Биография Михаила Врубеля и история создания его "демонических" картин. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ). Михаила Врубеля можно причислить к символистам, отнести к наследникам средневековых традиций, назвать модернистом. И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины | Русь-Арт&Галерея24 | Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины позировать, изменил композицию и цветовой строй. |
Работы Михаила Врубеля – 80 фотографий | ВКонтакте | Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием. |
12 главных шедевров Михаила Врубеля - Узнай Россию | «Получил свое» Михаил Врубель от молодого репортера «Нижегородского листка» Алексея Пешкова. |
Михаил Врубель в 10 шедеврах
Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. Вы художник? Ладно, идите. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля.
Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Между тем, то был этюд к "Восточной сказке", которая вот уже сто лет украшает Русский музей. В ноябре 1884 года Врубель на время оставляет работы для поездки в Венецию, где он пробыл до мая 1885 года. Там он изучал творчество мастеров XV в, написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви "Св.
Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" 1885, Гос. Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен.
Вернувшись в Киев, Врубель метался. Он словно не находил себе места - то принимал решение уехать из Киева и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу , то возвращался опять. Он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же и жестоко бедствовал, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время, но очевидно, что он переживал не только денежный кризис.
В конце концов, он продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона". Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание".
Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. По словам Нестерова, Врубель "витал в своих видениях, грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешних стран". Как бы то ни было, его иконописные "дерзания" вызвали недоумение.
Врубель вложил в свои эскизы такую философскую глубину, что был обвинен в нарушении канонов церкви и в 1889 году отстранен от работ. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова. В те же дни, изгнанный из Владимирского собора, вчитываясь в строки Лермонтова, Врубель ощущает в себе "дух изгнания". И он везет в Москву, навстречу судьбе, образ "Демона", который станет символом его жизни.
Переселение было внезапным, почти случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве - всего на несколько дней. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Так и было поначалу.
Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Через посредство В. Серова Врубель знакомится с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий".
И только один человек сразу поймет, откуда взялся этот образ. Художник Константин Коровин встретил Михаила Врубеля еще в его украинский период, в усадьбе под Полтавой, где тот жил летом в гувернерах. И был очарован его породистым лицом, тонкими крепкими руками, тем, как он держится, как ест, как легко и ловко ездит верхом... А затем, во время купания, заметив большие белые шрамы на груди Врубеля, в ответ на свой вопрос, услыхал: "Я любил женщину и сильно страдал.
И когда резал себя ножом, страдания уменьшались". Позже он понял главное страдание этого человека. Никто не понимает, что я делаю, но... Я так хочу!
В знаменитой картине "Демон сидящий" 1890, ГТГ Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. В Москве в 1891 году Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг Саввы Мамонтова, прежде всего с В.
Серовым, К. Коровиным, В. Врубель жил в доме Мамонтова и работал как скульптор, дизайнер, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений. Савва Мамонтов отдал в полное распоряжение Врубеля одну из лучших своих мастерских.
А уже через неделю, потрясенный, сообщил Коровину: "Вы видели, что он пишет? Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! В 1890 году он показал своего "Демона сидящего", задуманного еще в Киеве.
Эта картина стала символом наступающей эпохи - эпохи символизма и религиозного реформаторства. Мамонтов был в ужасе. Валентин Серов ставший с годами другом Врубеля и добившийся места для его картин в Третьяковке , заглянувший в мастерскую Врубеля, откровенно признался: "Я этого не понимаю". Наконец, сам Третьяков, поспешивший к живописцу, о котором говорили во всех салонах, увидев его работы, только развел руками.
И только тогда Врубель по-настоящему приступил к работе, а Морозову объяснил, что нужно добавить последние штрихи. Потом он создал еще и витраж с рыцарем напротив этой лестницы. Первый вариант витража находится в основной экспозиции Третьяковской галереи», — добавила Людмила Сайгина. Для малой гостиной Врубель написал три панно на тему «Времена дня. Художнику из-за капризов владелицы пришлось менять композицию, переписывать готовые панно. Потом их неправильно наклеили на стены.
А в 1995 году в особняке случился пожар, во время которого пострадали панно не только Врубеля, но и Богаевского и вся деревянная резная отделка. Позже живопись реставрировали мастера из Третьяковской галереи. В 2021 году была завершена реставрация фасадов и ограды особняка. Специалисты очень бережно подошли к восстановлению объекта культурного наследия, изучали архивные материалы, сохранили подлинные элементы декора фасада и воссоздали утраченные фрагменты. Особняк на Спиридоновке стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2021» , специалистов наградили за лучший проект реставрации, научно-методическое руководство и организацию работ. Стиль Врубеля настолько приглянулся Морозовым, что к художнику обратился другой представитель династии — Алексей Викулович.
Получив от отца наследство в виде дома 21 в Подсосенском переулке, он захотел его перестроить, избавиться от родительского «ретроградного веяния». За дело снова взялся тандем Врубеля и Шехтеля. При этом архитектор создал неожиданный прорыв пространства вверх. Украсив окна второго этажа цветными витражами, люстрой с цветными стеклами, ковром на балюстраде лестницы на второй этаж, он задал тон цветовому решению этого пространства. На одном был изображен Фауст, на втором Маргарита, на третьем Мефистофель с учеником. Все эти работы сейчас в Третьяковке.
Узнать больше об истории усадьбы Алексея Морозова и увидеть сохранившиеся интерьеры дома можно на виртуальной экскурсии на портале «Узнай Москву».
В залах Третьяковки экспонируется одна из самых известных картин, посвящённых сирени. Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Так, уже более ста лет картина «Сирень» обретает всё новых поклонников и вызывает очень разные трактовки написанного на полотне.
Metro публикует несколько любопытных фактов из жизни знаменитого художника. Остался на второй год Михаил Врубель с детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Учиться на юриста Врубелю не нравилось: он два года оставался на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — "действительный студент". Позже он исполнил свою мечту: поступил в Академию художеств. Демонический цикл В 1889 году в возрасте 33 лет Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме "Демон".
Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея
Около 1920. Государственная Третьяковская галерея Николай Ульянов. Портрет А. Портрет К. Представленные работы объединены общими идеями: Обращение к прошлому: ведь многие воспринимали окружающее через искусство прошлых веков, например, обращение к греческом стилю. Воспевание вечной жизни. Портреты вписаны в природу. Поиск вечной женственности, воспеваемой поэтам и и художниками. Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна в опере А. Серова «Юдифь».
Государственная Третьяковская галерея Александр Головин. Портрет поэта М. А Кузмина. Болотная заросль. Государственная Третьяковская галерея Из пресс-релиза выставки В ноябре в Новой Третьяковке открывается масштабный проект — монографическая выставка Михаила Врубеля. В освободившихся залах художника в постоянной экспозиции посетителям музея будут показаны другие грани стиля модерн. Впервые за долгие годы крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, оставшееся в здании в Лаврушинском переулке, окажется вписанным в контекст эпохи благодаря соседству с произведения ми других мастеров русского модерна. Василий Денисов. Памяти Врубеля. Государственная Третьяковская галерея Василий Денисов.
Композиция к классическому пейзажу. Битва на мосту. Птица сирин. Палаты царя Берендея. Фантастический танец. Государственная Третьяковская галерея В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», которая объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х — 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют широкому зрителю новые имена. Название выставочного проекта отсылает к идее связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, характерной для эпохи рубежа веков. Многие художники, пробовавшие себя в сценографии, перенесли опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов.
Принцип плоскостности изображения стал одной из причин широкого распространения картин-панно. Подтверждением этому выступают панно М.
После окончания учебного года Врубель переехал в Киев.
Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду». Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги.
После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.
В экспозиции объединены 200 работ художника из Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и частных коллекций. Живопись по большей части — из Москвы, а графика — из Русского музея. Художник создавал свои произведения на рубеже веков, когда мир становился другим. Врубель искал скрытый и главный смысл вещей, но его эксперимент не принимался зрителями, даже заказчики часто отказывались от работ художника. Например, представленное на выставке панно «Утро», было отвергнуто заказчиком - С. Оно было куплено позже М. Тенишевой по совету С.
Как вспоминал С. Судейкин, на выставке русского искусства, устроенной С. Дягилевым в Париже в 1906 году, картины Врубеля никого не заинтересовали, кроме одного человека, который внимательно всматривался в работы и делал наброски в своем блокноте. Этим человеком был Пикассо. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста с польскими корнями. С польского слово «врубель» переводится как «воробей».
Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона. Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них. Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено. Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М. Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона. Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта. С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира. Они важный этап в развитии темы Демона, связующие звенья в цепи превращений этого образа, фиксирующие движение мысли художника от «Демона сидящего » к летящему и поверженному. Работая над иллюстрированием поэмы, художник проводит своего героя путем лермонтовского «Демона» и затем продолжает его судьбу уже как бы за пределами поэмы. И если «Летящего Демона» еще можно рассматривать как некий итог постижения лермонтовской концепции, то «Демон поверженный» - освобождение от чар литературного первоисточника. Волошин писал: «У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел по ней до конца. Необычно большой по размеру лист бумаги тонирован так, что его поверхность уподоблена плоскости оштукатуренной стены, на которой проступает изображение. Легко поверить, что этот бесплотный лик был не сочинен, а «увиден» художником. Вся титаническая работа, предшествовавшая созданию образа, была проделана до того - на протяжении пяти лет, прошедших с тех пор, как Демон «явился» Врубелю впервые. Все эти годы он пытался разными способами воплотить, материализовать видение - вплоть до исполнения его трехмерной «модели», чтобы, осветив его по требованию картины, пользоваться им как «идеальной натурой»[13]. Возвращаясь в Москве к образу Демона, художник тщательно прорабатывает его пластику в целой серии монохромных иллюстраций к одноименной поэме Лермонтова. В поисках визуального эквивалента лермонтовскому тексту Врубель «материализует» Демона - его мимику, позы, характер движений. И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре. В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона.
Репортаж с открытия выставки Михаила Врубеля
Михаил Врубель принадлежит к прославленной плеяде русских мастеров рубежа XIX и ХХ веков, и цель данной выставки — показать творческий метод художника, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины позировать, изменил композицию и цветовой строй. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты.
Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи
Врубель: художник на все времена | В Абрамцевской керамической мастерской Врубель увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. |
Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля | Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. |
Выставка Михаила Врубеля - Куда сходить в СПб | Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. |
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов
Биография Михаила Врубеля и история создания его "демонических" картин. Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Михаил Врубель. Галерея картин. Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Но идея такой переклички представляется оптимальным способом связать в сознании зрителя наброски с холстами. Ведь если бы небольшие листы разместили непосредственно около гигантских картин, это бы выглядело нелепо и отвлекало от главного. Свет и «Пророк» О чем говорили поклонники прекрасного на этой неделе Впрочем, это не единственная кураторская находка спасибо Ирине Шумановой из Москвы и Аркадию Ипполитову из Петербурга. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. Но первая же демонстрация на выставке — с нормальным ровным светом — повергла гения в отчаяние: ему показалось, что магия ушла. Он стал прямо в зале корректировать работу, посвятил труду несколько месяцев и всё равно не смог добиться желаемого подробности этой истории изложены в роскошном каталоге, изданном к выставке.
Получилось ли сейчас воссоздать первоначальный эффект — вопрос спорный. Но, как минимум, зрители могут почти вплотную рассмотреть перья крыльев и в целом увидеть произведение иначе, чем раньше. Выставка вообще дает возможность взглянуть на многие знакомые вещи по-новому — в прямом и переносном смысле. Например, трехметровое вертикальное полотно «Пророк» годы спустя автор разрезал на две части, и на нижней прямо поверх изображения крыльев божественного вестника написал портрет Надежды Забелы-Врубель. Вещь, известная как «Дама в лиловом», теперь в коллекции Русского музея, «Пророк» — третьяковский.
В первом периоде творчества он создавал росписи для храмов и писал ангелов и Мадонн, а с 1880-го ключевой темой полотен стали всем известные «Демоны». Начав с «Демона сидящего», художник прошёл долгий и сложный путь, и закончил его «Демоном поверженным». Наряду с выбором захватывающих тем Врубель также очень активно работал с цветом. Палитра его огромна: это множество оттенков фиолетового, синего, зелёного, пурпурного, серебристый и золотой, багровый и чёрный цвета. Ими он передавал мистичность и таинственность сюжетов, противостояние света и тьмы, веры и отчаяния. Среди его наследия много графики, но даже в чёрно-белой гамме чувствуется сила и страсть автора. Однажды Максимиллиан Волошин подарил Врубелю большую морскую раковину, и она вдохновила художника на целую серию картин и эскизов, в которых он пытался передать игру света и тени, фактуру и природную красоту перламутра. Рерих писал об этом: «Среди быстрых примеров нашего безверия и веры, среди кратчайших симпатий и отречений, среди поражающего колебания, среди позорного снобизма, на спокойной улице за скромным столом недели и месяцы облюбовывает Врубель жемчужную ракушку. В этой работе ищет он природу». В юношестве живописец увлекался выращиванием кристаллов, любил рассматривать их, пересыпать из руки в руку. Он изучал витражи и мозаики в Италии, а позже перенял мозаичный стиль письма у своего учителя — Павла Петровича Чистякова.
При этом с того момента никто не заявлял о праве собственности на эти картины. Документы, указывающие на их принадлежность кому-либо, также отсутствуют. В связи с этим прокуратура направила в суд иск о признании картин бесхозяйными и передаче их в собственность государства. В начале ноября в Третьяковской галереи на Крымском валу открылась масштабная выставка «Михаил Врубель».
Полюбуемся разнообразными гранями его творчества. Специально к выставке Русский музей готовит ВКонтакте серию видеоматериалов о творческом пути мастера, его самых известных произведениях и тематических циклах. Экспозиция открыта по 2 августа 2022 года. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины
Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись. Михаил Врубель (1856–1910) — русский художник, скульптор, театральный декоратор. С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить.
Михаил Александрович Врубель
Работал в живописи, графике, с керамикой и скульптурой, делал декорации и костюмы, архитектурные проекты. Входил в Абрамцевский кружок. Часто подвергался критике. К концу жизни страдал психическими расстройствами, в последние годы ослеп. Фантастически работал с цветом. Произведения не поддаются однозначным трактовкам. Часто не завершал картины. Участвовал в реставрации Кирилловской церкви в Киеве, многое почерпнул у византийского искусства. Начал с иллюстраций к поэме М.
Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась.
Поэтому, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря XII в под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать". Весной 1884 года, не успев окончить Академию, Врубель отправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. С 1884 года в течение шести лет М. Врубель жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви; изучал византийскую иконопись, выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. Пришлось даже пойти в гувернеры. Рассказывают, что однажды летним днем 1884 года, зайдя в киевский ресторанчик, Врубель не смог расплатиться за обед, заявив официанту: "Денег у меня нет, а вот извольте предложить хозяину эту акварель". Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. Вы художник? Ладно, идите. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Между тем, то был этюд к "Восточной сказке", которая вот уже сто лет украшает Русский музей. В ноябре 1884 года Врубель на время оставляет работы для поездки в Венецию, где он пробыл до мая 1885 года. Там он изучал творчество мастеров XV в, написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви "Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" 1885, Гос. Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. Вернувшись в Киев, Врубель метался. Он словно не находил себе места - то принимал решение уехать из Киева и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу , то возвращался опять. Он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же и жестоко бедствовал, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время, но очевидно, что он переживал не только денежный кризис. В конце концов, он продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона". Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание". Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. По словам Нестерова, Врубель "витал в своих видениях, грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешних стран". Как бы то ни было, его иконописные "дерзания" вызвали недоумение. Врубель вложил в свои эскизы такую философскую глубину, что был обвинен в нарушении канонов церкви и в 1889 году отстранен от работ. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова. В те же дни, изгнанный из Владимирского собора, вчитываясь в строки Лермонтова, Врубель ощущает в себе "дух изгнания". И он везет в Москву, навстречу судьбе, образ "Демона", который станет символом его жизни. Переселение было внезапным, почти случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве - всего на несколько дней. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Так и было поначалу. Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Через посредство В. Серова Врубель знакомится с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий". И только один человек сразу поймет, откуда взялся этот образ. Художник Константин Коровин встретил Михаила Врубеля еще в его украинский период, в усадьбе под Полтавой, где тот жил летом в гувернерах. И был очарован его породистым лицом, тонкими крепкими руками, тем, как он держится, как ест, как легко и ловко ездит верхом... А затем, во время купания, заметив большие белые шрамы на груди Врубеля, в ответ на свой вопрос, услыхал: "Я любил женщину и сильно страдал. И когда резал себя ножом, страдания уменьшались". Позже он понял главное страдание этого человека. Никто не понимает, что я делаю, но... Я так хочу! В знаменитой картине "Демон сидящий" 1890, ГТГ Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. В Москве в 1891 году Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг Саввы Мамонтова, прежде всего с В. Серовым, К. Коровиным, В. Врубель жил в доме Мамонтова и работал как скульптор, дизайнер, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений. Савва Мамонтов отдал в полное распоряжение Врубеля одну из лучших своих мастерских.
И впервые стал выставляться Врубель. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. Дягилевым, была фактически первой, где некоторые вещи Врубеля предстали на всеобщее обозрение. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений. Потом они стали появляться и на московских выставках. На рубеже веков в его судьбе как бы запахло грозой. В 1899 году Врубель потерял отца, которого преданно любил. В его поведении знакомые стали замечать странности: он вырастал в собственном мнении, ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен. Ценителей искусства Врубеля к началу ХХ века было мало, а поношений - много. Одним из самых тяжелых стал отзыв влиятельнейшего русского критика В. Тот раздраженно обзывал его картины нелепым декадентским хламом, говоря: "В своих "Демонах" Врубель дает ужасающие образцы непозволительного и отталкивающего декадентства". В такой атмосфере в 1900 году Врубель начал работу над давно замышлявшимся "монументальным Демоном" - самым патетическим своим творением. В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын, в честь Мамонтова его называют Саввой. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - "заячьей губой", - что произвело на художника тягостное впечатление. Примерно в это же время, после целой серии графических, скульптурных работ, посвященных Демону, художник начинает еще одно живописное полотно, страшное в своей обреченности, которому придает особое значение. Он называет его "Демон поверженный". Художник работал запоем, по 17 часов в день, иногда ночи напролет, работал напряженно и мучительно. Бенуа вспоминал, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Картина ещё висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить в одну из московских психиатрических лечебниц. В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь сухотка спинного мозга , которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. В течение полугода его состояние было настолько тяжёлым, что к нему никого не допускали, даже сестру и жену. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом - после эйфорического подъёма, которым сопровождалась работа над "Демоном", наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, себя он считал теперь ни на что не годным. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы в феврале 1903 года и поехал на отдых в Крым. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. Неожиданно заболел ребёнок - маленький Саввочка, только начинавший говорить. Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни. После смерти сына Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Он был грустен, слаб, беспомощен и физически совершенно истощен, так как ничего не ел, желая уморить себя голодом. К началу 1904 года он почти умирал. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями. Неведомый голос нашептывал ему в ухо, что он - ничтожество, не художник, горе своих близких. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа, и Демона. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. Усольцева в окрестностях Москвы. Там произошло его последнее возвращение к жизни. Он стал есть и спать, прояснились мысли, стал много, с прежней увлеченностью рисовать - и через несколько месяцев вышел из лечебницы здоровым человеком. Самыми замечательными среди рисунков, сделанных в больнице, являются несколько портретов - доктора Усольцева и членов его семьи. Карандашный портрет Усольцева по красоте и твердости техники и по выразительности психологической стоит на уровне лучших работ Врубеля. В 1904 году он едет в Петербург, поближе к жене, работавшей в Мариинском театре. Начинается последний период творчества. Помрачение рассудка еще сменялось периодами ясности, он работал. Новый герой вытеснил прежнего Демона: в 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью. Он то карающий, готовый наказать пророка за бесцельно растраченный дар, то словно способный дать исцеление. Под кистью Врубеля еще появятся несколько прекрасных вещей, но все они будут написаны как бы на пути в мир иной. И портрет маленького сына, и кладбищенские сцены из "Ромео и Джульетты", и "Шестикрылый Серафим" явились Врубелю уже теряющему разум. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи.