Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами.
И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга.
2. Из-за интерференции
- Виды нарушений (расстройств) памяти | Пансион 24
- Другие статьи по теме
- Проблемы с памятью: причины, лечение
- Похожие статьи
- Проблемы с памятью
- «Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью | Правмир
Нарушение непосредственной памяти
Общая психопатология | Обучение | РОП | Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. |
Причины проблем с памятью у взрослых и молодых людей: из-за чего она ухудшается | Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. |
Резкое снижение и ухудшение процессов памяти | — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. |
Проблемы с памятью
Важно отметить, что искажения в социальном познании были зарегистрированы при многих психических расстройствах, помимо ПРЛ, включая депрессию, расстройства пищевого поведения и тревожное расстройство. В дополнение к изменениям в социальном познании, избирательная память на негативную социальную информацию может быть важным фактором, разжигающим межличностные проблемы при ПРЛ. В обзоре исследований долговременной памяти при ПРЛ Baer et al. Например, у людей с ПРЛ наблюдались явные проблемы с забыванием стимулов, которые были связаны с отторжением и оставлением например, одинокие, непонятые, жестокие, безразличные в задаче направленного забывания. Исследования автобиографической памяти при ПРЛ также показали, что пациенты имеют более широкий доступ к определенным негативным воспоминаниям.
Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно. Такие расстройства памяти, характеризующиеся "жизнью в прошлом", ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга. Жислин высказывает предположение, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные процессы не могут поспевать за сменой разыгрывающихся событий, идущих из реальной жизни, и фиксируют лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации. Все вписанные явления протекают на фоне интеллектуальной обедненности, обусловленной гибелью огромного числа клеток коры. В нашей лаборатории было проведено психологическое исследование группы больных в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти трех лет. Исследование познавательных процессов проводилось с помощью методик: заучивание десяти слов, опосредованное запоминание, по А. Леонтьеву, воспроизведение рассказов, установление простых аналогий, объяснение метафор и пословиц. Прежде всего выявилась недостаточная активность процесса запоминания. Больные фактически не принимали задачу "запомнить". Об этом свидетельствует то, что ни одна из испытуемых не смогла воспроизвести ни одного слова при опосредованном запоминании по А. Вместо этого больные называли предметы, нарисованные на картинках, хотя связи между запоминаемым словом и картинкой часто устанавливались адекватно. Объем памяти у этих больных был очень мал и в среднем составлял 4 слова. Форма кривых запоминания имеет форму плато рис. У некоторых больных кривые запоминания имеют зигзагообразную форму, что говорит о неустойчивости, истощаемости мнестических процессов больных. Очень низка прочность запоминания. Никто из больных не мог припомнить ни одного из десяти слов при отсроченном воспроизведении. Показательно в этом отношении также воспроизведение рассказов. Бывали случаи, когда больные, дойдя до середины рассказа, обнаруживали, что не помнят конца, искажали его сюжет. Малейшее от влечение , пауза между предъявлением и воспроизведением рассказа, какая-нибудь фраза, взгляд в сторону - все способствует быстрому забыванию. Больная, только что верно начавшая передавать содержание, с трудом вспоминает, о чем в нем шла речь, а через минуту заявляет, что никакого рассказа она не слышала, что "мы просто сидим и беседуем о разных вещах". Уровень умственных достижений подобных больных в течение эксперимента колеблется, особенно при выполнении заданий, требующих длительного удержания направленности мысли и постоянного оттормаживания несоответствующих связей простые аналогии, установление связи между словом и карточкой в методике на опосредованное запоминание. Чрезмерная отвлекаемость, соскальзывание мысли по побочным ассоциациям являются характерными для обследованной группы больных. Так, больная, которая начала верно выполнять задание, вдруг предлагает какое-нибудь совсем нелепое решение или, забывая о том, что ей нужно делать, отвлекается и начинает говорить о посторонних вещах. Потом снова возвращается к заданию и правильно продолжает его. Приводим для иллюстрации выписку из истории болезни, больной 3. Больная 3. Наследственность не отягощена. Окончила гимназию, работала секретарем-машинисткой, потом занималась домашним хозяйством. Была замужем. Детей не имела. Последние восемь лет жалуется на боли в сердце, отекают ноги. В 1966г. По словам соседей, с 1966г. Пенсию тратила почти всю на сладости, которые раздавала знакомым. Себя полностью не обслуживала, ей помогала сестра. По ночам спала плохо, стучалась к соседу, говорила, что ей страшно, у нее воруют вещи через форточку. Психиатром психоневрологического диспансера 25 февраля 1967г. В больнице первое время жалуется на преследование со стороны соседей, которые хотят украсть у нее ключи от комнаты, телевизор, делают дырки в двери ножом, ругаются. Часто пишет жалобы заведующей отделением на больных, которые якобы украли у нее много вещей: кастрюлю, шкаф, одежду, белье, стол, посуду. Критика к своим высказываниям отсутствует, неряшлива, прожорлива. Остатки еды прячет в постели, возбуждается, плачет, когда эти остатки от нее отбирают. Пребыванием в больнице тяготится, просит о выписке. Через несколько месяцев состояние опять ухудшилось. Жаловалась, что соседи часто говорят о ней по телефону, ругают ее. В марте 1968г. Стала подозрительной, злобной, ночью не спала, ходила по квартире, зажигала свет, стучала к соседям в двери. Психическое состояние. Ориентирована, в беседу вступает охотно, говорит тихим голосом. С удовольствием пишет ответы на бумаге. Крайне слабодушна. Первое время жалуется на преследование со стороны соседей. Рассказывает, что даже в больнице в первые дни слышала, как по радио говорили о ее выселении. Последнее время поведение в больнице упорядоченное. Бреда не высказывает, галлюцинации отрицает. Пребыванием в больнице не тяготится. Все свободное время сидит на излюбленном месте за столом у окна, никого туда не подпускает, очень сердится, если кто-то из больных занимает его. С врачом общается охотно, с больными не общается. В часы трудотерапии работает. Протокол экспериментально-психологического исследования больной 3. Из 10 слов больная воспроизводит 5,2,5,3,4 слова. При отсроченном воспроизведении - 3 слова. Содержание несложного задания передать не может. Переносного смысла пословиц, метафор не понимает, не может сложить простейшего узора в методике Кооса. С трудом улавливает содержание картины см. Объяснение пословиц и метафор Объяснение больной Каменное сердце Нечуткий, некультурный человек; полюбила его — не любит; вышла замуж — изменяет. Женщина обычно переживает. Женщины вообще лучше, чем мужчины. Мужчины некультурные, нечуткие, грубые...
Под гипнозом я сказал ему, что когда он проснется, здесь будет мышь — хорошая мышь — которая будет бродить вокруг него, видимая и бесстрашная. Когда он вышел из гипнотического транса, конечно же, рядом была мышь. Конечно же, я объяснил ему, что мыши на самом деле не было. Для него она была только по причине гипнотического внушения, которому он отлично подвергался. Почему бы не перевернуть мышь, я спросил его позже по телефону. Она не против. Конечно, она была бы не против. У нее будет белое брюшко, продолжал я. На брюшке будет изображение носорога с черными волосами. Уилл перевернул мышь и сказал, что да, у нее белое брюшко с черноволосым носорогом. Учтите, что окраска брюшка и носорога были уточнены позже, когда Уилл давно уже вышел из состояния гипнотического транса. Несмотря на это, характеристики сообщились и позже, были положены на желание увидеть и однозначно помнятся по сей день. В моем случае гипнотически индуцированные галлюцинации проявились случайно во время уроков в высшей школе. Мои глаза потускнели, как это обычно происходило во время лекций и не только в высшей школе. На поле моего зрения опустился туман, вероятно вызванный усталостью сетчатки. Затем учитель произнес предложение, содержащее фразу «…запишите это…», из которой я запомнил только два слова. Мой загипнотизированный ум воспринял фразу буквально и слово «это» само написалось красивым курсивом и летало в серой дымке. Я проснулся и удивился, когда понял, что это замечательный пример гипнотического внушения. Галлюцинации исчезли сразу, а память об этом гипнотически насажденном событии все еще живет. Многие люди помнят вещи, абсолютно не связанные с объективной реальностью. И эти воспоминания могут быть яркими». Носорогомышь Уилла это один пример. Такие воспоминания могут возникать из снов и кошмаров, также как и из галлюцинаций. Галлюцинации могут вызываться не только гипнотическим внушением, но также воздействием психоделических наркотиков, вроде ЛСД или Salvia divinorum, психическими расстройствами вроде шизофрении и мании, мистическим и религиозным переживанием, а также клинической смертью. Иногда эти воспоминания полностью меняют людей, которые считают их абсолютно реальными.
Из-за блокировки Ты наверняка хоть раз сталкивалась с ситуацией, когда нужные слова вертятся на языке, а вспомнить точно ты их не можешь. Это, пожалуй, самый простой пример блокировки памяти. Во многих случаях блокировка является воспоминанием, очень похожим на то, что тебе нужно. Это воспоминание конкурирует с тем, что ты ищешь, и не позволяет вспомнить нужное. Блокировка чаще появляется с возрастом. Но хорошая новость заключается в том, что рано или поздно мы все-таки вспоминаем то, что нам нужно. Из-за предвзятости Даже самая хорошая память не ограждает нас от предвзятости. Наше восприятие отфильтровывает события в соответствии с убеждениями, опытом, знаниями и даже настроением в момент получения воспоминания. Вот почему для одного человека неловкая ситуация кажется смешным эпизодом из жизни, а для другого то же самое будет считаться позором, память о котором хочется стереть. Из-за рассеянности Рассеянность — это процесс, который мешает информации правильно усваиваться в нашей памяти, так как некоторые факторы просто упускаются. Ее причинами являются нарушения способности концентрации внимания и сосредоточенной деятельности. Из-за этого мы периодически теряем ключи, не можем вспомнить, что должны были сделать, или ищем очки, которые находятся у нас на голове. Это происходит из-за того, что в момент действия мы отвлекаемся, и не уделяем ему должного внимания. Из-за снижения когнитивных функций мозга, многие пожилые люди сталкиваются с тем, что теряют вещи. Им становится сложнее сконцентрироваться и обращать внимание сразу на несколько событий, происходящих вокруг.
Нарушение непосредственной памяти
Чтобы вспомнить забытое, часто достаточно мысленно воспроизвести предшествующую последовательность событий или просто вернуться в место, где возникла первоначальная мысль. Когда вертится на языке Вы точно знаете, что именно хотите сказать, но не можете вспомнить нужное слово. Обычно это касается имён, дат, названий мест, книг или фильмов. Интересно, что при этом мы почти всегда хорошо помним, о каком человеке, месте или фильме идет речь. В психологии такое называется блокировкой.
Этот феномен хорошо изучен во время серии экспериментов этих двух ученых, как их там... И одно воспоминание совсем не обязательно тянет за собой другое. Ведь, если честно, имена и даты впечатляют нас гораздо меньше фактов. Мозг по запросу выдал вам ту информацию, которую вы искали, а с названиями разбирайтесь сами.
Единственный реальный способ борьбы с блокировками — создавать прочные ассоциации между опорными фактами и дополнительной информацией. Психолог Дэниел Шактер в книге The Seven Sins of Memory показывает, что нам гораздо легче запомнить имя человека, если оно ассоциируется с каким-то тематически близким понятием. А если ничего не помогает, просто достаньте смартфон и загляните в интернет: кстати, вот и эти учёные — Роджер Браун и Дэвид Макнейл. Вы не можете запомнить списки, номера или цитаты Вы только что прочитали номер карты, потянулись вбить его на сайт для оплаты и — уже ничего не помните.
Нет, это не признак слабоумия, а совершенно нормальное явление. Потому что кратковременная память оперирует короткими блоками информации — от пяти до девяти элементов. А в номере кредитной карты цифр намного больше — целых 16. Купить рекламу Отключить Что делать?
Разбивайте длинные последовательности цифр на короткие блоки по два-три элемента — так мы запоминаем телефонные номера. Если это список дел или покупок, можно разделить их по категориям: кратковременная память заточена на структурирование информации. Можно придать блокам информации индивидуальность с помощью эмоционально окрашенных ассоциаций. Например, разбить ВВП России на два фрагмента по три цифры и привязать к каждому запоминающийся визуальный образ.
На что обращать внимание, чтобы заметить болезнь раньше? Потеря памяти на недавние события — отличительная особенность болезни Альцгеймера. Кожевникова, выступая на форуме «Россия — территория заботы».
Еще одна сложность в том, что человек с болезнью Альцгеймера скрывает свои трудности, ему стыдно в них признаваться, он страдает и у него может развиться депрессия. Другие симптомы, указывающие на это заболевание, — стремление прятать вещи, нарушение ориентации, проблемы со счетом и с речью трудности в подборе слов. Эгоизм и шаркающая походка Сосудистая деменция может возникнуть в результате инсульта или вследствие хронических заболеваний, вызывающих нарушение кровоснабжения мозга.
Характерные особенности сосудистой деменции: общее ухудшение памяти, не только на недавние события, замедление психической деятельности, сильное сужение круга интересов, сложности с восприятием новой информации, болтливость. У человека нарушается письмо, меняется походка становится «шаркающей». Он превращается в эгоиста, требует к себе особого внимания.
Чтобы получить это внимание, человек охотно жалуется на свое состояние, в отличие от пациента с болезнью Альцгеймера. Сколько стоит деменция «Ко мне на обед приходит Путин» Деменция с тельцами Леви дает, по словам Элен Мхитарян, «очень богатую клиническую картину». Характерная особенность — состояние пациента то улучшается, то резко ухудшается.
Ему сложно концентрировать на чем-то внимание, у него возникают зрительно-пространственные нарушения. Бывают очень яркие галлюцинации, причем уже в течение первого года заболевания. Люди часто понимают, что это галлюцинации, но не воспринимают их критически.
Она говорит: я понимаю, что это президент и премьер-министр, что этого быть не может, но они приходят», — рассказала Элен Мхитарян. Кроме того, у этих пациентов возникают двигательные расстройства, напоминающие симптомы болезни Паркинсона, но со своими нюансами. Еще одна характерная особенность — резкое снижение артериального давления при изменении положения тела.
Родственники жалуются обычно на то, что пациенты резко меняются в характере.
Откажитесь от вредных привычек: не курите и не злоупотребляйте алкоголем. Обследуйтесь у врача: выявите дефицит витаминов и микроэлементов. Начните пить витамины, чтобы восполнить их нехватку. Избегайте стрессовых ситуаций. А если не получается справиться со стрессом самостоятельно — обратитесь к психологу.
Что делать при нарушении памяти и внимания При снижении памяти и ухудшении внимания могут применяться лекарственные препараты из различных фармацевтических групп. Прежде всего это средства, влияющие на обменные процессы в головном мозге и улучшающие когнитивные функции. Они нормализуют активность ключевых медиаторов, обеспечивающих передачу импульсов в нервной системе, улучшают память и повышают концентрацию внимания. Для улучшения внимания и памяти также применяются лекарства, улучшающие кровоток в головном мозге. Они обеспечивают достаточное питание нервной системы, снабжают клетки мозга кислородом и благоприятно влияют на работу всего организма. Это ноотропное средство, обладающее выраженным антиастеническим действием и благоприятно влияющее на когнитивные функции.
Препарат повышает устойчивость тканей мозга к нехватке кислорода, а также обладает нормализующим, мембраностабилизирующим и антиоксидантным действием — то есть защищает клетки от воздействия различных повреждающих веществ и повышает их способность к восстановлению. При приеме препарата по рекомендованной в инструкции схеме эффект наблюдается уже в течение первой недели. Для достижения стойкого результата требуется курсовой прием препарата. Когнитивные нарушения у больных молодого и среднего возраста: диагностика и подходы к терапии. Эффективная фармакотерапия. Cognitive impairment in young and middle-aged patients.
Lechaschi Vrach. DOI: 10.
В попытке объяснить такое положение дел, добавил он, были проведены исследования, которые выявили связь между когнитивными нарушениями и временем взаимодействия с цифровыми устройствами. Таким образом, возникла новая пандемия, которая зовется некоторыми авторами «цифровым слабоумием».
Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин. Чтобы улучшить память, считает эксперт, современному человеку необходимо соблюдать цифровую гигиену: проанализировать потребляемый контент и экранное время, делать длительные перерывы во взаимодействии с устройствами, отказаться от социальных сетей и просмотра коротких видео. Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю.
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ | это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. |
Плохая память: названа неожиданная причина | Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. |
Синдром потери кратковременной памяти > Семья и дети, давление, сосуды | Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. |
Плохая память: названа неожиданная причина | Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. |
Резкое снижение и ухудшение процессов памяти | Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. |
Виды нарушений (расстройств) памяти
Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Наравне с этим частые нарушения и потеря части памяти в пожилом возрасте считаются рядовым явлением. В психологии есть немало теорий, объясняющих, почему именно так устроена наша память. Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых.
Синдром потери кратковременной памяти
Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума». Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью. Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала. Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни. Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии. Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др.
Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии. Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти. События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту. Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания. Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения алкогольного, гашишного и др. Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения.
Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии. По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972. Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста.
По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке.
Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945.
Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении. Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т.
Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…».
Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются.
Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации.
Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др. Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени.
То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом. Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции.
Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами. Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления. Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят. Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе».
Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе». Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны. В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах. Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности. Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени. Настроение бывает приподнятым, горделивым, эйфорически окрашенным.
Память на реальные события прошлого не нарушена, что типично для шизофрении с парафренным синдромом, маниакально-депрессивного психоза. При интоксикационных, травматических психозах, старческом слабоумии фантастические конфабуляции сопровождаются обратимыми выпадениями памяти либо наблюдается нерезкое ее снижение. При бредовых конфабуляциях галлюцинациях памяти возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое в здоровый период жизни и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание о том, чего на самом деле не было. Содержание бредовых конфабуляций, как и вообще бредовых идей, может быть самым разным. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей процесс систематизации и консолидации бредовых идей и проявляющейся в ретроспективной оценке реальных фактов прошлого в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями. Иллюстрацией бредовых конфабуляций может служить следующее наблюдение.
При этом все эти нейроны оказываются функционально связанными, и их совместное существование и есть этот след памяти. Здесь возникает естественный вопрос: как можно уничтожить такое огромное и распределенное нейронное сообщество? Вы же не можете найти каждый нейрон в этой «стране мозга», который участвовал в данной совместной деятельности, чтобы направленно стереть у него воспоминание. Наверное, можно уничтожить только часть из них.
В результате многие нейроны погибнут, пускай 20—30 млн из тех 150. Но остальные-то 120 млн у вас останутся на месте, а они все по-прежнему составляют это воспоминание. Существует, конечно, какое-то пороговое значение, после которого извлечь воспоминание будет нельзя, то есть можно сказать, что мы нарушили или разрушили это воспоминание, нарушив критическую массу связей между 150 млн нейронов. Но остается вопрос: даже в этом случае вы совсем уничтожили памятный след, который состоял из 150 млн нейронов, или нет? А если я начну дергать за эти 120 оставшихся млн и они начнут достраивать потерявшиеся между ними связи, и у вас вернется назад это воспоминание? Пока сложно дать ответ на вопрос, можно ли целиком уничтожать воспоминания и забывать разные вещи. То, что вы забываете их на психологическом или поведенческом уровне, то, что у вас нет доступа и вы не можете вспомнить их, еще не означает, что вы окончательно стерли это воспоминание в мозге. Если можно его вернуть — значит, этот след памяти у вас и не исчезал, а просто находился в другом состоянии. Тут еще предстоят очень увлекательные исследования. Например, известный мнемонист С.
Шерешевский, который как писал в книге «Маленькая книжка о большой памяти» наблюдавший его А. Лурия мог с помощью воображения останавливать боль, менять температуру рук, регулировать работу сердца. Такие техники известны нам из практики йоги и буддийской медитации. Видимо, есть несколько способов выйти на подобный контроль своего тела мозгом, и у Шерешевского, насколько мы понимаем, это получалось как некий спонтанный прием в его уникальном мозге. Моя гипотеза но я специально подчеркну, что это лишь предположение состоит в том, что мозг Шерешевского, созревая в эмбриональном периоде, сформировался к рождению не таким, как у всех нас. Многочисленные синестезии Шерешевского также свидетельствуют о том, что его мозг был устроен особым образом. Многие из связей, существующих между структурами мозга в эмбриональном периоде, отмирают у нас к моменту рождения. И за счет такой мутации эти связи не исчезли, как должны были и как происходит у всех нас. Поэтому его мозг был богат очень разными связями, что давало ему в том числе возможность испытывать богатейшие состояния синестезии: то есть ассоциации вкуса с цветом, звука с тактильным восприятием и т. Шерешевский Фото: Powermemory , Википедия Еще один интересный момент.
Шерешевский с его феноменальной памятью на протяжении всей жизни очень страдал от того, что не мог забывать увиденные вещи. Это особенно мешало ему, когда она работал в качестве мнемониста на эстраде: все цифры, которые нужно было зачитать по памяти зрителям, он записывал на одной и той же доске, запоминал, а затем, начиная каждый новый сеанс, стирал с доски. В итоге таблицы с цифрами из предыдущего сеанса оставались в его памяти, мешая начать новый номер. Шерешевский перепробовал много разных способов, чтобы научиться забывать: мысленно покрывал доску пленкой, сжигал бумажки, на которых было написано то, что он должен забыть, и т. И вот после множества бесплодных попыток в один момент он просто сказал: «Я не хочу это помнить». И это сработало! Такое состояние, видимо, было некоей интеграцией работы многих связанных структур его мозга, контролирующих память; оно привело к тому, что воспоминание устранилось. Скорее всего, Шерешевский при этом не забыл, а просто подавил это воспоминание, как и многие другие далее. По тому же принципу, вероятно, благодаря подобным интегративным состояниям в мозге образы, которые он вызывал у себя в воображении, могли достигать у него соматических органов, то есть его мозг за счет такой целевой активности мог добираться до сердечной деятельности, которая, естественно, нервно контролируема. Ведь практически все тело находится под нервным контролем.
Как показывают практики йоги или буддийской медитации, нечто подобное можно сделать, и не будучи Шерешевским. Понятие «сеть покоя» относится к активности нейронных сетей мозга человека животного , находящегося в состоянии бодрствования, но не вовлеченного в деятельность, требующую направленного внимания. Справка: Rosazza C, Minati L. Resting-state brain networks: literature review and clinical applications. Neurol Sci. Существуют так называемые сети покоя, где у человека могут проигрываться пережитые травматические паттерны, не доходя до уровня сознания.
Человек хорошо помнит прошлые события, однако у него возникают трудности в воспроизведении того, что произошло 5 минут назад.
Он теряет нить разговора, потому что может забыть вопрос спустя несколько минут. Фиксационная амнезия может возникать вследствие травм мозга или интоксикации организма, а также при дефиците витамина B1. При такой амнезии не запоминаются новые события или они путаются с предыдущими. Возникает при опухолях мозга и травмах, а также наблюдается при старческом слабоумии — деменции. Это вид амнезии, при котором воспоминания постепенно возвращаются. Так происходит после операций, проведенных под наркозом, после сотрясений мозга и даже в результате стресса. Транзиторная глобальная.
Это отключение памяти на некоторый период — от получаса до целого дня. Также может сочетаться с ретроградной амнезией. При этом происходит дезориентация в пространстве и времени. Возникает при закупорке сосудов головного мозга — ишемии, а также после эпилептического припадка или мигрени. Как сохранить память Наш мозг пластичен, а это значит, что он может развиваться в течение всей жизни, но так же и деградировать. Все зависит от нагрузки. Чтобы поддерживать тонус его функций, в том числе — памяти, нужно регулярно тренировать мозг на специальных тренажерах.
Занимайтесь на онлайн-тренажерах Викиум ежедневно — они комплексно тренируют память, внимание и мышление. Это позволит поддерживать высокую продуктивность в течение всего дня. Читайте нас в Telegram - wikium 19380.
Мэрилин Монро утверждала, что в 7 лет её изнасиловали. Однако в разных интервью называла новые имена насильника. Марлен Дитрих считала, что её изнасиловал учитель музыки. Полиция взялась за расследование и выяснила, что такой человек существовал в реальности и он действительно преподавал музыку.
К его счастью, когда Марлен было 16, педагог проживал в другом городе. Таким образом, врачи пытаются вначале выяснить причину и тип воспоминания и только потом начинают работать с пациентом. Принципы в нейробиологии В нейробиологии считают, что за переделку воспоминаний отвечают гиппокамп и миндалина. Сканируя мозг с помощью фМРТ и наблюдая за работой участков, можно определить, была ли перезапись или нет. Расположение гиппокампа в человеческом мозге Как показывает практика, человек не всегда соглашается с тем, что ему навязывают. Под давлением он может признать всё что угодно, но будет оставаться при своём мнении. Доказать это легко. После повторного тестирования, но без давления начальное воспоминание не меняется.
Если испытуемый начинает искренне верить в навязчивую идею, он будет настаивать на ней в любой ситуации. То есть исходное воспоминание исчезло, а вместо него появилось новое. Этот феномен заинтересовал нейробиологов из Великобритании и Израиля источник. С помощью фМРТ они решили выяснить, какие участки мозга задействованы в искажении памяти. В эксперименте приняли участие 30 добровольцев. Их разделили на группы по 5 человек. Каждой группе показывали 40-минутный ролик про ловлю нелегальных иммигрантов. Всем испытуемым объяснили, что целью эксперимента является изучение памяти и в конце всем будут заданы вопросы.
Поэтому всех попросили не обсуждать друг с другом сюжет. Каждый участник должен был выбрать вариант и указать, насколько он уверен в правильности своих суждений. Через четыре дня эксперимент повторили. Однако теперь испытуемых сканировали на фМРТ и следили за изменениями в коре головного мозга. Вопросы повторялись, однако теперь участниками пытались манипулировать. Им разрешили опираться на общественное мнение. То есть иногда показывали, как ответили другие испытуемые. Вопросы поделили на три группы, на которые испытуемый отвечал правильно и уверенно.
Отсутствие манипуляции. Улучшение доверия. Остальные вопросы сопровождались правильными ответами других испытуемых либо комбинацией правильных и неправильных мнений. Самой эффективной оказалась манипуляция. В третьем эксперименте, который проводили через неделю, испытуемым задавали те же вопросы. Однако на этот раз всем сказали, что прошлые ответы были случайно сгенерированы на компьютере. То есть устойчивый конформизм полностью заместил воспоминания испытуемых. Снимки показали, что активно мозг работает в следующих ситуациях: Нонконформизм.
Когда человек отвечает правильно независимо от мнения других. Публичный конформизм. Когда мнение окружающих изначально повлияло на ответ, но потом испытуемый вернулся к начальному варианту. Устойчивая ошибка. Воспоминания замещаются ложными. Нет манипуляций.
Проблемы с памятью
Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток.
Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости
Нарушения памяти и деменции | «Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции. |
Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости | Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль. |
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы? | разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции). |
Что-то с памятью моей стало
Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга. Нарушения кратковременной памяти наиболее характерны для заболеваний с подкорковым типом когнитивных расстройств, таких как хроническая ишемия головного мозга (ХИМ), подкорковые нейродеге-нерации, лейкоэнцефалопатии, выраженное тревожно-депрессивное.
Какие проблемы с памятью сигнализируют о ее нарушении?
- Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии: Заболевания нервной системы
- Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими.
- Когда следует пойти к врачу?
- Лекция 7 Нарушения памяти — Студопедия
- Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать | Купрум
- Вот как живут люди с болезнью, заставляющей помнить каждый момент своей жизни
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь. Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов.
Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью. Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте. Вид занятия лучше выбирать отличный от привычной, например рабочей умственной деятельности, чтобы тренировать разные виды когнитивных функций.
Быстро, не задумываясь, отвечает на вопросы, однако ответы чаще носят случайный характер. На этом фоне выступают выраженные нарушения памяти на текущие события. Больной не помнит того, что он ел на завтрак, не помнит, какой вопрос только что задавал ему врач.
Прослушав радиопередачу, больной не только не может рассказать ее содержание, но не помнит самого факта слушания радио. Точно так же он не помнит, что сосед по палате читал ему фельетон газеты. Во время беседы с экспериментатором больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: "не знаю, вероятно, дали мне такой халат". Утверждает, что ходил сегодня в "рощу березовую гулять". Указанные конфабуляторные высказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, начало войны, год женитьбы. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него "прекрасная память".
За последние две-три недели усиливается вялость и аспонтанность , нарастает неврологическая симптоматика: выраженный двухсторонний симптом Кернига, ригидность затылка. Повышение коленных рефлексов больше справа. Больной оглушен, вял, медленно отвечает на вопросы. Несмотря на тяжелое соматическое состояние, по-прежнему утверждает, что чувствует себя "прекрасно". Патологоанатомический диагноз: гнойный абсцесс в правой орбитально-лобной области с прорывом в правый боковой и 4-й желудочки мозга. Диффузный, преимущественно базальный лептоменингит, ограниченный пахименингит в местах дефекта лобной кости. Данные экспериментально-психологического исследования больного Б-ка. Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявилась нецеленаправленность действий больного.
Он не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: "А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он Воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Больной запомнил 1,2,0,1,1 Слово. Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен.
Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа "Галка и голуби". Почему галка полетела к голубям? А кто ее знает, захотела и полетела. Может она слышала, что у голубей хорошая пища была? Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать. Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился? Никто никого не выгонял.
Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете? Спустя 10мин, больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора. Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение , без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий. Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни. Не случайно ряд ученых А.
Лурия , В. Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания. Шмарьян 1948 тоже указывал на то, что расстройства гнозиса пространства и времени являются одним из механизмов развития корсаковоподобного амнестического синдрома, наблюдаемых при тяжелых травмах мозга. Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, то есть грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики.
Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего. Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий. Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные.
Со слов родных родился и развивался нормально. В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным. Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником. Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок. Много времени проводил за книгами - "любитель почитать". Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба.
После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями. Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см.
С помощью такого диагностического исследования можно выявить симптомы, о которых сам человек не рассказывает, и предположить причину нарушений. Важно помнить, что у молодых людей плохая память и недостаточная концентрация внимания довольно часто проявляются вместе с депрессией или тревожными расстройствами. При этом симптомы когнитивных нарушений могут быть не слишком выражены на фоне общего заболевания. При нормализации эмоционального состояния, как правило, улучшается внимание и память, повышается работоспособность, появляются возможности для обучения и освоения новых навыков1. Как повысить когнитивные функции мозга взрослого человека Лечение когнитивных нарушений обычно начинают с коррекции образа жизни. Вот что поможет улучшить внимание и память: Поддерживайте высокую социальную активность.
Общайтесь с друзьями, посещайте театры и выставки. Запишитесь на курсы изучения иностранного языка или пройдите повышение квалификации по вашей специальности. Используйте любую возможность быть в обществе и активно участвовать в коммуникации, в том числе — в интеллектуальных беседах. Дайте мозгу возможность для развития. Играйте с семьей и друзьями в настольные игры — они полезны для памяти и внимания. Решайте вместе с детьми школьные задачи — они тренируют концентрацию. Разгадывайте кроссворды, учите стихи наизусть, читайте литературу в стиле нон-фикшн. Активно двигайтесь. Мозгу нужно достаточно большое количество кислорода для нормальной работы, а регулярная физическая нагрузка может обеспечить необходимый приток кислорода.
Посещайте фитнес-центр, запишитесь на групповые занятия йогой или аэробные тренировки, больше ходите пешком, делайте утреннюю зарядку, плавайте в бассейне, выбирайтесь в выходные на природу — любая активность пойдет на пользу не только общему самочувствию, но и мозгу. Не забывайте отдыхать. Спите ночью не менее 8 часов, старайтесь ложиться до 23. Нервной системе нужен отдых — в условиях постоянной перегрузки когнитивные функции снижаются. Откажитесь от вредных привычек: не курите и не злоупотребляйте алкоголем.
Еще одна сложность в том, что человек с болезнью Альцгеймера скрывает свои трудности, ему стыдно в них признаваться, он страдает и у него может развиться депрессия. Другие симптомы, указывающие на это заболевание, — стремление прятать вещи, нарушение ориентации, проблемы со счетом и с речью трудности в подборе слов. Эгоизм и шаркающая походка Сосудистая деменция может возникнуть в результате инсульта или вследствие хронических заболеваний, вызывающих нарушение кровоснабжения мозга.
Характерные особенности сосудистой деменции: общее ухудшение памяти, не только на недавние события, замедление психической деятельности, сильное сужение круга интересов, сложности с восприятием новой информации, болтливость. У человека нарушается письмо, меняется походка становится «шаркающей». Он превращается в эгоиста, требует к себе особого внимания. Чтобы получить это внимание, человек охотно жалуется на свое состояние, в отличие от пациента с болезнью Альцгеймера. Сколько стоит деменция «Ко мне на обед приходит Путин» Деменция с тельцами Леви дает, по словам Элен Мхитарян, «очень богатую клиническую картину». Характерная особенность — состояние пациента то улучшается, то резко ухудшается. Ему сложно концентрировать на чем-то внимание, у него возникают зрительно-пространственные нарушения. Бывают очень яркие галлюцинации, причем уже в течение первого года заболевания.
Люди часто понимают, что это галлюцинации, но не воспринимают их критически. Она говорит: я понимаю, что это президент и премьер-министр, что этого быть не может, но они приходят», — рассказала Элен Мхитарян. Кроме того, у этих пациентов возникают двигательные расстройства, напоминающие симптомы болезни Паркинсона, но со своими нюансами. Еще одна характерная особенность — резкое снижение артериального давления при изменении положения тела. Родственники жалуются обычно на то, что пациенты резко меняются в характере. А раньше он был спокойным человеком, даже не кричал», — привела пример Элен Мхитарян. Она советует родственникам, в первую очередь, изменить свое отношение к больному. Многие поведенческие нарушения связаны с неправильной реакцией членов семьи на симптомы заболевания.
Виды нарушений памяти
— Очень часто нарушение памяти — не первый симптом. В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной. ― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству? Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения.