А атомный ледокол осенью выпустил, и он всю навигацию работает. Судно строили на Балтийском заводе, который производит универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал»). Универсальный атомный ледокол "Урал" является вторым серийным и третьим ледоколом проекта 22220, построенным для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Атомные ледоколы: зачем нужны и почему их производят только в России
Как ледокол ломает лед и какие особенности конструкции имеет? / Оффтопик / iXBT Live | Благодаря атомным ледоколам — а такие есть только у России — движение по нему ведется круглый год, но не таким большим потоком, какой возможен. |
Как устроен атомный ледокол проекта 22220 | Пикабу | Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в Восточном районе Арктики, и должны решать следующие задачи. |
Действующие ледоколы России | Головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 строится для обеспечения круглогодичной навигации в акватории Севморпути. |
5 САМЫХ БОЛЬШИХ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ В МИРЕ | Головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 строится для обеспечения круглогодичной навигации в акватории Севморпути. |
Как устроен атомный ледокол проекта 22220
Ранее сообщалось, что атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" будет введен в эксплуатацию с мощностью на гребных валах до 50 МВт. Это позволит начать использовать ледокол в акватории Северного морского пути уже с декабря 2020 года. В 2021 году на "Арктику" установят новый гребной электродвигатель правого борта, что повысит мощность судна до 60 МВт.
Из-за большой спусковой массы пятиуровневую надстройку монтируют уже на плаву. Этот реактор имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах прошлого поколения.
Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Назначенный ресурс оборудования установки «РИТМ-200» разработчик оценивает в 320 тыс. Назначенный срок службы основного оборудования — 40 лет против 25—33 лет , энергоресурс активной зоны — 4,5—7 Твч против 1,8 Твч , масса — 2,2 тыс. Управление осуществляется при помощи современных цифровых систем.
Паротурбинную установку ПТУ-72 для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энерго-маш». Создание единой ГЭУ определило жесткие требования к системе регулирования, управления и защиты турбогенераторов, которые входят в состав ПТУ-72. Так, при движении ледокола во льдах паротурбинная установка должна удерживать частоту вращения турбогенераторов с точностью, требуемой для поддержания в судовой сети частоты 50Гц. Это потребовало радикальным образом изменить подходы к обеспечению быстродействия и надежности системы управления турбогенераторами. При ее разработке ПКБ «Автоматика» на порядок, по сравнению с энергоустановками советских ледоколов, увеличило давление рабочего масла в гидроаппаратуре и гидроприводах паровых клапанов: 170 атмосфер вместо 15.
Наряду с проектированием, перед ЗАО «ПКБ «Автоматика» также стояла задача изготовления, проведения пусконаладки и предъявления Российскому морскому регистру судоходства двух гидростанций ГС-580 и силовых электрогидравлических приводов восьми паровых клапанов для обоих главных турбогенераторов ПТУ-72. Кроме ПТУ-72, «Киров-Энергомаш» спроектировал и изготовил турбонагнетательные агрегаты ТНА-10 для противообледенительных устройств трех атомных ледоколов проекта 22220. На ледоколе предусмотрены три валопровода: средний расположен в ДП с уклоном в корму около 3,3 градуса, относительно основной плоскости, а два бортовых расположены симметрично относительно ДП и с уклоном в корму около 2,8 градуса относительно основной плоскости. Каждый валопровод состоит из промежуточного вала, упорного вала, упорного подшипника, вала-проставыша, переборочного уплотнения, дейдвудного устройства, гребного вала с винтом фиксированного шага со съемными лопастями. Выем гребных валов предусмотрен в корму.
Упорный вал выполнен из легированной стали 42CrMo4. Все валы производит Балтийский завод. С кормовой стороны трубы предусмотрено торцевое уплотнение Wartsila H79954-01. В качестве движителя на ледоколе используются три винта фиксированного шага со съемными лопастями. Гребные винты четырехлопастные, диаметром 6200 мм, с шаговым отношением 0,8.
В перспективе до 2030 года грузопоток может вырасти до 150 млн тонн. Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина —173,3 метра, ширина - 34 метра; осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 9,3 метра. Мощность - 60 МВт на валах ; водоизмещение - 33,54 тыс.
Расчетный срок службы - 40 лет, численность экипажа- 54 человека. Президент и Правительство РФ уделяют больше внимание развитию транспортно-логистического комплекса. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов.
Читайте также: Создание ледокольного флота для России укрепило морской статус Петербурга Атомные ледоколы серии 22220 обеспечивают российское лидерство в Арктике. Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лёд толщиной до трёх метров. Как ожидается, они обеспечат проводку судов с углеводородным сырьём с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Спущен на воду атомный ледокол «Якутия»
Россия и правда обладает самым большим ледокольным флотом в мире. Но при этом, сейчас многие будут удивлены, нам их катастрофически не хватает с учётом стоящих перед нами амбициозных задач. Согласно правительственным планам объём грузоперевозок по Севморпути должен составить 80 млн т к 2024 г. Для сравнения — в текущем году он составит 33,8 млн тонн.
То есть, запланирован рост почти в 2,5 раза! Предполагалось, что достичь таких показателей поможет транзит грузов из Азии в Европу и обратно через наш Севморпуть, но сейчас с этими планами можно попрощаться. Что же их заменит?
Мало кто обратил внимание на недавнее любопытное событие — российский специализированный ледокольный танкер «Василий Динков» загрузился нефтью в Мурманске и, пройдя Севморпуть, прибыл в китайский порт Жичжао. Это вторая в истории отправка нефти в Китай через Арктику. Раньше в ней не было большой необходимости, так как с нашего северо-запада нефть отгружалась в соседнюю Европу, а в Китай поступала в основном по трубам.
Но уже 5 декабря Европейский союз запретит большую часть импорта из России морским путём. Значит те объёмы, которые предназначались для неё, потекут в Азию через свободный от санкций Севморпуть — вот вам и прибавка к грузовой базе. Свою прибавку внесут и белорусы, которые работают над проектом создания терминала для перевалки своих также попавших под санкции калийных удобрений в Мурманске.
Ожидается рост отгрузки и российского СПГ. А вскоре на Крайнем Севере заработает грандиозный проект «Восточная нефть» от корпорации «Роснефть» и поток грузов увеличится ещё больше. Для его обеспечения нужен поистине огромный ледовый флот, поэтому планом развития инфраструктуры Севморпути предусмотрено строительство 37 новых судов, включая ледоколы, аварийно-спасательные и гидрографические суда.
Будут привлекаться к работе и суда наших партнёров — Китая, Индии, Ирана. Таким образом, на данный момент Россия остаётся единственной ледокольной державой и не намерена уступать этот статус кому-либо. И если бы мы заранее не озаботились созданием новейших ледоколов и развитием инфраструктуры Севморпути, то сегодня оказались бы в весьма плачевной ситуации.
Однако не нужно думать, что всё это даётся без усилий и противодействия.
Предназначены для замены судам типа "Арктика" проект 10520 , "Россия" проект 10521 и "Таймыр" проект 10580 , у которых в 2020-х годах закончатся сроки эксплуатации. Индекс ЛК-60Я расшифровывается как "ледокол с ядерной силовой установкой мощностью 60 мегаватт". Эти суда предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике. Силовая установка спроектирована в начале 2010-х гг.
Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год. Сейчас головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я» — это самый мощный ледокол в мире. Эти ледоколы имеют двойной корпус, толщина внешнего корпуса в районах ледоколов составляет около 48 мм, а в других — 25 мм. Между внутренним и внешним корпусами находится водяной балласт, который может перемещаться для облегчения ледокольной проводки. Корабли класса «Арктика» могут ломать лед, продвигаясь вперед или назад. Хотя у них есть два реактора, обычно для подачи энергии используется только один, а другой находится в режиме ожидания. Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет. А какой ледокол — новейший? Построен на Балтийских и Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Строительство корабля началось в октябре 1989 года на Балтийском заводе, но было остановлено в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновилось в 2003 году. Строительство ледокола заняло почти 18 лет, и в конце 2007 года ледокол был готов к эксплуатации. Фото: rosatom. Форма судна увеличивает ледокольные возможности, а корпус покрыт полимерной краской для уменьшения трения. Он имеет общую длину 160 м, ширину 30 м, осадку 11 м и глубину 17,2 м. Водоизмещение 25 840 тонн. Судно может пробивать лед глубиной до 2,8 метров на постоянной скорости. В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход. Был модернизирован комплекс биологической защиты и добавлен экологический отсек. На корабле есть вертолетная площадка, подходящая для вертолета МИ-2 или МИ-8. Судовая энергетическая установка включает в себя два реактора: один для подачи энергии, а другой находится в режиме ожидания.
По расчетам, атомный ледокол «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 метров. Три атомных ледокола проекта «Лидер», которые являются самыми мощными в мире, будут введены в эксплуатацию в 2027-2032 годах. Суда получат комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Кроме того, на ледоколах будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и другое. В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи, а также брать на борт научные экспедиции. Столь высоких показателей удалось достичь, в том числе за счет особой конструкции корпуса ледокола. Так, впервые в истории судостроения каждое поперечное ребро остова шпангоуты, формирующие внешние обводы уникально по форме. Это обеспечивает не только высочайшую проходимость через льды, но и прокладку судоходного канала шириной около 50 метров. К примеру, ледоколы предыдущего поколения пробивают трассу шириной не более 36 метров и идут по льдам не быстрее двух узлов. Такого в мире вообще не только нет, но и не было никогда, даже у нас. Он будет колоть лед практически неограниченной толщины. Владимир Путин Президент Российской Федерации Ожидается, что атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Появление нескольких таких судов еще больше скажется на экономике. Выгодное сочетание основных характеристик и габаритов позволит «Лидеру» проводить через льды суда шириной до 35-40 метров и дедвейтом до 180-200 тысяч тонн. В первую очередь, планируется проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий, прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом будет занимать не более 15-20 суток.
"Лучше я скажу без диктофона". Как мучился самый мощный ледокол в мире "Сибирь"
Создание проекта 22220 ЛК-60Я началось после того, как разработчик советских, а после и российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» попробовал сделать увеличенный проект ледокола типа «Арктика» и столкнулся с проблемой расширения корпуса. Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. Как заявляют создатели, он станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. В начале сентября атомный ледокол проекта 22220 "Урал" прибыл на Кронштадтский морской завод для проведения планового ремонта.
Функционал ледоколов
- Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»
- Ледокольный флот России: больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании и Китая вместе взятых
- Получить решение для флота
- Первая в водах Арктики: как Россия создала единственный в мире атомный флот и проложила Севморпуть?
- Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Сделано в России
Благодаря атомным ледоколам — а такие есть только у России — движение по нему ведется круглый год, но не таким большим потоком, какой возможен. Атомный ледокол "Якутия" спустили на воду на Балтийском заводе в Петербурге. Современный атомный ледокол с таким же названием (проект 22220) был спущен на воду 22 сентября 2017 года, атомоходы этого типа являются самыми большими и мощными в интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Спуск на воду строящегося атомного ледокола "Якутия" (строительный номер 05709) проекта 22220 (ЛК-60Я) на АО "Балтийский завод". Время новостей. Спущен на воду атомный ледокол «Якутия» проекта 22220. Очередной Сухой Суперджет 100 совершил свой первый полёт.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»
Ледоколы проекта 22220 оснащаются двухреакторными силовыми установками нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанными для этих судов. Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Он менее материалоемок и занимает меньше места на судне, а следовательно, экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем интегральная компоновка. По ее словам, «Якутия» станет самым экологичным ледоколом этого класса.
Как можно проиллюстрировать это утверждение? В номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий и бизнеса» победа присуждена «Атомфлоту», ЦКБ «Айсберг» и Балтийскому заводу за проект «Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220». Эти ледоколы обладают исключительными техническими характеристиками и отвечают самым высоким требованиям радиационной безопасности. Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 м. Атомоход сможет прокладывать канал шириной около 50 м.
Принципиально новая задача для ледокола — не просто проложить канал при максимальной ледопроходимости, а обеспечить коммерчески обоснованную скорость проводки транспортных судов в тяжелых ледовых условиях. Требование обеспечить эти условия проводки было поставлено в техническом задании на ледокол.
Среди них заложенный в 2021 году будущий мировой чемпион — головной сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт. А в январе 2024 года Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт строительству универсального атомного ледокола «Ленинград», который станет шестым по счёту атомным ледоколом проекта 22220. Растущие мощности ледокольного флота России позволят планомерно увеличивать транзитный грузопоток по Северному морскому пути в 2023 г.
Специфические требования к прохождению сквозь ледяные преграды обуславливают уникальную форму корпуса атомных ледоколов. Он имеет обтекаемую и облегченную структуру, которая позволяет сократить сопротивление движению и улучшить способность судна преодолевать лед. Важнейшей особенностью является ледовый пояс, обеспечивающий защиту корпуса от давления и ударов льда.
Кроме того, материалы, из которых изготовлены корпуса атомных ледоколов, прошли специальную обработку и испытания, что повышает их прочность и устойчивость к износу. Таким образом, суда сохраняют свою функциональность на протяжении длительного времени, несмотря на экстремальные условия эксплуатации. Для обеспечения маневрирования в ледяных условиях атомные ледоколы оснащены мощными двигателями и усовершенствованными пропеллерами.
Системы управления судном, включая автоматизированные элементы, также адаптированы для выполнения задач в сложных арктических условиях. Необходимо отметить наличие специального оборудования для мониторинга льда, такого как радары и эхолоты, что значительно повышает безопасность движения. Оперативное обеспечение обслужения экипажа атомных ледоколов имеет важное значение для успешного выполнения миссий.
В связи с этим, суда оборудованы современными системами жизнеобеспечения, включая медицинские и спортивные помещения, комфортабельные каюты и общественные зоны для отдыха. Касательно внутреннего устройства, атомные ледоколы имеют несколько отделений, каждое из которых отвечает за определенную функцию. Так, размещаются радиационно-защитные помещения, в которых находятся ядерные реакторы, и где обеспечивается контроль радиационной безопасности.
Здесь же располагаются системы охлаждения и утилизации радиоактивных отходов. Вспомогательные системы, такие как насосы, генераторы и трансформаторы, находятся в отдельных отсеках, что обеспечивает их защиту и изоляцию от возможных воздействий внешней среды и других систем судна. Атомные ледоколы способны выполнять разнообразные задачи, от сопровождения грузовых судов и научных экспедиций до проведения спасательных операций.
Их конструкция и особенности позволяют им маневрировать среди льдин, разрушать многометровые ледяные преграды и прокладывать путь в места, недоступные для большинства других судов. Эксплуатация атомного ледокола Безукоризненное функционирование атомного ледокола основывается на слаженной работе экипажа, квалифицированном техническом обслуживании и своевременном ремонте. Процесс эксплуатации судна является многофакторным и требует соблюдения строгих правил безопасности, на которых в данном тексте стоит уделить особое внимание.
Прежде всего, профессионализм экипажа играет ключевую роль в успешном выполнении задач атомного ледокола. Помимо капитана и моряков, на борту находятся специалисты по ядерной энергетике, инженеры, механики и многие другие. Обучение персонала включает как теоретическую подготовку, так и практические навыки, включая тренировки по реагированию на чрезвычайные ситуации и экстренному взаимодействию между службами.
Отзывом которых финнов могут шантажировать, если сделка с ледоколами пойдёт не по плану. К тому же проектировать новые американские ледоколы будут на базе немецкого RV Polarstern, поэтому вместо ледокола национальной постройки приходится брать с миру по нитке. Производством первых трёх кораблей проекта может заняться американская верфь VT Halter Marine, однако если корабль окажется удачным, то строить американские ледоколы будут за рубежом. Для сравнения: производство ледоколов в России можно наладить на любом судостроительном заводе.
Внизу грохот стоял сильнейший, конечно, но американские самолёты-разведчики, переговоры которых военные перехватывали время от времени, называли ледокол гоночным за способность парить над кромкой льда и наваливаться на неё всем весом Артём Бармин Бывший заместитель начальника машинного отделения атомного ледокола "Советский Союз" Внушительная ледопроходимость сохранилась и у новейших ледоколов проекта 22220 — они, как и их советские предки, способны пробивать трёхметровый лёд для проводки кораблей. Отчасти задержки со сроками связаны со специфическим положением Береговой охраны в системе Вооружённых сил США. Они самые бедные, и на их потребности больше всего плюют. Плюс сумма на строительство нужна немалая — под два миллиарда долларов, которые ещё нужно было выбить из конгресса, конкурируя с флотом Василий Кашин Эксперт РСМД К тому же у Береговой охраны США, в отличие от Росатомфлота, нет ни кадров, ни инфраструктуры, чтобы обслуживать корабли с атомными энергетическими установками.
Кроме того, что такие корабли даже при достаточном водоизмещении порядка 23 тыс. У атомных ледоколов, которые есть в России, таких проблем нет. Для того чтобы пробраться через толщу льдов, используется крупный проходчик, а для перевозки груза — атомный контейнеровоз "Севморпуть". Сочетание атомных и неатомных кораблей позволяет создать арктический флот практически неограниченного радиуса действия, оперативность которого не зависит от погоды, температуры за бортом или остатков топлива.
Ввод в строй атомного ледокола «Урал» и спуск на воду атомного ледокола «Якутия»
В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире. Советский атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика» был построен на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде по проекту 1052 и введен в эксплуатацию в 1977 году. Первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот» в 2022 году, следом за ним в конце года заказчику передали «Урал». Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. Универсальный атомный ледокол "Урал" является вторым серийным и третьим ледоколом проекта 22220, построенным для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой.
Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Отличается и их ядерная энергетическая установка: у мелкосидящих атомных ледоколов не два реактора, как у больших морских, а только один. После первого атомного ледокола «Ленин» в СССР разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов. Заместитель гендиректора госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша рассказал ведущему «Военной приемки» Алексею Егорову о том, чем руководствовались создатели атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» в начале его пути. Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября. В основном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря.