Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры. Знаменитая усадьба Льва Николаевича Толстого в московском районе Хамовники отметила юбилей — 100 лет в качестве музея. 5 апреля в Музее истории Лефортово, филиале Музея Москвы, откроется выставка «Время Надежды», посвященная Надежде Дмитриевне Шаховской-Хельбиг, известной благотворительнице, пианистке, организатору одного из знаменитых. Впрочем, главной сторонницей жизни в Москве была жена Толстого Софья Андреевна, которая тяготилась деревенским бытом и скромным яснополянским обществом.
Усадьба Толстого в Хамовниках закрывается на три года
Одна из немногих старинных усадеб в центре Москвы, мемориальный дом Льва Толстого, может оказаться под угрозой из-за масштабного строительства. Знаменитая усадьба Льва Николаевича Толстого в московском районе Хамовники отметила юбилей — 100 лет в качестве музея. Литературный музей Льва Николаевича Толстого, Москва, Россия. В Долгохамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого) писатель прожил с семьей 19 лет — с 1882 по 1901 год. Государственный музей Льва Николаевича Толстого подготовил серию проектов к 195-летию со дня рождения писателя.
Форма поиска
- Первокурсники посетили Музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках
- Что посмотреть
- Форма поиска
- Усадьба Толстого в Хамовниках закрывается на три года - Год Литературы
- Исторические экспонаты музея Льва Толстого
На ВДНХ планируют открыть Музей Льва Толстого
Выставка «Московский дом Льва Толстого» | Государственный музей Льва Толстого подготовил выставки в России и зарубежных странах в честь 195-летия писателя. |
Новые экспонаты привезли в музей Толстого | С 26 сентября 2022 года музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 21) закрывается в связи с подготовкой к ремонтно-реставрационным работам, которые должны закончиться в 2025 году. |
Прогулки по Москве. Музей Л.Н.Толстого в Хамовниках | Специалисты Комплекса городского хозяйства приступили 8 августа к новому этапу реставрации Государственного музея имени Льва Толстого. |
Музей Толстого представит выставку «Репин: миф о Толстом» в Китае | Говоря о приоритетных задачах в развитии музея на ближайшие годы, Сергей Архангелов выделил разработку туристического маршрута по местам Льва Толстого совместно с ведущими культурными институциями страны и межмузейного туристического маршрута «Три дня. |
Об истории несостоявшейся женитьбы брата Толстого расскажут в Казани - МК | Небольшой и уютный музей на Пречистенке позволяет познакомиться с портретами Льва Толстого разных лет, а также увидеть оригиналы его рукописей и узнать историю жизни великого русского писателя. |
Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках
Толстого и творческой мастерской «МузейМедиа». Музей Толстого был ответственен за научную, историческую точность, «МузейМедиа» — за художественный замысел и его воплощение. Три зала павильона тематически поделены на 13 разделов, каждый из которых «стыкуется» по смыслу с определенным эпизодом произведения и дополняется соответствующими цитатами из него, экспонатным рядом, а также аудио- и видеоматериалами. Структура экспозиции предполагает раскрыть для посетителей не только содержание романа, но и философские взгляды Толстого, а также рассказать об особенностях эпохи, о мире русского дворянства и военной кампании начала XIX века. Ключевые моменты истории и главные герои романа оживают с помощью использованных в организации выставочного пространства мультимедийных технологий.
У посетителей будет возможность разучить танцевальные движения, повторяя их за парой на большом экране, и поиграть в старинные карточные игры. Перейдя в зал, посвященный военной теме романа, гости выставки смогут проследить на интерактивных картах за ходом Бородинского сражения и ответить на вопросы о полководцах — Кутузове и Наполеоне.
Каждое событие из жизни фиксировалось на фотопленку. На выставке есть даже самый ранний снимок писателя, который датируется 1849 годом. Эдуард Брусков? Что это значит? Каждый шаг, фотографировалось, снималось на камеру. Ничего не проходило бесследно. За ним следил весь мир.
Толстого Лией Оржеховской разберутся в старинном алфавите, научатся писать слова по правилам орфографии XIX века. На следующий день в 16:00 в музее славянской письменности «Слово» состоится мастер-класс «Спасенный такс». Именно так назывался один из рассказов жены и сподвижницы писателя Софьи Андреевны Толстой. Она не только выполняла обязанности секретаря мужа, но и сама была не чужда литературному творчеству. Всех желающих приглашают вдохновиться рукодельными традициями позапрошлого столетия, которые были и в семье Толстых. Проведет занятие сотрудник Государственного музея Л. Толстого Марина Воднева. Участники занятия узнают о различных техниках ручного творчества и попробуют свои силы в лоскутном шитье без иголки. Это одно из последних произведений Толстого, опубликованное уже после смерти писателя. Спектакль-расследование по мотивам повести «Крейцерова соната» покажут 15 сентября в 19:00 в павильоне «Рабочий и колхозница». Старший научный сотрудник Государственного музея Л. Толстого Лариса Романьчева расскажет о первой съемке писателя в 1908 году в Ясной Поляне и других важных моментах жизни, запечатленных на пленку. После лекции посетители увидят фильм «Живой Толстой» — кадры кинохроники 1908—1910 годов.
Не успело музейное руководство отойти от этих тревог, как в ноябре на портале «Активный гражданин» стартовало общественное обсуждение изменений в Правила землепользования и застройки по участку, вплотную примыкающему к саду во дворе литературного музея. В ПЗЗ земли, примыкающие к музею, обозначены литерой «Ф» — участки «с фактическим видом использования». Это зонирование предполагает сохранение уже существующих строений. А если на участке вообще ничего нет, то, значит, и строить ничего нельзя. Правда, можно изменить вид разрешенного использования. Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки предлагает разрешить на улице Россолимо строительство студенческого общежития. Как именно оно будет выглядеть, неясно. Проект здания — это следующая часть работы. Сначала, как мы уже упоминали, нужно сменить вид использования участка. Для этого одной из базовых процедур является публичное обсуждение. Через «Активный гражданин» местные жители могли прислать свои мнения по этому вопросу.
На ВДНХ планируют открыть Музей Льва Толстого
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 16 сентября 2022, 10:56 Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках 26 сентября уйдет на реставрацию до 2025 года Работы будут проводиться в главном доме, во флигеле, кухне, сторожке, беседке и каретном сарае МОСКВА, 16 сентября. Музей-усадьба Л. Толстого в Хамовниках в Москве с 26 сентября будет закрыта для посетителей в связи с подготовкой к ремонтно-реставрационным работам, завершить которые планируется в 2025 году. Об этом в пятницу сообщается на сайте музея. Отмечается, что предыдущие масштабные работы проводились в 2001-2002 годах. Проектировочные работы осуществили в 2018 и 2021 году.
Ноябрь 23, 2023 Экспозиция «Толстой и Репин», рассказывает о взаимной влиянии художника и писателя. На ней представлено более сорока экспонатов из фондов Государственного музея Л. Толстого, рассказывающих историю 30-летней дружбы двух русских гениев. На открытии выставки присутствовали официальные лица и представители китайских СМИ. Государственный музей Л.
Надежда Исаева Преподаватель международного класса по вокалу, ораторскому и актерскому мастерству. Автор методик по развитию творческого потенциала. Лауреат международных конкурсов в номинации сольное и ансамблевое пение, Лауреат конкурса «Весна Романса». Персональный консультант по коммуникации и деловому общению государственных служащих и ведущих бизнесменов России. Светлана Грохотова Эксперт по этикету и межкультурным коммуникациям. Попечитель БФ «Старость в радость». Посол движения «Я твой донор» Российского Красного Креста. Приглашенный преподаватель Института русского языка. Анна Делианиди Филолог, лектор, автор подкаста «Библиотека нормального человека». Отвечает за творческие встречи в РГБ, продюсирует культурные проекты, рассказывает про великие тексты внутри исторических эпох и тексты современные внутри текущего момента, считает, что человека определяют начитанность, насмотренность и наслушанность. Мария Минкова Сет-дизайнер. Преподаватель школы предметных стилистов школы Seasons, стилист съемок журнала Seasons. Также в портфолио Марии — коммерческие съемки для крупных российских брендов.
Меня начали приглашать как спикера на мастер-классы по столовому этикету, и всегда получался разговор о традициях, ритуалах, каком-то замедлении в потоке времени. Чем больше я погружалась в этот мир, тем больше мне хотелось делиться. К тому же вокруг оказывалось много людей, которым оказались близки мои мысли. Значит, это кому-то нужно! Все постепенно складывалось, как детали одного пазла, — и в конечном итоге сложилось в идею «Палат». А палаты сразу входили в этот план? Как вообще историческое здание попало в ваше поле зрения, ведь восстановление — это всегда сложный и дорогой процесс. Не легче было обосноваться в современном ЖК, допустим? Я искала здание с историей, с архитектурой. Современный ЖК даже не рассматривала: я вообще боюсь гигантомании, если это касается не бокалов. Что касается реставрации — это занятие благодарное. Даже на этапе восстановления здания я познакомилась с потрясающими специалистами — архитекторами, историками, москвоведами — и просто неравнодушными людьми, которые помогали, потому что влюблялись в эти палаты. И вообще, мне близка концепция lifelong learning — продолжаю осваивать новые знания в области культуры и сохранения объектов культурного наследия. Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого» Почему основа концепции проекта именно культура повседневности? О том, что я делаю, я впервые задумалась, когда начала коллекционировать фарфор и стекло. Казалось, это что-то про культуру и эстетику быта, но мне не хватало в этих словах движения, ритуальности, смысла.
На ВДНХ открылась мультимедийная экспозиция «Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы»
Государственный музей Льва Толстого планирует открыть на ВДНХ тематический парк | Государственный музей Льва Толстого подготовит 8 сентября праздничное мероприятие, посвященное 195 годовщине со дня рождения русского мыслителя. |
В Елабугу привезли экспонаты из московского музея Льва Толстого | Новости АБН в телеграм-канале: @abnews_live. В Москве отреставрируют музей-усадьбу Льва Толстого за 314 млн рублей. |
Музей-усадьбу Льва Толстого в Хамовниках закроют на реставрацию | Музей-квартира А.Н. Толстого. Дом-музей М.М. Пришвина. |
Создатель жанра романа-эпопеи и мастер психологизма: на ВДНХ отметят день рождения Льва Толстого | До 2024 года на Выставке достижений народного хозяйства запланировали открыть новое культурное пространство – Музей Льва Толстого. |
В музее Толстого хранятся работы Т.Л. Толстой, среди которых — графические портреты Льва Николаевича, исполненные карандашом, углем, сангиной. Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках в Москве с 26 сентября будет закрыта для посетителей в связи с подготовкой к ремонтно-реставрационным работам, завершить которые планируется в 2025 году. Выставка Государственного музея Льва Толстого "Война и мир" Л. К 100-летию Музея Льва Толстого для посетителей открыли после реставрации усадьбу писателя "Хамовники".
На ВДНХ открылась мультимедийная экспозиция «Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы»
А еще мы обменялись подарками с Ясной Поляной. У Екатерины Александровны Толстой, директора музея-заповедника, был день рождения, она говорит: «Только не дарите мне цветов. Подарите что-нибудь из сада». Мы сказали: «Конечно!
А она нам в ответ прислала две яблоньки из яснополянского сада. И вот три года у нас не будет дома в Хамовниках. Мы надеемся, что даже рассказ о том, что мы обнаружим при проведении ремонтных работ, будет интересен почитателям Льва Николаевича, мы обязательно будем давать отчет о ходе ремонта на сайте нашего музея, но из культурного оборота хамовнический дом выпадет, поэтому мы будем немножко стеснены в увеличении объемов посетителей по Пушкинской карте.
В Министерстве культуры советуют наращивать объем онлайн-посещений, будем думать, как это сделать. Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения — анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы. Увидев впервые «этот чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея, последний секретарь Толстого Валентин Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Льва Николаевича Толстого».
Это произошло в 1920 году, и с тех пор здание на Пречистенке неотделимо от имени писателя. Во флигеле особняка находится наше фондохранилище — около четырехсот тысяч единиц хранения. Рассказывать о фондах музея можно много, но самое примечательное в них — рукописи Льва Толстого, которые бережно хранятся в несгораемой «стальной комнате» в здании Академии Художеств.
В 1939 году было решено сосредоточить все пушкинские рукописи в Пушкинском Доме, рукописи Горького — в Институте мировой литературы, а толстовские — в нашем музее. У нас в Москве, помимо хамовнической усадьбы, есть еще одна примечательная площадка — Толстовский центр на Пятницкой, 12. Это здание входило в ряд строений, одно из которых в 1857 — 1858 годах снимал молодой Толстой, вернувшийся с Крымской войны.
К этому времени он уже был известным писателем. Здесь, на Пятницкой, у него бывали в гостях Салтыков-Щедрин и братья Аксаковы, здесь он работал над «Казаками».
Это будет Музей Льва Толстого.
Возможно, пространство полностью посвятят одному из культовых произведений писателя — «Война и Мир». Отметим, что на данный момент концепция музея пока не утверждена.
Гендиректор Государственного музея Льва Толстого Сергей Архангелов рассказал «Культуре», каким подспорьем стала Пушкинская карта для музейных институций. Легко ли меняться? А Пушкинская карта рассчитана на активную популяризацию, понятную молодежи. Мне кажется, что это очень хорошее изобретение, и оно постоянно набирает обороты. В прошлом году у нас было много посетителей по Пушкинской карте. Министерство культуры отбирает проекты, которые подходят для формата Пушкинской карты, и у нас таких научно-просветительских, экскурсионных, выставочных проектов девятнадцать.
Но сейчас мы встретились с новым вызовом — дом Толстого в Хамовниках, один из самых притягательных наших объектов, закрылся на ремонт, который продлится три года. Мы подходим к этому вопросу очень скрупулезно. Сохраняем все детали — оконные шпингалеты, крюки для качелей, на которых катался Ванечка Толстой, последний, тринадцатый ребенок в семье, родившийся в хамовническом доме. Оставляем пол, по которому ходил Лев Николаевич, — наши реставраторы по дереву изобрели специальную мастику, и пол прекрасно сохранился. Ну и, естественно, обои — у нас сохранились образцы, по которым их можно воссоздать. До XXI века в хамовническом доме не было электричества, только керосиновые лампы. В 1882 году, когда коллежский секретарь Арнаутов, продававший усадьбу, показывал ее Льву Николаевичу, — она понравилась Толстому не домом, а прежде всего садом. Толстой отвечал: «Да зачем мне дом, я уже видел сад».
Летом 1882 года усадьба была приобретена Толстыми и перестроена под нужды большой семьи. Там же есть десять деревьев, которые помнят Льва Николаевича. Мы и сейчас подсаживаем там липы, яблони. У нас был меценат, который дарил нам яблоньки.
После смерти писателя здесь сразу же был создан музей, но позже было решено включить в музейную зону еще несколько зданий, когда-то прилегавших к станции: Троицкую церковь, водонапорные башни, мастерские. Всё это надо приводить в порядок и музеефицировать. У нас есть такой проект, мы заключили договор с туристическими организациями Липецка, договорились с РЖД, чтобы на станции Астапово останавливались поезда.
Одно время толстовский комплекс был отрезан от железнодорожного сообщения, но сейчас остановки в Астапово будут восстанавливать. Второй филиал музея — в Железноводске. Это бывшая станция почтовых дилижансов, которую Лев Николаевич Толстой посещал, когда приехал с братом на Кавказ. Наш музей восстановил станцию и открыл в ней толстовский центр. Там тоже проводятся выставки и экскурсии, и мы хотим к 200-летнему юбилею Толстого, к 2028 году, расширить возможности филиала — построить здесь здание экскурсионного бюро. Во всех наших филиалах, как и в центральном здании на Пречистенке, действует Пушкинская карта. Но специфика музея в том, что большая часть просветительско-педагогической деятельности у нас всегда была ориентирована на детей младших классов.
Конечно, у нас есть всевозможные программы для разных возрастных категорий посетителей, но жаль, что большая часть нашей аудитории — школьники до 8-го класса, то есть молодые люди, которые еще не имеют паспорта, — не может получить Пушкинскую карту. И нам хотелось бы расширить ее возрастной диапазон. Если существует Школьная карта, почему бы не объединить ее с Пушкинской? Мы, со своей стороны, ищем новые формы выставочной работы. Наш музей вошел в ассоциацию Литературных музеев, созданную три года назад — здесь объединяются люди, связанные литературной идеей, выполняются интересные проекты. Вместе с музеем А. Пушкина, нашим ближайшим соседом, мы сделали выставку «Поэты и музы», а до этого у нас была выставка «Кабинеты писателей».
Елизавета Меркурьевна Бём участвовала в работе издательства «Посредник», созданного Толстым и Чертковым для простого народа.
В саду музея-усадьбы Льва Толстого в Хамовниках откроется выставка о его жизни в Москве
Точно неизвестно в этом ли доме жил Лев Толстой(есть мнение, что это дом № 16, строение 6), но музей базируется именно в этом здании. Адрес музей Льва Толстого: улица Пречистенка, 11/8. В Долгохамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого) писатель прожил с семьей 19 лет, с 1882-го по 1901 год. Толстой в Москве провел девятнадцать зим — с 1882 по 1901 год. Государственный музей Льва Толстого в Хамовниках находится на реставрации. «Москва Льва Толстого» будет открыта до лета 2022 года.
Временной интервал
- Что еще почитать
- Замоскворечье
- Главные новости
- Лента новостей
- Новости по теме
Как Пушкин помогает Толстому: интервью с директором Музея Льва Толстого
Горький, И. Репин, Б. Пастернак и В. В музее хранятся подлинные вещи, рукописи, портреты, фотографии писателя и его окружения. Это самая большая в мире коллекция предметов, связанных с Львом Толстым, она насчитывает около полумиллиона экспонатов.
Большую часть дня Толстой посвящал интеллектуальному труду, общался с интересными людьми разных сословий, профессий, взглядов, возрастов. Двери его дома всегда были открыты для посетителей. С возрастающей популярностью количество фотографий Толстого увеличивалось. Писателя фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты русских и зарубежных газет и журналов, члены семьи, родственники, друзья. Однако в последние годы жизни Лев Николаевич не любил лишнего внимания, представителей прессы и фотографироваться, считая это пустой господской забавой.
Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л. Толстого; она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией писателя. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л. Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой Охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства». В 1921 г. Толстого была превращена в музей. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. С 1925 г. Толстого 1928. К юбилею во флигеле Кузминских открылась первая выставка «Толстой в Ясной Поляне» , начали выходить тома 90-томного собрания сочинений Л. Толстого, в Ясной Поляне открылась школа имени Л. Толстая сыграла огромную роль в создании музея и его развитии в 20-е годы. Но в 1929 г. В 30-е годы особое внимание уделялось восстановлению и сохранению Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Началось изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; была восстановлена пасека, приводились в порядок сады, производились посадки деревьев взамен вымерших… Работы велись под руководством Ботанического сада Академии наук СССР. В 1940 г. Мастера Государственной Третьяковской галереи отреставрировали произведения живописи в доме Толстого полотна работы Репина, Ге, Крамского…. В 1941 г. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. Эвакуацию организовала внучка Л. Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, которая в 1941 г. Подготовкой вещей к эвакуации занимался хранитель музея Сергей Иванович Щеголев. Ясная Поляна была оккупирована в течение 45 дней. При отступлении немцы подожгли дом Толстого. К счастью, пожар удалось потушить, и в усадьбе немедленно начались восстановительные работы. Первая реставрация была завершена к маю 1942 г. В мае 1945 г. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время. В 1951 г. В 1953 г. В те годы особое значение приобрела фондовая работа. На каждый из 37 мемориальных объектов усадьбы сотрудники музея разрабатывали паспорта, содержащие точное описание объекта, его размеры, место расположения, назначение, фотографии. С 50-х годов регулярно выходят в свет Яснополянские сборники научных статей; переиздаются путеводители по дому Толстого и заповеднику. Толстого был подготовлен 1-й том научного описания личной библиотеки Л. Эта работа велась научными сотрудниками музея под руководством В. Начиная с 50-х годов расширяется экспозиционная деятельность музея, постоянно сменяют друг друга выставки во Флигеле Кузминских и выставочных залах Дома Волконского; музей организует передвижные выставки; расширяются его фонды; растет число посетителей. В 1971 г. Толстого 1978 г. К юбилею было полностью завершено издание библиографического описания книг на русском языке в библиотеке Толстого в 2-х томах. Постепенно Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения. Новый этап в истории музея начался в 90-е годы, когда его директором стал праправнук Л. Толстого — В. Сегодня, по-прежнему уделяя внимание традиционным направлениям деятельности музея, Ясная Поляна развивается в новых направлениях, например: разработка альтернативных туристических программ, развитие культурного туризма на базе Ясной Поляны, но с выходом за ее пределы; реализация мощного потенциала в области просвещения; возрождение народных традиций; расширение рекламной и издательской деятельности; внедрение новых технологий; сотрудничество с зарубежными странами. В структуру музея включается целый ряд филиалов. Филиалы музея: Козлова Засека После открытия в 1868 году Московско-Курской железной дороги так была названа ближайшая к Ясной Поляне станция. В год столетия со дня рождения Толстого 1928 , Козлову Засеку переименовывают в станцию Ясная Поляна. В 2001 ей было возвращено историческое название. Станция стала филиалом музея-усадьбы Л.
По словам художника по костюмам Дмитрия Андреева, во время съемок перед группой дизайнеров и декораторов встала задача — придерживаться единой цветовой и силуэтной концепции. Специалисты сшили около 200 комплектов женских бальных платьев, в том числе: нижние юбки, обувь, турнюры и чулки. Для сцены скачек художники создали большое количество образов в стиле «импрессионизма».
Станьте первым комментатором
- В печатном номере
- К 195-летию Льва Толстого проходят выставки в России и за рубежом | ХОРОШИЕ НОВОСТИ
- В саду музея-усадьбы Льва Толстого в Хамовниках откроется выставка о его жизни в Москве
- Музей Льва Толстого откроется на ВДНХ - Лента новостей Москвы
Об истории несостоявшейся женитьбы брата Толстого расскажут в Казани
Дополнением служат предметы из фондов Елабужского музея-заповедника», — сообщается на сайте музея-заповедника. Открытие выставки прошло при участии директора учреждения Гульзады Руденко, директора Елабужского колледжа культуры и искусств Альфиры Акберовой, директора Полилингвального образовательного комплекса «Адымнар — Алабуга» Надира Курамшина. Также видеоприветствие прислал директор Государственного музея Л. Толстого, заслуженный работник культуры России Сергей Архангелов. О Льве Толстом и наиболее ярких эпизодах его биографии поведал специалист экспозиционно-выставочного отдела Елабужского музея-заповедника, искусствовед Эдуард Брусков.
Жизнь в Москве отмечена и созданием масштабного художественного полотна — романа «Воскресение», над которым писатель работал в 1889—1899 годах. Часть выставки составляют домашние фотографии Л. Они позволили рассказать об образе жизни писателя в Москве, о его привычках и занятиях. Выставка открыта с 22 июля по 22 июля 2022 года, сообщается на сайте музея.
Князь вдруг открыл в себе любовь к лыжам и саням и все время проводил в имении Лотошино. Поэтому, когда ему рассказали, что отступающие в 1812 году французы из мести жгли дворянские дома, но его родную усадьбу не тронули, поскольку им понравился внутренний интерьер и стиль имения, князь только посмеялся. Впоследствии дом перешел во владение семьи Олсуфьевых — хороших знакомых писателя. На момент покупки дома Толстым в 1882 году в здании не было электричества и канализации, тогда супруга Льва Николаевича активно взялась за ремонт. Свое комфортное жилье в Москве писателю было необходимо, поскольку предстояло много работать в архивах и контактировать со столичными издателями. Плюс подросли дети — пришло время дать им университетское образование, а 17-летнюю дочь Татьяну — вывозить «в свет». На заборе усадьбы установлена мемориальная табличка. Фото: Евгения ГУСЕВА После покупки семья занялась переустройством имения: были надстроены второй и третий этажи, отремонтированы комнаты и расчищен сад. В усадьбе появилось 16 комнат. Помещения на первом этаже предназначались для бытовых целей: здесь располагалась столовая, комнаты детей, спальня хозяев. Комнаты с высокими потолками отремонтировали для приема гостей: тут проводились званые вечера, устраивались публичные мероприятия. В комнатах с низкими потолками жила Мария Толстая, прислуга, а также располагались кабинет и «рабочая комната» самого писателя. Кстати, именно наблюдение за рабочими местных фабрик легло в основу фактуры многих эпизодов «Воскресения».
Мешковым, С. Меркуровым, Л. Пастернаком, артистами В. Качаловым, О. Книппер-Чеховой, А. Яблочкиной, режиссерами К. Станиславским и В. А главное — эта идея нашла поддержку в семье Толстого — у его вдовы и детей: Сергея, Татьяны, Александры. Трудным был выбор помещения для музея. Были предложения разместить его в Хамовническом доме писателя, в Сухаревой башне. В итоге была снята квартира из восьми комнат в бельэтажном доме Хрептовича-Бутенева на Поварской, 18. Помещение было тесным, но находилось в центре Москвы и отвечало правилам пожарной безопасности. Возник островок «мудрой человечности». Хранителем музея стал П. Бирюков, а после его отъезда в Швейцарию — В. Последний так вспоминает о том времени, когда музей помещался на Поварской: «Музей с его маленьким штатом служащих, состоявшим из 4-х человек, кроме меня заведующей канцелярией и трех технических служащих , работал регулярно, принимал посетителей, проводил экскурсии в этом деле, кроме меня, участвовал И. Горбунов-Посадов , пополнял свои коллекции по отделам художественному, книжному и рукописному. Никакой научной работы в музее, однако, не велось. Читальни не существовало. Теснота помещения давала себя знать». Толстовские вечера устраивались «в больших залах и аудиториях Москвы с участием литературоведов-докладчиков и знаменитейших представителей московского артистического мира Гольденвейзера, Игумнова, Станиславского, Сумбатова-Южина, Качалова, Москвина, Лужского, Неждановой, Книппер-Чеховой, Германовой и др. После 1917г. Это позволило защитить духовное и материальное наследие Толстого от революционного экстремизма масс. Острота проблемы спала, но не исчезла. Главное же, вокруг чего возникла конфликтная ситуация, было нежелание многих членов Правления Толстовского общества дать согласие на национализацию — никаких компромиссов с государством Советов. Если же суждено свершиться этому акту, пусть он будет «насильственным» — так считали члены Правления. Булгаков при участии А. Толстой и художника Н. Бартрама, создателя Музея игрушки, при поддержке В. Бонч-Бруевича буквально отвоевал у многочисленных претендентов особняк на Пречистенке, 11. Он был построен в 1817-1822 гг. Толстого в Москве. Литературный музей на Пречистенке и музей-усадьба «Хамовники» были объединены в один музей, который с 1939 г. Торжественную церемонию передачи музея от Толстовсекого общества государству осуществил С. Ровно через год — 20 ноября 1921 г. Толстого «Хамовники» С историей создания ГМТ неразрывно связана история создания Рукописного архива Толстого, хотя хронологические рамки этой истории гораздо шире. Первым хранителем рукописей Толстого была его дальняя родственница и воспитательница Т. Ергольская, с любовью собиравшая всякие записочки детей Толстых и бережно хранившая письма и рукописи молодого Льва. Позднее эту миссию приняла на себя жена писателя С. В 1887 г. Параллельно с ней, с середины 1880-х годов, рукописи писателя начал собирать его друг В. Чертков, передавший их в 1913 г на хранение в Библиотеку Академии наук Санкт-Петербурга. Таким образом, к началу 20-х годов прошлого века архив Толстого оказался разбросанным по разным местам. В 1926 г. Толстого Этот вклад превратил музей в крупнейшее хранилище толстовского рукописного наследия. Другой важный шаг на пути объединения толстовских архивных материалов был сделан в 1939 г. Вскоре после этого Постановления 30 государственных учреждений страны, в том числе и Государственная библиотека СССР им Ленина, обладавшая вышеупомянутой коллекцией С. Толстой, передали «профильные» рукописные материалы С этого момента в «стальной комнате», отвоеванной музеем у многочисленных претендентов сосредоточилось все сохранившееся рукописное наследие Толстого, кроме некоторых частных автографов, принадлежащих частным лицам. Потребовалось почти 70 лет напряженной хранительской и исследовательской работы, прежде чем сформировался нынешний Архив Толстого, одно из уникальных хранилищ не только нашей страны, но и мира.
К 195-летию Льва Толстого проходят выставки в России и за рубежом
В Долгохамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого) писатель прожил с семьей 19 лет, с 1882-го по 1901 год. Музей-квартира А.Н. Толстого. Дом-музей М.М. Пришвина. Вовсе не обязательно быть поклонником творчества и личности Льва Николаевича Толстого, чтобы с удовольствием посетить этот музей.