Директор Института геохимии РАН Юрий Костицын представил несокрушимые доказательства высадки американских астронавтов на Луну в ХХ веке, пишет «МК». Советский Союз на Луне В день 45-летия приземления первых людей на Луне Русская планета вспоминает о советской лунной программе Через месяц после полета в космос Гагарина президент США Джон Кеннеди дал НАСА четко определенную цель: Если мы можем добраться.
Лунный заговор между США и СССР – грандиозная афера 20 века
При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства. Советский Союз и Соединённые Штаты боролись за первенство с переменным успехом: если первый полёт к Луне, получение первого изображения обратной стороны Луны, первая посадка КА на Луну и, наконец, первый луноход стали советским достижением, то высадка первого. Впервые достигнута поверхность Луны: как советская «Луна-2» перевернула историю. Ракета, доставившая станцию Луна-2 на Луну в СССР. «НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну? В пятидесятилетний юбилей высадки первого человека на Луну разбираемся с «лунным заговором»: откуда он взялся, кто и как с ним борется и почему он до сих пор существует.
«Мы разучились садиться на Луну»
Попробовать Как прошел старт и последующие этапы программы Все этапы запуска были успешными. Ракета «Союз-2. Разгонный блок «Фрегат» придал ускорение для выхода на траекторию полета к Луне, затем отделился. После этого «Луна-25» начала пятидневный автономный полет.
Никаких сбоев во время запуска не зафиксировали. Первая прошла 12 августа, вторая — 16 августа. После этого станция вышла на окололунную промежуточную орбиту.
На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё.
Н-1 на стартовой площадке Н-1 в сборочном цеху Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени.
Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки.
На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска. Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты.
Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций.
Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник.
На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение.
Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.
Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.
Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения. Этот космический аппарат был предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта. В процессе полета проводились научные исследования в окололунном пространстве, испытывались новые навигационные системы. Программа полета «Луны-15» не была выполнена, т.
Растиражированные вымпелы были с изображением лунохода. Но в результате, луноход был доставлен на Луну другим космическим аппаратом «Луна-17». Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-16» Космический аппарат « Луна-16» была запущен с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К» , совершил рейс «Земля-Луна-Земля» и впервые в мире доставил на Землю образцы лунного грунта. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-17», доставивший на Луну первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1» 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. На аппарате и посадочной ступени станции были установлены флаги и вымпелы с изображением герба Советского Союза и барельефом В.
Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-20» Космический аппарат «Луна-20» был запущен 14 февраля 1972 года. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-24» Многие называют вымпелы, оставшиеся на Земле, копиями, но это не так: все предметы подлинные. Это те самые предметы, которые были сделаны для запуска в космос, одни из них полетели, а другие остались. Любой из этих вымпелов мог быть отправлен в космос. Вымпелы выпускались тиражом от 100 до 300 штук.
Один экземпляр устанавливался на космический аппарат, остальные же вручались участникам данной программы. В Музее космонавтики наиболее полная коллекция лунных вымпелов, которые имеют, несомненно, познавательное значение в качестве наглядного иллюстративного материала для изучения лунной тематики.
Советская Луна
"Лунная гонка" СССР и США | Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября 1959 года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли. |
Полная статистика нашей (СССР и РФ) лунной программы (с неудачами…) - Записки обывателя | Есть в истории шести (!) официальных высадок американцев на Луну одно странное обстоятельство. |
Нулевые космонавты
- Чего так долго ждали-то?
- Советская Луна
- Что же пошло не так?
- Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15» - Узнай Россию
Это была славная работа
- Новости и события Российского исторического общества
- Полная статистика нашей (СССР и РФ) лунной программы (с неудачами…) - Записки обывателя
- «Луна-16»: триумф после поражения / Offсянка
- "Лунная гонка" СССР и США
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС
- Российские ученые разгромили "лунный заговор", или алтайское участие в миссии астронавтов
Почему СССР отказался от своей лунной программы
Кстати, сей важный профессор в советские времена вел телепередачу «Очевидное – невероятное» и в одном из ее выпусков ничтоже сумняшеся заявил, что высадки американцев на Луну в 1969 году не было, а они сымитировали это в каком-то павильоне! При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства. 60 лет назад, 4 января 1963 года, в Советском Союзе запустили первую автоматическую межпланетную станцию, задачей которой должна была стать мягкая посадка на поверхность Луны. Последнюю советскую станцию к Луне отправили в 1976 году, «Луна-24» успешно доставила на Землю 170 г реголита.
Кеннеди предлагал СССР совместную высадку на Луну
Облет Луны на расстоянии 2400 км и возвращение на Землю 17 ноября 1968 года. Впервые после облета Луны совершена посадка не в океан, а на сушу Казахстан, юго-западнее Джезказгана. Однако из-за преждевременного отделения парашюта станция упала на Землю с высоты 5 км и разбилась, что стало причиной отмены полета вокруг Луны двух космонавтов, запланированного для следующего запуска аналогичной станции. Астронавты Ф. Борман, Дж.
Ловелл и У. Андерс сделали 10 витков вокруг Луны, выполнили детальную съемку предполагаемых районов высадки экспедиций и провели наблюдения лунной поверхности. Астронавты Т. Стаффорд и Дж.
Янг отделились в лунном модуле от основного корабля, где оставался Ю. Сернан, и в течение 8 часов совершали раздельный полет, снижаясь до высоты 15 км над лунной поверхностью. Сделан 31 виток вокруг Луны, отрепетированы все этапы полета на Луну, кроме самой посадки на поверхность. Корабль возвратился на Землю 26 мая 1969 года.
Станция разбилась при посадке в южной части Моря Кризисов 21 июля в тот же день, когда экипаж «Ароllо-11» вышел на лунную поверхность. Первая станция 3-го и пока последнего поколения. Это крупные станции масса 1 500 - 2 000 кг , состоящие из двух частей: собственно станции различной в каждом случае и универсальной платформы с 4 лапами-опорами, обеспечивающей посадку на поверхность. Астронавты Н.
Армстронг и Э. Олдрин в лунном модуле «Еаglе» 20 июля 1969 года совершили посадку на Луну, а 21 июля впервые вышли на лунную поверхность. Они провели на Луне 21,5 часа, из них 2,5 часа - вне лунной кабины во время однократного выхода. Собрано 22 кг образцов камней и грунта.
На поверхности оставлены сейсмометр для наблюдения за лумотрясениями и лазерный отражатель для локации с Земли. Стартовав с Луны, лунная кабина состыковалась с командным модулем «Соlumbia», в котором находился астронавт М. Коллинз, ждавший своих коллег на окололунной орбите. Облетев вокруг Луны, станция приземлилась 14 августа 1969 года Казахстан, южнее Кустаная.
Конрад и А. Бин в лунном модуле «lntrepid» выполнили посадку в равнинном районе Океана Бурь. Гордон оставался на орбите в командном модуле «Yankee Clipper». Астронавты провели на Луне 37,5 часа, из них около 8 часов вне кабины, удаляясь от нее до 500 м во время двух выходов на поверхность.
Собрано 34 кг геологических образцов. Пройдя 160 м, астронавты подошли к станции «Surveyог-3», находившейся на Луне уже 2,5 года, и демонтировали некоторые детали для исследования их на Земле.
С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность. При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже. Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей. Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита.
В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя. В результате, 10 мая связь с аппаратом прекратилась, и миссия была завершена. Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом.
На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы. Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный.
Правая рука по-прежнему лежит на лестнице. Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне: — Один маленький шаг человека — огромный шаг человечества. Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза. За ним тянется веревка, которую держит оставшийся в кабине Олдрин. Это на случай неожиданностей.
Он отходит от кабины все дальше. Медленно поворачивается на 360 градусов. Машет рукой в сторону телевизионной камеры. Его первое задание на лунной поверхности после "приобретения уверенности" — взять образец лунной почвы. Он берет ее специальной лопаточкой, мы видим, как он укладывает его в целлофановый мешок и кладет в карман, пришитый выше колена левой ноги. Движения его становятся увереннее и быстрее. Он уходит все дальше и, наконец, исчезает за рамкой телевизионного экрана. Мы слышим его голос, он рассказывает, что почва на Луне твердая, преимущественно пепельно-серого цвета.
Неожиданно он появляется на экране снова, и зрители на Земле не могут сдержать возгласа удивления: он бежит. Но не так, как бегают на Земле. Так бегают на экране кино, снятые замедленной съемкой. Он берет из люка-кладовки еще один мешочек для образцов почвы и снова уходит за рамку экрана. Из люка кабины появляется Эдвин Олдрин. Он спускается уверенней, чем его предшественник. И снова зрители изумленно ахают: Олдрин прыгает с последних двух ступенек. Тут же он поднимается на лестницу и снова прыгает.
Теперь на экране телевизора двое космонавтов. Армстронг дважды подпрыгивает на месте и даже пытается присесть, но скафандр мешает ему. Олдрин обходит лунную кабину, осматривает ее и докладывает на Землю, что повреждений не нашел. Армстронг вынимает телевизионную камеру из гнезда в люке-кладовке, относит ее на несколько метров от кабины и устанавливает на треножнике. Теперь мы видим всю лунную кабину, близкий, неровный лунный горизонт. Кругом безжизненная, какая-то рябая пустыня, вся в оспинах-кратерах. Видны большие валуны и каменные гряды, о которых рассказывал Армстронг сразу после посадки. Несколько часов работали космонавты на поверхности Луны.
Почему Россия решила возобновить программу? Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли. В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя. Текущая миссия может показаться небольшой: автоматическая межпланетная станция доставит к спутнику всего 31 кг полезной нагрузки, состоящей из необходимых научных приборов и посадочной платформы аппарата. Прилунение должно произойти 20 августа, близ кратера Богуславского, на 69-м градусе. Исследователи планируют выяснить, почему на Луне вода не испаряется с путника мгновенно и существует не только в зонах вечной тени, куда никогда не попадает солнечный свет. Отечественный зонд станет первым этапом на пути к прилунению на Южном полюсе, который считается одним из наиболее перспективных участков для исследования.
Эта задача невероятно трудна из-за того, что там практически невозможно поддерживать связь с Землей.
Поделиться
- Россия возвращается на Луну: как СССР исследовал её в прошлом и что ждёт нас в будущем
- Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15»
- Люди, базы и челнок
- Бонусы СССР от США за молчание о лунном фейке (Иван Иванов 232) / Проза.ру
- Бонусы СССР от США за молчание о лунном фейке (Иван Иванов 232) / Проза.ру
Почему советские космонавты не полетели на Луну
В чем же была причина отказа СССР от высадки на Луну? — Журнал Фактов на DTF | Россия обвинила Америку в том, что она фальсифицировала высадку на Луну. |
Как прошла первая посадка на Луну? | Россия обвинила Америку в том, что она фальсифицировала высадку на Луну. |
«Луна-9». Первая посадка на Луну 55 лет назад
Запущенный 12 сентября научный модуль с советским вымпелом внутри небольшого грузового контейнера совершил жесткую посадку на поверхности Луны и навсегда «застолбил» за СССР первенство в области освоения объектов за пределами Земли. Высадка на Луну — одно из самых впечатляющих достижений человечества за всю его историю. 53-летие первой высадки на Луну «Аполлона-11» (Apollo 112) мы отмечали этим летом3.
Как прошла первая посадка на Луну?
Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков.
Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года.
Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей.
Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели.
Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо.
За время своей миссии «Луноход-1» сделал 25 тысяч снимков, 211 панорам Луны и преодолел расстояние в 10 тысяч метров. Проработал он 301 день, 6 часов и 37 минут на 3 месяца дольше запланированного , после чего перестал выходить на связь 30 сентября 1971 года. За четыре месяца работы он прошёл 39 км это расстояние оставалось рекордным до 2015 года — лишь тогда его превзошёл марсоход «Оппортьюнити» , передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки, но после этого не смог продолжить работать из-за перегрева аппаратуры внутри корпуса. Кстати, человечество после лунной гонки как-то в целом охладело к исследованию естественного спутника: следующая мягкая посадка на Луну произошла только через 37 лет. В декабре 2013 года туда отправился китайский аппарат «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту», а в 2020 году китайская АМС «Чанъэ-5» привезла обратно на Землю пробы грунта, которые собрали на глубине до 2 метров. Отправить космонавтов Советскому Союзу уже не удалось: для высадки на Луну планировали использовать лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжелую ракету-носитель Н-1. Затем проект и вообще всю работу с Н-1 свернули в мае 1974 года. С того времени начались разработки нового современного лунного аппарата. Проект изначально носил название «Луна-Глоб», но в настоящий момент называется «Луна-25» — отсылка к советской лунной программе. Первоначально запуск станции был запланирован на 2014 год, но его отложили из-за решения заменить ракету-носитель с «Союза» на «Зенит». А потом запуск ещё и переносили несколько раз по разным причинам. Космический аппарат будет исследовать южную половину Луны, собирать образцы грунта и проводить другие научные исследования. Космический аппарат также будет оснащён манипуляторным комплексом обеспечивает забор лунной породы ковшом и перенос её до анализатора.
Предписывает отменить ряд ранее начатых проектов, не имевших прямого оборонного назначения, и перенести сроки реализации других. Разработка объекта Е-4 «[автоматической станции] со специальный зарядом и средств регистрации взрыва на поверхности Луны», прекращена, сроки подготовки к запуску объекта Е-6 автоматической станции для выполнения мягкой посадки на Луну перенесены с 1961 на 1962 год. Бирюзовым Главнокомандующим ракетных войск стратегического назначения. Королева, Г. Тюлина и А. Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска. Письмо К. Бушуева Г. Скуридину, сопровождающее основополагающий документ - «Техническое задание на разработку космического аппарата для посадки на поверхность Луны объект Е-6 », утвержденное 1 января 1963 года главным конструктором ОКБ-1 С. Предполагается, что «Космический аппарат Е-6 предназначен для осуществления мягкой посадки автоматической лунной станции АЛС с аппаратурой на Луну в районе океана Бурь и проведения научных исследований непосредственно на лунной поверхности». Отметим: пуски объектов Е-6 к Луне уже начались 4 января 1963 года, и руководство ОКБ-1 направляет данный документ с целью привлечь дополнительное внимание к работам со стороны Академии наук СССР. Об этом говорит повестка дня данного совещания - обсуждение «физических условий на поверхности Луны, применительно к конструкции скафандра космонавта для выхода на поверхность Луны, а также физических условий, которые необходимо учитывать при проектировании космических кораблей, предназначенных для посадки на Луну».
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны. До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли. И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации.
Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками.
Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя.
Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности.
В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район. При этом промежуточные коррекции не нужны.
Сроки пилотируемых полетов отнесены к 2030-м годам. Создание лунной станции проводится вместе с Россией. Америка, устами президента Буша-младшег о, говорит о Луне начиная с 2000-х. После него о Луне твердят все президенты, это уже обыденная тема, вроде создания рабочих мест и насаждения демократии во всей Вселенной.
Последняя программа начертана в 2017 году при Трампе. Назвали ее «Артемида», в честь богини Луны в старых мифах. Кстати, храм Артемиды сжег в поисках вечной земной славы Герострат. По планам сначала в полет отправят роботов. Потом экипаж. Потом ежегодные прилунения и создание инфраструктуры. Первый полет запланирован на 2024 год, но ни корабль, ни ракеты не готовы.
Вряд ли найдется оптимист, который скажет, когда «Артемида» увидит лунные пейзажи. Космический аппарат стал долгостроем Российский аппарат «Луна-25» когда-то назывался «Луна-глоб» и тоже относится к космическому долгострою. Отсрочка в значительной степени связана с авариями наших межпланетных станций. В 1996 году погиб «Марс-96», а в 2011 году — «ФобосГрунт». Аварии произошли уже на начальной стадии экспедиции, в окрестностях Земли, что является ударом по профессиональной гордости работников космической отрасли. Было принято решение не гнать коней, а учесть все ошибки, чтобы не повторить их. Посадочный зонд поручен НПО имени Лавоч кина в Химках, где еще со славной эпохи Королева делали все межпланетные станции.
Он даже в меньшей степени был хорошим организатором, но инженером он был талантливым. А опыт, который он приобрёл в Германии, когда велись разработки ФАУ-2, другого ракетного оружия, конечно, в нужный момент они пригодились ему в Соединённых Штатах Америки. Он пытается найти поддержку Хрущёва, убеждает его в необходимости создания новой ракеты для полёта человека к Луне. Сергей Хрущёв Сын Н. Хрущёва На что ему Никита Сергеевич ответил: сейчас американцы говорят, что это будет стоить где-то 20 с лишним миллиардов долларов. У меня этих денег нету, у меня есть приоритеты: у нас в стране не хватает продовольствия, нам нужно жильё строить. Это мои приоритеты.
Американцы тратят свои деньги, а я трачу свои деньги, поэтому скажите, пожалуйста, сколько будет стоить, тогда мы это дело посмотрим. Королёв сказал: а я не знаю. Хрущёв: а если не знаете, то тогда давайте не будем гоняться. Никто не знал, что ждёт нас в дальнем космосе. Как осуществлять, например, связь с кораблём на расстоянии в сотни тысяч километров. Авторы проекта, получившего название «Вестфорд» англ. Project West Ford, также Westford Needles или Project Needles , решили создать из 480 миллионов медных иголок на орбите Земли своеобразное «кольцо» и использовать его для нужд загоризонтной радиосвязи.
Они рассуждали так: если природная ионосфера имеет недостатки, мешающие с её помощью создать такую радиосвязь, то можно создать искусственный объект, лишённый, так сказать, природных минусов. Ведь «зеркало» для отражения радиоволн не обязательно должно быть сплошным непрозрачным экраном. Недаром самые большие радиоантенны делаются сетчатыми, иначе бы их вес оказался слишком велик. Так вот и иглы, запущенные в космос в 1961 году и позже, должны были образовать там гигантскую сеть, от которой радиосигналы отражались бы как от экрана и возвращались на Землю за тысячи километров от места их отправки. Американские радиофизики в качестве системы радиосвязи предложили использовать на околоземной орбите игольное кольцо. Но этот эксперимент провалился. Медные иголки плохо отражали сигнал.
А сотни миллионов иголок, запущенные с искусственного спутника «Мидас» до сих пор засоряют космическое пространство. Сергей Королёв» Впрочем, не только связь с астронавтами волновала конструкторов. Это превращало конструирование посадочного модуля в работу весьма умозрительную. На одном из учёных советов в Москве астрономы затеяли долгие и бесплодные споры о том, какая она Луна — твёрдая или покрытая многометровой сыпучей пылью? Сергей Королёв долго их слушал, пока не понял, что дальнейшее обсуждение ни к чему не приведёт. И оборвал спор: «Будем считать, что Луна твёрдая». Он взял ручку и написал на клочке бумаги: «Луна твёрдая.
Сергей Королёв». В Советском Союзе к руководству самыми ответственными космическими программами привлечены люди, отдавшие ракетной технике многие годы жизни: Сергей Королёв, Валентин Глушко, Михаил Янгель и Владимир Челомей. Основоположники советской ракетотехники: Сергей Королёв, Валентин Глушко, Михаил Янгель, Владимир Челомей Но в начале 60-х для советского руководства космос пока ещё на втором месте. На первом — оборона страны. Штернберга Королёв, другие инженеры одновременно делали и военную технику, и баллистические ракеты, и какие-то новые спутники. GPS тогда не было, но уже первые намётки были, спутников-шпионов очень много делали и мы, и американцы — на всё это нужны были средства. На лунную программу и сил, и интеллекта особого бросить мы тогда не могли.
В Соединённых Штатах во главе НАСА стоят не инженеры-учёные, а крупные администраторы с широкими связями в деловом мире, для которых вовсе не обязательно было знание технических тонкостей. Именно таким человеком был Джеймс Уэбб. Джеймс Уэбб. Руководитель НАСА в 1961-1968 гг. Он не хотел заниматься космонавтикой, у него не было даже элементарного инженерного образования. Но на кандидатуре Уэбба упорно настаивал президент Кеннеди. Он считал Уэбба административным гением.
Уже к концу 1961 года Уэбб заключает контракты по программе «Аполлон» с сотнями компаний, расположенных в 47 штатах страны. Системные проблемы советской науки: экономия средств и несогласованность руководства Пока в США вся национальная индустрия согласованно решала поставленную президентом задачу, у нас началось очередное выяснение отношений. ОКБ Королёва чуть было не осталось без двигателей к лунной ракете. Дмитрий Стальной Зав. Советская экономика обескровлена в том числе усилением противовоздушной обороны и обороноспособности в целом страны. Она уже была достаточно обескровлена, и потянуть такие сложные проекты было крайне тяжело. Сделать двигатель для лунной ракеты в ту пору могло только конструкторское бюро, которым руководил академик Глушко.
Керосин и сжиженный кислород исчерпали свои возможности как ракетное топливо. Королёв предлагал перейти на кислород и водород, а Глушко считал лучшей альтернативой фтор и азотную кислоту. Королёв знал, что эти компоненты крайне ядовиты. Он не мог посадить людей на ракету с таким двигателем. В случае аварии огромные территории окажутся мёртвыми на несколько десятилетий. Королёв решил разрабатывать ракету «Н-1» для полёта на Луну только на базе своего конструкторского бюро. Антон Первушин Писатель, журналист Произошло определённое головокружение от успехов у советского руководства.
Они, видимо, потеряли понимание, и не смогли конструкторы объяснить, что нужно создавать новые более мощные ракеты, но главное — новые корабли. Потому что очень долго продолжался эксплуатироваться тот же космический корабль «Восток». Королёв вынужден проводить свои идеи полёта к Луне, преодолевая сопротивление других конструкторов ракетной техники, и вновь, и вновь искать поддержки у Хрущёва для создания ракеты «Н-1». Хрущёва До 64-го года Королёв выходил несколько раз на Хрущёва, говорил, давайте делать. Хрущёв опять спрашивал — сколько? Ну, ему говорили — давайте, прорабатывайте… И только в 64-м году вышло первое постановление правительства о том, что Королёв будет делать эту ракету… Советскому Союзу потребовалось три года, чтобы решиться на участие в лунном марафоне. В августе 64-го года вышло секретное постановление правительства, инициированное Королёвым и определившее важнейшей задачей высадку советского космонавта на Луну.
Но в октябре был смещён Хрущёв, и всё опять застопорилось. Только весной 65-го года начался отбор кандидатов в лунные космонавты для полёта на корабле «Л-1» вокруг Луны без посадки и на корабле «Л-2» с посадкой одного космонавта на лунную поверхность. Вернер фон Браун, как ведущий ракетчик Америки, принимает участие и в разработке стратегии битвы за Луну. Фон Браун предлагает строить на околоземной орбите космическую станцию, там собрать корабль и вместе со всей командой стартовать к Луне. Несколько ускоряющих ступеней поднимали бы корабль на околоземную орбиту, а затем выводили бы на траекторию окололунной орбиты.
Об этом говорит повестка дня данного совещания - обсуждение «физических условий на поверхности Луны, применительно к конструкции скафандра космонавта для выхода на поверхность Луны, а также физических условий, которые необходимо учитывать при проектировании космических кораблей, предназначенных для посадки на Луну». В документе указана причина неудачи пуска 4 января 1963 года - «возникшая неисправность в схеме электроавтоматики, приведшая к невключению двигателя последней ступени носителя 8К78». Тюлина, В. Калмыкова, С. Королева и А. Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне второй станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска. Королева М. Келдыша с просьбой поддержать решение об изготовлении пяти дополнительных объектов Е-6, поскольку «первые два полета были неудачными, и остался лишь один объект Е-6, который предполагается пустить в начале марта с. Хрущевым, поручает Совету народного хозяйства и Государственному комитету по оборонной технике СССР выделить пять ракет-носителей 11А57 «Восход» «в счет плана 1963 года для доработки под носители объектов "Е-6"». Письмо С. Келдышу с техническом отчетом о пусках первых трех объектов Е-6 Документы, направленные главным конструктором ОКБ-1 С. Келдыша, содержащие технический отчет о проведенных в 1963 году пусках трех объектов Е-6.