Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный.
Картины Врубеля на тему Демона
- Страшное наследство
- Демоны Михаила Врубеля
- Читайте также
- Лучшее на выставке Михаила Врубеля в Новой Третьяковке 2021-2022: тайны картин художника
- Три «Демона» Врубеля | TheOcrat Quotes
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив».
Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок сам причесался, вымылся с одеколоном , горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».
По одной из версий, он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен. Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника. Эмилии Врубель казался несколько инфантильным. Однажды он принес в подарок любимой картину «Восточная сказка». Зная о безденежье художника, женщина собиралась показать картину коллекционеру. Однако Врубель не оценил старания Эмилии Львовны, разорвал картину и ушел. К счастью, через некоторое время картина была вновь склеена и восстановлена.
В то же время Эмилия Прахова стала не только возлюбленной, но и музой. Ее лицо смотрело с полотен гениального художника. Одно из них — «Богоматерь с младенцем» — до сих пор находится в Кирилловской церкви. Сначала Врубель набросал карандашный эскиз, а позже перенес облик на икону. У врубелевской Мадонны те же большие и печальные глаза, тот же чувственный рот. Михаил Врубель буквально начал терять голову от неразделенной любви: спускал все средства на увеселения и влезал в долги. Врубель обожал творчество Лермонтова и даже считал себя последователем поэта в искусстве. В 1885 году Эмилия Прахова пригласила художника в театр на оперу «Демон».
Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Знаменитый психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев поставит диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» «третичный сифилис».
Приступы мании Врубеля, которые в последние годы жизни становились все продолжительнее и продолжительнее, в истории остались в несколько романтизированном виде. С одной стороны, помог сам художник, который всю жизнь вспоминал, как рисовал первые эскизы для «Демона» поверх «Распятия»: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», — написал он на обороте портрета одного из своих врачей — психиатра Федора Усольцева он помимо Врубеля лечил еще одного великого модерниста русской живописи Виктора Борисова-Мусатова. С другой, мифологизацией Врубеля занимались символисты и романтики. Образ сумасшедшего гения, провидца, которого свела с ума его самая знаменитая работа, очень хорошо ложился в их канон.
Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.
Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок сам причесался, вымылся с одеколоном , горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество.
Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
Три «Демона» Врубеля
В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Куратор также рассказала тайну картины "Демон поверженный". В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами. Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. это картина 1901 года, выполнена на холсте маслом. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный».
Неразменный Врубель: грандиозная выставка в Новой Третьяковке
Изломанная обнаженная фигура ангела покоится на его собственных крыльях с прекрасными сине -золотыми перьями. Эти волшебные крылья распластаны под телом бывшего хозяина и служат ему то ли неуютным ложем, то ли саваном. Фигура кажется неодушевленной — хрупкое, бесполое существо словно уже мертво — его кожа голубоватого «трупного» оттенка, тело застыло в неестественной позе. Он напоминает подстреленную и уже ощипанную птицу — жертву небесного охотника. Но взгляд Демона устремлен в пространство и горит гневом.
В первые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Собственно этим и интересно его творчество. Желание закончить данное полотно в определенный момент переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. А вот и "демон сидящий", а также "демон летящий" не законченная по неизвестной причине работа.
Основная часть подобных картин была создана для произведения Лермонтова "Демон". Одного из центральных произведений Лермонтова, над которым он работал больше десяти лет 1829—1839.
Он глубоко изучил и хорошо понимал духовный мир своего кумира, считая себя его последователем, только не в поэзии, а в живописи. Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа. Врубель всегда повторял, что люди не понимают Демона, считая его воплощением зла, в действительности же само слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Художник был убежден: демон — страдающий дух, которому нет места нигде в мире. В их число попал благодаря Мамонтову почти неизвестный тогда Врубель. Сборник был опубликован — и публика возмущенно взвыла: «Иллюстрации Врубеля — это грубость, карикатурность, уродство!
Между тем, в памяти потомков навсегда остались именно его рисунки, а не работы маститых коллег. И «Демон» для всего мира по сей день ассоциируется только с именем Врубеля — после него никто не брался за этот лермонтовский сюжет. А тогда — тогда его критиковали все, начиная с прессы и заканчивая учителем Врубеля, Ильей Репиным. К счастью, этого не произошло: помешал Мамонтов. Одновременно с работой над иллюстрациями к сборнику Лермонтова он принялся за свою, пожалуй, самую известную картину — «Демон сидящий». Вряд ли найдется хоть один человек, сумевший остаться равнодушным перед взглядом этого существа. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный, бессильный изменить что-либо в судьбах мира. Полотно излучает мощнейшую энергетику.
Незаконченная картина «Демон летящи» из серии «Демон». Он постоянно дорабатывает и переделывает эту трагическую фигуру изломанного, исковерканного, несчастного потустороннего существа. И молодая жена — оперная певица Наталья Забела — с ужасом видела, как изо дня в день меняется лицо поверженного Демона на полотне. И сам художник меняется на глазах: вместо скромного и временами стеснительного человека окружающие видят дерзкого и мятежного гения, критикующего все и всех. И скоро душевные изменения становятся настолько заметными, что приходится обратиться к специалистам-медикам. У Врубеля находят серьезное психическое расстройство и помещают в клинику.
Этот образ оказался центральным в его творчестве — задумываться о падшем ангеле Врубель начал за несколько лет до первой работы. Была, впрочем, более ранняя картина, где Демон, по словам отца художника, представал «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной», однако она не сохранилась. Над финальным полотном серии — «Демоном поверженным» — Врубель работал особенно отчаянно. Его первый биограф Александр Иванов писал: «В темные ноябрьские утра, когда в доме все еще спали, он вскакивал с постели, наскоро одевался и, часто забывая даже запереть за собою дверь квартиры, бежал в мастерскую, нанятую им где-то поблизости; там он тотчас же принимался за свою картину; когда открывались магазины, он посылал за шампанским и затем работал до наступления сумерек, усиленно возбуждая себя вином и крепкими папиросами». Художник не смог остановиться, даже когда картина отправилась на выставку. На глазах у изумленных посетителей он переписывал работу, и, по воспоминаниям современников, «бывали дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». При этом Демон в трактовке Врубеля был персонажем, не чуждым нашему миру, даже укорененным в нем: по меткому замечанию Аркадия Ипполитова — как булгаковский Воланд. Однако увлечение подобной темой не прошло даром: именно интерес к падшему ангелу свел художника с ума. Александр Иванов писал, что «Демон поверженный» — «зловещий сон художника о себе самом, сбывшийся теперь наяву». Во Врубеле, как в его Демоне, сверхчеловеческое начало было спаяно с человеческим — больным, бренным, жалким. Вот что рассказывал Валерий Брюсов, навестивший мастера в психиатрической клинике: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубахе. У него было красноватое лицо, глаза — как у хищной птицы, торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Он вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги, и после обычных приветствий спросил: «Это вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Начатый художником портрет Брюсова так и не был закончен — Врубель стремительно терял зрение. Эту удивительную картину, последнее создание живописца, можно увидеть на московской выставке.
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла. Всё созданное художником до «Демона поверженного», при всей радикальности, соответствует эстетическим моделям своего времени и выражает характе. Петербуржцы смогут полюбоваться картинами «Демон поверженный», «Богатырб», «Шестикрылый Серафим», «Летящий демон» и многими другими работами Врубеля.
1. История создания картины «Демон поверженный»
- Михаил Врубель: биография, картины и слава художника, портрет, личная жизнь
- Врубель летящий и Врубель поверженный
- «Демон сидящий» (1890)
- Какие тайны скрывает «Демон поверженный»? | МИР ИСТОРИИ - WOH | Дзен
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. "Демон поверженный", Михаил Врубель, 1902 год.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» 1890 и «Демон поверженный» 1902 , о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра». Смотрите ролик, чтобы узнать, какой путь от Лермонтова до Платона прошли врубелевские демоны, как в них отразились философские размышления художника о месте в мире и как на его картинах сосуществуют модерн и элементы древнерусских мозаик.
Это все о «Демонах» Михаила Врубеля. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» 1890 и «Демон поверженный» 1902 , о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра».
Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал своего Демона, стирал и накладывал краски, менял позу фигуры и фон, но больше всего он сделал изменений в лице «Демона». Александр Бенуа , наблюдавший за попытками Врубеля изменить законченную картину, писал: Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Bладимир фон Мекк , один из организаторов выставки «Мир искусства», вместе со своим дядей Николаем Карловичем приобрели многие полотна Врубеля, в том числе один из вариантов «Демона», когда в 1902 году совет директоров Третьяковской галереи решил его не покупать. Позже, в 1908 году, «Демон» был продан в Третьяковку, где и находится по сей день, являясь одной из значимых картин экспозиции. В первые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом жена художника своей родной сестре Екатерине Ивановне Ге: Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал её, и я с ужасом видела каждый день перемену.
Впереди у демона лишь падение, разочарование и тоска, как и у его создателя. Вскоре художник заболевает, у него обнаруживается сильнейшее психическое расстройство. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать. Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он. В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия. Он мнит себя святым, царем и даже Пушкиным И везде он оставляет целые стопы рисунков, которые совсем не похожи на рисунки сумасшедшего - все они светлые и умиротворенные. Врач, лечивший Врубеля, записал в своем дневнике: "Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым". Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь. Он изобрел свой метод лечения - то, что через 30 лет после его смерти называется арттерапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и случается невероятное - Врубелю удается заставить болезнь отступить. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы.