В Москве их всего четыре, а мусульман здесь, по разным оценкам, около двух миллионов. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя главу Духовного управления мусульман России, муфтия Подмосковья Рушана Аббясова. Проект «Шатер Рамадана» проводится на площадке при Мемориальной мечети Москвы с 2006 года и входит в число массовых мусульманских мероприятий Москвы. Количество мусульман проживающих в Москве, конечно никто не считал до «последнего» и по некоторым источникам, там их проживает примерно 2 миллиона, но. РИА Новости, 1920, 19.11.2021.
Появилась информация о количестве участвовавших в торжественной молитве мусульман
Малазийцы мусульмане. Мусульманский религиозный праздник Курбан-байрам. Фото мусульман. Курбан байрам традиции. Мекка Медина Рамадан. Ихрам Умра. Дуа в Мекке.
Мечеть в Тюмени. Соборная мечеть. Тюменская мечеть сабыр. Праздник в мечети. Празднование Курбан байрам в Турции. Дорогие мусульмане с праздником Курбан-байрам.
Ингушетия запрещено. Криптовалюта харам. Чтение Корана. Изучение Корана. ИД Аль-Адха Курбан-байрам 2023. Паломничество мусульман в Мекку.
Мекка паломники Арафа. Мусульмане Чувашии. Чуваши мусульмане. Чуваши мусульмане или. Духовное управление мусульман Республики Мордовия. Исламская конференция род деятельности.
Мусульманский центр в Саранске. Духовный центр Челябинск. Мусульмане в Германии. Успешные мусульмане в Германии. Намаз Курбан байрам. Арафа день у мусульман.
Даты мусульманских праздников. Никаб Швейцария. Мусульманки в Европе. Запрет на ношение хиджаба. Запреты в Исламе. Окружение в Исламе.
Мусульманский человек. Пост у мусульман. Правоверный мусульманин. Паломники на горе Арафат. Саудовская Аравия паломничество Мекка. Горе Арафат Саудовская Аравия.
Катар арабы-катарцы. Рамадан в ОАЭ. Рамадан в Катаре. День Арафа в Мекке. Хадж день Арафа. Долина Арафат в Мекке.
Курбан байрам открытки. Открытки с праздником Курбан байрам. Мусульманские дети. Мусульманские дети в мечети. Исламское воспитание.
Этот факт нуждается в объективной оценке и самой Русской Православной Церкви.
Даже во времена первых Романовых статус ислама был достаточно высок, поскольку многие московские цари не скрывали своего происхождения от чингизидов. Есть факты, говорящие о том, что тугры - государевы знаки по-своему повторяли известные сентенции из Корана. А шапка Мономаха — это ни что иное, как скроенный по восточным образцам головной убор, по одной версии, пришедший к нам из Египта, по другой, переданный непосредственно русским царям золотоордынскими ханами. И начался медленный процесс вытеснения ислама. Но хочу сказать, что еще в XIX веке многие родовитые семьи, которые вели свое происхождение от Аракчеевых, Тургеневых, Аксаковых, Юсуповых и Чаадаевых и других, часто любили вспоминать свою родословную и гордились своими татарскими корнями. Настоящий расцвет ислама мы наблюдаем с конца 90-х гг.
Но ислам — это системный образ мышления и достаточно упорядоченная организация жизни любого верующего человека. Думаю, существовало, прежде всего, внутренне сопротивление. Для мусульман того поколения, это было большим испытанием, поскольку выбор стоял между жизнью и смертью, а выбравшие жизнь должны были предать свою религию. Многие мусульмане ради спасения детей шли на сговор со своей совестью или же скрывали свою веру. То есть человек принимает чужую веру, но в душе остается верен исламу. Любое ритуально чистое место — дом или какое-то другое помещение - в каком-то смысле можно назвать мечетью.
Думаю, первые мечети появились тогда же, когда Москва впервые познакомилась с мусульманами: при Семене Кучке. Могли они быть и во времена золотоордынских ханов и, наверняка, существовали в местах, где останавливались послы арабо-мусульманских стран в селе Татарово, например. Может быть, и на территории современного Кремля, что тоже не исключено. Но это не так существенно, потому что речь идет о деревянных либо шатровых мечетях, материальных следов которых сегодня физически нет. Зато есть и останется навсегда сооруженный в память взятия Казани храм Василия Блаженного, архитектурным прототипом которого является известный памятник мусульманского зодчества - мечеть Кул Шариф в Казани. Так, например, считает известный историк Михаил Худяков, автор «Истории Казанского ханства».
Евгений Варшавер, старший научный сотрудник РАНХИГС , руководитель группы исследований миграции и этничности, назвал оценку муфтия, скорее, политической. Число людей, приезжающих в Россию и, в частности, в столицу из стран, где традиционно исповедуют ислам, точно подсчитать нельзя, уверяет специалист. Люди, занимающиеся статистикой, называют число в два миллиона, но это очень приблизительные подсчеты, потому что достаточных оснований для того, чтобы говорить о цифрах конкретных, к сожалению, нет», — указывает Варшавер. По словам исследователя, трудности в подсчетах возникают из-за того, что они весьма разрозненны — цифры могут приводить как на основании регистрации, так и изучая число выданных в столице патентов, при этом исследования не агрегируются, и во многих случаях трудно понять, идет ли речь об одном человеке, вставшем на регистрацию по месту жительства несколько раз, или о разных людях. Между тем у председателя комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрия Московского цифры муфтия вызвали сомнения. Там к народам, традиционно исповедующим ислам, отнесено около 400 тысяч человек.
Потому слова о четырех миллионах мусульман вызывают недоумение и даже смех. Возможно кто-то забыл поставить запятую, там где надо? То есть не 4 миллиона мусульман, а 0,4 миллиона?
Согласно последним официальным данным Росстата, в 2020 году население Москвы составляло более 12 миллионов человек. Оценки того, сколько мусульман живет в столице колеблются от полумиллиона человек по словам члена Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрия Московского до трех с половиной миллионов по словам главы духовного управления мусульман России Равиля Гайнутдинцифры. Исследователи миграций и этносов говорят, что подсчет в Москве точного количества людей, исповедующих ислам, затруднен густотой населенности и активным ритмом жизни мегаполиса, а также значительной миграцией. С одной стороны, информация о населении берется из регистрационных записей, а с другой стороны, ее изучают на основании паспортов, выданных в столице.
Вопрос еще более усложняется тем фактом, что различные учетные службы и исследователи не координируют свои действия, так что в результате бывает трудно определить, имеется ли перед нами один человек, который несколько раз вставал на регистрационный учет по месту жительства, или же в одном районе проживают разные люди. Расширение территории Москвы на Новую Москву окончательно запутало этот вопрос. Похороны под ключ Сколько мечетей в Москве? Первая мечеть в Москве упоминается в документах, датируемых 1712 годом. Она находилась на участке князя Суламита-Музы Сименея, переводчика Иностранной коллегии позднее ставшей Министерством иностранных дел. Однако, к концу XVIII века это здание пришло в запустение из-за ущерба, нанесенного чумой и последующим восстанием. В конце концов его приобрел купец Щукин, но к этому времени оно настолько обветшало, что его пришлось снести.
Некоторые источники утверждают, что не запустение привело к ее разрушению, а мечеть сгорела во время одного из многочисленных пожаров в Москве в 1812 году. После этого мусульмане, жившие в Москве, начали добиваться разрешения на строительство другого храма, которое было получено семь лет спустя, в 1823 году. С тех пор мечети в том или ином количестве всегда находились на территории Москвы. С мечетями ситуация почти столь же неопределенная, как и с мусульманами.
Мусалли – на трассах, мечети в Москве выше храмов
Причины гнева мусульманского сообщества те же телеграмм-каналы сразу подробно объяснили. Якобы, во время пятничного намаза в мечеть ворвались силовики и, не снимая обуви, как это требует мусульманская традиция, провели обыск. О том, что молельный дом незаконный и никто из представителей традиционного ислама не взял на себя ответственность за пропагандируемые там мысли, те же ленты умолчали. Далее, якобы мусульманское сообщество Дагестана решило выйти на митинг — именно от лица дагестанцев были опубликованы призывы. В этих же пабликах продвигался и главный лозунг «Дом Аллаха для верующих, а не для свиней», и под свиньями подразумевались силовики. По пути к движению присоединились некоторые мигранты, решившие поддержать «своих».
При внимательном рассмотрении оказывается, что «дагестанские» каналы, где были опубликованы призывы к митингу, таковыми не являются. Большинство из них зарегистрировано в Украине и «остужено» для таких вбросов.
Город дал одобрение, однако с условием: сооружение должно сочетаться с архитектурой близлежащих зданий и находиться с ними в одной стилистике.
При строительстве все это, конечно, учли. Купол же был добавлен только в 1881 году. Интересно, что до 1904 года мечеть именовалась «Соборной», но после строительства современной Московской мечети, государство решило переименовать ее в «Историческую».
Во время революции ее снова закрыли, но в 1993 году она открылась и до сих пор функционирует для верующих. Московская историческая мечеть, адрес и номер телефона: Адрес: Москва, Большая Татарская ул. Инам и Ярдэм мечети в Москве Мечети сосредоточены в одной локации, поэтому создают целый комплекс.
Перевод символичен: «Вера» и «Помощь». Строились они с перерывом в несколько лет. Первая возведенная мечеть — Ярдям 1997 год , вторая — Инам 1999 год.
Здание с куполом и двумя минаретами видно издалека. Сюда приезжают мусульмане со всего города. Удобно, что здесь можно не только обратиться к Всевышнему, но и посетить мусульманский культурный центр, магазины с халяльной продукцией и кафе.
Также здесь можно совершить богоугодные дела, обратившись в благотворительный фонд. Инам и Ярдэм мечети, Москва, адрес и номер телефона: Адрес: Москва, ул.
Якобы, во время пятничного намаза в мечеть ворвались силовики и, не снимая обуви, как это требует мусульманская традиция, провели обыск. О том, что молельный дом незаконный и никто из представителей традиционного ислама не взял на себя ответственность за пропагандируемые там мысли, те же ленты умолчали. Далее, якобы мусульманское сообщество Дагестана решило выйти на митинг — именно от лица дагестанцев были опубликованы призывы. В этих же пабликах продвигался и главный лозунг «Дом Аллаха для верующих, а не для свиней», и под свиньями подразумевались силовики.
По пути к движению присоединились некоторые мигранты, решившие поддержать «своих». При внимательном рассмотрении оказывается, что «дагестанские» каналы, где были опубликованы призывы к митингу, таковыми не являются. Большинство из них зарегистрировано в Украине и «остужено» для таких вбросов. Люди, которые присоединились к толпе с заготовленными кричалками, также не являются гражданами Дагестана.
Это связано с миграцией из других регионов России и стран СНГ, а также с рождаемостью и конверсией в ислам. Прогнозы показывают, что к 2023 году количество мусульман в Москве может превысить 2,5 миллиона человек. Статистика численности мусульман в Москве за последние годы Численность мусульман в Москве за последние годы продолжает расти, отражая динамику изменения религиозного состава города. Согласно данным, предоставленным Московским муфтиятом, в 2017 году в Москве проживало около 2 миллионов мусульман.
Этот рост можно объяснить не только естественным пополнением и миграцией, но и увеличением числа приверженцев ислама среди местного населения. Прогнозы на ближайшие годы также указывают на продолжение роста численности мусульман в Москве. Этот рост обусловлен не только демографическими факторами, но и активной социальной и религиозной деятельностью мусульманской общины в Москве. Учитывая увеличение численности мусульман в Москве, городская администрация и религиозные организации предпринимают шаги для обеспечения мусульманского населения условиями для свободного практикования ислама. В последние годы были открыты новые мечети, проводятся культурные мероприятия и религиозные церемонии, а также созданы условия для образования и социальной поддержки мусульманской общины. Факторы, влияющие на рост численности мусульман в Москве Численность мусульман в Москве в значительной степени зависит от ряда факторов, которые оказывают влияние на их рост. Одним из основных факторов является миграция из стран с мусульманским населением. Москва, как столица России, привлекает множество мигрантов из разных регионов, включая страны с мусульманским населением, такие как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и другие.
Это способствует увеличению числа мусульман в городе. Вероисповедание также играет важную роль в росте численности мусульман в Москве. Многие мусульмане воспитывают своих детей в соответствии с исламскими учениями, что приводит к передаче веры от поколения к поколению. Кроме того, мусульманская община активно пропагандирует свои ценности и привлекает новых последователей в свои ряды.
Мечети в Москве
В торжественном намазе в Соборной мечети Москвы и на прилегающих улицах по случаю празднования Ураза-байрама принимают участие более 100 тысяч мусульман, передает РИА Новости. Одним из лидеров среди столиц немусульманских стран по количеству мусульманских храмов является Пекин, в котором имеется, по разным данным, от 72 до 80 полноценных мечетей. Председатель Совета муфтиев уточнил, что «в Екатеринбургской, Пермской, Тюменской, Омской, Ростовской агломерациях количество мусульман исчисляется сотнями тысяч». В столице по разным подсчётам от полутора до двух миллионов мусульман, которые ходят в мечеть в Москве и заказывают ритуальные услуги. И вот уже полторы тысячи лет миллионы мусульман собираются в мечетях на коллективную молитву. Мусульманский (или исламский) календарь — это лунный календарь, который используется в исламе для определения дат мусульманских праздников. Он основан на лунных циклах и ведет отсчет от даты переселения первых мусульман и пророка Мухаммада из Мекки в Медину.
На молитвы в Ураза-байрам в Москве собрались вдвое меньше мусульман, чем в прошлом году
Среди причин сокращения числа молящихся в мечетях Москвы называют отток части мигрантов из России и слухи в соцсетях, распространявшиеся накануне Ураза-байрам, о том, что праздник в Москве будет проходить в онлайн-режиме, что опровергло Духовное управление мусульман РФ. В 2024 году праздничные молитвы в честь Ураза-байрам в Москве проходили в Соборной мечети на проспекте Мира, в Исторической мечети на Большой Татарской улице и в Мемориальной мечети на Поклонной горе. Также намаз по случаю Ураза-байрам проводился в мечети в Отрадном и на специально выделенных площадках в Сокольниках и Печатниках.
Среди причин сокращения числа молящихся в мечетях Москвы называют отток части мигрантов из России и слухи в соцсетях, распространявшиеся накануне Ураза-байрам, о том, что праздник в Москве будет проходить в онлайн-режиме, что опровергло Духовное управление мусульман РФ. В 2024 году праздничные молитвы в честь Ураза-байрам в Москве проходили в Соборной мечети на проспекте Мира, в Исторической мечети на Большой Татарской улице и в Мемориальной мечети на Поклонной горе.
Также намаз по случаю Ураза-байрам проводился в мечети в Отрадном и на специально выделенных площадках в Сокольниках и Печатниках.
Традиция празднования дня разговения ведет начало еще со времен пророка Мухаммеда, с VII века.
К этой истерической волне примкнули даже некоторые звезды российского шоубизнеса, которые выступили с требованием к мэру столицы, чтобы толпы мусульман были «спрятаны с глаз долой вместе с баранами, которых они так любят». В этом письме заключается призыв запретить или «ввести в цивилизованные рамки» практику мусульман совершать обряд жертвоприношения в праздник Курбан-байрам, когда мусульмане забивают жертвенных животных «прилюдно», что «крайне удручает» отечественных звёзд. Традицию забивать жертвенных баранов в письме называют «чужеродной для России», хотя подчеркивается, что к религиозным чувствам мусульман авторы письма относятся уважительно. В ответ на это приводится заявление имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова о том, что ни одного случая забоя животных на улицах Москвы, как это описывают авторы письма, выявлено так и не было.
Но зато были найдены доказательства того, что истерия вокруг вопроса о забое животных в период праздника Курбан-байрам оказалась тщательно спланированной акцией, для которой были заранее привлечены и озадачены журналисты и фотографы на поиски компромата в любом виде. Но зато вызывает улыбку разговор о сценах насилия, которые развращают российское общество, со стороны тех лиц, которые сами ежедневно участвуют в создании телевизионного и кинематографического контента, который переполнен жестокостью, и это каждый день демонстрируется с экранов телевизоров и кинотеатров. Достаточно посмотреть выпуски новостей на ТВ, чтобы пресытиться сценами жестокости и почувствовать на себе их разрушающее влияние на психику. И все-таки письмо оказало свое благотворение влияние: власти Москвы вплотную занялись вопросом организации мест цивилизованного и культурного забоя жертвенных животных, чего не смогли в течение десятилетий добиться от столичных властей сами мусульмане в Москве. Мечети в Москве Нельзя недооценивать значение мечети в жизни мусульманина, ведь для истинно верующего она является не просто местом, где он может поклоняться Всевышнему Аллаху, не просто местом произнесения молитвы: они являются еще и центрами исламской культуры, образовательными школами, где сами мусульмане и их дети могут получить религиозное образование. При них проводят занятия по исламу, обучают арабскому языку, здесь продается религиозная литература и мусульманские аксессуары, необходимые в обиходе мусульман вещи. Историческая мечеть Одна из старейших в Москве была основана в 1823 году по инициативе Молитвенного татарского общества и с его финансовой поддержкой.
В 1939 году в ней размещался военкомат, а также мастерские и типография. В 1993 году мечеть была открыта заново, и в ней с этого времени начали совершать обязательные молитвы и пятничные проповеди, свадебные и погребальные обряды. Здесь есть зал на пятьдесят человек, которые можно арендовать для проведения мусульманских свадеб, а также для поминок. При мечети начала работу воскресная школа, в которой имамами бесплатно преподается арабский язык и проводятся занятия по изучению ислама и Священной Книги Коран. Московская соборная мечеть Является наиболее известной, старейшей и крупнейшей среди мечетей Москвы. Ее построил татарский купец Салих Ерзин еще в начале двадцатого века, и для современных московских мусульман она является главным мусульманским центром как Москвы, так и всей России. Мемориальная мечеть Также на Поклонной горе расположена Мемориальная мечеть Москвы, которую выстроили в память о тех воинах-мусульманах, которые пали на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.
Названо количество мусульман, проживающих в Москве
А живущим в Москве мусульманам на примере исторических фактов надо показать, что и столица является одним из духовных центров наших единоверцев. Этот особо почитаемый мусульманами всего мира праздник, знаменующий окончание священного месяца Рамадан, несет высокий духовный смысл, олицетворяет стремление людей к нравственному самосовершенствованию, милосердию и состраданию. Количество мусульман проживающих в Москве, конечно никто не считал до «последнего» и по некоторым источникам, там их проживает примерно 2 миллиона, но.
Эксперты оценили слова муфтия о 3-4 миллионах мусульман в Москве
Ситуация стоит на паузе. При этом до пандемии в дни Курбан-байрама или Ураза-байрама у Соборной мечети собиралось до 150 тысяч верующих, хотя она рассчитана только на десять тысяч человек. Тогда по всей Москве открывались специальные молитвенные площадки. Вместе с ними, по нашим подсчетам, на праздничную молитву приходило около 350 тысяч верующих. Пандемия и антикоронавирусные меры сократили число людей, которых мы можем принять в мечетях. В той же Соборной на проспекте Мира теперь могут разместиться только пять тысяч человек. Но проблема от этого становится только острее. Я помню, как 1 января 2021 года приехал сюда на пятничную молитву. И что я увидел?
Рядом с мечетью и в ее стенах собралось 40 тысяч человек. Но если она может принять только пять, то где были все остальные? Стояли на улице, перекрывая проезды и проходы. Многие из них были мигрантами, хотя границы были закрыты и считалось, что большинство приезжих вернулось на родину. На входе ставились камеры, а правоохранительные органы проверяли паспорта у тех, кто приходил на молитву. Это была не наша инициатива. Потом мы слышали рассуждения, что мечетей в Москве достаточно, просто в них слишком много мигрантов. Если бы их не было, то всем московским мусульманам хватило бы места.
Вот только приезжих не становится меньше, и не стоит рассчитывать на то, что когда-нибудь станет. Многие трудовые мигранты остаются в России, получают вид на жительство, гражданство. Они покупают или снимают здесь квартиры, их дети ходят в московские школы. Эти люди никуда не уехали и уже никогда не уедут. Рассуждая о том, что мигранты куда-то исчезнут, мы закрываем глаза на реальное положение дел. Все мы прекрасно все понимаем, следим за событиями. Но выходит, что мусульманское духовенство один на один столкнулось с проблемой увеличения количества последователей ислама при отчаянной нехватке мест для них. Люди прибыли из соседних с нами государств, которые когда-то были частью Советского Союза, нашей общей огромной страны.
И за последние лет пятнадцать приток трудовых мигрантов в ту же Москву нисколько не ослаб. В итоге увеличилась нагрузка как на столичные мечети, так и на имамов, читающих здесь проповеди. Количество верующих выросло в разы.
Пандемия и антикоронавирусные меры сократили число людей, которых мы можем принять в мечетях. В той же Соборной на проспекте Мира теперь могут разместиться только пять тысяч человек. Но проблема от этого становится только острее. Я помню, как 1 января 2021 года приехал сюда на пятничную молитву. И что я увидел? Рядом с мечетью и в ее стенах собралось 40 тысяч человек. Но если она может принять только пять, то где были все остальные?
Стояли на улице, перекрывая проезды и проходы. Многие из них были мигрантами, хотя границы были закрыты и считалось, что большинство приезжих вернулось на родину. На входе ставились камеры, а правоохранительные органы проверяли паспорта у тех, кто приходил на молитву. Это была не наша инициатива. Потом мы слышали рассуждения, что мечетей в Москве достаточно, просто в них слишком много мигрантов. Если бы их не было, то всем московским мусульманам хватило бы места. Вот только приезжих не становится меньше, и не стоит рассчитывать на то, что когда-нибудь станет. Многие трудовые мигранты остаются в России, получают вид на жительство, гражданство. Они покупают или снимают здесь квартиры, их дети ходят в московские школы. Эти люди никуда не уехали и уже никогда не уедут.
Рассуждая о том, что мигранты куда-то исчезнут, мы закрываем глаза на реальное положение дел. Все мы прекрасно все понимаем, следим за событиями. Но выходит, что мусульманское духовенство один на один столкнулось с проблемой увеличения количества последователей ислама при отчаянной нехватке мест для них. Люди прибыли из соседних с нами государств, которые когда-то были частью Советского Союза, нашей общей огромной страны. И за последние лет пятнадцать приток трудовых мигрантов в ту же Москву нисколько не ослаб. В итоге увеличилась нагрузка как на столичные мечети, так и на имамов, читающих здесь проповеди. Количество верующих выросло в разы. При этом сами мечети возводились исходя из количества местных жителей, исповедующих ислам. Так было и в Москве, и в других регионах. Для нас каждый человек — это, в первую очередь, человек, творение Бога.
Когда он приходит в мечеть, мы не спрашиваем, является ли он гражданином России или просто приехал сюда на заработки.
Действительно, в своем интервью муфтий прямо говорил о необходимости новых мечетей. По словам Гайнутдина, в России сейчас насчитывается чуть больше 8 тыс. Речь идет хотя бы о 50—60 на всю страну», — признался священнослужитель. По мнению депутата Московской городской думы Магомета Яндиева, «сейчас мечетей явно не хватает. А сколько мусульман — это не принципиально». Человеку должно быть удобно отправлять свои религиозные потребности: церковь, синагога, мечеть нужны для того, чтобы люди заходили внутрь и молились». Однако депутат убежден: несмотря на то, что Москве нужно больше мечетей, этот вопрос нельзя решать напором. Сейчас, по его словам, жители районов столицы, где культовых сооружений для последователей ислама нет, высказываются против их строительства, но когда-нибудь они согласятся с тем, что мечети необходимы.
Май 2022 начали переговоры по выкупу этажа 1. Получили поздравление с открытием Культурного исламского центра от муфтия Равиля Гайнутдина. Запустили сайт initiative. Начали пропогандировать «семейные джума» и добились в этом успеха. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов провёл джума. Разместили сбор на сайте Фонда «Закят» для выкупа этажа 1. Волонтеры около мечетей Москвы с информацией об акции «5. Запуск новых разделов-проектов на сайте: Онлайн университет, Комитет по решению спорных вопросов, 411 чтецов Корана, Садака-закят.
Глава Совета муфтиев уточнил число живущих в Москве мусульман
Прогнозы показывают, что к 2023 году количество мусульман в Москве может превысить 2,5 миллиона человек. И, наконец, в 2019 году почти 275 тысяч мусульман вышли к мечетям и на специально выделенные площадки на праздничные молитвы в Москве. Этот особо почитаемый мусульманами всего мира праздник, знаменующий окончание священного месяца Рамадан, несет высокий духовный смысл, олицетворяет стремление людей к нравственному самосовершенствованию, милосердию и состраданию. «В 1997 году мэр Москвы говорил, что в столице проживает 800 тыс. мусульман. Сколько мусульман проживает в Москве в 2023 году: новая статистика и тренды. На сегодняшний день, при том количестве мусульман, которые проживают в Москве. зухр, послеполуденной - аср, вечерней - магриб и ночной - иша, а также достоверное время сухура и ифтара для постящихся в г. Москве.
Десятки тысяч мусульман пришли к Московской соборной мечети в Ураза-байрам
Если отталкиваться от официальных цифр, то в Москве проживают около двух миллионов мусульман. В утренних праздничных мероприятиях в Москве, посвященных Ураза-байрам, приняли участие 400 тыс верующих. Информация и новости об исламе и мусульманах, интервью с муфтиями. Участие в торжественной молитве по случаю Курбан-байрама в Соборной, Мемориальной и Исторической мечетях Москвы приняло около 200 тыс. мусульман.