Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. Казанский феномен Хади Такташ.
37 фактов о «Слове пацана» — сериале, который обсуждает вся страна
У меня двоих друзей убили. Одного забили лопатами — не успел добежать и запрыгнуть в автобус при набеге на чужую улицу, хоронили всем Новотатарским районом. Второго убили в Москве выстрелом в глаз. К счастью, самому не довелось мотаться, хотя одно время желание было, приходили дворовые пацаны, звали, мама уберегла. Чушпаном не был, дружил с теми, кто мотался. Пытались стрясти деньги на общак — не дал. Отстали, не били.
Делали всякие бомбочки, особенно из сифонов, хорошо бабахало, одному пацану пальцы оторвало. Когда перед армией в 1987 году переехал в 8-й микрорайон, встретили, как говорится, с монтажками меня в подъезде. Я отбился, ударив главного по носу, и успел запрыгнуть в лифт, правда, по руке монтажкой попало. Добежал до квартиры, схватил железный дрын, выбежал на улицу, а их и след простыл, больше никто не приставал. Благополучно отслужил два года, и в 1991 году восьмовские предлагали вступить к ним, но отказал им из-за учебы. Больше никто не подходил.
А с 1993 все группировки как-то сами рассосались, видимо, власти серьезно взялись за «казанский феномен».
Тема для специалистов-психологов, но я считаю, что в группировки шли и идут два типа подростков. Первый — те, кому физически необходимо выплёскивать свою агрессию, драться, самоутверждаться, но таких, как правило, не очень много. И второй, самый многочисленный, — те, кто чувствует себя неуверенно вне своей группы. Кстати, один из тяпляповцев на допросе в своё время так и сказал: «Жить в группе намного легче».
Этот многочисленный тип самый опасный: такие люди, чтобы не потерять доверие своей стаи, способны на всё. Ещё одна причина, как мне кажется, лежит в проблеме целого поколения. Почему становление организованной преступности проходило по всей стране именно в 80-е годы, ни раньше ни позже? Те, кто родился в 60-е и 70-е годы — это поколение «с ключом на шее». Сами — в школу, сами — из школы, сами приготовить, сами себя проконтролировать.
Символ поколения — мальчик Дядя Фёдор из известного мультика про Простоквашино. Родители этих детей всегда заняты, всегда на работе, им некогда было заниматься воспитанием и видеть, что происходит с ребёнком. Мне могут возразить — и предыдущие поколения росли точно так же, предоставленными самим себе. Да, но у них была цель — победить голод, победить в великой войне, победить послевоенную разруху. Нужно было просто выживать, здесь не до глупостей.
А к концу 70-х глобальные задачи по выживанию кончились. Слабые попытки найти новые цели в виде всесоюзных строек провалились: молодёжь 80-х уже пре- красно понимала, что такое комфорт и роскошь, так же как и то, что большинству они недоступны. Отсюда — агрессия и ненависть к зажиточным «барыгам». Были, конечно, и другие. Ребята, не ставящие себя в зависимость от мнения толпы и не нуждающиеся в унижении слабых, чтобы почувствовать свою силу.
Сейчас про таких сказали бы — с чётко выраженной мотивацией. Именно они дежурили на дискотеках, чтобы не допустить массовых драк.
Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться — опасность существует, но не превышает норму.
В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным. Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак» Радикальный ислам и государство в роли ОПГ Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама.
В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности. Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться.
Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х — идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается. Сейчас такого нет. В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная — ментовская и ФСБ-шная.
Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер немецкий социолог, — прим. Enter писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги.
А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно — легитимный монополист насилия.
Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно — только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось. Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики.
Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними — там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей — участников тех событий. Я думаю, что книга имеет право на существование. В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен».
У меня рабочее название издания «Пацаны. Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории. С одной стороны это нон-фикшн, но с другой — я сам до конца не могу понять жанр.
Ближайший аналог — книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня! Таковы свойства памяти — люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта. Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится.
Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью — так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений. Вот и приходится быть на виду. Пока я не знаю, сколько буду этим заниматься — в принципе, могу и устать от темы.
А может за одной книгой появятся следующие — вдруг кто-то из авторитетных людей захочет поделиться информацией: тогда сделаю книгу-интервью в частном формате. Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел.
По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно. Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается. Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно.
Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся — это действительно похоже на терапию.
Posted 17 декабря 2023,, 08:34 Published 17 декабря 2023,, 08:34 Modified 17 декабря 2023,, 08:34 Updated 17 декабря 2023,, 08:34 Скрывался 16 лет: лидер казанской ОПГ Сунгатуллин задержан в Ростове 17 декабря 2023, 08:34 Силовики задержали в Ростове 61-летнего экс-лидера казанской ОПГ «Кинопленка» Скрывавшийся 16 лет лидер казанской ОПГ «Кинопленка» задержан в Ростове Силовики задержали в Ростове 61-летнего экс-лидера казанской ОПГ «Кинопленка», он скрывался от следствия 16 лет, пишет Lenta. В Татарстане арестован 61-летний уроженец Казани Эльфат Сунгатуллин.
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»
Группировка «Универсам» на самом деле существовала в Казани в 80-х годах | Создатели сериала вдохновлялись историей криминальных группировок в Казани, а особенно — судьбой преступников из «Хади Такташ». |
Бренд, которого не должно было быть: «казанский феномен» | В родной Казани Гараев состоял в группировке «Низы», и криминальные 1980-е были буквально его жизнью. |
МВД по РТ: погромы в ТЦ «Алтын» и на рынке устроила группировка «Суконка» | АиФ Казань | После и вовремя просмотра сериала режиссера Крыжовникова «Слово пацана» многие зрители задумывались, существовала ли группировка «Универсам» в реальности. |
Группировка «Универсам» на самом деле существовала в Казани в 80-х годах » | Молодежные группировки в Казани существуют и по сей день. |
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале Конечной целью борьбы с группировкой универсам в Казани является наказание и пресечение незаконной деятельности. Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории. Главная» Новости» Новости опг казань. Начиная с конца 80-х группировка считалась самой влиятельной в Казани: бандиты захватили местный завод и создали четкую структуру с боевыми подразделениями и контрразведкой.
Группировка «Универсам» на самом деле существовала в Казани в 80-х годах
В родной Казани Гараев состоял в группировке «Низы», и криминальные 1980-е были буквально его жизнью. Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные. Вероятно, «Универсам» из сериала представляет собой смесь всех группировок, существовавших в Казани в конце 80-х годов. К 2000 году власть в Казани была поделена, поэтому войны между ОПГ стихли, успокоились, между собой договорились.
Вынесен приговор группировке ритейлеров
Наш разговор перемежается воспоминаниями участников банд, которые поделились ими для книги. В 1990-м Роберт Гараев входил в группировку «Низы». Сегодня он журналист и музыкант Искореженные судьбы Словосочетание «казанский феномен» появилось в статье журналиста «Огонька» Дмитрия Лиханова в 1988-м. Он рассказал про молодежные банды, которые изрезали столицу Татарстана на лоскуты-районы. Кварталы, разделенные проспектами, уподобились средневековым городам-государствам. Перешел улицу - готовься к драке. Репортаж шокировал весь Союз.
Вот только для казанцев все это было ежедневным террором на протяжении 15 лет. Драки двор на двор, стенка на стенку, деревенские против городских были и в других регионах СССР. Но в Казани они достигли запредельного уровня насилия. С потоками крови, выбитыми зубами и глазами, глубокими резаными ранами и трупами. В 1990-е группировщики взялись за оружие. На кону стояли гигантские деньги и передел собственности.
Одна из причин, по которой здесь не любят трепаться о «казанском феномене», - многие участники банд стали бизнесменами и чиновниками. Но больше тех, чьи судьбы были искорежены разборками или тюрьмой. В любом случае, пока ты туда не попадал, ты был чушпаном, чертом и лохом. Разудалая троица из ОПГ «Космос». Фото из личного архива Дисциплина и иерархия Членами банды становились в 14 - 15 лет. Иногда раньше.
Участники делились по возрасту. Младший: «скорлупа», «шелуха», «звездюки» - никаких серьезных поручений, максимум «постоять на пиках» шухере. Участников, отошедших от банды по возрасту, называли «древними». Внутри строгая субординация. У каждого возраста свой смотрящий, который отвечал за проступки подопечных. Пришиться - отшиться В 1970-х появился ритуал «пришивания» - вступления в группировку.
Обычно это была драка, зачастую с более сильным противником. Позже появились «вопросы», на которые надо было ответить «по понятиям». Новому участнику могли приказать напасть на прохожего или члена другого формирования. Редко удавалось выйти полюбовно, почти всегда через жестокое избиение, худший вариант - «опускание». На человека мочились, и он становился изгоем, на которого даже не смотрели. Общее фото на память - одна из традиций пацанов банда «Дербышки».
Фото из личного архива Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю.
Стиснув зубы, та плясала под его дудку, пока из армии не вернулся Вова Адидас.
В наше время все служили, и откосить могли только те, у кого здоровье не позволяло, или студенты», — вспоминает Дмитрий. Фото: кадр из сериала Что же касается уголовников, то, по словам нашего собеседника, на улицах Казани их не особо чтили, но, тем не менее, в меру поддерживали и прислушивались к ним. А если они натворят что-то совсем непотребное, то их наказывали.
При этом расправу над ними устраивали те же пацаны с улицы. Это была жестокая борьба за лидерство в криминальном мире. Некоторые готовы были шагать через трупы, отказавшись от всего человеческого внутри себя.
Молодые даже могли ослушаться старших, в зависимости от того, как они это обоснуют другим членам группировки», — рассказывает Дмитрий. Причем, старшие делают это перед молодыми, запрещая им повторять за ними. А если те попадутся, то не избежать избиения.
ОПГ «Борисовские». Фото предоставлено героем публикации «Сами мы не пили и не курили, но и молодежь строго за это не наказывали. Чтобы так, как на других улицах в 90-е, жестоко забивать, такого у нас не было», — прокомментировал Дмитрий.
Также в сериале члены группировки «Универсамовские» вызволяют из больницы своего лидера Вову Адидаса.
Сама группировка «Универсам», в которой состоят главные герои, существовала в реальности — она была малочисленной, но жестокой. Известно, что в 90-е «универсамовские» крышевали местный рынок. При этом сериальная ОПГ — это, скорее, собирательный образ. В ней можно разглядеть группировку «Тяп-ляп», с которой, по общему признанию, начался расцвет криминала в еще советском Татарстане. Этой бандой управляли бывшие уголовники — а в начале сериала «Универсамом» заведует «Кащей», который уже успел отсидеть в тюрьме.
Самого Кощея больше всего ассоциируют с одним из лидеров группировки «Тяп-ляп» Завдатом Хантимировым по прозвищу «Джавда». Он нокаутировал противников с одного удара и отличался особой жестокостью. Говорят, начальник парня — «Джавда» работал электриком — настолько его боялся, что продолжал платить зарплату, хотя молодой человек не приходил на работу. Другого лидера «Тяп-ляпа» Сергея Антипова чаще всего сравнивают с Вовой «Адидасом», который в одной из серий скидывает Кощея и сам начинает руководить «Универсамом». И «Антип», и «Адидас» — спортсмены, которые не пьют алкоголь и запрещают это другим членам группировки.
Давать показания было опасно для жизни: большое количество членов банд было до сих пор на свободе. В совокупности на счету «Хади Такташ» за время существования было больше 50 убийств. В начале 2000-х лидеров банды приговорили к различным срокам. Двое — Галиакберов и Фархутдинов — получили пожизненное, сейчас они отбывают наказание в колонии особого режима «Черный дельфин» в Соль-Илецке Оренбургская область. Другие получили большие сроки — около 20 лет. Соответственно, сейчас некоторые уже освободились, — объяснил эксперт. Данил Сергеев не смотрел новый сериал, но читал книгу, которая легла в его основу, — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010». Это документальное исследование с рассказами участников событий: сотрудников правоохранительных органов и членов этих банд. По словам криминолога, с исследовательской точки зрения там много интересной информации, а вот к фильмам на криминальную тематику у него сложное отношение: — Я не разделяю мнение тех, кто поднял крик по поводу этого фильма. Но тем не менее отношусь к подобным [массовым] сериалам скептически. Да, есть общественный интерес к этим темам. Но, к сожалению, героизация бандитов может неправильно повлиять на тех, кто стоит перед выбором, как ему жить, послужить негативным примером. Это подтверждается криминологическими исследованиями. Любой фильм героизирует, какой бы он ни был, и режиссеров можно понять: они показывает противоречивость героев, как с положительными, так и с отрицательными качествами. Не всегда эти люди выглядят абсолютным злом, поэтому могут вызвать симпатию. Наш собеседник приводит в пример историю екатеринбургского криминального лидера Александра Хабарова , который был во главе ОПС «Уралмаш» перед тем, как это сообщество разгромили. Александр Хабаров в последние годы был депутатом городской Думы Екатеринбурга. В последние годы Хабаров проводил футбольные матчи, занимался благотворительностью. Нельзя сказать, что ОПС «Уралмаш» — это абсолютное зло. Вот банда Коротковых — абсолютное зло. Лидеры «Уралмаша» были умнее, они смогли понять, что криминалом долго не проживут, нужно выходить на новый уровень. Но это им не помогло избежать той участи, что постигла их в связи с криминальным прошлым. Вообще, тема ОПС «Уралмаш» очень сложная, противоречивая. По вашему мнению, нужно ли рассказывать о нем или безопаснее объявить табу на эти темы: в том же кинематографе, например? Подобные явления возникли в определенных обстоятельствах того времени, в темные времена, и многие государства прошли через это. В любой переходный период, когда ослабевает государственная власть а в девяностые ее не было, по большому счету , на ее место приходят криминальные элементы. И если мы будем говорить, что эти люди спасали страну, это не так: они помогали ее топить еще дальше. Казанские подростки развивали физическую форму на улице, а свердловский криминал предпочитал спортзалы Источник: кадр из сериала «Слово пацана» Наш собеседник вспоминает, как некоторое время назад у него была идея записать интервью с бывшими участниками екатеринбургских группировок. Тема становления банд в Екатеринбурге была также интересна с научной точки зрения. Но когда я вышел на людей, которые имели к ним отношение оказывали юридическую помощь , то услышал, что вряд ли кто-то захочет общаться и быть записанным. Даже не для широкого круга. К криминалу они уже не имеют отношения, для них это прошлое.
Кто стал прототипами главных героев «Слова пацана»
Создатели сериала вдохновлялись историей криминальных группировок в Казани, а особенно — судьбой преступников из «Хади Такташ». Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств. Группировка «Универсам» занимает центральное место в сериале. Интересно, что такая банда действительно существовала в Казани, считалась жестокой, но мелкой. Сергея Антипова считают одним из лидеров казанской ОПГ «Тяп-Ляп», с которой зародился «казанский феномен». Логотипы Казанских Группировок.
Бренд, которого не должно было быть: «казанский феномен»
Группа была построена четко: шелуха 9-13 лет , супера 14-16 лет , молодые 17-19 лет , старшие 20-30 лет и дед король, от 30 лет. Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни: Не курить, не пить, не бросать в беде Перед вступлением в банду проверять силу воли если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача — подчинить себе Казань. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал.
Он врет». Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду. Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю.
Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ. Идея «тяп-ляповцев» была простой — социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения. Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска.
Если взять за основу одноименную книгу Роберта Гараева, по которой создан сериал, то в ней не найдется ни одного упоминания о группировке «Универсам».
Автор отмечал, что сериал является самостоятельным произведением, не являющимся экранизацией его книги. Исходя из этого, можно предположить, что другая организованная преступная группировка послужила прототипом для «универсамовских». Существует несколько версий в интернете, связывающих «Универсам» с «Тяп-Ляп». Группировка «Тяп-Ляп» в 1970-е годы. Он создал банду «Тяп-Ляп», которая занималась рекрутингом с ранних лет и занималась крышеванием и рэкетом. История этой ОПГ завершилась в начале 80-х годов.
И обживает казанские улицы совсем не тварь из иного измерения, а монстр пострашнее, хорошо знакомый и крайне заразный — демон насилия. Демона никто не вызывал, но его приход был подготовлен: социальным неблагополучием, бездействием правоохранителей и едва ли не прежде всего — ценностным вакуумом. Ключевой конфликт сериала именно конфликт ценностей. По одну сторону баррикад находится молодежь, которая чувствует кризис авторитетов и традиционных институтов. Ни школа, ни родители — взрослые в целом — не в состоянии им ничего предложить, кроме тумака и набора речовок.
Взрослые не могут защитить. Поэтому дети защищают себя сами, собираются в группки и вырабатывают свои законы — законы улиц, которые просты до примитива: есть мы и есть они. Мы — это пацаны из родной группировки. А они — все остальные. Враги из конкурирующих группировок с ними надо считаться, на рожон не лезть , чушпаны непацаны — их можно и обокрасть, и побить ради забавы и власть — милиция, школьные училки.
Этих надо избегать и презирать. Впрочем, жизнь оказывается сложнее, чем набор простых правил. Вот мама, папа — кто они в этой иерархии? А девочка, которая тебе нравится?
Предполагалось, что он давно живет за границей, но оказалось, что это не так. Бандиты из "Киноплёнки" крышевали Московский рынок в столице Татарстана до середины нулевых. Самого Ильфатея нашли в Ростове-на-Дону - там его и задержали силовики.