Как начиналась магнитофонная летопись русского рока.
Популярные русские рок группы 90-х
Чтобы у чего-то появились последователи, необходимо, прошу прощения, придать этому культурный статус, что условно является нашей работой. Илья Зинин: На самом деле у всех подражатели есть, просто они находятся на очень локальных уровнях, мы о них не знаем. Я видел много подражателей «П. Влияние творческого наследия «Химеры» на питерский андеграунд тоже заметно. Это все явления такого масштаба, что они совсем не на поверхности. К сожалению, у нас нет артиста, который бы играл музыку самобытную, яркую, в которой чувствовалось бы влияние 90-х, и чтобы это не было подражанием. Все-таки группа Joy Division — она очень вдохновляла и вдохновляет. Понятно, что у нее полно эпигонов, но при этом похожие на нее группы, о которых можно говорить всерьез, являются самобытными.
Александр Горбачев: Вопрос в том, кого мы называем подражателями. На мой взгляд, не подражатели, а последователи вполне себе имеются. Та же группа «Труд», та же «Панк-фракция Красных бригад» и сочувствующие. Группа «Утро». Тот же Арсений перепевал группу «Химера», и очевидно, что для него это тоже не пустой звук. Все это обработано — может быть, не самым очевидным образом, но это, наверное, и хорошо. Я бы не хотел увидеть группу, которая пытается играть в 2014 году, как «Химера», потому что, ну, как бы слишком много контекста, который определяет их музыку, и не думаю, что это было бы уместно.
И уж тем более как «Соломенные еноты». Что касается Дркина… Илья Зинин: Куча локальных бардов со страшной силой ему подражает. Просто почти никто об этом не знает, потому что они делают это неталантливо. Александр Горбачев: Ну да. Тут опять же невозможно восстановить прямую генеалогию, как часто бывает в искусстве, но, на мой взгляд, вся эта линия альтернативного шансона, вылившаяся в 2000-х в популярного Петра Налича, к Дркину имеет прямое отношение. Мы, собственно, об этом и пишем. Даже отчасти вплоть до Ваенги.
Что характерно — Сергей Гурьев, большой фанат Дркина, являлся большим поклонником Ваенги. По саунду это в принципе довольно близко. Другой вопрос, что с точки зрения смыслов и глубины все несколько иначе. Фотография: Максим Копосов — Почему в книге нет ни одного западного персонажа? Вот в главе про «Собак табака» упоминается Бликса Баргельд, а реплик самого Бликсы нет. Может быть, у него роль незначительная, но как так вышло, что это все внутрироссийские истории? Илья Зинин: Время такое было.
Если уж, как я говорил, москвичи не знали о том, что происходит в Петербурге, а питерцы — наоборот! Это сейчас культурные связи расширились. Зарубежные люди — это было бы совсем высасывание из пальца, я не думаю, что упомянутый Бликса Баргельд помнит о том, что у него кто-то из России брал интервью. Может быть, это наша небольшая недоработка, но интересно все-таки было посмотреть истории глазами музыкантов, которые жили внутри этого. Александр Горбачев: Мне бы хотелось, чтобы мы могли тщательнее в этом смысле поработать и спросить у Бликсы, помнит ли он свой разогрев в 90-х годах в Москве, и найти этого чувака из Rammstein, который якобы дико котировал «Химеру». Но мне не кажется, что это значимая лакуна, — по-моему, это история скорее внутрироссийская. Илья Зинин: Все группы, про которые мы пишем, русскоязычные.
Везде очень важны тексты. Может быть, в случае с нашими индустриальщиками это не только так, но в целом это «песни в пустоту», у нас про песни. Александр Горбачев: Хотя как раз «Химера» — не очень про тексты группа, на мой взгляд, а скорее про общую мощь. Илья Зинин: И у нас есть про то, как «Химера» ездила в Европу в тур. Есть несколько разных историй — мы не писали все-таки биографии подробно; если бы писали, старались бы копнуть глубже. Сейчас у меня спрашивают, рассказывали ли мы про детство Рэтда, а я говорю — не рассказывали. То есть, может быть, это наша недоработка, но у нас был определенный фокус, определенные рассказчики, и мы сами себе очертили границы.
Многие герои достойны отдельной книжки — и на стадии финальной редакции надо было что-то ощутимо сокращать и мы с болью выкидывали какие-то вещи. Я понимаю, что это непаханое поле и что, скажем так, если бы ситуация позволяла выпустить книгу «Песни в пустоту» в пяти томах и заниматься каждым героем по году, мы бы так и сделали. Но у меня такой возможности нет, поэтому мы благодарим издательство за то, что оно приложило массу усилий. У нас есть, к сожалению, реальность и определенные ограничения, которые она на нас накладывает. Куда вы ездили? Случались ли необычные истории во время написания книги? В главе про Дркина цитаты из луганской газеты — это откуда?
Александр Горбачев: Что касается Дркина — есть люди, которые занимаются собиранием архивов относительно всего, что с ним связано, и в этом смысле текст довольно легко находится. Про другие цитаты лучше Илья расскажет, у которого огромный архив вырезок из газет. Мы ездили в Петербург, и я, поскольку целиком делал главу про Дркина, был в Воронеже и встречался со всеми людьми, которые имели к этому отношение. Илья Зинин: Я давно собирал музыкальную прессу, самиздат; когда мы начали работать над книгой, это все очень пригодилось — я перелистывал то, что уже забыл, и находил полезные публикации и интервью. Что касается историй. Я помню, что в ноябре 2007 года проездом в Москве был Егор Летов. Я тогда работал в клубе «Апельсин», он туда заходил, и мы с ним договорились, что, когда будет следующий концерт «Гражданской обороны», я возьму у него интервью.
Он сказал мне, что про Машнина с радостью расскажет. Мы с Летовым уже были знакомы, и он, ну, доверял мне, хотя вообще очень мало тогда интервью давал. Но следующего концерта «Гражданской обороны» не случилось. Такая же история была с Геннадием Бачинским: в декабре 2007-го мы с ним созванивались, договаривались об интервью, друзья дали его телефон, он очень тепло откликнулся, потому что про «Химеру» он всегда был готов рассказывать, и попросил перезвонить после праздников, ближе к концу января. Еще было безумное интервью с Михаилом Горшеневым из «Короля и Шута». Это единственный случай за всю мою практику, когда артист был в не самом вменяемом состоянии и ни на один вопрос по существу по книге или просто по Tamtam не ответил. Он все время уходил куда-то и рассказывал исключительно про себя — довольно жуткие, кстати, вещи: про то, что бывших наркоманов не бывает, что его ждет золотой укол.
Это был довольно большой разговор, но ни строчки из него в книгу не вошло, потому что он по теме ничего не сказал. Никонов жил в небольшой мансарде, обстановка была предельно спартанской: голый матрац, телевизор, транслировавший какой-то хип-хоп. Леха бесконечно пил зеленый чай, и его носило туда-сюда в смысле тем.
Сметана Коллектив, плотно ассоциирующийся с целой эпохой в красноярской тусовке, сложившейся вокруг кафе «Сопка» — и закончившейся трагедией. Для них невозможного не было в принципе — можно было выходить на сцену в костюмах и женских платьях, играть в одном концерте фанк-рок и индустриальную импровизацию с применением электродрели и поющей пилы, выпускать домашние кассеты с ручным оформлением, на которых осколочный панк-рок по полминуты соседствовал с сорокапятиминутной импровизацией на баяне.
Этакой по-хорошему дурной энергии на красноярской сцене всегда немного не хватало — и, в общем, не хватает и сейчас. Sound Dab Гитаристка группы Sound Dab Маша Теряева последние пару лет играет в московской группе «Наадя», а также пилотирует собственный сольный проект с симпатичным названием Dub i Prosto Derevo, с помощью которого она недавно выиграла стипендию в проекте Red Bull Music Academy. Можно сказать, что из числа наших красноярских потерь она устроилась интересней всего — ну, и по сравнению с симпатичным англоязычным поп-роком Sound Dab явно пошла на повышение в творческом плане. Крапива «Крапиву», пожалуй, лучше всего помнят за сильный и красивый голос вокалистки Анны Борецкой — хотя их магистральный курс на поиск удовлетворяющей всех нейтральной территории между гитарной тяжестью рок-звучания и мелодичной доступностью песни тоже заслуживал уважения. Как и многие другие коллективы, добившиеся известности локального значения, «Крапива» в какой-то момент отправилась искать славы на большую землю — да там и сгинула.
Хорги Ещё одна группа, работавшая в стиле «ничего невозможно нет» носителем ДНК упомянутой выше «Сметаны» в ней выступал их общий барабанщик Денис Андреев , «Хорги» в определённый момент были одной из лучших концертных групп Красноярска. Каждое их выступление превращалось в непредсказуемое действо с гитарными шумами, шаманскими плясками, свободной импровизацией и прочими прелестями. После распада «Хорги» рикошетом разлетелись на целую россыпь разнонаправленных и индивидуально сумасшедших проектов, от абсурдисткого панк-коллектива «Гулливер, брось Икарус» до свободной артели импровизаторов «Атанорэ», выступавшей в самых непредсказуемых местах — от подземных переходов до сцены на Дне города.
Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг, но история все равно совсем не банальная.
Участники «Зоопарка» считали, что кровоизлияние произошло не само по себе. Согласно этой версии, Науменко ограбили во дворе дома и ударили чем-то тяжелым, а после кто-то из прохожих помог Майку подняться на этот счет есть мутные свидетельские показания. Музыкант смог самостоятельно вернуться в квартиру, где его и догнали последствия удара. В более приземленном изложении событий смерть Майка Науменко была связана с алкоголем.
И падение во дворе с переломом основания черепа не было следствием ограбления. А после Майк действительно поднялся в квартиру, упал еще раз и умер. Игорь Чумычкин «Алиса» Здесь все однозначно. До этого он находился в глубокой депрессии, но интереснее то, как смерть Чумычкина повлияла на «Алису».
До происшествия активно употребляла вся группа, включая Константина Кинчева. После начался процесс отказа, а Кинчев в интервью рассказывал, что воспринял смерть Игоря как знак, что пора останавливаться. В 1994-м «Алиса» посвятила Чумычкину альбом под названием «Черная метка» — самый злой и жесткий в истории группы. Эдуард Старков «Химера» Один из самых недооцененных музыкантов в истории русского рока, а еще человек из первого состава «Последних танков в Париже».
Старков из питерской «Химеры» был кем-то вроде Сергея Курехина от тяжелой музыки. Он экспериментировал с пост-панком, психоделом, этникой, нойзом и еще кучей жанров, выдавая мощные и очень странные тексты. Старков начинал выступать в легендарном клубе «TaMtAm» примерно в одно время с «Королем и Шутом», и «Химера» быстро стала одним из главных резидентов площадки.
Цифра компакт-диска и формат МР3 в свое время «убрали» с магазинных полок винил и пленочные аудиокассеты. Кто мог об этом думать в семидесятых, восьмидесятых и в начале девяностых, когда на бобины и аудиокассеты наматывались миллионы километров пленок записей?! Поэтому, не будет большим преувеличением сказать, что девяностые, как ни один из других периодов предыдущей истории, не дал такого видения абсурда и одновременно непостижимого смысла мироустройства, что наложило отпечатки на все области людской жизни, на многие человеческие поступки, на музыку, кино, живопись и литературу. Именно с девяностых годов ХХ века человек перестал поспевать за все возрастающим потоком информации.
Откуда проистекает смутное ощущение того, что «что-то кончается». Многие стали жить в изматывающем ощущении кризиса. На первый взгляд, несложная, как одноклеточные, но парадоксально мудрая, сказал бы «терапевтическая» — авт. Отсюда возникает истовое желание потерять смысл, которое влечет рокеров к бесконечным играм со звуком и словом, которое, как известно, будучи единожды изреченным, есть ложь! Все-таки человек, выступающий со сцены, всегда немного шоумен и артист. Что оказалось главным в русском роке девяностых? Что вывело его из застоя и ступора?
Вновь правильно расставленные слова, акценты, найденные ударения! И, конечно, преданность миллионов поклонников, которые несколько придя в себя после оглушающего всплеска начала девяностых, вновь соскучились по старым рок-кумирам и их неподражаемым интонациям. Попса, с ее крайне низким качеством исполнения и фонограммами, успела надоесть и вызывала лишь изжогу. Кстати, подоспели и новые силы русского рока... В общем, получилось так, что все вернулось на круги своя. Но уже на новом временном витке. Честность русского рок-музыканта как была, так и осталась тесно переплетенной с мистическим ощущением Слова, как силы!
Что безусловно связано с очень мощной русской поэтической и литературной традициями. Например, где еще поэты, вроде Евтушенко или Вознесенского могли собрать на свои чтения целые стадионы в 1950-1960-е годы, кроме как в России? У западных рокеров в музыке упор делается на силу звука и вибрации им порождаемые. Русский рок девяностых уже не чурается использовать силу звука, благо в девяностых проблем с аппаратурой уже нет, было бы желание и умение ее использовать — авт. Вот только войти в ту же реку «протеста» у русского рока середины девяностых не получилось. Его ожидал новый, по-своему интригующий этап развития. После 1995 года: от рока к «рокопопсу» 1995 год стал переломным для русского рока!
Рокеры наконец очнулись от спячки, «пришли» в себя. Выход из застоя был найден в виде компромисса между поп и рок-музыкой. Рок-музыкантам, как бы им не хотелось этого делать, пришлось играть по правилам шоу-бизнеса. Пришел период пресловутой коммерциализации. Теперь деньги становились мерилом успеха и известности. Стадионы конца восьмидесятых сменили гастрольные «чесы». До середины девяностых по этим правилам играла лишь попса.
С 1995 рокеры также начинают «играть в шоу-бизнес», так как основные деньги музыканты в России могут получить лишь от концертных выступлений и уж никак не от продажи аудио-носителей или мерчендайзинга. По-моему, возврат массового интереса к русскому року начался с выпуска культового во всех отношениях альбома под названием «Опиум» «Агаты Кристи» 1995 года. Песни, вроде «Опиум для никого», «Черная Луна», «Сказочная тайга», наполненные готическими образами и интонациями, искрящимися гитарами, безумными в своей пост-нововолновой эстетике текстами и мелодичными клавишами, пришлись в 1995 весьма ко двору. Они ворвались в российские музыкальные чарты, на раз тесня голосистые попсовые орды. Отмечу, что число русских рокеров, которым удалось попасть в тогдашние чарты, весьма куце. Но оно все же частично отражало музыкальную жизнь страны. Кроме Агаты Кристи в середине девяностых отлично выступил Гарик Сукачев, представивший в 1995 году диск «Между водой и огнем», с такими хитами, как «Напои меня водой», «Непокоренная вера», «Ольга».
Он записал его с друзьями-музыкантами и камерным оркестром в калининградском Кафедральном соборе. По сути, Сукачев стал первым русским рокером, осуществившим полноценную запись с симфоническим оркестром. В этом же году Гарик вместе с закадычным другом Александром Ф. Скляром пишут проект «Боцман и Бродяга» с альбомом «Я милого узнаю по походке», который можно охарактеризовать, как яркий пример городского фольклора, исполненного матерыми рокерами. Кстати, с 1995 года А. Скляр начинает вести на Горбушке знаменитый фестиваль альтернативной музыки «Учитесь плавать», на котором активно выступают многие российские, как IFK, Epilepsy Bout и зарубежные — авт. Еще запомнились фееричные панк-приколисты «Ногу Свело» во главе с Максимом Покровским, выдавшие в 1995 году на альбоме «Сибирская любовь» такой непереводимый номер, как «Хару Мамбару».
Частушка частушкой, но насколько зажигательна! В 1995 записали свои первые стебные опыты «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» разноплановый Кирилл Немоляев и его «БониНеМ».
«Искала» Земфиры* и «Крылья» Наутилуса: 10 рок-хитов 90-х, от которых сходят с ума сейчас
А с 1995 по 1999 год у вокалиста даже была корочка помощника депутата ЛДПР. При этом Хою было плевать на политику, и никакие партии он на самом деле не поддерживал. Подпись Жириновского. Ну это солидняк, че». В действительности большая часть песен Хоя — это околопопсовые дворовые песни и советско-провинциальный взгляд на хэви-метал. Но песню «Колхозный панк» с одноименного альбома послушать стоит, чтобы проникнуться сутью жанра. А на последнем альбоме «Восставший из ада» 2000 года панк и дворовая попса встретились с ню-металом и рэпом — уникальная вещь. Активная история «Сектора Газа» закончилась в 2000 году со смертью Клинских. Но в 2001 году первый гитарист группы Игорь «Кущ» Кущев создал группу «Ex Сектор Газа» и в ее рамках выпустил три альбома.
Фанаты идею не оценили. В дальнейшем Кущ пытался возвращаться к проекту, но новых релизов так и не случилось. Следующее подобное шоу планируется в 2024 году. Король и Шут Чем известна. Питерская группа «Король и Шут», или просто «КиШ», начиналась в 1988 году как исключительно панковское формирование — музыканты ориентировались на классику жанра и в звуке, и в текстах. Но уже в 1989 году, с приходом вокалиста и автора текстов Андрея «Князя» Князева, родился тот «Король и Шут», который мы знаем сегодня. Музыканты переориентировались на так называемый фолк- и хоррор-панк. Песни группы превратились в отдельные законченные истории, основанные на фэнтези и славянском фольклоре.
А музыка уже не упиралась в один только британский панк. В 1996 году благодаря присоединившемуся к группе гитаристу Якову Цвиркунову звук коллектива вышел на новый уровень. В том же году «КиШ» выпустил первый альбом — «Камнем по голове». В течение всех 1990-х группа развивалась и росла над собой, но в андеграундных кругах ее уже признали. А с начала 2000-х «Король и Шут» гремел уже на всю страну. Сегодня невозможно представить караоке-клуб, в котором не звучат песни группы: поэтичные тексты и богатые аранжировки покорили массового слушателя. Ранее Горшок говорил, что так ненавидит эту группу, что готов подраться с ее участниками. И когда такая возможность появилась, он отступать не стал.
Впрочем, Горшок в бою с Жеребкиным заработал только ничью. А вот Князь выиграл бой с Соколовым. Советовать самые известные известные песни «КиШ» нет смысла — вы их все равно слышали, хотели вы того или нет. Лучшая точка входа — альбом «Как в старой сказке» , с которого и начался поход группы на широкую аудиторию. При этом на диске не так много известных сегодня песен группы, так что слушать его будет нескучно. А «Бунт на корабле» самый раскритикованный, но и самый тяжелый, что тоже интересно. Ну и перезаписанные для сериала «Король и Шут» песни из альбома-саундтрека стоит послушать — готовый сборник лучшего, но с другой подачей. На протяжении всего существования «Короля и Шута» состав группы штормило, но ее главные лица — Михаил «Горшок» Горшенев и Андрей «Князь» Князев — оставались в составе.
Князь покинул группу в 2011 году, чтобы работать над сольным проектом «КняZz» , который существует до сих пор. Другим поворотным моментом в истории «Короля и Шута» стал 2013 год. Тогда от проблем с сердцем умер сооснователь группы Михаил Горшенев. Другими осколками легендарной группы, помимо «КняZz», принято считать коллектив «Северный флот» , состоящий как раз из бывших музыкантов «КиШ». Группа выпустила четыре альбома и продолжает активно гастролировать и записывать новый материал. В 2023 году «Северный флот» при участии Князя перезаписал 11 песен «Короля и Шута» для саундтрека сериала. НАИВ Чем известна. Оба — дети дипломатов, познакомившиеся во время службы в армии.
Уже в 1988 году группа пробилась в «Московскую рок-лабораторию» , а в 1990 выпустила дебютный альбом на американском лейбле. Спустя несколько лет «НАИВ» катались с концертами по всему миру. Впрочем, на родине тогда ценился более неформатный сырой панк. Поэтому в России большой группой «НАИВ» стала в 2000 году с выходом ориентированного на поп-панк альбома «Оптом и в розницу». И не без помощи русского MTV стала одной из главных рок-групп России на протяжении всех нулевых. Это одновременно и максимально коммерческий, и предельно панковский поступок. Впрочем, еще в 2002 году вышел первый сборник Punks Goes Pop, на котором актуальные западные панки играли каверы на попсу. Так что перформанс получился в духе времени.
Разумеется, стоит включить дебютный альбом Switch-Blade Knaife: советский панк на американском лейбле, а часть песен и вовсе на английском языке. Это уникальный случай для отечественной музыки. Альбом «Оптом и в розницу» , на котором группа нащупала свой поп-панковский путь, тоже достоин прослушивания. А следом и «Форева» 2002 года — явление уровня Blink-182 на российской сцене. Вышедший между ними концертник «Рок» тоже не пропускайте, он наполнен самыми агрессивными песнями группы. А если шутки про 2007 год, который не вернуть, трогают ваше сердце, послушайте альбом «Обратная сторона любви». В 2009 году, уже на пике популярности, группа взяла бессрочный отпуск из-за творческих разногласий. Александр Иванов с басистом группы занялся сольным проектом «Radio Чача».
Группа вернулась в 2013 году ради концертного тура в честь своего 25-летия. Затем музыканты объявили, что разрешили творческие разногласия. В 2015 году вышел новый альбом Populism. С тех пор группа активно гастролировала и записывала новый материал. В 2017 году коллектив выпустил протестный альбом Make Naive Great Again.
Такими представляют себе будни рок музыканта большинство людей. В своем интервью нашему порталу Александр Керн рассказал о настоящей жизни рокера. Как оказалось, драйва действительно много, но все весьма и весьма культурно. Разговор получился долгим, но интересным. Поговорили о музыке, семье, религии и даже творчестве Ольги Бузовой. Александр поделился интересными историями из жизни и рассказал о своей карьере. Радует, что рок в Нижневартовске жив и продолжает свое развитие. Кстати, очень скоро в городе состоится масштабный фестиваль для музыкантов, но об этом чуть позже. Расскажите о вашем творческом пути, в какой момент вы решили связать всю свою жизнь с рок музыкой? Помню только один эпизод. Это произошло, когда я жил еще в Волгоградской области и учился в третьем классе. К нам на урок пришли педагоги из музыкальной школы, ну как это обычно бывает, хотели проверить у детей слух, ритмику, вокальные данные. Мне сказали, что у меня идеальные музыкальные качества и надо идти поступать в класс баянистов или скрипачей. В то время я носил очки, и уже бывали случаи, когда и очкариком могли обозвать, а если я еще со скрипичным футляром или баяном стал ходить, то начался бы полный кошмар. Тогда я от этой идеи отказался. Потом в 1984 мы с родителями переехали в Нижневартовск, тут я доучивался с 7 по 10 класс, примерно в это время появилось увлечение музыкой. Любовь к ней мне привил отец, он с детства меня знакомил с творчеством таких гениальных исполнителей как Элвис Пресли, Луи Армстронг, Владимир Высоцкий. Когда мне было 13 лет, дома появились пластинки Битлз, тогда-то я и заболел музыкой окончательно. Летом, когда мы все дети встретились у бабушки в отпуске, мой брат Андрей Бобнюхов помог подобрать мне первые аккорды. Он кстати уже 20 лет играет в группе «К-700». Потом первые школьные ансамбли и желание понравиться девчонкам. Примерно через год я начал сам сочинять тексты и музыку. Ну а потом увлечение музыкой перешло со мной в Нижневартовский педагогический институт, теперь он НВГУ называется. Там я получал профессию учителя русского языка и литературы, кстати, ни одного дня в школе так и не проработал. Зато на базе университета мы и организовали ныне существующую группу «К-700». А как же родители, какова была их реакция, ведь многие хотят, чтобы их дети работали по профессии, которая в свою очередь должна быть «серьезной»? Тем более, я тогда уже начал зарабатывать какие-никакие деньги. Все было гармонично и они дали добро. В институте поздравили с Международным женским днем студенток, исполнив первые наши 10 песен. Летом этого же года мы уже записали на бобинный магнитофон первый альбом. Он состоял из 32 песен. Одна из них до сих пор в репертуаре. Так что в прошлом году 7 марта группе исполнилось 25 лет. Сейчас ведь все рвутся покорить столицу. Был, конечно, период когда я был амбициозен, готов покорить весь мир. Хотел попасть на билборды и музыкальные чарты на радио и ТВ, но он прошел достаточно быстро. Нам попались хорошие люди, ну как теперь я уже это понимаю, которые охладили наш пыл и объяснили, что если ты хочешь быть известным в телеке, то нужно вложить очень много денег. В нашем российском шоу-бизнесе без них никак. Это было примерно в начале 2000-х. Тогда мы отказались от идеи покорить мир и продолжили крутиться от фестиваля к фестивалю.
Однажды они даже вызвали участкового. Сержант оказался вежливым, быстро разобрался в чём дело и заявил возмущённым старушкам, что молодые таланты имеют право на творчество в дневное время суток. В конце концов, нам повезло и мы договорились с профкомом завода «Арти» на предоставление нам репетиционной комнаты в здании заводоуправления, где была, на наш тогдашний взгляд, совсем неплохая аппаратура, а главное — возможность её обновлять и пополнять, на что предприятие выделяло средства. Относились к нам благожелательно, правда, не обходилось и без курьёзов. Наша группа должна была обеспечить музыкально-танцевальную программу после торжественного мероприятия, приуроченного к очередной годовщине завода, в Тамбовском областном драмтеатре. В репертуаре у нас был, естественно, только тяжёлый металл, который мы с радостью обрушили на головы участников торжества, многие из которых были уже убелёнными сединами. Народ пребывал какое-то время в культурном шоке, и, видимо, ему сложно было включиться в железный драйв и соответствующую тематику песен о демонах, вампирах и обезумевших зомби, растворяющихся в кислотных ваннах, и прочем. Наконец, к нам подошла женщина и попросила: «Ребята, сыграйте нашу любимую «Цыганочку». Похоже, нас не поняли и нам не поверили, но деваться было некуда, и народ был вынужден танцевать под угарный тяжёлый металл. А мы остались уверенными в том, что настоящая музыка всегда найдёт дорогу к сердцу. Тем не менее, проблемы у групп с выступлениями были, особенно в 80-е, несмотря на гласность и перестройку. В Тамбове не было музыкальных клубов, да и практики рок-концертов тоже. Да и практика «квартирников», популярных в столицах, как вспоминают очевидцы, у нас не прижилась. И опять же, очевидно из-за чисто музыкального подхода к жанру, где требовалась аппаратура, а акустический вариант не позволял выразить творчество команды во всей красе. Импульс от железного «Круиза» Можно смело сказать, что поворотным моментом для тамбовского рока стал первый фестиваль начинающих групп, что прогремел в концертном зале филармонии под эгидой группы «Круиз» Матвея Аничкина в 1987 году. Точнее, это был не совсем «Круиз», а чисто металлический проект гитариста Валерия Гаины, но продолжавший выступать под магическим славным именем. Естественно, концерты эти, длившиеся несколько дней, собирали бешеные аншлаги, а музыканты «Круиза» совместно с обкомом комсомола решили параллельно провести в этом же зале и первый тамбовский рок-фестиваль на своей мощной аппаратуре, и тоже при полных аншлагах. Причём проходил фестиваль в духе разгула набиравшей силу демократии. В зале были установлены свободные микрофоны, и зрители имели возможность после выступлений команд задать любой вопрос музыкантам и высказать любое критическое мнение. И хотя призовых мест на фестивале не предусматривалось, но компетентное жюри заседало, и слово его обладало бесспорным авторитетом, потому что состояло оно из музыкантов «Круиза», возглавлял которое суперпродюсер Матвей Аничкин. Ну а показать тамбовским рокерам было что. Группы были хоть и начинающие, но уже сложившиеся. Витиеватые гармонии от интеллигентной команды «Сталкер» не путать с московским попсовым «Сталкером» Андрея Державина.
Музыканта мучили одиночество и творческий кризис; его жена Настя Рахлина ждала ребенка, но ни жилья, ни денег не было, а двумя годами ранее умер новорожденный первенец Башлачева от другой девушки. Единственный сын музыканта Егор Башлачев родился через полгода после гибели отца — в августе 1988 года. Его матери Анастасии Рахлиной не стало летом 2018. Известно, что организацией похорон Александра Башлачева занималась Марьяна Цой — через два года она сама потеряет мужа. Гибель Виктора Цоя и волна суицидов 15 августа 1990 года 28-летний Виктор Цой разбился на трассе «Слока-Талси» в Латвии, уснув за рулем. В то утро он ехал на рыбалку. Гибель лидера группы «Кино» была настолько огромным потрясением для молодежи того времени, что 45 поклонников Цоя по всему Союзу покончили с собой. Музыкантов связывало не только творчество: Цой дружил с женой Майка Натальей Науменко. Их отношения описаны в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», хотя вдова Науменко уверяет, что масштаб ее дружбы с Цоем в картине преувеличен. За 12 дней до гибели Науменко развелся с Натальей. Музыкант умер в одиночестве в своей комнате в ленинградской коммуналке. Причина гибели — кровоизлияние в мозг. Официальной версией называют несчастный случай, но некоторые коллеги и сын Науменко уверены, что за несколько часов до гибели Майка избили во дворе. Подтверждений этой версии нет. Сплетники из рок-тусовки говорили, что он может быть настоящим отцом Саши — сына Марьяны, которого она родила в браке с Цоем. У Саши Цоя действительно много общих черт с Аксеновым, но сходство есть и между Рикошетом и самим Цоем: темные волосы, высокие скулы, крупный рот — так что этим слухам мало кто придает значение.
«В Архангельск мы больше не приедем»: зал довел солиста известной группы до слез
Говоря «русский рок», мы обычно не подразумеваем «та же рок-музыка, только на русском языке». Откройте для себя плейлист "Русский рок 1990-х" на МТС Music и наслаждайтесь треками любимых исполнителей в хорошем качестве, абсолютно бесплатно и без ограничений. Что случилось с культовыми рок-группами 90-х и 2000-х. Anews. "Рок 80-90-гг." готовится к выходу Растроение группы Круиз Светлана Сурганова выпустила инструментальный альбом 7Б экранизировали "Медного всадника" "КИНОпробы" объявили первого хедлайнера Ария сняла своих поклонников в клипе "Убить дракона" Зонг-оперу. Демарш Сайт легендарной рок-группы Демарш. Главная. О группе. Такие группы, как «НАИВ» и «Тараканы!», видели смысл жанра не только в отказе от канонов русского рока, но и в неприятии политического и эстетического радикализма сибирских групп.
Репбаза «Ленинграда» и дискотеки в заколоченном доме. Петербург 1990-х, о котором вы могли не знать
Все попытки, увы, оказались неудачными. Первая сложность, как для любой неанглоязычной страны, — это языковой барьер. Наши артисты обычно поют на русском языке. У БГ, кстати, идеальный английский. Но, увы, мы изначально находимся в проигрыше, как, собственно, в проигрыше находятся итальянцы, французы, немцы и представители других замечательных музыкальных культур. Трудно назвать существенное количество французских или итальянских артистов, которые стали мировыми звездами за океаном. А Америка — центр музыкальной культуры. Я бы даже уточнил, англоязычный конгломерат. Второй момент, который даже важнее: в 90-е годы нам нужно было выстроить нормальную музыкальную индустрию. Потому что уже тогда, а сегодня тем более, успех любого артиста в мире — это результат не только его таланта, но и успешной работы индустрии.
Это означает, что на каждом этапе работают серьезные специалисты-профессионалы: над созданием мелодии, при записи в студии, на съемках клипа, над графиком гастролей, над концертным шоу, в маркетинге, в продвижении… Сейчас к этому добавилось едва ли не ключевое продвижение в социальных сетях. Нужно уметь правильно выстраивать взаимоотношения с концертными компаниями, площадками, радиостанциями, телевизионными каналами, стриминг-сервисами. Вот этого всего, к сожалению, у нас и не вышло. Почему не вышло? Не было нужды, не хотели, не было талантливых людей? Тут я мог бы задвинуть телегу о том, как нас погубила жажда наживы. Под этим я подразумеваю следующее. Всегда есть соблазн быстро и легко срубить денег. В 1990-е годы, когда рухнула страна и в этой нищете самые инициативные люди выдвинулись вперед и резко разбогатели, в шоу-бизнесе доминировала та же тенденция.
Люди из шоу-бизнеса хотели быстро и легко заработать деньги. Легче всего это было сделать в поп-музыке, где был стремительный оборот денег. И для этого не нужны были большие вложения или капитальные планы на будущее. Хорошо, а почему западные продюсеры не заинтересовались никем из российских звезд? Попытки были. Несколько западных лейблов открыли в России свои филиалы. Небескорыстно, конечно, но они учили нас, как правильно строить музыкальную индустрию. Ярким тому примером является компания Universal, которую возглавлял в ту пору Дэвид Джанк. Он реально любил русскую культуру и очень хотел вывести русских артистов на западный рынок.
Это ему удалось однажды с группой «Тату». Я это проверял неоднократно. А вот у Дельфина , которого они очень хотели продвинуть на Запад, уже не получилось ничего. Нашли ему прекрасную партнершу-вокалистку, сделали видеоклип, альбом записали. И — ничего! Дэвид Джанк обломался и уехал из России, потому что здесь в тот момент никому не нужна была долгосрочная интеграция в западный бизнес, никто не знал, как это делается, и знать не хотел. Все хотели только быстрых денег. В результате мы не сумели построить прочную основу для того, чтобы инкорпорировать нашу страну в европейский и американский шоу-бизнес. Был шанс, но просрали!
Была еще одна серьезная попытка, которую ты не упомянул, — «Парк Горького». Да, одна из самых успешных и кратковременных попыток. Опять-таки — за счет чего это произошло? За счет того, что Стас Намин со своими западными партнерами постарался все сделать правильно. Стас — подвижник. Он узнает, что движет миром, и старается, чтобы наша страна не отставала от этого движения. Но группа сама себя разрушила, они распались и разрушили все изнутри. Потому что оказались мудаками. Хорошо, что это ты сказал, а не я.
Это так. В основном это было связано с новой музыкальной волной — русским хип-хопом. Скажи, насколько они вообще могут быть опасны для системы? Я думаю, что власть всегда боится непонятного. Они вообще не врубаются, что происходит в молодежной культуре, они не понимают, что происходит в интернете, и это их пугает. Есть ли какой-то принцип в этих случившихся в 2018 году странных отменах концертов? Нет, мне кажется, никакого. Правильно ли они выбирают объекты?
Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, что ограничивало их творческую свободу. Группы, которые не устраивало такое положение дел, предпочитали считаться самодеятельными, и уходили в андеграунд. Записи произведений таких групп распространялись среди фанатов самиздатом на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили в подвалах и на квартирниках. Рок становится музыкой протеста против советской системы. К началу 80-х в СССР начинает формироваться полноценное рок-движение. Власти открывают рок-клубы, позволяющие музыкантам легально записываться и выступать, а властям — держать рокеров под надзором. В 1983 г. В 1985 году открывается Московская рок-лаборатория, позволившая музыкантом легализовать свою деятельность. Музыканты получают возможность записывать музыку и выступать, не боясь уголовного преследования за незаконное предпринимательство и тунеядство. Русский рок 90-ых годов выходит на новый уровень К началу 90-х русский рок полностью выходит из подполья. Многие группы заново записывают свои старые альбомы, выпущенные ранее в подпольных условиях. В 90-е появляются первые независимые радиостанции, на волнах которых начинает играть русский рок. Однако большинство этих станций были ориентированы на материал западных исполнителей в силу относительно невысокого качества записей русскоязычных коллективов.
А что тут объяснять. Достаточно отследить историю написания этих двух композиций и внимательно прослушать вступления. Дело в том, что Геннадий Богданов уже исполнял песню «Ну и что» в 1990 году на музыкальном конкурсе в Юрмале. Он ее не просто спел, но и занял благодаря ей первое призовое место. Только потом она прозвучала на всю страну в «Песне-91». Хотя чуть ранее, 14 октября 1991 года, ее выпустили в качестве сингла в Великобритании. Вероятно, в жизни бывает немало необычных совпадений. Жизнь после ухода из группы «Русские» Конфликт с Киселевым и уход из группы не был приятным моментом для Богданова, но, по крайней мере, не привел к депрессии и не заставил закончить музыкальную карьеру. Как говорится, трудности нас закаляют. В 1995 году он начал сотрудничать с компанией «Гала Рекордз». В результате этого вышло два альбома. Один сольный «Держа руку на кресте», где были только новые авторские песни. Другой «Русские идут» с песнями, когда работал в группе «Русские». Богданов начал свою сольную карьеру и стал писать песни для других исполнителей. Однако эти проекты не были высоко оценены поклонниками. У Богданова было и другое занятие. Он писал песни для других исполнителей. В частности, Богданов написал для Лепса песни для его альбома «Гриша Сочинский». Под этим псевдонимом исполнитель начинал свою музыкальную карьеру. В 2001 году вышел очередной альбом Геннадия Богданова «Приглашаю в рай». Работа в группе «Русские» принесла Богданову наибольшую популярность. Поэтому у него периодически возникало желание все возродить. Такая попытка была в 2004 году. Но проработав чуть больше года, группа опять распалась из-за непонимания между Киселевым и Богдановым. После этого Геннадий Богданов твердо решил придерживаться только сольной карьеры. Как сложилась личная жизнь Богданова и чем он занимается сейчас Богданов женился в 18 лет и сумел прожить с женой всю жизнь.
Битломан Коля Васин написал письмо в Нью-Йорк своему кумиру Джону Леннону и получил от него по почте именную пластинку с автографом. Дэвид Боуи передал через друзей гитару для Гребенщикова, а Энди Уорхол — свои знаменитые баночки супа с именными автографами для музыкантов ленинградского рок-клуба. Джоанна Стингрей привезла Курехину новейший синтезатор, а поп-звезда Клифф Ричард передал лидеру «Трубного зова» Валерию Баринову фирменную гитару и всевозможные «примочки». Иностранные студенты везли в СССР рок-прессу и кассеты, а моряки и дипломаты — фирменные диски. Мечты сбывались — просто надо было не уставать в них верить… 3. Настоящий художник должен быть голодным? Этот сомнительный тезис получил повсеместное подтверждение в 70—80-х годах в отечественном рок-н-ролле. Самые культурные в мире дворники и сторожа жили в холодных дачных сквотах, подвалах и тесных коммунальных квартирах, подрабатывали сдачей пустой посуды и не всегда платили профсоюзные взносы. Как поется в песне: «Гармония мира не знает границ — сейчас мы будем пить чай... Но жрать им зачастую было нечего — как говорится, в холодильнике уже давно мышь повесилась. В 1985 году, в процессе записи альбома «Время», Юра Шевчук от недоедания вместо брюк 48-го размера стал носить штаны 44-го. И сами же, голодные, его съели. Они были совсем нищими, заросшими и оборванными. На их фоне я со своими командировочными и 120 рублями в месяц чувствовал себя богачом». Полезно знать подробности, как безбашенные люди ради реализации своей идеи шли на любые подвиги Записываться в те стремные времена андеграундным рок-музыкантам было негде и не у кого. Все мало-мальски пригодные студии были монополизированы фирмой «Мелодия», но, как говорится, «голь на выдумки хитра». Юрий Шевчук и «Урфин Джюс», рискуя всем на свете, проникали по ночам в студии областных телецентров. Первая христианская группа «Трубный зов» писалась на каком-то эстонском хуторе. Когда ее лидер Валерий Баринов решил эмигрировать через Финляндию в Англию, процесс перехода государственной границы он видел следующим образом: «Встали на лыжи, взяли компас, помолились и пошли». Вертолет накрыл его где-то под Петрозаводском, и вскоре Баринов оказался в советской тюрьме. Там он быстро обратил сокамерников в христианскую веру, а после выхода на свободу эмигрировал-таки в Англию, где его магнитоальбом «Второе пришествие» был официально издан на виниловом диске. Как настоящие рокеры рвали семейные узы во имя высокого искусства Поэт групп «Урфин Джюс» и «Наутилус Помпилиус» Илья Кормильцев в разгар андроповско-черненковских репрессий понял, что его друзьям-музыкантам из свердловских рок-ансамблей негде фиксировать свои альбомы. Тогда он тайно отнес в ломбард золото своей тещи, а также драгоценности жены Марины и ее подруг. На вырученные деньги знакомые дипломаты в Москве выкатили Илье японскую четырехканальную портастудию Sony, достать которую нельзя было даже в валютном магазине «Березка». Шел 1984 год. Слава Бутусов, который, в частности, записал на эту портастудию песню «Гудбай, Америка», позднее вспоминал: «У нас при виде этого чуда техники просто варежки открылись, до такой степени мы были потрясены этим космическим явлением. Это был огромный технологический шаг вперед». Позднее на японском агрегате записывались не только «Наутилус», но и «Чайф», Настя Полева и другие уральские группы. Удалось ли автору песни «Скованные одной цепью» выкупить из ломбарда золото тещи, история умалчивает. Фото: Андрей Усов 6.
Как изменились звезды Ленинградского рок-клуба 40 лет спустя?
Топ лучших клипов русского рока 90-х по версии журнала «Fuzz Music». И не только Оркестры и инструментальные ансамбли СССР Посвящается Битлз Поющие актёры Ремиксы и Ремейки Ретро зарубежной эстрады Ретро СССР Романсы Российские группы Русский Рок Солисты зарубежной эстрады Солисты советской эстрады Социал-демократы. Рок-группа из Воронежской области несмотря на долгие годы работы, по сути, так и осталась группой одной песни. в 2001 году вышел альбом «Молодые ветра», который попал в ротацию на «Наше Радио» и вскоре пробился в верхние строчки чартов. ЛУЧШИЕ КАЗАНСКИЕ РОК-ГРУППЫ примут участие в вечере памяти известного в городе бизнесмена, диск-жокея МЦ Рустема Бакунина, трагически погибшего в автокатастрофе.
Знаковые русские рок-альбомы конца 90-х
Репбаза «Ленинграда» и дискотеки в заколоченном доме. Петербург 1990-х, о котором вы могли не знать | начале 90-х в нашей стране была невероятно популярна. |
Русский рок 90-х - слушать сборник онлайн бесплатно и скачать в Mp3 | Русский рок 90-ых – это рок-музыка со всего постсоветского пространства, исполняемая на русском языке. Русский рок зародился более 50 лет назад и существует по сей день. |
17 советских рокеров тогда и сейчас: как изменились и чем занимаются | Один из самых популярных бойз-бендов 90-х образовался в 1991 году, когда продюсер Алексей Адамов решил создать хип-хоп группу, которая была пела песни по кекс, которого, как известно, в СССР не было. |
«Искала» Земфиры* и «Крылья» Наутилуса: 10 рок-хитов 90-х, от которых сходят с ума сейчас
начале 90-х в нашей стране была невероятно популярна. Транскрипции на русском с ударениями и переводом на английский язык Это подкаст для среднего и продвинутого уровня русского языка (B2-C1). Русский рок в нашей стране появился довольно давно можно вспомнить его истоки, но особую популярность он стал получать не во времена Электроклуба, а при постепенном распространении песен «Наутилус Помпилиус», «Кино» и «Зоопарка». Дискотеки 90-х стали интересным явлением: молодёжь с упоением танцевала под совершенно новую музыку. Куда сегодня пропали группы «Демо», «Рок-Острова», «Божья коровка» и другие? Дискотеки 90-х стали интересным явлением: молодёжь с упоением танцевала под совершенно новую музыку. Куда сегодня пропали группы «Демо», «Рок-Острова», «Божья коровка» и другие?
«В Архангельск мы больше не приедем»: зал довел солиста известной группы до слез
Малоизвестные фото российских рок музыкантов. Один из первопроходцев русского рока и лидер группы «Зоопарк», а также один из главных героев фильма «Лето» вместе с Виктором Цоем. Группа «ДДТ» и ее лидер Юрий Шевчук прошли большой путь от подпольной уфимской команды до одного из столпов русского рока, но музыкант остаётся верен принципам, сформировавшимся на рубеже 70-80-х – пацифизма, гуманизма и демократии. В 1969 году создал рок-группу «Санкт-Петербург», ставшую одной из родоначальниц русской рок-музыки. начале 90-х в нашей стране была невероятно популярна.