Презентация биография и творчество лескова 10 класс. Здесь была ссылка на работу Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Лескова" 10 класс автора Рузанова Галина Валерьевна.
Презентация Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества
Жизнь и творчество Н. С. ЛЕСКОВ (1831 – 1895). Презентация "Жизнь и творчество А. П. Чехова" предназначена для проведения урока литературы в 10 классе. Презентация состоит из 41 слайда, в которых поэтапно представлен жизненный и творческий путь писателя. Сообщение о жизни и творчестве Лескова. Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».).
Урок 10 класс лесков жизнь и творчество
Очаровать — произвести неотразимое впечатление на кого-что-н. Очарование — чарующая сила, прелесть кого-чего-н. Очаровательный — способный очаровывать, прекрасный, восхитительный. Роды литературы Слайд 11 В с п о м н и м! Повесть — эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. Рассказ — небольшое по объёму изображаемых явлений повествовательное произведение.
Лесков «Левша». Смысл названия. Выявление знания текста. Педагогическая инструментировка. Своеобразие пейзажа.
Герой повести. Содержание образа лесковского праведника. Мне за народ очень помереть хочется. Человек огромного роста. Алеша Попович. Страдающий от наваждения. Самостоятельная творческая, исследовательская работа. Каковы планы героя. Сколько времени провел Флягин в плену. Дом Н.
Лескова в Орле. Умер Лесков 5 марта 1895 года.
Проект Лесков. Литературная визитка Лескова. Лесков биография сообщение. Годы жизни н с Лескова. Лескова Николая Семеновича. Биография Николая Семеновича Лескова 6 класс. Лесков биография кратко самое важное. Сообщение о Лескове 6 класс.
Биография Николая Семёнович Ледской. Доклад о жизни н с Лескова. С Лесков биография кратко 6 класс. Сообщение о н Лескове 6 класс. Село Горохово Лесков. Село Горохово Орловской губернии где родился Лесков. Презентация биография Лескова 10 класс. Сообщение о Лескове 6. Лесков краткая биография 6 класс. Лесков краткая биография 8 класс.
Сообщение о н с Лесков биография кратко. Лесков презентация 8 класс. Псевдоним Лескова м. Псевдонимы Лескова Николая Семеновича. Лесков биография презентация 10 класс. Факты о Лескове. Лесков 1831-1895. Лесков биография. Сообщение о Николае Семеновиче Лескове. Конспект биографии н.
Биография Лескова 10 класс. Лесков биография 6 класс.
Его произведения часто анализируются в учебных заведениях, и они остаются актуальными и современными по сей день.
Вопрос-ответ: Какие годы жизни охватывает биография Лескова? Биография Лескова охватывает период с 1831 по 1895 годы. Какие произведения Лескова считаются его самыми известными?
Какое место занимает Лесков в русской литературе? Лесков занимает одно из ведущих мест в русской литературе второй половины XIX века. Его творчество оказало значительное влияние на развитие реализма в русской прозе.
Какой была литературная деятельность Лескова? Лесков был русским писателем, автором романов, повестей, рассказов, заметок и критических статей. Он известен своим особым стилем и неповторимыми характерами героев.
Навигация по записям.
Презентация по литературе "Н.С. Лесков"
В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них — «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие. В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды. Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа.
Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах».
Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Лесков дебютиовал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях».
Чернышевского «Что делать? Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. После этого к жанру романа в чистом виде Н. Лесков больше не возвращался.
Как отмечал М. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Оно же стало первым, имевшим значительный общественный резонанс.
Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой согласно В. Коровину «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства»,[7] вызвала недовольство М.
Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом , с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой принадлежащей простодушному персонажу и скрытой, авторской, нередко противоположной. Лесков писал:Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. Либералы и «левые» обвинили Лескова в национализме, «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа.
Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого. Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[23].
Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». В частности, критик Н. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку». В январе 1874 года Н.
Лесков был назначен членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу. Лескова считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». Я и стал это записывать». Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках.
Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя». Лескова к церкви.
Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д. Телефон: 8 800 550-08-14 Электронный адрес: [email protected] Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.
В 1870—1880 гг. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне» 1866 г. К счастью, «Запечатлённого ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова. В 1881 году Лесков написал «Левшу» «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» , в основе которого лежала переработанная старинная легенда о мастерах оружейного дела. Повесть «Заячий ремиз» 1894 г. В нём он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь после Октябрьской революции 1917 года. Лев Толстой говорил о Николае Семёновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов, а также Иван Тургенев считали его одним из своих главных учителей. Слайд 8 Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей — первенец, сын Дмитрий, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в клинике в Петербурге.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. "Левша"
Дело в том, что во времена революционных волнений он оказался в лагере несогласных с революционно-демократическим движением. Происхождение и детство Н. Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Отец — Семен Дмитриевич Лесков, следователь в Орловской уголовной палате. Сумел добиться чина, который давал право на дворянство, передающееся по наследству.
О нем отзывались, как об умном следователе, способном раскрывать даже самые сложные дела. В семье кроме Николая было еще четверо детей. Детство будущего писателя прошло в Орле. Но после назначения отца на новую должность семейство Лесковых переезжает в село Панино.
Влияние и признание Внимание к деталям и точное воспроизведение быта делают его произведения уникальными и интересными для современного читателя. Через свои повести Лесков показывает сложность человеческих отношений, нравственные противоречия, проблемы человеческой души. Он является мастером психологического анализа персонажей, отражая в своих произведениях различные аспекты русской жизни. Литературная критика признала Лескова великим писателем и отметила его талант и оригинальность. Его произведения часто анализируются в учебных заведениях, и они остаются актуальными и современными по сей день. Вопрос-ответ: Какие годы жизни охватывает биография Лескова? Биография Лескова охватывает период с 1831 по 1895 годы. Какие произведения Лескова считаются его самыми известными?
Какое место занимает Лесков в русской литературе? Лесков занимает одно из ведущих мест в русской литературе второй половины XIX века. Его творчество оказало значительное влияние на развитие реализма в русской прозе.
В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец. После смерти отца от холеры в 1848 году , Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. В Киеве в 1850—1857 годы Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.
В художественном отношении произведение было достаточно незрелым. В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» 1863 , «Леди Макбет Мценского уезда» 1865 , «Воительница» 1866. Тема женской судьбы — одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-х годов, и Лесков решает ее с глубоким сочувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: крестьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки. В повести «Леди Макбет Мценского уезда» — одной из вершинных в творчестве писателя — Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где «нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни детей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку — красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «…Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни — ее любовь, она, мстя своему обидчику — бывшему возлюбленному — и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса. Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вековой косности русской жизни, в устойчивости ее старых, отживших форм. Творчество Лескова 60-х годов отличается большим жанровым разнообразием. Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии — пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» 1867 , поставленную в московском Малом театре. Творчество 70-х годов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным переменам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление. Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: роман-хроника «Соборяне» 1872 , имитирующий народную легенду рассказ «Запечатленный ангел» 1873 , повесть «Очарованный странник» 1873. В центре этих произведений — яркие и сильные национальные характеры. Положительные герои Лескова — люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и совестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте — «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты русского национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливого самоучки» и «тип праведника». В «Соборянах» в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведников», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве своего пастырского служения, он отвергает всякие компромиссы и этим портит отношения с духовным и светским начальством. Его обличительная проповедь привела к драматическому финалу — отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив того, что мог. Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала.
Слайды и текст этой онлайн презентации
- Николай Лесков — биография
- Лесков презентация 10 класс биография и творчество
- Презентация биография и творчество лескова 10 класс
- Презентация, доклад к уроку 4 , заключительному, по творчеству Лескова в 10 классе
- Презентация биография и творчество лескова 10 класс
- Презентация по литературе на тему "И творчество Н.Лескова" скачать бесплатно
Презентация по литературе на тему «И творчество Н.Лескова» скачать бесплатно
Слайд 10Герои Лескова – люди Русской земли, чудаки, необычайно одарённые, щедрые, всегда. Презентация, доклад к уроку 4, заключительному, по творчеству Лескова в 10 классе. 16. РЕМОНТ Творчество Лескова в 1860-х гг. В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. К юбилейной дате писателя Подгоренская сельская библиотека подготовила презентацию "Жизнь и творчество а". Лесков презентация 6 класс биография и творчество.
Видеоурок: Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»
В своих многочисленных путешествиях увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. Лесков жизнь Лескова. В презентации кратко и доступно представлен материал о жизни и творчеству Н.С. Лескова.
Инна Александровна Круглова
- Подписи к слайдам:
- Слайды и текст к этой презентации:
- Презентация биография и творчество лескова 10 класс
- Презентация Лесков
Биография Лескова
Лесков 1831 — 1895 Жизнь и творчество Cлайд 2 Один из лучших писателей наших... Горький Н. Художник В. Дед Лескова был священник, бабушка — купчиха, отец — чиновник, мать — дворянка; таким образом, писатель объединил в себе кровь четырёх сословий, но очень вероятно, что наиболее глубокое влияние оказал на него человек пятого сословия — солдатка-нянька, крепостная, рассказами которой он часто заслушивался. Cлайд 4 Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков 1789—1848 Отец Лескова, выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Cлайд 5 Мать Мария Петровна Лескова урожд. Алферьева была дочерью обедневшего московского дворянина. Мария Петровна Лескова, мать писателя. Фото 1880 Cлайд 6 Здание мужской гимназии в Орле, в которой учился Н. Лесков В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н.
Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Cлайд 7 1847 - 1857 годы В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец. После смерти отца от холеры в 1848 году , Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. В Киеве в 1850—1857 годы Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Шкотта Скотта «Шкотт и Вилькенс». По делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны.
Лесков : «Сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателю положительные типы русских людей». Слайд 6 Роман «Соборяне», напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике», начинает серию произведений о народных праведниках.
Слайд 7 Савелий Туборезов- протоиерей, герой праведнического склада, строптивый священнослужитель, правдоискатель в настроениях которого очень сильно сказывается критическое отношение к действительности. Отличается гуманной терпимостью к инакомыслящим, душевной отзывчивостью по отношению к друзьям и близким.
Слайд 5 Лесков стал заниматься писательской деятельностью, благодаря компании « Шкотт и Вилькенс ».
Туда он устроился по знакомству владелец организации был мужем тетки Николая. По делам службы молодому человеку приходилось часто путешествовать, что дало ему возможность запечатлеть в своей памяти много интересных наблюдений. Портрет писателя Н.
Лескова работы И. Репина , 1889 Слайд 6 В 1853 году Николай Лесков первый раз женился на Ольге Васильевне Смирновой, которая была из семьи столичного коммерсанта. Но семейная жизнь не удалась, хотя у них родилось двое детей — сын Дмитрий и дочь Вера.
Причина неудачного брака в болезни жены. Она страдала психическим заболеванием и, начиная с 1878 года, находилась на лечении в больнице св. С 1865 года Лесков начинает жить в гражданском браке с Екатериной Бубновой.
Через год у них родился сын Андрей.
Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.
Изображение слайда Слайд 5 Р оман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды. Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь.
Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. Изображение слайда Слайд 6 роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст.
Николай Семёнович Лесков (1831-1895) презентация
Николай Семенович Лесков (1831 – 1895) Лесков как бы поставил целью себе одобрить, воодушевить Русь и начал создавать для России иконостас ее святых и праведников Его «праведники — маленькие великие люди». Презентация по литературе Очарованный странник (10 класс) Вступительное слово учителя. Слайд 10Герои Лескова – люди Русской земли, чудаки, необычайно одарённые, щедрые, всегда. Презентация "Николай Семёнович Лесков (1831-1895)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников Презентация биография и творчество лескова 10 класс. Талант Лескова силою и красотой своей немногим ус-тупает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает.
Николай Семёнович Лесков. Жизнь и творчество
Мингелене, Е. Урок по рассказу Н. Миносян, В. Миносян, Э. Судьба русского гения: По повести Н. Постижение смысла жизни главным героем повести Н.
Мордань, Н. Немцева, Л. Лесков и художники : Б. Кустодиев, И. Глазунов и А.
Лесков и художники : И. Репин, В. Серов, М. Добужинский, Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».
Рабочие материалы к урокам по творчеству Лескова: Тесты и ключи. Кроссворд, 6 кл. Композиция повести Н. Никульченкова, Е. Новик, Н.
Дом-музей Н. Новикова, А. Новикова-Строганова, А. Омирбаева, К. Образ праведника в рассказе Н.
Рассказ Н. Павлова, И. Познание характера русского человека народа : Урок литературы по сказу «Левша» Н. Образ праведника Земли русской: урок литературы по повести Н.
Катковым , который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. Лесков [24]. Некоторые современники в частности, Достоевский отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. Лесков больше не возвращался [9]. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название « Соборяне » и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа» [9]. Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех» [25]. Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: « Старые годы в селе Плодомасове » 1869 и « Захудалый род » полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой согласно В. Коровину «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства» [9] , вызвала недовольство М. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман» [26]. Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом , с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным» [28]. Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. Лесков писал [29] : Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врождённому коварству моей натуры. Как отмечал критик Б. Бухштаб , такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова , с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. Согласно Б. Бухштабу либералы и демократы «левые» обвинили Лескова в национализме, реакционеры «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения [30]. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого. Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла « Левшу » просто записью старинной легенды [31]. Лескова « Запечатленный ангел », повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием [9]. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский « сказ » получил наиболее сильное и выразительное воплощение. В том же году вышла повесть « Очарованный странник », произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий» [9]. Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе [33]. Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты [34]. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» [35]. После разрыва с Катковым материальное положение писателя к этому времени женившегося вторично ухудшилось. В январе 1874 года Н. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу. Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом» [36]. Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. В 1884 году в письме в редакцию газеты « Варшавский дневник » он писал [38] : В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие. Лескова , Лесков считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из « Выбранных мест из переписки с друзьями »: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». Я и стал это записывать» [9]. В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом , автором «Дочери египетского царя» [39]. В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах « Задушевное слово » и « Игрушечка »: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Пешкова-Толиверова , ставшая в 1880—1890 гг. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия « Тупейный художник », «Зверь», « Пугало » : наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. Отношение к церкви[ править править код ] В 1880-х годах изменилось отношение Н. Лескова к церкви. В 1883 году в письме Л. Веселитской о «Соборянах» он писал [40] : Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого , с которым он сблизился в конце 1880-х годов [39].
Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась? Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке? Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Характеристика персонажей сказа «Левша». Какую мысль вы считаете главной в этой главе? Александр Павлович Александр 1 Какие цитаты, характеризующие Александра Павловича, вы нашли в произведении? Дайте краткие комментарии к каждой цитате. Найдите глаголы, называющие действия П латова. Как эти действия характеризуют Платова? Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12? Итоги Какими средствами изображает Лесков своих героев? По каким признакам можно определить авторское отношение к героям: Александру 1, Николаю 1, Платову? Домашнее задание Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Выразительное чтение одной из глав 13-16. Материалы А. Поурочные разработки по литературе. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна. Судьба левши. О судьбе тульского косого левши Как изображается левша? Что мы узнаём о нём? Как описывается работа трёх мастеров — оружейников? Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключается «страшный секрет»? Что поразило левшу у английских мастеров? Кто виноват в страшной судьбе левши? Итоги Главные качества левши: … Основная идея автора: … Домашнее задание Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь». Составить словарик необычных слов сказа. Иллюстрации художников. Лескова «Левша» К уроку литературы в 6 классе. Мир загадок языка Н. Лескова Задание «Дешифровщик » П рочитайте слова и расшифруйте, что они обозначают.
Вывод: Лесков рано стал самостоятельным. В конце жизни ощущал одиночество. Высказывания Н. Лескова о своем детстве см. Еще с шести лет с ней отправился в первый раз в Л-скую пустынь на рыжих её кобылках и с тех пор сопровождал её каждый раз, пока меня десяти лет отвезли в губернскую гимназию. Поездка по монастырям имела для меня очень много привлекательного….
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова"
Презентация: Жизнь Николая Лескова, Урок: Литература, Класс: 10. Презентация: Жизнь Николая Лескова, Урок: Литература, Класс: 10. Лесков жизнь Лескова.