Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Есть версия, что именно Нина, вернувшись в Ленинград после снятия блокады, обнаружила дневник младшей сестры в своей рабочей записной книжке. Прежде всего, неточен сам термин «блокада Ленинграда». В советское время число жертв блокады Ленинграда исчисляли лишь по документам учета умерших от голода (0,632 миллиона) и снарядов с бомбами (0,017 миллиона). Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау.
«Ленинградский НКВД писал Берии: город брошен, люди мрут»
Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей". Блокадный Ленинград, блокада, жуткие, страшые, воспоминания, того времени. Сообщение о блокаде Ленинграда моментально появилось в европейских газетах.
Блокада Ленинграда
За годы блокады Ленинграда погибло огромное количество детей, которые своими действиями воодушевляли взрослых и солдат. Подготовка к решительным действиям Летом 1942 г. Леонида Говорова назначили командующим всеми силами Ленинградского фронта. Он много времени изучал разные схемы и строил расчеты для улучшения обороны. Говоров изменил месторасположение артиллерии, что повысило дальность стрельбы по позициям противника. Леонид Александрович Говоров Также фашистам пришлось задействовать существенно больше боеприпасов для борьбы с советской артиллерией.
В итоге на Ленинград примерно в 7 раз реже начали падать снаряды. Командир очень скрупулезно разрабатывал план прорыва блокады Ленинграда, постепенно отводя с передовой линии отдельные части для тренировки бойцов. Дело в том, что немцы расположились на 6-метровом берегу, который полностью залили водой. В результате, склоны стали похожи на ледяные возвышенности, взобраться на которые было очень непросто. При этом до обозначенного места русским солдатам стоило преодолеть около 800 м по замерзшей реке.
Поскольку воины были обессилены от затянувшейся блокады, во время наступления Говоров приказал воздержаться от криков «Ура!!! Вместо этого штурм красноармейцев проходил под музыку оркестра. Прорыв и снятие блокады Ленинграда Местное командование решило начать прорыв блокадного кольца 12 января 1943 г. Данную операцию назвали «Искрой». Атака русской армии началась с продолжительного обстрела немецких укреплений.
После этого фашисты подверглись тотальным авиаобстрелам. Тренировки, проходившие на протяжении нескольких месяцев, не прошли даром. Человеческие потери в рядах советских войск оказались минимальными. Добравшись до обозначенного места наши бойцы с помощью «кошек», багров и длинных лестниц, быстро взобрались по ледовой стене, вступив с противником в схватку. Утром 18 января 1943 г.
Совместными усилиями они освободили Шлиссельбург и сняли блокаду с побережья Ладожского озера. Полное снятие блокады Ленинграда произошло 27 января 1944 г. Итоги блокады Согласно утверждению политического философа Майкла Уолцера, «в осаде Ленинграда погибло больше гражданских лиц, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио , Хиросимы и Нагасаки , вместе взятых». За годы блокады Ленинграда погибло, по разным данным, от 600 000 до 1,5 млн человек. По причине жуткого голода в городе фиксировались неоднократные случаи каннибализма, как умерших естественной смертью людей, так и в результате убийств.
Фото блокады Ленинграда Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные немецкими войсками Девушки бойцы несут боевое дежурство на крыше дома На улицах блокадного Ленинграда Ленинградская улица после окончания артобстрела Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Теперь вы знаете что представляет собой Блокада Ленинграда.
Сегодня эти острова стали местом паломничества сотен волонтёров, освобождающих их от наследия войны, занимающихся восстановлением старинных маяков, облагораживающих места воинских захоронений. Завершается книга разгромом гитлеровских войск под Кёнигсбергом и в «Курляндском котле»: своеобразным бумерангом война вернулась в те места, откуда началась. И среди тех, кто освобождал нашу землю, были те, кто принял первый бой в июне 1941 года. Отметим, что «Неизвестная блокада: путь на острова» — продолжение книги «Неизвестная блокада: Малая дорога жизни», которая вышла в 2018 году под эгидой петербургского фонда «Созидающий мир» и медиа-холдинга «Комсомольская правда». Произведение Аграфенина вызвало огромный читательский интерес — первый тираж разошёлся в течение нескольких месяцев.
Это арифметика. Это не философия, не политология, не дискуссия "о сложном и во многом неоднозначном периоде нашей истории…" Это - простая арифметика. При расходе в 510 тонн муки паек можно было увеличить почти в три раза. Так из чего же были сделаны эти "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам? Не будем, однако, придираться к частностям - впереди нас ждут гораздо более странные факты. Но прежде, чем перейти к вполне официальной статистике, проделаем еще один "дилетантский" расчет. Посчитаем, сколько муки необходимо для того, чтобы дать каждому из 2,5 млн. О голоде, тем паче - о голодной смерти, при таком пайке говорить уже не приходится. Если в этом расчете и есть погрешности, то не слишком большие. Так, за время работы ледовой "дороги жизни" в Ленинград поступало в среднем по 1. При этом удалось с 11 февраля 1942 г. Более того, при таком грузопотоке удалось даже накопить серьезные запасы продовольствия по оценкам разных авторов - на срок от 18 до 60 дней. В Берлин, как было выше отмечено, доставляли в среднем 2. Доставить по воздуху 1. Но у водного транспорта совершенно другие измерения. Совсем небольшая меньше мне в современном справочнике найти не удалось речная баржа "проект Р-137" имеет грузоподъемность 1. Речная баржа "проект Р-165" при длине 91,6 м и ширине 15,7 м имеет грузоподъемность 2670 тонн. Одна такая баржа может обеспечить суточную потребность в продовольствии миллионного города. Да, в начале 40-х годов речной озерный флот СССР таких судов не имел, но и имеющиеся были не слишком малы. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 30 августа 1941 г. Фактически использованные в навигацию 1941 г. Хуже того, из-за проблем с причалами, погрузкой и буксировкой по штормовой Ладоге их реальная загрузка снижалась до 300-500 тонн. Все это обилие цифр сводится к простому выводу: 5-6 самых скромных барж в сутки снимали все проблемы с обеспечением Ленинграда продовольствием по обычным то есть весьма скромным нормам военного времени. Еще 3-4 баржи могли обеспечить доставку необходимого количества горючего и боеприпасов для фронта именно в такой пропорции - 785 тыс. Вот и все, что требовалось для "транспортного прорыва" блокады. А теперь переходим от расчетов к фактам. В 1940 г. Даже если забыть о том, что бывает зима, это дает 9. Фактически, с учетом реальной продолжительности навигации на Неве, эту цифру можно смело увеличить раза в полтора. К началу 1941 г. Даже один процент! Не кажется ли вам, господа, что после таких цифр слово "блокада" рядом со словом "Ленинград" надо писать в кавычках? Началась война - и с баржами на Неве стало происходить точно то же самое, что и с танками, самолетами, пушками, циклопическими запасами боеприпасов… Они стали таять, исчезать в тумане… "Большое число судов было передано в ведение военных органов и ушло из Ленинграда на восток? Вернуть эти последние суда, а также пополнить плавучие средства СЗРП путем перевода судов из других водных бассейнов было невозможно... В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж". С каким-таким "населением" ушли суда на восток - понять невозможно, массовой эвакуации населения из Ленинграда, к сожалению, проведено не было; и что уже совсем непонятно - где находился этот далекий "восток", если с него было "невозможно вернуть" уплывшие суда? Впрочем, даже с учетом всех этих странностей, в составе СЗРП осталось 129 барж и 77 буксиров. Казалось бы, какие проблемы? Проблемы известные, точнее говоря, проблема одна - внезапность. Внезапно выяснилось, что: "По своему состоянию суда, особенно несамоходные, были малопригодны для плавания по Ладоге. Поэтому для перевозок были выделены только 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. При этом из выделенных судов более 20 сухогрузных барж из-за своей ветхости не могли плавать по озеру в осенний период... Это очень мало - в сравнении с потенциальными возможностями СЗРП, но в сравнении с потребным количеством "тоннажа", необходимого для снабжения Ленинграда - более чем достаточно. Такое количество плавсредств теоретически позволяло не только обеспечить текущие потребности города, но и создать многомесячные запасы продовольствия. Почему же в городе возник жуткий, смертный голод?
Можно только догадываться, сколько эпизодов поедания людей не было зафиксировано. Не углубляясь в отвратительные подробности обстоятельств этих арестов, остается только отметить, что летом 1942 года одновременно с улучшением снабжения Ленинграда продуктами произошло и резкое снижение количества подобных преступлений. Голод, холод, транспортный паралич, отсутствие света, воды, тепла и канализации сопровождались и масштабными обстрелами. Немцы выпустили по городу десятки тысяч снарядов, сбросили на него десятки тысяч авиабомб. Масштабы потерь были, конечно, меньше, чем смертей от недостатка пищи, но все равно гибель могла поджидать горожан в любую минуту. Надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», отдельные из которых были восстановлены после войны, стали настоящим символом стойкости города во время блокады. В конце марта 1942 года в Ленинград прибыл партизанский обоз с продовольствием для города, немало воодушевивший блокадников. Летом снабжение города значительно улучшилось, да и сами ленинградцы стали разбивать огороды капуста выращивалась даже на Исаакиевской площади , пытаясь хотя бы подобным образом подготовиться к следующей зимовке. Активизировалась доставка продуктов и по существующим каналам воздушным путем и через Ладожское озеро. В обратном направлении эвакуировались люди. С сентября 1941 года по апрель 1942-го в основном по «Дороге жизни», проложенной зимой по льду Ладоги, на «Большую землю» вглубь Советского Союза было отправлено 660 тыс. Вместе с массовой зимней гибелью от голода это привело к тому, что город опустел. За лето 1942 года из Ленинграда вывезли еще 400 тыс. На фоне пережитого весна 1942-го была куда больше наполнена оптимизмом. Горожане начали лучше одеваться, в городе вновь открылись кинотеатры и театры, некоторые учебные заведения, проводились концерты и спортивные состязания. Конечно, участвовали в них единицы, основная масса населения по-прежнему была озабочена вопросами своего выживания, но все же стойкость ленинградцев была колоссальной. С улиц города вывезли до 3 млн тонн мусора, увеличились пайки, открывались столовые усиленного питания, где граждане время от времени могли получить полноценный обед, вновь начал ходить трамвай, заработала канализация, стали функционировать бани, в январе 1943 года в большинстве домов появился свет. Город оживал. Ужасная цена Точное количество жертв блокады установить невозможно из-за разнобоя в подсчетах и неполноты документов, фиксировавших количество умерших. На Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 632 тыс. По современным оценкам, эта трагическая цифра, скорее всего, превышает 1 млн жертв. Только на Пискаревском мемориальном кладбище похоронено около 500 тыс. Еще 180—200 тыс. Более 130 тыс. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го в 3 часа дня. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Дядя Леша — 10 мая в 4 часа дня. Мама — 13 мая в 7:30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Эти короткие страшные записи, сделанные в записной книжке 12-летней ленинградкой Таней Савичевой, стали символом случившейся с городом катастрофы.
Меняю на продукты золотые запонки. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда
«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме | 10 фактов о блокаде Ленинграда. рассказывает о том, что пришлось пережить ленинградцам во время блокады, в цифрах и фактах. |
«Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях | 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной. |
Блокадный дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне | Факты сильнее статистики. |
Heeresgruppe Nord
- Малоизвестные Факты О Блокаде Ленинграда скачать с mp4 mp3 flv
- Читайте также
- Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде
- Новости проекта
Рождались дети
- ❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗
- 10 фактов о блокаде | Занимательные факты на тему: | Образовательная социальная сеть
- О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной /
- Восемь малоизвестных фактов блокады Ленинграда
О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной
Есть версия, что именно Нина, вернувшись в Ленинград после снятия блокады, обнаружила дневник младшей сестры в своей рабочей записной книжке. Тегик чему снится блокада ленинграда, факты о блокаде кратко интересные ленинграда, что делали люди во время блокады ленинграда, блокада ленинграда продуктовые карточки, блокада ленинграда как выживали люди. Около 90 тысяч жителей блокадного Ленинграда живы до сих пор. В 1942 году, когда блокада Ленинграда уже шла полным ходом, пятеро художников-ленинградцев отправились в Москву на выставку, на которой представили свои работы, посвящённые блокадным событиям.
Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда
Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР.
Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду.
Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода. Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении. Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны.
Вот ты подойди к токарному станку и поверти его руками — с нужной скоростью, чтоб резец начал стружку снимать!
А я погляжу… Мало того! В городе работал электротранспорт! Сперва грузовые, а 15 апреля и пассажирские. Оно требует поставок сырья: из воздуха танк не соткать. Тысячи тонн металла нужно привезти в город, эта нагрузка тоже ложится на Дорогу жизни — а историки об этом ничего не пишут. А куда девалась готовая продукция?
Те же две тысячи танков? Если их оставили в городе, то почему такая армада не прорвала блокаду? Если вывозили, то как? Историки молчат. Бомбить им мешали зенитки — но летящий снаряд неотвратим… Уяснить трассу можно одним полетом «рамы» разведывательного самолета Fw-189 , потом десятком снарядов разбить. Расчистка нового маршрута отнимет полдня… Стрельба по городу расходует больше боеприпасов и дает мизерный результат.
Регулярно долбить по ледовой трассе гораздо эффективнее. Но немцы почему-то этого не делали. Факт известный, но недостаточно осмысленный. Обоз 223 подводы с продовольствием шел из оккупированных Псковской и Новгородской областей. Не иголка в стоге, под куст не спрячешь… Но это ладно. Интереснее другое: обоз спокойно пересек линию фронта и въехал в Ленинград.
Да, хорошие партизаны обладали развитой интуицией и умели оказываться в нужное время в нужном месте. Но становиться невидимками и ходить сквозь стены они все же не могли… Значит, на этом участке вообще не было немцев! Как это возможно? Именно ею и обеспечивалась блокада. Однако прорвать эту полоску удалось лишь в январе 1943-го. Притом что в городе за время блокады произвели тысячи орудий и десять миллионов снарядов!
Очевидец Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей" килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей.
К сожалению, кошки не справились со своей миссией и тогда было утверждено поставить котов и кошек из Сибири. Историки утверждают, что во время блокады погибло до 1,5 млн. За время эвакуации была вывезена почти половина жителей около 1,5 млн.
Первая зима в блокадном Ленинграде была весьма суровой. Для оповещения жителей об артобстрелах на улицах было установлено 1500 громкоговорителей. Некоторые из них до сих пор висят на домах, напоминая о страшной войне и блокаде.
В блокадные дни не переставали работать театры, кинотеатры и учебные заведения. Актеры в полуобморочном состоянии давали спектакли. Не прекращали своей работы Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук.
В 1919 году после окончания Первой мировой войны Англия и Франция хотели, чтобы Германия побыстрее подписала соглашение о капитуляции. В побеждённой стране в это время были трудности с продовольствием, и союзники, чтобы окончательно ослабить позиции немцев, придерживали транспортны с продовольствием, идущие в Германию. За плечами воюющих сторон уже были и газы, и Верденская мясорубка, и другие события, унесшие миллионы жизней.
И всё же британский премьер Ллойд Джордж был потрясён тем, что ради достижения политических целей нужно ставить под угрозу жизни мирных людей. Прошло чуть более 30 лет, и гитлеровские войска осадили Ленинград. Те же немцы, голодавшие в 1919 году, не только сами заставили голодать население трёхмиллионного города, но и регулярно обстреливали его артиллерией и бомбили с воздуха.
Но жители и защитники Ленинграда выстояли. Многие умерли в окопах, своих квартирах и на рабочих местах. Против них были не только вражеские пушки и бомбы, но ещё и голод и холод.
В невыносимых, нечеловеческих условиях продолжали работать заводы, фабрики, не останавливали работу даже научные институты. Сотрудники института растениеводства, в фондах которого хранились десятки тонн пригодных в пищу семян сельскохозяйственных растений, умирали прямо за своими рабочими столами, но сохранили в целости всю коллекцию. И они такие же герои битвы за Ленинград, как солдаты, встретившие смерть с оружием в руках.
Формально датой начала блокады принято считать 8 сентября 1941 года — Ленинград остался без связи с остальной страной по суше. Хотя выбраться из города гражданским к тому времени нельзя было уже две недели. В тот же день, 8 сентября, начался и первый пожар на Бадаевских продовольственных складах.
На них сгорели тысячи тонн муки, сахара, конфет, печенья и других продуктов питания. В масштабах, которые мы можем оценить из будущего, это количество не спасло бы весь Ленинград от голода. Но десятки тысяч людей остались бы живы.
Не сработало ни хозяйственное руководство, не рассредоточившее продовольствие, ни военные. Имея очень приличную концентрацию средств ПВО, военные допустили несколько прорывов фашистской авиации, целенаправленно бомбившей склады продовольствия. Гитлер стремился захватить Ленинград не только из политических соображений.
В городе на Неве находилось огромное количество оборонных предприятий, критически важных для Советского Союза. Оборонительные бои позволили эвакуировать 92 завода, но ещё около 50 работали в блокаду, поставляя свыше 100 наименований оружия, техники и боеприпасов. Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки, находился в 4 км от передовой, но не прекратил работу ни на день.
За время блокады на Адмиралтейских верфях было построено 7 подводных лодок и около 200 других судов. С севера блокаду обеспечивали финские войска. Бытует мнение о некоем благородстве финнов и их командующего маршала Маннергейма — они не пошли дальше старой государственной границы.
Однако опасность этого шага заставляла советское командование держать крупные силы на северном участке блокады. Как известно, особо хорошей погода в Северной Столице не бывает, но обычно там не бывает и сильных морозов. В 1941 году они начались в декабре и продолжались до апреля.
При этом частенько шёл снег. Ресурсы голодного тела в холоде истощаются с ураганной скоростью — люди умирали буквально на ходу, их тела могли неделю пролежать на улице. Считается, что в самую страшную блокадную зиму погибли более 300 000 человек.
При организации в январе 1942 года новых детских домов оказалось, что без родителей осталось 30 000 детей. Минимальная хлебная пайка в 125 г состояла из муки максимум наполовину. Даже около тысячи тонн обгорелого и подмоченного зерна, спасённого на Бадаевских складах, пустили на муку.
А за рабочую пайку в 250 г нужно было отработать полный рабочий день. По остальным продуктам ситуация также была катастрофической. В течение месяца в декабре — январе не выдавали ни мяса, ни жиров, ни сахара.
Потом кое-что из продуктов появилось, но всё равно отоваривалось от трети до половины карточек — на всех продуктов не хватало. Говоря о нормах, следует уточнить: минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Потом они незначительно, но регулярно повышались 7.
В блокадном Ленинграде активно использовались для производства питания вещества, которые тогда считались пищевыми заменителями, а теперь используются как полезное сырьё. Это касается сои, альбумина, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха и ряда других продуктов. Советские войска не отсиживались в обороне.
Попытки прорвать блокаду предпринимались постоянно, но 18-я армия вермахта сумела укрепиться и отражала все атаки. Весной 1942 года пережившие зиму ленинградцы стали огородниками и лесозаготовителями. Под огороды было выделено 10 000 гектаров земли, с них осенью только картофеля содрали 77 тыс.
К зиме на дрова валили лес, разбирали деревянные дома и заготавливали торф. При этом продолжалась работа заводов и фабрик. Постоянно совершенствовалась система обороны города.
Работал транспорт и водопровод, теплилась культурная и общественная жизнь, дети ходили в школы. О некоторой нормализации жизни говорил даже массовый завоз в Ленинград кошек — иного способа справиться с полчищами крыс не было. Часто пишут, что в блокадном Ленинграде, несмотря на благоприятные условия, не было эпидемий.
Это огромная заслуга медиков, также получавших свои 250 — 300 граммов хлеба.
Гитлер, наоборот, побуждал воинов нещадно бомбить город, уничтожая гражданское население и всю его инфраструктуру. С течением времени неизбежно возникали вопросы относительно того, можно ли было избежать тех катастрофических последствий, которые принесла блокада Ленинграда. Сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, не вызывает сомнений тот факт, что у ленинградцев не было шансов выжить, если бы они согласились добровольно сдать город. Фашистам просто не нужны были пленники. Жизнь блокадного Ленинграда Советское правительство намеренно не раскрывало блокадникам реальную картину положения дел, чтобы не подорвать их дух и надежду на спасение.
Информация о ходе войны подавалась максимально кратко. В скором времени в городе наступил большой дефицит продуктов питания, вследствие чего наступил масштабный голод. Вскоре в Ленинграде пропало электричество, а затем вышли из строя и водопровод с канализацией. Жители блокадного Ленинграда идут на Неву за водой Город бесконечно подвергался активным обстрелам. Люди находились в тяжелом физическом и моральном состоянии. Каждый как мог искал для себя пропитание, наблюдая за тем, как ежедневно от недоедания умирают десятки или сотни людей.
Еще в самом начале фашисты смогли разбомбить Бадаевские склады, где в огне сгорели сахар, мука и масло. Ленинградцы безусловно понимали, чего они лишились. На тот момент в Ленинграде проживало примерно 3 млн человек. Снабжение города всецело зависело от привозных продуктов, которые позже удалось поставлять по знаменитой Дороге жизни. Люди получали хлеб и другие продукты по карточкам, выстаиваясь в огромные очереди. Тем не менее, ленинградцы продолжали трудиться на заводах, а дети ходить в школу.
Позднее, пережившие блокаду очевидцы признаются, что выжить в основном смогли те, кто чем-то занимался. А те люди, которые хотели сэкономить силы, оставаясь дома, обычно умирали в своих домах. Дорога жизни Единственным дорожным сообщением между Ленинградом и остальным миром оказалось Ладожское озеро. Прямо вдоль побережья озера спешно разгружали доставленные продукты, поскольку Дорога жизни постоянно обстреливалась немцами. Советским солдатам удавалось привести только незначительную часть продовольствия, однако если бы не это, смертность горожан оказалась бы в разы больше. Зимой, когда судна не могли привозить товар, грузовые машины доставляли продовольствие прямо по льду.
Интересен факт, что в город грузовики везли продукты, а обратно вывозили людей. При этом, немало машин проваливались под лед и шли на дно. Детский вклад в освобождение Ленинграда Дети с большим энтузиазмом откликнулись на призыв о помощи со стороны местной власти. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах.
Накануне блокады
- Странности блокады
- Блокада Ленинграда: топ-8 малоизвестных фактов о самых черных днях войны
- Вскрыты тайны блокадного Ленинграда: секретный трубопровод, «танки на угле», тонны крови в бутылках
- Ладожское озеро
- Странности блокады
- Восемь малоизвестных фактов блокады Ленинграда
«Ленинградский НКВД писал Берии: город брошен, люди мрут»
Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде | Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ. |
❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗ | Ко Дню полного освобождения блокады Ленинграда вспоминаем суд, признавший осаду геноцидом. |
Блокада Ленинграда | В 1942 году, когда блокада Ленинграда уже шла полным ходом, пятеро художников-ленинградцев отправились в Москву на выставку, на которой представили свои работы, посвящённые блокадным событиям. |
Интересные факты о блокаде ленинграда. Блокадный ленинград - неизвестные факты | 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе — в материале ТАСС. |
Вскрыты тайны блокадного Ленинграда: секретный трубопровод, «танки на угле», тонны крови в бутылках
Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. "Власть боролась с блокадой, потому что блокада была показателем некой самостийности. В советское время число жертв блокады Ленинграда исчисляли лишь по документам учета умерших от голода (0,632 миллиона) и снарядов с бомбами (0,017 миллиона). Тегик чему снится блокада ленинграда, факты о блокаде кратко интересные ленинграда, что делали люди во время блокады ленинграда, блокада ленинграда продуктовые карточки, блокада ленинграда как выживали люди. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной.
10 фактов о блокадном Ленинграде, о которых мало кто знает
А вот якобы советские власти «убили голодной смертью около 800 тысяч горожан», и при этом еще погибло более миллиона защитников Ленинграда. Свой «праведный» гнев в частности излагает немецкий историк Хассо Г. Стахов, бывший немецкий ефрейтор, воевавший под Ленинградом и написавший книгу «Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда» [6] , переведенную на русский язык.
Сама книга достаточно противоречива: утверждая, что советское руководство якобы желало истребить своих граждан и бросило их на произвол судьбы, автор показывает отчаянную битву советских войск за то, чтобы прогрызть немецкую оборону и освободить Ленинград от блокады, а равно и борьбу ленинградцев за живучесть города. Но главное не это, а моральная сторона его труда. Придя как завоеватель, неся полную ответственность за страдания и гибель сотен тысяч ленинградцев, он имеет бесстыдство поучать наших граждан и сетовать на то, что «советские солдаты дрались не за своих соотечественников, а за Сталина» и не сдали Ленинград.
Так, Г. Стахов, ссылаясь на некоторые локальные документы штаба 18 немецкой армии из Фрайбургского архива ФРГ , подчеркивает, что были найдены отпечатанные бланки-пропуски для жителей Ленинграда для передвижения по городу [7]. Из этого он делает далеко идущие выводы: «Значит никто не собирался уничтожать Петербург!
Его взгляды разделяет бывший сотрудник КГБ подполковник-переводчик Ю. Вторя автору книги, он утверждает, что гитлеровцы как гуманисты «были готовы выпустить гражданское население через специальные проходы к Тихвину вдоль Ладожского озера. Даже был план договориться с американцами вывезти гражданское население морским путем…».
Пришлось на теледебатах с Ю. Лебедевым [8] жестко поставить его на место, ибо такого плана среди документов Третьего Рейха найти до сих пор не удалось, поскольку его не существует. Что хотели сделать с Ленинградом финны Подобные «печальники» и кликуши забывают, что Ленинграду совершенно не грозила участь Парижа.
Вот документы высшего руководства Третьего Рейха, говорящие о возможной участи Ленинграда. С началом войны, 16 июля 1941 года, в Ставке Гитлера состоялось совещание высших руководителей Рейха. В протокольной записи говорилось: На Ленинградскую область претендуют финны.
Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам «На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам» [9]. Вот еще один документ.
После совещания Верховного главнокомандования Вооруженных Сил Рейха начальник штаба сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдер отметил в своем дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов в течение зимы… Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки» [10].
Наконец, в известном решении Ставки ОКВ от 8 сентября, приведенной на Нюрнбергском процессе, говорится: «Фюрер решил стереть город Санкт-Петербург с лица земли. Отметим, что в решении Гитлера немаловажную роль сыграли представители финских властей. В частности, финский посланник в Берлине Кивимяки 24 июня 1941 года сообщал в Хельсинки: «Мы можем теперь взять что захотим, также и Петербург, который, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства» [11].
В свою очередь, президент Финляндии Рюти сообщал германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город» [12]. Так, 28 октября 1941 года газета «Пякке», представлявшая влиятельную партию «Аграрный союз», писала: «Петербург и Москва будут уничтожены еще до взятия их. К подготовленным действиям уже приступили».
Все это разоблачает мифы о «гуманном Гитлере», а заодно и о «добром дядюшке Маннергейме», который якобы всеми силами боролся за спасение любимого им с юности Петербурга, а на самом деле несет равную ответственность с гитлеровскими генералами за гибель 880000 блокадников. После этих документов должны отпасть всякие сомнения в участи ленинградцев. Им оставалось или победить, или умереть.
Разворот писателя Виктора Астафьева Виктор Астафьев, писатель И на фоне этих свидетельств, мягко говоря, диким и неадекватным выглядит высказывание уважаемого писателя, Героя Социалистического Труда Виктора Петровича Астафьева о Ленинградской блокаде: «Миллион жизней — за город, за коробки? Восстановить можно все, вплоть до гвоздя, а жизни не вернешь… а под Ленинградом? Люди предпочитали за камень погубить других людей.
И какой мучительной смертью!
Дьяк запивал еду крепким вином, но не хмелел». Кузнец подошел к горке, вытащил даренный царем серебряный ковш и налил виноградного вина». Все тут — даже «виноградное вино».
У многих пишущих людей, особенно с невыработанным стилем, возникает зависимость от прочитанного. По стилю романа «Как закалялась сталь» писателя-коммуниста Николая Островского можно определить, какого автора ему читали в тот день, когда он надиктовал тот или иной отрывок: Гоголя, Толстого или Чехова. Ту же шутку литература сыграла и с Рибковским. Он стал описывать меню партийного санатория образами из «Демидовых», думая прославить тем самым советскую власть «Да.
Такой отдых в условиях фронта, длительной блокады возможен только у большевиков, лишь при Советской власти» , а вместо этого подложил ей индюшку. Судя по тому, что он вообще попал в стационар, и по тому, что был назначен дополнительный завтрак, Рибковский так и не оправился от декабрьского истощения. Можно себе представить, в каком он был состоянии, как мутилось его воображение, раззадориваемое описаниями пиршеств царских времен. И простим ему невинную литературную игру — в конечном счете он оставил достаточно точных указаний, чтобы мы поняли, как он питался на самом деле: бесконечно лучше умирающих горожан, которым пары бутербродов никто не выделял, но без всяких излишеств.
У нас нет никаких оснований считать, что Рибковский был сам зажравшимся аппаратчиком или свидетелем пира во время голода. Это был добрый, любящий семью маленький человек. И тут же жалеет: «Одного, пожалуй, не достанем — это костюмчика для Сереженьки. Был ордер, но не было костюмчика на Сережу.
В 1944 году он не может себе позволить в театре лишний бутерброд. Иными словами, никаким участником номенклатурных пиршеств Рибковский не был и о них не свидетельствовал. Его военная жизнь была скудной, на грани голода другое дело, что у большинства иждивенцев она была за этой гранью , его обычное питание было в столовой Смольного, по карточкам. Единственная ставшая одиозной запись, совершенно вырванная пропагандистами из контекста всего его дневника, с очевидностью представляет собой литературную стилизацию на грани бреда, в которой роскошества противоречат суровой прозе лишней пары бутербродов.
Целой курицы, которую поедают персонажи фильма Красовского, Рибковский за войну никогда, наверное, и не видал. А увидел бы — засовестился, он был явно человек по-партийному совестливый. Значит ли вышесказанное, что никто и никогда из начальников в блокадном городе не жировал и не пировал. Увы, нет.
В сводке НКВД, направленной в Смольный цитируется в книге Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» , содержатся выразительные картины поведения начальства Приморского райкома партии: составление групп на получение продуктов без карточек, заказ на 7 ноября 10 килограммов шоколада и восьми килограммов зернистой икры, требование «достать 20 шт. По самому факту попадания такого поведения в донос понятно, что оно не было ни всеобщим, ни нормальным, ни само собой разумеющимся.
Всё время осаждения работал Эрмитаж. Ещё в первые недели войны сотрудникам музея удалось эвакуировать большинство экспонатов, а те, которые вывезти не смогли, переносили из помещения в помещение, прятали и оберегали. В залах дворца не снимали рамы, где до этого висели картины, это было сделано специально, чтобы после окончания войны быстро восстановить экспозицию. Надо было спасать, перетащить, а как и кто? Эти сорок старушек, которые были в моём подчинении, из которых не менее трети было в больнице или стационаре? И остальные люди — это все инвалиды труда или те, кому семьдесят с лишним. А курсантов привезли из Сибири, они были ещё более или менее сильные, их тут готовили на курсах младших лейтенантов.
И они переволокли мебель в тот зал, где безопасно сравнительно, и тут до конца войны она стояла. Нужно было поблагодарить их. Выстроили их в зале вот между этими колоннами , сказали им какие-то слова, поблагодарили. А потом я взял этих ребят из Сибири и повёл по Эрмитажу, по пустым рамам. Это была самая удивительная экскурсия в моей жизни. И пустые рамы, оказывается, впечатляют», - «Блокадная книга». Часть 3. Память Память живёт в людях, а они, как известно, не вечны. Страшному времени посвящают фильмы, открываются памятные экспозиции, строятся музеи.
Но слова до сих пор остаются тем, что заставляет не только вспомнить, но и прочувствовать пережитое в блокаду. То, что сегодня страшно слушать, им больно вспоминать. Обессиленные, голодные, замёрзшие и, не прекращающие спорить со смертью, эти люди вели дневники, записывали то, что было вокруг них. В мировую историю вошла девочка Таня Савичева, которая на нескольких блокнотных листах вела учёт смертности вокруг себя. Школьница синим карандашом написала девять страниц с датами смертей её родственников. Записная книжка девочки стала одним из самых известных символов войны. Более подробные дневники о жизни в осаждённом городе оставил петербургский историк Георгий Князев. К нам явилась Валя, которую мы хотели сделать своей воспитанницей. Мы были на службе, и она прошла к соседям.
Там объяснила, что голодна, ослабла, у ней нет сил и пришла ночевать к нам.
В осажденный город нужно было провести электричество. В феврале 1942 года в Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии. И уже 30 апреля заработал первый гидроагрегат. В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.
В мирное время, по расчетам специалистов, прокладка линии, которая на протяжении почти 23 километров проходит по дну Ладожского озера, должна была бы занять около полугода. Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград , включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо заданных военным советом 56 дней. Ответственным за все работы был главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов. По Ладожскому дну уже осенью 1941 года тянули телефонный кабель для связи блокированного Ленинграда с Большой землей. И вот в августе 1942-го здесь стали производить «кабель жизни».
Так его называли по аналогии с Дорогой жизни. Все это происходило под артобстрелами и авиационными бомбежками. Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. И эта дата должна оставаться в памяти потомков тех, кто защищал и отстоял город в годы Великой Отечественной войны. Страница 4 Дорога жизни «Дорога жизни» - это единая коммуникация, включающая в себя водную, ледовую, воздушную трассы через Ладожское озеро, а также железнодорожные и шоссейные дороги, связывающие Ленинград с Ладогой, а Ладогу со всей страной.
И основной составляющей этого комплекса была Ладога. Когда над Ленинградом нависла угроза полного окружения, продовольствия в городе было катастрофически мало. Ленинград фактически всегда снабжался «с колёс». А Бадаевские склады - это был миф, к тому же они сгорели 8 сентября 1941 года в день начала блокады. Тогда все взоры обратились к Ладоге.
Первая военная навигация 1941 года для Ладожской флотилии завершилась 29 ноября. Уже до этого корабли с трудом пробирались через льды. Костлявая рука голода простёрлась над мирными жителями и защитниками города. С 20 ноября 1941 г. На передовой бойцу полагалось 500 г в день, а в тыловых частях - 300 г.
В декабре иссякли запасы крупы и овощей. Вот обычное меню тех дней: завтрак - суп из муки; обед - тот же суп или мучная каша; ужин - снова мучной суп. В частях, особенно в тех, которые находились во втором эшелоне, многие бойцы, как и горожане, болели элементарной дистрофией - истощением. За три месяца части потеряли более 11 тысяч командиров и рядовых бойцов, то есть фактически полную дивизию. С февраля 1942 г.
И-43, ед. Крылатыми в городе стали слова старых рабочих Кировского завода: «Камни есть будем, а Ленинград не сдадим! Но камни могут защитить, силу даёт только хлеб, а его-то и не было. Спасти могла только Ладога. Корабли стали, предстояло освоить ледовую дорогу.
В 1941 году природа была на нашей стороне. Ранние морозы пришли на всю европейскую часть СССР. Зима на Ладоге наступила на месяц раньше. Десятиградусные морозы установились уже в первых числах ноября, а 15-го замёрзла и Ладога. Но прежде чем строить дорогу, надо было узнать состояние льда на озере.
Ледовая дорога не просто езда по льду озера, тем более такого, как Ладожское, - это очень сложный комплекс. Через Ладогу пролегало несколько маршрутов, оборудованных для двустороннего движения в первую блокадную зиму было построено 1 770 км ледяных дорог. Делалось это для того, чтобы увеличить пропускную способность дороги, рассредоточить транспорт и тем самым уменьшить его потери от воздушных налётов противника плюс уменьшить нагрузку на лёд. Каждый маршрут поддерживался в состоянии, годном для движения транспорта снегоочистке подвергались 1 650 км - почти вся трасса.
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
10 фактов о блокаде Ленинграда. рассказывает о том, что пришлось пережить ленинградцам во время блокады, в цифрах и фактах. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сегодня российская общественность зачастую не готова воспринять любые новые факты о жизни блокадного Ленинграда, в частности о ее реальных экономических механизмах поскольку заранее видит в них. «Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях. «Петербургский дневник» публикует рассказы о ленинградской блокаде. Сегодня российская общественность зачастую не готова воспринять любые новые факты о жизни блокадного Ленинграда, в частности о ее реальных экономических механизмах поскольку заранее видит в них.