Если ребёнок находится на семейном образовании, он имеет право пользоваться школьной библиотекой и бесплатно получать учебники и учебные пособия в рамках государственного образовательного стандарта. В чём плюсы обучения на дому? В чем плюсы и минусы семейного образования, как перейти на домашнее обучение, какие документы следует оформить при переводе ребенка из школы.
Плюсы и минусы семейного обучения
Считаю, что возможны ситуации, когда домашнее образование просто необходимо, и это не только по здоровью. В России семейное образование распространено очень мало. Можно перейти на семейное обучение, чтобы совсем не ходить школу. Плюсы и минусы семейного обучения. Не стоит путать семейное образование (форма образования) с домашним обучением (способ организации получения знаний в рамках обычной школы) и дистанционным обучением (вид передачи знаний в рамках любых форм образования). Плюсы и минусы семейного обучения. Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе. Кому подойдет данный формат и почему так важно ходить в школу старшеклассникам, которые перешли на данную форму обучения.
Что нужно знать про Семейное Образование. Разбор всех плюсов и минусов
Семейное обучение в 2024 году | Плюсы и минусы семейной формы обучения. |
Плюсы и минусы семейного образования | Плюсы домашнего обучения. |
Семейное обучение, или Жизнь без школы | В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения. |
Восемь вопросов о семейном обучении школьников
Семейное образование vs. домашнее обучение или обучение на дому: в чем разница Как перейти на другие формы обучения или образования Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения Что нужно, чтобы ребенок учился дома Как понять. Наконец, семейное обучение привлекало отсутствием стресса, возможностью выспаться и учиться в комфортной атмосфере. Эксперт назвала плюсы и минусы домашнего обучения.
В чём разница между семейным и домашним обучением?
Федеральный закон об образовании допускает семейное обучение, напоминая родителям про ответственность за высокую успеваемость ребёнка, которая полностью ложится на их плечи, и о необходимости проходить обязательную аттестацию. Плюсы и минусы. Семейное образование выбирают в основном жители мегаполисов, которые недовольны качеством школьного обучения, особенно в плане организации процесса, взаимодействия школы и семьи.
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка
Стоит отметить, что важной составляющей школы является развитие коллективных навыков взаимодействия детей, основанных на развитии доверия, товарищества, дружбы, партнерства между детьми в условиях выполнения каких-либо педагогических задач [16,17,18]. В условиях семейного образования единственным партнером может выступить педагог родитель, репетитор , и в этом случае особенно остро стоит развитие и привитие вышеперечисленных качеств личности. Если во время обучения в школе ребенок большую часть времени взаимодействует со сверстниками, то при обучении на дому он работает только со взрослым, что может привести к недостаточному обеспечению условий родителем для социализации личности ребенка. С целью решения проблем социализации личности ребенка, стоит обратить внимание на контекстность данного процесса в условиях семейного образования.
Целевые ориентиры здесь - это формирование навыков социального общения на различных возрастных уровнях, развитие представления ребенка о нормах поведения, общественных ценностях, правилах. Выполнение этих аспектов позволит ребенку сформировать нравственные представления и ценности здоровья, поддержки, инициативности и готовности к самостоятельной деятельности в естественных условиях общества, что и обеспечит позитивный характер процессов социализации. Результатом правильной социализации ребенка в условиях семейного образования выступает воспроизводство ребенком полученного социального опыта в ходе взаимодействия с окружающими людьми [19,20].
Таким образом, в ходе изучения вопросов семейного образования стоит сказать о безусловных преимуществах такого рода получения образования только в том случае, если родитель может обеспечить ребенка всеми необходимыми средствами обучения, а также сможет использовать грамотно сформированную методологическую базу для обучения и воспитания ребенка. Список литературы 1. Якунина А.
Швецов А. Антуфьева М. Зайцева О.
Баданина К. Грязнова Е. Богачева А.
Кощиенко И. Романов К. Максименко О.
Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Гришанова О. Акмеология образования.
Психология развития.
Общее число детей, которые не охвачены формальным ежедневным дневным школьным образованием, - около 100 тысяч. Школы не любят тех, кто уходит на семейное обучение - каждый ученик ведет за собой финансирование из бюджета, а если школьник уходит, то и денег нет. Но возиться с такими детьми все равно приходится, они сдают в школе экзамены и контрольные работы. Семейники невольно подрывают авторитет традиционной формы обучения. Одно дело, когда на домашнем обучении - ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и совсем другое, когда из школы уходят те, кому просто не нравится, как она учит.
Ученые социологического факультета МГУ провели исследование по семейному образованию в России, а сотрудник кафедры социологии семьи и демографии Софья Ляликова рассказала "РГ" об итогах. Три мифа о домашнем обучении 1. Дети учатся дома с утра до ночи. На самом деле треть семей тратит на учебу ребенка не больше 2 часов в день, 46 процентов - от 2 до 4 часов. Занимаются больше 6 часов в день только 1 процент детей. Родители детей на домашнем обучении имеют педобразование.
Например, увлёкся ребёнок историей Древнего мира, и мы решили задержаться на этом. Может, он с историей России лишь ознакомился, а мифы выучил. Так же про литературу — мы можем на одном произведении задержаться и изучать его со всех сторон, но совсем не с тех, что изучаются в школе, или вообще взять другие. Это большая свобода с точки зрения освоения программы. Если ребёнок не увлечён физикой, то её можно проходить только на уровне «где это встречается в быту», чтобы понималась суть явлений. Отличие от школы — можно выбрать учебник, по которому удобнее учиться.
Иногда дети не знают, что написано в учебнике, потому что сначала мы обсуждаем, как это выглядит в реальной жизни, а потом ребёнок, если хочет, читает это в параграфе. В основном семейное образование отличается адаптированностью под ребят — ботанику удобнее изучать летом, чтобы наблюдать за растением. В этом смысле семейное образование более гибкое. Но может оказаться, что в школе есть учитель, который увлечёт каким-то предметом, а родитель не может этим предметом увлечь. Если ребёнок увлечён и если у родителя есть интерес, то, безусловно, семейное образование эффективнее. Другой аспект — умение рассуждать и спорить.
Если дети на семейном образовании могут ещё провести какие-то аналогии или найти различия в описании женщин в стихах Некрасова и Пушкина, то школьные дети не могут, даже те, кто учатся в гуманитарной гимназии. Школьная программа — это ознакомление с одной из общепринятых точек зрения. Даже академическая наука признаёт разные точки зрения. И дети на семейном образовании знают об этом, а дети, обучающиеся в школе, знают одну точку зрения и думают, что существует только она. В школе есть вбивание того, что то, что мы изучаем, — абсолютная истина. Мне кажется, это минус школы по сравнению с семейным образованием.
Не нужно ждать окончания учебного года или 1 сентября. Пройдите этот процесс максимально комфортно с помощью Центра Поддержки Семейного Образования.
Отказаться от школы: семейное обучение для ребенка в 2024 году
В чём разница между семейным и домашним обучением? | Эксперт назвала плюсы и минусы домашнего обучения. |
Домашнее или семейное обучение: плюсы и минусы | Семейное обучение позволяет гибко распределять время между учебой и другими активностями, адаптируясь к потребностям семьи. |
Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы | АКТУАЛЬНЫЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». |
Плюсы и минусы домашнего обучения | Отличие семейного образования от домашнего обучения. Часто можно увидеть путаницу «семейного образования» и «домашнего обучения», когда не совсем разбирающиеся в предмете люди упоминают их в равнозначном контексте. Это в корне неверно. |
Школа/Домашнее обучение/Семейное образование. Плюсы и минусы. МОЕ МНЕНИЕ
Впрочем, они возникнут уже раньше — когда ему придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ в непривычной и отнюдь не самой дружественной обстановке. Неудачи и нервные срывы в таких случаях — это, увы, реальность. Еще один важный момент — у нас в республике семейное обучение не приветствуется чиновниками от образования. Поэтому надо быть готовым не то чтобы к противодействию, а к тому, что вашему выбору не будут рады. Но препятствий вам чинить не станут.
Как компенсировать неизбежные психологические и социальные последствия? Только обеспечив ребенку как можно более широкий круг общения. Это общение с соседскими детьми во дворе, разнообразные кружки, при выборе которых на первое место ставятся не спортивные или какие-то еще «вещественные» результаты, а возможность для ребенка выстраивать отношения со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Как осуществить перевод ребенка на семейное обучение?
Достаточно просто, и никаких сложностей или противодействия со стороны местного отдела образования тут ожидать не стоит. Вы должны уведомить РОНО о том, что приняли решение перевести ребенка на семейное обучение. Обратите внимание: именно уведомить, а не получить его разрешение. Хотя в школе могут попросить именно разрешение — в таком случае вы объясните директору учебного заведения, что закон этого не требует.
В школу вы подаете заявление о переходе на семейное образование, по которому ребенка из школы отчисляют, а вам выдают на руки его личное дело, справку о последней аттестации и медицинскую карту. Потом необходимо действовать быстро, потому что вы должны успеть в установленный срок прикрепить ребенка к выбранной вами школе для прохождения аттестации или зачисления в школу — если вы выбрали не семейную, а заочную форму обучения. И наконец, получив приказ школы на руки, об этом надо уведомить РОНО. Как выбрать школу, которая будет вас аттестовать?
В РОНО вам могут рекомендовать школу для прикрепления. Но обязать вас прикрепиться именно к ней никто не вправе, выбор исключительно за вами. И тут интернет в помощь: есть сайты школ, есть отзывы родителей. Наконец, у вас самих тоже наверняка есть определенные запросы.
По мере взросления ребенка потребуются занятия с репетиторами, что может вылиться в в достаточно высокие финансовые издержки. Важен и такой аспект, как отечественный менталитет. На некоторых детей, находящихся на таком учебном формате, это может влиять негативно. Домашнее или надомное обучение - это форма, при которой ребенок вынужден заниматься дома. Поводом может стать серьезное заболевание или необходимость проходить лечение, реабилитацию. В таком случае ученика посещают школьные учителя или организуется дистанционное обучение, чтобы ребенок получил необходимый и предусмотренный программой объем знаний. При этом обязательна аттестация, по итогам которой ребенок переводится из класса в класс и получает допуск к ОГЭ. Варианты обучения на дому В России учеба возможна как в стенах школы, так и вне их. Во втором случае мы говорим о надомном или семейном образовании. Все эти варианты обучения описаны в статьях федерального закона.
Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка. В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе. Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома. Надомное обучение - это вынужденная мера. Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя.
В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства. Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения. Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут. Как правило, надомно обучаются дети с ограничением физических возможностей, а также ребята, проходящие лечение в больницах. Завершается процесс обучения сдачей выпускных экзаменов и получением аттестата о среднем или основном общем образовании. Если есть желание и возможности, ребенок -"надомник" может посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия в школе, а также обязательно сдает все промежуточные и итоговые экзамены. Школа обязана обеспечить такого ученика всеми необходимыми пособиями и книгами. Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах.
Поэтому мы взяли курс на домашнее обучение. Нехватка историков и отличия репетитора от учителя За три года у нас несколько раз сильно менялся учебный процесс. Первый год мы бросили все силы на русский язык и математику. В этом году появятся история, география, биология. В основном учителя, которых ты находишь на специализированных сайтах, — это репетиторы: они подтягивают отстающих или готовят к экзаменам. Они не учат детей, они их натаскивают на определенные темы. У учителя есть задача научить, а у репетитора есть задача сделать все так, чтобы им остались довольны, потому что он получает за работу живые деньги. Учитель может позволить себе быть жестче, может наругать. Репетитор — нет. Второй момент: когда репетитор приходит на первые уроки, он к ним готовится, продумывает интересный урок. Этого запала хватает ровно на месяц. Потом начинается какая-то каша. Мы перебрали массу вариантов. Были и студенты, и учителя с высокими рейтингами на сайтах. У последних есть опыт налаживания отношений с учеником, но студенты чаще стараются сделать урок интересным ребенку. Поначалу мы брали одного учителя на двоих, они занимались одновременно, потом друг за другом. Сейчас я понимаю, что детям надо брать разных учителей, потому что дети очень разные и требуют разного подхода к ним. Еще мы столкнулись с тем, что сайты с репетиторами — это практически один и тот же ресурс, у них либо создатели часто общие, либо база. Могу сказать, что в Казани с учителями математики и русского полный порядок, не хватает хороших историков и географов. Цена и качество семейного образования Процесс обучения организован следующим образом: в будни учителя занимаются по 40 минут с каждым ребенком, каждые два часа приходит новый преподаватель. Супруга проверяет домашнее задание, контролирует процесс, если что-то непонятно, разъясняет. У детей есть дополнительные занятия музыкой, рисованием, Яша ходит в спортивную секцию айкидо в ДК Алиша. Музыкой и рисованием они занимаются дома, но с этого года мы их будем водить куда-нибудь, потому что видим, что им надо выходить из дома. Дома мешает все. У нас нет телевизора, но у всех есть телефоны, планшеты, которые отвлекают. Да и сама домашняя атмосфера расслабляет. В этом я вижу минус домашнего обучения. Школа с ее расписанием уроков и звонками дисциплинирует. Детей надо контролировать, система пряника и кнута уже не действует на старшую. Системы самозапуска и самоконтроля, когда они понимают, что надо сделать уроки, у них нет. Ида до последнего будет тянуть, пока не скажешь строго, что уже все, времени откладывать больше нет. В месяц мы тратим на домашнее обучение 30 тысяч рублей и больше. Я вижу по окружению, что, обучая детей в школах, родители тратят столько же, но платят они за какую-то элитарность заведения, например. А мы за эти деньги получаем от учителей и передаем детям гораздо больше. Мы живем за городом. Школа поблизости меня не устраивала, а возить детей в Казань каждый день не представлялось возможным. Поэтому я начала искать альтернативные варианты обучения. Сначала семейное образование казалось мне домашней тюрьмой: я не представляла, как можно обучать самой, и волновалась за социализацию детей. Но постепенно я поняла, насколько узко мыслю и сколько на самом деле свобод дает семейное образование. Ты можешь вписать обучение детей в свой ритм жизни, не вредя при этом ни себе, ни детям. Семейное образование дает возможность использовать время ребенка для того, что ему действительно необходимо в его возрасте. Например, в начальной школе должна преобладать игровая деятельность, пока ребенок сам не захочет углубиться в книги и чем-то заинтересоваться. Чтобы заинтересовать его, нужны и эксперименты с методиками, и личный пример родителя, и просто свободное время. А когда ребенок учится в обычной школе, у него просто нет на это сил: учеба, домашняя работа и злая из-за двойки мама — все это не слишком мотивирует. Самые большие сложности с семейным образованием оказались совсем не там, где я ждала. Нам было совсем не трудно решить вопрос с аттестацией и прикреплением к школе. Зато появилась необходимость пересмотреть свои жизненные принципы, взгляд на образовательный процесс, который должен соизмеряться с целями и временем, в котором мы живем. Почти год я изучала информацию о том, что же действительно важно в образовательном процессе детей, и о зависимости этого процесса от их психологической готовности. В образовании ребенку важно научиться делать выбор в сторону своего, никем не навязанного интереса. В процессе обучения мне было сложно не встать на рельсы школьного учителя, ведь у меня самой есть только опыт школы с оценками, классом, доской, контролем и авторитаризмом. Я считаю, что самый эффективный метод образования — это личный пример. Если родитель получает кайф от своего дела, если он постоянно занимается самообразованием и владеет навыками тайм-менеджмента, если он верит себе и быстро принимает решения, то ребенку повезло. Будет он ходить в школу или не будет, уже не так важно. Главное — чтобы перед его глазами не маячили вечно уставшие после работы зомби, которым нет до ребенка дела. Поэтому, прежде чем решаться забирать детей из школы, родителям нужно крепко подумать и начать с себя. Семьеведение и философия гуманной педагогики На семейном образовании в этом году находятся двое моих детей. Они не любят вставать каждый день рано, не любят однообразие, не могут долго сидеть на одном месте. Поэтому все, что избавляет их от этих перспектив, воспринимается на ура. Программа, по которой они учатся, для меня, если честно, не имеет большого значения: главное — как ее давать детям. Мы выбрали «Русскую классическую школу». Она составлена по книгам известного дореволюционного педагога Ушинского Константина; основоположник научной педагогики в России. В Екатеринбурге его систему переработали на современный лад и издали учебники. Еще бы я посоветовала изучать русский язык по методике Соболевой, а «Окружающий мир» — по учебнику Анатолия Гина, который занимается ТРИЗ—педагогикой педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Математику очень нестандартно дает Женя Кац. Дома мы с детьми углубляем знания по истории, географии и природоведению.
По моему опыту, если с самого начала правильно выстроить учебный процесс, уже с 10—12 лет детям не нужен родительский контроль, они могут учиться сами. Сейчас Грише 14 с половиной лет, он ученик 10-го класса. О движении в своем темпе Один из больших плюсов домашнего обучения я вижу в том, что оно позволяет ребенку двигаться в своем темпе. Ведь все дети по-разному осваивают программу — по какому-то предмету ребенок может опережать класс, а другой будет даваться ему с трудом. И в результате на уроках получаются то лишние стрессы, то откровенная скука из-за необходимости подстраиваться под остальных. В первом классе у Гриши были проблемы с письмом — он писал медленно и не очень красиво. В школе в таких случаях не избежать замечаний, а порой и сниженных за почерк оценок — мне пришлось бы заставлять его, требовать, давить. Думаю, не стоит и говорить, к чему это обычно приводит — у ребенка очень быстро развивается отвращение. К счастью, на домашнем обучении у нас было время найти удобные прописи, понемногу отрабатывать технику письма и дорасти, созреть для этого навыка. У Гриши и сейчас не лучший почерк, но моей целью было не отточить каллиграфию, а привить любовь к родному языку. Такая же история с чтением — в начальной школе Гриша не любил читать, и вместо стандартной школьной программы я выбирала книги, которые были ему интересны. И вот уже в 3-м классе сын читал с удовольствием, у него наладилось письмо, и мы забыли об этих проблемах. У меня четверо сыновей: Саше исполнилось 12 лет и он закончил 6 класс, Никите — 9 лет, он учится в 4 классе, Мише — 6 лет, а Ромке — 3 года. Саша и Никита учатся с опережением, то есть по возрасту они должны быть на несколько классов младше. С шестилетним сыном-дошкольником мы пока занимаемся в свободном формате, не по программе. Со старшими мы никогда не прикреплялись к школе, поэтому перехода с одной системы на другую у нас не было. Впервые мы прикрепили сыновей к школе только в прошлом году, потому что решили сдать необязательную промежуточную аттестацию. Я сделала это через компанию, которая занимается онлайн-аттестациями и берет на себя все вопросы взаимодействия со школой. Дети проходят тесты на специальной платформе, после чего получают справку из школы об окончании очередного класса. О репетиторе Долгое время мы обучались самостоятельно и пробовали разные учебные площадки — благо, их появляется все больше и больше. Но в прошлом году я захотела, чтобы кто-то кроме меня занимался с ребятами, и так у нас появилась Наташа. С младшим Никитой она занималась как учительница, а с Санькой это было скорее тьюторство — помощь в подборе информации, упражнений, каких-то практических заданий. Мне очень повезло найти человека, который всерьез увлечен своим делом. Мальчишки с удовольствием ездили к Наташе трижды в неделю и проводили там по полдня. Она занималась с ними всеми предметами в рамках школьного курса. И что мне особенно понравилось, предметы были «перелинкованы» между собой, то есть они преподавались системно, а не отдельно друг от друга, как это обычно бывает в школе, а к скучным непонятным формулам всегда находились интересные примеры из жизни Например, чтобы рассчитать скорость, мальчишки замеряли расстояние от столба до дерева во дворе и время, за которое каждый из них его пробегает. Так они сразу понимали, как то или иное знание может пригодиться в реальной жизни. О вызовах и победах Мы, как родители, постоянно бросаем сыновьям вызовы. Например, до Нового года пройти целиком класс, сдать все контрольные и тесты. Словом, показать, что поняли материал. И обязательно придумываем какой-то особенный подарок за достижения, который обсуждаем вместе с детьми.
Домашнее обучение: за и против
Семейное образование дает возможность использовать время ребенка для того, что ему действительно необходимо в его возрасте. Аттестация на семейном обучении. Плюсы семейного обучения. Плюсы домашнего обучения.
Что нужно знать про Семейное Образование. Разбор всех плюсов и минусов
Семейное обучение: плюсы и минусы. – Семейное образование может быть только у инвалидов, которые не могут посещать школу, а здоровые дети пусть учатся в учреждении со всеми другими детьми, – добавляет она. В России семейное образование распространено очень мало. Минусы семейного обучения.
Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы
Анна Бабина, главный редактор портала «Родители на MAXIMUM» Как перейти на домашнее обучение Для обучения на дому нужны очень веские основания — они всегда связаны с медицинскими причинами: ребенок маломобильный; у него серьезное заболевание, требующее лечения; он в ремиссии после онкологии. Решение о переводе ребенка на домашнее обучение принимает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия ЦПМПК региона, в котором живет семья. На прием туда нужно записаться и подготовить документы, подтверждающие, что ребенку необходимо учиться из дома. Когда комиссия рассмотрит заявление, она выдаст предписание, которое затем нужно отнести в школу.
Отказать школа не может. Предписание ЦПМПК не оспаривается, и школа обязана предоставить вам или учителей для обучения на дому, или организовать доступ к платформам для дистанционного обучения. Но по окончании этого времени ребенку снова придется посещать уроки, а не учиться из дома.
Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения Семейное образование — сложное явление, так что плюсы и минусы зависят от того, как именно оно организовано. Однако целом плюсы этой формы образования таковы: ребенок учится дома, а значит он защищен от возможных проблем со сверстниками: буллинг, драки, конфликты; обучение может быть более разнообразным: акценты расставлены на тех предметах, которые действительно интересны ребенку, он занимается тем, что ему нравится и будет полезно. Но у этих плюсов есть и обратная сторона: проблемы со сверстниками, «драма в школе» — важный этап социализации для ребенка: без этого опыта ему будет сложно адаптироваться ко взрослой жизни; родители не всегда в состоянии дать ребенку хорошую базу знаний, которая закладывается в школе.
Где получить глубокие знания по основным предметам — русский язык, математика, английский — вот основная проблема учебы дома. На основе этого фундамента ребенок будет сдавать государственные экзамены и поступать в вуз или колледж. Если его не заложить, то можно оказаться в ситуации, когда ребенок не в состоянии ответить на простейшие вопросы в экзамене или написать обычное эссе.
Чтобы этого не произошло и вы не искали репетиторов в самый последний момент, записывайте ребенка на персональные уроки по ключевым предметам школьной программы. Наши преподаватели выяснят, какие именно темы западают у вашего ребенка, и составят индивидуальный план обучения. Занятия будут проходить индивидуально, так что учеба будет идти в комфортном для ученика темпе, а все непонятные моменты будем объяснять столько раз, сколько потребуется.
Преподавание предметов в ходе семейное образование осуществляется родителем или приглашенным специалистом. В случае, если родитель не справляется со своей обязанностью по обучению, то школьная администрация ставит вопрос о переводе ребенка на школьную форму обучения или повторном прохождении курса обучения на дому. Характерной особенностью семейное образование выступает возможность перехода в данную форму обучения в любое время, так и выхода из нее в школьную, на любом этапе получения школьного образования учащимся [4,5,6]. Является ли семейное образование достаточно эффективным и обоснованно ли использовать его вместо общеобразовательной школы? Большинство исследователей склоняется к тому, что семейное образование действительно выступает эффективным методом обучения, если переход на него обоснован некоторыми факторами. К таким факторам можно отнести: 1 Способность детей к быстрому усвоению материала; 2 Одаренность детей; 3 Высокая результативность в спорте, искусстве; 4 Трудность посещения школы из-за синдрома дефицита внимания, гиперактивности, ОВЗ и пр. Стоит учесть, что возможность перехода в форму семейного образования присутствует у каждого учащегося, вне зависимости от влияния вышеперечисленных факторов, так как на законодательном уровне в РФ признается главенствующая роль семьи в обучении и воспитании ребенка. Что касается вопросов влияния такого типа обучения на ребенка - главным фактором здесь выступает готовность родителя к осуществлению всех педагогических процессов, из чего и исходят все позитивные и негативные черты такого типа обучения. Зайцева считает, что: «Ценностные ориентации родителей являются ключевой составляющей целостности системы семьи и представляют собой сочетание... Так, к позитивным чертам такого типа обучения можно отнести: 1.
Индивидуальный план обучения, основанный на принципах самоорганизации, самостоятельной мотивации реже самоконтроля. Поддержание интересов ребенка в познании и тяге к получению знаний. Самостоятельное усвоение информации, развитие способностей самостоятельного поиска информации, её фильтрации. Возможность корректировки образовательных программ родителем. Увеличение количества свободного времени у ребенка. Объединение родителей и детей, сплочение семьи, укрепление традиций и семейных ценностей. Духовность образования, основанная на передачи накопленного опыта от родителя к ребенку на всех уровнях организации учебного процесса. Гуманистический характер такого типа обучения. Возможность более качественной и успешной самоидентификации ребенка в будущем. Привитие основ преемственности поколений за счет методик семейного воспитания.
Защита ребенка от влияния негативных средовых социальных факторов наркомания, алкоголизм, хулиганство итп. Возможность преодоления стойкой неуспеваемости обучающегося по сравнению с обучением в общеобразовательной организации [10,11,12,13]. Несмотря на изобилие положительных сторон семейного образования в случае его правильной организации, все равно присутствуют существенные отрицательные черты, непосредственно связанные с адаптацией ребенка к социуму, к которым можно отнести: 1.
Кроме того, мне всегда хотелось воспитать своих детей христианами, а в школе, где мы учились, совсем другие ценности, и ребенку было там сложно. Сейчас у нас все четверо детей на семейном обучении. Уровень их знаний не уступает школьному. Одно из таких сообществ — православное. С 26 по 28 июля в Свято-Троицком соборе г. Саратова на базе этого центра прошел очередной тематический семинар по программе «Классические беседы». Поделиться своим опытом приехала преподаватель Государственного университета управления, доцент, кандидат политических наук Наталья Блинова.
Нагрузка с каждым годом возрастает, а качество знаний учеников падает. Учителя — большие труженики, но система вынуждает их тратить много времени на заполнение отчетности, не удивительно, что у них просто не остается ни сил, ни времени полноценно подготовиться к уроку. Семейное образование дает возможность индивидуально подойти к ребенку, раскрыть его потенциал. Не просто наполнить его знаниями, но научить его этими знаниями пользоваться. О том, как проходят занятия детей с родителями, рассказала Дарья Аношкина, которая занимается организацией семинаров по семейным обучающим программам. Но все-таки, как признаются сами родители, учить детей дома сложно. Во-первых, далеко не все семьи могут позволить себе эту форму обучения, поскольку по факту один родитель посвящает практически все свое время образованию ребенка, значит, вся финансовая нагрузка по обеспечению семьи ложится на второго. Во-вторых, от мам и пап требуются хорошие организаторские навыки, дисциплина, настойчивость. Да и дети все очень разные, многим просто нравится посещать школьные занятия.
А ещё участники исследования указывали на то, что их ценности не совпадают с теми, которых придерживаются школы или отдельные их сотрудники — учителя или руководство. Причём разногласия возникают не только в государственных, но и в частных учреждениях. Иногда родители не готовы отказаться от своей точки зрения. И даже если они согласны проявить лояльность, их отталкивает жёсткая позиция школы по отдельным вопросам. Читайте также: «Я скорее лишусь школы, чем откажусь от тех ценностей, в которые верю» Некоторые опрошенные отметили, что ценят комфорт и гибкость в организации учебного процесса, готовность школы идти навстречу, однако на деле в образовательных организациях бывают сложности с этим. Кроме того, семейное образование кажется более оптимальным вариантом тем семьям, в которых родители работают удалённо, вынуждены часто менять место жительства из-за профессии или предпочитают надолго уезжать за город или в другие страны. Ещё одна причина для выбора альтернативной формы учёбы — транспортная недоступность выбранной школы. Нередко проблемой становилась и финансовая сторона вопроса — некоторым родителям удавалось найти подходящее учебное заведение, но не было возможности оплачивать учёбу в нём. Другой вариант — когда получается платить за обучение только одного ребёнка, а в семье несколько детей школьного возраста. Порой причиной для перехода на семейное образование становилось сразу несколько из перечисленных факторов. Читайте также: «Я убеждён, что человекоориентированная школа — та, где дети учатся, а не где их учат» Какие ресурсы требуются для организации семейного обучения Как и насколько качественно получается организовать семейное обучение, зависит от возможностей в том числе финансовых , сил и даже состояния здоровья родителей. Например, работающие мамы а именно мамы обычно и занимаются образованием детей признавались, что у них из-за профессиональной деятельности не всегда хватало времени и энергии на занятия. Кроме того, у многих родителей просто недостаточно знаний по некоторым предметам. Некоторые мамы и папы берут на себя лишь часть дисциплин — те, в которых они достаточно хорошо разбираются, — а для остальных нанимают ребёнку репетиторов или используют возможности дополнительного образования например, кружков и онлайн-платформ. Что касается последних, то выбор зачастую определяется наличием бесплатных материалов и существенных скидок на подписки. Соответственно, если родители не готовы взять обучение ребёнка полностью на себя, то им приходится нести определённые расходы. Многие отмечали, что если бы позволяло финансовое положение, то они приобретали бы больше образовательного онлайн-контента. А некоторые респонденты говорили о том, что сумм, в которые оценивается стоимость подписок на различные ресурсы, вполне могло бы хватить на помощь репетиторов. Резюмируя, авторы бюллетеня подчёркивают, что родители тратят немало времени на подбор подходящего по стоимости учебного контента.