Почему воду освящают дважды и откуда пошел обычай окунаться в прорубь? Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. Об истинной сути Крещения и правилах безопасных купаний вчера шла речь на встрече в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.
11 вопросов о Крещении Руси
Остатки кутьи скармливали домашней птице, а в отдельную посуду откладывали «на судьбу» по три ложки всех блюд, что были на столе: вареников с капустой, жареной рыбы, гречневых блинов, взвара. Предназначались они тому, кто последним возвращался с реки, поэтому все старались успеть к столу вовремя. Как приготовить кутью 200 г целой очищенной пшеницы сварить до мягкости на медленном огне, добавляя горячую воду. Соединить с готовой пшеницей, разбавляя взваром компотом из копченых груш, чернослива, других сухофруктов без сахара. Подавать холодной в керамической посуде. Хранить все праздники на покути на сене в святом углу.
Русские традиции празднования Крещения Праздник Крещения традициями и обычаями очень богат, сам день буквально расписан: когда праздновать, когда пищу вкушать, когда спать. И все это — с пользой для тела и души. В сочельник хозяйки пекли обрядовую еду — печенье «Кресты». Утром полагалось первым съесть именно его, запивая святой водой. Некоторые печенья были именными: хозяйка для себя помечала тмином, маком, изюмом каждое.
Готовые печеньки могли рассказать, какой жизненный крест в этом году придется нести каждому члену семьи. Ровно выпеченный румяный крест говорил о достатке и благополучии. У того, кому предназначался такой крест, можно было искать в этом году совета и помощи. Раскрошившееся горелое печенье предсказывало не самые светлые перемены в судьбе. Полусырой крест вещал о болезнях.
Неудачные кресты есть не полагалось. Их скармливали птицам, чтобы они унесли печаль в небо. Все это происходило втайне от тех, кому они предназначались. Взамен им выдавались запасные красивые и благополучные печенюшки — кресты. Рецепт печенья «Кресты» Из 250 г муки, 1 яйца и 125 г масла, 65 г сахара, рюмки рома или коньяка, соли и ванилина замешивалось пресное тесто, раскатывалось и разрезалось на небольшие цилиндры — пальчики, которые накладывались друг на друга крестообразно и отправлялись в печь.
По традиции празднования Крещения в течение всех новогодних праздников до Иордана женщины за водой не ходили это было мужской обязанностью и белье в речке не полоскали: считалось, что там сидят черти и можно их в дом прихватить. Из уважения к таинству Крещения было дурным тоном еще неделю после праздника стирать на речке, помогая бесам вернуться после изгнания. По православному обычаю на Богоявление на дверях, окнах, воротах, у печи углем или мелом рисовали кресты: защищались от бесов, изгоняемых из храмов на службе. Перед воротами жгли вязанки соломы, чтобы Христос из проруби мог погреться у огня. По возвращении с проруби хозяин отпивал глоток целебной воды, брал за иконами вербу-оберег с вербного воскресенья — и кропил дом и все хозяйство, спасая их от напасти и дурного глаза.
Потом вливал воду в колодец, обезвреживая его от нечистой силы в этот день воду в колодце можно было брать только после «освящения» , кропил всю живность, угощая специальной обрядовой едой.
Твила в микве Твила в микве Рекомендуется, чтобы твила происходила в водоемах естественного происхождения или в микве. Миква - это специальная ванна для ритуального омовения, которая имеет естественный источник наполнения. Твила в иудаизме может происходить многократно. В ветхозаветные времена она была особенно популярна. Когда у женщины происходили различного рода выделения по женской части, а мужчин по мужской части, то так они входили в состояние ритуальной нечистоты.
Очищением служило ритуальное погружение в воду. Во времена Иоанна Крестителя в народе были популярны мысли о конце света, поэтому Иоанн Креститель совершал ритуальное очищение через воду. Эль-Махтас - место в Иордании, которое считается местом крещения Иисуса Христа.
Однако на Руси этот православный праздник, как и многие другие, приобрел дополнительный смысл и особые традиции. Уже в XVII веке вода освящалась дважды: в храме, накануне праздника, и ночью над прорубью, у природного водоема. После второго, ночного освящения воды, в проруби было принято окунаться в ледяную воду. Правда, иногда в социальных сетях проскальзывают рассуждения о том, что крещенские купания в проруби — не православная традиция и тем более не церковный обряд. Но в России это настолько распространено, что не замечать событие просто невозможно: участие в этом принимает президент, со всех уголков страны идет трансляций купаний через СМИ.
На деле церковь и сейчас, и раньше довольно прохладно относилась к этой традиции. Отчасти потому, что это реальный риск для здоровья.
Везде будут дежурить полиция, спасатели и медики. О нахождении таких мест население информируют заранее. Перед купанием в проруби необходимо разогреть тело, сделав разминку. Подходить к месту купания следует в удобной и нескользкой обуви: лучше использовать ботинки, шерстяные носки или специальные резиновые тапочки. Лестница для спуска в воду должная была устойчивой.
Для подстраховки можно опустить в воду прочную веревку, закрепленную на берегу. Несмотря на то, что многие окунаются в воду полностью, специалисты рекомендуют погружаться по шею, чтобы избежать рефлекторного сужения сосудов головного мозга. В проруби лучше не находится дольше одной минуты, чтобы избежать переохлаждения организма.
Как родился праздник Крещения Господня
Но откуда идут истоки традиции окунаться в прорубь и почему они носят языческий характер? Итак, во время крещения, согласно всем трем синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Другое название этого праздника — Богоявление. Процесс крещения в христианстве совершается с помощью воды.
Поэтому во время богослужения в канун Крещения в церкви происходит освящение воды, которая затем используется для освящения святынь, алтарей, чаши для причастия и святых икон. Однако на Руси этот православный праздник, как и многие другие, приобрел дополнительный смысл и особые традиции. Уже в XVII веке вода освящалась дважды: в храме, накануне праздника, и ночью над прорубью, у природного водоема.
Он попросил Иоанна крестить его. Сначала Иоанн отказывался. По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января. Считается, что вода в храмах в этот день свята.
Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи. В канун Крещения православные верующие соблюдают пост. Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби. Обычно прорубь имеет форму креста. Чуть реже — круга.
Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев. Крещение русских городов После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором.
После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно. В Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление: они не желали отказываться от своей веры и давать в обиду языческих идолов. Wikimedia Commons Что дало Крещение Руси Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения — искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения.
Кто-то пошел из послушания, кто-то из любопытства, а кому-то пообещали за стояние в воде дополнительный выходной.
Так или иначе, Русь из языческой страны превратилась в православную, хоть и не сразу — в некоторых частях страны в рай приходилось загонять силой. Иван Эггинк. Дело в том, что для христианина Крещение — один из самых важных праздников. В этот день верующие вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, и было это так. Однажды к Иоанну Предтече, крестившему людей в реке Иордан, пришел Христос и попросил провести обряд и для него. Иоанн удивился: он слышал об Иисусе и считал, что это ему нужно идти к Христу, а не наоборот, но сделал то, о чем его попросили. После того, как Иисус был крещен, с неба снизошел святой дух в образе голубя и возвестил о том, что Христос — возлюбленный сын Бога.
В честь этого события православные и прыгают по очереди в ледяную воду, несмотря на морозы. А прорубь во льду, которую делают к празднику Крещения Господня для совершения обряда освящения воды, называют иорданью.
19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
Фото Пьеро делла Франческа. Купаются для того, чтобы очиститься от скверны — вода в проруби после водосвятия становится святой водой. Купаются и просто так, «для здоровья», хотя здоровье прыжок в ледяную воду приносит не всем. Но, как говорится, каждому дается по вере его. Генри Дафф Линтон. Фото Legion Media После революции новая власть начала отчаянную борьбу с православной верой — советский народ должен был молиться только на Маркса-Ленина-Сталина. Купание в проруби не поощрялось, как, кстати, и обычай ставить на Новый год дома елку. Потому что елка — это напоминание о Рождестве, она не новогодняя, а рождественская. И только в конце 1980-х вместе с гласностью и перестройкой в страну вернулась и традиция в праздник Крещения вырубать во льду купель. Фото Legion Media Представители Русской Православной церкви к любимому народом обряду относятся осторожно: кто-то его одобряет, кто-то нет. Некоторые иерархи подчеркивают, что крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу и к содержанию праздника Крещения Господня.
После этого язычество пошло на спад, и оно вызывало всё меньше интереса у общества. Что значило крещение Руси Благодаря принятию христианства возникли ощутимые последствия в области политики. Это позволило значительно повысить престиж Руси. После этого получилось укрепить, а также расширить и без того крепкие связи с Византией. Удалось установить контакт с южнославянским миром. Также улучшилась связь с государствами, находящимися на Западе. Помимо этого, проведение крещения сказалось также на социальной жизни людей. Важным стал принцип божественной природы верховной власти.
Церковь стала сильной опорой для правительства. Удавалось за счёт этого соединить в духовном плане все государства. Активно освящалась вся система общественных отношений. Благодаря принятию христианства удалось быстро укрепить государственные институты. Именно крещение способствовало объединению нации, а также помогало развивать культурную сферу. Это способствовало улучшению зодчества и живописи. Стала проникать византийская культура, которая являлась наследницей античной традиции. Важно то, что активно распространялась кириллица — это алфавит, который ныне используется для записи слов русского, белорусского и некоторых других славянских языков.
Также развивалась книжная традиция. Примечательно то, что после того, как Владимир крестил Русь, стали появляться памятники древнерусской письменности. Есть теория Анны Карасевой, что Русь была крещена насильно. Подобное суждение нельзя назвать справедливым. Действительно, в «Повести временных лет» говорится о том, что люди плакали в те моменты, когда происходило свержение языческих идолов. При этом там же говорилось о том, что уже на другой день народ радовался во время крещения. Люди положительно отнеслись к тому, что их дети начали посещать школы и получать образование. Известную фразу по поводу крещения «огнем и мечом» можно отнести разве что к крещению Новгорода.
Именно в этом городе было особенно развито язычество. Люди, которые его придерживались, старались сопротивляться новой вере. При этом эксперт в области Древней Руси Пётр Стефанович утверждает, что информация по поводу сопротивления крещению не является достоверной. Все данные основаны на тех легендах, которые появились в более поздний период. Как сейчас отмечают крещение Руси? Датой крещения Руси сейчас считается 28 июля.
Своим поступком Христос основал таинство крещения, через которое в настоящее время проходят христиане. Праздник Крещения символически считается началом искупительного пути Христа. Церковные богословы считали, что Иисус Христос, войдя в воды Иордана, очистил и освятил их.
Именно поэтому в праздник Крещения теперь освящают воду. Дата не меняется в зависимости от Пасхи и дня недели. Также у Крещения есть четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. В эти несколько дней в церковную службу включаются молитвы, посвящённые Крещению Господню. Это последний день важных православных праздников, когда совершается особое богослужение — более торжественное, чем в другие дни попразднства. Крещение или Богоявление: как правильно Периодически можно услышать название «Богоявление». Сейчас это два разных названия одного и того же праздника.
Правда, многие христиане считают, что под «банею возрождения и обновления» Павел имел в виду не водное крещение, а какой-то невидимый внутренний процесс причём совершенно не похожий на баню. Нет нужды доказывать им, что Павел вовсе не был таким косноязычным писакой, ведь это далеко не единственное место, показывающее зависимость спасения от крещения.
Яснее же всего эта связь видна в высказывании Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» Мар. Эта фраза прямо и однозначно указывает на то, что христианское крещение является одним из условий получения спасения. Смысл первой части предложения очевиден: человек, который уверует в Иисуса и примет водное крещение, станет спасённым. Это единственный логически возможный вывод из исходного текста, и отрицать его значит игнорировать все языковые правила. Его также нельзя опровергнуть добавочными вопросами типа «А почему в условии осуждения о крещении не говорится? Первые христиане на этот счёт не беспокоились, хотя в те времена гонений многие уверовавшие были казнены до принятия ими водного крещения. Для них было вполне очевидно, что смерть за Христа равнозначна крещению и что при невозможности принять крещение верующий человек не лишится права войти в Небесное Царство. Современные же христиане путаются в толковании исходного стиха главным образом из-за того, что не осознают разницы между понятиями «попасть в рай» и «получить спасение». Ведь в вечную жизнь войдут не только христиане, но и ветхозаветные праведники, а также те, кто уверует в период после восхищения Церкви.
Иисус же говорил о другом спасении — о том, которое человек обретает уже на этой земле, когда вечная жизнь поселяется внутри него. Именно таких людей апостол Павел называет спасёнными см. Другое не менее однозначное место находится в послании апостола Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» 1Пет. Вот простое задание для всех христиан, с которым легко могут справиться даже «младенцы во Христе» и «дети умом»: найдите в этом предложении основу, то есть подлежащее и сказуемое. Что у вас получилось? Правильно, «крещение спасает». А теперь вопрос на засыпку: могут ли все прочие второстепенные члены предложения из фразы Петра изменить её смысл на противоположный? Любой грамотный человек скажет, что это совершенно невозможно, тем более при отсутствии слов типа «однако», «правда», «хотя» или «вместе с тем». Поэтому остаётся загадкой, как многие толкователи ухитряются делать из исходного стиха обратные выводы «крещение не спасает» или «спасает не крещение».
Такое под силу разве что великим иллюзионистам, но всё равно их сложнейшие и искуснейшие объяснения — это всего лишь словесные фокусы, и очень жаль, что многие христиане доверяют им. В распиленную женщину не верят, а в запутанную казуистику почему-то верят. Им можно дать добрый совет: изучайте Библию самостоятельно и проверяйте ею слова любых авторитетов. Так и в нашем случае: написал Пётр, что крещение спасает — и точка, аминь. Значит крещение, подобно потопу, является способом спасения человека от греха. Ещё одно подтверждение этому можно вывести из слов, обращённых Ананией к раскаявшемуся гонителю верующих Савлу: «Итак, что ты медлишь? Некоторые комментаторы Библии совершенно правильно связывают этот стих с другим высказыванием: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» Деян. Однако далее они опять начинают «плавать» и пытаются доказать, что на самом деле Савл уже был спасённым до принятия крещения а значит, как это следует из исходного текста, и до омытия своих грехов. Это всё те же фокусы из фантастической серии «автор имел в виду совсем другое».
Любой же непредубеждённый читатель из сопоставления двух указанных текстов сделает логически однозначный вывод, что Савл должен был креститься для того, чтобы обрести спасение. Так что совершенно очевидно, что христианское крещение сохранило значение условия для получения спасения. Есть ли в Писании подтверждение этому? Долго искать не надо, мы можем прочесть об этом уже во второй главе книги Деяний Апостолов: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» Деян. Отсюда ясно видно, что крещение является вторым после покаяния условием для получения человеком не только прощения грехов, но также и Святого Духа. Несогласные с этим выводом могут выдвинуть против него лишь два мало-мальски разумных возражения, которые не начинаются с некорректного приёма «А давайте посмотрим, что было с Корнилием». Нельзя просто игнорировать исходный текст, ему необходимо дать удовлетворительное объяснение. Одной из таких попыток является предположение о том, что здесь говорится о получении не Самого Святого Духа, а лишь какого-то духовного дара. Этой точки зрения придерживаются разве что самые отчаявшиеся толкователи, так как она не только противоречит контексту, но и на самом деле ничего не объясняет.
Ведь Пётр обращался к людям, которые не верили в Иисуса Христа и нуждались в прощении грехов, а значит ещё не имели в себе Святого Духа. Поэтому они никак не могли в результате покаяния и крещения получить лишь какую-то дополнительную способность от Духа, якобы уже до этого пребывавшего в них. Поэтому более распространённым является другое возражение, согласно которому повеление Петра относилось лишь к иудеям, а для язычников Бог установил другой способ получения Святого Духа, — и далее уже обоснованный переход к случаю с Корнилием, когда его домашние получили Духа до принятия крещения. Однако сам Пётр, рассказывая позднее об этом случае на церковном соборе, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими» Деян. Таким образом, с его точки зрения, это происшествие нисколько не противоречило его первой проповеди в Иерусалиме. Нет двух различных путей для евреев и для язычников, и обетование, о котором говорил Пётр, относится не только к тогдашним иудеям и их потомкам, но и ко «всем дальним», то есть к язычникам. И сегодня служители не проверяют, а вдруг покаявшийся человек является евреем и давно верует в единого Бога — типа тогда ему и креститься нужно по-особому. Так что и данное возражение совершенно несостоятельно. Что же касается случая в доме Корнилия, то все затруднения толкователей происходят из-за непонимания слов Петра: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
Из этой фразы многие делают логически необоснованный вывод о том, что человек должен получить Святого Духа до крещения. На самом же деле отсюда следует лишь одно: нет смысла запрещать креститься людям, получившим Святого Духа. А почему? Да потому что целью крещения как раз и является получение Духа. Это самое простое и логичное объяснение, соответствующее как ближнему, так и дальнему и общебиблейскому контексту. Иудеи не хотели принимать язычников в Церковь без их предварительного обращения в иудаизм, но Бог Сам излил на них Святого Духа, и запрет на их крещение потерял смысл, так как результат уже был достигнут чудесным образом. Поэтому высказывание Петра является не опровержением, а наоборот подтверждением того, что, согласно Божьему плану, в результате водного крещения человек должен получить Святого Духа. Об этом же свидетельствует и самый последний записанный в Деяниях случай обращения в веру — с учениками в Ефесе. Вот начало диалога апостола Павла с ними: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?
Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Как мы видим, когда Павел узнал, что уверовавшие естественно, имеется в виду — в Иисуса ученики не получили Святого Духа, он сразу же задал им вопрос о способе их крещения. То есть он был уверен, что они должны были принять Духа в результате христианского крещения. Далее так оно и вышло: «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» Деян. Этот случай кардинальным образом противоречит современной практике многих церквей, в которых принято крестить только тех, кто уже получил Святого Духа причём определяют это даже не по духовным дарам, а по изменению образа жизни, которое возможно и до принятия Духа, чему есть много примеров в Евангелиях. В отличие от таких наставников, апостолы — и Пётр, и Павел — учили верующих несравненно проще: креститесь — и получите Святого Духа. На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1Кор. Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов — беседы Иисуса с самарянкой Иоан.
Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» — некоем внутреннем процессе, духовном помазании. Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел — и крестился. А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа.
Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном. Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова. Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей.
А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные. И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником. Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего. После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях.
Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению. Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики. Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа. Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях. Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания. Итак, почему для христианского крещения используется именно вода?
На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха. Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян. Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан. Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение. Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения. Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена.
К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан. Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению. Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека. Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель. Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса.
Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову. Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян. И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей. Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек.
Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением. Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды. Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка. Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды? Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа. Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык.
В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев. Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения. Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения. Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения. Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным. Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога.
И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду. Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа». Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд. А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле. Какую же оценку следует дать троекратному крещению? В первую очередь бросается в глаза то, что данная форма опять-таки является искажением символики смерти и воскресения. Человек умирает для греха не три раза, а один, и воскресает к новой жизни тоже однажды. Так что с этой точки зрения два последних погружения являются просто лишними. Также поручение Иисуса подразумевает крещение не «в имена», а в одно имя Бога, и в этой фразе личности Отца, Сына и Святого Духа связаны между собой лишь простым союзом «и», что подчёркивает их неразрывное единство.
Вспомним также, что по своему смыслу крещение — это акт самоотдачи человека в собственность Бога. Он не отдаётся сначала Отцу, потом Сыну и наконец Духу, а сразу становится собственностью триединого Бога. Он поступает в ученики не к трём учителям, а к одному Наставнику, и принимает веру не в трёх отдельных Богов, а в единого Бога. Таким образом, при троекратном погружении происходит нарушение как символической стороны крещения, так и его смысла. И кстати, Иисус уж точно погружался в воду не три раза. Поэтому от такой практики лучше отказаться и не пытаться приукрасить и без того выразительный ритуал водного крещения. Но вместе с тем троекратное крещение нельзя считать недействительным. Ведь в нём наличествует по крайней мере одно полное погружение, которое является полноценным прообразом омытия греха, смерти и воскресения. Поэтому если человек принял такое крещение, то он не должен перекрещиваться заново, даже если ему захочется сделать это более правильным образом.
Бог уже принял его и даровал все обещанные блага, так что он может радоваться этому без сомнений. Сторонники данного способа обращают внимание на то, что в Новом Завете не описан ни один случай крещения в триединого Бога, зато дважды упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» Деян. На этом основании они утверждают, что повеление Иисуса крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не означает, будто при крещении надо произносить именно данные слова, и что апостолы правильно понимали и исполняли это повеление, а значит крещение нужно совершать по их примеру, то есть во имя Христа. Давайте рассудим, верно ли такое толкование. Используя ту же самую логику, можно сказать, что упоминание о крещении «во имя Иисуса Христа» тоже не означает, будто при этом произносились именно такие слова. Вполне вероятно, что библейские авторы называли так для краткости крещение, которое ввёл Иисус Христос, то есть во имя триединого Бога. Заметим, что две различные формулы крещения встречаются в разном контексте: Матфей в своём Евангелии цитирует прямую речь Христа, в то время как Лука в Деяниях описывает события от своего лица. Это позволяет нам сделать обоснованный вывод о том, что именно у Матфея записаны слова, которые Иисус заповедал произносить при крещении. В пользу этого говорит и тот факт, что в Евангелии от Матфея содержатся наиболее многочисленные, подробные и стройные пересказы речей Иисуса.
Для примера можно сравнить хотя бы тексты знаменитой Нагорной проповеди, записанные в Матф. Из сопоставления этих отрывков отчётливо видно, насколько расширенные и отточенные формулировки Матфея отличаются от сокращённого и упрощённого рассказа Луки. Поэтому Матфей наверняка привёл поручение Христа дословно, а если бы Иисус велел апостолам совершать крещение «во имя Моё», то он так бы и записал. Так что использование фразы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» является не искажением, а самым прямым и правильным исполнением повеления Христа. Таким образом, вполне вероятно, что именно эта фраза произносилась при крещении в случаях, описанных в Деяниях. Однако не исключено, что апостолы действительно крестили людей со словами «во имя Иисуса Христа». Причиной для такого способа могло быть то, что отличительной чертой и сущностью христианства является вера в Иисуса как Бога. Иудеи и до этого поклонялись истинному Богу, и народы Римской империи тоже много слышали об их едином Боге. Но теперь такой веры было недостаточно для вхождения в вечную жизнь, необходимо стало также поверить в искупительную смерть Иисуса Христа и Его воскресение из мёртвых.
В связи с этим апостолы могли делать особый акцент на личности Господа Иисуса и крестить учеников в Его имя. И фактически такое крещение равнозначно крещению в триединого Бога, так как сохраняет весь свой смысл: принятие веры в Иисуса как Бога, самоотдача в Его собственность, соединение с Ним в смерти и воскресении, получение от Него Святого Духа и всё остальное. Поэтому крещение во имя Иисуса является действительным и не требует перекрещивания, хотя во избежание разделений между верующими желательно использовать традиционную фразу, заповеданную Христом.
Как начали праздновать Крещение Господне и почему оно раньше совпадало с Рождеством
Крещение же Господне имеет подвижный характер, и отмечается в последующее воскресенье, после Богоявления. В этот день вспоминают предание, как Иисуса Христа крестили в реке Иордан. По евангельскому преданию к Иоанну Крестителю – простому смертному, руководителю одной из иудейских сект, где когда-то состоял и Христос (пока не отделился с 12-ю Апостолами) в Вифавар пришел тридцатилетний Иисус, чтобы принять крещение. А после того, как Иисус попросил крестить его, Иоанн Предтеча возразил: «Мне надобно креститься от тебя!». «Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. В середине января православные верующие отмечают Крещение Господне или праздник Богоявления, неотъемлемой традицией которого является купание в проруби.
Самое читаемое
- Что можно и чего нельзя делать на Крещение
- Крещение Господне — Русская вера
- Что за праздник Крещение и откуда пошла традиция купаться - Толк 13.01.2020
- Крещенские приметы
- Откуда пришла традиция крещенских купаний
- Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января? | АиФ Волгоград
5 вопросов о празднике Крещения Господня
Сам пророк Иоанн Креститель восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции. Каким бы ни был ответ, вам точно будет интересно почитать нашу статью: узнаете, когда и где купаются на Крещение, откуда пошла такая традиция, и что обо всем этом говорят священники. Когда это происходит, какие традиции есть на Крещение, как его правильно праздновать и смывает ли грехи крещенская вода?
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
Но Христос настаивал и принял Крещение от Иоанна. Второе название дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Это было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики апостолы. Традиции празднования Крещения Крещение Господне начали праздновать еще в те времена, когда были живы апостолы. Но сначала Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная примерно с конца IV века, Крещение стало праздноваться отдельно.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, поэтому этот день часто называли «днем Просвещения» — в знак того, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками с 7 по 17 января , составляют единый период. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост. Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак.
Время праздника Крещения в наших широтах обычно совпадает с самыми сильными «крещенскими» морозами.
Одним из наиболее ярких обрядов крещения Господня на Руси было освящение воды. Этот обряд имеет свои корни в языческой вере, где вода считалась символом очищения и возрождения. При освящении воды, церковные деятели читают особые молитвы и производят обряды, после чего вода считается святой и используется для купания, питья и других целей. Крещение Господне в современной России В настоящее время крещение Господне остается одним из наиболее важных праздников в России, особенно в православной церкви. Он отмечается каждый год 19 января по юлианскому календарю, который используется в православных странах. В современной России, традиции крещения Господня сохранились, но они частично изменились и адаптировались к современной жизни.
К примеру, купания в прорубях все еще проводятся в некоторых регионах России, но теперь чаще всего они организуются на специально подготовленных местах с прогреваемой водой.
После чего удаляется в пустыню на сорок дней, где подвергается постоянным искушениям со стороны дьявола, особенно сильными в последние несколько дней. Выдержав все это, он вернется к людям уже как бог. Это событие стало одним из главных праздников. В первые три века христианства их отмечалось всего три — Пасха, Пятидесятница, когда на пятидесятый день после нее на апостолов сошел Святой Дух, и Богоявление. При этом Богоявление и Рождество совпадали и праздновались 6 января по общему для всех тогда Юлианскому календарю. По Григорианскому сейчас получается 19 января. И только потом, значительно позже, Рождество начало смещаться и в итоге было установлено, что его надо отмечать 25 декабря.
Эта дата едина, что для Юлианского, что Григорианского календарей. И объясняет еще один момент: почему Православная церковь считает самым главным событием Пасху — она продолжает традиции самых первых христиан. В западной традиции главным праздником стало Рождество. Но никакого противоречия и отрицания праздника и в помине не было. Просто Рождество отмечалось две недели и завершалось Богоявлением. На самом деле историю вот этих первых трех веков христианства мы знаем очень слабо.
Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях демонстрации воинской доблести. Панцырева Е.
Купание на Крещение Обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно. До революции крестные ходы на «Иордани» с освящением воды совершались, но массовое купание этому не сопутствовало. Анатолия Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь Многие не задумываются о глубочайшем смысле праздника, думают, что единожды в году, окунувшись в прорубь, могут считать, что они ведут христианский образ жизни. Некоторые ошибочно считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого человека нельзя назвать верующим. Но так ли это на самом деле? В последнее время стало модным не просто нырнуть на Крещение в прорубь, но и разместить фотографии сего события в социальных сетях, информируя всех о своём благочестии и удали. Такая практика, к празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощеного воскресения.
Теперь Вы знаете о происхождении крещенской традиции купания в проруби, а вот следовать ей или нет, это вопрос личного выбора.
Крещение Господне. История и традиции праздника
В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь. О том, откуда пошел этот праздник и что в этот день нужно делать всем верующим, читайте в материале "ТОЛКа". На Крещение Господне христиане постятся и посещают храм, откуда приносят освященную воду. А после того, как Иисус попросил крестить его, Иоанн Предтеча возразил: «Мне надобно креститься от тебя!».
Крещение 2023: когда встречают, что можно и чего нельзя
Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Согласно религиозной традиции, люди в память об этом крещении ежегодно совершают крестные ходы к источникам, где совершается великий чин освящения воды. Откуда появился в христианстве этот обряд? Как свидетельствуют исторические источники, воду на Крещение, действительно, издавна святили на реке в проруби.