8 апреля 1987, «Литературная газета» По словам молодого московского инженера, «культ силы становится нормой для подростков». 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать. Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы. Советские учёные добились выдающихся успехов в естественных науках: семь исследователей в этот период стали лауреатами Нобелевской премии.
Была ли свобода информации в СССР?
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Так, в "Уральском рабочем" публикуется письмо ветерана Б. Солонина с призывом прекратить всякие совещания и отправиться на уборку: "Нетрудно догадаться, что нас ждет нынешней зимой, если этого не сделать.
Я сам готов ехать"53. Столь же искренняя и однозначная пассивность и массовое нежелание работать — "возиться в грязи". В "Известиях" передовая статья от 19 августа так и названа: "Кто сказал, что жатва — всенародное дело? Подозреваю, что это язвительное замечание сделано кем-то из читателей "по горячим следам", а не через несколько лет после событий; в таком случае эта поправка тоже выражает настроения 1990 года.
Ощущение бессмысленности уборочной, невозможность в советских условиях эффективного стимулирования труда в экстренной ситуации — вот что просматривается за сообщениями газет. Привычные для брежневской эпохи впрочем, и вообще для советского режима административно-командные методы спасения урожая. Например, в газете сообщается, что в Варненском районе Челябинской области введено чрезвычайное положение в связи с "битвой за урожай". Газеты печатают указы и постановления правительства, касающиеся студентов, которых в обязательном порядке отправляют на поля.
Первые ростки рыночных отношений во время уборочной — приглашение горожан на уборку урожая с возможностью собрать для себя необходимое количество лука, картошки и т. В газетах разного уровня приводятся примеры действенности таких методов и указывается их общая половинчатость, нецивилизованность. При этом хлеба не стало меньше, а людей не стало больше, однако началась заготовка хлеба впрок — страна кинулась сушить сухари. Парадоксальность ситуации — с одной стороны, огромный урожай, тысячи тонн пшеницы, полные закрома, с другой — призрак голода — определяется многовековым горьким опытом.
Отчуждение горожанина от производства сельской продукции впрочем, как и крестьянина , превращение "урожая" в мифические цифры, а на деле — в гнилое именно так будет сказано в "Известиях" — "сгноили зерно"54 — все это не раз и не два ощущали на себе советские жители. Однако в советский период каждый человек был уверен в государственной "пайке" — пусть в минимальных размерах, пусть в виде талонов на продукты, пусть в виде импорта канадского зерна взамен своего погубленного. Осень 1990 года воспринималась обществом как время "социального дарвинизма" — выживет тот, кто сам позаботится о себе. Журналист "Известий" Э.
Сделаем, чтобы следующей осенью урожай собирал тот, кто сеял, а не тот, кого пригнали из-под палки"55. Очереди за хлебом были переходом "тактики выживания" в фазу откровенной паники. Поэтому инерция заявлений о "железной руке", которую ждет народ, может рассматриваться именно как инерция "Реальность такова, что люди не верят в возможность быстрой стабилизации, страшатся рынка, цепенеют от разгула преступности. Случайно ли, что обыденное массовое сознание все активнее и громче требует "железной руки", которая смогла бы навести порядок в стране?..
Как бы странно ни выглядела эта диалектика — к демократии через силу, — она все больше обретает черты реальности"56. Именно осенью в газетах появляется все больше сообщений о том, как люди приспосабливаются к условиям, не поддержанным никакими гарантиями и защитами. В политическом дискурсе главным словом становится "стабилизация". Мы обязаны быстро завершить разработку единой общесоюзной программы перехода к рынку и при поддержке народа решительно взяться за ее претворение в жизнь"57.
Следует отметить показательную смену императива в речах Рыжкова: в докладе он дает наказ словно бы лично себе "Мы обязаны быстро завершить разработку…" , хотя очевидно, что если от этого доклада чего-то и ждут, то готового решения и осмысленного плана действий. Впрочем, выбор этой модальности "самоуговаривания" показывает также и то, что Рыжков так или иначе ощущает пустоту и бессмысленность собственного выступления, где неуместным было все — от сообщения об отсутствии программы перехода к рынку хотя прошло около трех месяцев с момента провозглашения им лозунга "Альтернативы рынку нет" до реверанса "при поддержке народа", предполагающего извечное разделение на неких верхних "нас" и нижних "вас". С социально-психологической точки зрения перед нами — картина приспособления людей к изменившимся условиям существования. Никакая новая "чрезвычайка" в этой ситуации работать не могла, и сколько бы исполкомы ни провозглашали себя "полноправными", права их заканчивались там же, где начинались, — на бумаге.
Хозяйственный механизм страны, по-видимому, "пошел вразнос" настолько, что работали только "точечные" объекты, а отрасли в целом терпели кризис. В это время в газетах публиковались призывы, которые в той ситуации выглядели уже совершенно пустыми. Например, доктор философских наук Н. Михайлов в "Известиях" отмечает "высокое напряжение" в обществе и заявляет: "Политической стихии должны противостоять гражданское согласие, порядок и здравый смысл"59.
Очевидно, что категория долженствования в этом случае выглядит по меньшей мере риторической. Алексей Кива размышляет о "покаянии партии". По его мнению, перестройку тормозит массовое сознание: люди привыкли к социальным наркотикам. К сожалению, другого социализма мы пока не знаем"60.
Видимо, этот призыв тоже был запоздалым: дебаты об общественном статусе КПСС уже мало кого интересовали. Реальной власти партия лишалась на глазах; выступить мощной силой, которая в состоянии вдохнуть в разрушенный механизм жизнь, она уже не могла. Публичное покаяние партии в этот момент, насколько я могу судить из нынешнего дня, уже не дало бы никакого значимого психологического и экономического эффекта. Казалось бы, большее значение должны иметь заявления правительственных органов.
Однако даже плохо скрытый конфликт между Ельциным и Горбачевым Ельцин на сессии Верховного Совета РСФСР предупредил, что программа Горбачева грозит экономической катастрофой, впереди — гиперинфляция 61 остается на периферии общественного внимания. Очевидно, что газеты за это время во многом потеряли тесную связь с читателями. Именно осенью меняется статус многих газет: они проходят перерегистрацию, коллективы редакций становятся учредителями своих изданий. В это время меняются концепции изданий, они становятся более определенными и политически, и идеологически, и творчески62.
Читательская аудитория, нуждающаяся в удовлетворении самых базовых потребностей, нередко просто отказывается от газет, ограничиваясь программами ТВ63. Эта ситуация ухода читателей ощутима по тону газет, по распаду всех материалов на два разнородных, почти автономных потока: с одной стороны — освещение внутриполитической жизни страны, с другой — немногочисленные письма и корреспонденции с мест, в которых речь идет о каждодневных бытовых трудностях. Политическая информация в газетах между тем становится устрашающей. Ельцин был прав: этот путь вел к коллапсу экономики и — добавим — усилил тенденции к "бегству" союзных республик.
В конце ноября Верховный Совет поставил президенту ультиматум: Горбачеву было предложено в двухнедельный срок принять решительные меры по наведению порядка в экономике. Через четыре дня Горбачев обнародовал Указ об усилении рабочего контроля в целях наведения порядка в хранении, транспортировке и торговле продовольствием и товарами народного потребления. Умалатова была "зашикана" депутатами и на все время работы съезда превратилась в постоянный объект для иронических выпадов. Отметим, что это "зашикивание" было следствием не сервилизма, а изменения общественных настроений — время обвинений Горбачева "снизу" прошло.
И не потому, что люди стали к нему относиться лучше: просто многие интуитивно ощутили или осознали в результате размышлений , что в развертывающейся игре он — уже не решающая фигура. При этом массовом "разбегании" люди, кажется, уже мало обращали внимание на протесты аналитиков, предупреждавших о катастрофических последствиях курса правительства: "Наша страна впервые подошла к тому рубежу, за которым лежит экономический хаос. Дефицит составит 250 млрд. А это сигнал приближающейся катастрофы, для описания последствий которой у нас не хватает слов.
Поток пустых денег затопит нас, разрушив экономику окончательно"65. Призывы к чрезвычайным мерам и предупреждения либеральных экономистов, похоже, доносятся до читателей как будто из другого мира. Если раньше на страницах газет разворачивались целые дискуссии, связанные с "острыми" выступлениями специалистов, то теперь газеты не публикуют никаких откликов читателей на "страшные" прогнозы. Более того, и сами журналисты, штатные аналитики избегают комментариев.
Первая причина этой отстраненности — неверие людей в то, что правительство СССР способно хоть что-то исправить и что его поэтому есть смысл в чем бы то ни было убеждать. Приходится с глубокой горечью признать, что духовная мощь России погибла"66. Но такой "похоронный звон" для страны откровением не был: к осени подобные настроения, видимо, были приняты людьми как новые условия жизни. В октябрьской статье журналист и депутат Верховного Совета СССР Алла Ярошинская задается вопросом: что происходит в стране, есть ли хоть какая-то власть?
Торжество центристского сознания — наш завтрашний день"68. Это не очень аргументированное в статье положение можно рассматривать как реакцию на всеобщую индифферентность, угасание массовой политической активности. Удобное понятие "центризм" является эвфемизмом для обозначения общей апатии. Волки и овцы Именно осенью на страницах уральских районных газет появляются заявления о том, что "народ" вновь приносится "начальством" в жертву неведомой идее.
Сутью этих заявлений была идея возвращения в утраченное и потому казавшееся прекрасным и хорошо приспособленным для жизни социалистическое прошлое. При этом "начальство" выглядело враждебным этой идее именно потому, что "попустительствовало" "перестроечному мусору" — например, в СМИ. Манипулятивные технологии, которые можно "вычислить" по публикациям осеннего времени, не очень отличаются от хорошо проверенных временем и эпохой "коллективных протестов" брежневской эпохи. Сложность анализа в таком случае связана именно с "неразличимостью" самой материи таких выступлений.
Кто это писал — "волки" или "овцы"? Сочинена публикация полностью по заказу в редакции либо искренне написана реальными "простыми людьми" но тоже по заказу или, лучше сказать, по "наущению"? Приведем в качестве примера текст, во многом подхватывающий идеи известного письма Н.
Любопытно, что в разные времена СССР эти словески постоянно менялись, отражая особенности эпохи. Давайте вместе вспомним о некоторых легендарных речевых оборотах, которые были в обиходе у настоящего молодого гражданина СССР.
В книги Фёдора Достоевского , Льва Толстого и других классиков включили вступительные статьи советских литературоведов, доказывавших революционные настроения произведений. Выпуск таких статей был невозможен без ссылок на труды Владимира Ленина и Карла Маркса.
Всё изменилось в эпоху перестройки. Гласность и плюрализм мнений — два кита, позволивших книгоиздателям уйти от вступительных статей коммунистического характера в начале перестройки. Со временем литературные журналы и типографии приступили к публикации произведений, ещё несколько лет назад считавшихся антисоветскими. Были реабилитированы поэты Серебряного века. Расстрелянный чекистами Николай Гумилёв , умерший в пересыльном лагере Осип Мандельштам , подвергшаяся забвению и цензуре Анна Ахматова — это лишь малая часть лириков, вернувшихся на полки книжных магазинов во второй половине 80-х годов XX столетия. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Перестройка позволила попасть в литературные журналы и самым ярым противникам советской власти — прозаикам, посвятившим своё творчество описанию лагерной жизни.
Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Источник: wikipedia. К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему. За это «Жизнь и судьбу» изъяли в начале 60-х годов. Однако во время перестройки роман был опубликован.
Советские новости.
Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений. В выпуск могли включить от 1 до 3 репортажей, а иногда вся информация могла быть зачитана диктором. В разные годы в эфир ЦТ выходило от одного до трёх выпусков новостей в день.
Такие огромные тиражи печатной периодики в СССР свидетельствовали о том, что население любит читать. Это справедливо, если говорить о массовых изданиях , публикации которых были популярны в читательской среде.
Продолжала действовать директива об обязательной подписке каждым гражданином на партийный журнал и партийную газету. Это говорит о том, что высокие тиражи партийных журналов и газет свидетельствует об уровне дисциплинированности и материальной поддержки коммунистов, но не являются критерием интереса читательской аудитории. Агентство с самых первых шагов деятельности развернуло грандиозную информационную работу. АПН поддерживало деловые контакты с издательскими фирмами, национальными агентствами, радиокомпаниями 110 стран.
К 1960 годам существенно расширились возможности радио. В этот период большое распространение получило телевидение.
Центральным органом РСДРП с 1908 по 1917 год была газета «Социал-демократ», издававшаяся за границей и распространявшаяся в России нелегально. Но фактически главной газетой большевиков была «Правда». Газета издавалась легально, хотя в период с 1912 года до начала Первой мировой войны правительство 8 раз закрывало издание. Однако газета продолжала выходить, только под другим названиями: в 1913 году — «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», в 1914-м — «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда». А несколькими днями ранее представители различных социалистических партий, рабочие, члены социал-демократической меньшевистской и трудовой фракций Государственной думы учредили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. С названием особо не мудрствовали: на первой странице ровными прямыми буквами, без всяких изысков было отпечатано: «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов».
Хотя большевики и входили в состав Петросовета, но главенствующую роль в нём играли эсеры и меньшевики, так что «Известия» до поры до времени оставались меньшевистской газетой. После прихода к власти большевики попытались полностью подчинить себе прессу. В «Декрете о печати», вышедшем в тот же день, указывалось на необходимость подобных мероприятий против «контрреволюционных» газет. Однако в том же Декрете говорилось, что «как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Да и в резолюции I Всероссийского съезда советских журналистов, состоявшемся о ноябре 1918 года, подчёркивалась недопустимость политической цензуры, отстаивалось право печати на свободную критику деятельности как местных, так и центральных органов власти. Однако эти «золотые слова», к сожалению, так и остались словами. Партийно-советская печать постепенно становилась неотъемлемой частью новой политической системы, а она, как известно, инакомыслие не слишком приветствовала. К концу 1918 года на территории Советской России практически не осталось оппозиционных газет и журналов.
Зато тиражи советских газет росли с каждым годом: если в начале 1918 года тираж «Правды» составлял 85 тысяч, то через год — уже более 150 тысяч экземпляров. Тираж «Известий ВЦИК» после Октябрьской революции газета стала печатным органом новой власти в 1919 году превысил 400 тысяч экземпляров. В это же время обозначилось некое соперничество между двумя главными газетами страны. И надо сказать, до начала 30-х годов в этом негласном споре верх одерживали «Известия», именно эта газета считалась главной газетой страны. В «Известиях» печатались все декреты Совнаркома и прочих органов центральной власти. Во времена относительной свободы в пользу «Известий» играла их ориентация на широкий круг читателей, «Известия» были газетой для всех, тогда как «Правда» выполняла свою политическую функцию, оставаясь рупором правящей партии.
В СССР, бесспорно, была жесточайшая цензура. Но все познается в сравнении. Я готов доказать, что цензуры в царской России и в нынешней демократической Российской Федерации куда больше, чем в Советском Союзе. Какая разница, под каким грифом секретят очевидные вещи — государственная тайна, коммерческая тайна и т. Так, из советских СМИ куда легче было судить о состоянии невоенных отраслей экономики, чем сейчас. При Сталине и Брежневе были совсекретны сведения о том, сколько у нас было выпущено в год — три или пять тысяч боевых самолетов. Зато у нас сейчас бьют в барабаны на телеэкранах и в газетах о том, что в РФ выпустили за год аж целых три боевых самолета! В 1928—1931 гг. Сейчас они не запрещены, но попробуйте написать подобное и напечатать это в крупном российском издательстве. В лучшем случае ваше произведение выйдет с огромными купюрами, а скорее всего его завернет редактор, и не потому, что ему не понравилось, а потому, что он боится — а вдруг на него «наедут» власти или какая-нибудь «общественная шпана» типа Поклонской. Кто сейчас пропустит мечту пана Козлевича об использовании «Антилопы» для семейных прогулок — «Слышался бессмысленный смех детей». Да разве можно такое писать! Наши демократические дети не могут бессмысленно смеяться! А историю с отцом Федором, охотившимся за стульями тещи Воробьянинова? Попробуйте найдите в современной литературе историю со столь забавным попом! Я сам пострадал. В книге о начале XIX века я несколько раз подряд повторял «Александр I», а потом для «оживляжа» заменил на «плешивого щеголя». В книжке выражение вырезали. Редактор возмущался: «Да как же можно такое о царе! Редактор задумался, а потом обрадовался: «Так это ж Пушкин! Вот и ссылочку бы дали.
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
Алиса Клоц, доктор исторических наук, рассказала «Афише Daily», что этот разговор развивался в трех направлениях: «Первое — традиционное, советское: будем делать так же, только больше. Больше денег в детские сады, больше женщин на производстве. Второе — протофеминистское: говорили, что неплохо было бы и домашние обязанности поделить, и устранить стеклянный потолок формально никак не обозначенный барьер, «потолок», в карьере. Но магистральным вариантом стал консервативный, когда было решено, что большевики перестарались и изъяли женщину из дома, а ее место — в семье. Позднее, в период перестройки, это мнение стало доминирующим». Клоц считает, что идея знакомить граждан с помощью официальных газет в 80-е годы могла стать одним из вариантов решения демографической проблемы. В 80-х годах официальная партийная пресса начала разговор с общественностью о новых нормах.
Почему у советских граждан не могло быть личной жизни Большевики хотели изменить страну к лучшему, когда разрешали аборты, запрещали церковные браки и отменяли уголовное преследование гомосексуалов. Но, как верно отмечал Владимир Короленко в своих письмах к Анатолию Луначарскому, было глупо ждать поведения «идеального коммуниста» от необразованного населения, поэтому уже с 20-х годов в газетах стал моделироваться образ «правильного» гражданина. Правда, власти не смогли определиться с тем, что должен представлять собой «идеальный коммунист», поэтому перебрасывали людей из одной нормы в другую. Какие объявления о знакомствах давали в советские газеты «Любовь к песне, искусству характерны для привлекательной блондинки 48 лет рост 158 см , живущей в Москве с мамой в однокомнатной квартире, но это не мешает ее увлечению вязанием, кулинарией, что должно быть оценено будущим супругом, желательно мужественной профессии». Так, в 1926 году писали , что если в семье нет одного из родителей, государство берет на себя его финансовые обязательства. А уже в 1936 году скрывающиеся от алиментов превратились в настоящих монстров и героев сатиры.
То есть у одного человека первый ребенок мог родиться, когда о его судьбе можно было не беспокоиться, а второй — когда из-за такого же отношения к детям он становился преступником. У людей просто не существовало такого понятия, как неприкосновенность частной жизни. Власть вмешивалась абсолютно во все ее аспекты и находила этому объяснение: удовлетворяй мужа раз в 7—10 дней , потому что коммунистка; роди , потому что этого требует партия; воспитывай, как сказал Макаренко; отпусти ребенка на войну, потому что это твой долг. Право на сексуальность существовало только в первые годы СССР, затем отобрали и его. Из прессы исчезают темы о менструации, а разговоры о «половой жизни» полностью поглощаются медицинскими статьями о том, «как жить, чтобы быть плодоноснее». Будут приняты во внимание также письма из Житомира».
В 1984 году в Москве треть мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 лет оказались одинокими. А в целом по стране людей брачного возраста, не состоящих в браке, стало более 40 миллионов. Молодые люди СССР перестали строить отношения, а разведенные не заводили новых. Люди не умели говорить друг с другом об ожиданиях и потребностях, а также мало кто получал удовольствие от секса и прорабатывал свои детские травмы. Разорвать брак, который не приносит ничего хорошего, стало самым простым решением. В 80-х годах о психологических проблемах населения стали писать психотерапевты в отдельной рубрике «Работницы», где разбирали «типичные» обращения граждан.
Правда, разговор с обществом через прессу велся в консервативном традиционалистском ключе: «Психологический климат семьи — это главным образом женское дело»«В поисках совместимости», «Работница», 1987 год. По сравнению с этим «мужской разговор» выглядит откровением: «Что ж, девушки, жены, матери — они вправе предъявить нам свой счет. Но они ведут разговор со своей позиции: какими ОНИ хотят нас видеть, как ИМ хотелось бы, чтобы мы себя вели. Что ж, наверное, и вправду настало время для серьезного мужского разговора. Чего МЫ сами, мужчины, ждем от себя? Что считаем достойным своего мужского имени, что — нет?
Перепродавать иностранные вещи Такая деятельность считалась предпринимательской, преследовалась по закону. Фото: Pixabay Но люди вместе с тем все равно перепродавали что-то, зарабатывали на этом. Сама по себе такая торговля не являлась подлой. Подлым и некрасивым было то, что на гражданах наживались, что на их желании что-то приобрести кто-то зарабатывал. Нередки были случаи, когда за иностранные вещи выдавались предметы советского производства. Такой обман не считался достойным поведением, тоже резко негативно воспринимался обществом. В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам. Но такой бизнес никого не смущает, считается совершенно нормальным явлением. Работать меньше С тунеядством в советские времена боролись. Было стыдно сидеть дома, не приносить в семью деньги.
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept «Правда» и «Известия» «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Большевики прекрасно понимали важность информации, необходимость донесения своих идей до широких масс. А донести эти самые идеи в начале XX века можно было только одним способом — радио только-только делало первые шаги, о телевидении вообще ещё никто не знал, оставалось только печатное слово. Так что известная формула, высказанная Лениным, была не просто красивой фразой, а суровой реальностью, одним из важных элементов революционной борьбы. Первой была «Искра», причём отнюдь не исключительно «ленинская», как было принято говорить в советское время. Задачей новой газеты было объединение разрозненных российских и заграничных марксистских кружков, и потому у истоков «Искры» стояли, помимо Ленина, известные деятели революционного движения: Г. Плеханов, Л. Мартов, П. Аксельрод, В.
Засулич, А. Редакция газеты первоначально располагалась в Мюнхене в апреле 1902 года редакция переехала в Лондон, через год — в Женеву , а первый номер «Искры» был набран и свёрстан в Лейпциге к 11 24 декабря 1900 года. В среднем «Искра» выходила тиражом около 8 тысяч экземпляров. С середины 1901 года газета издавалась раз в месяц, а с 1902 года — каждые две недели. В Россию газета доставлялась и распространялась нелегально. Для того чтобы увеличить тираж «Искры», в России были организованы несколько подпольных типографий, перепечатывавших как отдельные статьи, так и целые номера газеты. Из-за раскола между Лениным и Плехановым в октябре 1905 года «Искра» прекратила своё существование. Большевики издавали газеты «Вперёд», «Пролетарий», в октябре 1905 года в Петербурге выходила первая легальная газета «Новая жизнь». А в 1912 году главным печатным органом большевиков стала «Правда». В январе 1912 года в Праге состоялась 6-я Всероссийская конференция РСДРП, на которой было решено издавать ежедневную газету для рабочих.
Эту технику из СССР сейчас купят за бешеные деньги В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. Любопытно, что в разные времена СССР эти словески постоянно менялись, отражая особенности эпохи.
Советские газеты
Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале Продолжаем изучать замечательные фотоархивы РИА Новости и ТАСС. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав. Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
Другие материалы
- Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей
- Образование: попытки реформ
- О чем писали советские газеты в эпоху НЭПа*
- Новости СССР listen online. Music
«Перемен требуют наши сердца»
Именно тогда советские зрители впервые стали припадать к экранам телеприемников во время работы. "Ювентус" стал первым финалистом Кубка Италии. Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы.
Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг
На первом канале преобладала общесоюзная информационная общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время». Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год... Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама». В будние дни прайм-тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов", "Время". На втором канале преобладала информационно-публицистическая н художественная тематика. Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера». Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли. На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи.
Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены повторы. В 60-е гг. Тогда появляются такие программы, как "Клуб весёлых и находчивых", "А ну-ка, девушки! Где участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», "Музыкальный ринг". Еженедельная передача "Очевидное - невероятное" представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках.
Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей. В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов -перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д.
Захаровым, А. Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы и с интересом воспринимались аудиторией. Возьмём, для примера, телепередачу "Взгляд". Её авторы и ведущие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые на советском телевидении применили такую форму передачи, как ток-шоу.
Нередки были случаи, когда за иностранные вещи выдавались предметы советского производства. Такой обман не считался достойным поведением, тоже резко негативно воспринимался обществом. В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам. Но такой бизнес никого не смущает, считается совершенно нормальным явлением.
Работать меньше С тунеядством в советские времена боролись. Было стыдно сидеть дома, не приносить в семью деньги. Работали тогда все, поскольку никому не хотелось проблем с законом. За отсутствие места трудоустройства на протяжении длительного времени могли наказать исправительными работами. Если человек не работал в полную силу, если все перекладывал на плечи коллег, то к нему тоже относились не лучшим образом. Сейчас же стало даже модно и престижно меньше работать, но при этом хорошо зарабатывать.
Значительная часть послевоенного советского студенчества уже не принимала «советскую действительность» либо отдельные ее аспекты. Свободомыслие 1940-х особенно интересно тем, что его носителем стало поколение, уже полностью сформированное советским воспитанием, советской литературой, советской политической пропагандой. Оно возникло автохтонно, без видимых внешних влияний кроме, быть может, краткого опыта знакомства с Европой у фронтовиков, — но какой набор европейских ценностей могла представить победителям страна поверженного нацизма? Оно зародилось внутри замкнутого и, казалось бы, самодостаточного мифа, порвавшего всякую связь и с внешним миром, и с прежней культурно-исторической традицией. Иногда оно продуцировалось культурными или нравственными семейными традициями, но чаще возникало спонтанно, в результате индивидуальных духовных исканий и критического переосмысления пресловутой «советской действительности». Но это уже было не то «инакомыслие одиночек», о котором говорилось выше. Оно вышло из катакомбного разъединения и требовало каких-то форм самореализации. Крайним проявлением вольномыслия молодежи 1940-х стали подпольные политические кружки. Кое о каких из них мы знаем из мемуарной литературы или из случайных упоминаний в современной печати. Можно с уверенностью говорить о десятках таких кружков численностью от двух-трех до десяти-пятнадцати человек. А это уже социальное явление. Кто были эти молодые люди? Студенты или даже школьники-старшеклассники, по преимуществу дети из интеллигентных семей, в том числе и из партийной интеллигенции; иногда но не обязательно дети репрессированных. Идеология этих «подпольщиков» могла быть разной, но большинство из них, по-видимому, определяли себя как «истинных ленинцев» и мечтали освободить страну от сталинской тирании, чтобы вернуть ее на «ленинский путь». Для этого они изучали труды классиков марксизма: писали конспекты, сочиняли рефераты, устраивали обсуждения прочитанного и сочиненного. Придумывались политические программы, детские, наивные — сегодня их даже неловко читать; но за эти полудетские игры жестоко сажали, и известны случаи расстрелов по таким делам. Однако подпольные кружки — это крайний и нечастый случай. Гораздо более серьезную роль в становлении инакомыслия сыграло этическое и эстетическое неприятие режима, складывавшееся в послевоенный период как реакция на «завинчивание гаек», предпринятое Сталиным в политико-культурной сфере после окончания войны Постановление Оргбюро ЦК ВКП б от 14. Это неприятие проявлялось в отношении к официальным мероприятиям, в дружеских разговорах, неортодоксальных литературных увлечениях, бытовом поведении. Новое мировоззрение рождалось в той же среде, что и подпольные группы, но центрами кристаллизации этого мировоззрения были не законспирированные кружки, а стихийно складывавшиеся студенческие компании. И признаком принадлежности к этим компаниям было не конспектирование «Государства и революции», а культурные предпочтения: «своего» отличали от «чужого» не по политическим взглядам, а по отношению к запрещенным или полузапретным поэтам, современной живописи и т. Отношение к официозу выражалось не столько в прямой полемике с ним, сколько в отторжении от него, иронии, скепсисе, осторожных шутках, интересе к иным философским системам например, к эзотерическому знанию. Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму. Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше? Да, это так, конечно, но в течение этих 10—20 лет в жизни страны происходили важные процессы, сформировавшие или изменившие менталитет не одного этого поколения. Идеологическое землетрясение, устроенное Хрущевым в феврале 1956 года, потрясло идеологические основы режима. Страна разделилась на «сталинистов» и «антисталинистов», причем демаркационная линия определялась не только отношением к личности покойного диктатора и к массовым кровопусканиям, которые тот учинял при жизни. Терминами «сталинизм» и «наследие сталинизма» в официальную печать, впрочем, не допускавшимися, — вместо них там использовались расплывчатые эвфемизмы «культ личности» и «последствия культа личности» общественное мнение маркировало практически все актуальные политические, культурные, социальные, экономические и даже научные проблемы: отсутствие в СССР демократии, колхозную нищету, жесткий партийный диктат в сфере идеологии, цензуру, притеснения художников-авангардистов и т. Соответственно, любые выступления против наиболее отвратительных черт режима воспринимались как «антисталинистские».
Образ «идеи, носящейся в воздухе» был им одинаково близок. Через подобный же опыт человек проходит в раннем детстве, когда им командуют больше всего. Ребенок связывает феномен невидимого голоса с «наказанием», следующим сразу после анонимного предупреждения. Опытный диктор интонацией и тембром может придать своему голосу резко директивный характер и заставить слушателей поверить в «объективность» и «правдивость» ретранслируемой им «оценки» некоей информации [1] , использовать «авторитарные свойства невидимого голоса» [2]. На протяжении всех 20-х годов этот «голос» был важнейшей альтернативой проповеди священника, которую и призван был заменить. Его организация была возложена на акционерное общество «Радиопередача», учредителями выступили Наркомпочтель, Всероссийский электротехнический трест заводов слабого тока, РОСТА. Формой организации было акционирование, типичное для периода Новой Экономической Политики. Идеологический контроль над материалом, поступающим в эфир, осуществлялся Наркомпросом. Относительная свобода первых лет работы советского радио была связана, прежде всего с тем, что технические возможности вещания были несовершенными — передачи шли в прямом эфире. Традиционная «печатная» цензура приспосабливалась к новому формату с большим трудом. Популистские по сути, однако, задействовавшие много людей одновременно «Радиогазеты» и «Радиомитинг» — как самая популярная из её составляющих в 20-е годы создавали некоторую возможность общественной дискуссии и обмена мнениями: «безграничные интонационные средства человеческого голоса, способного вобрать в себя всю палитру мыслей и чувств» [4] строгой цензуре не поддавались.
Журналистика периода "оттепели"
Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с.
Глава 10. Редакторский опыт в советский период
В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ».
Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ.
На фоне растущего недовольства населения пропаганда социалистических подвигов выглядела неуместно и порождала анекдоты [17]. Транспаранты на брандмауэрах. Ленинград, набережная Обводного канала, 1984 год Инсталляция в Москве, в районе Парка Горького, 1984 год Антивоенный антиамериканский плакат в витрине центрального почтамта. Москва, 1984 год Оценки[ править править код ] Некоторые историки считают, что главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма , добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений[ источник не указан 845 дней ]. Культуролог Даниил Дондурей отмечал: «Советская власть была дальновидна. Она понимала: формирование человека — это не только очевидная пропаганда, но и программирование личности при помощи культуры.
Она помогала человеку осваивать противоречия реальной жизни. Гюнтер в работе «Архетипы советской культуры» описывает процесс формирования образа советского героя, среди которых он особенно выделяет образ лётчика.
К октябрю 1918 г. После специального постановления Совета рабоче-крестьянской обороны от 30 июня 1919 г. И с тех самых пор стали появляться зарубежные сообщения в советских газетах с пометкой: «Получено по радио». Однако регулярно стали выходить в эфир только с 1924 г. Итоги периода Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту.
С 1918 года успешно работал революционный трибунал печати, который закрывал нежелательные для партии издания и строго контролировал существующие СМИ. Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью. Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры радиогазета, стенная газета и передачи. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно.
Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» 1,5 млн экземпляров. Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. Телевидение После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г. Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент на современное электронное телевидение получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г.
Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях. Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания. Итоги периода Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии.
В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух — передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова, Б. С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы — за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз.
В поселках функционировали школы, библиотеки, культурно-спортивные центры, даже кинотеатры. Число советских жителей Шпицбергена превышало число норвежцев. То, что поселки находились на иностранной территории, создавало особую ситуацию, не имевшую аналогов в других местах. Материалы «Полярной кочегарки» позволяют увидеть «советский Шпицберген» глазами его жителей.
Газета является важным источником по истории освоения Арктики. Газета «Neues Deutschland»: полный электронный архив 1946—2022 Основанная в 1946 г. Многие называли это издание немецкой «Правдой». Действительно, «Neues Deutschland», по многом, копировала «Правду» по своему оформлению и содержанию.
Тираж газеты достигал 1,1 миллиона экземпляров, гигантской цифры для ГДР, где проживало 16 миллионов человек. Газета была создана в апреле 1946 г. В Восточной Германии СЕПГ с самого начала играла роль правящей партии, это положение партии еще более укрепилось после создания в 1949 г. Ежедневная газета «Neues Deutschland» — орган Центрального комитета СЕПГ, писала, прежде всего, о деятельности руководства СЕПГ и восточногерманского государства, о политической обстановке в стране и в мире, о новостях народного хозяйства и культуры ГДР.
В газете публиковались официальные документы, заявления руководителей ГДР по различным вопросам внутренней и международной политики. Газета много писала о жизни в СССР и странах советского блока. Большое внимание советской космической программе уделяла газета и в дальнейшем. В 1956 г.
Особый интерес представляет то, как освещала газета события, связанные с разрушением Берлинской стены в 1989 г. Die Linke «Левые». В 2022 г. Газета по-прежнему стоит на левых, социалистических, позициях и читается, в основном, на территории бывшей ГДР.
Газета «Слово Кыргызстана»: полный электронный архив 1925-2022 Полный электронный архив ведущей кыргызской газеты на русском языке «Слово Кыргызстана» в 1925 г. На протяжении десятилетий «Слово Кыргызстана» считалась главной русскоязычной газетой республики. В газете публиковались официальные документы центральных и местных органов Советской власти, тексты указов Президента Республики Кыргызстан, постановлений Правительства Республики, законы и другие нормативные акты. В газете «Слово Кыргызстана» выходили материалы, посвященные разным сторонам жизни Республики.
Особый интерес представляют номера газеты, выходившие в 1930-е гг. Большую популярность газета приобрела в период Перестройки. В конце 1980-х гг. В статьях, опубликованных в газете, затрагивались вопросы национального строительства, положения русскоязычного населения Республики, выходили статьи, посвященные экономике, общественной жизни, культуре и спорту.
Газета является важным источником по истории Кыргызстана в годы независимости, в частности, она освещала события революций, произошедших в Кыргызстане в 2005, 2010 и в 2020 гг. В феврале 2010 года «Слово Кыргызстана» была закрыта по распоряжению президента Республики Курманбека Бакиева. Вместо нее начала выходить новая газета «Слово Кыргызстана плюс». Однако, уже в апреле 2010 г.
Бакиев был свергнут, новые власти во главе с и. Газета сохранила свой статус правительственной, при этом доля государственного финансирования в ее бюджете была не такой большой, что давало ей определенную меру независимости. В 2021 году финансовое положение газеты ухудшилось, но его удалось стабилизировать. Главным редактором газеты с 2006 г.
Название газеты содержит в себе отсылку к знаменитой, основанной В. Лениным, революционной газете «Искра». В газете работали журналисты, писатели, исследователи, общественные деятели, некоторые из которых получили известность и за пределами республики. Газета выходила ежедневно и публиковала разнообразную информацию о жизни Туркменской ССР.
Наряду с официальными документами и материалами, посвященными сельскому хозяйству и промышленности республики, газета много писала о культурной жизни Ашхабада и других городов, публиковала фельетоны, литературные произведения, даже стихи. Большое внимание уделялось событиям, происходившим в СССР и в мире. Особый интерес представляют номера газеты, выходившие в ключевые моменты истории страны в ХХ веке: в период коллективизации, Великой Отечественной войны, Перестройки, а также в первые годы независимости Туркменистана. Изменения в общественной жизни, происходившие в СССР во второй половине 1980-х гг.
Тем не менее, ситуация в республике характеризовалась особенностями, сильно отличавшими ее от других частей Советского Союза. В 1985 г. При нем в республике практически не происходили процессы политической либерализации, посреди бурных событий Перестройки Туркменская ССР была своеобразным «островком стабильности». Таким же плавным получился процесс обретения республикой независимости.
На страницах «Туркменской искры» нашли свое отражение важнейшие события того времени: попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г. В декабре 1995 г. Среди них старейшие газеты страны — «Московские ведомости» представлены в коллекции с 1767 г. Частью коллекции являются сборники императорских указов и других официальных документов, выходивших в качестве приложений к «Санкт-Петербургским ведомостям» и «Сенатским ведомостям».
В настоящее время коллекция включает в себя более 60 000 номеров изданий, около 800 тысяч газетных страниц. Коллекция создана совместно с Российской национальной библиотекой и находится в открытом доступе. Газета «Кавказ»: полный электронный архив 1846-1918 Полный электронный архив 1846-1918 ведущей дореволюционной газеты Закавказья. Основанная в 1846 году в Тифлисе по инициативе русского наместника на Кавказе и фактического правителя всего региона князя М.
Воронцова, газета «Кавказ» была изначально рассчитана на русских переселенцев, как военных, так и гражданских. Русские, проживавшие в Тифлисе и в других кавказских городах, сталкивались с отсутствием актуальной информации о местных событиях, о культурной жизни, истории и традициях Грузии и других районов Кавказа. Газета стремилась заполнить эти лакуны и, по сути, стала для своих читателей местным аналогом петербургских и московских изданий. В «Кавказе» печатали распоряжения местных властей, объявления, заметки о культурных новостях и литературной жизни, публикации о проводившихся в регионе ярмарках и о состоянии местной экономики, международные новости, этнографические очерки.
Довольно быстро читателями и авторами газеты стали и представители грузинского и армянского населения, овладевшие русским языком и получившие русское образование.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.