Военный фильм, драма, экранизация. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. По пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества.
Противоречивая натура героини
- Летят журавли — описание, постер, кадры и фото, видео. Беседка.ТВ
- Как сложились судьбы звезд фильма «Летят журавли»
- Поделиться
- Изобретения оператора
- Курсы валюты:
В российском прокате — восстановленный «Летят журавли» и «Лавстори» Тодоровского
А Аскольдова? Что такое авангард и когда он завершился? Как относиться хотя бы к «Городам и годам» 1930 Червякова? Или, например, к кинематографу Мачерета? Что есть тенденция, а что аномалия? Вопросы можно задавать бесконечно. Построения советского времени сталкиваются с открытиями 90-х. В итоге то, что для одних — смелое допущение, для других — устоявшийся факт.
Как это часто бывает с классикой, сколько зрителей, столько и канонов. Кроме того, стоит добавить, что взгляды «широкого зрителя» на иерархию едва ли совпадают со взглядами «профессионального сообщества»: там, где синефил вспомнит «Однажды ночью» 1944 или «Июльский дождь» 1967 , «обычный зритель» предпочтет «Подвиг разведчика» 1947 или «Весну на Заречной улице» 1956. Это, впрочем, явление не уникальное — достаточно указать на мировой опыт, там тоже «Токийская история» 1953 , «Правила игры» 1939 или «Головокружение» 1958 в «профессиональных списках» сражаются в сознании людей с «Волшебником страны Оз» 1939 или «Унесенными ветром» 1939 из списков «зрительских». Однако даже в условиях того хаоса, которым оказывается любое скопление классики, существуют общепризнанные вершины. Фильмы Калатозова, и прежде всего — «Летят журавли». Место картины Калатозова в каноне не вызывает сомнений. Неприязнь Хрущева, обозвавшего Веронику «шлюхой», вызывает у современного зрителя скорее удивление.
Перед нами абсолютный шедевр. Это столь очевидно, что вопрос, почему картина заняла в наших представлениях об истории кино такое важное положение, попросту не возникает. Шедевры могут оставаться в тени, выходить на первый план или вновь уходить в тень, подчиняясь изменениям зрительских предпочтений. Это нормально. Чтобы в этом убедиться — достаточно посмотреть на то, как сильно поменялся состав фильмов, включаемых во всевозможные рейтинги лучших картин всех времен и человечества. Где «Мать» 1926 Пудовкина? Где «Луизианская история» 1948 Флаэрти?
Где «Великая иллюзия» 1937 Ренуара? Их нет. Но стали ли эти фильмы хуже? Едва ли. Оговоримся еще раз, все это не касается фильма Калатозова. Его положение крепко. Но почему?
В конце 50-х годов Хрущев был не единственным критиком картины. Молодое поколение режиссеров отнеслось к фильму с настороженностью. Александр Митта вспоминает : «…когда появились «Летят журавли», моему окружению а это был курс Михаила Ромма — Андрей Тарковский , Василий Шукшин гораздо ближе была ныне почти забытая картина Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу».
Напомним, фильм снят по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Пьесу он написал в годы Великой Отечественной войны. В "оттепель" её впервые поставили в театре "Современник". Посмотрев спектакль, Михаил Калатозов предложил Розову написать киносценарий.
На главные роли он пригласил Татьяну Самойлову и Алексея Баталова. Сохранилось предание о том, что появлением в Каннах советская картина обязана Клоду Лелушу.
Сохранилось предание о том, что появлением в Каннах советская картина обязана Клоду Лелушу. Он побывал на съемочной площадке у Калатозова во время работы со сценой на лестнице.
Решение видеоряда, проделанное оператором Сергеем Урусевским, так поразило его, что Лелуш решил вместо оператора-документалиста стать режиссером художественных фильмов. На основе этого эпизода он уговорил директора Каннского фестиваля включить "Летят журавли" в основную программу. На премьере фильма в Каннах зрители плакали. Об этом напомнил в преддверии повторного проката директор по киноканалам медиахолдинга "Цифровое телевидение" Иван Кудрявцев.
Это была частная драма маленького человека, говорившая при этом об универсальных вещах. Благодаря актёрам, режиссёру и операторской работе Сергея Урусевского фильм остается классикой не только отечественного, но и мирового кино. В 1958 году картину отобрали в конкурс Каннского фестиваля, где она получил единственный в истории советского и российского кино главный приз — «Золотую пальмовую ветвь».
Фильм «Летят журавли» с Алексеем Баталовым покажут на ММКФ
В 1956 году начались съемки «Летят журавли». Фильм Летят журавли (1957) можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Иви! Культовый советский фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова вышел на большие экраны ровно 65 лет назад – 12 октября 1957 года. Главный фильм советского режиссёра Михаила Калатозова — «Летят журавли». Он был женат на итальянке, дружил с Чаплином и Лелушем, а один из его романов был окутан тайной. – Перед картиной «Летят журавли» я снимался у режиссера Михаила Константиновича Калатозова в фильме «Верные друзья», поэтому был с ним знаком.
В кинотеатрах покажут отреставрированную версию фильма "Летят журавли"
Не случайно сцена спасения ребенка в свое время вызывала особые эмоции у артистки, и она потом долго приходила в себя. Клод Лелуш, тогда еще 19-летний оператор, а впоследствии ставший всемирно известным режиссером, приехал в Советский Союз с группой французских коммунистов. Его цель была довольно проста - снять кадры Москвы для канадского телевидения. Правда, в некоторых случаях ему приходилось делать это тайно, например, при посещении мавзолея Ленина. Во время своей миссии Лелушу удалось попасть на "Мосфильм" - помогло знакомство с таксистом, у которого друг как раз там работал. Интересно, что Калатозов сначала удивился, когда увидел француза на студии, однако довольно скоро с ним подружился и даже показал несколько минут готовившейся картины. Как вспоминал Клод Лелуш: "Этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером".
После, вернувшись на родину, он свяжется с директором Каннского кинофестиваля и порекомендует работу Калатозова для конкурса. Фильм видел Пабло Пикассо Татьяна Самойлова рассказывала о показе в Каннах: "В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции. Мы вжались в кресла. Неужели они не поняли?
По сюжету двоюродный брат Бориса поначалу проявлял себя как романтик, но заполучив желаемое, остыл к героине Самойловой. Ближе к концу фильма «Летят журавли» Ника выяснила, что супруг давно ходит налево к Антонине Монастырской, да еще и отдал ей игрушечную белку — подарок Бори.
После противоречивого и яркого персонажа Шворину часто предлагали воплотить на экране мужественных героев. Гордиенко из «Небо зовет», Боб из «Деловых людей», друг Кашкина из ленты «Ты — мне, я — тебе» — Александр Борисович стал еще более известным. Однако ближе артисту оказалась сцена. С середины 70-х он был ведущим актером театра имени Маяковского. Шворина считали душой компании. Где бы он ни появлялся, девушки буквально падали к ногам обаятельного актера.
Но, по закону подлости, нравились Александру Борисовичу те женщины, что не обращали на него никакого внимания. Интересно, что еще до роли Марка артист, как и его будущий герой, благодаря настойчивости добился руки Александры Ляпидевской. Просто измором взял: зачем-то я за него выскочила, — сетовала Ляпидевская. Вдобавок еще и выпивал». Впоследствии тот союз Ляпидевская называла ошибкой, а настоящую любовь обрела с Анатолием Кузнецовым. Не пропустите Смертельная болезнь и самоубийство «товарища Сухова» Анатолия Кузнецова «Шворин страдал недолго, закрутил роман с Лилией Гриценко, которая была старше на 14 лет.
Он делал вид, будто страстно влюблен. На самом деле, думаю, просто хотел с помощью ее брата Николая Гриценко закрепиться в Вахтанговском театре. А вот Лилия влюбилась всерьез. Когда Сашка потом ушел, даже пыталась повеситься, еле успели из петли вытащить», — делилась Александра. В 1970-м актер женился на юристе Виктории Лебедевой. Брак оказался счастливым, но детей у пары так и не появилось.
Супруга была рядом, когда Шворин серьезно заболел. Последние полтора года жизни он страдал от обострения астмы, пока не скончался в августе 1994-го. Меркурьев много играл в театре, а впоследствии сам ставил спектакли и преподавал. Наибольшую популярность Василию Васильевичу принесли роли в фильмах «Небесный тихоход», «Верные друзья», «Золушка». Трагедия артиста состояла в том, что он мечтал о драме, но режиссеры неизменно приглашали его в комедии. Зато Меркурьев всегда говорил, что ему повезло в любви.
Первой избранницей актера стала Антонина Павлычева. Гражданский брак с ней Василий Васильевич с легкостью перечеркнул, когда встретил 29-летнюю Ирину Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера. Бурный роман вылился в крепкий союз, в котором родились трое детей. Один из самых популярных фильмов с участием Меркурьева — «Небесный тихоход» Судьба семьи оказалась непростой: идиллию преподающих актерское мастерство супругов нарушили жестокие репрессии 30-х. Папу Ирины Мейерхольд арестовали, а маму убили. Когда пришло известие о расстреле брата Меркурьева, Василий Васильевич принял решение усыновить троих его детей.
В 1943 году драматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые», которую запретили печатать из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Опубликовали пьесу только в 1956 году, и она моментально стала популярной! В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссёр Михаил Калатозов разыскал автора и попросил его написать сценарий.
Калатозов Сценарий сначала назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы — добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать её из сюжета было невозможно, то оставили с пометкой «спорно». Правили сценарий постоянно, что-то добавляя, убирая или меняя местами… Уже на съёмочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова.
Калатозов Режиссёр сразу решил взять на главную мужскую роль уже известного актёра Алексея Баталова , но сначала надо было найти исполнительницу роли Вероники. После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм « Мексиканец » с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна.
По случаю юбилея - целых 65 лет - вспомним некоторые факты из истории создания этого шедевра. Несколько раз переснимали рассвет на мосту Как говорил режиссер Александр Митта: "Появление "Журавлей" без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше - режиссер или оператор - вложил в нее". Характеристика весьма лестная, однако, она в полной мере соответствует действительности - Сергей Урусевский неистово корпел над лентой, постоянно экспериментируя и пытаясь с помощью камеры запечатлеть тончайшие переживания актеров. Про скрупулёзность Сергея Павловича красноречиво говорит следующий эпизод: около недели съемочная группа снимала сцену рассвета на Крымском мосту, и актерам приходилось каждый день приезжать в 2 часа ночи, чтобы им успели наложить грим. И вот, когда все готовы, оператор смотрел вдаль некоторое время и выдавал: "Небо не то". После чего все расходились по домам. Впрочем, подобная дотошность окупилась сполна, и Урусевский позже был удостоен первого приза Высшей технической комиссии Франции. Баталов придумал макияж для Самойловой Хоть между Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым было не так много сцен, актеры успели подружиться.
В частности, именно Баталов придумал эффектный макияж для ярких глаз Вероники, когда, встретившись с Самойловой на даче, нарисовал у нее на лице обгоревшей спичкой жирные стрелки и посоветовал ей впредь так гримироваться. Впрочем, связь между артистами распространялась в том числе на куда более трагичные обстоятельства: так, Алексей Баталов знал об аборте, который пришлось сделать Татьяне Самойловой. Прямо перед съемками она узнала о двойне, и ей пришлось выбирать между семьей и перспективной ролью.
К 65-летию легендарной картины: «Летят журавли» снова в кинотеатрах страны
Среди российских фильмов «Летят журавли» — единственный, удостоенный главного приза Каннского кинофестиваля. Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. К слову, исполнившая в фильме роль Вероники народная артистка России Татьяна Самойлова за фильм "Летят журавли" также стала лауреатом премии жюри XI Каннского фестиваля "Апельсиновое дерево" как "Самая скромная и очаровательная актриса".
Последние события
- информация о фильме
- «Летят журавли»: история фильма, о тяжелых съемках, Татьяна Самойлова.
- Летят журавли (1957)
- Состоялась премьера фильма «Летят Журавли»
- «Летят журавли»: как снимался фильм
- «Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?
Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Летят журавли»
Фильм «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля, а Калатозов стал единственным советским режиссером-обладателем Золотой пальмовой ветви. Позже Розов признал, что оказался не прав На фото: режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов и исполнительница главной роли Татьяна Самойлова во время съемок. Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин выпустил в Малом театре премьеру спектакля «Летят журавли».
В российском прокате — восстановленный «Летят журавли» и «Лавстори» Тодоровского
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр Поделиться фото: скриншот из фильма летят журавли Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Издание News. Фильм сняли на основе пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Он написал ее еще в 1943 году, но советская цензура 13 лет не пропускала ее в печать. Виной тому был облик героини, которая изменила советскому солдату. В 1956-м пьесу наконец опубликовали в «Литературной Москве», а позже поставили в столичном театре.
Для этого фильма оператор Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
Картина оказала влияние на поколения кинематографистов и остается одной из самых известных работ советских режиссеров за пределами России. Рецензии пользователей.
Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки.
Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку - подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк - талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает.
Борис также советует ему не ходить. Марк продолжает добиваться Вероники, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники.
В основу фильма легла пьеса Виктора Розова "Вечно живые" 1943 года, ее поставили на сцене театра "Современник", где спектакль увидел режиссер Михаил Калатозов и предложил автору написать сценарий. Фильм вышел в 1957 году и через год получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Главные роли в фильме сыграли Татьяна Самойлова и Алексей Баталов.