Новости в чем ценность метода майевтики

Сегодня мы разберем метод майевтики, который придумал сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения.

В чем ценность метода Майевтики Сократа?

Преимущества искусства диалога: Позволяет достичь глубокого понимания истины; Может вызывать конфликты и споры; Помогает обнаружить истину в самих себе; Требует времени и терпения; Учит критическому мышлению; Не всегда дает однозначные ответы; В целом, искусство диалога позволяет людям развить свои интеллектуальные способности, научиться искать истины, а также развивает навыки эффективного общения и слушания. Майевтика Сократа продолжает оставаться ценным методом обучения и саморазвития в современном мире. Как правильно вести беседу Один из важных аспектов проведения беседы — это активное слушание. Будучи внимательным к собеседнику, вы не только улучшаете качество взаимодействия, но и показываете свою заинтересованность в разговоре.

Важно демонстрировать свою заинтересованность с помощью невербальных сигналов, таких как улыбка, кивок головой и поддерживающие фразы. Однако активное слушание не означает просто молчать и прислушиваться к собеседнику. Важно также задавать открытые вопросы, которые помогут углубить разговор и показать интерес к мнению вашего партнера.

Убедитесь, что вы не перебиваете собеседника, давая ему возможность полностью выразить свои мысли и чувства. Кроме того, следует быть вежливым и уважительным во время беседы. Не поднимайте голос и не используйте оскорбительные или унижающие выражения.

Берегите чувства других людей и стремитесь к согласию, даже если вы не согласны с мнением собеседника. Еще одним важным аспектом успешной беседы является ясность и последовательность выражения своих мыслей. Выражайте свои мысли ясно и конкретно, избегая излишней нагрузки на слушателей.

Структурируйте свои речевые высказывания и используйте примеры, чтобы проиллюстрировать свои аргументы. Советы для успешного ведения беседы: 1. Будьте активным слушателем.

Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам [3].

Сократ считал, что истинное знание приходит изнутри, и методом майевтики он помогал ученикам обнаружить и развить свою врожденную мудрость.

Метод Сократа также позволяет развить навыки логического мышления, анализа аргументов и формулирования абстрактных понятий. Он призывает критически мыслить и далеко не принимать за истину все, что слышно или видно. Сократ учил своих учеников сомневаться, искать истину и задавать вопросы. Метод Сократа является эффективным способом обучения, так как он активно вовлекает учеников в процесс исследования и позволяет им понять и усвоить материал самостоятельно. Он стимулирует непрерывное обучение и постоянную жажду новых знаний.

Ценность метода Сократа в наше время не утратила своей актуальности. Майевтика помогает развить у учеников критическое мышление и самостоятельность, что является важными навыками для успешного обучения и адаптации в современном мире. Полное объяснение Основной целью майевтики является развитие критического мышления и самоанализа через внутренний диалог человека с самим собой, а также путем обмена мнениями и идеями с другими людьми. Майевтика помогает выявить противоречия и неясности в мыслях и убедиться в правильности или ошибочности собственного мнения. Особая ценность метода Сократа заключается в его идеологических и практических преимуществах: Стимуляция мышления: Майевтика побуждает участников диалога мыслить самостоятельно и активно искать ответы на свои вопросы.

Сократ верил, что истина находится внутри каждого человека, и его задача — лишь помочь осознать ее. Развитие критического мышления: Майевтика помогает участникам учиться анализировать и оценивать свои убеждения и предположения, а также проверять их на прочность и логическую последовательность. Определение понятий и определений: Сократское общение направлено на определение истины и понимание ключевых понятий и определений, что позволяет участникам диалога уточнить свои представления и расширить свои знания. Преодоление предубеждений: Майевтика помогает участникам диалога осознать и преодолеть свои предубеждения и стереотипы, давая возможность более объективно и свободно мыслить. Стимуляция диалога: Сократское общение способствует открытому и взаимному обмену мнениями, что способствует развитию способности слушать и уважать точку зрения других людей.

Это способствует формированию толерантности и развитию межличностных навыков. В целом, майевтика предоставляет человеку возможность искать истины, развиваться и обретать новые знания и понимание. Она способствует анализу, самоанализу и критическому мышлению, что делает ее важным инструментом в образовании и развитии личности. Несколько важных правил Слушайте внимательно: Майевтика требует активного участия в диалоге. Важно внимательно слушать собеседника, его аргументы и замечания, чтобы определить логическую недосказанность или ошибки в его рассуждениях.

Задавайте вопросы: Ключевой момент в методе Сократа — задавание вопросов, чтобы провоцировать собеседника к более глубокому и аналитическому мышлению.

С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими. Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам. Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии.

Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло. О чем ты думал в этот момент? Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так?

Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься?

Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить?

Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение?

Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению. Фото автора George Becker: Pexels Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор.

А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным — бессмысленно. Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни? Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом? Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой.

Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет — нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы. А дружить и существовать вместе можно и с разными целями. Другое дело, если это твоя вторая половинка. Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями?

Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону.

В чем ценность метода майевтики кратко

Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды. Одно из главных преимуществ майевтики заключается в том, что она помогает развить навыки эмпатии и понимания других людей. В процессе диалога сократического типа каждый участник вынужден выслушивать аргументы и точки зрения собеседника, прислушиваться к ним и анализировать их. Таким образом, майевтика стимулирует развитие способности к объективному мышлению и открытости к новым идеям. Еще одним важным аспектом майевтики является возможность развивать навыки критического мышления и самоанализа. Путем задавания вопросов и анализа своих рассуждений и мнений, каждый участник диалога может лучше понять свои слабости и пробелы в знаниях, а также укрепить свои сильные стороны.

Таким образом, метод майевтики Сократа является отличным инструментом для развития мышления, саморазвития и самоконтроля. Он позволяет создать благоприятную атмосферу для диалога, основанного на понимании и взаимном уважении, а также позволяет избегать догматичности и предрассудков. В конечном счете, майевтика помогает развить критическое мышление и способность к самоконтролю, а также помогает преодолеть узкий взгляд на вопросы и получить новые, более глубокие и полные ответы. Практическое применение метода майевтики Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет широкое применение в саморазвитии и развитии мышления. Этот метод позволяет человеку осознать и прояснить свои мысли, открыть новые пути мышления и решения проблем.

Майевтика помогает развить критическое мышление, внимание к деталям и аналитические навыки. Одним из основных применений метода майевтики является использование его в процессе саморефлексии и самоанализа. Сократовский диалог позволяет задавать себе вопросы, осознавать свои мысли и чувства, анализировать свои действия и принимать более обоснованные решения.

По убеждению Хабермаса, для осуществления М. Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности". По мысли Лиотара, М. Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе "спекулятивную современность". Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее свободы, Просвещения, социализма и т. Но, по мысли Лиотара, современный проект реализации универсальности разрушен итог Освенцима и Холокоста : "победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории - не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь". Народоубийство Освенцима и открывает пост-М. Модернизм, Постмодернизм. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею "не беременна". Развернутое описание "метода" М. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных.

Майевтика др. В чем суть сократического метода? В чем суть метода? Сократический метод — это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них. Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашел правильный ответ. Где применяется Майевтика? Каков результат применения метода Сократа? Метод Сократа предупреждает ненужные споры. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать, интонации становятся более давящими и напряженными. Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Ответы пользователей Отвечает Давлат Костин В чем ценность этого метода — так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы.

Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом. Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным. Пожалуй, все слышали эту фразу, которая, как считают исследователи, принадлежит именно Сократу. По этому принципу он и жил. Известно, что философ не оставил после себя ни строчки. О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона. Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память. К истине своих учеников мыслитель подводил с помощью умело выстроенного диалога. Именно в беседах и диалогах он и создал свой метод, известный ныне под названием майевтика. Это можно назвать огромным вкладом в философскую мысль. Суд над Сократом и смерть философа В 399 году до нашей эры великого мудреца обвинили в богохульстве и развращении подрастающего поколения. О судовом процессе Сократа мы узнаем из произведений Платона и Ксенофонта. Философ отказался от уплаты штрафа, а также от предложения друзей похитить его из темницы. Был ли Сократ действительно виновен?

Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества

Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением.

Майевтика - это... Майевтика в философии

Центральным понятием в методе Сократа является идея самопознания. Сократ считал, что истинное знание приходит изнутри, и методом майевтики он помогал ученикам обнаружить и развить свою врожденную мудрость. Метод Сократа также позволяет развить навыки логического мышления, анализа аргументов и формулирования абстрактных понятий. Он призывает критически мыслить и далеко не принимать за истину все, что слышно или видно.

Сократ учил своих учеников сомневаться, искать истину и задавать вопросы. Метод Сократа является эффективным способом обучения, так как он активно вовлекает учеников в процесс исследования и позволяет им понять и усвоить материал самостоятельно. Он стимулирует непрерывное обучение и постоянную жажду новых знаний.

Ценность метода Сократа в наше время не утратила своей актуальности. Майевтика помогает развить у учеников критическое мышление и самостоятельность, что является важными навыками для успешного обучения и адаптации в современном мире. Полное объяснение Основной целью майевтики является развитие критического мышления и самоанализа через внутренний диалог человека с самим собой, а также путем обмена мнениями и идеями с другими людьми.

Майевтика помогает выявить противоречия и неясности в мыслях и убедиться в правильности или ошибочности собственного мнения. Особая ценность метода Сократа заключается в его идеологических и практических преимуществах: Стимуляция мышления: Майевтика побуждает участников диалога мыслить самостоятельно и активно искать ответы на свои вопросы. Сократ верил, что истина находится внутри каждого человека, и его задача — лишь помочь осознать ее.

Развитие критического мышления: Майевтика помогает участникам учиться анализировать и оценивать свои убеждения и предположения, а также проверять их на прочность и логическую последовательность. Определение понятий и определений: Сократское общение направлено на определение истины и понимание ключевых понятий и определений, что позволяет участникам диалога уточнить свои представления и расширить свои знания. Преодоление предубеждений: Майевтика помогает участникам диалога осознать и преодолеть свои предубеждения и стереотипы, давая возможность более объективно и свободно мыслить.

Стимуляция диалога: Сократское общение способствует открытому и взаимному обмену мнениями, что способствует развитию способности слушать и уважать точку зрения других людей. Это способствует формированию толерантности и развитию межличностных навыков. В целом, майевтика предоставляет человеку возможность искать истины, развиваться и обретать новые знания и понимание.

Она способствует анализу, самоанализу и критическому мышлению, что делает ее важным инструментом в образовании и развитии личности. Несколько важных правил Слушайте внимательно: Майевтика требует активного участия в диалоге. Важно внимательно слушать собеседника, его аргументы и замечания, чтобы определить логическую недосказанность или ошибки в его рассуждениях.

Интернет уже несколько лет надоедает рекламой лайф-коучей и бизнес-консультантов. Каждый второй обещает золотые горы, семейное счастье и «лидерские качества», потому что только настоящий лидер может привести бизнес по молочной реке к кисельным берегам. И если в США сложилось более-менее чёткое разделение на бизнес-консалтинг — ребята, которые приедут к вам, проведут полный разбор полётов и помогут внедрить изменения — и на мотивационных коучей с проповедями о возможностях, то на постсоветском пространстве всё перемешалось. Джордан Белфорт в исполнении Леонардо Ди Каприо как хрестоматийный пример мотивационного бизнес-коуча.

О хороших консультантах пишут мало, их лучшая реклама — рекомендации клиентов. Но в чём различие между специалистом за 25K и за 200K? Плохой бизнес-консультант именно у них обычно накрученные посты во «Вконтакте» проведёт «аудит» бизнеса и выдаст рекомендации общего характера в формате «что такое хорошо и что такое плохо». Хороший консультант сделает аудит, составит список рекомендаций для вашей ситуации и даже поможет начать их внедрение.

Всё это вроде бы обещает и метод трекинга, но если бы это был ещё один вид консалтинга, то вряд ли бы он нуждался в особом названии. И вот тут пришло время ответить на вопрос, что в тексте забыл Сократ и при чём здесь раскрученный трекинг ФРИИ. Всё новое — хорошо забытое старое Представьте, что вы видный житель Афин в 5 веке до н. Занимаетесь торговлей и решили прийти к лучшему консультанту того времени — Сократу софистов-коучей мы игнорируем.

Говоря о себе, Сократ отмечал: «…меня многие порицали, — что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, — это правда»1. Он был первым, кто решил не учить учёных, а заставлял их думать самостоятельно. Не имея специфических знаний о ваших делах, философ бы «вытащил» из вас симптомы и причины нынешнего состояния. А открыв глаза на реальность существующих дел, удалился бы, тихо посмеиваясь.

Помогает разобраться в собственных убеждениях и мнениях 2. Не применим во всех ситуациях 3. Способствует поиску истины и самоосознанию 3. Требует времени и усилий Процесс майевтики: как задавать вопросы и пробуждать внутреннюю мудрость Цель майевтики заключается в том, чтобы задавая вопросы, пробуждать внутренние знания и мудрость у человека. Этот метод обращается к самому субъекту, чтобы он раскрывал свои мысли и находил истину в себе. Процесс майевтики начинается с того, что философ задает вопросы, которые толкают субъекта на размышления и анализ своих убеждений и идеалов. Важно, чтобы вопросы задавались таким образом, чтобы они были открытыми и способствовали глубокому рассмотрению темы. Философские вопросы могут быть неоднозначными и подразумевать несколько возможных ответов. Это способствует развитию критического мышления и аналитических способностей.

Вопросы должны вызывать диалог и обсуждение, чтобы открыть новые аспекты проблемы и привести к осознанию истины. Философ должен выступать как наблюдатель и поддерживать открытость, не оказывая давления на субъекта и не указывая на «правильные ответы». Важно стремиться понять мнение субъекта и помочь ему раскрыть свою внутреннюю мудрость и истину. Майевтика помогает формировать критическое мышление, способность задавать верные вопросы и анализировать информацию. Она также позволяет развивать эмоциональный интеллект, способность к самопознанию и осознанности.

Одной из главных ценностей метода майевтики является способность помочь людям развивать свою критическую мысль и аналитическое мышление. Сократ верил, что истинное познание возникает из осознания своей невежественности. Применение метода майевтики помогает людям задавать правильные вопросы и искать ответы, основанные на обоснованных и логических рассуждениях. Другая ценность метода майевтики заключается в его способности помочь людям достичь осознания своих личных ценностей, убеждений и мировоззрения. Путем задавания вопросов и проведения диалога Сократ ставил целью помочь людям разобраться в себе и своих принципах. Это позволяет каждому человеку понять, что именно для него является важным и ценным в жизни. Еще одной важной ценностью метода майевтики является его способность к самопересмотру и изменениям. Сократ учил, что истинное знание достигается через постоянный поиск и пересмотр своих убеждений. Применение метода майевтики позволяет людям быть готовыми менять свои точки зрения и обновлять свои знания в свете новых фактов и аргументов. В целом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность в познании и самосовершенствовании. Он помогает задавать важные вопросы, понимать себя и свои ценности, а также быть готовым к постоянному развитию и изменениям в своем мировоззрении. Развитие критического мышления Суть метода майевтики заключается в постановке вопросов и подталкивании исследуемого к самоанализу. Этот процесс стимулирует критическое мышление, поскольку требует активного участия индивидуума в процессе размышления и поиска ответов. Человек задается вопросом, который помогает ему осмыслить свои мысли и увидеть скрытые связи и противоречия. Преимущества развития критического мышления через метод майевтики Сократа включают: 1. Повышение способности к анализу и критическому мышлению 2. Развитие навыков самостоятельного исследования и поиска правильных ответов 3. Укрепление уверенности в своих суждениях и аргументации 4. Улучшение способности принимать обоснованные решения 5. Получение навыков логического мышления и аргументации Овладение критическим мышлением важно для любого человека в самых разных сферах жизни. Это помогает лучше адаптироваться к переменам и становиться более гибким и адекватным в своих решениях. Метод майевтики Сократа предоставляет эффективный инструмент для развития этой ценной навыков. Поиск истины и самопознание Метод майевтики Сократа направлен на поиск истины и самопознание.

Сократовская майевтика: суть и принципы метода

Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании.

Основные положения философии Сократа и метод майевтики

Майевтика что это Сегодня мы разберем метод майевтики, который придумал сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения.
Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины - Саморазвитие Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление.
Про Сократа, сократовский диалог, диалектику и майевтику... - Игорь герасимов Ценность метода майевтики заключается в его способности помогать людям осознать свои истинные ценности и убеждения, лежащие в основе их мировоззрения.
Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом.

Sorry, your request has been denied.

Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн. Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Суть метода майевтики заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые провоцируют собеседника к размышлению и самостоятельному обнаружению истины.

Сократ: диалектика и метод майевтики

Он позволяет нам задуматься о своих ценностях, убеждениях и мотивациях, а также осознать собственные ошибки и слабости. В современном, быстро меняющемся мире, где существует множество точек зрения и информационный шум, метод майевтики представляет собой ценный инструмент, который помогает нам найти истину и развиватьсвои мыслительные способности. Майевтика помогает нам: Разобраться в сложных вопросах и проблемах. Развить коммуникативные навыки и эмпатию. Развить критическое мышление и аналитические способности. Развить самоанализ и самосознание. Найти истину в мире множества точек зрения и информационного шума. Примеры использования метода майевтики в различных областях жизни Метод майевтики, разработанный Сократом, может быть успешно применен в различных областях жизни, как личной, так и профессиональной.

Ниже приведены некоторые примеры использования этого метода: 1. Развитие самосознания и самопознания: Майевтика может быть полезным инструментом для исследования своих мыслей, чувств и убеждений. Она помогает задавать себе глубокие и проницательные вопросы, чтобы лучше понять себя, свои ценности и свои цели в жизни. Развитие критического мышления: Майевтика позволяет развивать навык анализа и оценки информации. Через постановку вопросов и проверку предположений, этот метод помогает выявлять логические ошибки, несостыковки и противоречия в аргументации. Принятие важных решений: Метод майевтики может помочь в сложных ситуациях, когда необходимо принять важное решение.

Источник: Философский словарь. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею "не беременна".

Развернутое описание "метода" М. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и боги". Источник: История Философии: Энциклопедия МАЙЕВТИКА повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака».

Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я».

В любом регионе, где будет культивироваться эта форма, на базе имеющихся социокультурных «очагов» будут возникать активно реализующиеся гуманитарные проекты, например, выставки, фестивали, биеннале и т. Значение слова «майевтика» раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода диалектики , говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки по древнегречески — майевтики. Та помогает рождению человека, а его вопросы помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий в сознании беседующих с ним людей.

В истории известен факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных позициях. Щедровицкого и Н. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты. Цель «Школы майевтики» — выявление и развитие личностных позиций ребенка и взрослого в проблемной социально-культурной ситуации с последующей разработкой и реализацией значимых для региона гуманитарных проектов. Гуманитарный проект направлен на установление конкретного способа связи между конкретным человеком и духовной культурой всего человечества. Открытие своего конкретного личного способа связи с миром духовной культуры человечества связано с развитием своего уникального понимания, авторским «прочтением», самостоятельной интерпретацией культурных текстов. Георгий Петрович Щедровицкий говорил, что: «…наша область знаний очень мирная, лентяи и проходимцы не смогут их использовать в преступных целях.

Этим могут воспользоваться только нравственные и интеллигентные люди. Здесь та же ситуация, что и в одном античном мифе, герой которого превращал в золото все, к чему бы ни прикасался. И в этом смысле гуманитарное знание, или знание о знании, автоматически делает человека духовным и нравственным, поскольку вне духа эти знания не могут употребляться. Это то, что англичане называют «личные знания», знания, которые работают на становление и саморазвитие человека».

Причина такого различия кроется в представлениях о происхождении этой ценности. Никий считает, что деятельность, искусственно дублирующая реальность, каковой является искусство сражаться в тяжелом вооружении, воспитывает те личностные качества и навыки воина, которые будут для него полезны и в реальной схватке с врагом. Лахет же, напротив, искусственно выработанные навыки, полученные в ходе спортивных тренировок, ставит в зависимость от уже имеющихся личностных качеств человека.

Отсюда и негативная оценка обучения гоплитомахии, поскольку трус, обретя с помощью этих упражнений дерзость, в реальности покажет себя еще большим трусом, храбрец будет вынужден раз за разом доказывать свое превосходство, и малейшая оплошность приведет его к позору см. Лишь реальный опыт, умение преодолевать реальные опасности, а не хитроумные приемы, делают человека мужественным и ведут его к славе. Дальнейшая рефлексия интуитивного уровня мужества связана с парадоксами дефиниции этой добродетели. Лахет, привыкший к сражению в сомкнутом строю, без промедления отвечает Сократу: «Если кто добровольно остается в строю, чтобы отразить врагов, и не бежит, знай, это и есть мужественный человек» Платон, 1990: 281. В этом ответе, во-первых, показательна его легкость: Лахет говорит не задумываясь, выражая естественную и самоочевидную для себя истину, которая и является основой понимания этой ценности. Во-вторых, Лахет переводит абстрактное понятие мужество в область конкретного мужественный человек. Тем самым Лахет обращается к габитуальному и катафатическому измерению данной ценности.

На первый взгляд, такое обращение должно предельно конкретизировать абстрактный характер мужества в его универсальном значении. Однако на деле выходит, что подобная трактовка сама обладает односторонним и в этом смысле абстрактным характером. На это указывает ирония Сократа, который приводит противоположные примеры мужественного поведения и тем самым показывает фрагментарность такого определения. Далее уже Лахет пытается посредством абстрагирования обнаружить универсальную сущность мужества, представленную во всех приведенных примерах конкретного мужественного поведения: «Мужество — это некая стойкость души» Платон, 1990: 283. Как мы видим, Лахет не отказывается от содержания исходного определения, поскольку дальнейшая дефиниция лишь абстрагирует конкретность его изначальной дефиниции. Поведение гоплита, не покидающего свое место в строю, распространяется на всю область мужества, превращаясь в нравственное качество стойкости духа. Однако в ходе диалога выясняется, что такое определение оказалось слишком широким, поэтому в качестве ограничения собеседники вводят признак разумности, который отличает осознанную стойкость мужественного человека от стойкости «вредной и злокозненной», связанной с безрассудством или упрямством.

Однако при проверке конкретными примерами результаты подобного определения вновь оказываются плачевными. Разумная стойкость, основанная на расчете, позволяющем действовать наверняка, противоречит интуитивному пониманию мужества. И наоборот, мужественными признаются люди, которые, находясь в невыгодном положении и даже в ситуации обреченности, все равно противостоят тем, кто имеет над ними преимущество. Таким образом, рефлексия ценности приводит к противоречию в ее логическом содержании, что и констатируют участники диалога: мужество, рассматриваемое как стойкость духа, с одной стороны, причастно к разуму, а с другой — ему противоположно см. Другой участник диалога, Никий, пытается преодолеть этот парадокс путем увязывания мужества с мудростью, которую, в свою очередь, интерпретирует как «науку о том, чего следует и чего не следует опасаться как на войне, так и во всех прочих делах» Платон, 1990: 186. Никий здесь рассматривает мужество не как стойкость, а в аспекте столь характерной для него предусмотрительности, которая служила причиной его неизменных побед см. Соответственно, здесь выдвигается и разрабатывается принципиально иной критерий мужества.

Стойкость духа — черта, прежде всего, волевая, подчиняющая себе все остальные личностные качества, в том числе и разум. Ведь в рассмотренной выше эволюции своего определения Лахет рассматривает разумность и основанные на разуме знания в качестве прилагательного, уточняющего стойкость, которая становится существенным и отличительным признаком мужества. Никий же, напротив, именно науку, то есть рационализированные и в силу этого обобщенные, абстрагированные от жизненного опыта знания, полагает в качестве краеугольного камня в осмыслении мужества. Лахет критикует этот тезис, справедливо утверждая, что сами по себе профессиональные знания не делают человека мужественным. Под напором этой критики Никий идет еще дальше в обобщении своего определения. Мужество как мудрость состоит не в знании какого-либо конкретного мастерства, а в универсальном понимании полезного и вредного в применении к тому или иному делу. Однако подобное обобщение еще более затрудняет поиск сущностных оснований мужества, так как в этом случае оно становится тождественным вообще всякой добродетели, неотличимо от рассудительности или справедливости.

Подобный вывод окончательно заводит исследование в тупик, и собеседники признают свое невежество в этом вопросе: ни стойкость духа, основанная на волевых качествах человека, ни мудрость, основанная на знаниях, не выражают суть исследуемой добродетели. И здесь мы подходим к еще одному интересному парадоксу. С одной стороны, налицо реальное присутствие мужества у собеседников, а также и понимание его смысла: ведь и Лахет, и Никий, и Сократ не испытывают разногласий относительно приводимых примеров мужественного поведения людей. Такие разногласия, правда, возникают лишь при переносе этой добродетели на поведение животных. Но это не удивительно, поскольку такое поведение не попадает под определение Никия: ведь животные не могут обладать разумным знанием. С другой стороны, при понимании смысла мужества и реальных проявлений этой добродетели в конкретных поступках и нормах поведения участники диалога сталкиваются с явной неспособностью выразить это понимание: «Мне кажется, я понимаю, что такое мужество, и не знаю, каким образом оно от меня только что ускользнуло, так что я не могу схватить его словом и определить» Платон, 1990: 185. В контексте нашего исследования в этом парадоксе вызывает интерес соотношение реальной деятельности, определяющего эту деятельность интуитивного уровня ценности и попытки ее рефлексии на понятийном уровне.

При таком подходе отрицательный результат диалога будет выглядеть иначе, поскольку неудачу в поиске надлежащего определения мужества можно рассматривать как закономерное выражение смысловой природы этой традиционной ценности. Во-первых, при общем согласии относительно объема этого понятия как отмечалось, и у Лахета, и у Никия не возникало разногласий по поводу конкретных примеров мужества , в отношении содержания оба полководца выдвигают совершенно различные его отличительные признаки, что говорит о различных способах осмысления данного объема. Однако при этом можно говорить об изначальной интуитивной целостности подобных смыслов, поскольку они содержательно определяют общее значение данной добродетели, интуитивное понимание которой также присутствует у всех участников диалога. Тем самым вскрывается внутренняя смысловая подвижность самоочевидного значения традиционной ценности. Во-вторых, показательны итоги смыслового раскрытия признаков мужества. И критерий стойкости, и разумная предусмотрительность в своем развитии выходят за предметные рамки мужества и даже противоречат ему. Здесь можно говорить о смысловой подвижности традиционной категории, вплоть до значения, противоречащего изначальному.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий