Что же связывало Матильду Кшесинскую и главного из Романовых — Николая II? Вскоре ее отец Константин Севенард дал пресс-конференцию, раскрыв семейную тайну о том, что его бабушка, Целина Кшесинская, вероятнее всего, дочь императора и Матильды Феликсовны. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным. Матильда Феликсовна без обиняков упоминает об их с цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году.
Первая встреча балерины и цесаревича
- Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
- СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
- Балерина Романовых
- Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
- Историк о том, что же на самом деле было между Матильдой и Николаем II - Афиша Daily
Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
Увы, этот драгоценный подарок остался в моем доме в Петербурге. Летом, когда я уже встала, меня посетил Великий Князь Владимир Александрович. Я была еще очень слаба и приняла его лежа на кушетке и держа своего младенца на руках в пеленках. Великий Князь стал передо мною на колени, трогательно утешал меня, гладил по голове и ласкал меня... Он знал, он чувствовал и понимал, что у меня творится на душе и как мне нелегко.
Для меня его посещение было громадной моральной поддержкой, оно дало мне много сил и душевное спокойствие. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники. Эта маленькая Рокфеллер подарила Вове вязаные туфли.
К сожалению, мы ее больше нигде не встретили и потеряли совершенно из виду. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные. Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением.
Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций.
В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал.
Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился — нагрянула война. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума.
Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр.
На голове — венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж — огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике. На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, — это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела.
Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала. К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком.
Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями. В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея.
Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену.
Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра. Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад. Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных.
Кроме Цapского подарка я получила: От Андрея — дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона». Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно — коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу — я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво. От публики по подписке я получила дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором.
Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою. Ножки стола были сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, была серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много.
От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена. Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже.
Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей.
Суббота, — пишет он в дневнике. Они переехали в новое жилище — уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо ещё пополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым.
Засиделись опять до 4 час. Теперь влюблённым уже ничто не мешало. Наследник обыкновенно приезжал к ужину. С Матильдой он чувствовал себя свободно, забывая о придворных условностях. Как-то вечером гости застали его за необычным занятием.
Вооружившись какой-то корзинкой и нацепив на голову платочек, будущий самодержец всероссийский увлеченно исполнял своеобразную пародию на танец Кшесинской из «Спящей красавицы», пытаясь при этом изобразить одновременно и Красную Шапочку, и Волка. Вскоре после переезда наследник подарил Матильде свою фотографию с надписью «Моей дорогой пани», как он часто называл возлюбленную. На деле Николай Александрович никогда не забывал о предстоящем ему «царском служении» и отдавал себе отчёт, что дистанция между ними непреодолима. Ещё в 1891 году он признавался другу: «Мне ужасно хочется жениться, ощущается потребность свить и устроить свое гнёздышко». Он уже выбрал себе и будущую подругу жизни — гессенскую принцессу Алису.
Когда весной 1894 года было объявлено об их помолвке, Николай сразу же рассказал ей о своих отношениях с Матильдой. Внучка королевы Виктории оказалась на высоте, заявив, что прощает его: «Что прошло, то прошло и никогда не вернётся… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю». Конец балетного романа Окончательный разрыв с Матильдой произошёл ещё раньше. Последнее свидание с Николаем на Волконском шоссе оказалось на редкость грустным. Она приехала из Петербурга на карете, он прибыл верхом из военного лагеря.
Всадник уже скрылся вдали, а она всё стояла на обочине и с тоской смотрела ему вслед. Театральное платье М. Цесаревич распорядился купить для Кшесинской особняк на Английском проспекте за сто пятьдесят тысяч рублей. Есть свидетельства, что Кшесинская в 1894 году сделала отчаянную попытку помешать браку Николая и Алисы. Она написала анонимное письмо невесте возлюбленного, описав в нём подробно свои отношения с её будущим мужем.
Матильда также пыталась опорочить в глазах невесты и самого Николая, утверждая, «что он больной, чтобы за него не выходила замуж». Александра Фёдоровна реагировала достаточно хладнокровно, ведь в письме не было для неё ничего нового. Цесаревич распорядился купить для Кшесинской особняк До конца своей долгой жизни — а прожила Кшесинская 99 лет и умерла в Париже в декабре 1971 года — она сохраняла память о своём «Ники». Хотя в её жизни было ещё двое блестящих мужчин: великий князь Сергей Михайлович, не только возлюбленный, но и преданный друг, и великий князь Андрей Владимирович, кузен Николая II, отец её сына Володи, в 1921 году, уже в эмиграции, ставший мужем Кшесинской. В особняке балерины на Петроградской стороне на почётном месте всегда стояли фотографии молодого императора, бережно хранилась форменная гусарская фуражка, а в спальне висел его большой портрет в драгоценной раме с дарственной надписью.
Карикатура на М.
Томсон М. Матильда Кшесинская 1991 Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала... Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890 Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 19 по старому стилю августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в другой транскрипции Доминской в Петербурге.
С будущей «незакатной звездой» Вацлавом Нижинским балерина оттачивала поддержки. Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис хотя по правилам первый бенефис полагался через 20 лет работы.
На торжественном ужине балерина познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Матильда Кшесинская поняла, что ждет ребенка. Балерина танцевала на сцене, пока удавалось скрывать беременность. В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену. В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу». Кшесинская, академическая балерина, с трудом привыкала к нововведениям, но все-таки участвовала в постановках Михаила Фокина «Эвника», «Бабочки», «Эрос». За пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз — в «Спящей красавице», «Карнавале», «Лебедином озере». В 1912 году Кшесинская выступала с дягилевской труппой в Вене и Монте-Карло.
Светлейшая княгиня Романовская Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году — свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории. После Революции особняк Кшесинской заняли большевики. Все, что было в доме — несколько пудов столового серебра, украшения от Фаберже, ценные предметы интерьера, — разошлось по рукам матросов. Балерина совершила невозможное: подала на большевиков в суд и выиграла его.
Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
А главное — уже вскоре, всерьез увлекся своей невестой немецкой принцессой Алисой Гессенской. Кшесинская позже будет утверждать, что Николай искренне любил только ее одну, а на принцессе Аликс женился лишь из династических соображений. По официальной версии, после объявления о помолвке с Алисой Гессенской 7 апреля 1894 года, Николай никогда больше не позволял себе романтических отношений с Матильдой. Но так ли это было на самом деле… 1910 год. Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России. Ее сожитель и покровитель Великий князь Сергей Михайлович, генерал-инспектор артиллерии, души не чает в своей возлюбленной, выполняет все ее прихоти. Для нее в Стрельне он построил дачу, которая была всего в нескольких десятках метров от Константиновского дворца — загородной императорской резиденции. В это время по Петербургу проходит слух о том, что Сергей Михайлович берет взятки за предоставление крупных военных заказов по артиллерийскому ведомству, а иностранные и русские компании денег на это не жалеют… Дача действительно была роскошной: обставлена по последней парижской моде, с собственной электростанцией, гаражом на пять автомобилей, оранжереей и даже молочной фермой.
Осенью 1910 года Матильда живет в Стрельне одна. Окна ее дома постоянно занавешены.
Примирение было полным: в том же дневнике 8 июля 1894 г.
Аликс растроганно записала: «Мой родной, дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда верный… Словами не выразить мою любовь, восхищение и уважение — что прошло, то прошло и никогда не возвратится, и мы можем спокойно вспоминать об этом — нас всех искушают в этом мире, и… когда мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на верный путь, Бог нас прощает… Прости, что я пишу так много, но я хочу, чтобы ты был совершенно уверен в моей любви к тебе и в том, что я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне об этой маленькой истории. Твое доверие ко мне тронуло меня так глубоко, и я молю Господа оказаться всегда достойной его. Благослови тебя Бог, любимый Ники!
До «охлаждения» Кшесинская не только не скрывала, а напротив, старалась афишировать свои отношения с будущим царем, а после — напоминать о них. Отсвет власти и всемогущества державного друга падал и на нее. Среди множества слухов и сплетен о ней — чаще всего скандальных и диких — были и вполне обоснованные.
Еще во время романа она вела себя довольно надменно с коллегами по цеху и требовала к себе особого отношения. Когда Ксешинская не получила роли в парадном балете Большого театра в честь коронации, она сочла это оскорблением и обратилась с жалобой к его дяде, великому князю Владимиру Александровичу. Дирекции Императорских театров было приказано «пропустить» балерину.
Дальше — больше: отец балерины во время ее бенефиса и угощения шампанским, устроенным великим князем Сергеем Михайловичем, требовал от официантов, чтобы «они откладывали бутылки и отнесли к нему», угрожая жалобой самому «государю-императору». Позже на одном из спектаклей Кшесинская отказалась надеть предписанный сценарием костюм, за что в соответствии с правилами ей был выписан штраф относительно небольшой. Матильда вновь сочла, что тем самым директор Императорских театров князь С.
Волконский нанес ей оскорбление, и обратилась к царю с просьбой этот штраф отменить впрочем, конфликт балерины с директором эпизодом не исчерпывался этим. Царь отдал приказ, а директор подал в отставку. Скандалы и капризы прим случались во все времена, но здесь — из-за тщеславия танцовщицы и капризов государя, действовавшего вне закона, — престиж и без того уже не очень прочного трона неуклонно понижался в глазах общественного мнения.
Тем временем карьера Кшесинской продолжала идти в гору: Матильда совершенствовала технику сочетая итальянскую и русскую балетные традиции и с 1896 г. Впрочем, в 1904 г. После расставания с Николаем близкие отношения Кшесинской с представителями царской фамилии не закончились.
Современник вспоминает: «Сергей Михайлович никогда не женился, хотя его верная подруга, известная балерина, сумела окружить его атмосферой семейной жизни». В 1902 г. Слухи о способности Кшесинской влиять на решения высшей администрации не ослабевали вплоть до самой революции.
К посредничеству балерины прибегал знаменитый антрепенер Сергей Дягилев, решивший, «помимо оперного, организовать и сезон балета» и хлопотавший о покровительстве и государственной субсидии. Правда, Дягилев отдал роль Жизели Анне Павловой и посредничество не состоялось «…совершенно очевидно, что после этого я уже не собиралась хлопотать о выделении субсидии для выступлений». Впрочем, через два года Кшесинская с Дягилевым помирилась, и в Лондонский сезон 1911 г.
Ее партнером был Вацлав Нижинский, с которым она танцевала и раньше.
Памятен мне день 22 июля, день ангела Великой Княгини Марии Павловны, его матери. На ее именины всегда устраивался в Ропше пикник с музыкой и цыганами.
Он не мог рано приехать ко мне в Стрельну, но обещал все же непременно приехать, если только там не засидятся чересчур поздно, возвращаясь к себе обратно в Красное Село. С волнением я ждала его, и, когда он появился, моему счастью не было предела, тем более что у меня не было уверенности, что он сможет ко мне заехать. Ночь была чудесная.
Мы долгие часы сидели на балконе, то говоря о чем-то, то слушая пение просыпающихся птиц, то шелест листьев. Мы чувствовали себя как в раю. Эту ночь, этот день мы никогда не забывали, и каждый год мы праздновали нашу годовщину.
С одной стороны, это известие было для меня большой радостью, а с другой стороны, я была в недоумении, как мне следует поступить при моем возвращении в Петербург. Тут я вспомнила про укус обезьянки в Генуе, не отразится ли этот укус на наружности моего ребенка, так как говорили, что сильное впечатление отражается на ребенке. Пробыв несколько дней в Париже, я вернулась домой, предстояло пережить много радостного, но и много тяжелого...
Мне, кроме того, предстоял трудный сезон впереди, и я не знала, как я его выдержу в таком состоянии. Я танцевала роль Камарго, и в первом действии у меня был очаровательный костюм субретки, а во втором — тюники. Сцена была близка от кресел первого ряда, где сидели Государь с Императрицей и членами Императорской фамилии, и мне пришлось очень тщательно обдумать все мои повороты, чтобы не бросалась в глаза моя изменившаяся фигура, что можно было бы заметить лишь в профиль.
Этим спектаклем я закончила сезон. Я не могла уже больше танцевать, шел шестой месяц. Тогда я решила передать Анне Павловой мой балет «Баядерка».
Я была с ней в самых лучших отношениях, она постоянно бывала у меня в доме, очень веселилась и увлекалась Великим Князем Борисом Владимировичем, который называл ее «ангелом». Со дня ее выхода из училища 1899 публика и балетные критики сразу обратили на нее внимание и оценили ее. Я видела в ней зачатки крупного таланта и предвидела ее блестящее будущее.
Я еще долго проболела с высокой температурой, но так как я была сильная и здоровая по натуре, то сравнительно скоро стала поправляться. Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжелый разговор с Великим Князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребенка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг.
Он боялся за мое будущее, за то, что может меня ожидать. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой Великой Княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчета, как я виновата была перед Великим Князем Сергеем Михайловичем.
Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет.
Он дал свое согласие. Крестины состоялись в Стрельне, в тесном семейном кругу, 23 июля того же года. Согласно обычаю, я как мать не присутствовала на крестинах.
В этот день Великий Князь Владимир Александрович подарил Вове чудный крест из уральского темно-зеленого камня с платиновой цепочкой. Увы, этот драгоценный подарок остался в моем доме в Петербурге. Летом, когда я уже встала, меня посетил Великий Князь Владимир Александрович.
Я была еще очень слаба и приняла его лежа на кушетке и держа своего младенца на руках в пеленках. Великий Князь стал передо мною на колени, трогательно утешал меня, гладил по голове и ласкал меня... Он знал, он чувствовал и понимал, что у меня творится на душе и как мне нелегко.
Для меня его посещение было громадной моральной поддержкой, оно дало мне много сил и душевное спокойствие. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники.
Эта маленькая Рокфеллер подарила Вове вязаные туфли. К сожалению, мы ее больше нигде не встретили и потеряли совершенно из виду. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные.
Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя.
Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций.
В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой.
Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной.
Этот план не осуществился — нагрянула война. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным.
Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр.
Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата. В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской — Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день.
На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых. Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей. Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем.
Бенефис В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис. Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее. В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме.
Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера Париж , демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы. Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем.
Амбиции Кшесинской Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке. Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию.
Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI. Дворец меблирован и освещен по парижскому каталогу. На вопрос о том, откуда же были взяты столь значительные вложения, по всей видимости, смог бы ответить ее любовник, Великий князь Сергей Михайлович, имевший доступ к военному бюджету России. Это не голословное обвинение.
В дневнике Великого князя исследователями найдено его сетование о том, что аппетиты Кшесинской мешают ему произвести закупки провианта. Закат жизни Кшесинской Матильда была калифом на час, дамой, грезившей богатством и обретавшей его от богатых любовников. По жизни она была игроком, в казино ее прозвали «мадам-17» за ее частые ставки на этот номер. Ее ненавидел театральный мир России за интриганство. Если бы можно было создать такие весы, на одну чашу коих положить ее достижения в искусстве, а на другую — вред, нанесенный ею балету России и авторитету царского дома, то вторая чаша бы уверенно потянула вниз.
После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской.
Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации, благодаря влиянию балерины на государя, сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков - Красинский. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом.
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Итак, Матильда Кшесинская влюбилась в Николая II, тогда еще Цесаревича Наследника. 1893 гг, после помолвки императора они расстались. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II. российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России.
Детство и юность Матильды
- Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II
- Историк о том, что же на самом деле было между Матильдой и Николаем II - Афиша Daily
- Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка /
- "Матильда. Продолжение". Что стало с Кшесинской после свадьбы Николая II
- Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Биография Кшесинской Матильды
Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская. Мария-Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа (по другим данным 1 сентября) 1872 в Лигово (под Петербургом). Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России (танцевал в Кировском театре) и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году. С 1896 года прима-балерина Императорских театров Матильда Феликсовна Кшесинская, принятая в труппу Мариинского театра, получила там кличку "Кшесинская Вторая".
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь
Александр Рекемчук, «Танец маленьких лебедей» Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив немного до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В работе над этим материалом были использованы следующие книги: 1. Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Иванов, М. Шенг Схейен.
Возненко, С. Князьковой 3. Ричард Бакл. Вацлав Нижинский. Матильда Кшесинская.
Центрполиграф; Дата написания: 1959 5. Князь Сергей Волконский. В 2 томах. Том 2. Быт и бытие 6.
Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург Весь материал про Матильду.
Роману не суждено было продлиться долго хотя некоторые биографы утверждают, что Николай встречался с Матильдой и позже : в 1894 году будущий император обвенчался с Алисой Гессен-Дармштадтской. Матильда быстро нашла утешение в обществе двоюродного дяди Николая — великого князя Сергея Михайловича. Против себя, в центре стола, я посадила великого князя Кирилла Владимировича как старшего, направо от себя великого князя Бориса Владимировича, а налево от себя великого князя Андрея Владимировича, а великий князь Сергей Михайлович сел в конце стола, за хозяина. Остальные места были заняты нашими балетными артистками, с которыми я была наиболее дружна... Рассказывая об обеде, балерина вспоминает, как князь нечаянно «задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни».
Нужно отметить, что я четыре дня подряд, как одержимая, читала мемуары, письма, дневники Матильды Кшесинской, Николая II, Александры Федоровны, всевозможные статьи о них. Мнения и факты везде разнятся, но сопоставив все данные, включив логику, становится понятно многое. В те времена быть балериной означало иметь возможность стать возлюбленной высокопоставленных лиц, богатых аристократов, многие современники это называют социальным лифтом. То есть девушки из низших сословий стремились попасть в балетные училища, стать прима-балеринами, тогда вполне можно было бы отхватить себе богатого покровителя, который купит вам дворец, осыплет драгоценностями, обеспечит безбедное существование. Порицалось ли тогда это в обществе или было обыденностью? Наверняка, среди дам высших сословий и порицалось, но вот мужское население, конечно же, радовалось такому порядку вещей. То есть здание, где танцевался балет было чем-то таким наподобие нынешней сцены с поп-дивами или подиумом с моделями.
Мужчины имели возможность рассматривать балери, у каждой уважающей себе балерины был богатый поклонник. А как иначе? До сих пор, как и повелось ранее, российские, теперь уже эстрадные певицы, ищут себе богатых возлюбленных, но теперь уже чаще они становящихся их законными женами. Все продается и покупается, и меня это все-таки огорчает. Но не подумайте, что Матильда Кшесинская шла в балерины для того, чтобы обзавестись богатым и влиятельным поклонником, наша героиня выросла в артистической семье, ее отец и мать танцевали в балете, и девочка с детства не мыслила себя вне сцены. В семье было рождено немало детишек, но лишь одна Матильда была замечена в связях с аристократами, в частности с тремя Романовыми. Многие историки мужчины искренне восхищаются Матильдой не только как прима-балериной, которая великолепно танцевала, но все-таки в первую очередь как девушкой способной околдовать любого.
Матильда Кшесинская не обладала внешность дивы, скажу более, если бы вы не знали, что перед вами знаменитая Матильда, разбившая не один десяток сердец, вы бы подумали, что это фотографии рядовой балерины XIX века. Когда женщины называют Матильду Кшесинскую некрасивой, коротконогой, кривозубой интриганкой, мужчины осекают их и и с восхищением говорят, мол, у нее была потрясающая энергетика! Скорее всего это так и было. Ведь с виду Матильда совершенно обычная, но, наверняка. Был ли до беспамятства Николай II влюблен в Матильду Кшесинскую или она была лишь кратковременным его увлечением?
В 1909 году Сергей Дягилев приглашал Кшесинскую в свою антрепризу «Русские сезоны», но балерина отказалась танцевать, поскольку Дягилев предлагал ей второстепенную роль в балете «Павильон Армиды». В 1911 году Дягилев сделал Кшесинской повторное предложение, и во Франции балерина исполняла главную партию в «Лебедином озере».
Отношения балерины со знаменитым антрепренёром были непростые, но Дягилев надеялся через приближенную к царской семье особу решить некоторые финансовые проблемы, заручиться покровительством, а также получить доступ к декорациям «Лебединого озера», принадлежавшим балерине. Но попытки через Матильду уладить положение «Русских сезонов» провалились. В 1916 году Матильда Кшесинская последний раз танцевала Жизель на российской сцене. В 1920 году с семьей эмигрировала во Францию. В 1929 году Кшесинская попробовала себя в качестве педагога. Первый урок в парижской балетной студии состоялся 6 апреля. Желающих заниматься с русской балериной, вопреки ожиданиям самой Матильды, нашлось очень много.
С ролью педагога Кшесинская справилась блестяще: за станком в студии стояли танцовщицы мирового уровня Марго Фонтейн и Алисия Маркова. По воспоминаниям современников, Матильда Феликсовна стремилась развивать технику и раскрывать индивидуальный потенциал каждой воспитанницы. Даже знаменитая Анна Павлова, однажды зайдя в школу Кшесинской, признала ее «хорошим педагогом». В 1960 году Матильда Кшесинская опубликовала мемуары, в которых подробно описала свои отношения с Императором Николаем II и другими современниками. Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года в возрасте 99 лет. Была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа с мужем и сыном в одной могиле. Матильда Кшесинская в последние годы жизни Личная жизнь После выпускных экзаменов Кшесинская увлеклась наследником российского престола Николаем Александровичем.
Их роман длился до 1894, когда царская семья объявила о скорой свадьбе цесаревича. Матильда Кшесинская и Николай II 18 июня 1902 года у Кшесинской родился внебрачный сын от одного из великих князей. Мальчика назвали Владимир, присвоили отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.
Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
Матильда Феликсовна Кшесинская родилась (19) 31 августа 1872 года в Лигово (под Петербургом), в семье артистов балета Мариинского театра. Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года. Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын. Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России (танцевал в Кировском театре) и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.
Матильда Кшесинская
Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Матильда Феликсовна Кшесинская (19 [31] августа 1872 Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — прима-балерина Мариинского театра[1], выдающаяся балерина Российской империи конца XIX — начала XX века[2].