Могила ч. Могила Чингис хана. Чингисхан – монгольский хан 13-го века, завоеватель среднеазиатских, кавказских и восточноевропейских земель.
Монголы нашли гробницу Чингиз хана??
В конечном итоге получается, что где находится могила Чингисхана никто не знает. Но у ученых есть несколько предположений о том, где она может быть. Вам будет интересно: Какие сокровища могут быть скрыты под Сфинксом — самой известной скульптурой Египта Где спрятана могила Чингисхана Самая правдоподобная версия гласит , что Чингисхан похоронен в монгольской провинции Хэнтий — это место его рождения. Если быть точнее, могила может быть на горе Бурхан-Халдун, которая у монголов считается священной. Однако, в ближайшее время место захоронения вряд ли будет найдено, потому что в этом деле ученым не могут помочь даже современные технологии. В 2014 году археологи пытались найти место погребения Чингисхана при помощи спутникового поиска — они нашли много чего интересного, но не главную цель. Венецианский путешественник Марко Поло писал, что в этом месте находятся могилы многих великих государей, потомков основателя Монгольской империи, так что его тело тоже могли отвезти туда. Во Внутренней Монголии есть Мавзолей Чингисхана, но это не место его погребения Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал. Там вы найдете еще больше интересных статей и сможете оставлять комментарии! Еще одна большая загадка археологии — это местонахождение могилы египетской царицы Клеопатры.
В легенде, приведённой в одной из работ Льва Николаевича Гумилёва рассказывается о том, как монголы выкопав в бескрайней степи огромную яму, опустили в неё золотой гроб с телом Великого Хагана и положили туда все предметы «чему есть имя на земле», необходимые покойному в потустороннем мире. Затем, сравняв могилу на уровень травы, они зарезали над погребением только-что родившегося верблюжонка. Через год мать должна была помочь потомкам найти это священное место для выполнения обряда поклонения. После этого они прогнали несколько раз по кругу многотысячные табуны лошадей, и там, где ранее было не большое пятно вскопанной и примятой травы образовалось обширное пустынное поле!
Однако, верблюжата рождаются в конце февраля, начале марта, и долбить промёрзший степной суглинок в это время никто бы не стал, как не копали его и монголы. Гора Горб Опираясь на своё мировоззрение и язык образов и ассоциаций они, в самом сердце Баргузинского хребта на высоте 2000 метров, отыскали солидную гору идентичную по своей форме с горбом верблюдицы, где рядом расположено небольшое озеро, символизирующее собой «лужицу крови» несчастно телёнка. На берегу этого водоёма и был возведён каменный курган «верблюжонка», опять же по своей форме напоминающий курган Горы Ёрд и курган главной жены Чингис Хаана Бортэ. Рядом были обнаружены явно искусственного происхождения каналы для отвода из озёр, расположенных по высоте разного уровня, что, в свою очередь, совпадает с другой легендой «об отводе русла реки Онон» Там же установлены каменные Стражи.
Так в самом сердце Баргузинского хребта, в наиболее труднодоступном и самом потаённом месте и разместился последний табор Повелителя народов! Вначале апреля, когда на самых северных склонах Баргузинского хребта, если посмотреть на них с противоположного западного берега Байкала, а ещё лучше, с окружающих Байкальский Соргорных вершин, мы увидим еще три величественных символа: «стрелу Хасара», ныне песчаный остров Ярки, длиной до 17 километров; рисунок геоглиф «сова»; рисунок геоглиф «мёртвая сорока». Данные артефакты упоминаются и взаимосвязано перечисляются в рассказе, приведённом на стр. Они посвящены описанию места нахождения самого первого погребения монголов, выполненных на северном Байкале, брата вождя Хазара, почившего на один год раньше Повелителя и похороненного там в 1226 году.
Мало вероятно, чтобы авторы панорамы ханского некрополя смогли бы, словно как на чистом листе бумаги, организовать полномасштабное оформление наблюдаемой нами картины. Скорее всего, они, увидев возможные перспективы продолжения будущих рисунков, с помощью многочисленных невольников развили и дополнили в нужных местах очертания вышеупомянутых птиц. К этим доказательствам мы ещё вернёмся чуть позднее… 8. Самый главный символический «Престол» Повелителя обнаружен на высочайшей вершине северной части Баргузинского хребта, а рядом с ним лежит огромная символическая «Черепаха», вытесанная из камня.
Во время заката или восхода солнца на горизонте хорошо видно, как от вершины Главного Духа-онгона северного Байкала, имеющего идеальный профиль горбоносого человеческого лица, отроги гор плавно опускаются в сторону Байкальского Сора и к реке Верхняя Ангара. Это и есть тот самый «мыс реки Мона», то есть выступ в водную акваторию, упомянутый на стр. Значение слова МОН, согласно заключению одного из монгольских лингвистов, означает «что-то нескончаемое и неиссякаемое». В нашем случае это целая цепочка взаимосвязанных между собой рек и водоёмов: река Верхняя Ангара; река Бай Гол — Стоящая Река; река нижняя Ангара; река Енисей, вплоть до Северного Ледовитого океана.
Общая длина данного водного потока действительно неиссякаема, и совсем немного уступает по своим размерам величайшей реке мира Амазонке! Когда потомки Пятнистого Волка и Прекрасной Лани в 9 веке н. Если посмотреть на Баргузинский хребёт с западного берега в вечернее время или рано утром, то мы сможем пересчитать все многочисленные возвышенности водораздела, словно пики волнистой линии на гигантской кардиограмме. Согласно обычаям бурят и монголов на каждой горной вершине-Бурхане обитает онгон Дух хозяин местности, а самое святое место, некрополь императоров, по преданию охраняют 99 Буурал Бабаев.
Этими онгонами являются 55 вершин с западной стороны Баргузинского хребта и 44 вершины с восточной стороны Царской застёжки. В Монголии память об этих духах местности живущих на горных вершинах сохранилась и отразилась в многочисленных субурганах , стоящих в степи друг за другом. Данное название сохранилось с древнейших времён и это такое место где разместилась целая цепь небольших горных озёр связанных между собой едиными протоками, словно утята плывущие за уткой матерью, символизирует Мать Золотого Чингисидов по имени Бортэ Уджин Хатун. В данных водоёмах, а точнее в скалах обнажившихся после спуска в них воды, монголы вначале планировали разместить погребальные камеры всех сыновей Чингис Хаана родившихся от Бортэ Госпожи Матери, но после неожиданной и преждевременной гибели младшего сына Толи-«Тулуя» от неизвестной кочевникам болезни, а ею являлось радиационное заражение после общения с выходами на поверхность залежей урановой руды, они изменили своё решение и стали хоронить потомков уже вокруг Баргузинского хребта в его отрогах.
Таким образом, один только Баргузинский хребёт преподнёс нам 11 весомых географических артефактов, которые не только тесно увязаны со строками древней рукописи, но и сочетаются с мировоззрением охотников и воинов неразрывно связанным с Матушкой природой, с народными и религиозными обычаями и обрядами монголо-язычных кочевых племён. Кроме того, они без всякой специальной подгонки оказались сконцентрированы в одном ограниченном тесными рамками регионе, вокруг Баргузинского хребта, действительно «Золотой Пуговицы»! Следующую группу географических объектов, собранных вокруг северной части озера Байкал представляет такое понятие, как Великое запретное место — ЙэхеХориг. Это та территория, где расположены некрополи самого Чингис Хаана и всех его потомков, так называемых Чингисидов, занимавших каждый в своё время Золотой трон Повелителя — Великого Хаана Монгольской Империи.
Ранние годы Дата рождения будущего полководца вызывает споры: одни исследователи называют 1155 год, другие — 1162-й. Интересно, что юная красавица была сосватана за другого жениха, но Есугей проявил решительность и смог отбить любимую у конкурента. Тэмуджин получил свое имя в честь татарского вождя Тэмуджина-Уги, которого Есугей победил сразу же после рождения наследника. Отца будущий полководец потерял еще в юном возрасте. По решению Есугея подростка оставили в доме невесты, чтобы юные муж и жена до достижения совершеннолетия привыкли друг к другу. Оставив отпрыска в чужом доме, Есугей отправился домой, а по дороге сделал привал на татарском постоялом дворе. На стоянке военачальник был отравлен, после чего не прожил и трех дней. После смерти главы семейства его супруга и дети оказались в очень плачевном положении. Правитель клана выгнал лишенную кормильца семью с их земли и отобрал все имущество, в том числе домашний скот. Несколько лет вдовы Есугея с детьми были вынуждены влачить нищенское существование и скитаться по необъятным просторам степи.
Прошло некоторое время, и глава клана стал опасаться мести наследника полководца, который стал уже достаточно взрослым. Вождь приказал схватить юношу и заточить его в деревянную бочку, лишив возможности есть и пить. Благодаря недюжинной смекалке и помощи представителей соседнего клана Тэмуджин смог выбраться из плена. Улучив подходящий момент, молодой человек вырвался из оков и спрятался в озере, причем ему пришлось почти полностью скрываться под водой. После сердобольные местные жители помогли ему выбраться из воды и спрятаться в повозке, доверху нагруженной шерстью. Люди раздобыли для юного воина оружие и проводили его в семейное стойбище. Оказавшись в безопасности, Тэмуджин наконец официально женился на своей невесте Борте. Военные достижения Сын погибшего вождя был честолюбивым человеком и всегда стремился к власти. В начале своей биографии правителя он остро нуждался в поддержке, которую обрел в лице хана кереитов Тоорила, близкого друга и побратима Есугея. Хан согласился помочь молодому воину, за что тот совершил для него десятки победоносных походов на соседние земли.
Так юноша из Тэмуджина превратился в Чингисхана, прославившегося громкими военными успехами и преумножившего свои территории в несколько раз. Армия молодого воина крепла год за годом, в то время как другие монгольские предводители теряли своих воинов тысячами.
Но, где его похоронили — загадка. По мнению Марко Поло, императора монголов похоронили 2000 рабов, которые возвели для него мавзолей. Об этом легендарный путешественник писал в своих хрониках. После того, как рабы построили мавзолей, солдаты их убили. А затем другая группа воинов убила солдат, охранявших строителей.
Мавзолей Джанике-ханым на Чуфут-Кале
Оно было кратко: "Сыновья и багадуры! Я чувствую, что ко мне идут уже слуги Неба и Земли и, вот, когда они сделают свое дело, вы возьмите мои останки из мяса и костей и отнесите их туда, куда укажет вам Тули его любимый сын. Таинственный кортеж их шествовал под охраною особого летучего отряда, на обязанности которого лежало убивать по дороге все живое, хотя бы и не обладавшее ни словом, ни волей, ни разумом. Люди и звери, птицы и гады - все одинаково падали под стрелами и палицами этого траурного караула, как того требовал старинный обычай погребения великих людей Монголии. Могилу вырыли сыновья и багадуры - под камнями многовекового кедра, опаленного не раз ударами алтайской грозы. Боевой плащ, пробитый во многих местах стрелами, послужил погребальною пеленою этого низвергателя царств и тронов. Седло послужило ему изголовьем.
Здесь же, у могилы, разрезали живот у его боевого коня и из искусно снятой шкуры выделали чучело, которое подвесили к ветвям дерева. Неподалеку были так же подвешены лук и колчан, наполненные надломленными стрелами…" По преданию же, местность, где была эта могила, покрылась со временем густым лесом, где затерялось то дерево, возле которого были погребены останки хана. Охрана леса была вверена тысяче воинов из племени урянхит, освобожденного по этой причине от военной службы. Но, в конце концов, охрана была снята. И с тех пор никто уже не знает, где находится эта могила. Так что вроде бы она находится на территории современной Монголии, но это лишь одна из версий, запущенная еще в ХIII веке.
Но есть и другие предположения… В пересказе Э. Хара-Давана эта легенда звучит так: «По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы». Примерно такую же версию легенды приводит Н.
Карамзин в «Истории государства Российского» 1811г. Скорее всего, все это Н. Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г. Миллером в 1761г. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал.
Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла.
Предположительно в переводе — гибкий кустарник, вам ничего не напоминает слово — тальник? Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин». Женщина осмелилась встать на жизненном пути владыки! Видно не смирилась степная красавица с позором и спрятала в пышной прическе острый нож. Крепко уснул хан утомленный вином и любовными утехами и кастрировала принцесса грозного война. Приближенные великого кагана, скрыли сей прискорбно — постыдный факт.
Но вот сама принцесса, которая понимала, какая страшная кара ждет её за такое неслыханное злодеяние в отношении царственного владыки, тут же вскрыла себе вены. И напрасно пытался спасти её лекарь, а может сильно и не старался? Зададимся вопросом, где это произошло? Да, скорее всего на территории тангутского ханства, когда хан с приближенными и сопровождающей свитой, возвращался в Каракорум. Следует не только согласиться с наиболее вероятными путями передвижения древних караванов но давайте опираться на простые истины вытекающие из образа жизни и быта кочевых племен тех лет. Кочевое скотоводство основываться на двух фактах: первое — наличие обширных пастбищ и источников воды.
Второе — климат, а это опять же трава, и вода для водопоев. Поэтому стада кочевников, их главное богатство, подобно перелетным птицам следовали за весной и откатывались на юг осенью перед наступающими морозами. Вот здесь и обратимся к хроникам тех лет, климатические условия определят и сроки набегов на оседлые племена и длительные рейды на дальние расстояния. Помните в летописи : «В лето 1234 года появились под стенами града Киева …. Тогда продвижение ханского каравана, домой в теплые края, в августе месяце, вполне обосновывается климатическими условиями перехода. Августовские ночи в Бухтарминской котловине уже холодные.
Скорость продвижения ханской свиты, можно считать в среднем равной 40 км- 60 км в сутки. Так что расстояние до зимней стоянки вполне могли преодолеть к середине октября. Можно согласится, что смерть застигла хана на отрезке пути между Чарском и подходом к хребту Манрак. Что касается, похорон великого хана, то здесь у родственников, и сопровождающих его жен, встал нелегкий выбор. Посудите сами — нелепо-позорная для война смерть, пышные похороны по высшему разряду для столь великого сановника тех лет, требовали вмешательства и доступа к телу посторонних лиц. Разве могли допустить приближенные такого позора для того чье только одно имя повергало в трепет целые народы?
Скорее всего, нет! Автор статьи Виктор Клишин, ссылается, что монголы не знали способов бальзамирования тел и поэтому покойный хан требовал немедленного захоронения. Но позвольте не согласится с автором, способы перевозки тел знатных особ были известны давно. Вспомните, когда умер Александр Македонский, приближенные положили его тело в колоду, выдолбленную из цельного ствола кедра, и залили её мёдом. И через шесть месяцев пути, между прочим, по Аравийской пустыне, грозный облик царя пугал подданных на его похоронах.
Через некоторое время Ли Сянь, сознавая безнадежность своего положения, начал переговоры о сдаче. Чингисхан притворно выразил свое согласие и даже дал клятву сохранить Ли Сяню жизнь и смотреть на него, как на своего сына. Но это было только очередное коварство свирепого старика. В это время Чингисхан был болен и уже чувствовал приближение смерти.
И вот, тайно призвав своих военачальников, он приказал им в случае его смерти скрыть это и когда тангутский король в условленное время выйдет из своей столицы, убить его и вырезать все население, не щадя ни старых, ни малых. Этот приказ был в точности выполнен. После 8-дневной болезни Чингисхан умер. А на следующий день Ли Сянь был убит, а население его столицы поголовно истреблено. А вот, к примеру, что писал, причем без всяких ссылок на исторические источники, Владимир Череванский в книге "Две волны. Историческая хроника", изданной в Санкт-Петербурге в 1898 году: "Ни искусство теленгутов, ни тибетские волшебницы не могли ослабить его страдания. Верховный шаман затеял было пляску, но его попросили удалиться, так как умиравший выразил желание сказать предсмертное слово. Оно было кратко: "Сыновья и багадуры! Я чувствую, что ко мне идут уже слуги Неба и Земли и, вот, когда они сделают свое дело, вы возьмите мои останки из мяса и костей и отнесите их туда, куда укажет вам Тули его любимый сын.
Таинственный кортеж их шествовал под охраною особого летучего отряда, на обязанности которого лежало убивать по дороге все живое, хотя бы и не обладавшее ни словом, ни волей, ни разумом. Люди и звери, птицы и гады - все одинаково падали под стрелами и палицами этого траурного караула, как того требовал старинный обычай погребения великих людей Монголии. Могилу вырыли сыновья и багадуры - под камнями многовекового кедра, опаленного не раз ударами алтайской грозы. Боевой плащ, пробитый во многих местах стрелами, послужил погребальною пеленою этого низвергателя царств и тронов. Седло послужило ему изголовьем. Здесь же, у могилы, разрезали живот у его боевого коня и из искусно снятой шкуры выделали чучело, которое подвесили к ветвям дерева. Неподалеку были так же подвешены лук и колчан, наполненные надломленными стрелами…" По преданию же, местность, где была эта могила, покрылась со временем густым лесом, где затерялось то дерево, возле которого были погребены останки хана. Охрана леса была вверена тысяче воинов из племени урянхит, освобожденного по этой причине от военной службы. Но, в конце концов, охрана была снята.
И с тех пор никто уже не знает, где находится эта могила. Так что вроде бы она находится на территории современной Монголии, но это лишь одна из версий, запущенная еще в ХIII веке. Но есть и другие предположения… В пересказе Э. Хара-Давана эта легенда звучит так: «По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы». Примерно такую же версию легенды приводит Н. Карамзин в «Истории государства Российского» 1811г.
Скорее всего, все это Н. Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г. Миллером в 1761г. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью.
В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Предположительно в переводе — гибкий кустарник, вам ничего не напоминает слово — тальник? Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин». Женщина осмелилась встать на жизненном пути владыки! Видно не смирилась степная красавица с позором и спрятала в пышной прическе острый нож. Крепко уснул хан утомленный вином и любовными утехами и кастрировала принцесса грозного война. Приближенные великого кагана, скрыли сей прискорбно — постыдный факт. Но вот сама принцесса, которая понимала, какая страшная кара ждет её за такое неслыханное злодеяние в отношении царственного владыки, тут же вскрыла себе вены.
И напрасно пытался спасти её лекарь, а может сильно и не старался? Зададимся вопросом, где это произошло? Да, скорее всего на территории тангутского ханства, когда хан с приближенными и сопровождающей свитой, возвращался в Каракорум. Следует не только согласиться с наиболее вероятными путями передвижения древних караванов но давайте опираться на простые истины вытекающие из образа жизни и быта кочевых племен тех лет. Кочевое скотоводство основываться на двух фактах: первое — наличие обширных пастбищ и источников воды. Второе — климат, а это опять же трава, и вода для водопоев. Поэтому стада кочевников, их главное богатство, подобно перелетным птицам следовали за весной и откатывались на юг осенью перед наступающими морозами. Вот здесь и обратимся к хроникам тех лет, климатические условия определят и сроки набегов на оседлые племена и длительные рейды на дальние расстояния. Помните в летописи : «В лето 1234 года появились под стенами града Киева ….
Тогда продвижение ханского каравана, домой в теплые края, в августе месяце, вполне обосновывается климатическими условиями перехода. Августовские ночи в Бухтарминской котловине уже холодные.
Тоже, мягко говоря, далеко не полная информация. А потому вернемся к Мишелю Хоангу, очертившему круг возможных источников. Добавим, что история монголов ХIII века рассказана почти исключительно иностранцами: китайцами, персами, арабами, армянами, грузинами, русскими и западноеврепейцами". Французский историк Д. Оссон в своей "Истории монголов", что была на русском языке издана в 1937 г. Разбили тангутские войска и осадили столицу Тангутского государства Нин Ся. Ли Сянь, тангутский царь, сначала оказал сильное сопротивление и этим вызвал со стороны Чингисхана бешеную злобу, которую тот, однако, на время затаил. Через некоторое время Ли Сянь, сознавая безнадежность своего положения, начал переговоры о сдаче.
Чингисхан притворно выразил свое согласие и даже дал клятву сохранить Ли Сяню жизнь и смотреть на него, как на своего сына. Но это было только очередное коварство свирепого старика. В это время Чингисхан был болен и уже чувствовал приближение смерти. И вот, тайно призвав своих военачальников, он приказал им в случае его смерти скрыть это и когда тангутский король в условленное время выйдет из своей столицы, убить его и вырезать все население, не щадя ни старых, ни малых. Этот приказ был в точности выполнен. После 8-дневной болезни Чингисхан умер. А на следующий день Ли Сянь был убит, а население его столицы поголовно истреблено. По пути к заветному месту Ну, а дальше начался тайный путь тела великого завоевателя к месту погребения. Известно, что у древних народов существовали различные способы тайных похорон своих вождей. Можно вспомнить тех же египетских фараонов, правителей государств Майя или древнего Китая.
Вестготы, к примеру, похоронили своего любимого короля Алариха в полном вооружении и с сокровищами на дне реки, заставив пленников отвести воду, а затем, после его погребения, вернуть реку в ее прежнее русло. Пленников же перебили. Когда умер великий полководец гуннов Аттила, то, по преданию, его тело положили в три гроба - золотой, серебряный и железный - и ночью похоронили с богатою добычею в пустынном месте. Пленников, помогавших рыть могилу и нести гроб, как и в предыдущем случае, уничтожили. Тайна этой могилы также не раскрыта до сих пор. Нечто подобное, даже еще в больших масштабах, происходило и в случае с Чингисханом. Чтобы помешать распространению слухов о его смерти, войска, сопровождавшие его тело, убивали всех встречных на длинном пути в главную орду. И лишь когда они достигли истоков Онона и Керулена, было объявлено об его кончине. После долгих, растянувшихся на несколько месяцев церемоний, гроб был… И вот тут начинаются вариации на тему. Одно точно - все "лишние", кто участвовал в похоронной церемонии, также были уничтожены.
А о том, что это было действительно так, сообщает в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дин. В этой древнеперсидской летописи достаточно подробно описано и место захоронения, которые находится в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен и Гола. Бурхан-Халдун Вот как описывается в летописи выбор места: "Дело обстояло так: однажды Чингисхан был на охоте; в одном из этих мест росло одинокое дерево. Он спешился под ним и там обрел некую отраду. Он сказал: "Эта местность подходящая для моего погребения! Пусть ее отметят!
Зачем это было сделано, никому неясно. В китайские варианты никто и никогда из ученых не верил еще и потому, что данную версию эта страна всегда тесно увязывала со своей геополитикой постепенного захвата чужих территорий. В тоже время скрытно похоронить Правителя монголов вблизи довольно большого города было бы просто невозможно. На основе обнаруженных ими фундаментов учёные подробно описали устройство довольно большого мавзолея, но о том, куда подевался его «владелец», они ничего не сообщают и намерены искать тело в радиусе аж 12 километров на протяжении ещё не менее трех лет… Данное сообщение было показано в новостях 1-го и 2-го каналов Российского телевидения, где было хорошо видно, что раскопки вновь ведутся в ровной степи, а это означает, что о последнем наказе нашего героя искатели опять «позабыли» и по этой причине снова, мягко говоря, «грубо прокололись». Думаю, что настало время подвести некоторые предварительные итоги, из которых явствует, что все вышеперечисленные легенды и рассказы дошли до нас из глубины веков, и были либо специально в целях дезинформации грабителей «пирамид» придуманы хранителями Великой тайны, либо несут в себе отдельные достоверные сведения, смысл которых не только нужно суметь понять, но и, словно разноцветные паззлы различной формы , сложить всю информацию в единую мозаичную картину. Либо же они хитроумно зашифрованы с использованием древнего секретного кода , абсолютно неизвестного современному человеку. Всё то, о чем узнал читатель, взято мною из достоверных источников, которые при желании можно быстро и легко проверить, открыв публикации указанных выше авторов или «войдя» во всемирную сеть. Может быть, главной причиной этих неудач явилось то, что искатели приступили к работе исключительно на территории нынешней Монголии и имели на руках короткие и разрозненные по своему содержанию обрывки легенд и сказаний, которые «по секрету» им любезно поведали местные старожилы? В настоящей же, действительно развернутой и полномасштабной ГИПОТЕЗЕ должен соблюдаться принцип научности, включающий в себя постановку проблемы, подробный анализ её состояния на начало разработки, планирование путей её логического решения и, в итоге, достижение конкретных, неоспоримых результатов исследования. В своей основе версия обязана опираться на фундаментальный исторический письменный первоисточник, обязательно учитывать геополитическую обстановку того времени, а также народные традиции и обычаи, религиозные верования и обряды древних кочевников. Не меньшее значение имеют практические находки и открытия памятников или древних сооружений. В 1999 году, благодаря счастливой случайности, в мои руки попало древнее монгольское сказание «Алтан Тобчи» под авторством Лубсана Данзана. Прочитав его, я неожиданно понял, что Чингис Хаан, отвечая на вопросы сыновей о месте своего будущего погребения, описывает уникальные места , расположенные исключительно на берегах Северного Байкала. В этих строках узнаётся и 17-километровый песчаный остров Ярки, названый «переправой в широком море», и огромный байкальский сор, в целях конспирации умышленно именуемый «маленьким болотцем», и единственная тогда сухопутная дорога в наши края, обозначенная «горным проходом». Данную летопись, наверняка, не раз и не два прочитывали и вновь перечитывали самые различные ученые и писатели, но они не имели возможности посещать и видеть воочию, а тем более длительное время проживать здесь и изучать северное побережье священного моря. Кроме того, в этих местах мною были обнаружены десятки комплексов гигантских искусственных каменных сооружений. Согласно легенде, Великий Хаан похоронен рядом со своими любимыми сыновьями Тулуем и Угэдеем. Остальные Великие Ханы Монголии и члены их семей покоятся в некотором отдалении, в других местах, но все они объединены одним «Запретным Местом» под названием «Великое мертвое Царство Золотого Рода Чингизидов», сравнимым по своему величию лишь с Долиной Царей Древнего Египта. После самой первой публикации в газете «Молодёжь Бурятии» ко мне подошёл житель города Северобайкальск Иванов Аркадий, бурят по национальности, по комсомольской путёвке приехавший на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали из Ольхонского района Иркутской области и поведал мне такую историю. Его старенькая бабушка была шаманкой и долго не могла понять, куда это собрался и уезжает её любимый внучек? Когда же до неё дошло, то на её голове моментально все волосы встали дыбом, она забилась в истерике и громко закричала:«Аркадий, что ты делаешь, нашему народу в тех местах жить категорически запрещено! Это объясняется довольно просто: в границы Монгольской империи 13 века входили все вышеперечисленные регионы, не была исключением и северная часть озера Байкал. В целях создания удобных условий для выполнения простым народом священного обряда поклонения ДУХУ усопшего Вождя, правители Империи наметили ещё восемь различных территорий, расположенных поблизости от мест их постоянных кочёвок, на которых были объявлены, организованы и успешно проведены не менее величественные и пышные, но уже фиктивные похороны. Всё предыдущее время на протяжении двух лет факт смерти Великого Хаана тщательно скрывался, а страной управлял его младший сын Тулуй «Зеркало». В итоге тункинцы «хоронили» Повелителя под курганом в Орлике, борджигины «провожали» своего земляка в последний путь под холмом на Хентэе, уйгуры ставили белые юрты в Эджин Хоро, и так далее, и тому подобное… Всё выше перечисленное позволило ввести в заблуждение охотников за черепами и алчных грабителей «пирамид», которые существовали во все времена. Память же об этих событиях навсегда сохранилась в устных преданиях жителей соответствующих степных долин, а позднее нашла своё отражение в различных письменных источниках, в том числе и в рукописи под авторством Лубсана Данзана. Александр Клементьев. Могилу Чингисхана в последнее время находят с завидной регулярностью. Уже несколько мест в мире претендуют на то, чтобы считаться местом последнего упокоения правителя. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты — голубые глаза и светло-рыжие волосы. Сомнительно все По образному замечанию историка Льва Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения». И, добавим мы, заканчивая местом его захоронения. И вот теперь, кроме России, Монголии и Китая, претендентом на почетное звание «места могилы Чингисхана» может стать и Казахстан. По крайней мере, в этом уверен алматинский ученый, кандидат исторических наук Владимир Осколков. Совсем недавно Владимир Сергеевич решился объявить всему просвещенному миру: он наконец-то разгадал тайну места захоронения самого легендарного полководца истории! Чингисхан похоронен, согласно его утверждению, на территории современного Казахстана, а именно в Риддерской впадине, — считает ученый. И приводит ряд аргументов. Чингисхан умер в 1227 году во время похода на страну тангутов Си-Ся. Есть несколько версий его смерти. По одной из них — полководец упал с коня во время облавной охоты на диких лошадей. Его конь чего-то испугался и шарахнулся в сторону, а хан упал на землю. После этого старый император почувствовал себя плохо. Его военачальники хотели приостановить завоевательный поход и вернуться домой, но Чингисхан настоял на его продолжении. Но даже перед самой смертью он потребовал, чтобы факт его кончины тщательно скрывался до окончательной победы над тангутами. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой так считал Марко Поло и даже от удара молнии этой версии придерживался Плано Карпини. А по распространенной монгольской легенде, Чингисхан умер от раны, нанесенной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела с Чингисханом единственную брачную ночь. Ее специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством. По этой легенде, красавица укусила хана в шею, повредив сонную артерию, и тот умер от потери крови. Однако все ученые сходятся во мнении, что смерть хана наступила в 1227 году и не была естественной.
Мавзолей Джанике-ханым на Чуфут-Кале
Чингисхан – монгольский хан 13-го века, завоеватель среднеазиатских, кавказских и восточноевропейских земель. По словам его прямого потомка Алдара Бадмаева, за особые заслуги перед народом он был похоронен на плато Тэптээхэй. Разумнее было везти тело хана вдоль маломорского побережья с тем, чтобы найти труднодоступное и в то же время неприметное место и похоронить его там.
Где похоронен Чингисхан: легенды и гипотезы. Великий хан Монгольской империи Чингисхан
В тоже время, автор подробно описывает каменный курган, расположенный на одной из вершин хребта Хамар Дабан, что в 50 километрах от села Хурумша Селенгинского района Бурятии, где, как он предполагает, захоронена мать Чингиса по имени Огэлэн. В 1203 г. Тэмуджин воспользовался убийством Ван-хана и, покорив племена кэрэитов, установил свой контроль над всей Восточной Монголией, а в 1204 г., играя на слабости и разобщённости верхушки племён найман и меркит, разгромил их и овладел Западной Монголией. Разумнее было везти тело хана вдоль маломорского побережья с тем, чтобы найти труднодоступное и в то же время неприметное место и похоронить его там. Из детей Чингиз-хана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Кубилай-каана и его рода также положили в упомянутой местности. Молитву в мавзолее основателя Золотой орды, старшего сына Чингис-хана Джучи совершил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время рабочей поездки в новообразованную Улытаускую область.
Глава Казахстана помолился в мавзолее сына Чингиз-хана
Например, два местных золотых рудника, действовавших в теректинских горах до 50-х годов прошлого века. Как и все восточноказахстанские месторождения, они были открыты по следам древних приисков. Монголы, уверен Виктор, знали о здешнем золоте, добывали и выплавляли его. А еще в одной скальной гряде с Черепахой и Ведьмой расположен грот с наскальными изображениями.
Мы пробираемся к нему, чтобы прикоснуться к древнему святилищу. На шершавом граните угадываются изображения оленей, охотников, лодки с людьми, древнего календаря… Возможно, о гроте знали и советники Чингисхана. И сочли его добрым знаком для выбора захоронения своего предводителя.
Сталинский запрет Мы возвращаемся домой со смешанными чувствами. Сложно сразу осознать всю свалившуюся на нас разом информацию. Разумеется, для ответов на массу предположений в Теректы должна побывать команда профессиональных археологов — настоящих знатоков, неравнодушных ученых.
На Маркаколе стоит село Урунхайка. Вполне вероятно, его название произошло от имени древнего монгольского рода — урянхайцев. Тех, кому вместе с племенем дархатцев, по легенде, было доверено 700 лет охранять территорию захоронения.
Ровно через семь веков после смерти Чингисхана по приказу Сталина урянхайцы и дархатцы были выселены с этих мест. А на любые поиски гробницы завоевателя был наложен строжайший запрет под страхом смерти. По словам Виктора, существует легенда, будто сам Чингисхан предсказал, что в момент вторжения раскопок?
Известно, что он очень серьезно отнесся к тому, что на другой день после вскрытия гробницы хромого Тимура началась война. И новому владыке не надо собирать войско и идти военным походом на чужие земли. В наше время овладение миром означает прорыв в нано- или интернет-технологиях, новые достижения в космосе.
Чингисхан боялся надругательства над своей могилой. Но разве труд археологов может считаться надругательством? Я уверен, наука должна стереть белое пятно в истории Чингисхана.
Мы должны получить сенсационное открытие! Усыпальницу основателя Золотой Орды пробовали искать авантюристы и научные экспедиции, знатоки старинных манускриптов и охотники за мифами и легендами. Искали в Китае, Монголии, России… До наших дней дошли лишь скудные сведения о последнем пути завоевателя.
Из записей средневековых историков и рассказов, передаваемых монголами из поколения в поколение, известно, что смерть настигла Чингисхана во время охоты. Шел 1227 год. Хан был немолод, не удержался в седле и скончался от страшного удара.
Погребение его вылилось в такой же кровавый кошмар, как и завоевательные походы монголов. Строители усыпальницы, воины, провожавшие своего властелина в последний путь, — все, кто стал свидетелем похорон, были казнены. О месте расположения гробницы не осталось ни одного свидетельства.
По воле самого Чингисхана все следы были уничтожены — настолько он боялся осквернения своей могилы.
Сказители умышленно, с целью шифровки, использовали данную аллегорию. Если бы они прямо указали на большое болото, каким и является Байкальский Сор, то история про стрелу, сову и сороку будет приведена ниже потеряла бы всякий смысл и была бы уже не нужна. Хасар пустил стрелу, сова взлетела, а в это время подлетела сорока, и крыло её было пробито». Во втором — в книге П. Чингис остановился и приказал застрелить её. Хасар выстрелил, но сова не была убита, так как на пути полёта стрелы попала сорок, поднявшаяся с земли ». Под этим символом вновь указан уже известный нам остров, который монголы увидели с самой высокой точки западного берега Байкала с горы Йэхэ Улла, в самой северной её части. Начиная от устья реки Кичера, остров расположен таким образом, что он как-бы направляется в сторону рисунка геоглифа «совы», изображённого на одном из западных склонов Баргузинского хребта, а затем его путь меняется в правую сторону, туда, где на том же склоне, но уже в одном из горных распадков можно увидеть распластанное чёрно-белое крыло «мёртвой сороки», а внизу, вдоль ручья, её хвост. То есть направление меняется так, как изменился бы полёт настоящей стрелы, встретившей преграду на своём пути к первоначальной цели.
Кроме того, сорока сама летит как стрела, взмахнув молниеносно крыльями и обладает такими качествами, что никогда не подставится под свистящую стрелу охотника, а тем более уже летящую в другую цель и не может погибнуть от подобных случайностей. Данная легенда специально была придумана в соответствии с мировоззрением охотников 13 века и с целью точного описания местности. Никакой «поэтики», как утверждается в Заключение ИМБТ, здесь нет и в помине, так как стихотворная форма изложения представлена в сказании в отдельном и понятном в её предназначении виде! Геоглифы «совы» и «сороки», либо имеют полностью природное происхождение, либо умело были подправлены под нужную монголам форму птиц. Со стрелой , с совой и сорокой мы разобрались! А где же сам Хасар, лучший стрелок из лука во всей Империи? Ответ на этот вопрос находится на стр. Б Балданжапова: «Говорят, что труп его похоронен на горе именуемой ЙэхзУла, но не выяснено где находится это место и эта гора. Тело его привезено с почестями и превращено в онгон в районе реки Чимвэ». Онгон означает ДУХ местности её охраняющий, а это обязательно должна быть возвышенность.
Раз «превращён в онгон», то значит была построена горка, то есть каменный курган, или ОБОО, который мы и видим на фото. Данное сооружение возведено на вершине самой высокой горы северного Байкала, расположенной на западном берегу — 1700 метров и это действительно Великая Гора западного побережья. В свою очередь потаённая река Чимвэ, ныне Кичера, протекает прямо под ней среди болот и островов и полностью оправдывает своё название тем, что её берега, а точнее русло, находятся под водой и увидеть их возможно только сверху, либо нужно смотреть вниз прямо с лодки. В 2000 году я написал во все телевизионные каналы Российского ТВ предложения приехать и сделать репортаж или телепередачу о полёте в район недавно обнаруженного трёхглавого кургана. В октябре месяце состоялся показ телепередачи. Во время полёта и при осмотре сооружения я использовал свои фотоаппарат и кинокамеру, которые позволили сделать фото и видеорепортаж, а также зафиксировать множество артефактов, свидетельствующих о том, что данное сооружение является творением рук человека! Там имеется и жертвенный Алтарь, и огромный карьер, откуда брали камни для кургана, и искусственные озёра в виде «жаворонка» и «крыла парящего ястреба», выкопанные с целью добычи глины необходимой для гидроизоляции потолочного перекрытия погребальной камеры, и огромная «черепаха» установленная на вершине кургана, а также большое количество других доказательств! В 2013 году, узнав из Википедии историю о трагедии семьи Хана Батыя, я сумел догадаться о том, кто именно покоится под этим трёхглавым курганом, и написал статью под названием «Трагедия семьи Хана Батыя и судьба его двух золотых коней отлитых из чистого золота» В 2015 году данная статья вышла в республиканской газете «Бурятия 22. В 2013 году проезжая на поезде мимо разъезда «Дельбичинда» ВСЖД, я сделал фотографии пирамидальной горы, половина вершины которой была, как бы снесена мощным взрывом, а в воронке хорошо виден достаточно крупный мраморный обелиск прямоугольной формы, который ранее, по-видимому, стоял на вершине. Так как в 1.
Тоннельщики увидев и пирамиду, и надгробный камень, постепенно накопили толовые шашки и дождавшись окончания строительства взорвали предполагаемую ими могилу. По вполне объективным признакам я определил, что данный исторический памятник символизировал собой Хана Джучи — старшего сына Чингис Хана. Через год в 2016 году я вновь сделал снимок этого кургана и обнаружил, что ландшафт значительно изменился, так как там, по всей вероятности, вандалы продолжают вести раскопки!?
Обнаруженное до того захоронение не является могилой монгольского полководца", - заявил сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй. По монгольской легенде, основатель монгольской империи умер в 1227 году на севере Китая и был тайно захоронен его окружением в родном городе.
За многие годы производившихся здесь археологических работ из памятника извлечена примерно тысяча артефактов, проливающих свет на историю одного из величайших государств прошлого. Естественно, что концентрация власти в Сарай-Бату предполагает наличие образцовой для того времени городской культуры. Ее важнейшей составляющей, безусловно, является монументальная архитектура, и особенно интересны для нас места захоронения представителей ханской династии. Следует полагать, что данный комплекс изначально располагался если не в самом городе, то в относительной близости от него. В данном контексте особый интерес представляет отмеченное на карте братьев Пицигани 1367 года место, где находятся «гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки». Это пояснительная надпись к условному знаку в виде мусульманского мавзолея. На карте Фра-Мауро, созданной в 1459 году, также обозначено место, названное им «Sepultura imperial» «императорские захоронения». Плано Карпини пишет о том, что на земле «татар» существует кладбище, «на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать».
Сокровенная тайна Азии: где находится могила Чингисхана
После этого великий хан Монгольской империи был похоронен, однако где именно никто не знает до сих пор. Веками историки и кладоискатели пытаются найти место, где похоронен Чингисхан, но эта тайна остается по-прежнему нераскрытой. Но если хана похоронили согласно традициям хунну, отыскать его могилу будет невероятно сложно. Чингисхан – монгольский хан 13-го века, завоеватель среднеазиатских, кавказских и восточноевропейских земель. Место захоронения Чингиз-хана пока остается неизвестным, так как, согласно его воле, во избежание разграбления могилы, он был похоронен безо всяких указателей, а те, кто проводил захоронение, позже были казнены.
Смерть Чингисхана
Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун. Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках. Где находится могила Чингисхана? Еще больше предположений о возможном местонахождении могилы Великого хана. В летописях записано: «Они убивали каждое живое существо, которое видели, чтобы весть о его смерти не разнеслась по окрестным местам. В четырех его главных ордах совершили оплакивание и его похоронили в местности, которую он перед тем однажды соизволил назначить в качестве великого заповедника».
После смерти Чингисхана траур продолжался два года. По преданию Чингисхан был похоронен в глубокой гробнице, сидящем на золотом троне, на родовом кладбище «Их Хориг» у горы Бурхан Халдун в оригинале текста: Буркан-Калдун , в истоках реки Онон. Он восседал на золотом троне Мухаммеда, привезенного им из захваченного Самарканда. По обычаю похорон великих ханов, как пишет Джувейни: «были отобраны сорок луноликих девиц, красивых наружностью и веселых нравом, приятных для глаз красотой и с прекрасными очами, грациозных в движениях и изящных в неподвижности - из числа тех, что «награда тем, которые богобоязненны», из родов эмиров и нойонов, украшены драгоценностями и орнаментами, одеты в красивые платья и дорогие наряды и вместе с отборными лошадьми отправлены туда, где они соединятся с его духом». Чтобы могила в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения Великого хана по степи прогнали несколько раз многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы.
По другой версии, гробница была устроена в русле реки, для чего она была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения. Всех, кто участвовал в захоронении и мог запомнить это место, умертвили; тех, кто исполнял этот приказ, впоследствии тоже лишили жизни. Таким образом, тайна захоронения Чингисхана остается нераскрытой до сих пор. В сборнике летописей Рашид ад-Дина говорится: «После Чингисхана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место с великими останками Чингисхана в местности, которую называют Буркан-Халдун.
Из детей Чингисхана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Кубилай-каана и его рода также положены в упомянутой местности. Другие же потомки Чингисхана, вроде Джочи, Чагатая, Угэдэя и их сыновей, погребены в другом месте. Утверждают, что однажды Чингисхан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево. Ему весьма понравилась свежесть и зелень этого дерева. Чингис провел часок под ним, и у него появилась некая внутренняя отрада.
В этом состоянии он сказал эмирам и приближенным: «место нашего последнего жилища должно быть здесь! Говорят, что в том же году эта равнина из-за большого количества выросших деревьев превратилась в огромный лес, так что совершенно невозможно опознать то первое дерево, и ни одно живое существо не знает, которое же оно». В другом месте этой рукописи сказано: «В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам бесчисленное количество деревьев и много леса.
В тех местах живут племена тайджиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булук-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Бурхан-Калдун будет шесть дней пути». Исследователи текста склоняются к тому, что речь здесь может идти о горах Хэнтэйского хребта. Вот еще одна цитата из летописи Рашид ад-Дина: «Тимур-хан сделал изображения покойных предков Чингисхана , там жгут постоянно фимиам и благовония на Бурхан-Халдуне. Камала его брат тоже построил там для себя капище».
Известный монголовед Б. Владимирцов отмечает: «Известно, например, что знаменитая гора Бурхан-Халдун с давнего времени находилась во владении рода Урянхат. Эти Урянхат не лесные люди, были владельцами названной местности и, по-видимому, сохранились в этом положении со времен легендарной Алан-Гоа до эпохи Чингисхана». До сих пор попытки найти могилу Чингисхана не увенчались успехом. Географические названия времен Монгольской империи за многие века полностью изменились, и с точностью сказать, где находится гора Бурхан-Халдун, никто сегодня не может.
Впрочем, на современных монгольских туристических картах название этой горы уже появилось. Насколько это соответствует историческим реалиям - это уже другой вопрос. По версии академика Г. Миллера, основанной на рассказах сибирский «мунголов», гора Бурхан-Халдун в переводе может означать «Божья гора»,«гора, где поставлены божества», «гора - бог опаляет или бог всюду проницает» - «священная гора Чингиса и его предков, гора-избавительница, которой Чингис, в память своего спасения в лесах этой горы от лютых врагов завещал во веки веков приносить жертву, находилась в местах первоначальных кочевий Чингиса и его предков по реке Онону».
Давным давно, восемьсот лет назад, в этих местах появилось множество нукеров. Их лица закрывали от посторонних взглядов надвинутые ниже бровей малахаи, но дорогая сбруя у лошадей, украшенные серебром ножны сабель, расшитые мелким бисером сапоги говорили о богатстве и знатности всадников. Пригнали они с собой неисчислимое количество рабов.
В изгибе реки стали те рыть глубокую траншею. Работали и днём, и ночью. Многие погибали от непосильного труда, и их бросали на дно канала, который неуклонно приближался к берегам Онона. Наконец творение рук человеческих достигло течения реки, и бурный поток с рёвом устремился в новое русло, заполнил его и, успокоившись, опять величественно понёс свои воды по Великой степи. Природное же русло отгородили от реки землёй, кучи которой тянулись вдоль вырытого канала. Здесь же, на дне, вырыли огромную яму. Обложили её гранитом и сделали что-то типа склепа.
По прошествию нескольких дней появилась многочисленная процессия. С одной из повозок сняли золотой гроб и поместили его в искусственное углубление на дне реки. Сюда же положили несчётное число серебра, золота, драгоценностей, дорогой посуды, искусно сделанных украшений. Всё это закрыли сверху гранитными плитами и засыпали толстым слоем земли. Разрушили рукотворные платины, засыпали искусственный канал, и река опять потекла по старому руслу. Очень скоро природа сделала своё дело, уничтожив все следы захоронения. Русло же реки за восемьсот лет не раз менялось.
Где сейчас находится этот таинственный склеп, в каком месте его искать — это неизвестно никому. Правду ли говорит легенда, нет — проверить, конечно, невозможно. Хотя при нынешних достижениях техники кое-что сделать вполне реально. К примеру, использовать методы наземной и аэродинамической разведки на предмет поиска большого количества цветного металла, сосредоточенного в одном небольшом месте. Нужно сказать, что такие исследования проводились, причём в разных местах, где с наибольшей вероятностью могла находиться могила Чингисхана. Имели они место и в Ононском районе. Здесь площадь поиска была очень обширная.
С севера она ограничивалась деревнями Будалан и Кункур, с запада деревней Кабухай, с востока деревней Икарал, а на юге захватила большой участок Цасучейского бора. И что же? Поиски не дали никаких результатов: могилу Чингисхана не обнаружили. А существуют ли сокровища? С чьей подачи возник такой слух? Ему много сотен лет. Основан он на том, что несметные богатства, награбленные монгольскими воинами, в последующие века никак и нигде себя не проявили.
Они как в землю канули, что вполне понятно, если учесть тот факт, что их зарыли вместе с великим завоевателем. Зачем же было добру пропадать? Тут есть только одно объяснение. Мудрый и дальновидный Чингисхан понимал, что богатство развращает людей, делает их жадными, корыстными, способными на подлость и предательство, а всё это ведёт к вырождению народа. Великий завоеватель допустить такого не мог. Вот почему несметные сокровища были навсегда похоронены вместе с ним. Он знал, что с голоду монголы не умрут, что всё необходимое для жизни у них есть, а излишества — они могли только навредить.
Учитывая нравы того времени, на могилу было наложено заклятие. Если вспомнить потомка Чингисхана Тимура Тамерлана, то этот великий завоеватель оградил своё захоронение от надругательства такими словами: «Всякий, кто осмелится нарушить мой покой в этой жизни или будущей, навлечёт на себя неминуемую и страшную кару». Коммунисты проигнорировали эти слова, и, в тот же день, когда они вскрыли склеп с телом Тимура, началась Великая Отечественная война. Как знать. Что если на могиле Чингисхана лежит ещё более страшное заклятие. Что если оно касается судеб не отдельной страны, а всего мира, всей планеты, всего человечества. Говорить тогда, что это просто совпадение, будет уже некому.
Так есть ли смысл заниматься поисками этой могилы. Гораздо разумнее не тревожить прах великого кагана. Пусть он покоится с миром. Что же касается золота, бриллиантов, то человечество спокойно обходилось без них целых 800 лет, думается, что и ещё столько же потерпит, — ничего страшного не случится. В сентябре 2001 года информационные агентства мира сообщили о сенсационном открытии могилы Чингисхана монголо-американской археологической экспедицией. В сообщениях говорилось, что в 360 км от Улан-Батора, близ горы Биндэр, были обнаружены порядка четырех десятков могил, с трех сторон окруженных каменной стеной высотой 3-4 метра и общей протяженностью около 3 км. В центре ограждения расположена живописная природная скала.
Это место известно как Красная скала, а также как Замок Чингисхана. В захоронении в южной части ограждения были зафиксированы специальными приборами-радарами останки более 60 человек, судя по обнаруженным там доспехам и оружию, относящихся к монгольской знати. По словам ученых, если в обнаруженных ими могилах на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Было сделано официальное заявление, что здесь покоятся великие монгольские ханы, и, возможно, среди них — Чингисхан. А в 56 км от этогоместа была найдена еще одна могила, в которой похороненооколо сотни монгольских воинов. Это, по мнению ученых, те самые воины, которых, согласно легенде, убили, чтобыскрыть место гибели Чингисхана. Однако уже 20 октября 2004 года на информационных лентах появилось сообщение, что тела Чингисхана в могиле не оказалось.
Следом появилось сообщение из Китая, в котором сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй заявил: «Мы нашли подлинную могилу Чингисхана». Согласно сообщениям китайских информационных агентств, подлинная могила монгольского полководца находится на севере Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, вблизи монголо-китайской границы у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила. Эта сенсационная новость не получила своего продолжения и вскоре также исчезла с новостных лент. В 2004 году японско-монгольской экспедиции при раскопках на территории сомона Дэлгэрхан Восточного аймака Монголии в местности Аврага удалось обнаружить фундамент здания. По внешнему виду он напоминал дворец Чингисхана-Великий Ордо. При раскопках ученые нашли каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. На жертвеннике сжигали лошадей во время поминальных церемоний, устраиваемых после смерти высокочтимых людей.
Участники экспедиции утверждают, что в одной из персидских летописей говорится о том, что недалеко от могилы Чингисхана постоянно горят курильницы именно такой формы. В обнаруженных близ дворца четырех глубоких ямах диаметром в полтора метра сохранились зола, остатки костей домашних животных, пепел шелковых тканей. Как гласят древние китайские источники , заметки путешественников тех времен, в Монголии по традиции после похорон ханов в специально вырытых ямах сжигали туши домашних животных, принесённых в жертву, наполняли ёмкости домашними кушаньями, кумысом. Но пока версия о том, что это здание могло быть поминальным мавзолеем Чингисхана, остаётся без доказательств. В средневековых летописях не удалось найти никаких упоминаний о строительстве поминального мавзолея рядом с местом погребения монгольского полководца. В 2006 году в монгольской прессе появилось сообщение об обнаружении на западной окраине Улан-Батора руин третьего дворца Чингисхана. Правильна ли гипотеза — покажет время, в «Сокровенном сказании монголов» на этот счёт нет точных географических ориентиров, поэтому можно говорить лишь о найденных фрагментах строений, украшенных изображением дракона, рисунками обезьян, тигра, льва.
Планировка дворца напоминает строения XIII века, но доказать, кому оно принадлежало, пока невозможно. В сообщениях говорилось, что в 360 км от Улан-Батора, близ горы Биндэр, были обнаружены порядка четырёх десятков могил, с трёх сторон окружённых каменной стеной высотой 3—4 метра и общей протяжённостью около 3 км. По словам учёных, если в обнаруженных ими могилах на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Было сделано официальное заявление, что здесь покоятся великие монгольские ханы, и, возможно, среди них - Чингисхан. А в 56 км от этогоместа была найдена ещё однамогила, в которой похороненооколо сотни монгольских воинов. Это, по мнению американских учёных, те самые воины, которых, согласно легенде, убили, чтобыскрыть место гибели Чингисхана. Дополнительное исследование не дало никаких результатов.
Согласно сообщениям китайских информационных агентств, подлинная могила монгольского полководца находится на севере Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, вблизи монголо-китайской границы у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила Чинхэ. При раскопках учёные нашли каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. Участники экспедиции утверждают, что в одной из персидских летописей говорится о том, что недалеко от могилы Чингисхана постоянно горят курильницы именно такой формы насколько можно понять, в летописи сказано именно о курильницах, а факт сооружения мавзолея в ней не отражён. В обнаруженных близ дворца четырёх глубоких ямах диаметром в полтора метра сохранились зола, остатки костей домашних животных, пепел шелковых тканей. Как гласят древние китайские источники, заметки путешественников тех времен, в Монголии по традиции после похорон ханов в специально вырытых ямах сжигали туши домашних животных, принесённых в жертву, наполняли ёмкости домашними кушаньями, кумысом. Правильна ли гипотеза - покажет время, в «Сокровенном сказании монголов» на этот счёт нет точных географических ориентиров, поэтому можно говорить лишь о найденных фрагментах строений, украшенных изображением дракона, рисунками обезьян, тигра, льва. Великого Хана похоронили на Байкале?
На Байкале существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливавшихся табором на мысе Кобылья голова острова Ольхон и оставивших на самом конце мыса огромный чан. Легенду опубликовал немецкий историк Г. Миллер в 1761 году в «Истории Сибири»: «По рассказам монголов, Чингисхан имел своё главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе на острове Ольхоне, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котёл, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я всё же считаю приведённое известие о владениях Чингисхана весьма вероятным, так как первые завоеванные Чингисханом земли - Китай и Тангут - лежат поблизости». Каких-либо подтверждений этой легенды в наши дни на Ольхоне не сохранилось, и историки убеждены, что монгольский полководец никогда не был на этом острове.
Лучшие дня В Баргузинской долине сохранилась другая легенда - о могилах знатных монгольских нойонов. В «Золотой тетради», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «…явились, переплыв Тенгис» внутреннее море , под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал, хотя, по мнению переводчика, это может быть и Каспийское море. В те времена у монголов существовала традиция брать жён из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргучжинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу, а племя борджигины, по мнению Л. Гумилёва, означало «синеокие». В описании персидского историка Рашид ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной до Байкала и дальше на восток. Хотя в «Сокровенном сказании» нет на этот счёт убедительных ссылок, ряд историков считают, что Баргуджин-Токум - это Баргузинская долина на восточном побережье Байкала, напротив острова Ольхон.
В пользу этой версии свидетельствует также факт, что здесь расположена священная вершина Барагхан-Уула, у подножия которой по преданию располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. Гора ещё во времена монголов приобрела статус священной. По буддийской традиции эта гора входит в список пяти самых священных вершин и охраняет буддийское учение с севера. По мифологии бурят на этой горе пребывает Хажар Сагаан нойон - хозяин Баргузинской долины. На вершине горы сложено большое обо, в котором в давние времена местные жители нашли монгольские сабли, щит и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине этой горы знатном баргутском правителе. Из «Сокровенного сказания» также известно, что мать Чингисхана - Оэлун-учжин - была уроженкой страны Баргуджин-Токум. Она ездила на кладбище в «землю предков».
У бурят существует молва, что монгольский правитель также ездил поклоняться могилам предков. Перед смертью он дал наставление своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили в земле предков, куда многие века ездили на моление предкам его родичи. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описанию находится земля предков рода Чингиса, - Баргузинская долина, то возможно, что и могила Чингисхана тоже находится здесь. Причём в разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны стрелой в бою, от продолжительной болезни, после падения с лошади, от удара молнии, от руки пленённой тангутской ханши в первую брачную ночь. Чтобы могила Великого хана в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения по степи несколько раз прогнали многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы. По другой версии, гробница была устроена в русле реки, для чего река была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения.
Согласно предположениям писателя и переводчика Владимира Дегтярева, могила Чингисхана находится на правом берегу реки Енисей, вблизи озера. Однако, точное место захоронения остается неизвестным, так как информация была уничтожена вместе с охраной и могильщиками правителя. Согласно монгольским традициям, душу правителя предполагалось хоронить в шести саркофагах, а тело мумифицировалось и помещалось в седьмой саркофаг. Останки Чингисхана были помещены в деревянный саркофаг, который затем был помещен в оловянный, свинцовый, медный, серебряный и золотой саркофаги. Похоронная процессия отправилась в путь в сторону Тюмени, где было выбрано место для захоронения. Все местные племена были удалены из этого места, чтобы тайна осталась в тайне. Однако, во время пути произошли некоторые непредвиденные обстоятельства. Часть охраны заподозрила, что их убьют после захоронения, и решила бежать, прихватив с собой четыре драгоценных саркофага.
Очередные доказательства открытия будут представлены на основании упоминаний их в рукописи «Алтан Тобчаи» в виде сразу ДВУХ географических объектов: Байкальского Сора, носившего в древности имя Лама — Большое болото, его площадь составляет 20 на 70 километров; песчаного острова Ярки, длиной 17 километров и шириной от 60 до 100 метров. Широко известна легенда о том, как однажды Повелитель присел для отдыха под одиноким деревом и так хорошо в этом месте смог отдохнуть н расслабиться, успокоить и умиротворить свою душу, что приказал своим вельможам заметить его для своего последнего упокоения! На самом же деле Великий Хан отдыхал на чистейшем песке «переправы», острове Ярки. Символическими корнями «замечательного древа» для него являлось переплетение многочисленных проток, омывающих берега десятков больших и малых плавучих островов этого гигантского болота. Стволом «одинокого дерева», с обломанными на семи ветрах ветвями, представляло собой изображение на карте озера Байкала, на 600 километров устремившего в юго-западную сторону нашего континента свою остроконечную «вершину». Когда сыновья в очередной раз поинтересовались, какое место определил их отец для погребения своих останков, ЧингисХаан им ответил на стр. Когда же дошли до болотца у горы Муна, то ступицы повозки попали в грязь и не смогли сдвинуться. Запрягли в неё аргамаков всех пяти цветных народов, но и они не смогли её сдвинуть». Первая строка не оставляет нам никаких сомнений, в том чьё именно тело там находилось. Вторая строка делает акцент на то, что болотце было совсем небольшое. Третья строка утверждает, что на ограниченной территории маленького топляка были запряжены все кони Империи, а в то время их количество составляло не менее 10 миллионов лошадей! Возможно ли такое? Да, возможно, если болото будет иметь площадь шириной от 20 километров до 70 километров в длину. Сказители умышленно, с целью шифровки, использовали данную аллегорию. Если бы они прямо указали на большое болото, каким и является Байкальский Сор, то история про стрелу, сову и сороку будет приведена ниже потеряла бы всякий смысл и была бы уже не нужна. Хасар пустил стрелу, сова взлетела, а в это время подлетела сорока, и крыло её было пробито». Во втором — в книге П. Чингис остановился и приказал застрелить её. Хасар выстрелил, но сова не была убита, так как на пути полёта стрелы попала сорок, поднявшаяся с земли ». Под этим символом вновь указан уже известный нам остров, который монголы увидели с самой высокой точки западного берега Байкала с горы Йэхэ Улла, в самой северной её части. Начиная от устья реки Кичера, остров расположен таким образом, что он как-бы направляется в сторону рисунка геоглифа «совы», изображённого на одном из западных склонов Баргузинского хребта, а затем его путь меняется в правую сторону, туда, где на том же склоне, но уже в одном из горных распадков можно увидеть распластанное чёрно-белое крыло «мёртвой сороки», а внизу, вдоль ручья, её хвост. То есть направление меняется так, как изменился бы полёт настоящей стрелы, встретившей преграду на своём пути к первоначальной цели. Кроме того, сорока сама летит как стрела, взмахнув молниеносно крыльями и обладает такими качествами, что никогда не подставится под свистящую стрелу охотника, а тем более уже летящую в другую цель и не может погибнуть от подобных случайностей. Данная легенда специально была придумана в соответствии с мировоззрением охотников 13 века и с целью точного описания местности. Никакой «поэтики», как утверждается в Заключение ИМБТ, здесь нет и в помине, так как стихотворная форма изложения представлена в сказании в отдельном и понятном в её предназначении виде! Геоглифы «совы» и «сороки», либо имеют полностью природное происхождение, либо умело были подправлены под нужную монголам форму птиц. Со стрелой , с совой и сорокой мы разобрались! А где же сам Хасар, лучший стрелок из лука во всей Империи? Ответ на этот вопрос находится на стр. Б Балданжапова: «Говорят, что труп его похоронен на горе именуемой ЙэхзУла, но не выяснено где находится это место и эта гора. Тело его привезено с почестями и превращено в онгон в районе реки Чимвэ». Онгон означает ДУХ местности её охраняющий, а это обязательно должна быть возвышенность.