В 1992 году конфликт в Приднестровье был «заморожен» благодаря вмешательству Москвы. Конфликт между Приднестровьем и Молдавией начался тоже с ожесточенной борьбы с русским языком на территории, где преимущественно проживает русскоязычное население.
Курсы валюты:
- Комментарии в эфире
- Комментарии в эфире
- Новости Приднестровья | ПМР – Telegram
- Правила комментирования
30 лет без стрельбы. Как Приднестровье стало непризнанной республикой
Приднестровье сегодня — Политолог предрек Молдавии гражданскую войну из-за желания войти в Евросоюз. На круглом столе в ПГУ обсудили переговорный кризис между Приднестровьем и Молдовой. Актуальные новости Приднестровья: события, политика, культура, экономика. Следите за развитием нашего региона на сайте Новости Приднестровья.
МИД РФ назвал условие для урегулирования конфликта в Приднестровье
Молдавии следует пересмотреть свою политику в отношении приднестровского конфликта, чтобы добиться подвижек в процессе его урегулирования. После вооружённого конфликта в Приднестровье Дубоссарский район оказался разделённым на две части: молдавскую и приднестровскую. Молдова Приднестровью поставила условие, что все предприятия должны быть зарегистрированы только в Кишиневе, платить налоги. Приднестровье попросило помощи у России из-за экономического и политического давления со стороны Молдовы.
МИД РФ назвал условие для урегулирования конфликта в Приднестровье
Наша миссия | Приднестровье запросило помощь России по преодолению молдавской блокады. |
Почему Приднестровье обратилось за помощью к России и что это значит? | Конфликт между Молдовой и отколовшимся от нее регионом Приднестровьем с 1990 года. |
Подготовка Молдавии к аннексии: Что будет с Приднестровьем и почему готовится война с Россией | Вероятно, что теперь Россия не считает, что Приднестровье должно оставаться в составе Молдовы. |
Вооружённый конфликт в Приднестровье — Википедия | Правда ли, что Приднестровье попросилось в состав России, о чем Приднестровье попросило Россию, ОБСЕ, Европейский парламент, СНГ и других, сколько русских живет в Приднестровье. |
Ситуация тревожная - эксперт о Приднестровье, Молдове и России
После визита в Киев президента Молдавии Майи Санду в молдавских СМИ стали обсуждать слух о вероятной силовой операции в Приднестровье, которую, возможно, согласовывали в украинской столице западные кураторы. Боец недоуменно вопрошает: «Мы что, будем еще и за Молдову, за Приднестровье воевать?». 25 сентября президент Майя Санду в эфире TV8 заявила, что Молдова может вступить в Евросоюз до политического урегулирования приднестровского конфликта. Тревожит то, что ЕС и США настроены на то, чтобы Молдова получила качественное превосходство в военной сфере над Приднестровьем. Говоря о "замороженном" конфликте в Приднестровье, эксперт подчеркнула, что в сложившихся условиях существует гипотетическая угроза захвата Россией южной части Украины и "замыкания" ее на территории Приднестровья. Официальный комментарий властей Молдовы по поводу атаки беспилотника в Приднестровье. Молдова отрицает «украинский след» и рассматривает инцидент как провокацию.
По разные стороны стола. 30 лет назад начались переговоры между Молдовой и Приднестровьем
Украина планирует развязать конфликт в ответ на якобы наступление российских войск с территории Приднестровья. В связи с этим, эксперты уверены, что «по факту процесс „реинтеграции“ Приднестровья в правовое поле Молдовы состоит всего из двух пунктов. Кишинёв не в состоянии сам урегулировать приднестровский конфликт, хочет это сделать чужими руками, заявил РИА Новости депутат Верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), политолог Андрей Сафонов.
Кость в горле НАТО: почему Запад обратил свой хищный взгляд на Приднестровье
Какие цели и задачи ставит Тирасполь, встречаясь с представителями другой стороны? В последнее время мы услышали ряд таких откровений, я бы назвал это неким политическим каминг-аутом моего визави молдавского, который заявил о том, что раньше, дескать, Молдова вела переговоры, а сейчас уже как будто и не ведёт. Раньше Кишинёв был готов к поиску компромиссных решений, а сегодня односторонним образом навязывает свою позицию и правовые рамки гражданам Приднестровья. Это во многом, действительно, признание, оно дорогого стоит. Не все политики и дипломаты готовы откровенно заявить, что они разрушают переговорный процесс, что они занимаются не поиском компромиссов, а наоборот, созданием проблем для жителей Приднестровья. С нашей точки зрения, переговоры — это важный и цивилизованный инструмент, который позволяет, во-первых, снять напряжённость в отношениях сторон и нивелировать проблемы, которые существуют у людей. Один из основных универсальных приоритетов, которые поддерживают все участники переговоров, это та гуманитарная повестка, которая направлена на нормализацию жизни людей. Второе, это такой хороший дипломатический путь поиска цивилизованных развязок и решений, которые в итоге должны стать основой окончательного всеобъемлющего справедливого урегулирования молдо-приднестровских отношений. И самое главное, когда мы посмотрим на историю переговорного процесса, мы увидим, что ни тогда, ни сейчас Приднестровье не выступало в качестве стороны, которая бы игнорировала договорённости в переговорах и отказывалась от поиска компромиссных решений, которая бы поставила подпись, но не исполняла эти соглашения.
Именно Кишинёв постоянно разрушал переговорный механизм, блокировал, придумывал какие-то отговорки, отказывался от парафированных договорённостей, от планов, за которые раннее ратовал и т. Что является предметом переговоров сейчас? Это глобальные политические вопросы вроде статуса Приднестровья или решение социально-экономических проблем? Я слышал много различных экспертных мнений по поводу предмета переговоров и даже от участников диалога, представителей ОБСЕ. И хотел бы, пользуюсь случаем, напомнить, что у нас есть повестка, принципы и процедуры переговорного процесса. Они поддержаны всеми участниками. Так вот, там есть 3 блока вопросов: социально-экономические, гуманитарные и правовые включая вопросы защиты прав человека , и политические включая вопросы безопасности. Они исчерпывают весь объём проблем, существующих в отношениях между нашими соседними государствами — Молдовой и Приднестровьем.
Этот социально-гуманитарный приоритет он и сегодня остается актуальным, особенно, если мы посмотрим на те проблемы, которые создаются Молдовой для Приднестровья. Это вопросы, связанные с блокированием лекарственных препаратов, давняя проблема, ещё пандемийного периода, которая сегодня остается острой, это отказ от поставки медоборудования, блокирование банковско-экономического развития Приднестровья и так далее. Был ли этот формат успешен с точки зрения решения важных для Приднестровья вопросов и почему Молдова упорно пытается его разрушить? Формат был, безусловно, успешен, если мы посмотрим на большой пакет заключённых договоренностей. Была динамика, подписание соглашений, стороны даже выходили на какие-то осязаемые планы по урегулированию. Мы все прекрасно помним инициативы Примакова, Козака, планы Ющенко. В разные исторические периоды мы подходили к каким-то принципиальным решениям, но каждый раз именно молдавская сторона демонстрировала неготовность к исполнению тех или иных соглашений, неготовность идти дальше для того, чтобы поставить какую-то точку в рамках конфликта. У нас телефонная блокада была, экономическая.
Очередной виток социально-гуманитарной блокады произошёл после 2019 года, когда у нас одна за одной возникли проблемы: летом — банковская блокада, потом проблемы с лекарствами и пошло дальше расширяться. Сегодня мы находимся в ситуации, когда приднестровцы вынуждены платить дань Молдове путем двойных таможенных экспортно-импортных пошлин. И это еще пытаются оправдывать некими европейскими правилами или цинично заявляют о том, что это как бы равенство сторон и экономических агентов.
Сейчас этот процесс находится в кризисе по вине Кишинёва, который нарушает договорённости и пытается оказывать на Тирасполь экономическое и иное давление, сказала Захарова. Очевидно, что без пересмотра молдавской стороной такой линии ожидать подвижек в процессе приднестровского урегулирования не приходится», — цитирует своего официального представителя пресс-служба МИД. Россия на нынешнем этапе видит свою задачу в поддержании мира и стабильности на Днестре, выступает за нормализацию диалога между Кишинёвом и Тирасполем и соблюдение достигнутых договорённостей, добавила Захарова.
Осознавая важность и значимость контактов с Россией, ее роли в урегулировании конфликта в Приднестровье, руководство ПМР придает большое значение контактам с парламентариями РФ по вопросам урегулирования конфликта. В январе 2018 года президент ПМР В. Красносельский и министр иностранных дел В. Косачевым, в ходе которой были также обсуждены перспективы экономических связей13. Что касается последних, то соответствующий указ о выдаче жителям этих непризнанных республик паспортов в упрощенном порядке в конце апреля 2019 года подписал Президент РФ14. В Приднестровье же выдача российских паспортов началась задолго до того, как это стали делать в других непризнанных республиках постсоветского пространства. Что касается миротворческой миссии России в Приднестровье, то о ее значимости говорит хотя бы тот факт, что за 27 лет в разделительной зоне безопасности по Днестру не произошло ни одного столкновения, которое сопровождалось бы человеческими жертвами. Эту тенденцию отмечают и в самой ПМР. В частности, в конце июля 2019 года пресс-служба президента ПМР В. Красносельского распространила заявление, приуроченное к 27-летию начала миротворческой операции на Днестре. В нем отмечалось, что деятельность российских миротворцев демонстрирует надежный и эффективный механизм преодоления данного конфликта и неповторения кровавых событий в этом регионе, которые имели место в 1992 году15. Кроме того, президент ПМР лично вручил в городе Бендеры государственные награды республики военнослужащим, отличившимся при проведении миротворческой операции. Проблема Приднестровья остается особой заботой российско-молдавских отношений, в которых наметилось потепление после прихода к власти в республике лидера ПСРМ И. В сентябре 2019 года Президент РМ посетил Россию с официальным визитом, в ходе которого были обсуждены вопросы российско-молдавского сотрудничества и, главное, поставок в Молдову российского газа. Встреча И. Додона с В. Накануне Молдавский коммерческий банк, в котором открыты счета ряда предприятий ПМР, заблокировал проведение всех операций, мотивируя это тем, что приднестровские предприятия якобы занимаются отмыванием денег. Всего в молдавских банках обслуживалось более 400 предприятий Приднестровья. В ПМР это обвинение расценили как действие, которое ставит под угрозу наметившийся диалог представителей конфликтующих сторон. Целью такого формата, уже доказавшего свою эффективность, является нахождение приемлемой площадки для переговоров по приднестровской проблеме. Чуть позже эта тема получила развитие в ходе переговоров Д. Козака с премьер-министром РМ М. Но глава молдавского правительства вновь настаивала на том, что руководство республики ни при каких обстоятельствах не согласится на федерализацию страны. В свою очередь, представитель России заверил, что этот вопрос в любом случае не будет решаться без участия молдавских властей16. В противовес России они всецело поддерживают позицию РМ, утверждая, что именно вмешательство РФ в Приднестровский конфликт ведет к невозможности принятия адекватного разрешения - то есть условий Кишинева. Как и Россия, западные политические структуры изначально пытались участвовать в выработке механизмов прекращения данного противостояния, но шли здесь несколько иными путями. Соединенные Штаты до начала XXI века вообще мало уделяли внимания РМ и Приднестровью, поскольку рассматривали эти образования в качестве так называемых «барьерных государств», которые должны отделить Россию от Европы на западе, от Черноморского бассейна на юге и от Каспийского бассейна на востоке. Соответственно, и Приднестровскому конфликту американские политики уделяли меньше внимания в сравнении с конфликтами на Кавказе - в Абхазии, Южной Осетии и в Нагорном Карабахе. Но ситуация кардинально поменялась после того, как в ходе так называемого «пятого расширения» альянса на саммите НАТО в Стамбуле в марте 2004 года в Организацию была принята Румыния тогда же к альянсу присоединились Болгария, Словакия и Словения, а также и бывшие советские республики Прибалтики 17. Именно тогда - в свете согласия Румынии разместить на своей территории натовские а фактически американские военные базы и системы так называемого ЕвроПРО - Приднестровье стало предметом внимания США. С 1995 года между Молдовой и США установились регулярные двусторонние контакты в военной сфере. Тогда же военные ведомства двух стран подписали «Меморандум о военном сотрудничестве»18. Однако нейтральный статус Молдовы, который провозглашен в ст. Она, в частности, запрещает размещение на территории республики вооруженных сил других государств19. А поскольку Молдова продолжает настаивать на распространении своей юрисдикции на территорию Приднестровья, это положение де-юре распространяется и на проблему разрешения Приднестровского конфликта, на который, с позиции молдавского руководства, распространяется и нейтралитет РМ. Стратегия Евросоюза Последнее время не менее активно развиваются отношения РМ с Евросоюзом ЕС , и здесь можно выделить несколько ключевых моментов. В 2019 году этой инициативе исполнилось десять лет, ее механизмы были запущены ЕС после его очередного расширения в мае 2004 года. В-третьих, предоставление с апреля 2014 года гражданам РМ, имеющим биометрические паспорта, возможности беспрепятственного въезда в Шенгенскую зону. В-четвертых, начало работы с 2005 года Миссии ЕС по содействию пограничному контролю в Республике Молдова и Украине EUBAM , в задачу которой входит помощь в урегулировании ситуации на общей границе и поддержка конкретных шагов по разрешению конфликта вокруг Приднестровья20. Необходимо отметить, что до 2002 года ЕС непосредственно не был задействован в механизме урегулирования конфликта в Приднестровье. В качестве примера можно сослаться на вступившее в силу в июле 1998 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено между ЕС и РМ. В этом соглашении приднестровская тема не затрагивалась вовсе, не считая оговорки о поддержке официальным Брюсселем территориальной целостности Молдовы21. Со временем ЕС активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Одним из первых шагов стал запрет с 27 февраля 2003 года поездок представителей приднестровского руководства на территорию государств Евросоюза. В августе 2004 года перечень руководителей ПМР, на которых распространяются подобные санкции, был расширен22. Сам этот формат себя не оправдал: он не только не решил проблему Приднестровского конфликта, но и, по сути, даже не пытался этого сделать. Что касается программы ЕС «Восточное партнерство», то ее рамки вообще не затрагивали и не затрагивают проблему приднестровского урегулирования. Важно отметить, что активизация деятельности ЕС вокруг проблемы Приднестровья была воспринята руководством России как проявление явного стремления нарушить своеобразный статус-кво в зоне конфликта, втянуть Молдавию и ПМР в зону влияния евроатлантических структур.
Совершенно понятно, что, естественно, это результат военных действий Украины, украинских вооруженных сил, что она пытается перенести военные действия в той степени, в какой она это может сделать, на территорию России. Понятно, что в полной мере исключить нанесение ударов не то, чтобы невозможно, — ну, по крайней мере, исключительно трудно. Поэтому это будет продолжаться. Это касается, прежде всего, конечно, непосредственно приграничных районов. Подобные вещи, я думаю, будут продолжаться, по крайней мере, попытки. Я полагаю, что просто будет усилена система ПВО на этих участках. Не исключаю, что будет сделана попытка еще дальше отодвинуть линию фронта. Это вполне закономерные действия, их следовало ожидать с самого начала. Я бы скорее удивился тому, что это не произошло раньше. Это обширная территория. Думаю, это вполне даже просчитывалось — ну, должно было, по крайней мере, ожидаться в Москве. Я повторяю, скорее удивительно, что Украина так долго ждала того, чтобы действия предпринять. Тем более, что угрозы перенести военные действия на территорию России начались еще до даже нынешней [спецоперации]. И об этом, по крайней мере, на уровне риторики раньше шла речь. О возможности обстрела южных регионов и эвакуации жителей Это сложно оценить на данный момент.
Новости Приднестровья сегодня
Ведь все описанное — явно не случайные совпадения. Это цепочка. И выстроена она явно не в Киеве. А, скорее всего, там, где джентльмены совершают файф-о-клок в безукоризненных костюмах, а не в заношенных футболках цвета хаки, как их недавний гость. Киев не скрывает своих целей, которые он хочет достичь в ходе провокации. Задача первая — получить боеприпасы из гигантских складов в селе Колбасна, которые хранятся там еще с советских времен. Хотя некоторые эксперты и уверены, что там уже закончились все сроки хранения, и боеприпасы там непригодны для использования их для той же ствольной артиллерии ВСУ, у украинской армии сейчас дикий голод в плане снарядов и мин, причем, именно для советских калибров 122 и 152 мм. Даже если процентов 10-15 еще в пригодном состоянии, это может обеспечить ВСУ на полгода, а то и на год. Второй задачей, которую ставит перед собой Украина, - захват большого количества российских военнослужащих в плен и пополнение "обменного фонда".
Если не получится, то уничтожение российских военных, чтобы нанести мощный моральный удар и перекрыть этим негативный эффект от неудач, которые ВСУ испытывают на линии фронта уже пару месяцев, если не больше. Последней "перемогой", которую Киев выдает чуть ли не за батальную победу в ходе героических сражений, было оставление российскими военными Херсона, из которого наши вышли без потерь. С тех пор с "перемогами" как-то закончилось. Есть еще и третья цель. Подвергшаяся "подлой российской агрессии" Молдавия просто обязана будет запросить помощи — либо у Украины, либо у соседней Румынии, позиционирующей себя защитником "сирых и убогих" молдаван. Конфликт резко выходит на совершенно иной уровень. И тут желания Зеленского и Киева и того же Лондона совпадают. Киеву необходимо непосредственное участие союзников из НАТО своими военными.
Британия тоже готова на многое, чтобы конфликт заполыхал как можно сильнее. Там выборы скоро, а у премьера Сунака положение, если не хуже губернаторского, то явно не лучше. Что касается Кишинева, то президент Молдавии, гражданка Румынии Майя Санду еще до конца не определилась, решаться ей на эту авантюру или нет.
О постсоветской истории региона и о том, что ПМР представляет собой сейчас, — в материале «Секрета». Начали возникать и очаги межнациональной напряжённости, которые часто выливались в кровавые вооружённые конфликты. В этом же ряду оказалось и Приднестровье. Всё началось в 1989 году, когда в Молдавской ССР приняли закон, согласно которому единственным государственным языком провозглашался румынский.
Русский получил статус языка межнационального общения. В сочетании с мощным подъёмом национальной эмансипации молдаван это вызвало заметный раскол в обществе. Часть русскоязычного населения считала себя ущемлённой, что вело к усилению сепаратистских настроений. Особенно настороженно за происходящим в республике следили из Приднестровья, в котором русские, украинцы и евреи составляли больше половины населения. Ответным шагом стало проведение в нескольких городах в 1990 году голосований о создании Приднестровской республики. Большинство участников плебисцита поддержали инициативу. В Кишинёве эти референдумы признали незаконными.
Со временем обстановка только ухудшалась. Помимо территории на левом берегу Днестра, в состав нового образования вошли несколько населённых пунктов и на правом берегу, включая город Бендеры. Уже 2 ноября 1990 года в регионе начались первые вооружённые столкновения. В результате инцидента погибли три человека.
Скорее всего, Анкара предпочтет роль миротворца и посредника, не забывая о собственных интересах. Плеханова Александр Перенджиев. Читайте также — Тем более, что ее глава — Евгения Гуцул — как раз публично предупредила о рисках агрессивных действий руководства официального Кишинёва в отношении ее региона в связи с желанием Гагаузии стать полноценной автономией в составе Молдовы, и необходимостью обратиться за помощью к иностранным государствам, включая Россию. Безусловно, что данное заявление не осталось без внимания в наших высших государственных органах. А лидер партии «Родина» предлагает всему российскому военно-политическому сообществу, а не только руководству страны, обсудить меры по защите Гагаузии от агрессивных действий официального Кишинёва. Кишинев явно не даст добро… — Конечно, официальный Кишинёв не даст добро. Здесь надо менять подходы, а не идти тупо по старым лекалам. Например, вспомнить, что гагаузы — это хотя и христианский, но тюркоязычный, народ. Поэтому, как вариант, обсудить с Турцией создание совместной с ней миротворческой миссии в Гагаузии. Здесь можно вспомнить создание совместного российско-турецкого мониторингового центра по контролю за режимом прекращения огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Но у них была граница с Россией. А с Гагаузией как осуществить защиту чисто технически? Может быть даже не одного. Кстати, официальная Анкара, проявляет большую всем известную активность в вопросах зерновой сделки и переговорах по урегулированию конфликта по Украине.
Россия на нынешнем этапе видит свою задачу в поддержании мира и стабильности на Днестре, выступает за нормализацию диалога между Кишинёвом и Тирасполем и соблюдение достигнутых договорённостей, добавила Захарова. Как сообщало ИА Регнум, в конце февраля Приднестровье обратилось к России за помощью из-за исходящих от Молдавии угроз экономического, социально-гуманитарного и военно-политического характера. Кишинёв отказывается от переговоров по приднестровскому урегулированию, договорённости нарушаются или игнорируются, и переговорный процесс искусственно загнан в стагнацию, отмечалось в заявлении, принятом депутатами Приднестровья всех уровней.
Новый очаг напряженности. Россия не позволит осуществить провокации в Приднестровье
Мы не может забывать цену, которую заплатило общество за то, чтобы Молдавия продолжила свой путь к независимости, свободе и миру... Мы не хотели войны тогда и не хотим ее сейчас. Мы миролюбивый народ, и строим государство, где есть место для всех. Наши усилия сейчас направлены на единение всех граждан независимо от того, на какой стороне Днестра мы живем", - заявила президент.
Усиленная группировка с 17 по 20 мая произвела более десяти безуспешных атак, а также подвергла Дубоссары интенсивному артиллерийско-минометному обстрелу. В Приднестровье было убито 60 человек, половина из которых - мирные жители.
Кишинев обвинил Россию в нарушении нейтралитета. Однако военные, объясняя ситуацию, рассказали так: толпа приднестровцев, в основном женщин, проникла в воинскую часть и вынудила командование отдать танки. Некоторые из тел приднестровских ополченцев были специально изуродованы. Так, был обнаружен труп Григория Батарчука с отрезанными пальцами и половыми органами, выколотыми глазами и вбитой в голову металлической расческой. Летом 1992 года центр противостояния переместился из Дубоссар в Бендеры, расположенные на правом берегу Днестра, но населённые преимущественно этническими великороссами и украинцами.
Из регулярных войск на приднестровской стороне сражались 2-й Бендерский батальон, который поддерживали казачьи подразделения - всего - 1200 человек. На молдавской стороне сражались 1-й, 3-й и 4-й моторизированные пехотные батальоны и бригада ОПОНа общей численностью около 5 тысяч человек, а также авиация. Тем не менее, молдавские силы были вскоре вытеснены за пределы города. Они сделали несколько заходов на цель и сбросили в общей сложности 14 бомб. Однако, к удивлению очевидцев, в мост не попала ни одна бомба.
Вооруженная фаза Приднестровского конфликта продолжалась до 1 августа 1992 года. С обеих сторон в боях были задействованы бронетехника и артиллерия. Численность молдавской бронетехники превосходила численность приднестровской, поэтому гвардейцы использовали в бою не предназначенные для ведения военных действий машины. В частности, в бой шли ПТС с укреплённой передней частью корпуса, бронированные железнодорожные вагоны и паровозы, обшитые листами брони грузовые автомобили КамАЗ и КрАЗ.
Итогом заседания стала резолюция с обращением к Госдуме и Совету Федерации. Приднестровцы просят Россию о помощи из-за экономической блокады со стороны Молдавии. В резолюции, представленной «Парламентской газете» пресс-службой президента Приднестровья, в частности говорится: 1. Обратиться в Совет Федерации и Государственную Думу России с просьбой о реализации мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы. В Приднестровье живут более 220 тысяч граждан России. Россия участвует в миротворческой миссии на Днестре и является гарантом и посредником в переговорном процессе.
Для того чтобы переговорный процесс по ситуации вокруг Приднестровья вышел из тупика, власти Молдавии должны пересмотреть свою политику по данному вопросу, заявила 28 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Сейчас этот процесс находится в кризисе по вине Кишинёва, который нарушает договорённости и пытается оказывать на Тирасполь экономическое и иное давление, сказала Захарова. Очевидно, что без пересмотра молдавской стороной такой линии ожидать подвижек в процессе приднестровского урегулирования не приходится», — цитирует своего официального представителя пресс-служба МИД.
Удар из Приднестровья или совместная миссия с Турцией — как Россия может защитить Гагаузию
Эти слова министра иностранных дел ПМР обоснованны — планы Киева по выдавливанию российских миротворцев из региона любым путем и любой ценой ни для кого не секрет секретом, о них открыто говорят украинские чиновники самого высокого ранга. В конце апреля — начале мая 2022 года в Приднестровье при содействии спецслужб Украины и Молдовы произошла серия терактов: обстрел здания МГБ и военкомата в Тирасполе, стрельба возле воинской части в районе села Парканы, взрыв на вышке радиотелецентра вблизи поселка Маяк. В этом году Приднестровье дважды атаковали украинские беспилотники, в результате одного из таких налетов был уничтожен вертолет на военном аэродроме. Глава приднестровской дипломатии также обратил внимание и на румынскую политику в отношении Молдовы. По его мнению, страны давно в значительной степени интегрированы на основе идеологии и политического управления. Однако в Приднестровье проживает население, которое не видит никаких перспектив интеграции в румынское государство. Этот факт автоматически исключает Приднестровье из каких-либо процессов «унири», куда Молдову активно тащит PAS. Однако Кишинев и Киев оставили это предложение без ответа.
В Тирасполе считают все эти попытки оправдать нежелание вести переговоры надуманными. Красносельский на встрече с действующим председателем ОБСЕ предложил изучить возможности проведения ежегодной конференции по мерам укрепления доверия, традиционно организуемой ОБСЕ, с прицелом на обсуждение банковских и социально-экономических проблем региона.
Вопрос, какой язык считать государственным, следует ставить по-другому: «Кем себя считают живущие в Молдавии люди: молдаванами или румынами? В ответе на него общество раскололось. По пути Армении и Грузии Недавно были опубликованы результаты исследования румынского общественного мнения, проведенного социологической группой Avangarde. Согласно им, только треть опрошенных поддерживают объединение Румынии с Молдавией, а больше половины 54 процента — против этого. Ну, например, обеспечить Молдавии экономический рост и безопасность. Но даже постоянные усилия этих политиков не дают результата.
Доля тех, кто хотя бы не против объединения, — от 20 до 30 процентов. Политолог Григорий Савельев считает, что налицо разница между желанием элит — например президента и парламентского большинства — и молдавского общества. Молдавию, по его словам, пытаются вести по тому же пути, что в свое время вели Грузию, Украину и Армению. Сначала в страну заходят всевозможные НКО, пропагандирующие западные ценности. Проще говоря, промывающие населению мозги. Затем либо в результате майдана, как в Грузии, Армении или на Украине, либо в результате «свободных» выборов к власти приводят «правильного» лидера, присягнувшего на верность США. Затем страну всеми силами пытаются вывести из-под влияния России. А в идеале — заставить с ней воевать.
Сначала так получилось с Грузией. Правда, надолго ее не хватило. Теперь воюет Украина. Молдавия — на очереди. В войну с РФ она, конечно, не вступит. А вот на Приднестровье, фактически российский анклав, ее всячески толкают. В том числе в рамках евроинтеграции. Попытка объединиться с Румынией — лишь предлог к войне против ПМР.
В 1992-м ее попытались вернуть в состав страны, была война, но ПМР отстояла свою независимость. Площадью примерно в полторы Москвы и с численностью населения в 475 тысяч человек, она тем не менее настоящая заноза в спине Европы.
Провести муниципальные выборы и выборы главы региона». В этой связи, аналитики канала «Это еще не конец», пишут: «Приднестровье давным-давно объявило о полной независимости и дважды провело референдум о вступлении в состав России. Кремль это игнорирует 31 год.
Ситуация, тождественная для Карабаха. Собака на сене. Поэтому Россия уже никогда не сможет дотянуться до ПМР, а местные власти прекрасно себя чувствуют в серой зоне от Румынии до Одесского порта. Консенсус контрабанды и бесплатного газа, помноженный на дешевую электроэнергию и агрокомплексы. Пора ПМР реинтегрироваться и идти в ЕС за дипломами и образованием для детей, медициной и социальными гарантиями.
Надо отбросить лицемерие и признать, что живут там в основном граждане Молдовы, Румынии и Украины, а также россияне с еще одним паспортом.
Додона с В. Накануне Молдавский коммерческий банк, в котором открыты счета ряда предприятий ПМР, заблокировал проведение всех операций, мотивируя это тем, что приднестровские предприятия якобы занимаются отмыванием денег. Всего в молдавских банках обслуживалось более 400 предприятий Приднестровья. В ПМР это обвинение расценили как действие, которое ставит под угрозу наметившийся диалог представителей конфликтующих сторон. Целью такого формата, уже доказавшего свою эффективность, является нахождение приемлемой площадки для переговоров по приднестровской проблеме. Чуть позже эта тема получила развитие в ходе переговоров Д. Козака с премьер-министром РМ М. Но глава молдавского правительства вновь настаивала на том, что руководство республики ни при каких обстоятельствах не согласится на федерализацию страны.
В свою очередь, представитель России заверил, что этот вопрос в любом случае не будет решаться без участия молдавских властей16. В противовес России они всецело поддерживают позицию РМ, утверждая, что именно вмешательство РФ в Приднестровский конфликт ведет к невозможности принятия адекватного разрешения - то есть условий Кишинева. Как и Россия, западные политические структуры изначально пытались участвовать в выработке механизмов прекращения данного противостояния, но шли здесь несколько иными путями. Соединенные Штаты до начала XXI века вообще мало уделяли внимания РМ и Приднестровью, поскольку рассматривали эти образования в качестве так называемых «барьерных государств», которые должны отделить Россию от Европы на западе, от Черноморского бассейна на юге и от Каспийского бассейна на востоке. Соответственно, и Приднестровскому конфликту американские политики уделяли меньше внимания в сравнении с конфликтами на Кавказе - в Абхазии, Южной Осетии и в Нагорном Карабахе. Но ситуация кардинально поменялась после того, как в ходе так называемого «пятого расширения» альянса на саммите НАТО в Стамбуле в марте 2004 года в Организацию была принята Румыния тогда же к альянсу присоединились Болгария, Словакия и Словения, а также и бывшие советские республики Прибалтики 17. Именно тогда - в свете согласия Румынии разместить на своей территории натовские а фактически американские военные базы и системы так называемого ЕвроПРО - Приднестровье стало предметом внимания США. С 1995 года между Молдовой и США установились регулярные двусторонние контакты в военной сфере. Тогда же военные ведомства двух стран подписали «Меморандум о военном сотрудничестве»18.
Однако нейтральный статус Молдовы, который провозглашен в ст. Она, в частности, запрещает размещение на территории республики вооруженных сил других государств19. А поскольку Молдова продолжает настаивать на распространении своей юрисдикции на территорию Приднестровья, это положение де-юре распространяется и на проблему разрешения Приднестровского конфликта, на который, с позиции молдавского руководства, распространяется и нейтралитет РМ. Стратегия Евросоюза Последнее время не менее активно развиваются отношения РМ с Евросоюзом ЕС , и здесь можно выделить несколько ключевых моментов. В 2019 году этой инициативе исполнилось десять лет, ее механизмы были запущены ЕС после его очередного расширения в мае 2004 года. В-третьих, предоставление с апреля 2014 года гражданам РМ, имеющим биометрические паспорта, возможности беспрепятственного въезда в Шенгенскую зону. В-четвертых, начало работы с 2005 года Миссии ЕС по содействию пограничному контролю в Республике Молдова и Украине EUBAM , в задачу которой входит помощь в урегулировании ситуации на общей границе и поддержка конкретных шагов по разрешению конфликта вокруг Приднестровья20. Необходимо отметить, что до 2002 года ЕС непосредственно не был задействован в механизме урегулирования конфликта в Приднестровье. В качестве примера можно сослаться на вступившее в силу в июле 1998 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено между ЕС и РМ.
В этом соглашении приднестровская тема не затрагивалась вовсе, не считая оговорки о поддержке официальным Брюсселем территориальной целостности Молдовы21. Со временем ЕС активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Одним из первых шагов стал запрет с 27 февраля 2003 года поездок представителей приднестровского руководства на территорию государств Евросоюза. В августе 2004 года перечень руководителей ПМР, на которых распространяются подобные санкции, был расширен22. Сам этот формат себя не оправдал: он не только не решил проблему Приднестровского конфликта, но и, по сути, даже не пытался этого сделать. Что касается программы ЕС «Восточное партнерство», то ее рамки вообще не затрагивали и не затрагивают проблему приднестровского урегулирования. Важно отметить, что активизация деятельности ЕС вокруг проблемы Приднестровья была воспринята руководством России как проявление явного стремления нарушить своеобразный статус-кво в зоне конфликта, втянуть Молдавию и ПМР в зону влияния евроатлантических структур. И ответом на все эти инициативы тогда явился «Меморандум Козака». Но ЕС попытался в этой ситуации использовать события в соседней Украине.
Там, как известно, в начале 2005 года к власти пришло новое руководство во главе с Президентом В. Ющенко, которое ориентировалось на евроатлантические структуры. Этот фактор был использован ЕС для усиления экономического и политического давления на Приднестровье. Развернутая в ноябре 2005 года миссия ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине была наделена правом не только посещать любые объекты на украинско-молдавской границе, но и изучать таможенные документы, а также требовать их изменения. Под давлением ЕС с марта 2006 года Украина перестала принимать таможенные декларации ПМР, что фактически парализовало экспорт из Приднестровья. Итогом всех этих действий стала определенная стагнация в разрешении Приднестровского конфликта, а сама непризнанная республика сделала еще больший крен в сторону России. Одной из попыток ЕС вновь взять под контроль процесс урегулирования конфликта в Приднестровье стала так называемая Мезебергская инициатива, названная так по итогам переговоров в июне 2010 года в немецком городе Мезеберг канцлера ФРГ А. Меркель и Д. Была достигнута договоренность об ускорении разрешения Приднестровского конфликта24 и подписан меморандум, который предусматривал создание Комитета Россия - ЕС.
Главным значением Мезебергской инициативы стало возобновление после шестилетнего перерыва переговорного процесса. Однако каких-то видимых подвижек в решении проблемы ПМР и на этот раз достичь не удалось, поскольку слишком очевидными являлись различия в позициях России и ЕС относительно путей урегулирования конфликта. Тем не менее проблема Приднестровья продолжает оставаться в центре внимания ЕС. В ноябре 2018 года делегация Евросоюза во главе с П.
Как будут развиваться события в Приднестровье
Приднестровье запросило помощь России по преодолению молдавской блокады. Конфликт перешел в замороженную фазу и не решен до сих пор. Отношения между Молдовой и Приднестровьем меняются в зависимости от политической ситуации. Почему не использовать эту миротворческую деятельность Реджепа Эрдогана в сфере недопущения конфликта между Россией и Молдовой. Более явственно стал ощущаться неповторимый аромат пороха: многие люди считают румынскую военную интервенцию в Молдавию и Приднестровье вполне реальной.