В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов.
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. По ее словам, одним из важнейших предметов собрания является картина Николая Рериха «Сокровище ангелов». Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен.
"Сокровище ангелов" Николая Рериха
Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. одно из многих произведений художника.
«Рериховский век» в городе на Неве
А этот задник из «Плясок» приобрела три года назад Третьяковская галерея. В пути художник создал порядка 500 картин, в том числе серию «Сюита Майтрейя» — живописные размышления о приходе Будды будущего и наступлении мирного времени, когда люди будут вместе трудиться в ашрамах на благо человечества. В конце 1927 года Рерих увидел массив Тангла, одну из самых высоких горных систем Тибета — считается, что именно там находится Шамбала. В 1935 году он обосновался в Индии и оставался до самой смерти : здесь пережил творческий расцвет — написал больше тысячи картин, две книги, его работы показывали в крупнейших галереях мира. Земля славянская». Монах, рассматривающий уходящий вдаль пейзаж с куполами храмов на холме — то ли видение, то ли мечта о «твердыне Союза народов». Рерих верил, что славянские народы объединятся, и называл Россию «мессией новых времен». Покинув страну еще до революции, он не оставлял попыток вернуться на родину. После 1917 года молодая страна закрыла свои границы, но все же художник надеялся рано или поздно увидеть родные места.
Эта работа художника принесла ему международное признание: картину показывали в Париже, Лондоне, Вене, больше 10 лет она хранилась в нью-йоркском музее Рериха. Первым опытом стал спектакль «Три волхва» в петербургском Старинном театре. Заметил Рериха и знаменитый импресарио Сергей Дягилев: в 1909-м он пригласил его оформить спектакли «Русских сезонов». Для оперы «Князь Игорь» Рерих создал костюмы и несколько вариантов декорации с изображением половецкого стана в опускающихся сумерках. Первой публика увидела вокально-танцевальную сюиту «Половецкие пляски» на музыку Бородина: Дягилев не ошибся в своем выборе — европейская публика буквально потеряла голову от постановки. К 1920 году она выдержала 500 представлений. А этот задник из «Плясок» приобрела три года назад Третьяковская галерея. В пути художник создал порядка 500 картин, в том числе серию «Сюита Майтрейя» — живописные размышления о приходе Будды будущего и наступлении мирного времени, когда люди будут вместе трудиться в ашрамах на благо человечества. В конце 1927 года Рерих увидел массив Тангла, одну из самых высоких горных систем Тибета — считается, что именно там находится Шамбала.
Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.
Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина — крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова , Брюллова , картины Венецианова , Кустодиева , Левитана , Айвазовского , эскиз Александра Иванова к «Явлению Христа народу», эскиз к декорациям Александра Бенуа. Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства. Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым. Новый владелец коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневский, российский бизнесмен Алишер Усманов передал ее государству. По согласованию с Роскультурой коллекция будет размещена в Константиновском дворце в Стрельне под Санкт-Петербургом. Официальное название этого комплекса Дворец конгрессов, он находится в ведении не Министерства культуры, а Управления делами президента России. Алишер Усманов: «В самом начале была поставлена цель — сохранить в целостности эту прекрасную коллекцию произведений русского искусства и вернуть ее в страну. При этом учитывалось и пожелание продавца, который тоже хотел, чтобы коллекция нашла свое место в одном из музеев-дворцов Петербурга… Выяснилось, что в одном из прекрасно отреставрированных в последнее время дворцов — Константиновском — нет собственной коллекции произведений искусства, которые постоянно бы находились в нем… Я с огромным удовольствием передаю эту коллекцию государству и буду очень рад иногда посещать этот дворец».
Николай константинович рерих, «гонец. восстал род на род», «ангел последний»
Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду.
На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.
В искусстве эпохи модерна обе грани художественного постижения темы прошлого - историческая и поэтическая - объединялись творческим началом лирической веры в значимость душевной жизни личности. Именно этот «метафизический произвол души», основанный на чуткой интуиции подобий, это «душевное напряжение слуха и зренья», как охарактеризовал творческий процесс А. Толстой, строки которого приведены Рерихом в его «Очерке русского художества в 1896 году»[41], будет одним из ведущих голосов в постижении незримой истории в искусстве начала XX века. Родство между визуальным и вербальным выражением поэтической системы образов было на творческом уровне освоено как художниками модерна, так и поэтами, писателями, что, в частности, подтверждает сближение Рериха с организованной Сергеем Городецким группой «Краса» 1915 , в которую входил Алексей Ремизов и Вячеслав Иванов. Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «...
Весь Парсифаль, и Валькирия, и полный набор других вагнеровских опер сопровождали художника во всех его странствиях»[42]. Это нашло прямое отражение и в работах мастера, причем не только в конкретных тематических композициях, сюжетно связанных с музыкальными постановками эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», 1912, Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина, Москва , но и в вагнеровской теории повторяющихся лейтмотивов в нашем случае - визуальных , а также в самой формотворческой логике - в склонности мыслить сериями, в которых «ряд картин подчинен одной сущности»[43]. На протяжении всей жизни Рерих постоянно развивал эту идею, задумав множество циклов воплотившихся полностью или частично. Приведем названия лишь некоторых из них при этом отметим, что близкие по семантике и иконографии мотивы варьируются Рерихом и вне серий : «Начало Руси.
Славяне» 1897-1902 , цикл работ на общую тему «Древняя Русь» 1900-е , «Богатырский фриз» 1910 , «Карельская сюита» 1917 , «Героическая серия» авторское название - «Heroica» сюита, 1917 , серия «Вечные всадники» 1918 , живописная сюита «Мечты мудрости» 1920 ; «Sanrta» «Святые», 1922 , серия «Мессия» 1923 ; притчевые по характеру - «Его страна» 1924 , «Зарождение тайн» 1924 , «Тибетский путь» 1924 , «Сикким» 1924 , «Знамена Востока» 19241925 , «Майтрейя» 1925 ; пейзажные серии с элементами динамичного символико-цветового абстрактного начала в трактовке природных стихий - «Океан» 1922 , «Гималаи» 1924 , «Святыни и твердыни» 1925 ; и другие. В основе художественного мышления Рериха лежала циклическая модель восприятия времени, что было одним из главных структурообразующих начал визуально-семантической системы стиля модерн. Руководившие художниками этого времени творческие принципы стержневые элементы в формировании их образного мира были напрямую связаны с поэтическими аспектами восприятия настоящего как духовно насыщенной целостности, замкнутой герметичной в своем единении с прошлым сферы, ориентированной не столько на горизонтальное земное движение в будущее, сколько на вертикаль устремленности в божественную бесконечность: «Пока цепляемся за нити, идущие в высоту, - мы счастливы и живы»[44]. Был ли модерн, знаменовавший собой пластический эквивалент внутренних чаяний рубежа XIX-XX столетий, очередным созидающим прекрасное великим заблуждением, как и все преходящие усилия человека придать стилистическую форму времени и удержать в ней чувствуемую за жизнью глубину, - тема философского размышления. Подлинные интенции искусства в творчестве любого крупного мастера по сути область неуловимого, однако индивидуальный путь к этому неуловимому восстановим по тем визуальным приметам, что сгруппированы временем в произведениях разных периодов жизни художника. В настоящей статье «хотелось только намекнуть, что мы видим, что мы слышим»[45] при встрече с искусством Рериха по существу его главной идеи.
Одна из «призм» восприятия визуальной поэтики Рериха показывает то, что именно образы, берущие свои истоки в России эпохи модерна, стали темой постоянных внутренних возвращений художника, позволявших обрести собственную мелодически узнаваемую интонацию, индивидуальный лад, служивший основанием в «странническом» пути его творческих поисков. Почти все итоговые визуально-поэтические и пластические качества образного мира Рериха были заложены в его искусстве уже в эпоху модерна, причем не только заложены, но и развиты на материале тем и сюжетов, характерных для неоромантических и символистских интересов времени. Общая же динамика становления художественного языка Рериха связана с движением его мышления от исторического аспекта выражения времени к философскому, от стихийного чувства природы к универсальному космизму, проявленному с помощью реалистических мотивов, но, в силу цветовой и ритмической трактовки, порой захватывающих с силой абстрактной поэзии, что очевидно при рассмотрении горных облачно-горных пейзажей художника, созданных в 1920-1940-х годах. Наряду с натурно узнаваемыми или интерпретированными в притчевом духе изображениями камней, заливов и гор у Рериха есть такие образы, которые, как в совершенных абстрактных композициях, прорываются за постижимые зрением пределы, словно говоря, что в визуально или вербально отраженных впечатлениях есть та высшая мера бесконечности, которой нет у земных морей, гор, вообще у всех тех поэтически притягательных физических высот, которые лишь намекают о возможности жизни в бесконечном. В этом и заключается уникальное, выраженное в художественной форме на примере разных иконографических мотивов личное высказывание Рериха о живущем в человеке Абсолютном начале. Рерих Н.
Малларме С. Песни Мальдорора. Эрнст С. Далее: Эрнст С. Размер листа: 19 x 14,5. Подробнее о списках работ Рериха и их количестве, колеблющемся между 55007000, см.
Далее: Балтрушайтис Ю. Внутренние приметы. Сочинения в стихах и прозе: Сборник. В приведенных на русском языке вариантах названия серии «Sancta» отражены разные версии его возможного перевода. Рерих не зафиксировал точного авторского русскоязычного наименования серии в отличие от названий работ, входящих в нее , именно поэтому, исходя из смысловых и языковых особенностей латинского и английского языков, возможны разные переводы общего названия серии, что, однако, не меняет концептуальную сущность замысла в противоположность модифицированным переводам названий картин. Указанные без квадратных скобок названия картин серии с конструкцией «И мы...
Николай Рерих. Творческий путь Николая Рериха. Однако существуют авторские, с нашей точки зрения более точные, особенно в контексте смысловых аспектов поэтики цикла, варианты наименований, которые приведены нами в тексте в квадратных скобках. Они были записаны самим Н. Рерихом на русском языке в составленном им авторском списке картин за 1917-1924 годы архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. При этом название самой серии было написано Рерихом на латыни и английском Sancta Series.
Картины поименованы Рерихом следующим образом нумерация начиналась с цифры 3, так как циклу предшествовали две другие самостоятельные работы 1922 года : «3. И открываем. И труждаемся. И не убоимся. И продолжаем лов. И несем свет.
И узрим». Подробнее об авторском списке работ Н. Рериха см. Авторский список художественных произведений картин Н. Рериха за 1917-1924 годы с параллельными данными из списка в монографии «Roerich. Himalaya» 1926 и перечня В.
Соколовского 1978. В данной статье последовательность картин серии выстроена согласно порядковым номерам в авторском списке Н. Рериха за вычитанием двух номеров, не связанных с серией работ. Это по-новому выявляет динамику развития смыслов в цельной концепции цикла.
Бывшее собрание Г. Шапошникова "Великое путешествие. Книга первая. Обычно это означает выполнение какого-либо из следующих условий.
В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г.
Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха
Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть. Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023.
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова
На центральной плоскости камня изображено распятие Христа. Раскинутые руки обвиты двойными ленточными полосами, по обеим сторонам головы и ног видны пронизывающие друг друга горизонтальные и вертикальные кольца. На фоне всех этих переплетений «фигура Христа, расположенная в центре камня, смотрится как некая уравновешивающая ось, призванная внести гармонию и порядок в волнующийся в неразрешимых противоречиях хаос мира»19. Рерих воспроизводит Йеллингский камень с документальной точностью, но окрашивает его в палитру цветов космического пространства — камень тёмно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками. Это как будто осколок далёкого звёздного неба. Распятие — символ добра и любви, победивших всё зло мира, искупления греха человеческого.
Образы льва и змеи на боковой грани могут быть трактованы двояко: каждый из них в отдельности может представлять как зло, так и противоборствующую с ним силу. Так, лев, страж святыни, может быть символом грядущего воскресения, и в то же время нередко лев воплощал идею зла и смерти. Змея — мифологический символ плодородия, воды, небесного огня, мудрости; с другой стороны, она часто имеет черты дракона и служит воплощением нижнего, потустороннего мира, космического зла. В феврале 1911 года «Сокровище ангелов» экспонировалось на выставке «Мир искусства» в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Большой Дмитровке. С 15 мая по 4 октября 1914 года в шведском городе Мальмё проходила выставка промышленных достижений, искусств и народных промыслов Балтийских стран, в которой приняли участие Швеция, Дания, Германия и Россия.
В Мальмё были показаны шедевры русского изобразительного искусства XX века и среди них 28 картин Николая Рериха в том числе и полотно «Сокровище ангелов». Программа выставки ещё не подошла к концу, когда разразилась Первая мировая война, в которую оказались втянуты две страны-участницы — Россия и Германия. По этой причине выставка была закрыта. Рериха «Очарования России». На этой выставке были представлены картины мастера «Зов солнца», «Варяжское море», «Св.
Борис и Глеб», «Ангел последний», «Град обречённый» — всего 198 полотен. И в самом центре экспозиции находилось огромное панно — «Сокровище ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А. Руманов, П. Милюков, А.
Последний из них, сам художник и критик, писал о Н. Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную»20. В том же 1920 году собрание картин Николая Константиновича отправилось за океан, в Америку. Первая выставка открылась в Нью-Йорке 18 декабря 1920 года, при этом событии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор.
Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго май 1921 г. Всё это время картина считалась собственностью Елены Ивановны Рерих, а с 1923 года «Сокровище ангелов» стало частью экспозиции Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и вместе с ним было передано затем «американскому народу». В 1935 году само здание музея и около 1000 картин в результате предательского захвата перешли к бывшему сподвижнику Рерихов Л. Хоршу и его семье. Только в 1971 году картина «Сокровище ангелов» в составе коллекции из сотни произведений Рериха была передана владельцем университету Брандайс в Массачусетсе и по 1997 г.
Работа Н. Рериха была просто свёрнута на валу. Когда её развернули, то на картине были видны места сгибов холста, оставшиеся после неправильного хранения полотна в сложенном виде, частично повреждёнными оказались красочный слой и края картины. Полотно нуждалось в реставрации. На короткое время картина переходит к известному американскому коллекционеру А.
Левину, который и организует первую её реставрацию. В статье «Судьба» Н. Рерих писал: «Превратна судьба художественных произведений. Много раз приходилось убеждаться, как картины совершенно могут менять вид свой не только от реставрации, но и от необъяснимых химических процессов. Зависит это не только от красок, но и от всех прочих ингредиентов.
После пятидесяти выставок моё "Сокровище ангелов" изменило даже формат. Каждый раз холст перетягивался и съедалась часть картины»21. Ростроповичем и Г.
Холст, масло, темпера. Константиновский дворец, Стрельна под Санкт Петербургом , Россия.
Из коллекции Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Коллекция приобретена российским бизнесменом Алишером Усмановым в сентябре 2007 года и передана государству. Nicholas Roerich. Treasure of the Angels. Mural design.
Canvas, oil, tempera. Konstantinovsky palace, Strelna near to St. Petersburg , Russia. From a collection by G. Vishnevskaya and M.
The collection is acquired by the Russian businessman Alisher Usmanov in September, 2007 and is transferred to the state. В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин. Это черно-синий камень с высеченным на нем изображением распятия, сияющим изумрудными тонами. Совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти.
Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне. Рерих Огонёк. No 13.
Эта картина 1905 года, выставлявшаяся при жизни художника пятьдесят раз, десятки лет пролежала, свёрнутая в рулон и забытая вместе с сотней других его работ, в музее Роуз Арт в университете Брандайс в штате Массачусетс, недалеко от Бостона. Как произошло, что этот не очень известный музей в Новой Англии стал обладателем такого значительного собрания работ русского художника? Почему эта коллекция хранилась в безвестности в течение столь долгого времени? И, наконец, какое стечение обстоятельств способствовало её неожиданному обнаружению? Почти вся коллекция была распродана в 1998 году, и, хотя официально работы из этого собрания никогда прежде не экспонировались, они сразу же вызвали серьёзный интерес искусствоведов и коллекционеров 1. Николай Рерих 1874-1947 приехал в Америку в 1920 году. Эмигрировав из революционной России, он сначала жил в Финляндии, а затем в Англии. С 1920 по 1922 годы художник путешествовал по Соединённым Штатам с выставкой своих работ 2. Осев на Вестсайде Манхэттена, где проживали эмигранты из России в большинстве — художники и интеллигенция , Рерих организовал там выставочный центр, издательство, театр-студию и общество по пропаганде искусств 3.
К 1929 году все эти учреждения и постоянная выставка его собственных работ разместились в 24-этажном здании Музея Рериха на Риверсайд Драйв 4. Большой каньон. Холст, темпера. По совету друзей, знавших о пристрастии Рериха к изображению гор и скал, художник посетил Монеган на побережье штата Мэн, пустыню недалеко от Санта-Фе в Нью-Мексико и Аризону. Аризона на редкость соответствовала его чувству монументальности. В Большом каньоне он писал природное образование, называемое замком Исис. В этой работе Рериху удалось передать загадочность ущелья, меняющего свой цвет в лучах заходящего солнца Пятнадцать лет спустя, в 1935 году, когда Рерих возглавлял государственную американскую экспедицию в Монголии, директор музея Луис Хорш завладел зданием и его содержимым. С фасада здания он убрал имя Рериха и вывез работы художника. В течение нескольких десятилетий по милости Хорша более 1000 произведений Рериха были скрыты от публики 5.
Через тридцать семь лет, в 1971 году, Хорш передал лишь одну десятую часть этого собрания около 100 работ университету Брандайс, одним из попечителей которого была его дочь 6. Произведения, попавшие в собрание Брандайс, считались лучшей частью того, что в университете называли «коллекцией музея с Риверсайд». Некоторые украшали университетские офисы, но большинство работ лежало стопками на стеллажах в хранилище университетского музея Роуз Арт. Кураторы музея охотно помогали тем редким искусствоведам, которые, прознав о коллекции Рериха, приезжали в Массачусетс 7. Однако произведения прославленного живописца не были выставлены в постоянной экспозиции музея, как работы его современников Давида Бурлюка и Павла Челищева. Здание музея и художественного центра Н. Рериха на Риверсайд Драйв в Нью-Йорке. Это собрание, обладающее лишь несколькими произведениями мастера, включает одно из них в постоянную экспозицию 8. Возможно, что странное происхождение коллекции Хорша, осознанно или нет, девальвировало ценность его подарка.
Приобретая «Сокровище ангелов», М.