула, что «даже малый риск тюремного заключения для нее малоприемлем». Я — российский научный журналист, и как только ветер переменится, и я снова смогу работать в России, я вернусь первым рейсом, чтобы выступать в «Живом слове» в Твери, и в Milmax в Казани, и в Mediomodo в Москве, и во всех остальных лекториях от Сочи до Норильска, от Калининграда до Владивостока. И мы еще будем счастливы, и у нас еще будет жизнь Ася Казанцева научная журн алистка и писательница Депутат Госдумы опублик овал до машний адрес журналистки и обвинил ее в предательстве В декабре 2023 года Луговой в своем Telegram -канале сделал репост публикации, в которой были указаны личные данные журналистки, в частности, номер мобильного телефона и четыре домашних адреса.
В другой Украине. Также депутат назвал ее «специально взращенным в иностранных университетах кадром» и «звеном агентурной сети на территории России». Казанцева в ответ заявила , что Луговой поступил незак онно, о публиковав ее персональные данные. Также она рассказала, что жила только по одному из указанных в его посте адресов.
Как писал "Деловой Петербург", одно из отменённых мероприятий с участием Аси Казанцевой должно было состояться в Северной столице в августе 2022 года. Однако лекцию отменили — по данным СМИ, из-за отношения журналистки к специальной военной операции на Украине. В пространстве "Ленполиграфмаш" Казанцева должна была прочитать лекцию на тему "Социальный мозг: между сотрудничеством и конформизмом". Комментируя отмену мероприятия, она отметила, что происходящее прекрасно иллюстрирует тему лекции.
Лента новостей.
Пенсия.PRO
В беседе с «Фонтанкой» Ася Казанцева призвала купивших билеты следить за анонсами и новостями, а «в худшем случае» люди просто получат деньги назад. Почему люди заводят детей, рассказывает нейробиолог по образованию, научная журналистка, автор книги «Откуда берутся дети» Ася Казанцева. Ася Казанцева. новости России и мира сегодня. Казанцева — буйная феминистка, сторонница разнузданных сексуальных отношений и намеренной бездетности. В Москве полицейские задержали научную журналистку Асю Казанцеву.
Научный журналист Ася Казанцева: как «прокачать» мозг в любом возрасте?
Когда их участников опрашивают по спектру политических предпочтений, то выясняется, что у однояйцевых взгляды всегда ближе друг к другу, чем у разнояйцевых. Если первый — консерватор, то и второй чаще консерватор, если первый — либерал, то и второй — либерал. Но здесь влияние генов не такое сильное, как в случае с интеллектом. Обычно, изучая этот вопрос, специалисты ищут взаимосвязь с базовыми свойствами характера — например, с интересом к новизне. Потому что чем больше у человека вырабатывается дофамина, тем больше он его проявляет. А открытость новому, в свою очередь, может влиять на то, какие партии и какое политическое течение он выбирает. Тут известны, с одной стороны, молекулярные механизмы: установлены взаимосвязи между открытостью новому и особенностями работы дофаминовых рецепторов в мозге. А с другой, открытость новому может влиять на то, какие партии и какое политическое течение человек выбирает. Мозг мужчин и женщин различается? То есть, например, у женщин будут хорошо развиты центры, связанные с контролем за менструальным циклом.
А у мужчин — нет, вследствие того, что у них просто нет такой потребности. Есть участки, связанные с половым поведением, с тем, кто будет казаться человеку более привлекательным, возбуждающим. Но половые различия не касаются интеллектуальной деятельности. Но при этом поведение всё равно формируется под влиянием среды. И человек может научиться многому, независимо от того, мужчина он или женщина. Различия, которые пытаются находить между мужским и женским мозгом, весят существенно меньше, чем индивидуальные различия, полученные в ходе обучения. О том, как обучение влияет на человека и что делать, чтобы жить лучше — Чем мозг ребёнка отличается от мозга взрослого и пожилого человека? Количество связей между нейронами у годовалого ребенка выше, чем у профессора Гарварда, но многие из них сформировались совершенно хаотически и постепенно исчезнут, если ни для чего не пригодятся. Когда годовалый младенец учится есть ложкой, он направляет её случайным образом: то в рот, то в глаз, то в ухо, то в потолок.
Но если вы мудро организовали его обучение, то каждый раз, когда он сможет донести кашу до рта, будет испытывать радость. И она поспособствует укреплению тех нейронных контуров, которые позволили ему добиться цели. Так он будет стараться снова и снова активировать именно их, они усилятся, этот навык закрепится. А остальные цепочки нейронов, отвечающие за донесение ложки в ухо или в глаз, наоборот, ослабеют. В принципе, любое обучение и любая долговременная память обосновывается укреплением связей между нейронами, которые вовлечены в реализацию того или иного навыка. Поэтому мозг развивается всю жизнь. Просто до 25 лет он делает это более быстро и активно. После эта способность не теряется. Но требуется больше усилий и времени, чтобы освоить новый навык.
Ещё одно отличие мозга детей и взрослых заключается в объёме рабочей памяти. Взрослый человек может держать в голове семь единиц информации одновременно — например, ненадолго запомнить номер телефона. Дошкольнику такое не даётся. Чтобы проверить объём их кратковременной памяти, детям обычно устраивают игровые тесты. Например, были: лисичка, котик, пёсик и зайчик. Лисичку убрали. Четырёхлетний ребёнок должен справиться с этим заданием, так как он может удерживать в памяти до четырёх единиц информации. В шесть лет объём кратковременной памяти увеличивается, и зверёнышей может быть уже шесть. С одной стороны, малышам сложнее удерживать в голове информацию.
Поэтому мы до сих пор помним стишки, которые учили в первом классе. Одним интенсивное обучение математике даётся легко и непринуждённо. Тогда, казалось бы, почему бы и не учить её? Но бывают и жертвы родительских амбиций, в которых запихивают больше, чем им было бы надо. Так нарушается способность к гармоничному развитию. Ребёнок — это гибкое и пластичное существо, он может подстроиться под требования окружающей среды. Его можно заставить выучить школьную программу к девяти годам, но не очень понятно зачем. Потому что выучит он её, скорее всего, некачественно, как дрессированная обезьянка, на уровне «сдать и забыть». Ведь для того, чтобы информация устаканилась в голове хорошо, требуется не только время на её освоение, но и большие паузы на безделье в промежутках.
Потому что он не пытается запомнить местоположение каждой фигуры отдельно, а видит общую картину с позиций своей экспертизы: кто кому угрожает, кто кого защищает. Может, даже видит параллель с какой-то уже знакомой ему шахматной задачей, и тогда запомнить оказывается совсем просто. Но есть нюанс. Это работает, если фигуры расставлены осмысленно.
Если же расставить их случайным образом — там, где они не могли бы оказаться в ходе настоящей шахматной партии, то тогда новичок, напротив, будет запоминать их расстановку лучше. Потому что тут у профессионалов ломается мозг от попытки найти логику там, где ее нет. Тем временем новичок просто зубрит. Просто зубрить?
Это требует больших волевых усилий, концентрации, которая быстро истощается, и наступает усталость. RU Нейробиологи, которые изучают самоконтроль, в первом приближении рассматривают его как конфликт между рациональным и эмоциональным. Вы лобной корой считаете, что нужно на чем-то сфокусироваться, нужно что-то учить, а подкорковые эмоциональные центры говорят, что это сложно и скучно, давайте пойдем погуляем лучше. Но если посмотреть глубже, то оказывается, что соревнование происходит не между эмоциями и разумом, а между эмоциями простыми «хочу гулять прямо сейчас» и эмоциями сложными «хочу защитить диплом и найти хорошую работу».
Есть зоны мозга, например орбитофронтальная и вентромедиальная кора, которые служат мостиком между самыми высшими рациональными отделами и подкорковыми эмоциональными центрами, и они вот прямо взвешивают относительную ценность обеих альтернатив. Или, наоборот, прочувствовать, как вас выгонят с позором и вы не найдете работу и умрете с голоду! Почему не каждая мать может полюбить своего ребенка? В одном из интервью вы говорили, что материнского инстинкта не существует.
Тогда откуда берется безусловная любовь матери к ребенку? Способны на нее приемные родители? Крыса может облизать детеныша и съесть плаценту, даже если не видела, как это делают другие крысы, но все равно ей для этого надо пройти через роды с сопутствующими гормональными изменениями. А если к бездетной крысе подсадить детеныша, то она, скорее всего, будет проявлять к нему агрессию, никаким материнским инстинктом она не обладает.
Это не означает, что биологические факторы вообще не влияют на наше поведение. Люди склонны испытывать умиление при виде детенышей. Если класть людей в томограф и показывать им фотографии детенышей, то у них наблюдается активация центра удовольствия. Это важно, потому что у людей долгое детство, наши детеныши рождаются совершенно беспомощными.
И конечно, при прочих равных больше детей рождается и выживает у тех, кому дети нравятся, то есть это поддерживается естественным отбором. RU При этом необязательно, чтобы это был именно ваш ребенок. Люди достаточно сложные существа, чтобы формировать привязанность и к тем, с кем они не связаны генетическим родством. Мы все любим наших друзей, наших партнеров.
Детеныша тоже может полюбить и его няня, и его приемные родители, и все, кто вкладывает силы, душу, эмоции и активирует, укрепляет соответствующие нейронные контуры. Материнство складывается удачно не у всех, почему? У кого-то больше окситоцина выделяется при виде малыша — и кому-то оказывается легче развить эту безусловную любовь. Но всё же, когда мы говорим о трагических отклонениях от нормы, о том, как детей бросают, здесь все-таки нужно смотреть в первую очередь на социальные факторы, на условия внешней среды.
Даже если вы холодная мать, но при этом у вас много денег и близких людей, вы ребенка как-то вырастите более или менее благополучно. А если вы холодная мать и у вас нет ни денег на няню, ни социальной поддержки, это будет для ребенка уже катастрофа. Но если она у вас не включается, но вы при этом человек, обладающий хорошей самодисциплиной и хорошими финансовыми и социальными ресурсами, то как-то вы разберетесь. Если же вы совсем одна и при этом у вас еще и не включилась безусловная любовь, то всё будет очень грустно.
Это вообще печальная история про нашу человеческую репродукцию, про поиски баланса между биологическим и социальным. С биологической точки зрения женщине нужно рожать детей рано. В среднем после 38 лет начинает быстро падать качество яйцеклеток и можно уже не успеть завести ребенка, если женщина не заморозила заранее яйцеклетки или эмбрионы. С социальной точки зрения чем позже вы рожаете, тем выше вероятность, что это не навредит вашему благополучию, потому что накоплено много ресурсов.
Ася объяснила, как работает штраф за материнство. RU Существует разрыв между мужчинами и женщинами в заработной плате. По мере того как общество развивается, снижается образовательное неравенство и прямая дискриминация, остается только последний компонент этого разрыва — штраф за материнство. Женщины с детьми зарабатывают не только меньше, чем мужчины, но и меньше, чем бездетные женщины с такими же показателями образования и опыта.
Но интересно, что график потери в доходах по сравнению с бездетными имеет U-образную форму. Сильнее всего теряют в доходах представительницы среднего класса. Те, кто работал на низкоквалифицированной работе, после декрета возвращаются к прежнему заработку, потому что ничего не упустили. Тут, правда, конечно, запутанный клубок причин и следствий: детей в принципе позже заводят те люди, для которых более важна их работа!
Когда же женщинам рожать? Если вы хотите успеть родить трех или больше, тогда стоит начинать до 30, а то есть вероятность, что не успеете. Если вы думаете, что хватит одного, тогда можно спокойно начинать в 35. Интересно, что существует большая разница между возрастом, в котором ребенка можно зачать, и возрастом, в котором ребенка можно выносить.
Зачать ребенка можно, пока у вас есть хорошие яйцеклетки, а выносить можно и позже: и в 40, и в 50 — в том случае, если вы использовали замороженную яйцеклетку или эмбрион.
Из-за прямохождения это невозможно, поэтому человеческий ребенок всегда рождается в каком-то смысле недоношенным и требует от женщины очень много сил и внимания. И это эволюционно способствовало формированию прочных отношений между мужчиной и женщиной — чтобы мужчина участвовал в заботе о женщине и ее ребенке и тем самым повышал вероятность собственной успешной передачи генов. Отцовское поведение проявляется по-разному.
В парагвайском племени аче не принято, чтобы мужчины ухаживали за младенцами, зато они приносят матерям еду.
Но понятно, что это результат моей накопленной славы. Пока непонятно, будет ли у нее долгосрочный успех, сопоставимый с успехом первых двух книжек. У желтой сейчас тираж 54 тысячи экземпляров, у розовой — 30 тысяч. В общем и целом я допускаю возможность того, что я вообще уже больше не буду писать книжек, по крайней мере в ближайшие несколько лет, а зароюсь в науку и преподавание.
Мне очень нравится, что взрослая жизнь такая длинная, что можно успеть реализоваться в нескольких смежных областях. Но в любом случае все будет связано с нейробиологией. Я вообще уверена, что биология — это самая главная наука XXI века, так же, как в XX веке главной наукой была физика. Что все аспекты нашей жизни — что мы будем есть, сколько мы будем жить, будем ли мы счастливы — будут определяться открытиями в области генетики, молекулярной биологии и нейробиологии. Почему, вы думаете, у меня в книжке иллюстрации Олега Навального?
Я коварно дружу с теми, у кого есть шанс прийти к власти! На самом деле, конечно, все проще. Алексей Навальный давно знал о существовании меня и моих книжек и даже писал отзыв на одну из них. Так что, когда Олега посадили в тюрьму за то, что он брат Навального, его семья среди прочей литературы привозила ему мои книжки. Олег время от времени писал посты для фейсбука, которые передавал через адвоката.
Там он один или два раза написал, что ему понравились мои книжки. После этого я как честный человек отправила ему письмо. Просто потому, что, когда человек сидит в тюрьме и читает твои книжки, хорошо бы написать ему, что он все правильно делает. Это было бы вежливо. У нас завязалась переписка, которая приносила мне массу удовольствия, потому что Олег полон веселого стоицизма.
С одной стороны, это просто весело, когда человек из совершенно другой среды попадает в российскую тюрьму и ведет там полевые наблюдения. Но, с другой стороны, когда он рассказывает про свидания с семьей, книжка неожиданно поднимается на недостижимые высоты трагизма. Ты читал-читал веселые байки про жизнь на Марсе и вдруг вспоминаешь, что, на минуточку, человек ни за что сидит в тюрьме и из его жизни выброшены 3,5 года. И, когда я начала писать свою третью книжку, предложила Олегу ее иллюстрировать. Первые фрагменты я передавала ему через адвоката.
Существенную часть картинок он нарисовал еще в тюрьме. Это, надеюсь, хоть как-то его развлекло. Что с мозгом делает магнитная стимуляция: «Ею можно лечить тяжелую депрессию» — В книге вы часто говорите о транскраниальной магнитной стимуляции. Что с ее помощью можно делать кучу всего: вызывать мышечные сокращения, изучать поведение человека, а еще можно лечить мигрени, ОКР и депрессию. В случае с депрессией те же когнитивно-поведенческие терапевты советуют ЗОЖ, сон, спорт и медитацию.
Не проще ли всем договориться и использовать только магнитную стимуляцию? Люди разные, состояния у них тоже могут быть разные. Настоящую депрессию едва ли возможно вылечить с помощью сна и спорта, обычно все-таки нужны терапия и антидепрессанты. ЗОЖ, скорее, помогает снизить вероятность того, что депрессия разовьется, даже когда человек к ней предрасположен. А транскраниальная магнитная стимуляция — это метод лечения, который применяется тогда, когда даже сильные антидепрессанты не помогают, не то что движение и сон.
Транскраниальная магнитная стимуляция — это серьезное физическое воздействие на мозг. У вас есть катушка, по которой течет сильный переменный ток. Вокруг катушки, соответственно, формируется сильное переменное магнитное поле. Вы подносите ее к голове человека, магнитные импульсы проникают сквозь череп, достигают коры головного мозга, и там по принципу электромагнитной индукции Фарадея возникает электрическое поле, действующее на нейроны. Оно настолько сильное, что вызывает потенциалы действия, активацию нервных клеток.
Если вы подносите катушку, например, к моторной коре, то у человека дергается рука, и он ничего не может с этим сделать. Обычно влияние транскраниальной магнитной стимуляции на мозг кратковременное и обратимое. В нейробиологических экспериментах вы можете буквально на несколько минут усилить или ослабить активность какой-то зоны коры, чтобы посмотреть, как это влияет на способность испытуемого справляться с заданиями. А в случае лечения депрессии человек у вас приходит в лабораторию каждый день и получает стимуляцию по сорок минут в течение нескольких недель подряд.
«Забота о ребенке — это интеллектуальная деятельность»: Ася Казанцева* — о материнстве
Ася Казанцева — научный журналист, популяризатор науки, автор научно-популярных книг и лауреат премии «Просветитель». Главные новости о персоне Ася Казанцева на Будьте в курсе последних новостей: Научная журналистка Ася Казанцева заявила, что уехала в Грузию. Ася Казанцева – современный российский научный журналист, блогер, автор научно-популярных книг. Знак зодиака: Дева. Возраст: 37 лет. Инстаграм: @brain_is_tangible. Все новости о персоне. Ася Казанцева: все новости. В Москве на станции метро «Пионерская» полицейские задержали научную журналистку Асю Казанцеву. Ася Казанцева — одна из немногих наших соотечественников, кто умеет изложить науку просто, увлекательно и весело. Мы любим ее прежде всего за эту способность, но не только за нее.
Primary Mobile Navigation
- Ася Казанцева: Сексуальная ориентация зависит от строения мозга
- Ася Казанцева биография
- Дерзкая и умная Ася Казанцева как символ молодого поколения
- Часики-то тикают. Ася Казанцева — о том, когда лучше всего рожать и почему ЭКО — это круто
Научная журналистка и писательница Ася Казанцева уехала из России
российский научный журналист, занимается внедрением науки в массы, то есть она популяризатор науки, а также активный блогер. Ася Казанцева – современный российский научный журналист, блогер, автор научно-популярных книг. свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе.
Ася Казанцева: Сексуальная ориентация зависит от строения мозга
По мнению обозревателя газеты « Комсомольская правда » Сергея Ефимова, книга помогает понять, что происходит с человеком с точки зрения науки, когда он курит, ест, грустит, занимается сексом. Также он обратил внимание на непринуждённый стиль повествования: «При этом Ася Казанцева излагает материал так, словно она никакой не биолог с дипломом, а ваша старинная приятельница, с которой вы встретились за кружкой того же пива» [27]. С одобрением о стиле изложения отзывается и обозреватель РБК daily Михаил Визель, утверждая, что автор говорит с читателем языком образованной молодой горожанки [28]. Врач-психиатр Павел Бесчастнов в своей рецензии в газете « Троицкий вариант — Наука » обозначил жанр книги как «нейробиологию повседневности» и заметил, что книга поможет людям глубже осознать проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни [29]. В 2016 году вышла из печати вторая книга автора, она называется « В интернете кто-то неправ » [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36]. Книга вошла в финальную тройку в категории non-fiction по результатам народного голосования на лучшую книгу 2016 года по версии ozon. Политические высказывания Придерживается оппозиционных взглядов, высказывалась против признания фонда « Династия » иностранным агентом [38] , против законодательных запретов пропаганды гомосексуализма и за европейские ценности [39] , также против закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека» , против присоединения Крыма к России , за допуск к выборам 2018 года оппозиционного политика Алексея Навального [40] , считает неэтичными националистические взгляды [41]. Критика Российский биолог и историк науки Алексей Куприянов упрекнул Асю Казанцеву в популяризации наивных биологизаторских трактовок человеческой природы [42]. Критике подвергались и комментарии Казанцевой касательно социальных вопросов например, «люди свободны в выборе социального слоя» [43] [44]. Библиография Научно-популярная литература Казанцева Ася. Кто бы мог подумать!
Как мозг заставляет нас делать глупости.
Нам важно узнавать, о чем говорят и думают умнейшие головы современности, это порождает у нас собственные мысли, уверена Ася Казанцева. Лекции, особенно если они записаны и выложены в свободный доступ, Ася Казанцева считает наиболее удачным форматом для популяризации науки. Почти вся наша жизнь сейчас связана с интернетом, а значит, охват аудитории намного больше. Сама Ася о себе, как о лекторе, никогда не думала. Девушка понимает, что у нее не очень хорошая дикция, она быстро говорит, и никогда не воспринимала себя как человека с хорошими ораторскими способностями. Однако с тех пор, как вышла первая ее книга, от приглашений буквально нет отбоя. Ася Казанцева не оригинальна в мысли, что нам повезло жить в интересное время.
Рациональность не существует отдельно от эмоций. Если человек тратит деньги на красивую одежду, хотя их неплохо было бы инвестировать в акции, то, видимо, прилежащее ядро его мозга посчитало, что от кофточки здесь и сейчас будет больше радости, чем от возможных дивидендов когда-то потом, и его активность оказалась достаточно сильной, чтобы оно победило в соревновании, скажем, с амигдалой, опасающейся, что деньги закончатся. Если где-то и есть свобода воли, то в том, на каких наших внутренних импульсах — из всего их спектра — мы пытаемся фокусировать внимание, кого пытаемся подпитывать, на чьей стороне играть. Стараться приглушать активность прилежащего ядра, отвечающего за удовольствие.
Можно попытаться, наоборот, быть с собой гуманнее: много думать об отдаленных целях и пытаться сделать так, чтобы прилежащее ядро получало больше радости от них. То есть, например, постоянно держать в голове картинку того, как будет здорово, когда появится свое жилье, какое оно будет прекрасное, как вы купите кресло-гнездо и книжные полки. Это может оказаться для вашего прилежащего ядра более сильным удовольствием, если у вас хорошее воображение. Счастье в деньгах.
Но до предела — То есть финансовую дисциплину можно натренировать? Каждый раз, когда мы активируем какой-то нейронный контур, он укрепляется. И это проблема, потому что, когда мы принимаем решение, мы не просто принимаем решение, а повышаем вероятность того, что будем принимать такое же решение в будущем. Каждый раз, когда мы купили ненужную шмоточку и получили радость от этого, мы укрепляем нейронные контуры, отвечающие за получение радости от покупки ненужных шмоточек.
Нужно как-то научиться испытывать радость от того, что у нас есть деньги, что финансовый эквивалент той самой кофточки лежит на сберегательном счете и предотвращает смерть от голода под забором. Мне кажется важным и полезным бояться, что вы умрете от голода под забором, для накопления денег, для финансовой дисциплины. Что об этом говорит наука? Деньги важны для счастья, но до определенного предела.
Канеман оценивал счастье людей двумя способами. Во-первых, спрашивал, насколько их жизнь удалась, насколько они ею удовлетворены и довольны в глобальных масштабах. Во-вторых, просил посчитать, сколько времени они в течение дня испытывают ту или иную эмоцию, например, счастливы или грустят. Выяснилось, что оценка своей жизни как удавшейся или не очень связана с богатством напрямую, что логично.
Но вот на количество положительных эмоций в повседневной жизни деньги влияют только до определенного предела. Взаимосвязь исчезала, как только доход достигал 75 000 долларов в год на семью. Это примерно как две зарплаты по 3 000 долларов в месяц. До этого порога связь есть: чем больше у людей денег, тем больше и повседневной радости жизни.
А вот дальше количество денег растет, а на количестве положительных эмоций это уже не отражается. Для России, скорее всего, сумма оказалась бы заметно меньше, так как у нас ниже и зарплаты, и цены на многие вещи.
У меня был хороший первый муж и первый университет. Однако я от всего этого получала гораздо меньше удовольствия, чем могла бы, потому что не была морально готова ни к отношениям, ни к образованию.
Я не выбирала эти вещи осознанно, просто так получилось. Контраст со вторым разом огромный: во второй раз ты уже понимаешь, куда и зачем пришел, и поэтому любые неприятные мелочи уже не бесят, ты на них особо и внимания-то не обращаешь, фокусируешься на том, что ты здесь осмысленно и добровольно. Жизнь устроена так, что нам регулярно приходится заниматься чем-то, когда мы еще не готовы и до этого не дозрели. Это печально С другой стороны, если не пробовать ничего нового, то непонятно, как тогда повзрослеть и научиться получать удовольствие.
Планы после магистратуры Вы будете смеяться, но сейчас у меня точно такая же история: я выбираю между несколькими вариантами, к которым я морально не готова. До поступления в Вышку у меня был четкий план: писать третью книжку и потом завести ребенка, которого я обещала мужу. Но чем ближе подступает дедлайн, тем сильнее меня пугает эта перспектива. И в возможном крахе моей личной жизни как раз будет виновата Вышечка, потому что там мне внезапно понравилось проводить исследования, и теперь я думаю, что если я заведу ребенка, то я уже точно никогда никуда не смогу уехать на PhD.
А из науки для меня мог бы получиться смысл жизни, по очень простой причине: я абсолютно командный человек, я очень счастлива, когда у меня есть коллеги. Научная журналистика мне этого дать уже не может, потому что я overqualified: если мне идти в офис, то уже только шеф-редактором, а я терпеть не могу руководить и вообще быть самым умным парнем в комнате. Мне нужно, наоборот, чтобы все вокруг были круче меня, и вот уж это мне наука точно даст в избытке. Но при этом прямо сейчас уезжать куда-то на PhD я тоже не очень готова, потому что это тоже трудоемкий проект, в который лучше ввязываться осознанно.
Если я поступлю на PhD, не представляя толком, что я хочу делать и зачем, то закончить-то я закончу, я упертая, но все пять лет не буду там счастлива. Правильнее всего было бы сейчас не ввязываться ни в то, ни в другое, найти ненапряжную работу, снять студию, тусоваться с друзьями и думать, кем я стану, когда вырасту. Но тут у меня уже вступает паника насчет биологических часов. С детьми-то ерунда, можно заморозить эмбрионы и получить таким образом еще лет пятнадцать на размышления, а вот с PhD надо что-то решать в ближайшие четыре года, а то потом поздно будет Вот вам еще один пример того, как разные части мозга хотят разного, а человек страдает.
Я сейчас настолько в растерянности, что даже пошла разговаривать об этом с психотерапевтом. Он сказал, что таблеточки мне назначать бесполезно, меня все пугает не потому, что у меня тревожное расстройство или депрессия, а потому, что жизнь моя действительно сложна. Идеального решения вроде бы не существует — ну, будем искать лучшее из возможных. Недостатки Вышки Главный недостаток Вышки заключается в том, что у нее нет биофака.
Если бы у нее был биофак, то я бы просто сразу пошла в аспирантуру туда, и никакой психотерапевт мне бы для этого решения не понадобился. Дело в том, что я хочу, во-первых, в принципе сдвинуться от когнитивных наук к молекулярной нейробиологии, от людей к улиточкам. Во-вторых, я хочу после защиты диссертации называться кандидатом биологических наук, а не психологических, а Вышка мне такую корочку дать не сможет — пришлось бы проводить исследования там, а защищаться где-то на стороне. Это важно просто для того, чтобы люди правильно понимали, кто я такая, когда читают мое резюме: психология в массовом сознании все еще только про то, как вы лежите на кушеточке и рассказываете, как вас мама никогда не любила, а не про нейроны, молекулы или хотя бы транскраниальную стимуляцию.
Я очень сильно терзалась, идти ли на PhD в Вышку сразу после магистратуры, было очень много сильных аргументов «за» и сильных аргументов «против». В итоге решила не идти, но до сих пор сильно не уверена в своей правоте и очень скучаю по университету. В качестве возможного компромиссного варианта я сейчас рассматриваю идею уехать не на PhD, а на какую-нибудь более короткую программу, в магистратуру или на стажировку, а потом поступить в аспирантуру в России, где-нибудь на стороне — а в Вышке параллельно сделать курс по выбору по биологии для гуманитариев. После этого, если за все эти годы биофак в Вышке так и не появится, смогу посвятить следующие десять лет тому, чтобы он все-таки появился.
Ну или придумать еще какой-нибудь способ в ней работать, когда вырасту. Потому что Вышечка is love. Текст: Анастасия Ларионова.