Новости праздники татаров

Самый большой праздник у татар – это Сабантуй. Сабантуй как национальный праздник татар сегодня Выступление народных артистов на празднике Сабантуя в Казани. Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками. Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, который символизирует плодородие, достаток и благополучие. Название праздника происходит от имён мусульманских святых.

Производственный календарь Татарстана 2024

Самый почитаемый республиканский праздник татар-кряшен. Петров день – календарная граница года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение. У татар есть два основных слова, которые означают какое-то торжество. Свои религиозные праздники они называют словом «гает», а все народные праздники. К народным праздникам крымских татар относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза. Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День.

Татары — интересные обычаи, особенности быта

Например, мама невесты обязательно готовит его на свадьбу. Считается, что чем больше молодожены съедят чак-чака, тем слаще и дольше будет их совместная жизнь. Поэтому на татарских свадьбах чак-чак преподносят как самое дорогое угощение и украшение стола. Во время различных фестивалей обязательно готовится чак-чак. Чайная трапеза Татары, как и остальные восточные народы, пьют очень много чая. Также народная любовь к чаю отразилась и в татарских пословицах и поговорках. Например, «Чаю выпил — на душе лето настало» или «Когда женщина узнала чай, то забыла о пряже». По традиции любого человека, пришедшего в дом, надо накормить, но при этом трапеза может ограничиться бесконечно длинным чаепитием с подачей сладостей и выпечки.

Корни праздника уходят в глубину веков. Благодаря энтузиастам и фольклористам он стал одним из культурных брендов республики. Сегодня Уяв — это значимое событие в жизни всего многонационального народа Татарстана. История проведения праздника «Уяв» восходит к языческим временам. Его возрождение относится к 1940-50 годам, когда сельские жители собирались после проведения весенних полевых работ и водили хороводы. С начала 90-х годов проведение традиционных праздников приобрело массовый характер, в каждом селе, городе, районе стали проводиться традиционные праздники народов Татарстана, в том числе чувашский праздник Уяв.

Праздник традиционно проводится в одном из районов компактного проживания чувашского населения. Впервые на республиканском уровне Уяв прошел в 1993 году в селе Нижняя Кондрата Чистопольского района по инициативе клубных работников с приглашением участников фольклорных коллективов близлежащих районов: Алексеевского, Аксубаевского, Черемшанского и Алькеевского. Они сумели сохранить и донести до наших дней самое большое богатство своих предков: традиции, обычаи, устное народное творчество, самобытную обрядовую культуру и фольклор. В этот день звучит много любимых чувашских песен, происходит знакомство с танцами, играми и песнями соседних деревень — и стар, и млад водят хороводы. Кряшенский Питрау Питрау — самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла «Петров день» и считается «календарной границей года», после которой природа начинает готовиться к осени. Впереди — покос и жатва.

Праздник Питрау нередко называют еще и «ночным Сабантуем», поскольку основные праздничные мероприятия начинаются ближе к закату солнца с традиционных скачек и затем продолжаются всю ночь. Питрау наряду с русским Каравоном, татарским Сабантуем, удмуртским Гырон Быдтоном, чувашским Уявом, марийским Семыком давно уже стал одним из узнаваемых культурных брендов Татарстана, праздником, объединяющим многонациональный народ республики. Гости праздника имеют возможность побывать на конных скачках и многочисленных тематических площадках праздника: ярмарке «Тырлау», детской площадке «Айбагыр», поляне знакомств «Димче» «Сваха» , кряшенском фольклорном подворье «Туганайлар», принять участие в народных играх, спортивных состязаниях по национальной борьбе и армспорту, продегустировать блюда национальной кухни, а также посетить концерт фольклорных творческих коллективов и артистов Республики Татарстан. В этом году на празднике в селе Зюри Мамадышского района собрались более 50 тыс. Яблочный Спас Яблочный Спас — это традиционный праздник урожая, который совпадает с православным праздником Преображения Господня. Ежегодно оба праздника отмечаются 19 августа.

Считалось, что с этого дня начинается переход от лета к осени, поэтому в этот день жители были заняты сбором урожая и подготовкой к зимним заготовкам. Также в этот день в церкви освящались яблоки, из которых готовили множество блюд, в том числе ароматные пироги. В Татарстане праздник традиционно празднуют в селе Красновидово. Сначала народные гулянья проходили на уровне сельского поселения. А уже с 2016 года он проходит на республиканском уровне при поддержке Камско-Устьинского района. Сегодня Яблочный Спас стал большим праздником, на который съезжаются не только сельчане села Красновидово и Камского Устья, но и жители соседних регионов, в том числе из города Казани, и туристы.

Главной особенностью праздника является тот факт, что он проходит в единственном сельском музее, посвященном Максиму Горькому. В этих местах писатель бывал в 1888 году — он приезжал к своему товарищу и другу Михаилу Ромасю и полгода прожил в Красновидово. Чуть позже впечатления от посещения этих прекрасных мест легли в основу книги «Мои университеты». На празднике проходит ярмарка, съезжаются мастера народных ремесел, которые создают удивительные изделия своими руками. По традиции собираются народные коллективы и устраивают праздник для всей республики. Многонациональный Навруз Навруз — день весеннего равноденствия, древний праздник тюркских народов начала нового года, который символизирует уход зимы и приход весны.

Этот праздник народы праздновали еще с доисламских времен. Он отмечается днем — народными гуляниями, состязаниями батыров и красавиц, песнями и плясками, а вечером в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки — кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход.

Музыканты играли и пели песни.

Исем кушу — Имянаречение Обряд наречения имени новорожденному проводится с приглашением муллы и почетных старцев, родственников и соседей. Для гостей накрывается стол «аш» и готовятся исключительно традиционные блюда татарского народа. Каз умасе — Праздник гусиного пера Эта традиция соблюдается в основном в деревнях. Праздник проводится в осенне-зимний период, когда в деревне забивают гусей.

Для ощипывания и приготовления тушек собираются вместе молодые парни и девушки, поют песни, веселятся и знакомятся друг с другом. Источник фото: cultura. Карга боткасы — Каша для грачей Этот весенний праздник устраивался после окончания посевов. Утром дети ходили по соседям и собирали ингредиенты для каши. Тех, кто давал ингредиенты, задабривали комплиментами, а другим сулили беды: неурожай, падеж скота.

Потом всей деревней готовили кашу в большом казане на открытом воздухе, раздавая ее всем односельчанам. Часть каши обязательно нужно было оставить и для грачей, так как грач — символ весны.

В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах свадебных, календарных праздниках , в бытовой традиции, украшениях. В фольклоре Солнце персонифицируется, представляется в образе девушки Солнце Шись , наделяется эпитетами «мазы», красное , «лямбе» теплое. Свое почтительное отношение Солнцу как Верховному божеству народ выражал через поклон небесному светилу. По словам жителей села Кильдюшево Тетюшского района Татарстана, в котором проживают мордва-мокша, в прошлом люди каждое свое утро начинали с поклона солнцу, а в день летнего солнцестояния выходили для этого в центр села. Каждый житель села старался принять участие в этом мероприятии, чтобы засвидетельствовать свое почтение и уважение Солнцу — вечному источнику света, тепла и благоденствия.

Кланяясь, благодарили его за те блага, которые преподносит жизнь, за его бесценные дары и обращались с просьбой о покровительстве в будущем. Свое начало Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь» берет с 2014 года, когда был разработан проект на получение гранта Правительства Республики Татарстан. С тех пор ежегодно на проведение данного мероприятия район получает финансовую поддержку правительства в виде гранта, благодаря чему имеет возможность организовывать яркий и самобытный праздник мордовской национальной культуры. Реализация проекта дала возможность организаторам создать этноплощадку, позволяющую максимально ярко и красочно раскрыть мордовскую национальную культуру — быт, обряды, национальную кухню. Фестиваль традиционно проходит на большой поляне, расположенной в центре села Кильдюшево, что является особенно важным фактором в вовлечении в мероприятие всех возрастных категорий села, особенно старшее поколение. Они — хранители этнических традиций, способные передать следующим поколениям свои знания, при помощи которых каждый может организовать и вести правильную, достойную жизнь. Славянский Иван Купала Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Праздник воссоздает традиционные купальские обряды — плетение венков, гадания, прыжки через купальский костер.

Народный обрядовый праздник «Ивана Купала» проводится в Республике Татарстан с 1996 года. За эти годы он проводился в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах. В 2020 году праздник проходил в онлайн формате. В 2022 году праздник принял республиканский масштаб и состоялся в городе Зеленодольск, в нем приняли участие более 10 тыс. Более 20 тысяч человек посетили народное гулянье. Чувашский Уяв Уяв — это праздник весенне-летнего цикла, праздник чувашской культуры, народных традиций и обычаев, проходящий по окончании посевных работ. В его основе — общение, единение чувашского народа на основе исторических традиций, обращение к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде, хороводах и игрищ. Корни праздника уходят в глубину веков.

Благодаря энтузиастам и фольклористам он стал одним из культурных брендов республики. Сегодня Уяв — это значимое событие в жизни всего многонационального народа Татарстана. История проведения праздника «Уяв» восходит к языческим временам. Его возрождение относится к 1940-50 годам, когда сельские жители собирались после проведения весенних полевых работ и водили хороводы. С начала 90-х годов проведение традиционных праздников приобрело массовый характер, в каждом селе, городе, районе стали проводиться традиционные праздники народов Татарстана, в том числе чувашский праздник Уяв. Праздник традиционно проводится в одном из районов компактного проживания чувашского населения. Впервые на республиканском уровне Уяв прошел в 1993 году в селе Нижняя Кондрата Чистопольского района по инициативе клубных работников с приглашением участников фольклорных коллективов близлежащих районов: Алексеевского, Аксубаевского, Черемшанского и Алькеевского. Они сумели сохранить и донести до наших дней самое большое богатство своих предков: традиции, обычаи, устное народное творчество, самобытную обрядовую культуру и фольклор.

В этот день звучит много любимых чувашских песен, происходит знакомство с танцами, играми и песнями соседних деревень — и стар, и млад водят хороводы. Кряшенский Питрау Питрау — самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла «Петров день» и считается «календарной границей года», после которой природа начинает готовиться к осени. Впереди — покос и жатва. Праздник Питрау нередко называют еще и «ночным Сабантуем», поскольку основные праздничные мероприятия начинаются ближе к закату солнца с традиционных скачек и затем продолжаются всю ночь. Питрау наряду с русским Каравоном, татарским Сабантуем, удмуртским Гырон Быдтоном, чувашским Уявом, марийским Семыком давно уже стал одним из узнаваемых культурных брендов Татарстана, праздником, объединяющим многонациональный народ республики. Гости праздника имеют возможность побывать на конных скачках и многочисленных тематических площадках праздника: ярмарке «Тырлау», детской площадке «Айбагыр», поляне знакомств «Димче» «Сваха» , кряшенском фольклорном подворье «Туганайлар», принять участие в народных играх, спортивных состязаниях по национальной борьбе и армспорту, продегустировать блюда национальной кухни, а также посетить концерт фольклорных творческих коллективов и артистов Республики Татарстан. В этом году на празднике в селе Зюри Мамадышского района собрались более 50 тыс.

Праздники народов россии татары

В Казанском государственном цирке представят первый национальный театрально-цирковой спектакль по сказкам и стихам Габдуллы Тукая «На Сенном базаре». Постановка пройдет в рамках Года семьи и посвящена национальному символу и гордости Татарстана — Габдулле Тукаю. Рядом с памятником великому татарскому поэту Г. Тукаю у здания Театра оперы и балета имени М. Джалиля традиционно пройдет Праздник поэзии.

Местом встречи... Новосибирский музыкальный театр ждет «Солнечный удар» 27 апреля, 2024 Новосибирский музыкальный театр погрузился в репетиционный процесс финальной премьеры сезона. Под занавес года впервые в истории российского музыкального театра команда Леонида Кипниса выпустит мюзикл... Государство сэкономит 14 тысяч рублей, выплатив новосибирскому банкиру 24 миллиона 27 апреля, 2024 Новосибирский областной суд уменьшили компенсацию бывшему топ-менеджеру разорившегося банка «Пушкино» Павлу Чернявскому за уголовное преследование. Однако изменения малозаметны — государство как было должно 24...

Татарский Сабантуй Одним из главных национальных праздников Татарстана является Сабантуй - праздник плуга. Он уходит в глубокую древность и посвящен труду на земле, окончанию весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Традиционно Сабантуй празднуют летом, на народном гулянье проходят самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. В 2023 году в Казани Сабантуй праздновали сразу на трех площадках. Это обошлось бюджету города в 30 млн рублей. Традиционные состязания Сабантуя с древних времен практически не изменились. В этом году абсолютному батыру и победителю конных скачек дарили вышитые полотенца. Этот презент также достался тому, кто управлял скакуном, который пришел последним, в качестве утешительного приза. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесен во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у него нет — каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников. Всего в 2023 году, по словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, в 59 российских регионах и 37 странах мира прошли 388 сабантуев. Русский Каравон Каравон — своеобразный хоровод, который водится в особой манере, хороводным шагом, где исполняются три исконные обрядовые хороводные песни, заканчивая народными играми, кулачными боями, забавами, молодежными гуляниями. Водят его на Николу Вешнего — одного из самых почитаемых святых в православии. Его по христианскому календарю отмечают 22 мая — в день перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 1087 год. И как любой православно-народный праздник, этот день полон разного рода обычаями, обрядами, запретами и предписаниями, способными улучшить жизнь крестьянина. К сожалению, в 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция «играть каравон» на Николу Вешнего была прервана на десятки лет и была восстановлена лишь в 1988 году. Таким образом, сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В мае 2003 года было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон. В том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включен в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Раиса РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия. Праздник в селе Русском Никольском Лаишевского района уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители обряда. Ежегодно празднование открывается божественной литургией — как это здесь и велось исстари. После этого начинается красочный театрализованный музыкально-хореографический Пролог. Завершается праздник общим хороводом, импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на Зеленой поляне. Символикой праздника Каравон является пылающее Солнце — символ жизни, тепла и доброты. В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на сценических площадках, в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади. В результате в Никольском и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества. Марийский праздник Семык восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов. Основная его идея — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сел и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодежь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы. В настоящее время Семык — один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

Более того, еще в дореволюционное время их вытеснила мусульманская культура. Отношение к Сабантую тоже было неоднозначным. Просто в начале ХХ века, когда шло становление татарской культуры уже модернизированной формы, вспомнили и про Сабантуй — например, его проводили в городах. По сути, это привычное для того времени ярмарочное гуляние с некоторыми этническими особенностями. Я имею в виду соревнования типа скачек, курэша и т. Так сложилось, что Сабантуй активно поддерживался и в советское время, отсюда его прочная позиция в народном сознании и общественной жизни — Какие главные зимние татарские праздники вы бы выделили, как они отмечались и какова история их возникновения? Но традиции их празднования были во многом утеряны уже в конце XIX века из-за сильной исламизации повседневной жизни. Оба праздника связаны с солнечными циклами, с переходом от одной природной стадии к другой. Когда-то они сопровождались народными гуляньями, разными пожеланиями здоровья и хорошего урожая, угощениями и т. В принципе, все это очень схоже с началом Сабантуя, когда дети также ходили по домам и собирали подарки. Во время Нардугана встречались и ряженые. В некоторых регионах проживания татар на рубеже XIX—XX веков эти традиции начали перекликаться с празднованием Рождества или же Нового года. Видимо, влияло и тесное соседство с христианами. Аналогичные праздники есть и у финно-угорских народов.

8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день

Полный календарь мусульманских праздников 2023 Праздновать татарский народный праздник Сабантуй в 2023 году начнут с 10 июня, в столице региона он пройдет 24 июня.
Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам Мусульманские праздники у татар – мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвуют только мужчины.
Курбан байрам – 2023: все о главном мусульманском празднике в Татарстане Республиканский праздник мордовской культуры «Валда шинясь» (с. Кильдюшево Тетюшского муниципального района).
Прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения Габдуллы Тукая | Мусульманские праздники. Исламское образование.
Празднуют ли татары Пасху - 16 апреля 2023 - 116.ру Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2024 году.

В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник

Полный календарь мусульманских праздников 2023 Питрау – самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла («Петров день») и считается «календарной границей года».
Ураза-байрам в Татарстане: все, что нужно знать о празднике разговения в 2023 году один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны.
Сабантуй в Татарстане и Башкирии – 2023: программа и традиции празднования Сабантуя Вице-премьер РТ, председатель нацсовета всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев отметил, что на праздник съехались порядка 700 участников из 30 регионов страны.

В Симферополе отметят крымскотатарский праздник Хыдырлез

Из чего состоит главный фольклорный праздник татар. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. появившиеся после принятия ислама татарами и международные - отмечаемые не только татарами.

Праздники татаров - 63 фото

С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная арабская и солнечная персидская системы летоисчисления. Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в. Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен.

Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А. Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25].

Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш. Марджани, К. Насыри, Н.

Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания — разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось требовалось вознаграждение — продуктами, гостинцами, деньгами. Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар.

Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины. Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане.

Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх. Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет.

Карга-боткасы, который частично слился с Сабантуем, восходит к традиции зороастризма — в Татарстане сохранены топонимы этого времени, к примеру Зэря-Тау в Кукморском районе, что с сарматского языка переводится как «зерно» хотя многие исследователи ошибочно полагали, что «заря». Чтобы Всевышний дал погоду и урожай, мы сами должны что-то отдать, а так как речь идет о традиционной культуре, на первый план выходят коллективные практики. Поэтому еще одна важная часть Сабантуя — ритуал сбора подарков. Но суть одна: молодые люди репродуктивного возраста ходят по деревне и собирают в каждом доме полотенца и платки, вышитые молодыми девушками, и иногда яйца. Все это становилось призами для победителей состязаний на Сабантуе. В этой подготовительной, но важной части праздника мы также видим мифологический и социальный аспекты. Во время сбора чужие для деревни люди — невестки и зятья из другой местности — обрядовым способом принимались в сообщество. Девушки становились своими посредством передачи подарков, а новых мужчин в деревне во время шествия окружали, поднимали и подбрасывали вверх, исполняя определенные песни. Мифический смысл восходит к тому же культу плодородия. Очевидно, что если в руках половозрелого неженатого парня мы видим шест, речь о фаллическом символе. Во время танцев было принято стучать этим шестом по земле, а земля в традиционной культуре — символ женского начала. Жест был буквальным аналогом процесса оплодотворения. Более того, этим же шестом молодые люди стучали по дверям каждого дома, к которому они подходили. В этой местности живут вятские татары, традиционно жившие рядом с марийцами, поэтому привычный ритуал сбора подарков здесь имеет региональную специфику. Парни в Кошкино ходят по деревне в валенках. Валенки — это шерсть, а шерсть и пух у поволжских народов — элементы очистительной магии, то есть, ко всему прочему, они еще и очищают землю. Тот же смысл мы видим в свадебном ритуале, когда невестка, войдя в дом мужа, встает на пуховую подушку или вывернутую наизнанку овчину невестка — чужой человек для семьи мужа, поэтому перед тем, как впустить, ее нужно «очистить». Молодые люди из Кошкино начинают ходить ровно в полночь и за 15 часов с плясками и песнями обходят все дома. Это чистая инициация, потому что это выматывающее действие — тем более что в каждом доме их угощают алкоголем. Кульминация обряда — заранее подготовленный мужской танец перед всей деревней, но до него нужно дожить и постараться не опозориться. В ХХ веке Сабантуй приобрел третий, постпраздничный элемент, связанный с древней традицией проведения праздника Жыен в переводе с татарского — «встреча», «сборы». Старожилы в деревнях часто говорили, что раньше сабантуев не было — был только Жыен, но это не так. В древности Жыен был общинным праздником встречи — своеобразный съезд родов и племен. У татар традиция видоизменилась: на время праздника жители одних деревень становились гостями других.

В старину он сопровождал начало посевных работ. Крестьяне мылись в бане, чтобы очиститься перед выходом в поле, а в пашню бросали яйцо, чтобы зёрна были такими же крупными. Сабантуй отмечался песнями, конными и беговыми состязаниями, борьбой. Победители народных игрищ получали награды: полотенца, украшенные национальной вышивкой, над которыми девушки трудились зимними вечерами. Сегодня многие традиции сохранились, а в современную программу празднований добавлены концерты и ярмарки. Праздник в наши дни стал общим для татар по всей стране. Правда, сейчас им отмечают не начало посевных работ, а их окончание. Празднование Сабантуя. В старину праздник отмечался чуть раньше поздней осенью и заключался в коллективном ощипывании гусей, чтобы заготовить птицу, пух и перо на зиму. В ритуале принимали участие все молодые девушки: они демонстрировали старшим хозяйкам своё мастерство, чтобы заслужить похвалу. А заодно общались с юношами: молодые люди могли присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем создать семью. После обеда ели оладьи на гусином жиру и пили чай. Имена Они делятся на несколько групп. Прежде всего в татарском этносе распространены мусульманские имена, образованные от «имён Аллаха» с различными значениями. Здесь можно выделить Рахима «милосердный» , Газиза «всемогущий» или Гайнутдина «богатый верой». Вторая группа — доисламские тюркские имена. Они долгое время были почти забыты, но вернулись в обиход во времена СССР. Причина была политической: после прихода к власти большевики боролись с любым проявлением веры и не приветствовали религиозные мусульманские имена. Сюда относятся Айгуль «лунный цветок» , Арслан «лев» или, например, Ильсур «герой страны». Кроме того, в советский период у татар появилось много европейских имён.

Какие этнопраздники пройдут в Татарстане летом

В Татарстане утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2023 году Праздновать татарский народный праздник Сабантуй в 2023 году начнут с 10 июня, в столице региона он пройдет 24 июня.
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая Питрау – самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла («Петров день») и считается «календарной границей года».
5 традиций татар, о которых надо знать Календарь татарских праздников.
8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день появившиеся после принятия ислама татарами и международные - отмечаемые не только татарами.
Татарские праздники Праздничные мероприятия, посвященные ежегодному народному празднику татар и башкир Сабантуй пройдут в Центральном парке культуры и отдыха 12:36, 2 июня 2023 Торжественное.

«Навруз не наш праздник»: новосибирский имам высказался о национальных традициях татар

В Сабантуе традиционно приняли участие коллектив татарской культуры «Сандугач» и народный самодеятельный ансамбль народного танца «Шатлык». Гостями юбилейного праздника стали коллективы Нефтеюганска и Лянтора, мастера искусств Татарстана и Башкортостана. Это один из главных наших национальных праздников. Он всегда проходит ярко, красочно, весело, в дружеской атмосфере. Кстати, именно на Сабантуе несколько лет назад я встретила своего будущего супруга, — поделилась Розалия Бакиева. Розалия Бакиева на Сабантуе-2023 Сабантуй — один из самых главных национальных праздников татар и башкир Источник: Рамиль Нуриев Площадка Сабантуя — это место общения и новых дружеских встреч Источник: Рамиль Нуриев Зрители с удовольствием наблюдали за выступлением национальных коллективов Источник: Рамиль Нуриев В концерте принимали участие и маленькие звездочки Источник: Рамиль Нуриев На Центральной площади собралось несколько тысяч сургутян и гостей города Источник: Рамиль Нуриев Коллективное фото на память о юбилейном Сабантуе Источник: Рамиль Нуриев Повторить такое смогут не многие Источник: Рамиль Нуриев Сабантуй — это праздник ярких красок и вкусной еды Источник: Рамиль Нуриев В Сабантуй на Центральной площади Сургута традиционно была организована ярмарка национальных ремесел и спортивные игры.

Отмечается Дервиза в день солнечного равноденствия — 22 сентября.

После этого дня силы природы понемногу «отмирают», с каждым днем все ближе и ближе подступает осень. Название «Дервиза» состоит из двух слов: «дер» означает дверь, ворота. Второе же слово — «виза» — разрешение на въезд. Еще накануне праздника женщины с особой тщательностью занимались убранством дома и двора: чистота и порядок — одно из непременных условий встречи праздника. Утро начиналось с молитвы и ритуального жертвоприношения. Символом Дервизы было сито «элек».

Ураза-байрам в тюркском варианте, принятом в России , или Ид аль-Фитр в арабском варианте , — один из двух главных праздников в исламе, отмечается с первым днем месяца Шавваль. В 2023 году Ураза-байрам начинается вечером накануне пятницы, 21 апреля. Праздник имеет многовековую историю — первые упоминания о нем встречаются еще с 624 года. Перед наступлением праздника верующие наводят порядок в своих жилищах, а также избавляются от лишних вещей. Прежде чем посетить мечеть, принято совершать омовение.

Перед посетителями также выступили ведущие артисты и коллективы региона. Кроме того, на площадке была организована выставка народных художественных промыслов.

Татарские праздники

Праздничный намаз читается только коллективно и обязателен для мусульман-мужчин, достигшего половозрелого возраста и обладающего разумом. Специфика традиционной праздничной культуры татар состояла в том, что она включала в себя как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные) праздники. Наконец после утренней праздничной молитвы верующие смогут накрыть большой стол, на котором могут быть любые разрешенные Исламом яства. По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День. Впервые праздник образования республики отметили в 1991 году — об этом объявили накануне, 29 августа, постановив также считать этот день нерабочим.

21 марта крымские татары празднуют красивый весенний праздник «Навруз».

Они невысокого роста, приземистые. Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы.

У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы. Жизнь Основными занятиями татарских племен были: пашенное земледелие; пастбищно-стойловое животноводство; огородничество. На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды.

Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры.

Что делают в день Курбан-байрама? В день праздника жертвоприношения во всех мечетях Республики пройдут специальные намазы гает-намаз. Как читается праздничный намаз? Праздничный намаз читается только коллективно и обязателен для мусульман-мужчин, достигшего половозрелого возраста и обладающего разумом. Для женщин же, детей, путников и физически немощных данная молитва не является обязательной. Как подготовиться к празднику? Перед Курбан-байрамом следует подготовить дом: сделать уборку и украсить его.

Приветствуются угощения. А также нужно подготовить и себя — совершить полное омовение гусль. Традиционно татары накануне Гарэфэ коне ходят в баню. Помимо этого, важно заранее запланировать, в какой мечети будете молиться и на какой площадке закалывать животное. Места для заклания можно найти по ссылке.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК - Поволжье» kazan. Декабристов, д.

Особый интерес представляют татарские праздники. Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике. Специфика татарских праздников Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам.

Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений.

Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное - к родителям если последние жили отдельно. На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным.

В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти.

Это 12 число третьего месяца Исламского календаря. Казалось бы, тот факт, что праздник приурочен ко дню смерти пророка, должен задать некий траурный тон. Тем не менее это не совсем так.

В Исламе дни рождения не принято отмечать громко. Такие торжества, обычно, проходят тихо и скромно. А вот смерть воспринимается, как переход в вечную жизнь.

Таким образом, эта дата отмечается в более торжественной атмосфере. Праздник весны - Навруз Байрам Рассматривая татарские праздники, нельзя обойти стороной Навруз Байрам. Мусульмане отмечают его с глубокой древности.

Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия 20-21 марта. Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года.

На сегодняшний день культура Татарстана значительно преобразилась, а праздники приобрели новое значение. Так, Навруз Байрам символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с самыми разными угощениями.

Главным блюдом праздничного стола являются круглые лепешки из разных видов злаков и бобов, а также сумаляк блюдо из пророщенной пшеницы. Остальные блюда также приготовлены, преимущественно, из растительных продуктов, чтобы является символом плодородия земель. Современное значение праздника - это все-таки встреча Нового года, преимущественно в кругу семьи.

Дети ходят по домам, читая стихи, за что получают конфеты и прочие угощения прослеживается аналогия с празднованием Старого Нового года у славян. Рамадан - начало поста Период с 27 мая по 25 июня приходится на священный месяц Рамадан по мусульманскому календарю. На протяжении указанного периода верующие держат пост, который символизирует душевное очищение и поклонение Всевышнему.

Кроме того, считается, что во время Рамадана значительно улучшается здоровье, придавая организму силы и жизненную энергию на весь последующий год. Пост - это не просто отказ от скоромной пищи.

Мусульманские праздники в 2024 году

Сабантуй — это уникальный праздник, который объединяет татар во всем мире и демонстрирует их богатую и разнообразную культуру. Питрау – самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла («Петров день») и считается «календарной границей года». Праздничные мероприятия, посвященные ежегодному народному празднику татар и башкир Сабантуй пройдут в Центральном парке культуры и отдыха 12:36, 2 июня 2023 Торжественное. Затем следует трехдневный праздник разговения. В это время татары встречаются с родными, близкими, приглашают гостей, готовят праздничные угощения и национальные блюда. У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни. В Минтруда Татарстана разъяснили порядок отдыха в предстоящие праздники. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Это всегда широкие гуляния, где можно показать талант, силу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий