Новости столетие ленина

22 апреля, в честь 154-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина, Центральный Комитет КПРФ, депутатская фракция КПРФ в Государственной думе, Общероссийский штаб протестного. Главная» Новости» Ленин 2024 послание. Краткая биография Ленина Ленин родился 22 апреля в городе Симбирске, где проживал вплоть до окончания Симбирской гимназии в 1887 году. Сегодня, спустя почти столетие после смерти Ленина, его наследие остается предметом ожесточенных споров и дебатов.

Коммунисты отметили 153-ю годовщину со дня рождения Ленина

Зал слушал ее стоя и так было тихо, что малейший шорох отдавался в ушах. Говорила она приглушенным голосом. Помню ее просьбу: не давать своей печали по Ильичу уходить во внешние почитания его личности. Она призывала не устраивать ему памятников, дворцов- всему этому, по выражению Надежды Константиновны, Ильич придавал так мало значения, так тяготился всем этим.

Хотите, - подчеркнула Крупская, - почитать память Владимира Ильича - устраивайте ясли, детские сады и т. Все участники съезда продолжали стоять, пока Надежда Константиновна, закончив свое выступление, не села на свое место в Президиуме. На трибуне - И.

Сталин, произносит клятву. От имени Центрального Комитета партии, от имени всех коммунистов. И от нашего, молодежи, имени, думала я, тоже.

По-ленински жить, учиться и работать - вот отныне наш девиз. Оживает в памяти день 27 января. Накануне, с ноля часов, доступ колонн трудящихся был прекращен.

Семь утра. Мама с Зинаидой Гавриловной Орджоникидзе и мы с сестрой направляемся в Колонный зал. Серго, а также другие видные деятели партии и советского государства уже там.

Подхватывают все, кто в зале. Потом раздаются мощные звуки Интернационала. Они медленно движутся к выходу, направляясь к Красной площади, туда, где уже выстроен в дереве временный мавзолей.

Он почти не изменился первоначальный Мавзолей, только дерево заменено мрамором и гранитом. Начиная с 10 утра и до 16 часов мимо гроба прошли многочисленные колонны трудящихся - представителей всех районов столицы. На мавзолее члены Политбюро ЦК, Президиума ЦИКа, руководители зарубежных партий, ветераны партии, рабочего и коммунистического движения...

Без пяти минут шестнадцать часов. Движение приостановлено. Дзержинский, Сталин и другие, в том числе рабочие, поднимают гроб с телом Ильича и несут его в Мавзолей.

Тишину нарушают ружейные залпы, гудки фабрик и заводов, паровозов... Именно так! По телеграфным проводам разнесся сигнал: «Встаньте, товарищи, Ильича хоронят».

И все, где кто бы не находился в это время, вставали. Четыре минуты прошло и вот уже прозвучал новый сигнал: «Ленин умер. Ленин живет».

И снова кто-то запевает: «Вы жертвою пали» - на этот раз любимую песню Ильича подхватывает вся Красная площадь - от края и до края. Смерть Ленина. Воспоминания А.

Первый период связывается с январскими днями 1924 года, когда скорбная весть о кончине великого гения человечества повергла в траур каждый советский дом, мучительной болью заставляла сжиматься сердца граждан нашей страны. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного мавзолея для гроба Ленина на Красной площади. Я высказал свои соображения о том, что силуэт мавзолея не должен бить высотным, должен иметь ступенчатую форму.

Надпись на мавзолее я предложил простую - одно слово, в котором заключено стольковолнующего смысла для всего трудящегося человечества. Все сооружение было сделано из дерева и обшито деревянными досками. Планировка мавзолея была рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий непрерывный пропуск значительных масс народа без образования встречного потока.

Для этого в мавзолее были сделаны две двери - одна входная, другая выходная.

Поэтому в проекте предлагалось произвести "обстройку" временного мавзолея, которая значительно изменила его очертания, создать трибуны по двум сторонам от него. Архитектор объяснял, что "основная тема Мавзолея - куб, символ вечности".

Объем сооружения из архангельской сосны увеличился до 1 300 куб. Из небольшого вестибюля посетитель поворачивал налево и по лестнице спускался в траурный зал, и, обойдя с трех сторон саркофаг, поднимался по лестнице к боковому выходу. По воспоминаниям Збарского, "траурный зал второго Мавзолея был оформлен в принципе так же, как во временном склепе, но он стал более монументальным".

В зале стояли знамена, стены были декорированы красной и черной материей, которую позже заменили клеенкой под кожу. Ленина на Красной площади". Учитывая это, а также то, что образ выстроенного в 1924 году мавзолея прочно вошел в сознании людей, было принято решение не меняя архитектурной композиции деревянного здания воспроизвести его в долговечном строительном материале.

Проектирование было вновь поручено Щусеву", - рассказал Девятов. Сам Щусев признавался: "Временная постройка стала популярна настолько, что через пять лет я ее повторил целиком в граните". К строительству приступили в июле 1929 года, оно продолжалось 16 месяцев.

Завкафедрой истфака отметил, что особое внимание было уделено облицовке здания, а поскольку по указанию правительства надо было все выполнить из отечественных материалов, одновременно с проектированием обследовались и разрабатывались каменные карьеры. Еще летом 1924 года была создана специальная комиссия, которая выехала для обследования месторождений камня в районе Онежского озера и наладила разработку Шошкинского карьера, где добывался кварцит. Для облицовки Мавзолея использовались также гранитные породы - красный гранит и черный лабрадорит - из Житомирской области Украины.

Блок из черного лабрадорита для постамента под саркофаг весил до обработки 25 тонн, а самый крупный монолит над главным порталом Мавзолея весил при добыче 60 тонн 48 тонн после обработки ", - сообщил Девятов. Снаружи Мавзолей был освещен прожекторами, установленными на крыше ГУМа. Красная площадь стала светлой и ночью", - писал Щусев.

Новый облик исторической площади Одновременно со строительством Мавзолея проводилась реконструкция Красной площади. В результате произведенной вертикальной планировки тот ее участок, где расположен Мавзолей, был приподнят на 1 м, чтобы здание заняло самую высокую точку площади. При этом были разобраны трамвайные пути и убраны столбы электроосвещения.

Большинство современных историков сходится во мнении, что принципиальное решение о расстреле Николая II было принято в Москве при этом обычно указывают на руководителей Советской России Ленина и Я. Однако единства по вопросам, была ли дана санкция на расстрел всей семьи, среди современных историков нет. Участник и руководитель расстрела Николая II и его семьи Юровский в 1934 году прямо указал на нежелание уральских властей верно понять приказ Москвы не убивать царя. В соответствии с решением Следственного комитета в 2011 году по делу расстрела семьи Романовых также указывалось, что «следствие не располагает документальными доказательствами причастности Ленина либо кого-то другого из высшего руководства большевиков к расстрелу царской семьи». Однако современные историки разъясняют всю несостоятельность выводов о якобы непричастности лидеров большевиков к убийству на основании отсутствия в современных архивах документов прямого действия: Ленин практиковал личное принятие и отдачу самых кардинальных распоряжений на места тайно и в высшей степени конспиративно. Ни Ленин, ни его окружение не отдавали и ни за что не стали бы по вопросу, связанному с убийством царской семьи, отдавать письменных приказов.

Кроме того, историк А. Боханов в 2008 году отмечал, что «очень многие события в истории не отражены документами прямого действия», в чем нет ничего удивительного. Роль в Красном терроре В ходе Гражданской войны в России Ленин лично был инициатором и одним из главных организаторов политики красного террора, проводившейся непосредственно по его указаниям. Ленинские указания предписывали начать массовый террор, организовывать расстрелы, изолировать неблагонадежных в концентрационных лагерях и проводить прочие чрезвычайные меры. Вспыхнувшее восстание перекинулось на ряд соседних уездов. Ситуация осложнялась тем, что в 45 километрах от места событий проходил Восточный фронт.

Ленин, возмущенный недостаточной активностью Пензенского партийного руководства, отправил в Пензенский губисполком указания: «Необходимо организовать усиленную охрану из отборно надежных людей, провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».

СССР, Московская губерния. Снимок сделан сестрой В. Однако газеты, в том числе главный коммунистический рупор — «Правда», молчали. Лишь 24 января газета вышла в черной рамке с большим портретом Ленина на первой полосе. Тот исторический номер «Правды» стал реквиемом по ушедшему вождю. В нем выступили соратники Ленина, которые отменно владели пером. Их строки сверкали метафорами и эпитетами.

От них веяло пронзительным холодом искреннего горя. Лев Троцкий в эссе «Ленина нет…» писал: «Темные законы, управляющие работой кровеносных сосудов, оборвали эту жизнь. Медицина оказалась бессильной совершить то, чего от нее со страстью ждали, требовали миллионы человеческих сердец… Мы все ждали выздоровления, а пришла катастрофа. Дыхательный центр мозга отказался служить — и потушил центр гениальнейшей мысли…» Еще одна цитата — из очерка Николая Бухарина «Товарищ»: «Умер Ленин. Мы уже никогда не увидим этого громадного лба, этой чудесной головы, из которой во все стороны излучалась революционная энергия, этих живых, пронизывающих, внимательных глаз, этих твердых, властных рук, всей этой крепкой, литой фигуры, которая стояла на рубеже двух эпох в развитии человечества… Милый! Не стану цитировать известных — Маяковского, Брюсова, Каменского. Приведу фрагмент стихотворения ныне забытого Владимира Павлова: Поперек раскрытых полушарий, От полей до океана — вдруг Содрогнется каждый пролетарий Перед вестью, вылетевшей в звук. День январский, вечер двадцать первый, шесть часов и пятьдесят минут, — Горько, горько выколотят нервы, Вот история в тему — извините, ироническая.

Похороны В. Колонны трудящихся у Дома Союзов. Один — вождь Владимир Ленин. Другой — артист Малого театра Михаил Ленин. На самом деле его фамилия была Игнатюк, а псевдоним он выбрал в честь жены Лены. Гуляла такая легенда или это быль — кто сейчас разберет? Когда Константину Станиславскому принесли весть о кончине Ленина, театральный классик страшно огорчился. Вскричал: «Ах, несчастный Михаил Францевич!

Какое горе! Прощание с ним пять дней и пять ночей проходило в Колонном зале Дома Союзов, где он не раз выступал. Прежде его выступления сопровождал гром оваций, теперь же он лежал безмолвный, застывший. Вверх, к ярким люстрам, уносились звуки рвущего душу реквиема.

«Вы что, собираетесь жить после меня?» Исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ленина

После смерти Ленина 21 января 1924 г. его тело забальзамировали на короткий срок, затем было принято решение о долговременном сохранении. В Ульяновской области 16 апреля начались мероприятия в честь 150-летия со дня рождения Владимира Ленина, малой родиной которого является Ульяновск (Симбирск). XX век не был безумным наваждением, Ленин не был чёртиком из табакерки, Ленин был порождением русской истории и географии. Ленин ведь тоже был склонен к радикализму: всех делил на своих и чужих, не признавая полутонов. Сегодня, спустя почти столетие после смерти Ленина, его наследие остается предметом ожесточенных споров и дебатов. 21 января, в день столетия со дня смерти революционера, основателя Советской республики Владимира Ильича Ленина.

Ленин и сегодня

В школе меня встретили с интересом. Я несколько раз выступал в разных аудиториях. Увы, не обрадовались мне только одноклассники. Их можно понять: мы с Валеркой жили своей отдельной жизнью. У нас были палаточные лагеря пионерского и комсомольского активов, слеты активистов. Да мало ли интересного было тогда в Казани и других городах Татарстана! А еще в лагерь «Орленок» и Астрахань мы катались за казенный счет - было чему завидовать. Но выпускные экзамены мы все равно сдали, хотя и не без приключений. А потом прокатились на «Омике» и простились с легким сожалением. Последний раз я видел Валерку на Кавказе.

В начале 80-х он заманил меня на Клухорский перевал, где мы поклонились импровизированной могиле советского солдата, защищавшего перевал от альпийских стрелков фашисткой Германии, которая была найдена случайно. Рязанов тогда был кандидатом физико-математических наук. Сейчас доктор, пора бы уже и в академики. Между прочим, в 1970 году Ленинский район Казани был огромным - занимал территорию современных Московского, Ново-Савиновского и Авиастроительного районов.

Гранитные облицовочные плиты могли обрушиться в любой момент.

Поэтому было принято решение их демонтировать и отправить на хранение до весны, когда будет окончательно определено — реставрировать или менять на новые, облегченные плиты из современного материала. Накануне, была достигнута договоренность с Колыванским камнерезным заводом, туда и отправились 14 демонтированных в октябре 2020 года плит на реставрационно-восстановительные работы. Он посвящён 150-летию со дня рождения Владимира Ленина. Читайте также: В Ульяновской области открылся онлайн-форум историков 08:07 23. Ленина во многих городах у памятников вождю пролетариата появились живые цветы, а в окнах и на балконах домов — красные флаги, сообщает краевое отделение КПРФ.

Пермские коммунисты объявили об акции «Красный флаг» и призвали население присоединиться к ней. Отделение партии считает, что достойно встретило знаменательную дату — 150 лет со дня рождения Владимира Ленина. Об этом: В день рождения Ленина в Прикамье прошла акция «Красный флаг» 08:10 23. На площади Ленина собралось примерно полтора десятка человек.

Ленин и большевики были тогда крайне привлекательны. В нас верили лучшие люди во всех точках земного шара. Быть левым и сочувствовать Советской России тогда было почти общепринятым, причем как для рабочих и крестьян, так и для утонченных деятелей искусства и интеллектуалов. В мировой истории искусства есть знаменитый эпизод, символизирующий свободу творчества. Первый раз я услышал эту историю в сериале братьев Вачовски «Восьмое чувство», но она есть и в Википедии, и почти во всех официальных биографиях знаменитого, или, как сейчас говорят, культового художника-коммуниста Диего Риверы. В «Восьмом чувстве» ее рассказывает один положительный главный герой другому, тоже положительному, и рассказывает с явной симпатией. В 1932—1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Собственно, это была не просто фреска, а огромная картина площадью десятки квадратных метров. Красной нитью в ней проходила тема капитализма как мира эксплуатации человека человеком, и ответом на него был светлый во всех смыслах мир социализма, мир победивших трудящихся. Условно говоря, темный мир располагается в левой части картины, а светлый мир — в центре и в правой части. В самом центре человек в костюме наподобие скафандра держит в руках рычаги управления какой-то грандиозной машины. Чуть правее от него одно из главных мест занимает изображение Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве. Нельсон Рокфеллер пришел в ярость и потребовал Ленина закрасить. Ривера отказался это делать. Тогда по решению правления Рокфеллеровского центра о чем было сделано официальное сообщение центра в 1934 году уникальная фреска, выдающееся произведение искусства, была полностью уничтожена, а Рокфеллер даже не выплатил художнику гонорар. Однако Диего Ривера, понимая, к чему идет дело, попросил товарищей перефотографировать картину и по черно-белой фотографии воссоздал ее в Мехико во Дворце изящных искусств именно с изображением Ленина, где она находится и сейчас. Надо сказать, что к первоначальному замыслу Диего Ривера, человек, явно не лишенный чувства юмора, в левой части добавил Нельсона Рокфеллера, играющего в карты с женщинами легкого поведения. Собственно, так этот Рокфеллер и вошел в историю. А эпическое полотно получило новое и явно более подходящее название — «Человек, управляющий Вселенной».

Владимир Ильич Ленин родился 22 апреля 1870 года. Вся жизнь продолжателя дела Энгельса и Маркса строилась вокруг борьбы со злом и поддержки трудящегося класса.

Политический практик: к столетию со дня смерти Ленина

Соратники Ленина не могли смириться с мыслью, что он, друг и наставник, исчезнет навсегда. Столетие со дня смерти Ленина прошло почти незаметно. На программе «Первая квартира Ленина в Горках» на втором этаже Северного флигеля можно будет увидеть первое место жительства Ульяновых в Горках, узнать, как был обустроен быт. Гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров заявил об ослаблении фигуры Владимира Ленина за последние 30 лет.

Ленин — символ русского глобализма: что сегодня он может дать миру

Целый век прошёл, однако, его труды не только не устарели, а наоборот — они с каждым днём становятся актуальнее. Мир, в котором он жил, не остался в прошлом. История сделала очередной виток, и современность все сильнее напоминает события вековой давности. Ленина проклинают и боготворят, ненавидят и обожают, пытаются игнорировать такое тоже есть и внимательно изучают, открывая заново. В нём видят причину всего — и хорошего, и плохого.

Разговор о любой проблеме сегодня практически неизбежно приходит если не к самому Ленину, то к созданным им партии и стране. За любой дискуссией присутствует громадная тень этого человека. И тень эта неизбежно наводит леденящий ужас на людей, ведущих паразитическое существование. На тех, кто видит в идеях Ленина угрозу своему благополучию.

Согласно недавним соцопросам, лишь треть населения страны проголосовала за перезахоронение тела Ленина. Остальные либо воздерживаются, либо категорически против. Елизавета Лихачёва, директор музея Щусева: «Мавзолей трогать нельзя. Это выдающееся архитектурное сооружение и абсолютный памятник. Что касается тела Ленина, я полагаю, что хоронить его рано.

Не исчезни Советский Союз с политической карты мира — и 100-летие со дня смерти Вождя мирового пролетариата, могло бы быть событием, без преуменьшения, полумирового масштаба. Сегодня идеи нашего земляка пользуются успехом лишь в нескольких странах на планете, вместе с тем, его личность как знаковой политической фигуры не отрицается даже его противниками. Что говорят о Ленине на родине Ленина в наши дни?

Выступая на митинге, московский гость отметил: Ленин жив хотя бы потому, что до сих пор живы его идеи, кстати, сами по себе живые — не догмы, так что путь к достижению ленинских идеалов у каждого человека, каждого государства, может быть абсолютно разный.

Поразительный эффект, который производило соединение в нём силы воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом «харизма». По словам Потресова, этот «невзрачный и грубоватый» человек, лишённый обаяния, оказывал «гипнотическое воздействие»: «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с неменьшей верой в себя» Ряд авторов [35] склонен видеть одной из сторон ещё молодого Ленина жестокость. В качестве доказательства часто приводятся воспоминания В. Водовозова о позиции Ленина в отношении голода 1891—1892 годов [36] : Вл.

Ульянов… резко и определённо выступил против кормления голодающих. Его позиция, насколько я её сейчас вспоминаю, — а запомнил я её хорошо, ибо мне приходилось не мало с ним о ней спорить, — сводилась к следующему: голод есть прямой результат определённого социального строя; пока этот строй существует, такие голодовки неизбежны; уничтожить их можно, лишь уничтожив этот строй. Будучи в этом смысле неизбежным, голод в настоящее время играет и роль прогрессивного фактора. Разрушая крестьянское хозяйство, выбрасывая мужика из деревни в город, голод создаёт пролетариат и содействует индустриализации края… Он заставит мужика задуматься над основами капиталистического строя, разобьёт веру в царя и царизм и, следовательно, в своё время облегчит победу революции. Ричард Пайпс считает важной характеристику Ленина, сделанной Максимом Горьким , близко знавшим Ленина: «для него рабочий класс — что для кузнеца руда» [35] ; на «барскую» жестокость Ленина Горький обращал внимание в книге « Несвоевременные мысли », но при этом не разрывал с Лениным дружеских отношений. Подобные мнения опровергает А.

Беляков [37] : Владимир Ильич не меньше других революционеров страдал, мучился, ужасался, наблюдая кошмарные картины гибели людей и слушая рассказы очевидцев о том, что совершается в далёких, заброшенных деревнях, куда не доходила помощь и где вымирали почти все жители. Сам Ленин высказывался по этому вопросу вполне однозначно, не подвергая сомнению необходимость «самой широкой помощи голодающим» [38] [39]. В мае 1895 года Ульянов выехал за границу, где встретился в Швейцарии с Плехановым, в Германии — с В. Либкнехтом , во Франции — с П. Лафаргом и другими деятелями международного рабочего движения, а по возвращении в Петербург в 1895 году вместе с Ю. Мартовым и другими молодыми революционерами, включая будущую жену Надежду Крупскую , объединил разрозненные марксистские кружки в « Союз борьбы за освобождение рабочего класса » [40].

Под влиянием Плеханова Ленин частично отступил от своей доктрины, провозглашающей царскую Россию «капиталистической» страной, объявив её страной «полуфеодальной». Ближайшей целью для него становится свержение самодержавия, теперь в союзе с «либеральной буржуазией». В декабре 1895 года, как и многие другие члены «Союза», Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 году выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. С тем, чтобы «гражданская» жена Ленина, Н. Крупская, могла последовать за ним в ссылку, ему пришлось в июле 1898 года зарегистрировать свой брак с ней. Так как в России того времени признавались только церковные браки, Ленину, на тот момент уже бывшему атеистом, пришлось обвенчаться в церкви, официально обозначив себя как православного.

Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Исправник категорически запретил приезд на бракосочетание ссыльным Кржижановским и Старковым. Конечно, можно было бы опять начать хлопоты, но Владимир Ильич решил не ждать.

Поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В. Ульянов и Н. Крупская венчались первым браком [42]. В ссылке он написал по собранному материалу книгу « Развитие капитализма в России », направленную против « легального марксизма » и народнических теорий [43].

Во время ссылки было написано свыше 30 работ [44] , налажена связь с социал-демократами Петербурга, Москвы , Нижнего Новгорода , Воронежа и других городов. К концу 1890-х годов под псевдонимом «К. Тулин» В. Ульянов приобрёл известность в марксистских кругах. В ссылке Ульянов консультировал по юридическим вопросам местных крестьян, составлял за них юридические документы [29]. Первая эмиграция 1900—1905 В 1898 году в Минске в отсутствие лидеров Петербургского Союза борьбы состоялся I съезд РСДРП в количестве 9 человек, который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию, приняв Манифест [45].

Все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы, многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью газеты. Потресов объезжают российские города, устанавливая связи с местными организациями. В апреле 1900 года во Пскове состоялось организационное совещание по созданию общероссийской рабочей газеты « Искра », в котором приняли участие В. Ульянов-Ленин, С. Радченко , П.

Струве , М. Туган-Барановский , Л. Мартов, А. Потресов, А.

ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ?

Ленин построил государство авангардного сознания, глобальное, наступательное (в хорошем смысле слова) по своей сути, самое передовое. Ленина проклинают и боготворят, ненавидят и обожают, пытаются игнорировать (такое тоже есть) и внимательно изучают, открывая заново. Ленин построил государство авангардного сознания, глобальное, наступательное (в хорошем смысле слова) по своей сути, самое передовое. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Историческая заслуга Ленина

Что говорят о Ленине на родине Ленина в наши дни? Выступая на митинге, московский гость отметил: Ленин жив хотя бы потому, что до сих пор живы его идеи, кстати, сами по себе живые — не догмы, так что путь к достижению ленинских идеалов у каждого человека, каждого государства, может быть абсолютно разный. Богатейшее наследие Владимира Ильича, его многотомные труды лежали когда-то и в основе развития нашей страны. Сегодня курс изменился, но.

Противодействие коррупции 12. Ленина» состоится открытие выставки «Памяти Вождя». На выставке будут представлены книги и личные вещи членов семьи Ульяновых, раскрывающие посетителю смысл и ход работы по увековечиванию памяти вождя, развернутой сразу после его смерти.

Научно-специальная библиотека музея-заповедника к памятной дате также подготовила выставку «От Ульянова до вождя». Посетители смогут увидеть редкие издания, посвященные Ленину. В 13 часов сотрудники музея-заповедника пригласят гостей на лекцию «Политическое завещание», на которой будут рассмотрены и обсуждены последние статьи и письма Владимира Ильича. Для посетителей музея вход свободный.

Хотя Ленин бы, наверное, да, назвал такую позицию — «а вот с одной стороны, а вот с другой» — соглашательской и оппортунистской. Нельзя быть немножко сталинистом или, там, сталинистом с девяти до шести.

Когда-то придётся сделать окончательный выбор: принимаешь ты это ужасное наследство или делаешь вид, что оно не твоё, и ты к этому не имеешь отношения. А как вы считаете, эта мечта проявлялась через политологию, политику, публицистику, экономику, политэкономию? Или она была уже настолько зашифрована революционной практикой, что в конце концов как бы погасла? На мой взгляд, самая важная работа Ленина — это «Государство и революция». И в этом тексте даже слово «партия» не употребляется ни разу. Это история про мир, в котором нет государства, в котором государство отмирает, поставлено в такие условия, что оно больше не нужно людям.

И удивительным образом вся послеоктябрьская практика Ленина вступила в противоречие с его теоретическими представлениями. Но всё равно правильно думать о том, что в голове он держал не диктатуру пролетариата, а общество, в котором никакой класс, даже пролетариат, не будет навязывать посредством насилия свою власть другим классам. Поэтому ему и не нравились лозунги «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Не будет ни тех, ни других, ни буржуазии, в этом смысле. Скорее, как общество образованных самоорганизующихся людей, им не нужен аппарат насилия, чтобы одна часть общества подавляла другую. Это была социальная или всё-таки отчасти религиозно-философская теория?

В его случае, скорее, социальная — хотя человек должен был преобразиться, обновиться не эволюционно, а — скачком, и, по сути, это род чуда, так что, конечно, коммунизм — это ещё и род религии, странное сочетание религии и бизнеса, как говорил экономист Кейнс. РСДРП, особенно ранняя, кстати, не воевала с религией как таковой. В 1904 году Ленин с Бонч-Бруевичем и Плехановым даже выпускали сектантскую газету, Ленин знал этот аспект революции — революция как род Реформации. Мне казалось, что человек, который соприкасается с такими массивами явлений, не может не чувствовать, что эти явления до конца не объяснимы. И в его представлении о мире остаются такие зоны, которые заполняются сказкой, верой, религией — абсолютной художественной утопией. Ленин не был рациональной машиной, он умел находить лучшее решение для конкретных обстоятельств, лучшее, чем у всех других аналитиков, но о том, как на самом деле выглядит его утопия, только догадывался.

Его утопия описана очень осторожно, он знает только одно — что там нет аппарата насилия, нет классов, это такой странный рай — рациональный, основанный на «разумном эгоизме» из Чернышевского, вроде снов Веры Павловны. Вы по своему складу человек весьма рациональный. Вряд ли я стал бы биографом, тем более вашим, если бы я был рациональным человеком. Вы же не знали, к чему приступаете. Это потом выяснилась вся пагуба этого увлечения. Быков написал рецензию на мою книгу «Ленин», очень прохладную, у него другие совсем представления о Ленине, и заканчивается она так: вообще я не понимаю, зачем этот человек написал биографию Проханова.

Я — вот десять лет прошло, и я прекрасно понимаю, что я искал и нашёл: и с вами, и с Лениным. Есть существа, которые позволяют материи измениться, не эволюционно, а скачкообразно, перейти в свою противоположность. Это такая революция в голове, которая отменяет известную формальную логику; обычный понятный рационализм после встречи с этими существами кажется пошлостью. Так вот, если бы в Ленине был чистый рационализм, хотя и сложный рационализм, как можно бы было его превратить в мифологию? Как он мог бы стать крестьянским солнцем? Ведь крестьяне были, с одной стороны, людьми озимого клина и всяких погодных примет, а с другой стороны, конечно, они были абсолютные сказочники.

Это была культура волшебных сказок. Это была мечта о рае небесном. Я думаю, Ленин воспринимался крестьянами как тот, кто избавил их от капитализма, которого они инстинктивно боялись, и кто узаконил стихийно совершившийся передел земли. Поэтому, собственно, красные и выиграли Гражданскую — на круг. Но для Ленина крестьянство всё равно было — исторический материал, с которым надо дальше работать, нельзя было оставлять его в покое. Он пытался, но не успел навязать им культ Машины, техники, которая преобразит их землю.

Даже не навязать — соблазнить их этим культом. Ему не хватило времени, а вот Сталин просто сделал крестьян придатком этой машины, индустрии. А в какой степени Ленин — это русский интеграл? Я тоже пережил, а может, и продолжаю переживать обожание Ленина, какой-то ужас и восхищение, связанные с этим сверхчеловеком. Потому что после того, как его идеи победили, он, конечно, стал сверхчеловеком. Если бы эти идеи победили, а он сам погиб перед началом их реализации, он бы не стал сверхчеловеком.

Но мне всегда казалось чем-то ужасным и прекрасным влияние Ленина в русской жизни, в русской действительности. То есть насколько он был генерирован, насколько сам был продуктом русской истории и географии? Насколько в нём эти русские силы, стихии от самых ранних древних воплотились и превратились в него, отдельно взятого. Потому что сама по себе русская революция, как мне кажется, это огромный интеграл. Интеграл огромных тенденций и энергий, заложенных в русскую жизнь. В этой русской жизни было всё: и безумство аристократии, и скрытники, и тайные беглецы, и пугачёвщина, и философы насилия, и какой-то великий русский садизм, и великая русская мечта, и обожание, и Ленин каким-то образом, как мне кажется, проинтегрировал в себе все стихии.

Ленин, я считаю, начинал как «немец», как все почти марксисты — как экономист-вестернизатор; ему казалось, что Россия такая отсталая страна, и смысл революции в её случае — это быстрая модернизация, поскольку Россия отставала от того капитализма, который развивался в Европе и Америке во второй половине XIX века. Но в тот момент, когда, уже после 1917 года, он из руководителя заговорщической партии превратился в равнодействующую миллионов воль, в мембрану, которая настроена была на стихийные движения масс, и именно поэтому мог ими дирижировать — не каким-то ближним кругом своим, а именно крестьянскими массами, миллионами людей — думаю, что у него радикально изменилось представление об истории, и он перестал воспринимать историю России как недозападную историю, которую можно просто пустить в топку ради мировой революции. Все или, по крайней мере, многие рано или поздно приходят к тому, что представления о России как о «догоняющей» стране не соответствуют действительности, навязаны. Россия — идеальная центральная точка для выстраивания нового центра, отменяющего «обычный».

Сфера интересов Ленина — не только общественные проблемы. Так, открытия в области физики помогли появиться книге «Материализм и эмпириокритицизм». В новых достижениях естествознания Ленин увидел начало грандиозной научной революции. Дав им философское обоснование, он развил учение диалектического материализма, сокрушил буржуазные теории махизма, прагматизма, показал яркий пример творческого развития марксизма. Коммунист обязан твёрдо стоять на позиции диалектического и исторического материализма.

Вот почему на съездах партии и пленумах ЦК КПРФ мы проводим тщательный анализ современных тенденций, исследуем их динамику, изучаем расстановку классовых сил. Чтобы успешно бороться, вести за собой массы, нам не избежать этой кропотливой и сложной работы. Следовать диалектическому подходу, развивать марксизм-ленинизм, вырабатывать на этой основе практические выводы — наша прямая задача. Без этого нам не обеспечить победу трудящихся. В левом движении полно публики, отрицающей теоретический и практический багаж предыдущих поколений борцов за социализм. Чего мы только не слышим от сторонников всевозможных псевдосоциализмов. Нередко за этим скрывается неспособность или нежелание освоить всю глубину нашей теории. Это к ним ещё в 1920 году, на III Всероссийском съезде РКСМ, обращался Владимир Ильич: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Сегодня сами ленинские идеи вошли в интеллектуальную сокровищницу человечества.

Они заняли ключевое место в политической жизни современного мира. Глобализм — современная форма империализма Встречая 150-летие со дня рождения В. Ленина, мы не можем не выделить самые важные элементы его великого идейного наследия. Первый — это учение об империализме. Сталин дал очень точную формулировку: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции». Анализируя тенденции развития капитализма, Ленин пришёл к выводу о его переходе в высшую и последнюю стадию. Он выделил основные признаки империализма: — возникновение монополий, их решающая роль в хозяйственной жизни; — появление финансового капитала и финансовой олигархии; — приоритет вывоза капитала перед вывозом товаров; — образование монополистических союзов капиталистов, делящих мир; — завершение территориального раздела земли крупнейшими державами. Как отмечал Ленин, концентрация общественного производства в руках монополий не устраняет капиталистических противоречий. Конфликты зреют и внутри государств, и на мировой арене.

Экономические кризисы становятся всё боле глубокими и разрушительными. Обостряются противоречия между трудом и капиталом. Монополии эксплуатируют и разоряют не только рабочих, но и крестьянство, мелкую буржуазию. Остро актуален ленинский вывод о росте реакции при империализме. Монополистический капитал устанавливает диктатуру. Он подавляет рабочее и демократическое движение, ликвидирует права и свободы. Хозяева монополий стремятся к аннексиям, к упразднению национальной независимости. Ленин называл это поворотом «от демократии к политической реакции» и подчёркивал, что и во внешней, и во внутренней политике «империализм стремится к нарушениям демократии, к реакции. В этом смысле неоспоримо, что империализм есть «отрицание» демократии вообще».

Не менее злободневны и эти ленинские слова: «Империализм несёт рабочему классу неслыханное обострение классовой борьбы, нужды, безработицы, дороговизны, гнёта трестов, милитаризма, политическую реакцию, которая поднимает голову во всех, даже свободных странах». В этих условиях вся болтовня о «свободе» и «демократии» служат одной цели — отвлечь внимание и обдурить народные массы. В действительности, как настойчиво повторял Ленин, финансовый капитал и монополии «всюду несут стремление к господству, а не к свободе». Стремление олигархии к барышам и углубление противоречий при империализме приводит к разрушительным военным конфликтам и мировым войнам. Ослабленные реакцией, разобщённые ею демократические слои часто не в силах пресечь дела преступных поджигателей войны. Для этого нужна стержневая пролетарская сила, которая сплотит на борьбу. Ленинское открытие не утратило своего значения. Признаки империализма никуда не делись, а глобализация обострила все противоречия до предела. Так, концентрация в руках монополий средств производства, источников сырья, транспорта и связи, научно-технических открытий, квалифицированных рабочих и инженеров бьёт рекорды.

В экономике США доминируют 500 корпораций. Половина из них имеет активы в пяти и более отраслях. По итогам 2020 года объём сделок по слиянию и поглощению составил 4 триллиона долларов. Поглотив компанию «Анадарко», американская нефтегазовая корпорация «Шеврон» стала второй в мире после «ЭкссонМобил». Слияние американского конгломерата «Юнайтид Текнолоджис» с компанией «Рэйтеон» привело к созданию военно-промышленного гиганта, который сосредоточил в своих руках производство авиадвигателей, вертолётов, крылатых ракет, зенитно-ракетных систем и других вооружений. Многие миллиарды долларов составляют сделки поглощения и слияния и в России. Так, банк ВТБ приобрёл сеть магазинов «Магнит». Глобальный империализм повышает роль транснациональных корпораций. Всякая крупная компания сегодня — это сложный многоотраслевой комплекс из производственных, торговых, финансовых и инвестиционных структур.

Имея сеть подрядных и субподрядных договоров, она связана со множеством мелких и средних предприятий, чья самостоятельность весьма условна. Распределяя производство по разным странам, материнская компания «обрастает» множеством филиалов. Но центр принятия решений в этом международном конгломерате жёстко определён — это головная штаб-квартира. Эффективность ТНК намного выше других монополий. Они имеют возможность избегать таможенных барьеров, аккумулировать капитал на самых выгодных направлениях, выделять значительные ресурсы на научно-исследовательские и конструкторские работы. Как и указывал Ленин, основой господства ТНК в мире является вывоз капитала. Объём прямых иностранных инвестиций вырос с 1982 по 2006 год в 20 раз. Лишь незначительная часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка. Внутренние трансфертные цены определяют сами же корпорации.

И вообще ТНК практикуют жёсткую плановость, которая и гарантирует успех. Именно она дала особые конкурентные преимущества советской стране. Основатель японской компании «Ти-Эйч-Кей» Хироши Терамачи писал: «В 1939 году вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 году вы стали ещё умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 году мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система полностью скопирована с вашей. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры». Вопреки демагогам, глобализация не поменяла характер капитализма. Эпохальный ленинский труд «Империализм, как высшая стадия капитализма» носит пророческий характер.

Он объясняет современный мир даже в большей степени, чем мир образца 1916 года. Лучшие умы современности приходят к выводу: экономический и политический колониализм не ушел в прошлое. Он стал ещё изощреннее и жёстче, чем в XX столетии. Продолжается наступление на суверенитет государств. Подавляется национально-освободительное движение. Идёт замена культурного многообразия потребительской эрзац-культурой. Как пишет Уильям Робинсон, «глобализация предполагает замещение национального государства как основного принципа общественной жизни при капитализме». Мировое хозяйство превращается в транснациональное производство. Либеральные идеологи пытаются заявлять, что этот процесс не связан с капитализмом и вещают о какой-то «посткапиталистической» реальности.

Но как отмечает британский исследователь Барри Джонс, глобализация является высшей стадией капиталистической интеграции мировой экономики. Его коллеги добавляют, что при этом идёт распространение капиталистических отношений как вширь, так и вглубь — на все проявления человеческой деятельности, которые постоянно множатся. Нужно четко понимать: если глобализация отражает объективные процессы интеграции стран и народов, то глобализм — это современная форма империализма, который душит мир в своих жестоких объятиях. Мошенники и грабители Идеологической основой глобализма является неолиберализм. Его идеи — это гибрид фашизма, социального расизма и колониалистской теории всемирной экспансии капитала. Ученик Хайека Фридман превратил в кузницу неолибералов Чикагский университет. Из неё вышли сподвижники и советники индонезийского диктатора Сухарто, чилийского генерала Пиночета, российского узурпатора Ельцина. Именно «Чикагская школа» завершила оформление программы неолибералов. В её основе — выведение государства из экономики, тотальная приватизация, полная «свобода» торговли, уменьшение социальных расходов, захват частным сектором всех сфер.

В политике неолиберализм стремится под видом «открытого общества» уничтожить национальный суверенитет и утвердить власть глобального капитала, сеет «управляемый хаос» как способ установления нового мирового порядка. Государству отводится роль охранника, оберегающего интересы капитала от народа. Как мы подчеркнули в материалах прошлого Пленума ЦК: «Формально наследуя лозунги свободы слова и демократических выборов, неолиберализм исключает реальное волеизъявление масс. Он признаёт лишь тотальную власть капитала, право богачей жировать, а остальных — нищать и прозябать». Природа неолиберализма не оставляет камня на камне от благостных теорий «гуманизации капитализма». Обнищание трудящихся, углубление неравенства и несправедливости, рост насилия и тотальная реакция — это роднит нынешний этап империализма с характеристикой Ленина. Его оценку подтверждают тысячи примеров. Число голодающих в мире беспрерывно растёт. По данным опубликованного в июле 2019 года доклада ООН «Состояние продовольственной безопасности», 821 миллион человек страдают от голода, а число недоедающих достигло двух миллиардов.

Бедность, голод, недоступность здравоохранения дают страшные плоды. Ежегодно 5 миллионов детей умирают, не доживая до 5 лет. Два миллиарда жителей планеты лишены доступа к чистой питьевой воде. В ООН признают, что цель ликвидировать крайнюю нищету к 2030 году достигнута не будет. Группа исследователей под руководством Тома Пикетти и Факундо Альваредо составила «Доклад о неравенстве в мире». За последние 30 лет неравенство в доходах выросло почти во всех странах мира. Причиной стало разрушение СССР и наступление неолиберализма. Крупный капитал этим закономерно воспользовался. Тотальная приватизация, смена налоговых систем, снижение доступа к образованию, сворачивание социальных программ сделали своё дело.

И этот разрыв постоянно увеличивается. Драматичный социальный раскол переживает бывшее социалистическое содружество. Это один из самых высоких показателей в мире. Ещё в 1990-е годы Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц свидетельствовал: «Вскоре после моего прихода во Всемирный банк я начал подробно вникать в происходящее и в стратегии. Когда я выразил свою озабоченность состоянием дел, один из экономистов Всемирного банка, который играл ключевую роль в приватизации, стал мне горячо возражать. Он привёл в пример пробки на улицах Москвы с обилием застрявших в них «мерседесов»… и магазины, наполненные предметами роскоши… Я не возражал против того, что многие россияне настолько разбогатели, что стали причиной уличных пробок или создали спрос на обувь «от Гуччи» и другую роскошь… Но уличные пробки из «мерседесов» в стране, где душевой доход составляет 4730 долл. Этот знак ясно указывает, что в обществе происходит концентрация богатства в руках немногих, а не распределение его среди большинства». Картина будет ещё ярче, если взглянуть не просто на доходы, а на владение национальным богатством. Это в шесть раз быстрее, чем доходы рабочих и служащих.

Так практика неолиберализма делает выгодополучателем крупный капитал. И их доля стабильно увеличивается. За 2019 год число долларовых миллиардеров у нас выросло с 74 до 110 человек, а миллионеров — с 172 до 246 тысяч. В отличие от списочников «Форбса», простые россияне продолжают беднеть. Их реальные доходы устойчиво снижаются с 2014 года.

Ленин и сегодня

«Сноб» собрал самые интересные новости о праздновании юбилея вождя. На программе «Первая квартира Ленина в Горках» на втором этаже Северного флигеля можно будет увидеть первое место жительства Ульяновых в Горках, узнать, как был обустроен быт. А родители юных пионеров, как водилось, отметили дату трудовыми победами («Столетию Ленина — 100 ударных дней!»). ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ. По мнению Ленина, несмотря на поражение декабрьского вооружённого восстания, большевики использовали все революционные возможности, они первыми вступили на путь восстания и.

Коммунисты отметили 153-ю годовщину со дня рождения Ленина

На протяжении веков он был мечтой человечества, и Ленин, наконец, смог воплотить ее в жизнь. Ленин ведь тоже был склонен к радикализму: всех делил на своих и чужих, не признавая полутонов. Владимир Лукин: Забыть Ленина или забыть о Ленине действительно нельзя. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ. Владимир Ильич Ленин, 1922 год РИА Новости Сам Ленин очень боялся потерять рассудок и тяжело переживал утрату навыков речи и письма, которые ему пришлось осваивать заново. По мнению Ленина, несмотря на поражение декабрьского вооружённого восстания, большевики использовали все революционные возможности, они первыми вступили на путь восстания и.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий