Прошлый век явил миру сотни тысяч новомучеников и исповедников Российских среди них святые Царственные страстотерпцы, епископы, священники, монахи, миряне. Публикации основаны на данных фонда "Память новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви" Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
На протяжении последних столетий установился обычай, когда православные верующие люди причащались раз в год. Говели Великим постом и считали, что этого достаточно, — по существу это уже было расцерковлением народа. Но причины не только в этом. Вся элита нашего общества в канун революции все больше и больше уходила от веры, принимала новые западные учения, революционный дух и атеизм. Выросло целое поколение людей, которые не дорожили не только верой христианской, но и русской культурой, русской историей, не дорожили своими святынями, забыли своих святых.
Они были устремлены к той культуре, которая в это время побеждала на Западе, с ее антихристианским желанием противопоставить вере в Бога веру в человека, человека поставить на место Бога, обожествить науку и осудить Церковь, как некое изобретение человеческое, имеющее целью эксплуатировать трудящиеся массы и приобретать себе земные блага. Этот дух все больше и больше распространялся на Руси. Одновременно с этим в народе распространялась теплохладность, и даже среди священнослужителей нашей Церкви становилось все больше теплохладных людей. Об этом говорит нам страшная история XX века.
Когда власти через ВЧК организовали обновленческий раскол в Церкви, то более половины архиереев русских перешли в этот раскол, предав Патриарха Тихона, предав Церковь. Тогда сбылись слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что придет время, когда нечестие архиереев русских превзойдет нечестие архиереев греческих. Очень много епископов и священников перешли в обновленчество, многие стали предателями. А меньшая часть духовенства пошла на подвиг исповедничества и мученичества за веру Христову.
Не было в истории человечества такого страшного гонения, которое тогда развернулось в России. Повсюду убивали людей, убивали священников, оскверняли и взрывали храмы, закрывали монастыри, грабили святыни, оскверняли и уничтожали мощи. Всюду было предательство, доносительство, те, кто исповедовал себя христианами, каждую ночь ждали ареста. Многие были арестованы и сосланы в дальние ссылки и лагеря, погибли в тюрьмах, многие были расстреляны.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. К лику святых причислены более тысячи новых мучеников. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь.
По воле Божьей, проходя мимо подворья Мало-Пицкого монастыря, святитель остановился перед храмом. Шла вечерняя служба накануне храмового праздника 6 ноября , народу в церкви было много. Узнав, что на улице стоит владыка Лаврентий, народ стал выходить из храма и брать у него благословение. При этом многие плакали, это было последнее благословение владыки Лаврентия.
На следующий день, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» владыка Лаврентий был расстрелян, ему был 41 год.
Опыт подготовки материалов к канонизации и практика увековечения памяти новомучеников и исповедников с использованием онлайн технологий». Иерей Виктор Друян, заведующий отделом агиологии Брянской епархии. Базовый сценарий литературно-музыкальной композиции о новомучениках и эскизный проект посвящённого им парка». Леви Ангелина Владимировна, президент Фонд содействия социальному, духовному, культурному и творческому развитию «Родная обитель».
Новомученики
Родион Федоров , архим. Сергий Лавров , прот. Виктор Островидов , еп. Киприан Нелидов , иером. Максим Попов , иером.
Николай Околович , прот. Иоанн Поммер , архиеп. Михаил Новицкий , прот. Димитрий Игнатенко , прот.
Ираклий Мотях , схим. Онисим Пылаев , еп. Феодосий Ганицкий , еп. Иаков Маскаев , архиеп.
Сергий Стрельников , прот. Василий Эрекаев , иером. Димитрий Павский , прот. Платон Колегов , иером.
Михаил Жук , иером. Александр Хотовицкий , протопр. Алексий Воробьев , прот. Афанасий Егоров , игум.
Елисей Штольдер , диак. Иоанн Воронец , прот. Михаил Плышевский , прот. Леонид Бирюкович , прот.
Серафим Звездинский , еп. Елевферий Печенников , схиархим. Владимир Смирнов , прот. Николай Толгский , прот.
Ева Павлова , игум. Димитрий Остроумов , прот. Феодор Каллистов , прот. Алексий Орлов , архиеп.
Иоанн Троянский , еп. Феодор Смирнов , еп. Иерофей Глазков , иером. Иларион Цуриков , иером.
Иоанн Лаба , иером. Иосиф Медведь , прот. Иоанн Лебедев , прот. Иоанн Смирнов , прот.
Мефодий Иванов , игум. Мирон Ржепик , прот. Герман Ряшенцев , еп. Дамаскин Цедрик , еп.
Евфимий Горячев , прот. Илия Бажанов , прот. Григорий Лебедев , еп. Сергий Дружинин , еп.
Стефан Кусков , иером. Михаил Богородский , прот. Константин Богословский , прот. Евгений Выжва , игум.
Евгений Зернов , митр. Лев Егоров , архим. Николай Ащепьев , игум. Пахомий Ионов , иером.
Алексий Успенский , прот. Димитрий Троицкий , диак. Захария Лобов , архиеп. Василий Максимов , прот.
Гавриил Яцик , архим. Мелетий Федюнев , иером. Карп Эльб , прот. Иоанн Прудентов , прот.
Николай Житов , прот. Феодор Лебедев , прот. Иоанн Бороздин , прот. Николай Скворцов , прот.
Николай Цветков , протодиак. Григорий Раевский , прот. Амфилохий Скворцов , еп. Иоанн Васильев , прот.
Феоктист Смельницкий , прот. Маврикий Полетаев , архим. Александр Левитский , прот.
Поминовение установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 г.
Сегодня точно известно о более чем 410 местах захоронений расстрелянных, ссыльных и спецпереселенцев на территории Российской Федерации. Сто лет назад никаких специальных декретов по закрытию монастырей и храмов не издавалось. Ленинский декрет об отделении Церкви от государства, подписанный в январе 1918 года, уже был достаточен для того, чтобы передать церковно-монастырское имущество органам власти. После этого декрета монастыри уже не могли существовать на территории Советского Союза.
Согласно ленинской терминологии монашествующие теперь — «антисоветски настроенные лица», «ярые церковники», которые проводят «антисоветскую агитацию» при помощи своих «провокационных измышлений».
На основе этих материалов была составлена листовка, в которой содержались проповедь протоиерея Павла Лахостского «Новые священномученики» и список «Рабов Божиих за веру и Церковь Православную убиенных» 17 имён [14]. Участники собора, профессор Борис Тураев и иеромонах Афанасий Сахаров занимавшиеся составлением «Службы всех святых в земле Русской просиявших», включили в эту службу ряд песнопений, посвящённых мученикам, пострадавшим от большевиков [14]. После окончания Гражданской войны открытое поминовение за богослужением имён убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что власть стала рассматривать деятельность убитых в предыдущие годы православных, как правило, как контрреволюционную. Но, несмотря на это, память о российских новомучениках и исповедниках хранилась в церковной среде.
Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией [15]. Московская патриархия в своих официальных заявлениях в течение примерно 60 лет со времени «легализации» Временного патриаршего Священного синода при митрополите Сергии до эпохи Перестройки вынужденно отвергала факты преследований за веру в СССР. С позиции существовавших тогда законов и таких государственных учреждений, как Совет по делам религий , мелочно регламентировавших деятельность Русской православной церкви, вопрос о рассмотрении возможности канонизации новомучеников, пострадавших при коммунистическом режиме, не мог быть даже поставлен [16]. Тем не менее, среди верующих в СССР имело место почитание подвижников, подвергавшихся преследованиям со стороны властей. За пределами СССР шла работа по сбору данных о пострадавшем от репрессий духовенстве. В 1949 году Русская православная церковь заграницей опубликовала первый том книги протопресвитера Михаила Польского « Новые мученики Российские », в 1957 году увидел свет второй том.
Это было первое систематизированное собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры [17]. Однако тема канонизации церковных деятелей, пострадавших от советских репрессий, в то время не ещё поднималась. Впервые в РПЦЗ вопрос о канонизации новомучеников был поднят в 1971 году на Архиерейском соборе РПЦЗ, принявшем резолюцию: «Архиерейский Собор с благоговением преклоняется перед священным подвигом Российских новомучеников и сочувствует их прославлению». Из документа следует, что РПЦЗ в этот период не планировала канонизировать новомучеников, выразив лишь сочувствие возможному их прославлению. В 1974 году Архиерейский собор РПЦЗ снова поднял вопрос о канонизации новомучеников, но ограничился лишь подтверждением резолюции предыдущего Архиерейского собора. В среде самой РПЦЗ многие возражали против этого прославления, считая, что «не маленькой Русской Зарубежной Церкви браться за него», что надо подождать того времени, пока сама Русская православная церковь, освободившись от власти безбожников, совершит эту канонизацию [18].
Но наиболее серьёзным препятствием для канонизации новомучеников стало отсутствие их почитания в самой РПЦЗ. В 1981 году, перед самой канонизацией журнал « Православная Русь » констатировал: «ни старшее поколение не молилось им, ни те, у кого они учились.
Известно уже теперь, что лучше НКВД и этой организации под всеми другими названиями , чисто статистически добиваться результата на следствии никто не умел. Результативность гестапо от результативности НКВД отставала на порядок. Но, тем не менее, даже НКВД не могло добиться стопроцентного результата. Были люди, которые, перенеся все, не подписывали ни на себя, ни на других никаких доносов.
Листая следственные дела, мы видим, как изменялся их внешний облик и как рука начинала дрожать, как почерк, крепкий в начале следствия, становился почти неразличимым к концу, но которые не подписали ни слова клеветы и неправды, ни слова, из-за которого другой человек должен был бы пойти в тот же лагерь на расстрел или в тюрьму. Вот их мы, по преимуществу, и называем новомучениками и исповедниками российскими. Они есть соль нашей земли, они есть, по слову древнего святого, то семя Церкви, из которого вырастает христианство.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 – 15 августа 2000 года, причислил преподобную мученицу Марию к сонму святых новомучеников Российских. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Работа Комиссии проходила под руководством председателя Комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерея Михаила Горового. 10 июня, в день всех святых, в земле Русской просиявших, были продолжены работы в будущем храме новомучеников и исповедников Российских в п. Кирпичный. Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, 31 января (13 февраля) 1994 г.
Please wait while your request is being verified...
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Эта дата – переходящая, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуют в воскресный день, если он выпадает на 7 февраля, или в ближайшее к этой дате воскресенье. К лику святых Русской Православной Церкви на данный момент причислены 1776 новомучеников и исповедников Российских. Завтра память Новомучеников и исповедников российских. Осмысление подвига новомучеников — это процесс, который только начался актом прославления. Отправление из Чебоксар в 5:30 от храма Новомучеников и исповедников Российских (Новоюжный микрорайон, проспект Тракторостроителей, 4).
Память всех российских новомучеников и исповедников
9 февраля – память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. По окончании занятий в воскресной школе, в цокольном помещении храма состоялся вечер, посвящённый памяти новомучеников и исповедников Российских. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. 19 ноября 2023 года в Воскресной школе для родителей наших учеников состоялся урок, посвящённый памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.