Новости крещение господне доклад

Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. В ночь с 18 на 19 января православные отмечают Крещение Господне (Святое Богоявление). Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории — Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещение Господне и его традиции: история и суть праздника, приметы, обряды, торжественные блюда. Богоявление или Крещение Господне 2024 – один из важнейших двунадесятых праздников Православия.

19 января — Крещение Господне: история, традиции, запреты, приметы

христианский праздник, началом которого считают крещение иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. Крещение Господне в русском православии отмечают 19 января (6 января по старому стилю).

История, традиции и смысл праздника Крещение Господне

Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение В ночь с 18 на 19 января православные отмечают Крещение Господне (Святое Богоявление).
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия.

Православные верующие отмечают Крещение Господне

В этот день верующие берут с собой домой освященную воду, которую хранят и используют в течение всего года для благословения, исцеления и очищения. Празднование Крещения Господня — это время особой радости и духовного обновления для православных христиан. Оно напоминает о том, что Бог явил Себя миру и призвал каждого из нас присоединиться к Его Царству через Таинство крещения. Вода Крещения и святой Иордан Вода, как символ обновления и исцеления, играет центральную роль в ритуале крещения. Именно через воду происходит духовное рождение человека и его вступление в общину верующих. Эта основополагающая роль воды в христианском таинстве во многом связана с крещением Христа в реке Иордан. Река Иордан, в которой Иоанн Креститель окрестил Господа нашего Иисуса Христа, считается священной не только в христианстве, но и в иудаизме. Иордан связан со многими ключевыми событиями в Библии. Ветхий Завет упоминает об Иордане как о реке, через которую народ Израиля под руководством Иисуса Навина перешел в Землю Обетованную после 40 лет странствий в пустыне. В Новом Завете Иордан получает новое значение.

С крещением Христа в его водах, Иордан становится символом преображения и обновления. В момент, когда Христос ступил в его воды, Иордан, по словам церковных отцов, стал «Иорданом святости», воды которого способны очищать грехи и приносить исцеление. Это подчеркивается в молитвах православного богослужения Крещения Господня. Во время праздника Крещения в православной церкви совершается Богоявленское освящение воды. Эта вода, символически представляющая собой воды Иордана, затем используется в течение всего года для различных церковных и домашних обрядов и считается особенно благословенной.

В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину.

Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой».

Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов.

Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника.

Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста.

Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду.

При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань».

С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих.

Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков.

Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает! Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен. Иконы Образы Богоявления появились уже в первые века христианства.

Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей.

Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа.

Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду.

Заранее на реках делают прорубь в виде православного креста под названием "иордань". Когда набирать воду из этих двух дней, неважно. По традиции, крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Святой водой можно окроплять жилые помещения, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен к Святому Причастию. Если вы ее не пьете, полейте ею цветы или вылейте в открытый водоем.

Презентация, доклад на тему Православные праздники. Крещение (5-7 класс)

19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Обычай на Крещение Господне окунаться в прорубь пошла от событий, связанных с обрядом крещения Иисуса в священных водах реки Иордан. Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории — Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещение Господне православные отмечают ежегодно 19 января. Крещение Господне: что нужно знать о смысле праздника, что говорится о нем в Библии, правила употребления крещенской воды.

Протоиерей Максим Тарасенко. Крещение Господне: история и традиции праздника

Его крещение также сопоставляется со схождением во ад: Христос, крестившийся в Иордане, есть «Царь Небесный и Глава творения, Солнце восходящее, Который явился одновременно мертвым во аде и смертным в этом мире» Melito. Наиболее подробно этот мотив раскрывается у свт. Кирилла Иерусалимского, который связывает К. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов... Крещением [Господним] притупляется жало смерти» Сyr. Это представление нашло отражение в последовании праздника Богоявления в современном богослужении РПЦ, где в священнической молитве присутствует основанное на Пс 73.

В гомилии «О крещении» ок. В святоотеческом богословии К. Так, напр. Духа и откровение о Его богосыновстве становятся центральными темами в христ. Наиболее ранним примером такого осмысления служат слова Климента Александрийского, который говорит, что К.

Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К. Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение?

Связь между К. Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! Однако, по мнению свт. Иоанна Златоуста, К. Вместе с тем К.

Что было с пасхою, то же происходит и с крещением. Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» Ioan. XIII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Крещение Господне.

Екатерины на Синае Описание К. Троице Aug. В контексте полемики с гностиками, к-рые утверждали, что в момент крещения Всевышний Спаситель сошел на человека Иисуса напр. VII 23. III 17.

III 9. Дух сошел на Него, чтобы обозначить переход Его дара от иудеев к новому спасенному во Христе народу Ibid. В контексте полемики с арианами, к-рые использовали евангельский рассказ о К. Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «... Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св.

Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св. Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св.

Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист.

I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т.

Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg.

Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ.

Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св.

В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide. De Nativitate.

Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К. Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении...

Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К.

Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон.

При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К.

Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв.

На Водосвятие и Иордань собиралось в те времена очень много людей. Эту святую воду люди набирали в банки и бутылки и несли домой. Ею окропляли в хате, в хозяйственных постройках, в сараях, где содержался скот. Сразу же после окропления хаты и хозяйственных построек везде на дверях мелом наносился крестик.

При этом читалась молитва: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голобине, извествовавше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии. Накануне праздника Крещения Господня заканчиваются двенадцатидневные Рождественские святки и отмечается навечерие Богоявления — Крещенский сочельник. Это главный день святочных гаданий.

С принятием на Руси христианства гадание превратилось в народную забаву. В Крещенский сочельник девушки гадали о замужестве. Так, если, выходя на улицу, девушка встречала парня, то это считалось хорошей приметой, а если старика, то плохой.

Этими словами Христос показал, что как Человек должен был исполнить все правила иудейского закона. Тропарь праздника Крещения — о чем он? Крещение Христа. Фреска фрагмент монастыря Высокие Дечаны, ок. Метохия, Сербия.

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой. Освящение воды 4 Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии. Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию. По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается.

История, традиции и смысл праздника Крещение Господне

Праздник Крещения: история, традиции - Праздники Праздник Крещения Господня (Богоявление), наверное, известен каждому так же, как Рождество и Пасха.
«Крещение Господне» Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января.
Крещение Господне: история и традиции праздника Приметы и традиции Крещения Господня запрещали прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода целебную силу теряет, а может вообще разлиться.

Крещение Господне: куда течет Иордан и когда набирать святую воду

Смотрите, какие еще праздники отмечаются в январе: Духовное наставление в день Крещения Господня Сегодняшний праздник имеет огромное духовное значение для верующих. Как пояснял святитель Феофан Затворник: "Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы.

Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св.

Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К. Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Связь между К. Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! Однако, по мнению свт.

Иоанна Златоуста, К. Вместе с тем К. Что было с пасхою, то же происходит и с крещением. Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» Ioan. XIII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Крещение Господне. Екатерины на Синае Описание К. Троице Aug. В контексте полемики с гностиками, к-рые утверждали, что в момент крещения Всевышний Спаситель сошел на человека Иисуса напр.

VII 23. III 17. III 9. Дух сошел на Него, чтобы обозначить переход Его дара от иудеев к новому спасенному во Христе народу Ibid. В контексте полемики с арианами, к-рые использовали евангельский рассказ о К. Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «... Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св. Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К.

In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св. Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер.

Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т. Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg. Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К.

Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ. Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К.

De fide. De Nativitate. Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К. Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах.

Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К. Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников.

XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К. Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально при старом подвижном календаре - в 27 г. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. Баумштарком и в особенности Б.

Боттом см. По поводу 6 янв. Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в.

Другой вариант еще экзотичнее: девушки нагие в Сочельник выходили на улицу после заката солнца, «пололи» снег, забрасывая его через плечо и прислушиваясь: куда упал, туда и замуж пойдет. Устраивались на Крещение и девичьи смотрины. Все девушки в лучших нарядах выстраивались у проруби, а парни с родителями ходили и выбирали.

Девушку не только придирчиво осматривали, брали за руку — если холодная, толку в хозяйстве мало будет варежки одевать запрещалось. В крещенскую ночь на столе надо поставить серебряный сосуд со свежей водой. В полночь на поверхности появляются волны, возвещая о крещении Спасителя, и с того часа вода считается целебной. Ее можно пить, умываться, освящать свой дом. Чтобы всегда оставаться красивой и румяной, девушки в крещенскую воду для умывания добавляли калину или жемчуг. С крещенской водой и Крестом священники в праздник обходили избы своих прихожан, окропляя жилище и распространяя благословение от Храма Спасителя на всех чад Церкви Христа. Использовали святыню при молитвах — заклинаниях на изгнание злых духов, ее пили те, кто не допускался к Причастию. Богоявленская вода называется у православных агиасмой с греч. Принимали свяченую воду утром, натощак как просфору или антидор с добрыми намерениями и молитвами, попросив у Бога благословения на день грядущий.

Хранили живую воду-оберег в святом углу, под образами. Приметы и традиции Крещения Господня запрещали прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода целебную силу теряет, а может вообще разлиться. Женщины перед Крещением снимали на стогах снег: он идеально отбеливал и холсты, и кожу. Снег и лед с чистого поля, собранные в эту ночь, считаются целебными: их можно сохранять, исцеляя тело и душу. Считалось, если святую воду заморозить, на ней ясно проступают очертания креста. Крещенские морозы всегда отличались особой силою. Перед вечерей хозяин подходил к окну с ложкой кутьи и закликал мороз на угощение, приговаривая при этом, раз он не идет на кутью, то и на урожай грядущий чтобы не приходил. Дети тоже забавлялись у окна, приглашая мороз на ужин. После Крещения морозы, как правило, отступали.

Народные приметы праздника Еще одна традиция Крещения — приметы дня: человеку, крещенному на Иордана, всю жизнь счастье будет попутчиком; «крещенское рукобитье — к счастливой семье» — сговориться в этот день о свадьбе— добрый знак; и любой договор в этот день, скрепленный рукопожатием, гарантировал божье благословение и поддержку; много снега на Крещение — к обильному урожаю хлеба; утром на праздник пошел снег — к урожаю гречки; кружит метель — дружно будут роиться пчелы; звезды ярко блестят — к приплоду скота и урожаю ягод; сны в богоявленскую ночь вещие, гадания — аналогичны рождественским; если крещенская ночь совпадала с полнолунием — жди половодья весной; утром хмуро и тепло, иней или снег — год будет с хлебом; а если наоборот, солнечно и холодно — голодный неурожайный год; собаки постоянно лают — в лесу будет много зверя к охоте. Русское Православие всегда воспринимают вместе с народными традициями, окружающими основной культ. Культ создает культуру в форме народных обычаев. Хорошо это или плохо для современного человека — трудно сказать. Одни через обряды приходят к Богу и вере. У других к ним чисто потребительски — гастрономический интерес: выпил водички — «очистился», зачем утруждать себя исповедованием грехов?

Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Народные традиции Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии. На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий. На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза.

Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение.

После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби иордани не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие.

Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты

Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские посвященные Господу Иисусу Христу и Богородичные посвященные Божией Матери. Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю 6 января по старому стилю. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения.

Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:21-22.

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля.

Также важно то, что, вступив в Иорданские воды, символически омывшие собой многочисленные грехи людей, Он освятил их, пророчески являя весь смысл своего пришествия на землю — взять на Себя грех мира и очистить человека. Церковь установила в этот день особым образом освящать воду, называя её Агиасмой, то есть святыней, определив при этом особое, благоговейное отношение к ней. Отсюда, конечно же, можно сделать однозначный вывод о том, что купаться в освящённой воде — это совсем не то, что можно назвать благоговейным отношением к ней, в отличие от того, что делать положено: пить натощак с молитвой, кропить свои дома и т. Ну и, конечно же, никакие обряды ныряния, или погружения, или купания — то ли в ледяной воде, то ли в молоке, то ли в шампанском — на самом деле не смогут ни омолодить, ни излечить душу и тело человека, а тем более очистить от грехов. Для этого нужно совсем другое, способное изменить всю жизнь человека, — покаяние.

Цель: изучить историю возникновения праздника Крещения Господня, традиции его празднования 1. Празднуется Крещение Господне 19 января. В этот день источники, озёра, пруды, колодцы проходят Великое освящение воды. Люди молятся Господу и купаются в проруби. Так повелось испокон веков вплоть до современного времени. Возникновение праздника. Евангельский рассказ повествует, что к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан и крестившему народ, пришёл Иисус Христос с целью принять Крещение от него. Иоанн был удивлён приходом к нему Иисуса, но тем не менее, Иисус принял от него Крещение. Во время Крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Вода-это начало жизни. Где нет воды-там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать, как водою Великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово... Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Фото: GettyImages Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное. В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию. Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве". Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение, и подобно тому, как человек, погружаясь в воду, очищает тело от грязи, так и раскаяние очищало душу от скверны греха. В то время все жили ожиданием прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия. Но Иоанн говорил, что он крестит водой в покаяние, а вот за ним идет Сильнейший, Тот, Который "будет крестить вас Духом Святым и огнем" - в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь попаляющая всякую греховную скверну. Иисус пришел на берег Иордана вместе с другими, но пророк Иоанн понял, Кто перед ним, и воскликнул: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Поэтому этот древнейший христианский праздник называется еще Богоявлением. Верующие стараются исповедоваться и причаститься или накануне праздника, в Крещенский сочельник, или же в день Крещения Господня.

Крещение Господне: история праздника, традиции

В день Крещения Господня христиане вспоминают события, произошедшие на заре новой эры на берегу Иордана. Как православным встретить Богоявление, обязательно ли окунаться в прорубь и в чем особенность крещенской святой воды рассказал священник Антоний Скрынников. Событие Крещения Господня описано в Евангелии и повествует нам о проповеди святого пророка Божия Иоанна Крестителя, который призывал людей к покаянию и в знак видимого очищения от грехов крестил их в водах реки Иордан. Крещение Господне православные отмечают ежегодно 19 января.

Крещение Господне - история и традиции христианского праздника

Что такое Крещение и как его отмечают? Богослужения на Крещение Господне 18 января в 17:00, а 19 января в 07:30, после будет организован Крестный ход к водоему Старая Кубань в 10:00.
Крещение 2024: как отметить, что нельзя делать, как загадать желание | Ямал-Медиа В Святое Богоявление или Крещение Господне в храмах идут торжественные службы и совершается обряд освящения воды.
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия? Один из самых значительных христианских праздников — Крещение Господне и Богоявление отмечают 19 января православные верующие по всему миру.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий