Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. я, последняя - а). Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок.
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов
Ероны — "пологи" — это ящики-комнаты из шкур. На потолок накладывают сухой травы, на пол — кустарник, а на него шкуры оленя. Пологов ставят столько, сколько семей живет в яранге, обычно около 1-3. В остальном пространстве хранится запас еды — туши моржей, нерп, а также разводится костер для приготовления еды, и это пространство холодное — уличной температуры, разве что ветра нет. Этот балок используется как перевалочная база оленеводов.
А сами оленеводы, ночуют уже в меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя.
В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию.
Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей.
Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т. Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим. Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей. Расчленение здесь проведено бывает даже мысленными линиями, но оно тем не менее строго соблюдается: различается мужская и женская половина жилья, место для почетных и менее почетных гостей в кибитке казахов, в якутской и бурятской юрте, в урасе тунгусов и др. Эволюция заключается в действительном разгораживании жилья на части и тем самым в усложнении его.
Вот так устроена яранга Вот так устроена яранга Это относится и к яранге чукотской.
Поэтому нам, непривычным людям, лучше посмотреть видео, как устанавливают ярангу люди привычные. Тогда и устройство станет понятным. Остов яранги очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер. После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу. Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место. Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая. Установка яранги. Фото А.
Кинга Установка яранги. Кинга Вспоминает Лилия Аслапова — она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями — оленеводами: «Особенно тяжело зимой. Помню, как мы с мамой ставили юрту. Я маленькая была, четыре или пять лет мне было, помогала маме юрту ставить.
Иоронга — тёплая часть яранги у одной из стенок напротив двери. Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа.
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны? Поиск Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны? Ваши вопросы вдохновили нас на небольшой экскурс в историю и географию появления этих видов жилищ. Буков не много — приятного чтения!
Что такое чум? Слово «чум» в русский язык перешло из коми языка в значении «палатка, шалаш, дом». Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством.
Форма конуса максимально оптимальна в условиях тундры и тайги: обеспечивает устойчивость при метелях и ветрах; снег не задерживается, а скатывается по крутой поверхности; такое жилище удобно при транспортировке, его можно быстро собрать и разобрать. В настоящее время эти традиционные жилища не утеряли свою актуальность. Что такое вигвам?
Они и представляют собой нары, на которых спят и сидят чукчи. Пол также покрыт досками, а под нарами взамен настила положены моржовые шкуры. Близ входа в потолке имеется решетчатое отверстие, затянутое пузырем китовой печени. Около окна имеется в потолке еще одно небольшое отверстие в виде вдавленного в крышу позвонка, оно предназначено для выпуска наружу дыма от ламп, расположенных по четырем углам юрты. Сени освещаются таким же окном, вделанным в потолок близ самой землянки" Архив МАЭ. При сопоставлении этого описания с материалами археологических раскопок обнаруживается поразительное сходство с землянками пунукского времени VII- XVII в. Совпадает также и материал, из которого строились землянки. У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что раньше было два типа полуземлянок: валкаран "жилище из челюстей" и клерган "мужское жилище".
Клерган , несмотря на такое название, была просто зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников. Валкаран тоже зимнее жилище , но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты или посторонние, которых могла поселить около себя большая семья. По замечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту приходилось несколько летних яранг. Например, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних Этнографические материалы, 1978. Примерно такое соотношение зимних и летних жилищ характерно для всех оседлых поселений чукчей. Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2.
Сохраняя конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые отличия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах или в специально устроенных "кухнях" около яранги, где жгли кости морских животных, обливая их жиром. В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье использовались байдары. Их вытаскивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием. Позже А. Лазарев отметил: "Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу довольно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, отчего издали походят на стог сена.
Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы сначала не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно " Записки о плавании, 1950. В XIX в. Вместо них в зимнее время используются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Врангель , проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них. Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры" Архив МАЭ.
Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. В этой связи коллективное жилище утратило свое значение. В книге З. Соколовой "Жилище народов Сибири Опыт типологии " дается подробное описание устройства чукотской яранги: " яран. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами.
Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги три шеста, соединенные вершинами. Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов. Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища.
В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще один ряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми обычно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50 больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края.
Для зимы использовали новые покрытия, для лета - бывшие в употреблении в минувшем году. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур. Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами.
При выявлении эпизоотии проводят дератизацию и дезинсекционные мероприятия в том или ином объёме.
Грызунов и эктопаразитов в поле и вокруг населённых пунктов уничтожают противочумные учреждения, а в населённых пунктах — дератизационно-дезинсекционные отделы Центров санитарно-эпидемиологического надзора. Показаниями к проведению профилактической иммунизации населения являются эпизоотия чумы среди грызунов, выявление больных чумой домашних животных и возможность завоза инфекции больным человеком. В зависимости от эпидемической обстановки вакцинация проводится на строго определённой территории всему населению поголовно и выборочно особо угрожаемым контингентам — лицам, имеющим постоянную или временную связь с территориями, где наблюдается эпизоотия животноводы, агрономы, охотники, заготовители, геологи, археологи и т. Все лечебно-профилактические учреждения должны иметь на случай выявления больного чумой определённый запас медикаментов и средств личной защиты и профилактики, а также схему оповещения персонала и передачи информации по вертикали. Меры по предупреждению заражения людей чумой в энзоотичных районах, лиц, работающих с возбудителями особо опасных инфекций, а также предупреждение выноса инфекции за пределы очагов в другие районы страны осуществляют противочумные и другие учреждения здравоохранения. Мероприятия в эпидемическом очаге При появлении больного чумой или подозрительного на эту инфекцию принимают срочные меры для локализации и ликвидации очага. Границы территории, на которой вводят те или иные ограничительные мероприятия карантин , определяют исходя из конкретной эпидемиологической и эпизоотологической обстановки, возможных действующих факторов передачи инфекции, санитарно-гигиенических условий, интенсивности миграции населения и транспортных связей с другими территориями.
Общее руководство всеми мероприятиями в очаге чумы осуществляет Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. При этом строго соблюдают противоэпидемический режим с использованием противочумных костюмов. Карантин вводят решением Чрезвычайной противоэпидемической комиссии, охватывая им всю территорию очага. Больных чумой и пациентов с подозрением на это заболевание госпитализируют в специально организованные госпитали. Транспортировка больного чумой должна осуществляться в соответствии с действующими санитарными правилами по биологической безопасности. Больных с бубонной чумой размещают по несколько человек в палате, больных лёгочной формой — только в отдельные палаты. Выписывают больных при бубонной форме чумы не ранее 4 нед, при лёгочной — не ранее 6 нед со дня клинического выздоровления и отрицательных результатов бактериологического исследования.
После выписки переболевшего из стационара за ним устанавливают медицинское наблюдение в течение 3 мес. В очаге проводят текущую и заключительную дезинфекцию. Лица, соприкасавшиеся с больными чумой, трупами, заражёнными вещами, участвовавшие в вынужденном забое больного животного и т. При лёгочной чуме проводят индивидуальную изоляцию в течение 6 дней и профилактику антибиотиками стрептомицин, рифампицин и др. Переносчики чумы и пути заражения Сегодня точно известен не только возбудитель чумы, но и способы распространения болезни. Опасными для человека разносчиками и носителями инфекции являются грызуны, к которым чумная полочка передается через зараженных блох. Медики выделяют несколько географических зон, где риск появления заболевания максимален, но это не значит, что жители других регионов могут пребывать в спокойствии.
На сегодняшний день природных очагов инфекции не выявлено только в Австралии. От блох, в теле которых чумные палочки остаются жизнеспособны до одного года, инфекция попадает в организм крыс и мышей. Они разносят болезнь на огромные расстояния, заражая все новых блох, людей и сородичей. Если учесть, что для паразитирующих на грызунах блох человек является желанной добычей, то риск заболеть в зараженной местности многократно возрастает. От человека к человеку инфекция передается контактным и воздушно-капельным путем. Опасными могут не только капли мочи, пота или слюны, но и предметы, которыми пользовался больной, а также не подвергнутые обработке продукты питания. Московский чумной бунт Фото: East News Убийство архиепископа Амвросия во время Московского чумного бунта В России вспышки чумы были не столь масштабными, однако про московский чумной бунт написано во всех учебниках истории.
Все началось в сентябре 1771 года. В то время в Москве случилась особенно сильная вспышка чумы. В какой-то момент трупов на улицах стало так много, что их попросту не успевали вывозить. И вот тогда в народе пошел слух: якобы причина мора в том, что москвичи слишком мало молятся Боголюбской иконе Божией Матери у Варварских ворот Китай-города. К иконе потекли толпы верующих. Тогда московский архиепископ Амвросий, понимая, все это только способствует распространению заразы, запретил молебны, а икону повелел перенести в церковь Кира и Иоанна. Как только за реликвией пришли солдаты, толпа с криками: «Богородицу грабят!
В поисках митрополита десять тысяч бунтовщиков разграбили Чудов и Донской монастыри — Амвросия нашли и растерзали. Для наведения порядка императрица Екатерина II отправила в первопрестольную четыре лейб-гвардейских полка и своего фаворита Григория Орлова. Орлов запретил постоянный набатный звон в церквях, который создавал ощущение беды и нагонял страх на жителей. Приказал открыть новые изолированные инфекционные больницы, увеличил число лечебниц общих практик, разрешил лечение на дому. Орлов также приказал докторам поднять жалованье, а людям, выписанным из карантина, оказывать материальную поддержку: мужчинам по 15 копеек в день, а женщинам — по 10. Это сработало лучше всяких запретов. Орлов даже переделал под госпиталь свои собственные апартаменты.
Он лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания пациентов. Эпидемия пошла на спад. Вскоре вернулись к работе городские службы, возобновились поставки в город продовольствия и питьевой воды. В итоге эпидемия стала причиной улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Открывались новые бани, чинились дороги, вывозился мусор. Московская чума стала одной из последних массовых вспышек заболевания на территории Европы. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями.
К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик». Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет.
Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек — за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: [email protected] или через диалоговое окошко на сайте к-я.
Строить его было довольно легко и быстро.
Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище.
Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага. Иглу Это снежное жилье строили эскимосы.
Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор.
При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло. Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки.
Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Яранга Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае.
Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой.
Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения.
Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Жилища народов России Землянка Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России. Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли.
Чум-трансформер
- Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников.
- Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс
- Жизнь, быт и занятия народов Севера | ДетиАрктики.РФ
- Чум – жилище северных оленеводов
Переносной домик у народов Севера
• У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири.
Значение слова «яранга»
Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам. В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками. Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа У казахов походную юрту называют абылайша.
Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название. Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья.
Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века.
Это шатер бедуинов арабские кочевники. Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг.
Жилища народов нашей страны Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них: Землянка.
Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.
Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить.
Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны. Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной.
Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены.
В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы. Название произошло от слова «куриться», что означало "дымиться". Куренем называли традиционное жилище казаков.
Первые их поселения возникли в плавнях речные камышовые заросли. Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма. Это жилище теленгитов народ Алтая.
Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре - очаг. Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша.
Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной.
У стен сооружали деревянные нары. Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами известняк, лесс, туф. В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища.
В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери. Жилища народов Украины Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.
Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы.
Мы сохраняем за собой право по собственному усмотрению в любое время и без объяснения причин отказать в доступе к сайту и к услугам которые мы предлагаем, включая, но не ограничиваясь нарушениями настоящего Соглашения. Политика конфиденциальности Мы понимаем, что процесс онлайн бронирования и совершения оплат на нашем сайте предполагает значительный уровень доверия с Вашей стороны. Запрещённая деятельность Любая информация на нашем сайте, а также вся инфраструктура, используемая для обеспечения работоспособности сайта, является нашей собственностью или собственностью наших Партнеров и Поставщиков. Вы соглашаетесь не копировать, не изменять, не распространять, не передавать, не воспроизводить, не публиковать, не лицензировать, не создавать производные продукты, не продавать и перепродавать любую информацию, программное обеспечение, продукты или услуги полученные в результате использования нашего сайта.
Исключение составляют копии маршрутных квитанций и связанных с ним документов, необходимых для путешествия и использования оплаченных услуг, Кроме того, Вы соглашаетесь не отслеживать и не копировать любое содержимое сайта с помощью любых автоматизированных средств без нашего письменного разрешения; не включать какую-либо часть данного сайта в любой другой сайт методом «iframe», зеркалированием и любым другим способом без нашего предварительного письменного разрешения; не предпринимать любые действия которые по нашему усмотрению накладывают или могут наложить чрезмерную или непропорционально большую нагрузку на нашу инфраструктуру; не предпринимать какие-либо действия , которые могут усложнить или ограничить доступ к нашему сайту и его содержанию; не осуществлять любые спекулятивные, мошеннические действия , включая но не ограничиваясь, бронированием и оформлением билетов. Отказ от ответственности Информация, программное обеспечение, продукты и услуги, опубликованные на этом сайте, могут содержать некоторые неточности и ошибки. В частности, biletik. Вся информация предоставленная на этом сайте, программное обеспечение, товары и услуги предоставляются по принципу «как есть» без каких либо гарантий.
Если, несмотря на ограничения выше, biletik. Выезд за границу Клиент соглашается с принятием на себя всей ответственности за подготовку всех необходимых документов для поездки, гарантирует корректность и полноту документов, необходимых при выезде и прибытии, а также при транзитном перелете для следования по всему маршруту, наличие необходимых виз, действительных паспортов, доверенностей или иных документов. Перед бронированием, оплатой и поездкой, убедитесь в наличии всех необходимых документов и виз. Предлагая авиабилеты по международным направлениям, biletik.
Бронирование, оплата, отмена, обмен и возврат авиабилета Все договоры об оказании представленных услуг, информация о которых размещена на веб-сайте biletik. Настоящие Правила бронирования содержат все существенные условия по оказанию Поставщиками перевозчиками и иными поставщиками услуг бронирования своих продуктов и услуг, в т. Правила применения тарифа отображаются на странице заказа в том виде и на том языке, в котором их предоставляет система глобальной дистрибуции GDS и Поставщик услуги Авиакомпания. Поскольку мы не имеем права вносить любые изменения в исходный текст этих правил даже перевод на другой язык , - поскольку это может исказить их содержание, — в случае не понимания Вами определенных пунктов этих правил по любым причинам как-то - не знание языка, не ясности трактовки определенных фраз в тексте Правил тарифа и пр.
Вы обязуетесь задать уточняющие вопросы Нам, путем направления электронного письма на почту support biletik. В случае не поступления Нам подобного письма до создания брони и выписки билета, Вы соглашаетесь с тем, что правила Вам понятны и Вы согласны на условия указанные в их тексте. Вы соглашаетесь соблюдать правила, условия и ограничения налагаемые Поставщиком продукта или услуги которую вы приобретаете. Вы понимаете, что любое нарушение правил Поставщика может привести к аннулированию брони и отказ в предоставлении товара или услуги без возврата оплаченной ранее стоимости.
Факт осуществления Вами бронирования и оплаты заказа - означает Ваше согласие со всеми соответствующими условиями, правилами и ограничениями в т. При оформлении заказа Вы обязуетесь указывать только достоверные и полные данные. Обратите внимание, что в связи со спецификой принципов работы глобальных систем дистрибуции и систем бронирования Поставщика, запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе. Таким образом, Вы принимаете на себя все возможные риски и расходы, связанные с Вашими действиями при которых могут быть допущены ошибки и неточности при оформлении заказа.
Обратите внимание, что некоторые авиакомпании в момент регистрации на рейс могут потребовать продемонстрировать банковскую карту, с использованием которой была совершена оплата. Вы принимаете на себя возможные риски и обязуетесь использовать полетные сегменты в том порядке, в котором они указаны в билете.
Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей.
Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей.
Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение.
Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами.
Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей.
У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства.
На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома.
Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому.
Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т.
Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим. Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей.
Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма. В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх.
Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины.
Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки».
Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея.
Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре. Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки. Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников. Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле.
Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции.
Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно макода си идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей.
Священный шест вместе с очагом не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника. Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур каждая из 15-20 , придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом. Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер содержимое чума, обитатели чума. В этом смысле люди и вещи относятся к одному разряду существ, объединенных общим качеством — местонахождение в чуме.
Можно сказать, что чум обладает собственной душой. Центром жилища являлся очаг костер, печь-буржуйка. Если от очага провести линию через си за пределы чума, то она выйдет на священную нарту хэхэ-хан, если линию провести в обратную сторону через нё вход , она укажет на «грязную» нарту сябу. По старому обычаю, здесь хранятся культовые предметы, некоторые мужские вещи пояс с медвежьими клыками, инструменты , а также светильник обычно керосиновая лампа , часы, радиоприемник.
Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу | Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? |
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов | Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. |
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото) | Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. |
Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО) - Узнай Россию | переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. |
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера.
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
Яранга — Википедия | Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. |
Переносное жилище у некоторых сибирских народов - сканворд 6 букв | Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. |
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
Верхние концы шестов продевают в веревочную петлю и опираются на основные шесты. От количества и длины шестов зависит устойчивость и размер чума: чем больше шестов и шире расстояние между опорами, тем вместительнее жилище. В фольклоре ненцев чум бедняка рисуется «иглоподобным», чум богатого оленевода — в форме тупого конуса. Летний чум обычно меньше зимнего. Шест — сложный конструктивный элемент чума.
Он изготавливается из тонкоствольной ели или сосны. Длина шеста от 5 и более. С концов он постепенно утолщается и к середине обретает овальную эллипсовидную форму сечения. При монтаже чума шест ставится ребром к нагрузке ветровой, весу нюков.
Чумовые шесты служат несколько лет, и тундровики-оленеводы особенно их берегут. Подпись к фото в процессе На остов чума натягиваются нюки из оленьих шкур зимой и бересты или брезента летом. Вход нё зимнего чума прикрывается краем меховой покрышки, образуя откидную дверь, вход летнего чума — закрепленной на деревянном крюке навесной берестяной дверью. Многослойная конструкция позволяет поддерживать определенную температуру.
Зимние и летние покрышки различаются. Покрышки для зимнего чума шьют из толстых зимних шкур оленя. Зимних покрышек четыре: две внутренних поднючье мехом во внутрь мюйко и две внешних мехом наружу ея. На один нюк расходуется не менее 15—20 оленьих шкур, на полный комплект четыре нюка — 60—80.
Наружные верхние покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают. Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты.
Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу. Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега. Сборка Существует особый порядок установки чума. Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем.
Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей. Глава кочевья останавливает свой аргиш караван нарт на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход юго-запад. Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу.
Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты. Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина.
Установка чума занимает сорок минут — час, в зависимости от сноровки хозяйки, наличия помощников и погодных условий. Первым делом женщина развязывает груз на нарте-сябу, достает железный очажный лист тюмю и кладет его на землю. Затем по обеим сторонам от очага укладывает встык доски пола лата. В прошлом по наличию досок судили о зажиточности семьи: «если у очага по одной доске с каждой стороны, то это чум бедняка, по три — середняка, по семь — богача».
Следом заносят печку и габаритную утварь столы, сиденья в виде чурок, ящиков. С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки. Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина.
Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки хуни.
Примеры употребления слова яранга в литературе. Тут уж не было ни Армении, ни России, не было мыслей о национальном характере, а была душа человека, вот та, что тревожилась, мучилась, верила среди каменных осыпей и виноградников Палестины, та душа, что по-человечески хороша и в пензенской деревушке, и под небом Индии, и в заполярной яранге , - ведь хорошее всюду есть в людях, потому что они люди.
Метр брезента - 200-300 рублей.
Еще для чума нужны жерди, их рубят в лесу. Также закупают печи. Раз в год колхоз предоставляет оленеводам то сукно, то брезент, а иногда и новый чум. Себестоимость конструкции вместе с системой обогрева составляет около 100 тысяч рублей. Оленеводы колхоза в чумах работают, что называется, вахтовым методом.
Несколько недель в тундре, остальное время дома, в селе, где стоят вполне обычные избы. Женщины кочуют с мужьями, только если официально работают в колхозе чумработницами. Дети с родителями в чумах тоже не живут. Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали. Вакуева часто принимает туристов.
Многие просятся переночевать в чуме. У меня как-то в чуме ночевали школьники из Печоры, на улице было минус 25. Никто не замерз, - говорит Зинаида Павловна. Девушка возглавляет небольшую артель по пошиву национальной одежды, сувениров и чумов. Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются.
Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки. Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей.
Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей.
2. Чум – традиционное мобильное жилище северных народов
- Ответы на кроссворды и сканворды
- Как устроено Иглу, зимнее жилище эскимосов »
- Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов
- Переносной домик у народов Севера
- Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера
Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок.
Чукотское жилище
город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время.
Чукотское жилище
На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера». Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв.