Смотрите онлайн сериал «Преступление и наказание» (2024) на Кинопоиске все серии, 1 сезон. «Преступление и наказание» было включено в программу средней школы начиная с 1930-х годов. Необычную трактовку романа предложили в 2016 году авторы рок-оперы «Преступление и наказание». Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. Любопытно, что сам Ленин не любил творчество Достоевского, к примеру, называя «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной».
История создания «Преступление и наказание»
Заканчивая роман «Преступление и наказание», который он предложил издать Михаилу Каткову в журнале «Русский вестник», Достоевский пишет роман «Игрок» всего за 26 дней, благодаря стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, ставшей впоследствии женой. Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке «Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Ф.М Достоевского как в России, так и за рубежом. Вернувшись в Москву, написал романы «Игрок» и «Преступление и наказание».
Преступление и наказание. Достоевский Ф М. Аудиокнига.
Это событие разъедает жизнь не только самого Родиона, но и его гордой сестры Дуни. На Раскольникова быстро выходит следователь Порфирий Петрович, но он мучает героя, добиваясь читосердечного признания. Сериал «Преступление и наказание» снят по мотивам одноименного романа Ф.
Ко второму - «право имеющие», которые склонны преступать закон и границы дозволенного, высшая каста. При этом преступления этих людей должны быть не простыми, они «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего». Вдохновившись этой идеей, Родион идёт убивать процентщицу. А история с Дуней - не основной, а скорее дополнительный мотив Раскольникова к преступлению. Позже идеей Достоевского вдохновился Фридрих Ницше в 1883 году, придумав идею о "сверхчеловеке", который представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. А уж после него идею на вооружение приняли и гитлеровцы нацистской Германии в 1940-х годах. И тут в роман вводится ещё один женский персонаж, помимо пяти основных и второстепенных действующих лиц "Преступления и наказания" - Сонечка Мармеладова.
Та самая девушка, вынужденная взять "жёлтый билет", чтобы прокормить семью. Портрет Сони как и портреты других основных героев романа — Раскольникова и Свидригайлова дан в романе несколько раз. Вначале Соня предстаёт в сцене смерти Мармеладова в своём «профессиональном» облике — уличной проститутки перед главным героем, затем - в доме Раскольникова в присутствии его матери и сестры где предстаёт предстаёт «скромной и даже бедно одетой девушкой, очень ещё молоденькой, почти похожей на девочку… с ясным, но как будто несколько запуганным лицом» , а уже потом - в своей собственной комнате, но глазами главного героя. Она была тоже в лохмотьях; наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвёртых рук, шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Она пристально смотрела на постель, на священника; она тоже задыхалась от скорой ходьбы…» И тут мнения критиков сходятся в одном: Соня действует в романе как персонаж-функция, играет роль Совести и голоса разума для Раскольникова и служит только для того, чтобы выразить религиозные взгляды Фёдора Михайловича Достоевского. Встреча Родиона и Сони происходит не случайно - герои пересекаются в тот момент, когда «их души ещё обнажены для боли», и у них есть общая трагедия и переживания: оба страдают от того, что переступили заповеди Бога - «не убий» и «не прелюбодействуй».
Выступая в роли "жрицы любви", Соня старалась всего лишь исправить материальное положение своей семьи, в то время как Раскольников действовал не ради блага других, а для себя самого, пытаясь подтвердить свою теорию в реальном мире. После знакомства с Соней Раскольников отчаянно ищет в ней союзника, ради неё покидает семью навсегда, только к ней приходит в минуты душевных терзаний. Соня Мармеладова отчитывает Родиона, заставляет читать Евангелие, приходит в ужас от его мыслей. Именно ей он рассказывает о мотивах совершённого преступления: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина». Пытаясь объяснить Соне свою идею, он предлагает ей решить, кто более достоин жизни, — оклеветавший её Лужин или несчастная Катерина Ивановна. Этот вопрос непонятен Соне, у которой своя логика: «И кто тут меня судьёй поставил: кому жить, кому - не жить? В отличие от большинства экранизаций романа, в "Преступлении и наказании" у Достоевского нет чёткой любовной линии между Соней и Раскольниковым, пусть даже она и ездит за ним в острог в Сибирь, подобно жёнам декабристов или её литературной предшественнице Лизе из «Записок из подполья» того же Достоевского. Но если в предыдущем произведении каторжник Подпольный прогнал Лизу, то здесь Раскольников Соню, несмотря на ее странность и набожность, всё-таки принимает, однако их судьба остаётся в романе неясной и вызывающей множество споров. Подпольный -своего рода "проба пера" Достоевского, черновик Раскольникова и именно в смысле философских экзистенциальных самокопаний, ведь писателю была очень важна именно эта часть в первом романе Пятикнижия.
К тому же, отсылок на Библию в произведении вполне предостаточно: 30 целковых, которые Соня за свою "работу" принесла своей мачехе Катерине Ивановне, отсылают к 30 сребреникам, заплаченным Иудой Искариотом за Иисуса Христа в Новом Завете. Эти деньги являются символикой предательства как посторонних людей, так и самих себя в случае с Соней. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним. Ещё одно "магическое число" в романе - это 4: на 4-м этаже живут старуха-процентщица и семья Мармеладовых, украденные у Алёны Ивановны вещи герой прячет вблизи строящегося четырёхэтажного дома, в полицейской конторе Родион Романович движется к четвёртой комнате. По мнению исследователей, в основе использования числа «четыре» лежат фольклорные и библейские традиции — не случайно в предложении Сони Мармеладовой, советующей Раскольникову принародно покаяться на Сенной площади, звучат сказовые мотивы: «Стань на перекрёстке… поклонись всему свету на все четыре стороны». Последним таким числом является 11 - в 11 часов Раскольников покидает жилище умершего Семёна Захаровича Мармеладова, а на следующий день - приходит в участок к Порфирию Петровичу. Это - отсылка на притчу о работниках в винограднике. В самом Родионе Раскольникове просматриваются черты ветхозаветного Каина: после убийства брата Авеля тот оказывается изгнан из Израиля. После убийства старушки - процентщицы и без того нелюдимый Раскольников испытывает полное отчуждение петербургского общества по отношению к нему и так же отрезает себя от внешнего мира, заставляя даже сестру Дуню чувствовать себя неловко, а собственную мать Пульхерию Александровну - искренне бояться его.
Ещё одна отсылка на Каина - в сцене после убийства. Прослеживается явный намёк на обращение Бога Яхве к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли! Также придётся обратить особое внимание на сцену убийства процентщицы - Раскольников бьёт ее не лезвием топора, а обухом. Можно списать это на страх, волнение и неумение обращаться с топором, а можно и рассматривать как символизм, что вместе с несчастной Алёной Ивановной герой безвозвратно и окончательно губит самого себя. Тогда, как Лизавета Ивановна, сестра Алёны, погибает уже от лезвия топора. Есть ещё в Библии, а точнее в Новом Завете, история о воскрешении Лазаря. Достоевский эту историю точно знал, и очень она ему была по душе. Именно главу о Лазаре читает Соня Мармеладова Родиону. Если сопоставить смерть Лазаря и историю жизни Раскольникова, то можно увидеть много схожего.
И в финале романа, возможно, подразумевается, что Раскольников "воскреснет" в моральном плане и обратится к Богу. Но это всё - только теория. А что же на практике? В оригинале романа Родион Раскольников слишком увлечён собой и своей теорией, чтобы вступать в романтические чувства с кем бы то ни было. Соня Мармеладова - это только рупор и голос разума для него, а не любовный интерес. Даже несмотря на то, что Соня отправляется с ним на каторгу, это не меняет ровным счётом ничего. Родион только признаётся, что "Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и разве так убивают?
Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Он разочарован тем, что согласно собственной теории, так и остался «тварью дрожащей» и за это часто презирал самого себя. Так что, то, что Раскольников влюбился в Соню и ее стараниями и с помощью Евангелия раскаялся в содеянном и начал новую жизнь как примерный гражданин царской России, великое заблуждение школьной программы по этому произведению Ф. Нам всегда кажется, что текст, включенный в школьную программу, написан хорошо и все в нем находится на своих местах.
Достоевский обращается к Евангелию и в других эпизодах романа. Соня говорит о покойной Лизавете, что «она Бога узрит». Это отсылка к заповеди блаженства: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» Мф. Пьяница Мармеладов, в крайней степени своего падения, рассказывает о невольном, но тяжком, грехе Сони, потому что знает — в глазах Божьих это не позор, но жертва во имя любви к родным: «а пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он Единый, Он и Судия.
Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники! Христос сказал о ней: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» Лк. Но в устах Лужина, самовлюблённого, способного на клевету и низость, смысл евангельского слова звучит превратно. Он развивает перед Раскольниковым, Разумихиным и Зосимовым теорию «разумного эгоизма» Чернышевского, извращая евангельскую заповедь о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. В романе Достоевского «Преступление и наказание» Евангелие оказывает благотворное влияние на тех, кто в Боге оживляет своё сердце. И оно же является объектом самого низкого переосмысления для других, опирающихся на рассудок и культивирующих эгоизм. История создания.
Идея создания романа восходит ко времени пребывания Достоевского на каторге в Омске, он вынашивал этот замысел шесть лет. Стелловским и принял обязательство написать для него новый роман объёмом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. Проиграв в рулетку все деньги, лишившись обедов и света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», Достоевский пишет свой роман. В письме к редактору журнала М. В середине декабря 1865 года писатель отправляет первые главы романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год. Успех первых двух частей романа вдохновил Достоевского, он продолжал писать самозабвенно. В конце 1866 года «Русский вестник» закончил публикацию «Преступления и наказания». Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману.
В черновиках роман завершался словами: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Сейчас финал «Преступления и наказания» выглядит иначе, но этими словами высказана основная мысль произведения Ф.
В какой-то степени он даже заменяет Раскольникова, вступаясь за Пульхерию Александровну и Дуню и защищая их. Катерина Ивановна Мармеладова Жена Мармеладова. Из-за тяжёлой болезни у Катерины Ивановны раскрасневшиеся щеки и постоянный кровавый кашель.
Она очень горда и неоднократно заявляет о своём аристократическом происхождении. Порфирий Петрович Мировой судья, занимающийся расследованием убийств. Порфирий Петрович тонко разбирается в уголовной психологии и прекрасно понимает душевное состояние Раскольникова на всех этапах пути от преступления до признания. Он — главный антагонист Раскольникова, и, хотя он появляется в романе лишь эпизодически, его присутствие ощущается постоянно. Семён Захарович Мармеладов Чиновник-алкоголик, которого Раскольников встречает в трактире.
Мармеладов полностью осознаёт, что пьянство губит его самого и его семью, но не может остановиться. Неясно, была ли его смерть от падения под колеса кареты пьяной случайностью или преднамеренной. Пульхерия Александровна Раскольникова Мать Раскольникова. Пульхерия Александровна глубоко предана своему сыну и готова пожертвовать всем, даже своим счастьем и счастьем дочери, ради его успеха. Даже после признания Раскольникова она не хочет признаться себе, что её сын — убийца.
Она сошла с ума ещё до вынесения приговора её сыну, а после умерла. Пётр Петрович Лужин Жених Дуни. Лужин скуп и самолюбив. Его самое заветное желание — жениться на красивой, умной, но отчаянно бедной девушке, такой, как Дуня, чтобы она была ему обязана. Андрей Семенович Лебезятников Сварливый сосед Лужина.
Лебезятников — молодой человек, убеждённый в правоте «новых философий», таких как нигилизм, которые сейчас бушуют в Петербурге. Хотя он эгоцентричен, запутался и незрел, он, тем не менее, кажется, обладает элементарной щепетильностью. Алёна Ивановна Старая, дряхлая процентщица, которую убивает Раскольников. Раскольников называет Алёну Ивановну «вошью» и презирает её за то, что она обманывает бедняков, лишая их денег, и обращает в рабство свою родную сестру Лизавету. Лизавета Ивановна Сестра Алёны Ивановны.
Лизавета Ивановна проста, почти «идиотка», и является фактически служанкой своей сестры. Позже Соня рассказывает Раскольникову, что они с Лизаветой были подругами. Зосимов Доктор Раскольникова и друг Разумихина. Зосимов — молодой, самодовольный человек, мало что понимающий в состоянии своего пациента. Он подозревает, что Раскольников психически болен.
Настасья Петровна приносит ему чай и еду по его просьбе, помогает ухаживать за ним во время болезни после убийств. Илья Петрович «Порох» Полицейский чиновник, с которым Раскольников сталкивается после совершения убийства и которому он признаётся в конце романа. В отличие от Порфирия Петровича, Илья Петрович довольно забывчив и склонен к внезапным вспышкам гнева отсюда прозвище «Порох». Александр Григорьевич Замётов Младший чиновник в полицейском участке, который подозревает, что Раскольников является убийцей Алёны Ивановны и Лизаветы. Николай Дементьев «Миколка» Маляр, работавший в пустой квартире рядом с квартирой Алены Ивановны в день убийств.
"Преступление и наказание"
Будущий писатель, автор психологического и философского романа «Преступление и Наказание» Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве в 1821 году. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом автор Фёдор Михайлович Достоевский. Смотрите видео онлайн «Анализ произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» на канале «От классики к современности. Преступление и наказание слушать на видеосервисе Wink. Романы Достоевского полны преступлений — но писатель не придумывал их сам, а брал из газетных криминальных сводок. Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке
«Преступление и наказание» - Достоевский Федор Михайлович
155 лет назад великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский приступил к работе над новой книгой, которую назвал «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — «роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Над романом Федор Михайлович Достоевский. 155 лет назад великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский приступил к работе над новой книгой, которую назвал «Преступление и наказание». большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм. Современным поклонникам автора «Преступления и наказания» больше знакома версия Владимира Хотиненко – сериал «Достоевский» 2011 года с Евгением Мироновым в заглавной роли.
Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского
Достоевский глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и его психологию. Он ставит сложные социальные, нравственные и философские вопросы. Поиски ответов на эти вопросы, борьба идей — вот что составляет основу романа. Вам может быть интересно:.
В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру.
Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, — докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы... Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность. Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет история семейства Мармеладовых вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая — преступление и его причины и вторая, главная, — действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.
Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее — на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием. Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой.
В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора.
Грибоедова, 104. Правда, в совсем уж недавних комментариях к книге Н. Анциферова номер дома по каналу указан другой - 118. Возможно опечатка, а, может - изменилась нумерация.
Не знаю, увы, не знаю... Кстати, угловые дома, которые выбирал для жизни Достоевский и в которых, по преимуществу, селил своих героев, тоже привлекали внимание исследователей. Почему любил их? Не из-за того ли, что в квартире, окна которой выходят на две улицы, всегда и просторней, и светлей, и обзор шире? Словно на каком-то подсознательном уровне писатель боялся, страшился темных "уголков" жизни "угрюмого" Петербурга, где "так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды, так скоро перерабатывается весь человек", где от "остроуслащенных" запахов даже чижики мрут, как у соседа-мичмана в квартире Макара Девушкина из "Бедных людей"?
Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова, 73. В угловом доме, в таком же уголке-шкафу, проживала еще одна героиня "Преступления и наказания" - Соня Мармеладова. В романе сказано, что живет она в двух шагах от Столярного, от дома Раскольникова. Соня, выйдя от него, дважды поворачивает направо и, таким образом, выходит на "канаву", на канал Грибоедова. Этот дом тоже нетрудно найти - сам текст позволяет расшифровать адрес героини - канал Грибоедова, 73.
Только ныне этот дом не светло-зеленый, а желтый, и к нему, за минувшее с тех пор время, надстроен еще один этаж. Стена с тремя окнами, выходившими на канал, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя. Комната эта - тоже "герой" романа: ее уродливость словно подчеркивает трагическое уродство жизни Сони. Недаром Раскольников еще подумал про Соню: "Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... А на одной площадке с Соней, напомню, только в соседней квартире, проживал господин Свидригайлов.
Он, узнав, что Соня его соседка, из своей квартиры и начнет подслушивать ее разговор с Раскольниковым. Константинов Ф. Раскольников и Свидригайлов в трактире. Последний адрес Свидригайлова Сцены - да, именно сцены! Рассказ о том, где спрятал Раскольников похищенные вещи, уже не просто точен - он, как верно подметил Анциферов, напоминает поистине протокол следователя.
Выходя с Вознесенского, преступник увидел слева вход во двор, "обставленный совершенно глухими стенами". Параллельно глухой стене шел деревянный забор, шагов на двадцать вглубь, на котором мелом было написано "Здесь становиться воспрещено", вдали какой-то сарай, на земле много угольной пыли, какой-то проложенный жолоб, а у наружной стены, между воротами и жолобом - большой неотесанный камень, пуда в полтора весу. Именно этим камнем и воспользовался преступник... Начало ХХ века. Текст выстреливает, как сжатая запись дознавателя.
Адрес же двора помогла восстановить вдова писателя, которая в "Примечаниях к сочинениям Ф. Достоевского", рассказала, что муж "в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завел меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи". На этом месте, добавила она, теперь построен громадный дом, "где... Так любознательные потомки и "вышли" на адрес искомого двора Вознесенский пр. Нельзя не помянуть и о полицейской конторе, в которой допрашивал Раскольникова Порфирий Петрович.
Из романа известно: она была в четверти версты от дома Раскольникова, в новом доме, вход со двора первый подъезд направо и в четвертом этаже. Так вот, и на плане Петербурга 1849 года, и в адресной книге за 1862 год - везде говорится, что полицейская контора в районе Сенной площади находилась на углу опять на углу! Садовой и Б. Здание сохранилось и, представьте, под тем же номером Бол. Подьяческая, 26.
Осталось сообщить о последнем, установленном на сегодняшний день, реальном месте романа.
Похожие страницы были и в рукописи романа «Братья Карамазовы». В оригинальном варианте Достоевский объясняет мотивы убийства Федора Карамазова сыном Дмитрием тем, что последний не мог безучастно смотреть на то, как отец насилует его младшего брата Ивана. По нужде Как известно, в «Преступлении и наказании» Достоевский прибегал к описанию реальной топографии Санкт-Петербурга. По признанию Федора Михайловича, местом, где герой романа Раскольников прятал вещи, украденные им у убитой старухи-процентщицы, стал двор, куда писатель забрел, чтобы справить нужду во время одной из своих прогулок по городу. Пророк В романе «Бесы» есть сцена, в которой Достоевский создает образ революционера, удивительно напоминающий внешность и поведение будущего вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова: «Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника». Любопытно, что сам Ленин не любил творчество Достоевского, к примеру, называя «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной». На эту дрянь у меня нет свободного времени», — сделал выводы вождь революции.
Не поладили Современники отмечали, что едва молодой Достоевский получил всеобщее признание, он тут же возомнил себя гением. Коллеги в ответ стали шутливо поддевать его возросшее самолюбие, нередко откровенно потешаясь над писателем. Особым мастером таких уколов был Иван Сергеевич Тургенев, который пользуясь нервозностью и вспыльчивостью Достоевского нарочно втягивал его в спор и доводил до высшей степени раздражения.
«Преступление и наказание»
Дом старухи-ростовщицы Пройдем от дома Раскольникова к дому старухи тем же путем, как шел в тот день Раскольников. Юноша вышел из дома и по Столярному переулку дошел до Кокушкина моста, пересек канал и вышел на Садовую улицу. Затем он пошел по Садовой до проспекта Римского-Корсакова. По левую сторону Вы увидите Юсуповский сад, который также часто упоминается в произведении Достоевского. Здесь часто прогуливался друг Раскольникова Разумихин, упоминается сад и в разговоре со Свидригайловым. Сам писатель любил это место и о его переустройстве мечтает его герой, Проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Это настроение неустроенности и безысходности отразил Ф. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание», где угрюмый облик Петербурга сливается со злыми мыслями Раскольникова.
Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России. А ещё это — крупный интернет-магазин книг. В нём вы можете заказывать книги в любое время 24 часа в сутки.
Дуня объясняет, что она сама попросила своего брата присутствовать. Она хочет выслушать и его, и Лужина. Если Раскольников оскорбил Лужина, Дуня заставит его извиниться.
Она взывает к доброте Лужина, чтобы он помирился с ее братом. Лужин предполагает, что женщины бросают ему вызов, потому что теперь у них есть собственные деньги. Дуня отсылает Лужина, разрывая помолвку. Лужин утверждает, что она должна быть благодарна ему за то, что он вообще хотел на ней жениться, и что он сожалеет о потраченных на нее деньгах. У него остается чувство «мстительной ненависти» к Раскольникову. Раскольников говорит Дуне, что Свидригайлов хочет с ней познакомиться и дать денег, но ее это пугает.
Разумихин излагает план, как ему, Раскольникову и Дуне вместе пойти в издательство на часть денег, доставшихся Дунечке в наследство от Марфы Петровны. Раскольников поддерживает идею. Но его совесть берет над ним верх. Он вдруг заявляет, что хочет расстаться с матерью и сестрой. Он просит их оставить его в покое, иначе он возненавидит их. Сестра называет его «злым, бессердечным эгоистом», но Разумихин напоминает ей, что ее брат, скорее сумасшедший, чем бессердечный.
Раскольников намекает, что им всем будет без него лучше. Он просит Разумихина заботиться о Дуне и Пульхерии Александровне. Раскольников пристально смотрит на своего друга, и Разумихин подозревает, что Раскольников, вероятно, и есть убийца, или, по крайней мере, он сделал что-то ужасное. Анализ Во второй главе раскрывается вся природа характера Лужина. Раскольников оказался по существу прав насчет него, и, разорвав помолвку, Дуня спасла себя. Лужин ожидал, что бедственное финансовое положение Дуни сделает ее полностью зависимой от него, надеясь, что она будет поклоняться ему, как своему спасителю.
Раскольников впервые слышит о предполагаемых преступлениях Свидригайлова. Предполагаемые жертвы — молодая глухонемая девушка и лакей, — люди, стоящие намного ниже Свидригайлова по социальному статусу и потому особо уязвимые. Если эти слухи окажутся верны, то можно сказать, что Свидригайлова и Раскольникова объединяет два сходства: они преступники, и их преступления связаны с чувством превосходства над своими жертвами. В третьей главе панические мысли Раскольникова доводят его состояние до предела. На грани признания он отвергает свою семью и самого близкого друга, — единственные источники его эмоциональной поддержки. Он думает, что его отказ избавит их от последствий его признания.
Кроме того, он боится быть отверженным ими, после того, как они узнают о его преступлении. Глава 4 Раскольников навещает Соню. Они обсуждают, что будет с Катериной Ивановной и ее детьми. Соня защищает мачеху. Она объясняет, что Катерина Ивановна так настрадалась, что в итоге сломалась. Она беспокоится, что ее девятилетнюю сводную сестру могут заставить заниматься проституцией, но надеется на то, что Бог защитит ее.
Видя ее «неизбывное сострадание», Раскольников кланяется Соне, говоря: «Я не тебе кланяюсь, я кланяюсь всем страданиям человечества». Попутно Соня упоминает, что дружила с Лизаветой, что очень пугает Раскольникова. Раскольников считает Соню «религиозной фанатичкой», наподобие юродивых, «тронутых богом». Ее вера озадачивает его. Конфликт между профессией Сони и ее религией кажется невыносимым. Он видит только три варианта: она покончит жизнь самоубийством, сойдет с ума или будет испорчена своей профессией.
Соня, действительно, раньше подумывала о самоубийстве, но отвергла эту мысль, так как боялась, что без ее поддержки семья просто не выживет. Соня читает Раскольникову историю Лазаря из Библии, оставленной Лизаветой. Во время чтения ее охватывает религиозный пыл. Раскольников признается, что он отверг свою семью и что ему нужна Соня — она все, что у него осталось. Он говорит Соне, что если вернется завтра, то расскажет ей, кто убил Лизавету. Соня задается вопросом, не сошел ли с ума Раскольников.
Свидригайлов, живущий в соседней квартире, подслушивает их разговор. Анализ Эта глава создает у читателя напряжение, поскольку Раскольников приближается к признанию. Оттолкнув от себя всех остальных, он доверяет только Соне, считая, что она единственная, кто может его понять. К сожалению, Раскольников не может сказать того же о себе. Для него Соня подобна Христу и представляет все человеческие страдания. Ее сострадание побуждает его выйти за пределы собственного «я» и присмотреться к другим людям.
Он восхищается Соней, но и критикует ее, злясь на то, что она разрушила свою жизнь. Его гнев, вероятно, является проекцией его собственного страха, что своим преступлением он сделал то же самое. Раскольников настаивает: «Сломай то, что надлежит сломать, раз навсегда, вот и все, и возьми страдание на себя… Свобода и власть, и прежде всего власть! Над всеми тварями дрожащими!.. Это цель, помните об этом! Чего он избегает, так это страданий, которые эта идея вызывает на практике, особенно в его собственном случае.
Будучи бедной проституткой, Соня является одним из самых бесправных членов общества. Ее влечение к Раскольникову также основано на сострадании; она видит, как он страдает, и хочет ему помочь. Набожная христианка, она представляет традиционную мораль: силу веры и любви. Главы 5-6 На следующее утро Раскольников идет к Порфирию Петровичу. Он ненавидит Порфирия, но скрывает это. Следователь издевательски сообщает, как ему нравится держать подозреваемого в напряжении, надеясь, что тот даст показания против самого себя.
Раскольников молчит. Порфирий Петрович намекает на то, что вызвало подозрения у полиции в отношении Раскольникова. Родион чувствует, что Порфирий им манипулирует и теряет контроль. Он требует, чтобы Порфирий Петрович прекратил его «мучить», затем истерически смеется и кричит, чтобы следователь арестовал его, если у него есть доказательства. Тот сообщает, что знает о возвращении Раскольникова в квартиру Алены Ивановны. Вместо того, чтобы шокировать его этой информацией, он выражает озабоченность душевным состоянием Раскольникова.
Порфирий Петрович делает вид, что не подозревает Раскольникова, но Родион знает, что тот играет с ним. Когда Порфирий подходит к запертой двери, говоря, что у него есть для него сюрприз, Раскольников предлагает ему вызвать свидетеля. Прежде чем кто-либо успевает появиться из-за двери Порфирия, в разговор с Раскольниковым вмешивается художник Николай. Он признается в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы. Следователь удивляется и не верит ему. Он спрашивает у него конкретную информацию о преступлении.
Дома Раскольников понимает, что Порфирий хорошо знает его психологию, и что он был опасно близок к тому, чтобы выдать себя. Что было за дверью Порфирия? Как и Порфирий, он чувствует, что признание Николая неизбежно будет опровергнуто, но это дает ему немного времени. Он решает пойти на поминки Мармеладова и надеется увидеть Соню. Прежде чем он успевает уйти, к нему приходит странный человек, назвавший его убийцей, чтобы попросить у него прощения. Он видел, как Раскольников вернулся в квартиру Алены Ивановны, сделал поспешные выводы и рассказал Порфирию о реакции Раскольникова на его обвинение.
Это был человек за запертой дверью в кабинете Порфирия. Раскольников понимает, что у Порфирия нет веских улик против него, и ругает себя за трусость. Анализ Порфирий Петрович подошел к тому, куда не удавалось проникнуть никому, даже Соне: в сознание Раскольникова и, следовательно, в его преступление. Разум и эмоции постоянно находятся в конфликте у Раскольникова, но Порфирий Петрович, зная об этом, применяет свой психологический подход. Следователь перескакивает с одной стратегии на другую, как будто пытается имитировать или даже спровоцировать психическую неуравновешенность Раскольникова. Он болтает, то принижая себя: «Я холостяк, человек ничтожный и не привыкший к обществу… слабый человек, признаюсь», то льстит уму Раскольникова: «Ты сообразителен.
Вы все замечаете! Раскольников подозревает, что его разыгрывают, но следователь умен и все держит под контролем. Он не позволяет Раскольникову расслабиться, признаваясь ему в некоторых стратегиях, которые он использует, а затем шокирует его неожиданным свидетелем. Стратегия эффективно срабатывает, но Раскольников, хотя и взволнован, упрямится и ничего не говорит. Часть 5 Главы 1-3 Лужин останавливается у Лебезятникова, соседа Мармеладовых. Он зациклен на своей разорванной помолвке и злится из-за денег, которые он потерял.
Его цель — отомстить Раскольникову. Лужин упоминает о дурной репутации Сони. Как социалист, Лебезятников утверждает, что уважает роль Сони как проститутки, потому что она протестует против правил общества. Но Лужин обвиняет его в том, что он выгнал Соню из пансиона. Лебезятников оправдывается, но признает это обвинение. Позже он критикует Лужина за то, что тот «не по-человечески относится к ближнему».
Лужин пересчитывает свои деньги и смеется над политическими взглядами Лебезятникова. Лужин уговаривает Лебезятникова познакомить его с Соней, говоря, что хочет оказать помощь ее семье. Лужин дает Соне десятирублевую купюру и подбрасывает ей в карман сто рублей. Лебезятников все видит и называет поступок Лужина «почетным» и «гуманным». Раскольников присутствует на поминальном обеде, устроенном Катериной Ивановной, который проходит не так успешно и достойно, как она хотела. Катерина Ивановна ошибочно полагает, что Лужин может помочь ей получить государственную пенсию, но он даже не приходит на обед.
Ее соседи избегают мероприятия из-за репутации Сони, а те, кто пришел, представляют собой разношерстную компанию с плохими манерами. Катерина Ивановна представляет Раскольникова как «образованного гостя», который «через два года… займет в университете профессорское место». Она строит бредовые планы открыть первоклассную школу для девочек. Лужин прибывает на поминки, чтобы осуществить свой план. Он обвиняет Соню в краже ста рублей с его стола. Соня кротко заявляет о своей невиновности.
Катерина Ивановна в исступлении выворачивает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность, но выпадает сторублевая купюра. Во время призывов отправить Соню в Сибирь появляется Лебезятников, заявляющий, что видел, как Лужин тайком сунул деньги в карман Соне во время их встречи. Раскольников раскрывает перед гостями мотивы Лужина: он пытается очернить его, представив, будто Раскольников дал деньги проститутке, и настроить Дуню против него. Тогда, быть может, Дуня вернется к Лужину, Люди настроены против Лужина, и он уходит из дома, оправдываясь из-за своей клеветы. Ошеломленная Соня тоже уходит. Хозяйке не по нраву все эти волнения, и она тут же выселяет Катерину Ивановну.
Катерина Ивановна спешит за помощью, велев детям ждать на улице. Раскольников направляется к Соне. Анализ Лебезятников олицетворяет сатирический взгляд Достоевского на социализм, одно из новых общественных движений того времени. Лебезятников не очень умен, повторяет взгляды своей группы без критического осмысления и часто противоречит сам себе. Тем не менее, его взгляды заставляют его отвергнуть осуждение Сони Лужиным и обществом, и именно поступок Лебезятникова оправдывает ее в краже. Поведение Лужина показывает, что социальный снобизм — это форма жестокости, которая сама по себе является своего рода преступлением против человечества.
На самом деле то, как Лужин подставляет невинную жертву, является преступлением во всех смыслах этого слова. Лужин явно считает, что, поскольку Соня — проститутка, он может манипулировать ею, как ему вздумается, и другие будут следовать его примеру что они изначально и делают. Лишенный сочувствия, он пытается унизить ее на поминках ее отца. Все, что ему удается сделать, это показать свою жажду власти и полное отсутствие совести. Однако, как это часто бывает в романе, персонажи, кажущиеся полными противоположностями, неожиданным образом дополняют друг друга. Хотя Лужин и Раскольников в этой ситуации явно расходятся, жажда власти Лужина перекликается с более ранним заявлением Раскольникова о «прежде всего власти!
Но, в конце концов, Раскольников способен на истинное сострадание, а Лужин — нет. Описание поминального обеда описано в мрачно-комичных тонах. Большинство гостей, пришедших на ужин, не были на похоронах; некоторые совершенно незнакомы. Они здесь только ради бесплатной еды и питья и могут сбежать, украв столовое серебро. В своем стремлении поесть и попить они не проявляют никакого уважения к покойнику и его семье. Легко поддавшись влиянию, они высмеивают репутацию Сони и осуждают ее на основании сфабрикованных доказательств.
Впрочем, как и Лебезятников, в конце поминок они гневно осуждают Лужина за его обращение с ней. Катерина Ивановна всегда была непостоянной, но теперь она начинает разрушаться и физически, и морально. Она кашляет почти без остановки и строит невозможные планы, основанные на фантазиях о будущем, которого у нее никогда не будет. Быть выгнанной квартирной хозяйкой — последняя капля, которая доводит ее до крайности. Как и Раскольников, она ломается под давлением жизни, но совсем по другим причинам. Вместе с Соней они представляют мрачную картину того, что может случиться с Пульхерией Александровной и Дуней, если Раскольников исчезнет из их жизни.
Глава 4 По дороге к Соне Раскольников все еще размышляет, не признаться ли ей, но он знает, что должен. Он спрашивает ее, выберет ли она для смерти такого плохого человека, как Лужин, если это спасет ее семью. Соня говорит, что это невозможный вопрос, и она не знает Божьего плана относительно Лужина. Она спрашивает: «Кто поставил меня судьей, чтобы решать, кому жить, а кому нет? Он ищет прощения. Он чувствует вспышку ненависти к ней, но когда он видит любовь в ее глазах, он понимает, что путает два чувства.
Раскольников раскрывает детали своего преступления, которые мог знать только он, уговаривая Соню догадаться, что он убийца. Когда она осознает правду, он видит переставленные лица Лизаветы и Сони. Соня кричит: «Нет никого, никого на всем свете теперь так несчастна, как ты! Он смягчается, прося ее не оставлять его. Соня клянется следовать за Раскольниковым в Сибирь, предполагая, что он признается. Он намекает, что не уверен, что будет.
Соня наконец видит в Раскольникове убийцу. Она спрашивает, почему он это сделал. Сначала Раскольников говорит, что сделал это из-за денег. Затем он меняет курс и говорит, что мог бы прокормить себя, но отказался назло. Он объясняет свою теорию исключительного человека, признавая, что убивал «только для себя», а не для своей семьи или высшего блага общества. Вместо этого он хотел чувствовать себя могущественным и уникальным: «Я хотел узнать тогда и поскорее, был ли я вошью, как все, или человеком.
Могу ли я перешагнуть барьеры или нет». Его неудача позорит его. И снова Раскольников останавливается перед тем, чтобы признать всю вину: «Я убил себя, а не ее!.. Но эту старуху убил черт, а не я». Соня убеждает Раскольникова поклониться и поцеловать землю, чтобы показать раскаяние, а затем признаться в своем преступлении полиции. Она намекает на историю Лазаря: если Раскольников исповедуется, «Бог снова пошлет тебе жизнь».
Раскольников думает, что сможет жить со своим преступлением, но Соня знает, что оно его одолеет. Он снова хочет скрыть свое преступление, утверждая, что у полиции нет улик, чтобы поймать его. Его нервирует интенсивность любви Сони, и он думает, что на самом деле чувствует себя хуже. Соня предлагает ему надеть свой крест, но он говорит, что возьмет его позже, как говорит Соня, когда он пойдет «навстречу своим страданиям». Анализ Эта глава является кульминацией романа. Вера и сострадание Сони позволяют Раскольникову перестать отчуждать себя от других.
В этой главе он более честен в своих действиях и их мотивах, чем когда-либо прежде. Тем не менее, он никогда не признается, заставляя ее вместо этого самой догадаться, что он вор и убийца. В присутствии Сони Раскольников вынужден столкнуться со своими истинными мотивами преступления. Он сделал это не из-за своей бедности и не ради общего блага, а потому, что хотел почувствовать себя уникальным и могущественным, как Наполеон и другие выдающиеся люди, о которых он писал. Он знает, что потерпел неудачу, причиняя ненужные страдания другим. Раскольников вдруг оказывается в одном ряду с Лужиным и Свидригайловым, двумя людьми, совершившими ужасные преступления, причинившие большие страдания другим, только потому, что им позволено.
После того, как он признается, Соня приходит в ужас, но проявляет к нему сострадание. Раскольников осознает, что он «убил» себя, когда совершил преступление: замученная совесть отдалила его от семьи и друзей, точнее, — от прежней жизни. Соня признает, что за страданиями, которые он причиняет другим, Раскольников сам является тем, кто страдает больше всего и кто больше всего заслуживает жалость. Вера Сони представляет собой традиционную религиозную мораль. На протяжении всей главы часто упоминается крест и история Лазаря, человека, который воскрес из мертвых. Предложение Сони, чтобы Раскольников выразил раскаяние и признался, является классическим христианским ответом.
Страдание окупается признанием своего «преступления» или греха и принятием наказания. Глава 5 Лебезятников приходит к Соне и сообщает, что Катерина Ивановна сошла с ума и вывела детей на улицу. Соня спешит, чтобы разыскать их. Раскольников возвращается в свою комнату, сожалея о том, что усложнил жизнь Соне. Может быть, ему следует признаться и отправиться в тюрьму в одиночку. Приходит Дуня.
Она знает, что ее брата подозревают в убийствах, но не знает, что он на самом деле и есть убийца. По ее словам, Разумихин сообщил ей, что ее брата «преследует» полиция. Она не держит на него зла за то, что он бросил ее и мать, и, если она ему нужна, ее дверь открыта. Раскольников бродит по улицам, представляя себя уже в тюрьме. Его находит Лебезятников, и они отправляются к Катерине Ивановне, которая заставляет своих детей давать представления на улице, чтобы заработать деньги. Полицейский пытается остановить спектакль.
Дети убегают, а Катерина Ивановна падает из-за приступа кашля, и ее уносят обратно в комнату Сони. Она отказывается от священника и умирает в окружении своих детей. Свидригайлов предлагает оплатить похороны Катерины Ивановны, отдать ее детей в хороший приют и дать денег на их будущее. Кроме того, он хочет помочь Соне прекратить ее нехорошее занятие. Раскольников сомневается в его мотивах, но Свидригайлов утверждает, что действует из простой человеческой доброты. Анализ Опасения Раскольникова по поводу признания оправдались — это причинило еще больше страданий и ему, и Соне.
Он чувствует себя более одиноким, чем когда-либо, и боится, что его ненависть к себе превратится в ненависть к ней. Он решает избавить Соню от страданий и в одиночку отправиться на каторгу в Сибирь. Он прощается с Дуней, как будто они никогда больше не увидят друг друга. В беседе с Раскольниковым Лебезятников еще раз иллюстрирует смехотворность некоторых новых нравов: душевные болезни и эмоции — суть ошибки логики, которые можно исправить рассуждениями: «Если убедить человека логически, что ему не о чем плакать, он перестанет плакать». Примечательно, что на этот раз Раскольников встает на сторону эмоций, а не разума, отвечая: «Если бы это было так, жизнь была бы слишком легкой». Теория Лебезятникова, конечно, не применима к ситуации Катерины Ивановны, и в ней отсутствует эмпатия.
Достоевский изображает ее смерть трагической и страшной. Даже когда Свидригайлов совершает хорошие поступки, поведение его продолжает настораживать. Подобно Катерине Ивановне и Раскольникову, он полон противоречий. То он великодушен к Соне и ее сводным братьям и сестрам, то грозен и манипулирует Раскольниковым. В любой ситуации он подмигивает и шутит. Иногда это делает его забавным, но иногда он кажется ужасным.
Страдания Катерины Ивановны окончательно сломили ее. Она отвергает атрибуты религии, отказывая священнику выслушать ее исповедь, но верит, что бог видит ее страдания и простит ей грехи. Она гордо произносит: «И если Он не простит меня, мне все равно! История Сони теперь является исключительно частью повествования о Раскольникове. Часть 6 Главы 1-6 Вскоре к юноше приходит Порфирий Петрович и говорит, что подозревает его в убийстве. Однако доказательств нет, и следователь советует Раскольникову самому прийти в участок и во всем признаться.
Студент хочет поговорить со Свидригайловым, и тот рассказывает, что был влюблен в Дуню, но теперь у него есть невеста. После этого Свидригайлов втайне встречается с Дуней, поведав ей все, что слышал из разговоров Сони и Раскольникова. Мужчина говорит девушке, что спасет ее брата в обмен на ее любовь. Дуня хочет уйти, но дверь заперта; она несколько раз стреляет в Свидригайлова из револьвера, однако промахивается. Он отдает ей ключ, и девушка, оставив револьвер, уходит. Вернувшись в квартиру, мужчина заходит к Соне и дает ей три тысячи рублей, потому что знает, что деньги будут нужны, когда она пойдет на каторгу за Раскольниковым.
Свидригайлов идет в гостиницу, а на рассвете совершает самоубийство, выстрелив себе в голову из Дуниного револьвера. Анализ Порфирий Петрович, который использует психологию для поимки преступников, составил точную картину личности и мировоззрения Раскольникова. В своем анализе убийцы он не приемлет ошибок: «Он убийца, но считает себя честным человеком, презирает других, изображает из себя оскорбленную невинность».
Произведение неоднократно было инсценировано и экранизировано. История создания Страница из тетради Достоевского, где изложена идея романа В 1850 году Достоевский был осуждён на 4 года каторги и отправлен в ссылку в Омск. Там он столкнулся с жизнью каторжников, узнал их истории и задумал роман, в котором хотел показать искупление. Роман был задуман в форме исповеди каторжанина. Исполнить задумку немедленно помешали обстоятельства — тяжёлая каторжная жизнь скудный быт и постоянное физическое утомление не располагает к творчеству, так что идею пришлось отложить до лучших времён. При этом сюжет произведения был достаточно подробно обдуман именно в этот период [1] [2] [3].
Летом 1862 года писатель уехал путешествовать в Европу, посетил множество городов, а в следующем году вторично уехал туда и познакомился с Апполинарией Сусловой, отношения с которой нашли отражение в его дальнейших произведениях. В Европе, с 1962 по 1971 год он пережил «игорное десятилетие» — серьёзно увлёкся игрой в рулетку. Примерно в 1863 году, в Италии у него родилась идея главного героя, человека маленького, и одновременно большого. Попутно он не прекращал работу над другими произведениями. В 1865 году он предложил к публикации роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественные записки», где впервые появилась семья Мармеладовых. Писатель получил отказ, потому остро нуждаясь в деньгах, он заключил с другим издателем договор о передаче прав на три тома собрания сочинений и обязался к ноябрю написать новый роман [1] [2] [3] [4]. После сделки писатель рассчитался с кредиторами и уехал за границу, в Висбаден , где снова достаточно быстро проиграл все деньги. Хозяева гостиницы ввиду неплатёжеспособности постояльца сначала отказали ему в еде, а потом и в освещении. В таких условиях, в спешке, Достоевский и написал роман об «истории одного преступления», пытаясь успеть к сроку.
Как \"малая нужда\" помогла Достоевскому написать \"Преступление и наказание\"
Таким образом, успех романа положительно повлиял на популярность журнала. Хотя роман сразу привлёк к себе внимание, многие читатели стали ругать его по самым разным причинам. Студенты с радикальными взглядами решили, что теперь их всех будут, с подачи Достоевского, обвинять в преступных наклонностях. Критики плевались на нелепость сюжета, не веря в то, что студент будет кого-то убивать ради грабежа или доказательств какой-то идеи. Еще один интересный факт о романе "Преступление и наказание" касается образа старухи-процентщицы. Как известно, старуха-процентщица Алена Ивановна завещала все свои деньги "на вечный помин души" в монастырь, но почти ничего не завещала своей младшей сестре Лизавете. Интересно, что тетка Достоевского, А. Куманина, также завещала свои 40 000 капитала на имя монастыря, а не на имя своих бедных родственников. Однако Куманина умерла спустя 3 года после написания романа "Преступление и наказание". Это значит, Достоевский, судя по всему, не знал о странном завещании своей тетки, когда создавал образ старухи-процентщицы. Все это можно считать совпадением, однако эта история все-таки впечатляет своим пророческим характером.
Из воспоминаний жены писателя А. Достоевской известно, что в романе "Преступление и наказание" изображен реальный Петербург: автор описывает реально существующие дома, мосты, улицы, распивочные и т.
Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и муках совести, ведь эта тема не свойственна литературе того времени? Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. Его отец - Михаил Андреевич - был дворянин, надворный советник, а мать — Мария Федоровна - происходила из купеческого рода. В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере.
Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное». Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие — романы, стихотворения, дневники, письма и т. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. М Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. В 1854 г.
Достоевский в 1859 г.
Второе первое отдельное издание романа Достоевский быстро «сторговал» петербургским книгопродавцам, и оно вышло уже в начале 1867 года. Три года спустя роман был перепечатан в составе полного собрания сочинений писателя, изданного Ф. Владельческая надпись А. Островского на экземпляре романа В конце декабря 1876 года на титульном листе стоит 1877 год появилось последнее при жизни автора второе отдельное издание романа в двух томах. Вероятно, Достоевский просматривал корректуру, так как в тексте имеется несколько десятков авторских исправлений. Набор производился с издания 1867 года, причем было допущено немалое количество опечаток. Отпечатанная тиражом две тысячи экземпляров, эта книга крайне редко встречается на антикварном рынке. Однако есть издания редкие, а есть уникумы: к таковым может быть отнесено издание 1876 года с дарственной надписью Ф. Достоевского драматургу А.
Их знакомство произошло в Москве во второй половине июня 1861 года: Достоевский просил Александра Николаевича поддержать журнал «Время» и получил согласие — там были напечатаны пьесы Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» и «Грех да беда на кого не живет». Экслибрис А. Островского Достоевский Ф. Скверный анекдот. Ремизова и Ж. Шюзевиля; Ил. Анненкова; Пред. Париж, 1945. В изд.
Но то, что происходит в душах жителей этого города, оказывается гораздо масштабнее. Об убийстве Раскольниковым старухи-процентщицы слышали даже те, кто так и не открыл эту книгу. Но о том, что привело к трагедии, и особенно о том, что происходило с героем после нее, могут рассказать лишь поверхностно даже те, кто роман читал.
Преступление и наказание
Преступление и наказание автор Федор Достоевский читает Борис Улитин. Купить книгу Преступление и наказание, автора Фёдор Достоевский можно по цене 545 руб. в книжном интернет-магазине Республика, артикул товара: 525293. Раскольников осознал преступление, смирился и покаялся перед наказанием. этюд к "Преступлению и наказанию". Роман "Преступление и наказание" был создан Фёдором Достоевским под влиянием его сложного опыта, включая каторжную ссылку в Омске. Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья.
Преступление и наказание. Федор Достоевский 2020 слушать онлайн
Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского повествует о бедном студенте Родионе Раскольникове. Замысел романа «Преступление и наказание» возник у Достоевского еще на каторге, но опубликовано произведение было только в 1866 году в журнале «Русский вестник». Преступление и наказание портрет автора. Современным поклонникам автора «Преступления и наказания» больше знакома версия Владимира Хотиненко – сериал «Достоевский» 2011 года с Евгением Мироновым в заглавной роли. В 1870-м «Преступление и наказание» выходит в собрании сочинений, которое печатал издатель Ф. Т. Стелловский. Cлушайте в ОК бесплатно песню Преступление и наказание.
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
Он страдает от внутреннего конфликта, мучается чувством вины, постоянно боится быть раскрытым, и как итог он серьезно заболевает. Грабаря Судьба сводит героя с различными персонажами, которые играют важную роль в его дальнейшей судьбе. Одним из таких персонажей становится Соня Мармеладова, дочь пьяницы, обречённая взять на себя всю заботу о своей семье. Постепенно, идя по пути познания себя и своих поступков, Родион Раскольников приходит к пониманию своей ошибки и решает признаться ей в содеянном. Узнав о совершенном Раскольниковым деянии, она не осуждает его, но проникается состраданием. Соня отражает христианские ценности и в какой-то степени отражает жизненные взгляды самого Достоевского, который считает, что главными человеческими ценностями являются доброта и сострадание. Грабаря Раскольников по совету Сони признаётся в совершенном преступлении и отправляется на каторгу вместе с ней. На каторге Родиону дана возможность духовно переродиться и обрести спасение. Главные герои романа Иллюстрации Н. Нищий студент, мрачный и скрытный.
Является автором теории о разделении людей, подлинность которой проверяет убийством. Алёна Ивановна — старуха-процентщица, ставшая жертвой Раскольникова. Она необщительна, недоверчива, но обладает немалым состоянием благодаря ростовщической деятельности. Семён Мармеладов — слабохарактерный пьяница, приведший собственную семью к нищете. Соня Мармеладова — скромная и добрая девушка с трудной судьбой. На ней лежит обязанность заботиться о семье, так как отец-пьяница не может этого делать. Грабаря слева направо: Дуня Раскольникова, Аркадий Свидригайлов, Порфирий Петрович Дуня Раскольникова — младшая сестра Родиона, умная и добрая девушка, искренне любящая свою семью. Готова была выйти замуж за богатого, но подлого человека ради помощи семье. Аркадий Свидригайлов — жестокий, порочный и развратный персонаж.
Мечтает взять в жену Дуню Раскольникову. Порфирий Петрович — следователь, занимающийся раскрытием убийства Алёны Ивановны. Будучи человеком крайне сообразительным и знающим человеческую психологию, подталкивает Раскольникова к признанию в преступлении. Главной идеей произведения, безусловно, является то, что за каждое преступление следует неизбежное наказание, причём порой сам человек наказывает себя более жёстко, чем это может сделать закон. Так, после совершенного преступления Раскольников страшно мучается угрызениями совести, он сомневается правильно ли он поступил. Его мысли и страхи сводят его с ума. Каторга, предусмотренная законом, в данном случае служит скорее спасением, чем наказанием для героя. Достоевский также размышляет о причинах, которые способны подтолкнуть людей на преступные действия.
Впервые напечатан по частям в январе-декабре 1866 года в журнале «Русский вестник». Вскоре после окончания журнальной публикации романа Достоевский печатает его отдельным изданием, для которого сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, частично было изменено и деление на главы. Здесь он впервые выступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван «полифоническим».
Он просит Раскольникова передать сестре, что это — те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней. К нему приходит Разумихин: друг пытается узнать, действительно ли Раскольников сумасшедший, все за него тревожатся. От переживаний Пульхерия Александровна заболела. Также Разумихин спрашивает, в каких отношениях Раскольников состоит с Соней. Не получив ответов, друг уходит, зато на пороге появляется Порфирий Петрович. Глава 2 Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион — убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты с учетом лихорадочного состояния Раскольникова , Порфирий делает вывод: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитуется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел» Порфирий об убийстве Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность. Глава 3 Раскольников решает встретиться со Свидригайловым — его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное: «Это было… лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице» Глава 4 Свидригайлов честно рассказывает ему о странных взаимоотношениях с женой: она знала и приняла тот факт, что Свидригайлов никогда не будет ей верен, но они заключили договор со множеством условий, с кем и когда он имеет право изменять супруге. Дуню же Свидригайлов, при всей порочности, которую сам он признает, полюбил глубоко и искренне. Теперь Свидригайлов выбрал себе невесту: для приличия, спокойствия и потому что хотел искупления, они сосватались «заочно», и девушку он еще ни разу не видел. Глава 5 Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович подает ей ключ. Она кидает револьвер и уходит. Глава 6 Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь. Свидригайлов уходит в дикую часть города на теперешнюю Петроградскую сторону , идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову. Глава 7 Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью.
Об убийстве Раскольниковым старухи-процентщицы слышали даже те, кто так и не открыл эту книгу. Но о том, что привело к трагедии, и особенно о том, что происходило с героем после нее, могут рассказать лишь поверхностно даже те, кто роман читал. Обусловленный невероятной психологической глубиной, на которую погрузился автор, исследуя проблему «сильной личности», не боящейся угрызений совести и людского суда.