Новости сретение господне когда празднуется

Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи. Праздник Сретения Господня в 2024 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане.

Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников

То же сделал на Западе и Римский папа Вигилий. В Западной Церкви в праздник Сретение Господне учреждено освящать свечи отчего он от простого народа называется там праздником свечей , раздавать оные народу и совершать вокруг Церкви хождение с пением Псалмов и песен в похвалу Богородицы. Это учреждено папой Сергием, а в большее употребление введено Григорием в противоположность, как некоторые думают, языческому празднику, совершавшемуся в этот день с зажженными факелами в честь Феба, Прозерпины и богов адских. В настоящее время обычай сей соблюдается не везде и не всегда. В нашей Церкви есть у некоторых обыкновение в этот день освящать в церкви воду; а в Малой России и во многих домах это делается перед литургией. Традиции празднования Сретения Господня В церковной службе на Сретение Господне из стихир на Господи воззвах две первые суть произведение Германа, патриарха Константинопольского VIII век , последняя - Иоанна Дамаскина или Иоанна, митрополита Евхаитского, жившего в XI веке; на литии первая принадлежит Анатолию, патриарху Константинопольскому V век , вторая - монаху Иоанну, третья - Андрею Пирру, время жизни которого неизвестно; четвертая, пятая и шестая - Герману, седьмая - Анатолию, восьмая - Андрею Критскому VII век , девятая - Герману; на стиховне три суть монаха Космы епископа Маюмского и одна - Андрея Критского; канон — произведение Космы, епископа Маюмского; из стихир хвалитных последняя - Германа. Остальное - неизвестно, чьего произведения.

Какого числа Сретение Господне в 2024, 2025, 2026 году Какого числа Сретение Господне в 2024 году - 15 февраля. Какого числа Сретение Господне в 2025 году - 15 февраля.

Бог Отец через благочестивого Симеона, исполнив его Духом Святым, возвещает всем, что младенец Иисус — спасение всем людям. Эта истина настолько ясна, величественна и важна, что требует её постоянного повторения, что и воплощается, в том числе и в праздновании этого события. Слова старца Симеона об Иисусе, как посланном от Бога Спасителе, прозвучали очень своевременно. Израильский народ томился не только под гнётом Рима, но и под гнётом закона Моисеева, осуждающего каждого грешника на вечные муки. Воздух был пропитан ожиданием, чаянием Избавителя. И этот Избавитель пришёл. Пришёл не для свершения справедливой революции, о чём жаждали зилоты.

Не для установления господства Израиля над всем миром, о чём мечтали фарисеи, да и не только они. Он пришёл, чтобы спасти людей от грехов их, взяв всю вину и проклятие за их грехи на Себя. Он пришёл, чтобы примирить грешников с Творцом и возвратить блудных сыновей к Отцу. Это вечное искупление, приобретённое ценою страданий и смерти Христа, несоизмеримо больше, чем установление временного благоденствия. Иисус — спасение пред лицом всех народов!

То есть Богомладенца принесли в единственное место, куда нужно было его принести. Там, на пороге этого храма, когда совершались все положенные действия, связанные с благодарением, жертвой Богу, и произошла встреча. Замечательная в разных смыслах», — поделился священник.

По словам Ильяшенко, праздник Сретение Господне стоит провести в спокойствии и молитве. Нужно постараться что-то сделать для Бога и прежде всего — поучаствовать в богослужебной части дня, то есть быть участником службы, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Причастие совершается на службе, которая называется евхаристия по-гречески «благодарение» , то есть нужно быть участником благодарения Бога. Но, конечно, как сам Господь говорит, «если вы поможете больному, заключенному, накормите голодного, напоите жаждущего, оденете раздетого, вы сделаете это для меня».

В связи с этим иногда в храмах проводится смешанная служба. Этот день является точкой соединения Ветхого и Нового завета, а также считается символом встречи с Богом. Если обратиться к Евангелие от Луки, то станет ясно, что встреча Симеона Богоприимца и младенца Христа была предрешена еще за 300 лет до рождения Мессии. Долгую жизнь обещал старцу ангел, появившийся перед ним, когда Симеон работал над переводом священного писания с иврита на греческий язык по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа. По закону Моисея у иудеев того времени было две традиции, связанные с рождением в семье ребенка.

Женщине можно было посещать храм только спустя сорок дней после рождения ребенка, если он был мальчиком, или восемьдесят при девочке. Также родители обязывались принести в жертву ягненка и голубку, символизирующих благодарность за появление ребенка и очищение от греха. Однако не каждая семья могла себе позволить такую роскошь, в итоге праведный Иосиф держал в руках двух голубей. Когда Симеон взял младенца на руки, то назвал его Мессией и сказал, что теперь может спокойно умереть. Но он не был единственным, кто встретил Деву Марию и Христа. Еще одной героиней важного дня стала Анна-пророчица. На тот момент ей было 84 года, и она была вдовой, жившей и работавшей при храме. Когда она увидела Богородицу с младенцем, то поклонилась им, а затем стала проповедовать о том, что появился Мессия. Какого числа празднуется Сретение Господне в 2023 Сретение Господне — праздник не переходящий.

Православной церковью отмечается всегда 15 февраля 2 февраля по старому стилю. То есть ровно через 40 дней после Рождества Христова и таким образом завершает цикл Богоявления. Однако стоит помнить важный момент: если Сретение Господне попадает на первый понедельник начала Великого поста, тогда его переносят на 14 февраля, что случается крайне редко. В 2023-м 15 февраля — это среда, но до Великого поста, поэтому дата остается неизменной. Не секрет, что Сретение Господне является одним из древнейших праздников для христианства. Тогда он не был самостоятельным торжеством, а входил в ряд рождественских гуляний и назывался "Сороковым днем от Богоявления". Существует придание, что когда Антиохию город Византии накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне. Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит. В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544-го Сретение стало отдельным праздником.

Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать

15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Сретение Господне каждый год отмечается 15 февраля. Сретение Господне – это один из важных православных праздников, который отмечают в феврале. Сретение Господне каждый год отмечается 15 февраля.

Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами

Какова история появления и развития праздника Сретения Господня в Церкви? Первое упоминание о празднике Сретения Господня мы находим в древнем христианском источнике IV века «Паломничество ко Святым местам» монахини Этерии, которая в 80-х годах четвертого столетия совершила паломничество на Святую Землю и в своих воспоминаниях об этом путешествии описала особое торжество, совершающееся на 40-й день после Богоявления в Церкви Иерусалима. Этерия пишет: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис так в Иерусалиме называли Храм Гроба Господня , и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст». Гвидо да Сиена. Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы. По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события. Коптская икона К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века.

Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства. В католической церкви этот праздник не является торжеством высший разряд праздников , а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много. В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя. Сорокадневный рождественский цикл, о котором говорилось выше, является неким разворотом древнейшего праздника Богоявления, который изначально включал в себя в себя все современные праздники, посвященные евангельским событиям Рождество, Крещение, Сретение и дни памяти святых, связанных с этими событиями. Праздник Богоявления с течением времени раздробился на большое количество отдельных праздников, насколько возможно полно раскрывающих тайну Боговоплощения. Святой Исихий Иерусалимский так писал о празднике Сретения, завершающем цикл богоявленских праздников: «Не ошибется тот, кто признает Сретение праздником праздников, субботой суббот, назовет его святая святых. Ибо здесь сосредотачивается всё таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в воплощении Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества». Праздник Сретения — он Богородичный или Господский? Все двунадесятые праздники четко разделяются на Господские и Богородичные.

Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе. Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника Рождество, Крещение, Вознесение и другие , а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. К разряду Господских праздников Сретение относит наличие входного стиха на малом входе, который произносится диаконом, держащем в руках Евангелие, в открытых Царских вратах, а также собственного праздничного отпуста в конце службы: «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников. Исходя из этого, правильнее будет сказать: праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника. В каком из песнопений Страстной Седмицы упоминается событие Сретения Господня? Интересно, что события праздника мы вспоминаем не только в сам его день.

На Страстной седмице в Великую субботу перед чтением 1-го часа во время целования народом Плащаницы положено пение особой стихиры, в которой описываются события тех великих и печальных дней человеческой истории: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде; но в радость Воскресения Твоего плач преложи. В этом песнопении мы видим отсылку к Сретению Господню, а именно к словам праведного Сименона, которые он сказать Матери Христа: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец Лк. В этом песнопении Богородица вспоминает о давнем пророчестве старца, сказанном над 40-дневным Младенцем. Толкователи понимали это место как пророчество о тех страданиях, сомнениях и переживаниях, которые Пресвятая Дева будет претерпевать при виде висящего и страдающего на кресте Своего Сына. Так, блаженный Феофилакт Болгарский XI в. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых». Эти слова праведного Симона с полной точностью передают то, что Богородица переживала при кресте, как мать. Амфилохий Иконийский, — могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти?

Данное песнопение также очень точно показывает связь между всеми событиями земной жизни Христа: для святых людей, угодивших Богу, маленький грудной ребенок уже открывается как Всемогущий Господь, Которому предстоит пережить столь страшные и мучительные страдания, принеся тем самым людям спасение. Это песнопение, хотя и поется медленно и довольно грустно, пропитано предвкушением Христова Воскресения, Его славной победой над дьяволом и смертью. Оно говорит нам о исполнении того обетования, которое ожидали все поколения, начиная с самого Адама. И недаром этот гимнографичкский текст заставляет нас вспомнить то событие, когда впервые человек не считая, конечно, Божию Матерь через открытие Святого Духа осознал, что перед ним не просто Младенец, но Тот Самый долгожданный Помазанник. Знаете ли вы, что Симеон Богоприимец похоронен в Иерусалиме? В Церкви существует предание, что святой Симеон Богоприимец принял мученическую кончину от рук воинов Ирода при избиении Вифлеемских младенцев у стен Храма. По распоряжению Ирода святой Симеон не был похоронен по иудейскому обычаю. Также некоторые источники свидететльствуют, что праведный Симеон воскрес после Воскресения Христова, когда гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим Мф. Гробница святого Симеона До наших дней есть место в Иерусалиме, где, как считается, был дом святого Симеона.

Там же было и место его погребения. Мощи святого старца были обретены при императоре Юстине II 565—578 гг. На месте гробницы святого Симеона впоследствии был основан монастырь святого праведного Симеона Богоприимца, который называется еще Катамонас или Катамон греч.

Поэтому богослужение в этот день имеет ряд особенностей. Например, у него нет жесткого ограничения по цвету одеяний священнослужителей.

Одни проводят литургию в голубом облачении, символизирующем непорочность Девы Марии, другие — в белом, как на праздник Рождества Христова. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы недели Великого поста, что случается очень редко, то праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Но в 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая, и такого совпадения не будет. Православный христианин в день Сретения Господня обязательно должен пойти в храм на литургию, чтобы в итоге исповедаться и причаститься. Особого поста для этого праздника нет.

Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято есть рыбу, а не мясо. В некоторых регионах на праздник жители деревень обходили соседей с иконой Сретения Господня. Когда образ вносили в дом, люди преклоняли перед ним колени и просили о благословении. Также в этот день приносили свечи в храм для освящения. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала.

Ведь для встречи Святого Семейства со старцем Симеоном отыскалась простая календарная аналогия: в этот день в народе стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда и множество поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение — солнце на лето, зима на мороз». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли сретенскими. Вот почему после праздника крестьяне начинали множество весенних дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. В деревнях на Сретение всегда проходили гулянья.

А в благодарность произвести еще и обряд жертвоприношения. Иосиф с Марией пожертвовали ему двух маленьких голубей. В этот день в храме находился Симеон Богоприимец, который встретил Святое семейство. Он был одним из последних праведников на земле. Многие почитали его, ведь он был ученым и знал языки. В свое время он занимался переводом Священного писания с еврейского языка на греческий. История гласит, что при переводе книги пророка Исаии он увидел в священном тексте слова, где говорилось о Деве, которая «во чреве приимет и родит Сына». Увидев слово «Дева», он подумал, что в тексте есть ошибка и хотел исправить ее, написать «жена». Но ангел не дал ему этого сделать. Он остановил его руку и сказал, что ошибки нет и Симеон сам станет свидетелем этого.

И пока не убедится в правдивости пророчества, не узнает смерти. По преданию Симеон жил почти 300 лет. И так случилось, что в этот день божья сила привела его в храм для судьбоносной встречи. Когда Святое Семейство переступило порог Храма, праведник понял, что пророчество Исаии сбылось. Тогда-то он и произнес слова, которые впоследствии стали молитвой, носящей его имя. В настоящее время она известна под названием «Песнь Симеона Богоприимца». Это важная молитва, которая читается в момент крестного хода со свечами в католическом костеле на Сретенье. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Родители младенца были удивлены, услышав такие слова о своем сыне. И тогда Симеон сказал матери : Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

С этими словами он благословил все Святое семейство. В этот день в Святом Храме присутствовала еще одна праведница — благочестивая вдова Анна Пророчица. Она сразу поняла, кто посетил Божий дом в этот день. После этого дня она начала славить Спасителя во всем Иерусалиме и пророчить о нем. Праздник можно рассматривать не только как встречу Иисуса с Богом. Большую роль здесь играет еще и Матерь Божия. На главной иконе, которую писали к событию, мы видим ее передающей младенца Симеону Богоприимцу. После его слов, она понимает, что отдает своего первенца на служение миру. И что тот отдаст себя в жертву взамен на его спасение. Поэтому, празднование получается неоднозначным по эмоциям.

С одной стороны — это радость встречи с Богом, с другой — печаль, которую пророчит ученый праведник. Как отмечается Сретенье Господне Так как праздник означает встречу Иисуса с Богом, то он посвящен Христу и является одним из Господских. Однако мы уже рассматривали икону праздника и узнали, что Мария в этом событии является таким же важным лицом. Поэтому праздник близок Богородичным. В связи с этим богослужение проводится славя Иисуса и Матерь Божию. Этот день важен еще и тем, что происходит встреча Ветхого Завета с Новым. С рождением Христа, как искупителя грехов человеческих, наступает эпоха христианства. Православные священники в этот день одеты в одежды небесно-голубого цвета. Так одеваются во все Богородичные праздники. На службе читаются специальные молитвы.

В каждой из них первой славят Богородицу и уже потом Христа. Вот одна из них: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Отличительной чертой богослужения является «чин благословения» и освящения свечей. Их светят перед началом Богослужения или после окончания литургии и называют Сретенскими. В католицизме праздник имеет и другие названия — Очищение Марии и День свечей. Священники одевают белые одежды. Его проводят таким образом. Перед началом мессы во время специального обряда светят свечи.

Он заключается в том, что прихожане зажигают свечи, а священник кропит их святой водой. Затем он встает во главе процессии со своей свечой и процессия совершает крестный ход. Звучит призыв: Пойдём с миром, чтобы встретить Господа. Также поется гимн Симеона Богоприимца, слова которого он сказал Богоматери в день ее прихода в Иерусалимский Храм. Напомню их и здесь Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. После чего верующие возвращаются на свои места и тушат свечи. Богослужение продолжается. Что такое Громницы и какое отношение они имеет к Сретенью Как мы узнали в предыдущей главе праздник Сретенья Господня относится к главным христианским празднествам. Однако в народе его знают меньше, чем Рождество, Крещение и Пасху. И совсем малое число людей могут сказать в чем суть этого дня.

Мало того, в старину этот день не отмечали, как значимое событие библейской истории. А считали, что происходит встреча зимы с летом. Морозы становятся уже не такими сильными и когда выглядывает солнышко, то даже пахнет весной. Так у западных и восточных славян считалось, что наступила середина зимы. А кому-то нравилось больше считать этот переходный момент первой встречей весны.

В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими». Свечи могут быть освящены и после окончания литургии [13].

Сретенье Господне в 2024 году: что это за праздник, его приметы и обряды

Исторический контекст церковного праздника Сретение Господне восходит к событиям, описанным в Новом Завете, в частности в Евангелии от Луки. Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи. Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова. В праздник Сретения Господня верующие воскрешают в памяти эпизод из Евангелия от Луки о встрече младенца Христа и старца Симеона в Иерусалимском храме. Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи.

Что за праздник Сретение Господне

  • Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
  • Сретение Господне 2025
  • Традиции и обряды
  • Курсы валюты:
  • Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия?
  • Что за праздник Сретение Господне и какого числа его отмечают - Толк 09.02.2023

Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. День, когда Сретение Господне отмечают, является непереходящим, то есть его дата не меняется год от года. Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа. Сретение Господне каждый год отмечается 15 февраля. один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля.

Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать

Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение. Также 15 февраля на Руси внимательно наблюдали за погодой. Считалось, что если в этот день идёт снег, то весна будет поздней. Хорошей приметой в этот период считается тихая и солнечная погода. Она предвещает теплую дружную весну и богатый урожай.

Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого.

Свечи приносят домой, хранят и зажигают во время молитвы на протяжении года. Важно провести день в кругу семьи и близких. Следует простить обиды и примириться с родственниками. Что нельзя делать на Сретение? Нельзя заниматься бытовыми делами, работать по дому. Нельзя выметать сор из дома. Нельзя уезжать в дальнюю поездку.

Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая, яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты, превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен. Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего, сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего, зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних, паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону, неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих, егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его, и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим, да не растлим храм плоти нашея. И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших, да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе, егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков. Традиции в Сретение Господне В этот день принято ходить в церковь и молиться о семейном благополучии, исцелении больных, присутствовать на праздничной литургии. В Сретение —священнослужители облачаются в белые одежды —как символ Божественного света и в голубые -символизируя чистоту и непорочность Богоматери -Девы Марии. Согласно народного поверья, Сретение означает -встречу зимы с весной. По законам природы, с этого дня, зима пойдет на убыль, теряя свои силы. По традиции, этот день принято проводить в кругу близких, наладить отношения с тем, с кем человек находится в ссоре.

Народные приметы 15 февраля

Кроме того, Сретение Господне принято считать молодежным торжеством. Праздник Сретения считается праздником Христовым и одновременно праздником Девы Марии, Пречистой Матери Божией. Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников, отмечаемых Святой Церковью. Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа. Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве.

Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля

Сретение Господне празднуют в память о событии, описанном в Евангелии от Луки: на 40-й день после Рождества Иисуса Мария и Иосиф принесли свое дитя в храм в Иерусалиме для совершения ритуала благодарности Богу. Сретение Господа Иисуса Христа является непереходящим двунадесятым праздником, то есть одним из главных в церковном году, дата которого всегда – 15 февраля. Христианский праздник Сретение Господне православные отмечают 15 февраля, а католики на две недели раньше — 2 февраля. Праздник Сретения Господня-один из древнейших праздников христианской церкви, отмечаемый с 4 века нашей эры в Иерусалиме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий