это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д.
«Пустой стул» в гештальте
Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем.
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
При помощи такой техники специалист может получить наиболее ценную информацию о состоянии клиента. Суть также заключается в том, чтобы максимизировать переживания и конкретные ощущения клиента в данный момент. Все это может оказывать серьезную помощь при терапии. К примеру, если клиент говорит «да, но…», то терапевт предлагает так начинать все разговоры. После этого человек начинает осознавать противоречивость и соперничество различных идей, мыслей, а также желание оставлять последнее слово всегда за собой.
Работа с полярностями К этому методу часто прибегают опытные гештальт-терапевты. Основная цель применения данной техники заключается в выявлении противоречий в личности человека, конкретных противоположностей. Особое место в этом занимает работа с полярностями. Если человек ощущает некую неуверенность в себе, в своих действиях, то терапевт может предложить проявить себя более уверенным в конкретной ситуации.
Если клиент не может прямо попросить о помощи, то в таком случае он обращается за помощью к другим участникам группы. Такая терапия оказывает положительное воздействие, и позволяет развивать свои внутренние убеждения, осознанность через работу с полярностями. Работа со сновидениями К работе со сновидениями прибегают психотерапевты, которые работают в самых различных областях. Но у гештальт-терапевтов есть методики, которые свойственны только им.
Для достижения успеха дублер должен добиться ощущения психологического тождества с протагонистом. Для начала он должен научиться имитировать его физические особенности. Если протагонист стоит, дублер встает тоже, если сидит, перебирает пальцами, пожимает плечами, смеется, дублер в точности повторяет эти действия. Целью такого повторения является, во-первых, помочь дублеру освободиться от своих индивидуальных свойств и как можно глубже погрузиться в роль протагониста, во-вторых, направить внимание дублера на физические проявления в надежде на то, что это поможет определить ключи, касающиеся психологического состояния протагониста. Протагонист в дальнейшем обращает внимание не на физическое копирование дублера, а на другие аспекты его деятельности. Имитация физической стороны является первым шагом, который ведет к достижению психологического единства.
Далее дублер должен убедиться в том, что его вербальные формулировки соответствуют мыслям, восприятию и чувствам протагониста. Протагониста, в свою очередь, надо научить говорить со своим двойником таким образом, как будто это внутренний разговор. Когда они обмениваются словами, протагонист должен подтвердить свое согласие с тем, как дублер его изображает, или отвергнуть его. Чем более прочна обратная связь, тем скорее дублеру удастся установить единство. Далее дублер может углубляться в развитие роли. Он должен читать между строк все то, что недоговаривает протагонист.
Иногда дублеру надо выразить чувство или мысль, которая, как ему кажется, скрывается протагонистом. Протагонист может соглашаться или не соглашаться с дублером. В последнем случае дублер может стать на сторону протагониста и отвергнуть свое предыдущее утверждение, придерживаться своего мнения вопреки протесту протагониста, попробовать углубиться в источник несогласия протагониста. Роль дублера нацелена на побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними. Часто дублеры не достигают успеха, потому что стараются занять позицию объективного наблюдателя, а не вовлеченного участника. Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов.
Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером. Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными.
Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности.
Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства. Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор.
Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его».
Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я". В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями.
Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул.
Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность.
Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля.
Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить.
И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила.
Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера. Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице.
Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример. Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию».
В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность. Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример.
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
Затем клиент садился на стул, продолжая разговор, на этот раз поменявшись ролями. Вариации "пустого стула" развивались на протяжении десятилетий, чтобы соответствовать клиническим потребностям ситуации - и по мере развития гештальт-терапии. Клиент может участвовать в этой технике без "поддержки" в виде фактического пустого стула. Важно отметить, что техника сегодня всегда включает в себя внимание к динамике отношений между клиентом и психотерапевтом. Как это помогает клиенту? Эта техника часто приводит клиентов к настоящему или непосредственному опыту. Абстракции или вербализации становятся оживленными моментами. Клиенты могут по-новому взглянуть на различные аспекты своих собственных конфликтов благодаря диалогу с пустым стулом. Гештальт-терапия - это больше, чем набор техник, несмотря на дурную славу пустого стула.
Эта техника является одним из многих вмешательств в рамках гештальт-терапии, все с общей целью облегчения открытия и психотерапевтического понимания.
Он выдвинул теорию, согласно которой человеческое восприятие выходит за рамки суммирования ощущений органов чувств. Фон Эренфельс предположил, что в процессе восприятия человек объединяет впечатления в цельные образы или структуры. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Их исследования привели к формированию теории, согласно которой психические феномены должны изучаться как целостные структуры, а не как сумма отдельных элементов.
Сама школа начала формироваться в 1912 году после публикации Вертгеймером статьи о восприятии движения. Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что наше восприятие организовано таким образом, что мы видим мир вокруг как целостные образы, а не наборы отдельных частей. А свойства этих целостных образов нельзя объяснить через свойства их составляющих. Это направление также внесло вклад в понимание причин, по которым нам сложно отвлечься от незавершенных задач — эффект Зейгарник, который назвали в честь советского психолога Блюмы Зейгарник. В 1920-х годах она обнаружила, что незавершенные задачи остаются в нашем сознании гораздо дольше завершенных.
По наблюдению Зейгарник, официанты всегда запоминают неоплаченные заказы, но быстро забывают, когда счет закрыт. Она объяснила это тем, что незавершенные действия вызывают психологическое напряжение, которое держит наше внимание на нерешенной проблеме, в то время как завершенные задачи быстро уходят из памяти. Отличие гештальт-психологии от гештальт-терапии Хотя гештальт-психология в итоге не получила широкого развития как самостоятельное направление, ее фундаментальные идеи продолжают оказывать влияние на многие области психологии, а также находят применение в дизайне и искусстве. Ее принципы значительно повлияли на развитие современных подходов к визуальной коммуникации и архитектуре. Влияние этих идей исследовал немецкий психолог Фридс Перлс, который создал концепцию гештальт-терапии, в которой как целостный образ воспринималась целостная личность.
Гештальт-терапия помогает человеку осознать шаблоны поведения, которые формируются в подсознании и мешают жить. Попросту говоря, гештальты — это подсознательно важные для человека понятия, на которые он опирается в плане понимания различных ситуаций и явлений и в частности формирования поведения и принятия решений. Популярное понятие незакрытого гештальта происходит из гештальт-терапии, которая зародилась в середине XX века и находится на стыке психотерапии и философии. Несмотря на похожее название, гештальт-терапия развивалась независимо. Она предлагала практические методы работы с эмоциональными проблемами и психическим здоровьем людей, в то время как гештальт-психология базировалась на теоретическом изучении структуры психики.
В гештальт-терапии ключевую роль играет холистический, или целостный, подход. Так, для понимания психических процессов человека необходимо учитывать его личность в целом, а также контекст его жизни и внешние обстоятельства. Принципы гештальт-терапии Один из основных принципов гештальт-терапии — внимание к настоящему, что называют «жить здесь и сейчас». Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на их текущем опыте, чувствах их ощущениях, а не на прошлых событиях или будущих переживаниях. Это помогает улучшить осознанность и самопонимание.
Гештальт-терапия уделяет большое внимание развитию осознанности, то есть способности наблюдать за собой и окружением без осуждения. Это включает в себя осознание телесных ощущений, эмоций и мыслей в реальном времени.
Посмотри на себя! У тебя ничего не получается! Кто так говорит в вашей реальной жизни? Клиентка пауза.
Он никогда не верил в меня. Поможем написать любую работу на аналогичную тему.
Терапевт дает клиенту указание представить кого-то сидящим на нем в том числе и самого себя , а затем начать разговаривать со своим «собеседником» при помощи речи или жестов.
Клиент может выговориться, обсудить наболевшее, задать вопросы и получить ответы. Данная техника дает человеку настоящий и непосредственный опыт. Если в самом начале он может воспринимать интервенцию скептически, то через какое-то время верит в происходящее. Почему данная техника работает: это одна из тех интервенций, которая помогает человеку переходить от пустых разговоров что он ведет в своей голове бесконечно к полноте непосредственного, настоящего опыта — ощущения, аффекта, познания, движения.
Как только мы начинаем задействовать свое тело при решении психологических проблем, появляется новый опыт, который может изменить ситуацию в лучшую сторону. Основная терапия Основная терапия используется для лечения широкого спектра неврозов, включая тревогу и депрессию. Цель состоит в том, чтобы вернуться к истокам боли которая всегда возвращается к нам время от времени , пережить ее правильным образом и, таким образом, исцелить человека. Суть методики в том, чтобы вернуться к точному нейрофизиологическому состоянию, которое имело место сразу после психологической травмы.
Лечение является открытой терапией, в которой терапевт остается доступным для пациента столько, сколько необходимо. Еще одна цель основной терапии в том, чтобы восстановить доступ пациента к его подавленным чувствам и, следовательно, освободить его от последствий сдерживания эмоций. Более того, клиент может впоследствии использовать эту технику самостоятельно, когда полностью изучит ее. Иллюзия голода Созданная психологом Джорджем Вайнбергом, эта интервенция является одной из самых популярных.
Но, что еще лучше — вы сами можете попробовать ее дома без помощи терапевта. Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Техники психодрамы | Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. |
Техника "Пустой стул" в психологии: инструкция и применение в гештальт-терапии | НАДПО | При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. |
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты | Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. |
Происхождение символа пустого стула
- Терапия письмами и техника пустого стула — Induka
- Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула. -
- Техники психодрамы
- Оклендер В. Окра в мир ребенка. – М.: Класс, 2000 (Библиотека психологии и психотерапии, Вып. 20)
- «Пустой стул» в гештальте
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни". одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем.
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Запущенный диалог может быть продолжен с противоположной позиции, с места актуальной проблемы, куда клиент по готовности пересядет, отвечая с позиции конкретной проблемы. Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан. По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено. При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда. По окончанию упражнения противоположный стул убирают, подтверждая завершение ситуации. Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче!
Справиться с этим чувством и отыскать те самые «пробелы» помогает гештальт-терапия. Что такое гештальт Слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «образ», «форма» или «фигура». Однако на самом деле это понятие гораздо глубже. Под гештальтом в гештальт-терапии имеется в виду некоторая ситуация из прошлого, которая по каким-то причинам не завершилась, прервалась в середине процесса, и эта незавершенность мешает жить спокойно Марина Ионычева гештальт-терапевт, автор блога «Завершай гештальт» Эксперт привела пример незакрытого гештальта — если расстаться с любимым человеком и не завершить отношения, проговорив обиды и боль, то разлука будет мучительной.
Человек будет все время мысленно возвращаться в прошлое, проигрывать в голове диалоги и варианты поведения, а чувства к бывшему партнеру останутся яркими. Если не прожить злость и обиду, эти чувства будут оставаться «на фоне» жизни, то есть присутствовать незримо и влиять на ваше состояние и настроение Марина Ионычева гештальт-терапевт Ионычева уточнила, что все начинается с отношений с родителями и другими значимыми взрослыми. Ранний опыт привязанности и построения коммуникации люди проносят через всю жизнь. Характер, привычки и убеждения человека — это тоже сформированные, «застывшие» гештальты психики Как понять, что гештальт не закрыт Гештальт-терапевт Юлия Ананьева в разговоре с «Лентой. Такие люди часто не отличают свои настоящие потребности от навязанных в детстве установок или приобретенных во взрослой жизни убеждений, говорит специалист. Отсюда вытекает понятие сценария, когда человек попадает в одну и ту же ситуацию при разных обстоятельствах. Например, он может несколько раз менять работу, но всегда натыкаться на очень строгого начальника, который совершенно не заботится о моральном и физическом состоянии подчиненных. Сценарий в гештальт-терапии — это повторение одних и тех же ситуаций, исход которых не устраивает человека и повышает его тревожность В таком случае человеку может казаться, что он попал в замкнутый круг и все происходящие события — это судьба или наказание свыше. На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого.
Что значит «закрыть гештальт» По словам Марины Ионычевой, гештальт как процесс имеет свой цикл развития, от начала к середине и до конца.
В психологии гештальта выделяются фигура и фон. Это отлично показано в классической вазе Рубина. И наоборот, если во-первых вы увидели профили — это фигура, а ваза уже является фоном. Принципы гештальта: ваза Рубина Когда фон и фигура вступают в отношения друг с другом вы их видите в разное время по-разному, формируется четкий образ одного за счет другого , тогда рождается новое свойство в нашей психике — возникает гештальт. Проще говоря, мы выхватываем целостный образ из окружающей нас жизни. Принципы гештальта: Подобие — мы быстрее и вместе воспринимаем объекты, которые похожи по размеру, форме и цвету. Замкнутость — каждый раз мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он имел полноту. Близость — нам легче группировать объекты, которые находятся близко друг к другу.
Смежность — чтобы воспринимать объекты как целостный образ, им нужно быть близкими друг к другу в пространстве или времени. Эти принципы работают везде, ведь так создана психика человека. Например, если вы видите просто текст, то уже настраиваетесь на то, что он целостный — по смыслу имеет начало и завершенную мысль. Поэтому каждый психически здоровый человек стремится к целостной картинке, к завершению начатого дела, чтобы довести его до полноты. Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека Что вас побуждает читать эту статью? Интерес, потребность узнать что-то новое? У нас всех есть уйма потребностей, которые мы стремимся удовлетворить. И если не получается удовлетворить основные из них, тогда мы в скором будущем рискуем оказаться на приеме у специалиста с неврозом или депрессией. По такому принципу работает психика.
Мозг человека устроен так, что стремится закончить начатое. Например, вы начали читать книгу или смотреть фильм и никак не можете закончить. Вот тут-то и возникает незавершенный гештальт — вас постоянно тянет завершить начатое. Это что касается какого-то действия. А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению. Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями. Все ли гештальты нужно закрывать?
Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни.
По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться!
Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос сверху все время изводит «нижний» своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта «собака» командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т. Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации.
Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать. Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться. Например, человек встречается со своими друзьями, но не получает удовольствия, т. Приведу вам понятный пример. Вот есть девушка и она страдает от лишнего веса.
Ольга Некрасова
- Оклендер В. Окра в мир ребенка. – М.: Класс, 2000 (Библиотека психологии и психотерапии, Вып. 20)
- Какова техника пустого стула??
- Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.
- Техника пустой стул в психологии инструкция по применению - Инструкции, руководства, мануалы
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах. Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее. Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь. Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента. Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника. Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента. Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить.
Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали? Пример В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности. Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента «Как вы сейчас дышите? На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент. Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает?
Что я могу изменить, какой новый элемент внести и как от этого изменится общая картина? Какие чувства клиент не выражает? У клиента появится больше энергии, и тогда эксперимент может продолжаться без вмешательства терапевта. У терапевта в голове может быть картинка о том, что должен пои пять клиент, но истинная цель любого эксперимента — навыки, приобретаемые клиентом в процессе: то, как клиент учится выражать свои эмоции более полно, повышает самоподдержку, завершает гештальты, чувствует удовлетворение, принимает в себе те или иные качества. Результат — дело клиента. Завершение гештальт эксперимента. Вверх VI. Завершение эксперимента Во время эксперимента часто случается, что клиент неожиданно выходит из роли или останавливает процесс. В этом случае важно понять, чего в действительности хочет клиент: сделать паузу, прекратить эксперимент или выбрать другое направление.
Ориентируйтесь на клиента. Выход из роли, комментирование клиентом того, что произошло, инсайт, перепад энергии, который сигнализирует о том, что клиент уже не здесь, — верные признаки того, что эксперимент закончился. В такой ситуации терапевту очень легко пойти на поводу у собственных амбиций и представлений о том, как нужно закончить эксперимент, и настоять на том, чтобы клиент продолжил. Порой терапевту приходится приложить грандиозные усилия, чтобы удержаться в позиции творческого безразличия и позволить клиенту прийти к результату, который устраивает клиента не терапевта! Тем не менее, есть смысл завершить эксперимент как минимум за десять минут до конца сессии, чтобы иметь возможность восстановить отношения клиента с терапевтом, отчитаться о проделанной работе и подготовиться к прощанию. Можно просто напомнить клиенту о конце сессии, можно договориться перенести то, что вы не успели сделать, на следующий раз. Терапевт использует всю свою чувствительность и креативность, чтобы помочь клиенту завершить эксперимент и вернуться к реальной жизни. Пример Беверли инсценирует жаркий спор с мужем. Терапевт понимает, что до конца сессии осталось всего пятнадцать минут и принимает решение вмешаться.
Он говорит, что сессия подходит к концу и Беверли должна найти способ как-то завершить этот контакт — на данный момент. Ассимиляция опыта после гештальт эксперимента. Вверх VII. Ассимиляция опыта После завершения эксперимента стоит подвести итоги. На этой стадии клиент может обсудить с терапевтом то, что случилось во время сессии, и ассимилировать новый опыт, как в контексте этой встречи, так и в более широком смысле — применительно к реальной жизни клиента. Здесь очень важен момент осознавания клиентом ограниченности его системы убеждений. Иногда можно составить план дальнейших действий клиента по ассимиляции нового опыта. Очень важно в этот момент подчеркнуть взаимозависимость внутренних ресурсов клиента и внешней среды. Инсайты, более глубокое самосознание, расширившиеся горизонты, возможно, не сразу дадут о себе знать в реальной жизни.
Иногда клиент кричит: «Эврика! Пример ассимиляции Выразив свой гнев, усилив самоподдержку и найдя в себе силы посмотреть мужу в глаза, Беверли осознала, что всю жизнь избегала конфликтов с отчимом. Так Беверли перешла в новую фазу своего психотерапевтического процесса, где начала исследовать источники своих проблем.
Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия. Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует.
Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом.
Эксперт по гештальт-терапии Дэн Блум делится своими мыслями об этой мощной процедуре. Термин "гештальт" относится к целому, которое больше, чем сумма его частей. Гештальт-терапия, разработанная Фрицем Перлзом 1893-1970 , основана на идее целостного существа, связанного со своим окружением, близкими и воспоминаниями. Терапия направлена на создание полного осознания того, что происходит здесь и сейчас, как внутри клиента, так и между клиентом и терапевтом. Пустой стул - это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. На протяжении многих лет над старым добрым пустым стулом изрядно поиздевались. Благодаря этому простому инструменту клиенты поделились своим мнением с бесчисленными супругами, начальниками, лучшими друзьями и умершими родственниками.
Но стул от этого не изнашивается, и в результате миллионы людей лучше понимают чувства и общение. Это определенно квалифицирует его как финалиста первой десятки крутых терапевтических техник. Для меня большая честь принимать Дэна Блума, нью-йоркского гештальт-психотерапевта и президента Ассоциации содействия развитию гештальт-терапии, международного сообщества.
Если изначально такой подход дает сомнения, то вскоре человек начинает верить в происходящее. Эта техника работает, потому что помогает клиенту перейти от мыслей к действию. Основная терапия Суть такой терапии заключается в том, что пациент должен вернуться к источнику своей боли и правильно прожить все стадии.
Иллюзия голода Такую технику человек может проделывать дома самостоятельно. Суть ее заключается в следующем: определитесь, в какой момент вы начинаете действовать автоматически; преодолейте себя, чтобы этого избежать; определите чувства, которые у вас в последствии возникают. Таким образом, когда пациент в чем-то себе отказывает, он как будто испытывает чувство голода. При помощи такой интервенции, вы можете понять, что вами движет, когда вы что-либо делаете.
Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей.
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
Эта техника помогает также перевести какие-то незавершенные ситуации в плоскость «здесь и теперь». Например, у человека могут сохраниться какие-то неотреагированные чувства или невысказанные переживания в отношении давно умерших родителей. Говоря об этом, гораздо легче уйти от непродуктивных переживаний. Воображаемое присутствие кого-нибудь из близких на пустом стуле, которое позволяет сказать то, что должно было быть ему сказано, гораздо более эффективно, чем рассказ о том же. К тому же это зачастую помогает проработать какой-то другой незавершенный образ, значимый для данного человека.
Вы сможете увидеть свои достоинства, способности, ценности, достижения, признаете свою уникальность, целостность, полную ответственность. Разрешение внутренних конфликтов, противоречий, проблем, дилемм. Вы сможете установить диалог между разными частями своей личности, найдете компромисс, согласие, баланс.
Вы сможете разобраться и интегрировать свои противоположности, полярности, амбивалентности, конфликты. Улучшение отношений с другими людьми, партнером, друзьями, реальными или воображаемыми объектами. Вы разберетесь в отношениях, выскажете претензии, пожелания, ожидания. Вы сможете принять другого таким, какой он есть, простите ему, извинитесь перед ним, поблагодарите его или попрощаетесь с ним. Вы справитесь с тревогой, освободитесь от негатива и плохих переживаний. Принятие решений, выработка стратегий поведения, достижение целей. Вы разберетесь в своих мотивах, ресурсах, препятствиях, сформулируете план, шаги, критерии, сроки.
Техника «Пустого стула» не всегда проходит легко. Это глубокая работа над собой. Поэтому при ее использовании вы иногда можете столкнуться с разными сложностями, например: Сопротивление. Возможно, вы не захотите делать упражнение «Пустого стула», потому что боитесь, стесняетесь, сомневаетесь, отрицаете, избегаете. Вы не хотите открываться, слушать, меняться, рисковать, контактировать с той частью своей личности или с тем человеком, с которым должны поговорить. Возможно, вы разобрались, что нужно сказать, как сказать, как ответить. Вы можете застрять на одном стуле, на одной роли, на одной эмоции например, обиде , на одном конфликте, на одной проблеме.
Возможно, у вас в этот момент нет доступа к вашим чувствам, мыслям, воспоминаниям, фантазиям. Возможно, вы не идентифицируете себя с той частью вашей личности или с тем человеком, с которым вы говорите. Вы говорите от третьего лица, в прошедшем времени, в косвенной форме, обобщенно, абстрактно, рационально. Говорите не о себе, а о других, о ситуации в теории. В этих случаях помогает использование следующих простых методов: Дыхание, релаксация, движение. Это важно, чтобы расслабиться, снять психологическое напряжение, выразить себя. Начните дышать глубоко, медленно, ритмично.
Нужно расслабить мышцы, суставы. Выделите себе достаточно времени на эту практику. Подключите фантазию, творчество, игру, чтобы сделать технику «Пустого стула» более интересной, увлекательной и полезной. Поддержка психотерапевта или группы.
Во время терапии клиент может задавать вопросы, жестикулировать и получать ответы. Если изначально такой подход дает сомнения, то вскоре человек начинает верить в происходящее. Эта техника работает, потому что помогает клиенту перейти от мыслей к действию.
Основная терапия Суть такой терапии заключается в том, что пациент должен вернуться к источнику своей боли и правильно прожить все стадии. Иллюзия голода Такую технику человек может проделывать дома самостоятельно. Суть ее заключается в следующем: определитесь, в какой момент вы начинаете действовать автоматически; преодолейте себя, чтобы этого избежать; определите чувства, которые у вас в последствии возникают. Таким образом, когда пациент в чем-то себе отказывает, он как будто испытывает чувство голода.
Использование пустого стула Его использование очень часто в случаях, подобных показанному в примере, как способ справиться с травматическими потерями или в процессе подготовки горя. Однако его применение не ограничивается только этой областью, а скорее Он также используется как элемент, позволяющий принять аспекты собственной личности. Характеристики этого метода также позволяют применять его в мире образования или даже на уровне организаций, в таких явлениях, как выгорание или преследование. Во всех случаях они действуют, полагая, что «пациенту нужен только опыт, а не объяснение», чтобы завершить завершение незавершенного процесса и принять свою ситуацию. На уровне терапии, помимо того, что клиент может исследовать собственное видение и контактировать со своими эмоциями, это элемент, который предоставляет много информации как самому человеку и профессионалу о том, как пациент обрабатывает ситуацию и как это повлияло на качество их жизни, в пользу применения других действий, которые улучшают решение анализируемых проблем. Как работает техника Давайте посмотрим ниже, как работает использование пустого стула.. Во-первых, на подготовительной фазе пациент физически сталкивается с пустым стулом. То есть пустой стул располагается перед человеком хотя иногда его ставят по диагонали, чтобы не было видно противодействия воображаемому человеку или ситуации. Затем пациенту предлагается представить себе человека, ситуацию или чувство или часть личности, с которой будет происходить диалог на стуле. На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанную проекцию, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено. Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как о человеке, так и о ситуации или ее последствиях. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события, и то, что происходило до него. Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой. Вероятно, что в этом контексте возникнет откровение того, что ожидалось, или ощущения, вызванные рассматриваемыми ситуациями, сделают заблокированные элементы сознательными. Начало диалога Позже, в фазе вербального выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть искренним и показ тех деталей, которые пациент не осмеливается или не может раскрыть в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, о том, как пациент пережил эту ситуацию и почему это было так.
Пустой Стул - значение символики
Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Другой техникой является «пустой стул». Эффект разговора с пустым стулом с точки зрения гештальт-терапии прежде всего в том, что составление завершенного текста проясняет послание и делает переживание более стройным.