В результате празднование Комоедицы было приведено к требованиям православия — торжества, которые ранее занимали иногда 15 дней, сократили до недели, а их середина перестала совпадать с весенним равноденствием.
Славянский языческий Новый год
– день весеннего равноденствия (21 марта) – праздник Комоедица в честь крепчающего Солнца-Ярилы. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей. Весенний Новый год (Комоедица) славяне-солнцепоклонники праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными.
Коло Года. Языческий праздник «Остара»
Как называется Масленица у славян К сожалению, как именно называлась Масленица до принятия христианства неизвестно. Еще одна версия названия языческого праздника - Ярилины хороводы или Ярилины дни. Поскольку Новый год вплоть до конца XV века на Руси отмечали 1 марта, несколько последующих дней назывались Ярилиными, то есть посвящёнными славянскому богу плодородия - Яриле. Поскольку масло было ценным продуктом на протяжении многих веков, смазанный маслом, в частности, блин, считался достойным угощением для Ярило. Считалось, что Велес может принимать образ медведя или волка. Велес покровительствовал скотоводам и сулил богатство тем, кто его почитает. Поскольку скотоводство было неотъемлемой частью сельского хозяйства на Руси, отсюда и поклонение Велесу, в том числе и на Масленицу, перед началом сельскохозяйственных работ.
С утра до вечера на свежем воздухе работала кухня, угощали блинами. Дети соревновались в нехитрых конкурсах, взрослые мерились силой. Проводили и зиму, для этого сожгли чучело Марены. По древнеславянским традициям на него навязывали наузы — старые, отслужившие свое обереги или просто старое тряпье с наговором, чтобы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее. Напомним, что неделю назад во всех районах Хабаровска прошли более привычные масленичные гуляния. На них было много нового - в очередях за армейской кашей соблюдают дистанцию, а некоторым даже достались бесплатные медицинские маски.
Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки. Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям. В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств. Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю. Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших.
А до этого праздник встречи Весны назывался Комоедица. Масленица — передвижной праздник, а Комоедица никогда не была передвижным праздником. У славян все праздники были связаны с астрономическими событиями: Коляда — в дни зимнего солнцестояния 21-22 декабря ; Комоедица — в дни весеннего равноденствия 20-21 марта ; Ивана Купала — в дни летнего солнцестояния 20-21 июня ; Осенины — в дни осеннего равноденствия 21-22 сентября. Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте. Это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе. Праздновали этот праздник на Руси две недели: неделю до весеннего равноденствия и неделю после. Праздник давал возможность отдохнуть, набраться сил и энергии.
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница.
Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей.
С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели.
Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста.
Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи».
В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста.
Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа.
Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу.
Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама.
Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы.
После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом.
Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале.
Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом.
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу.
Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты.
Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.
Телом волхвы и друиды — с людьми, а вот разумом — с духами. Главные символы праздника юной Девы-богини — это заяц и яйцо. Заяц — это символ плодородия, так как древние, которые поклонялись лунной Трёхликой Богине, часто видели изображение зайца на лике полной луны. Очень многие лунные боги древних времён имели своим символом зайца. Оккультное значение символа — это возрождение, возвращение юности, а также интуиция и «свет во тьме». Очень часто заяц ассоциируется с жертвенным огнём и «жизнью, прошедшей через смерть». Повсеместно заяц является символом плодовитости, но не человека, а природы. Только в христианстве он — символ разврата и сатанинской похоти, а у иудеев заяц и вовсе нечистое животное.
Символы на языческий праздник Остара Заяц на луне появляется в мифологии почти повсеместно и, будучи лунным животным, наряду с собакой и ящерицей, он служит посредником между человеком и лунными божествами. В скандинавской мифологии зайцы прислуживают Фрейе. Египетский бог луны Осирис в облике зайца был символом нравственной чистоты. Яйцо представляет собой космическое яйцо творения. Жизнь, которая находится в стадии зарождения: она уже есть, но её ещё нет. Абсолютно мистическое состояние первичного творения, когда ещё можно заложить в будущую реальность нужные свойства так, чтобы в момент её проявления эти свойства стали неотделимыми от реальности. Пасхальная традиция красить яйца берёт своё начало в древней символике богини Жизни, юного лика Матери-Земли. Люди старых времён, расписывая яйцо, украшали его своей мечтой — надеждой. Каждый рисовал на будущем своей реальности ту жизнь, которую хотел для себя.
Но никогда люди не варили расписанное яйцо и уж тем более не ели. Расписанные яйца предназначались в дар богине Весны и Жизни. Варёное яйцо означает мёртвую жизнь, убитую надежду — жизнь, которая могла бы быть, но уже не будет никогда. Поедание её — это жертвование своей убитой мечты в угоду той традиции, что отрицает жизнь и воспевает смерть. Формально: принята или не принята мёртвая жертва мёртвым богом. Расписанное яйцо — это письмо, послание. Просьба богине Жизни учесть в судьбе грядущего года исполнение желаний и благо для человека.
И ныне церковники полагают себя разумными пастухами пастырями , пасущими и стригущими свое несмышленое пасомое стадо паству. При этом пастыри свою паству "окормляют духовно", а постригают с пасомой паствы блага материальные. Любопытно, но многих прихожан положение пасомых барашков вполне нравственно устраивает, что связано с особенностями их измененной подавленной психики. Таким людям свойственна внутренняя потребность преклонения перед чем-либо или кем-либо. Сам христианский Бог тратиться на содержание своих "верных прислужников" не желает что вполне соответствует нравам народа, его породившего , потому попам приходится обеспечивать себе жизненные блага бесстыдным обиранием народа, в т. Ныне содержание церковников обеспечивают все без исключения российские налогоплательщики, так как церковь имеет немалые средства из государственного и местных бюджетов, а также за счет переданной ей нынешними демократическими властями ранее общенародных земель и собственности. Одно время русские попы столь превелико вознеслись в своей гордыне, что даже объявили основополагающим принцип "Священство выше Царства" то есть что они превыше царя , за что в условиях абсолютной российской монархии незамедлительно тяжко пострадали от руки русского царя-самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя. За прошедшее тысячелетие властвования христианства холопско-почтительное рабское - ведь в христианстве все рабы божьи отношение к попам как к носителям чего-то высшего настолько крепко вбито в сознание народа, что сохраняется и ныне, проявляясь в самых смешных формах, порождаемых примитивизмом мышления многих простолюдинов. Этот же примитивизм порождает и многие другие бедствия России. Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости. Особое внимание наших древних предков привлекали небесные явления, такие как восход солнца или гроза: «Днём катится по Небу Златой Коловрат — ярое Солнце, ночью льётся наземь звёздный свет — сияние тысяч Очей Сварога. Когда приходит время грозы — сверкают, рассекая Небеса, cтрелы Перуновы... Многолико Небесное Пламя Сварги. Многолико и едино, подобно самому Роду, Богу нашему... Только впоследствии мифы о природных явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.
Название праздника Масленица связывают с тем, что как раз в этот период телились коровы и в деревнях был избыток масла. Но вернемся к весеннему Равноденствию. В первый день 22 Дайлетъ наши Предки, с первыми лучами утреннего Солнца встречали прекрасную Богиню Весту — именно она управляет приходом Весны и пробуждением Природы, весенним прилетом птиц. В честь Богини Весты в этот день устраивали шумные гуляния, игры, пекли из теста фигурки жаворонков, пряники, оладьи, печенье. Богиня Веста — Хранительница Мудрости и дарительница добрых вестей, именно в ее день каждый в Роду мог получить известие от Предков и наставление Светлых Богов, поскольку в это время особенно укрепляется связь со своим Родом. На второй день праздника 23 Дайлетъ , провожая Богиню Марену в ее Ледяные Чертоги, славяне сжигали в огне маленькие куколки плетеные из соломы. На эти куколки наговаривались добрые пожелания: чтобы вместе с зимой ушил невзгоды, болезни и неудача, или был богатый урожай и крепкое здоровье. Позже вместо персональных куколок из соломы начали делать одну большую куклу-чучело. Правила изготовление соломенной куклы, символизирующей Зиму, тоже дошли до наших дней из глубокой древности. Лицо ей рисовали сажей, причем, глаза — в последнюю очередь, и непременно закрытые. На куклу надевали старую рубаху, украшали цветными лентами, наговаривая на нее пожелания счастья и радости. Вместе с ней в костер часто клали блины и зерно с просьбой дать добрый урожай осенью. По скорости горения куклы гадали: если быстро прогорела — к быстрому приходу весны, если медленно — весна будет холодной. Пепел развеивали над полями — с пожеланиями плодородия. Именно в это время Богиня Марена встречается со своей младшей сестрой Весной-Вестой, передавая ей управление природой перед своим уходом в северные Ледяные Чертоги. Также во второй день празднования Волхвы приносили дары к берлоге медведя. Позднее в празднестве участвовал молодой Медведь, как правило, медвежонок, которого Волхвы кормили блинами. Если проснувшегося медведя не было, то в празднике принимал участие любой поселянин, обряженный в медведя, которого людям надо было непременно «разбудить». Для этого девушки несли на опушку леса горячие масляные блины, с шутками-прибаутками, выманивали ряженого Медведя из его «берлоги», которую создавали из старого слежавшегося снега, при этом старались ухватиться за кусок шкуры или даже «медвежью ногу».
Весеннее равноденствие у славян - Комоедица (Масленица)
Готовимся к празднику Масленицы-Комоедицы! | Древний языческий праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием — это великий праздник вступления в свои права. |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн | символов Солнца. |
Какие традиции празднования Масленицы дошли с языческих времен до наших дней | Потому во время празднования Комоедицы зажигали простые костры, но не создавали образ грозной Богини. |
КОМОЕДИЦА-МАСЛЕНИЦА.История забытого праздникаKOMOEDITSA-MASLENITSA#славянские праздники#масленица#
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы | Пик праздника 20 и 21 марта, хотя славяне гуляли 2 недели — 7 дней до равноденствия и 7 после. |
Комоедица - Медвежий праздник славян | Так, в связи с праздником Комоедицы 6-8.03 (праздник Велеса-медведя), было принято готовить обрядовые вареники с разными начинками, кормить ими всех участников праздника и по доставшейся начинке гадать о предстоящей судьбе. |
Что такое Комоедица и как славяне праздновали этот день.
Также у славян день весеннего равноденствия был соединен с днем памяти 40 Севастийских мучеников (22 марта), который в народе назывался "Сороки". 12 марта славяне отмечают языческий праздник – Велесова Среча – праздник очищения от зимнего морока. день весеннего равноденствия.
Красногор-Масленица-Комоедица: провожая зиму, встречаем весну
Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. Комоедица, великий языческий солнечный праздник наших древних славянских предков, всегда остается на своем месте (день весеннего равноденствия) и может ежегодно весело отмечаться всеми желающими чтить традиции своих древних предков. Славянская языческая Комоедица Праздник встречи даруемой Небом Весны священной Древнеславянский Новый год Великий праздник религии друидов (волхвов) День весеннего равноденствия (в современном научном понимании начало астрономической весны) Славяне. языческий праздник, как она называлась у славян и каким богам была посвящена - рассказываем в этом материале. день весеннего равноденствия. +l8ZLBP3iaR1mYTcyПоддержать АВТОРА Вступайте в сооб.
Авторизация
Масленица-Комоедица - древний славянский праздник | Весной проходят любимые славянские праздники: Весеннее равноденствие, Красногор, Масленица-Комоедица, День Богини Весны — Весты и другие. |
Славянская Комоедица в 2023 году, какого числа, праздник, 20 марта | 2-недельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. |
Комоедица (праздник) — Википедия | Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния. |
Отгремит Масленица, будем встречать Комоедицу! Почему наши предки провожали зиму всегда в марте?
Праздник древнейших земледельческих культов, дошедший до нас из времен мезолита. Неделя до и неделя после Дня весеннего равноденствия — начала астрономической вес-ны. Церковная сырная мясопустная седмица 7-дневный православный церковный праздник с понедельника по «прощеное» воскресенье. Последняя из 3-х седмица неделя перед Великим постом. Ей предшествуют еще 2 церковные седмицы подготовки к Великому посту — «всеядная» и «рябая». Точной даты празднование церковной седмицы нет. Так как этот праздник проходит в зависимости от даты Великого поста, а тот в свою очередь зависит от празднования Пасхи.
Великий пост продолжается шесть недель плюс седьмая — Страстная неделя. Зная дату начала Великого поста, можно выяснить дату начала церковной седмицы. Народная Масленица Проводимый в дни церковной сырной седмицы 8-дневный разгульный, пьяный и обжорный русский светский праздник c воскресенья «мясного заговенья» по «прощеное» воскресенье. Светское празднование Масленицы учреждено царским Указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов. Масленица или Комоедица во времена религии друидов волхвов и до XVI века — языческое празднование, после которого день начинает становиться длиннее ночи. Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа.
Кроме основного празднования Масленицы или Комоедицы , в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками, приносили великому Медовому зверю в лес «блинные жертвы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество.
Поэтому праздник ждали с большим нетерпением. Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную постную кутью, затем богатую щедрую , третья кутья снова была постной водяной. На столе также были блины, квас с грибами, рыба, овсяный кисель и каша. С наступлением темноты молодые люди переодевались в костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. Эту традицию чтут и сегодня. Заходя в дом, колядующие поют: Коляда, коляда.
Накрывали стол на столе обязательно должна быть скатерть. Кушали блины, кисель, мед и квас. Угощение делилось на несколько частей, обычно пять.
Причем пятую часть отдавали духам предков: Честные наши родители! Вот для вашей души блинок К капищу везли чучело Марены его делали из соломы и крепили на шест. Во время этого действа, народ становился вдоль дороги, кланялись ему. Славили богов и предков, возжигали огонь.
Водили хороводы, «надевши личину», чтобы злые духи не узнали, прыгали через костер, а потом умывались талой водой или снегом. Это делалось для красоты. Пили сурью заговоренное молоко в сочетании с целительными травами, считалась у славян божественным и очищающим дух человека. Первую чашу этого напитка отдавали Марене со словами: Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой! Важно было, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник, иначе снова, как считали наши предки, наступят холода. После чучело Марены сжигалось, вместе с различным мусором, старыми вещами и соломой.
Правила изготовление соломенной куклы, символизирующей Зиму, тоже дошли до наших дней из глубокой древности. Лицо ей рисовали сажей, причем, глаза — в последнюю очередь, и непременно закрытые. На куклу надевали старую рубаху, украшали цветными лентами, наговаривая на нее пожелания счастья и радости. Вместе с ней в костер часто клали блины и зерно с просьбой дать добрый урожай осенью. По скорости горения куклы гадали: если быстро прогорела — к быстрому приходу весны, если медленно — весна будет холодной. Пепел развеивали над полями — с пожеланиями плодородия. Именно в это время Богиня Марена встречается со своей младшей сестрой Весной-Вестой, передавая ей управление природой перед своим уходом в северные Ледяные Чертоги.
Также во второй день празднования Волхвы приносили дары к берлоге медведя. Позднее в празднестве участвовал молодой Медведь, как правило, медвежонок, которого Волхвы кормили блинами. Если проснувшегося медведя не было, то в празднике принимал участие любой поселянин, обряженный в медведя, которого людям надо было непременно «разбудить». Для этого девушки несли на опушку леса горячие масляные блины, с шутками-прибаутками, выманивали ряженого Медведя из его «берлоги», которую создавали из старого слежавшегося снега, при этом старались ухватиться за кусок шкуры или даже «медвежью ногу». Ряженому медведю полагалось догнать обидчиц, которые могли укрыться в снежной крепости. Крепость обороняли исключительно девушки и женщины чаще всего скрывающиеся под разными личинами. Мужчинам, обряженным в медведей, надлежало взять крепость приступом непременно в три захода , сорвать маски, изображающие различных зверей.
Для очищения тела, Духа и Души разжигали отдельный костер и совершали прыжки через него. Дальше следовало всеобщее веселье, катанье с гор, на качелях, конях, устраивались игрища и, конечно, водились хороводы и пелись песни. А теперь разберемся, что скрывается под словом Красногор. Гора — возвышенность, символ Матери-Земли. Холмы и пригорки по весне первыми освобождались от снега, там больше припекало Ярило-Солнце.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
Так, в связи с праздником Комоедицы 6-8.03 (праздник Велеса-медведя), было принято готовить обрядовые вареники с разными начинками, кормить ими всех участников праздника и по доставшейся начинке гадать о предстоящей судьбе. В день весеннего равноденствия, 20 марта, принято отмечать древний праздник со славянскими корнями под названием Комоедица. Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии. На второй день праздника (23 Дайлетъ), провожая Богиню Марену в ее Ледяные Чертоги, славяне сжигали в огне маленькие куколки плетеные из соломы. Главным днём в недельной Масленице является древнейший праздник – Комоедица.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
В древней Руси солнцеворот приходится на день наступления языческого нового года и на день, когда родился сын бога-кузнеца Сварога. Сварог — это Бог, который одаривал людей теплом и светом. Помимо всего, народ верил, что Солнце останавливал бог Карачун своими силами. В настоящее время он является символом нового года Дед Мороз. Также у Карачуна есть второе имя — Чернобог. В этот день и родился бог веселья Коляда. Читайте также: Красивые славянские имена для девочек и их значение. Редкие и забытые варианты Описание и традиции Каждый год солнце поднимается на самую маленькую высоту.
Считается, что с этого самого момента начинается астрономическая зима. Ночь становится длиннее, а день в несколько раз короче. Максимально длинной также является и полуденная тень. За Солнцестоянием следуют Велесовы дни. Они продолжаются до середины января. Велес ассоциируется с Дедом Морозом, поэтому дом украшали его изображением. С давних времен данное событие имело различный смысл в культурах разных народов.
Этот праздник связан с различными обрядами и традициями, которые почитаются и по сей день. Новогодняя ель стала украшением дома. Она символизирует жизнь. Люди разжигали костры.
Всё быстрей, быстрей, хорошо! Таёжное чудо в заботливых руках человека.
Фермер, живущий в тайге, выкормил их осиротевшую маму, а теперь помогает с потомством. Альберт Плюснин: «Мы в ответе за тех, кого приручили! Ну, конечно, чудо! Надо приучать детей — это же природа». Два крошечных «ворчуна» растут не по дням, а по часам, и уже не прочь прокатиться на маминой спине. Ей сегодня — главные гостинцы: в первую очередь, мёд.
Повод есть — старинный праздник Комоедица — день пробуждения медведя. И не только звери засиделись по берлогам! Это пробуждение медведя.
Какая связь?
Прямая: это «женский» праздник, посвященный Богородице. В который раз повторю: здесь всё неспроста. Никто не выбирал «от фонаря» ни даты христианских праздников, ни кому из святых посвятить конкретные день и храм. Выходит, позднейшие народные верования сохранили «медвежью» сторону древнего культа, православие же — «женскую».
Со временем языческие представления размывались, смешивались с христианскими, зачастую теряли осмысленность, сохраняясь в поверьях, песнях, играх, прочем фольклоре. Случайно ли столь популярна фигура медведя в тех же сказках? А в материальном народном творчестве? Одни только бесчисленные фигурки медведей, игрушки, резные изображения?
Они, конечно, не несут сакрального смысла — так ведь его давно лишены и оконные наличники. Которые, и это точно — изначально не украшения, а обереги. Медведей изображали ряженые в вывернутых мехом наружу полушубках на Святки и Комоедицы. Дрессированный медведь — нередкий участник скоморошеских представлений… А скоморохи — наследники языческой традиции.
Наконец следы связанной с медвежьим культом глубокой архаики сохранились и в сказках. Так что не зря Россию издавна сравнивают с поднявшимся из берлоги медведем! Хотя с древним тотемом это вряд ли связано — слишком уж глубокая архаика, которую сами русские не помнят. Наверное, всё проще.
Альберт Плюснин: «Мы в ответе за тех, кого приручили! Ну, конечно, чудо! Надо приучать детей — это же природа». Два крошечных «ворчуна» растут не по дням, а по часам, и уже не прочь прокатиться на маминой спине. Ей сегодня — главные гостинцы: в первую очередь, мёд. Повод есть — старинный праздник Комоедица — день пробуждения медведя.
И не только звери засиделись по берлогам! Это пробуждение медведя. А самое главное — чувства — великолепные, радостные! Считалось, вместе с косолапым Медовым зверем, которого называли Ком, проснётся природа, и год будет щедрым на урожай. Вот почему «Первый блин Комам» — не поговорка, а правило!
Традиционные славянские языческие праздники
У славян этот день назывался "Велик день" или "Комоедица", а у кельтов "Остара" а теперь подробнее. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей. языческий праздник: Жаворонки, Сороки, Комоедица, Весеннее равноденствие. Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни.