В сегодняшний день, под конец Великого поста, Cвятая Православная Церковь, как любящая мать, укрепляет наши иссякающие силы напоминанием о событии, происшедшем незадолго до того, как Господь и Бог наш Иисус Христос восходит на крест, дабы избавить род. По книге Деяний (глава 1 стих 9) Иисус Христос, после своего воскресения ушел на небо как духовная личность.
Главный христианский праздник. Как будут отмечать Пасху в 2023 году
В праздник существует традиция биться крашеными яйцами. Участники этого состязания берут по вареному яйцу и пытаются разбить им яйцо противника. Выигрывает тот, у кого скорлупа остается целой. Еще один символ Пасхи в православной традиции — кулич. В нем отсылка к Тайной вечери, на которой Иисус назвал хлеб телом своим. Отличие пасхальных традиций католиков и православных Разделение Православной и Католической церквей, известное как Великая схизма, произошло в 1054 году. Это был длительный процесс, на который повлияли культурные и языковые различия, политические противоречия, теологические разногласия и разные взгляды на власть римского папы. Все это повлекло за собой и различия в праздновании Пасхи.
Предшествующий празднику пост в католической традиции не настолько значим и строг, как в православии. К пищевым ограничениям относятся снисходительно и допускают отклонения от них. Каждую пятницу до Пасхи католики воздерживаются от потребления в пищу любого вида мяса. Обычно от поста освобождаются пожилые люди, маленькие дети и больные". Юлия Ковалева, религиовед Католики также не склонны придавать столь большого сакрального значения приготовлению пасхальных блюд. Рецепты и формы праздничной выпечки разнятся от страны к стране: где-то едят маленькие булочки с корицей, где-то — подают фруктовый торт или пекут «колоски». В некоторых западных странах одним из символов Пасхи стал кролик, образ которого не имеет отношения к религиозному содержанию праздника.
По легенде он прячет в саду крашеные яйца. Их поиск стал пасхальной детской игрой, которая популярна и сегодня. Как празднуют Пасху православные в других странах Греция. В этот день принято запускать салюты. В полночь перед торжеством люди собираются вокруг церквей, держа в руках свечи, которые зажигают от Святого Огня. После ночной службы греки возвращаются домой, чтобы стукнуться красными яйцами и устроить застолье с традиционным супом — магирицей. В праздничный рацион обязательно включают жареную баранину.
Пасхальные традиции в Сербии почти такие же, как в России: в Великий четверг красят яйца, в праздник стукаются ими, говоря «Христос Воскресе». В этой стране на Пасху готовят особое блюдо — чесницу — специальный хлеб, в который иногда вкладывают монетку для счастья. Пасха в Эфиопии называется Фасика. После длительного поста, который продолжается 55 дней, верующие наряжаются в традиционные белые одеяния и отправляются на ночную службу, которая длится до утра. После этого семьи возвращаются домой для праздничного застолья с традиционными блюдами: доро ват курица в остром соусе и инджера кисловатые лепешки. В Румынии пасхальные традиции сочетают религиозные обряды с народными. В ночь перед Пасхой обязательно проводят церковные службы.
Это единственное Евангелие, в котором слово «Бог» напрямую применяется к Иисусу, причем происходит это в самом первом стихе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Ин. У Иоанна же исповедание того, что Иисус — Бог, является исходным пунктом. От него через серию рассказов о деяниях и словах Иисуса, о Его страданиях, смерти и воскресении Иоанн приводит читателя к исповеданию, в котором сфокусирован весь основной пафос его Евангелия: Иисус — это Бог.
Это исповедание вкладывается в уста Фомы, но с ним, по мысли Иоанна, должен солидаризироваться всякий читатель его Евангелия. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна Обратимся к явлению воскресшего Иисуса ученикам, которое Иоанн называет третьим: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском.
Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! Они отвечали Ему: нет.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь.
Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте.
Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» Ин.
Вновь мы видим, как ученики не сразу узнают Иисуса, и в конце повествования слышим глухой намек на сомнения в том, что это Он: они не смеют спросить Его: «кто Ты? Можно было бы предположить, что ученики поначалу не узнали Иисуса по той причине, что Он стоял на берегу, а они были в лодке, однако Евангелист специально отмечает, что расстояние до берега было небольшое 200 локтей составляет около 90 м. Другое объяснение подчеркивает человеческую слабость: Петр и другие ученики были слишком усталыми и разочарованными после бесплодных усилий целой ночи.
Однако наиболее очевидное объяснение вытекает из сопоставления этого явления с другими явлениями Воскресшего: изменился Его внешний вид. То, что Иисус уже ранее являлся им дважды и что они услышали Его голос с берега, не помогло им узнать Его. Каким образом Иоанн узнал Учителя?
Вероятно, не столько по голосу или внешнему виду, сколько благодаря тому же внутреннему чувству, которое охватило двух учеников из Евангелия от Луки, когда они встретили Иисуса на пути в Эммаус. Ел ли Иисус вместе с учениками или только угощал их? Тот факт, что воскресший Иисус ел с учениками, а не просто наблюдал, как они едят, находит наиболее прямое подтверждение в словах Петра из книги Деяний: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» Деян.
Для Петра тот факт, что воскресший Иисус был способен есть и пить с учениками, является доказательством того, что явившийся им не был ангелом или призраком: Он воскрес в человеческом теле. Это тело, как мы видели, приобрело особые свойства, и даже внешний его облик изменился. Однако способность есть и пить воскресший Иисус не утратил.
Послание на проповедь Являясь ученикам после Своего воскресения, Иисус говорил им об ожидающей их миссии. Тема послания учеников на проповедь присутствует во всех четырех Евангелиях. У Иоанна она вправлена в повествование о явлении Иисуса одиннадцати ученикам вечером первого дня недели: «Иисус же сказал им вторично: мир вам!
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин. Вселенский характер миссии, ожидающей апостолов, в полной мере отражен в наставлениях, которые ученики получают от воскресшего Учителя в Евангелии от Матфея: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» Мф. Несмотря на торжественный характер этого эпизода, Евангелист не считает нужным умалчивать о том, что не все ученики поклонились Воскресшему.
Некоторых все еще терзают сомнения: Он или не Он? Ученики все еще на пути от неверия к вере и все еще ближе к начальной точке пути, чем к конечной. Об этом прямо говорится в Евангелии от Марка: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» Мр.
Сравнение двух отрывков показывает, что речь идет о двух разных явлениях. У Матфея дело происходит на горе в Галилее, у Марка — в закрытом помещении, когда ученики возлежат на вечери. Вознесение Чреда явлений воскресшего Иисуса ученикам завершается Его вознесением на небо.
Марк говорит об этом кратко, не обозначая место действия: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» Мр.
Лука уточняет, что вознесение произошло в Вифании — селении близ Иерусалима, куда Иисус неоднократно приходил при жизни Мф. Таким образом, если Евангелия от Матфея и Иоанна заканчиваются в Галилее, а от Марка в необозначенном месте, то действие Евангелия от Луки завершается близ Иерусалима: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» Лк.
Свою вторую книгу Лука начинает прологом, в котором говорит о том, что Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» Деян. Именно из этого упоминания мы узнаем, что вознесение произошло на сороковой день после воскресения. Рассказ о вознесении в Деяниях содержит дополнительные подробности по сравнению с рассказом из Евангелия от Луки: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». В каком-то смысле именно этот рассказ, распадающийся на четыре самостоятельных тематических сегмента, может служит эпилогом ко всей истории жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа.
В первом сегменте Лука возвращается к завершающим словам беседы Иисуса с учениками, в которых Он говорил о том, что пошлет им обетование Отца Лк. Во втором сегменте вводится новая тема: ученики спрашивают о «временах и сроках»; здесь же Иисус повторяет обетование и говорит о предстоящей им миссии. В третьем сегменте Иисус возносится на небо.
Сколько раз воскресший Иисус являлся ученикам? Как мы видели, в Евангелии от Матфея упоминались два явления воскресшего Иисуса: женщинам, которые шли от гроба, и ученикам на горе в Галилее. У Марка говорится о трех явлениях: Марии Магдалине, двум ученикам на дороге и одиннадцати, возлежавшим на вечере.
Лука описывает явление двум ученикам на пути в Эммаус, кратко упоминает о явлении Симону и затем подробно рассказывает о явлении «одиннадцати и бывшим с ними» — итого три эпизода. Наконец, Иоанн описывает четыре явления: Марии Магдалине, ученикам без Фомы вечером первого дня недели, ученикам с Фомой на восьмой день и ученикам на море Тивериадском. Следует также обратить внимание на свидетельство апостола Павла, важность которого определяется тем, что он писал раньше, чем евангельские повествования приобрели окончательную форму и сложились в единый корпус из четырех свидетельств.
В отличие от Августина, он не имел возможности сличить письменные источники и основывается исключительно на устном предании. Павел упоминает пять явлений: Кифе; двенадцати; пятистам братьям; Иакову; всем апостолам 1 Кор. О явлении Кифе Симону упоминает Лука; о явлениях двенадцати точнее, одиннадцати упоминают все четыре Евангелиста; о явлениях пятистам братьям и Иакову мы не знаем из Евангелий ничего; явление «всем апостолам» можно считать за отдельный эпизод или отождествить с описанным у Луки явлением «одиннадцати и бывшим с ними».
Итоговый список явлений воскресшего Иисуса включает не менее двенадцати эпизодов, однако, судя по упоминаниям в Книге Деяний, их могло быть и больше. Во всяком случае, их было достаточно для того, чтобы у апостолов исчезли всякие сомнения в достоверности воскресения Христа и чтобы они могли говорить о нем как о неопровержимом факте. Альтернативные версии воскресения История воскресения из мертвых Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого, лежит в самой сердцевине христианства.
Если вынуть из него эту историю, оно перестает быть самим собой. Не случайно противники христианства на протяжении веков главным объектом своих нападок делали именно эту историю, объявляя ее вымышленной и предлагая различные альтернативные версии того, что могло произойти с Иисусом и Его общиной после смерти. Вот лишь несколько таких версий: 1 В основе легенды о воскресении Иисуса лежит мистификация.
Его тело было украдено из могилы учениками, которые объявили, что Он воскрес. Это, похоже, самая ранняя из известных альтернативных версий: она зафиксирована в Евангелии от Матфея Мф. В XIX веке подобную же версию мы находим у Ренана, по словам которого, в возникновении мифа о воскресении Христа «играла видную роль сильная фантазия Марии Магдалины...
Страстное чувство галлюцинирующей женщины дало миру воскресшего Бога»[9]. С течением времени «рассказы о явлениях Воскресшего писались, переписывались и еще раз переписывались». Так появились те истории о явлениях Воскресшего, которые вошли в Евангелия[10].
Эту версию озвучивает ряд авторов из числа скептиков и рационалистов. После Его смерти ученики «пережили некий опыт, который породил в них убеждение, что Иисус присутствует в нынешнем времени»[12]. Истории о явлениях Воскресшего возникли вследствие того, что пораженные скорбью ученики «ощутили Его незримое присутствие, преодолели чувство вины, найдя в Его трагической смерти смысл, идеализировали и интернализировали своего Учителя, бережно храня в памяти Его слова и дела»[13].
Эта версия также озвучивается целым рядом современных авторов. А Иисус, впавший в дремоту, был вознесен Аллахом на небеса. Эта версия содержится в Коране[14].
После того, как Его тело было положено в пещеру, прохладный воздух и запах благовоний помогли Ему очнуться, а благодаря землетрясению от гробницы отвалился камень. Сбросив погребальные пелены, Иисус переоделся в лежавшую там одежду садовника. Эта версия была выдвинута в XIX веке некоторыми теологами-рационалистами[15].
После того, как Иисус был распят, брат-близнец явился Марии Магдалине, а затем другим ученикам Иисуса, заставив их поверить в то, что Иисус воскрес. Эта недавно озвученная версия принадлежит американскому автору Ф. К перечисленным версиям можно было бы добавить много других, выдвигавшихся в разные эпохи разными авторами.
Самые фантастичные и маргинальные можно отбросить без комментариев. В частности, гипотеза Пулмана о брате-близнеце «настолько натянута и так вольно обращается с фактами, что теряет даже внешнее правдоподобие. Величайшую из когда-либо рассказанных историй он превращает в величайшую нескладицу, какую только можно вообразить...
Принимать такую басню всерьез могут только самые легковерные читатели»[17]. Теория о том, что в основе всей христианской проповеди лежит мистификация ученики украли тело Иисуса, а потом объявили Его воскресшим , казалась не требующей комментариев уже евангелисту Матфею, включившему ее в свое повествование без какой бы то ни было оценки. Учитывая, что Иисус оставил после себя группу последователей, состоявшую, как минимум, из ста двадцати человек Деян.
Теория, изложенная в Коране, противоречит ясному и недвусмысленному свидетельству четырех Евангелий о смерти Иисуса на кресте, Его погребении и воскресении. Теория глубокого обморока или летаргического сна, в который якобы впал Иисус, затем сумевший собственными силами выбраться из гробницы, вызвала критику вскоре после своего появления даже в среде теологов-рационалистов. Штраус писал по этому поводу: «Вышедший из гроба полуживым, ходящий в болезненном виде, нуждающийся во врачебных пособиях и уходе, и, наконец, изнемогающий от томительных страданий, Иисус Христос никак не мог бы произвести на учеников то впечатление победителя смерти и владыки жизни, которое послужило основанием всей дальнейшей их деятельности.
Такое возвращение к жизни только ослабило бы впечатление, какое Иисус производил на учеников при своей жизни и смерти, исторгло бы у них плачевные вопли, но никак не могло бы их скорбь превратить в воодушевление, их почитание к Нему довести до обожания»[18]. Теорию о том, что в основе всех рассказов о явлениях воскресшего Иисуса ученикам лежит свидетельство одной экзальтированной женщины — Марии Магдалины, — еще в III веке убедительно опроверг Ориген. Он показал, что рассказы о явлениях Воскресшего слишком разнообразны и многочисленны, чтобы их можно было свести к одному источнику[19].
Попутно Ориген опроверг мнение Цельса о том, что, если бы Иисус воскрес, «Он должен был бы явиться Своим врагам и судье, который Его осудил, вообще всем без исключения», а не только группе учеников[20]. Если Иисус при жизни отказывался совершить чудо для доказательства Своего всемогущества Мф. О них Он сказал в притче о богаче и Лазаре: «...
Теория, согласно которой рассказы о воскресении Иисуса многократно переписывались, не находит никакого подтверждения в текстологической традиции четырех Евангелий. Несмотря на то, что в поиск их более ранних прототипов были вложены колоссальные человеческие и финансовые ресурсы, этот поиск дал нулевой результат. Самые разнообразные домыслы относительно гипотетических первоисточников евангельских повествований высказывались учеными на протяжении XIX-XX столетий, но ни один такой первоисточник так и не был найден.
Пожалуй, наиболее живучими оказались теории, согласно которым повествования Евангелий о воскресении Христа следует понимать метафорически — как свидетельства о том, что память об Иисусе бережно хранилась в сердцах Его последователей. В той или иной степени эти теории восприняты многими современными авторами из либерального лагеря, в том числе теми, что входили в печально известный «семинар по Иисусу», предпринявший грандиозный сизифов труд по демонтажу евангельского текста с целью доказать отсутствие исторического зерна в большинстве евангельских повествований. Один из этих авторов, Дж.
Кроссан, считает, что изначальное «Евангелие креста», лежавшее в основе Евангелия от Марка, не содержало в себе описаний явлений воскресшего Иисуса. Богословие Марка основывалось на диаде Страстей и парусии второго пришествия , предвкушением которого было Преображение: места для воскресения в этом богословии якобы не было.
В первые века христианства Пасху праздновали каждую неделю, а во II веке она стала ежегодной. Слово «Пасха» приняли для обозначения Воскресения Христова в V веке. Что нужно делать перед Пасхой Перед Пасхой идет Великий пост, который делится на седьмицы.
В этом году он начался 27 февраля. Все это время верующие, в частности, не едят мясо и производные от него продукты, а также выпечку и сладости, не пьют молоко и алкоголь. Читают молитвы и вспоминают святых. Ей предшествует Вербное воскресенье. В этот день православные соблюдают строгий пост: можно есть лишь растительную пищу без масла.
В пятницу и субботу от пищи нужно вовсе отказаться.
Было бы абсолютно невероятно, если бы ранние христиане придумали такую легенду и затем проповедовали ее среди тех, кто легко мог ее опровергнуть, представив тело Иисуса Христа. Различные детали факта воскресения, описанные в Евангелии, говорят в пользу достоверности этого факта Генри Морис Шеффер, американский логик: — Теория свидетельства заключается в том, что показания нескольких очевидцев, каждый из которых освещает факты со своей точки зрения, формируют сильную доказательную базу в том случае, если содержащиеся видимые противоречия в показаниях устраняются в процессе тщательного исследования. Именно так и обстоит дело с различными описаниями воскресения Христа. За весть о воскресении Спасителя апостолы шли на казнь Чарльз Колсон, советник президента Ричарда Никсона, участников Уотергейтского скандала: — 12 человек свидетельствовали, что видели Христа воскресшим и затем в течение 40 лет, ни разу не отрекаясь, проповедовали, что это правда. Всех их избивали, мучили, забрасывали камнями и бросали в тюрьмы. Они не выдержали бы этого, если бы это не было правдой.
В Уотергейте было замешано 12 наиболее влиятельных лиц в мире, которые в своей лжи не продержались и трех недель.
Свидетельства о Воскресении Христа
В то же время и у православных, и у католиков принято красить куриные яйца и приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!». Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». После чудесного воскрешения многие уверовали в Христа и на следующий день шумно встречали его при въезде в Иерусалим, бросая на дорогу пальмовые ветви. Когда же они уверовали, что Иисус физически воскрес из мёртвых, все они рисковали жизнью ради имени Господа Иисуса Христа.
Почему церковь ежегодно распинает Иисуса Христа???
О смысле и значении Лазаревой субботы также неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из патриарших проповедей по случаю праздника звучат такие слова: «Не случайно этот великий день празднуется в преддверии Страстной седмицы недели , потому что Страстная седмица сопровождается воспоминаниями о страданиях Господа и Спасителя, о его смерти и Воскресении. А празднование воскрешения Лазаря помогает нам понять, что и каждый из нас пройдет и через свои страдания, и через смерть, но и через воскресение, дабы выйти в сретение Господа и Спасителя». Традиции Лазаревой субботы: что можно и нельзя делать Лазарева суббота, как и любой церковный праздник, наполнена традициями. При этом каких-то особых разрешений и запретов Церковь в этот день не устанавливает. Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу. Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза. На Лазареву субботу не возбраняется устроить праздничные посиделки. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление — в рацион можно добавить рыбную икру. Служба в церкви.
Важно отметить, что Иисус Христос трижды спросил ап. Петра о его любви к Нему и трижды повторил: «Паси овец, агнцев Моих». Первый раз Иисус Христос спросил его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого человека и есть дело его доброй воли. Петр же в своем ответе говорит только о дружеском сердечном расположении к Нему. Однако Господь принял это исповедание и поручил ему пасти Своих агнцев, которые нуждаются в питании, в уходе и кормлении. Вторично Иисус Христос обратился к Петру с тем же вопросом. Он как бы хочет спросить Петра: имеет ли он такую любовь к Нему, как и все ученики Его. В этом ответе ап. Петра содержится тот же смысл, что и в первом.
Но Господь ничего не говорит Петру о недостаточности его ответа и поручает ему пасти или, точнее, управлять Своими овцами, без различия возраста и силы животных, составляющих единое стадо. Третий раз Иисус Христос употребил для обозначения понятия любви Петра к Нему то слово, которым отвечал он. Этим Господь как бы поставил под сомнение ту дружескую любовь, о которой говорил Петр. Это очень огорчило ап. Петра, что Воскресший сомневается даже в его дружеской любви к Нему. После скорбного и смиренного исповедания Петра Господь в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих овец, особенно слабых, которые не имеют твердости воли, как и Петр, который проявил страх и малодушие во время своего отречения. В словах Иисуса Христа, когда Он говорил ап. Петру: «Паси овец Моих», угадывается та мысль, что питать стадо Христово духовной пищей есть первый долг пастыря и что отодвигать обязанность духовного воспитания на задний план и давать перевес пастырской власти противоречит последующему завещанию самого ап. Петра, который ясно учит: «Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду» 1 Петра 5, 1 — 4.
Это вдохновенное завещание ап. Петра является откликом из беседы Воскресшего, который поручил ему пасти стадо Божье. Бог испытывает часто и нашу веру, и наше упование, но Он испытал у Петра не веру, а любовь к Нему. Петр верил и даже исповедовал, что Воскресший есть Христос, Сын Бога Живого, но любовь к Богу — это нечто большее, чем вера, ведь бесы также веруют в Бога идаже боятся Его. Любовь к Богу, к Распятому и Воскресшему, дает право не только веровать и исповедовать эту веру, но и пасти стадо Божье. Очень жаль, что есть пастыри, священнослужители, которые исполняют свои обязанности священнослужителя не из любви к духовным овцам или делу Божьему, а потому что имеют соответствующий диплом, право или быть может это им выгодно. Петр таких священнослужителей предупреждает: «Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду» 1 Петра 5, 2 — 3. Господь называет апостола прежним его именем: Симон Ионин, между тем Сам же дал ему новое имя — Петр — и при этом сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Это имеет свое основание.
Называя апостола Симоном, Воскресший хотел напомнить ему, что он еще не камень, но человек и сын человека. Чрез совершенное отречение Симон Петр показал себя недостойным носить новое имя. Ветхий человек брал еще над ним верх, человеческий страх овладел им перед служителями первосвященника, и он не устоял, а отрекся. Господь спрашивает Петра три раза: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Эти три вопроса напоминали о троекратном отречении Петра. Воскресший как бы говорил ему: ты три раза отрекся от Меня; теперь очисти свою вину троекратным признанием, что любишь Меня больше, чем кто бы то ни было. Так постепенно была утверждена у Петра вера в Воскресшего, после чего он с особым чувством мог говорить и писать: «Сего Иисуса Христа Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» Деян. В отречении Петра проявилась не слабость веры, а скорее недостаточная твердость характера в его уповании.
Впоследствии ап. Петр в своем апостольском служении стал тверд, как скала; он всегда готов был даже на смерть, чтобы только повиноваться голосу своего Учителя, который сказал ему: «Иди за Мною». С восстановлением Петра в апостольском служении Господь предсказывает ему, что наградой за апостольское служение и ревностное следование за Иисусом Христом будет мученический венец. Это пророчество Господь облек в символическую форму и мученическую смерть Петра уподобил бессилию старца, который простирает свои руки, а другой препоясывает и ведет его, «куда не хочешь». Этими словами Господь предсказал, какою смертью Петр прославит Бога. Когда Иисус Христос окончил беседу с Петром, то ученики последовали за Ним. Петр был поглощен мыслью о предстоящей ему пастырской деятельности и его мученической смерти. Он знал, что Иисус Христос продолжает любить Иоанна и спросил: «Господи, а он что? Довольно для него, что ему предсказано о его смерти.
Ответ Иисуса Христа не был ясно понят учениками. Однако Господь не сказал Петру, что Иоанн не умрет, но сказал только: «что тебе до того? Ты иди за Мною». Долговременная жизнь ап. Иоанна послужила для некоторых подтверждением слов Господа: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду», но Господь не сказал, что этот ученик не умрет, а только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе Иоанна. У каждого верующего христианина есть свой крест, «времена и сроки», и каждый из нас должен стремиться, чтобы возвеличился Христос в нашем теле, в жизни или в смерти Филип. Явление всем апостолам, кроме Фомы В тот момент, когда два ученика, пришедшие из Эммауса, рассказывали, как чудесно явился им Воскресший, «Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам» Лук. Хотя двери комнаты были заперты из-за опасности от иудеев, все присутствующие смутились и, испугавшись, подумали, что видят духа. Тогда Он вторично произнес: «Мир вам!
Затем, в удостоверение, что пред ними стоит не дух или приведение, а Воскресший, Он показал им руки, ноги и ребра свои, которые были в ранах. Хотя ученики и обрадовались, увидев Воскресшего и услышав знакомый голос, но внезапной радости еще не доверяли и дивились. Для нового удостоверения, что пред ними стоит не дух, не тень, говорит им: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть, печеной рыбы и сотового меда, и взяв, ел пред ними». Он не нуждался: в этой пище, Он ел не для Себя, а для них, чтобы они вполне удостоверились и поверили, что это Он, воскресший Иисус Христос. Когда ученики поняли, что среди них находится воскресший Иисус-Христос, Он напомнил им, о чем говорил с ними пред Своими крестными страданиями, что надлежало исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Следует отметить, что Иисус Христос разделил священные книги Ветхого Завета на три части, как это и было принято среди народа: закон — под которым разумелись пять книг Пятикнижие пророка Моисея; пророки — под ними разумелись все пророческие книги и агиографы, к которым причислялись так называемые у нас учительные книги и исторические; третий раздел Иисус Христос называет словом псалмы. Таким образом весь Ветхий Завет исполнен пророчествами об Иисусе Христе, как это Он и Сам сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» Иоан. Прежде, когда Он до Своего воскресения говорил им на основании ветхозаветных Писаний о своем страдании, смерти и воскресении, они не понимали ни Его, ни Писаний, теперь же Господь озарил их ум к уразумению Писаний о Нем, как и сказано: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний».
Это чудесное наставление и разъяснение Св. Писания продолжалось в течение сорока дней, когда Он являлся им и говорил о Царствии Божьем Деян. Авторитетные слова Иисуса Христа рассеяли сомнения и неясность, которая была у апостолов. Они уверовали, что воскресение Учителя — это факт. Когда неверие сменилось верою, тогда Он сказал им, что «они свидетели сему», всей жизни Его и Его учения, Его Голгофских страданий и смерти на Кресте, а также и воскресения. Он поручил им проповедь Евангелия, покаяние и прощение грехов во имя совершенного Им дела искупления во всех народах, начиная с Иерусалима. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Иоан.
В действительности христианские праздники и христианская идеология не имеет с ними ничего общего.
Считается, что язычники встречали весну и красили яйца в честь бога солнца, у язычников было множество других богов, в то время как у христиан Бог Един — Иисус Христос. Тем не менее у современных историков не так много сведений о том, как практиковалось язычество до принятия христианства, и все свидетельства о подобных традициях относятся к уже христианским временам. Поэтому вполне возможно, что язычники переняли христианскую традицию, а не наоборот. В любом случае современная Церковь отрицает любую принадлежность к язычеству и языческим традициям. Читайте также — Пасха страданий Пасха в других конфессиях Католическая Пасха и Пасха у традиционных протестантов лютеран отмечается в другой день — по григорианскому календарю. Но традиции и обычаи для всех христиан остаются общими, потому что радость Воскресения Христа едина для всех конфессий. Пасха в 2024 году у католиков отмечается 31 марта. Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах.
В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям. Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха.
Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост. На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь. На Пасху в 2023 году она прозвучит для католиков 9 апреля. В католических храмах накануне Пасхи проводят так называемую Литургию Света.
От огромного костра, который разводят перед храмом, зажигают позже Пасхал, который вносят в костел на праздник. В Англии в день Великого Праздника принято помогать обездоленным.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. За Богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра Урбановича. Фото: иеромонах Лев Чихирин С Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа.
Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Православные по всему миру будут отмечать главный христианский праздник, установленный в память о воскрешении Иисуса Христа. Верующим важно знать, когда и сколько дней после Пасхи православн ые в 2023 году говорят «Христос Воскрес». а Иисус ТО Не На кресте воскрес, но в пещере. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является краеугольным камнем христианства. Более авторитетного свидетельства нам не найти и Дионисий Малый утверждал, что Христос воскрес 25 марта, а распят 23 марта. Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры — ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова.
Как воскрес Иисус?
Великий пост — один из самых строгих в церковном году. Перед ним длится Масленица, масленичная неделя. Христиане воздерживаются от шумных празднований в эти дни. Ведь их ждет Великий пост, который соблюдается не только накануне праздника — Пасхи, но и претворяет события, которые происходят во время Страстной недели , когда мы вспоминаем страдания Христа. Завершается Великий пост Лазаревой субботой. Это стало преддверием воскрешения самого Господа. Иисуса встречали в Иерусалиме как Царя.
Люди видели настоящее чудо: тело Лазаря, которого коснулись уже следы разложения, ожило. Господь вдохнул жизнь в человека, который не просто скончался, но скончался давно и от тяжелой продолжительной болезни. Господь не спешил исцелять Лазаря, хотя мог сделать это, именно потому что намеревался воскресить. Видевшие это событие и слышавшие о нем радовались приходу Христа в Иерусалим, так как надеялись, что Мессия неистово сокрушит врагов земных, въехав в город на ослике. Но Иисус пришел бороться с главными врагами — со смертью и адом. Земное процветание и благоденствие не входило в Его планы.
Его ждал арест, пытки и смерть на Кресте. Один из самых важных для христиан дней на Страстной седмице — Великий Четверг, когда Церковь вспоминает события Тайной Вечери. Ведь именно тогда было установлено таинство Евхаристии. В Страстную Пятницу, самый трудный день, вспоминается Крестная жертва Спасителя. Это — день Его страданий и смерти. Церковь скорбит о страстях Христовых.
Вместо литургии в этот день совершаются Царские Часы. На вечерне выносят плащаницу, это символ положения Тела Христова во гроб. Далее — затишье дня покоя, Великой Субботы, и радость Христова Воскресения. Господь пришел в этот мир не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы воскреснуть и подарить нам надежду на спасение от неизбежности смерти, отпущение грехов и жизнь вечную. Христиане празднуют принятие этой возможности. Подготовка к Пасхе в 2023 году, как и в любом другом церковном году, заключается в посте, молитве и размышлениях о том, что Господь пострадал за наши грехи.
И мы должны достойно и праведно принимать дар жизни, который преподносит нам Пасха Христова. Robert Anning Bell.
Чтобы показать природу будущего нашего воскресения Все люди воскреснут. Одни для того, чтобы наследовать вечную жизнь, а другие для суда. Священное Писание говорит: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения Римлянам 6:5 Когда Писание говорит, что мы соединены с Ним подобием смерти Его, не значит, что мы будем распяты, но то, что мы умрем без греха.
Если это произошло в жизни читателя, тогда он воскреснет подобно Господу Иисусу, той же природе. Чтобы мы принесли плоды Богу Далее в Послании к Римлянам, Апостол Павел пишет к Евреям, которые до пришествия Господа Иисуса были под властью Закона Моисея и он говорит: Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Римлянам 7:4 А плоды для Бога — это плоды Духа, о которых тоже Апостол Павел пишет: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Галатам 6:22-23 6.
Чтобы подтвердить наше воскресение в будущем Через воскресение Господа Иисуса, Бог, Его Отец и наш, подтвердил истину о воскресении нашем в будущем, как пишет Писание: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Римлянам 8:11 7.
Все эти дни православные приветствуют друг друга фразой: «Христос Воскрес! На что принято отвечать: «Воистину Воскрес! Так они делятся благой вестью и радуются важному для всех христиан мира Библейскому событию. Эта традиция называется «христосоваться». На деле — прославление Христа и возможность одной фразой поздравить окружающих с Пасхой. Весь этот период принять часто ходить в храм. Первая неделя после Пасхи вообще воспринимается как один день с самим праздником. Богослужение в церквях все это время мало чем отличается от пасхального.
Первая неделя празднования именуется «Светлой седмицей». Под запретом любая физическая работа. За ней следует Фомина неделя. Потом период с начала недели жен-мироносиц, который длится до Вознесения Христова. И все эти дни люди здороваются особым образом.
Господь предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня укрепить благовестив... Поэтому к коринфянам говорит он: не апостол ли я? И это говорит о себе тот самый, который в Кесарии рассказывал правителю Фесту и царю иудейскому Агриппе о своем видении Христа на пути в Дамаск: когда убивали христиан в Иерусалиме , я подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса; и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах Деян. И много раз в истории Церкви являлся Господь и мученикам, и подвижникам. Явился к нашему русскому преподобному Серафиму Саровскому, во время служения его иеродиаконом в Страстной Четверг. Потому и вспоминает Церковь Божия о Воскресении и явлениях Господа каждое воскресенье, то есть пятьдесят два раза в году. Потому бывает такое множество верующих на Пасху, что в храмах не хватает места; и не бывает возможности священникам даже пройти через народ. Потому мы веруем и в наше воскресение в будущей жизни. Христос воскрес из мертвых, первенец то есть первым из умерших. Ибо как смерть — чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут; каждый — в своем порядке: первенец Христос; потом — Христовы, в второе пришествие Его, — говорит Павел 1 Кор. Потому и неверующие восстают особенно против истины Воскресения Христа. Они знают, что это один из краеугольных камней нашей веры. Оттого они и стараются подорвать веру в действительность Христа. Оттого они и объявляют Его кощунственно «легендой», — вопреки фактам истории. Но пусть, мы все помним слова апостола Павла, сказанные им в Антиохии Писидийской, в иудейской синагоге: мужи, братие! Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые ныне суть свидетели Его пред народом. И кто же посмеет говорить, когда он слышит о будущей жизни: а кто оттуда приходил?
В какое время время суток (во сколько) умер и когда воскрес Иисус Христос
"Она символизирует гроб Христов, из которого воскрес Спаситель", — объяснил Сергей Муравьёв. 27 апреля 2024 года – Лазарева суббота – праздник Воскрешения Господом Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного. После того как Иисус Христос восстал из мертвых, воскресли и другие умершие праведники. Если Иисус не воскрес, почему мы не находим упоминаний о почитании его гробницы, как это часто случается с местами захоронения религиозных руководителей? Узрив чудо воскрешения, люди уверовали, что Иисус из Назарета не просто пророк, но обещанный Богом Спаситель. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий. Какого числа Христос воскресает в 2024 году: точная дата и пасхальный расчет.
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Бог оставил людей давным-давно, а ты лишь лжец, который желает присвоить себе деяния Его». В ответ на эту реплику Иисус лишь улыбнулся. Но беседа не закончилась злыми словами. Услышав высказывание Гестаса, Дисмас вдруг вскликнул: - Верую, Господи! Верую в тебя, в свет твой, всем сердцем верую!
Прости меня, прости, Боже, ибо грешен я. Много дел злых совершил я за жизнь свою, и понимаю, что недостоин прощения… - Достаточно, сын мой. Я услышал слова твои, идущие от чистого сердца. Я прощаю тебя.
И будешь ты первым человеком, который попадёт в Рай. Разбойник в ответ лишь расплакался. Данный диалог я привёл в несколько вольной трактовке, так как текст Писания очень сложно воспринимается современным человеком. Впрочем, могу уверить Вас в одном: смысл беседы остался неизменным, а некоторые реплики «участников» приведены в оригинале.
Ад или Рай? Интересно, что с момента Гнева Божьего, врата Рая были закрыты для смертных. То есть все умирающие люди «автоматически» попадали в Ад. Иного посмертия не было ни у кого.
Иисус был ниспослан на землю как последний шанс, данный человечеству, чтобы исправить это. Однако, сплошь и рядом люди лицемерили, притворялись, что уверовали. Однако, те несколько учеников Иисуса, а также раскаявшийся Дисмас показали Богу, что не все души людские черны как ночь. Человечество заблудилось в собственных грехах, и не было того света, который мог бы направить людей на Путь Истинный.
Но как же быть со Словом Божьим? Иисус пообещал Дисмасу, что тот станет первым человеком, попавшим в Рай, но… Врата Рая мог пройти только человек крещённый, коим обычный разбойник, конечно же, не являлся. Возможно, это прозвучит кощунственно, но более точной фразы я подобрать попросту не могу. Как известно, крестины положено проводить в «Крови Божьей», которую заменяет святая вода.
Помните, какая жидкость полилась из раны, нанесённой безымянным легионером Иисусу? Именно вода, смешанная с маслом. Достоверных сведений о том, как именно произошло крещение Дисмаса, мне найти так и не удалось. Очевидно, что каким-то образом «Кровь Божья» попала на тело разбойника, но вот каким именно, в Писании не поясняется.
На мой взгляд, имеют место быть два варианта развития событий: Вариант первый К телу распятых слетались вороны. Да, они не трогали Иисуса, но, согласно всё тому же Писанию, последние слова Гестаса слишком дорого ему обошлись - падальщики в ту же секунду выклевали глаза разбойнику. Думаю, пора сделать ещё одно лирическое отступление. Дело в том, что ворон — грешная птица.
Именно он сидел не верхушке дерева в тот момент, когда Адам и Ева вкусили Запретный Плод. Ворон же, наблюдая за гневом Божьим, даром времени терять не стал, и поспешил попробовать Яблоко Эдема. Не трудно предположить, что было дальше: ворон из рая изгнали, великолепные четырёхцветные перья сменились чёрными, а сладкий голос превратился в хриплое карканье. Согласно этой легенде, в ту минуту Иисусом были спасены две души: не только человеческая, но и птичья.
Именно ворон, напившись «Крови Божьей», окропил ею разбойника. Вариант второй В нём тоже замешана птица. Только на этот раз главной героиней является белоснежная голубка, прилетевшая оплакать смерть Божью. Иисус повелел ей перенести часть своей «Крови» на Дисмаса, и душа бандита всё равно отправилась в рай.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий пальмовых ветвей и верб называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. Кондак, глас 6-й : «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.
Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей? В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же — небедным. Судя по тому, что у него были слуги Ин. В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании Ин. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» Ин. Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» Лк. Святитель Амфилохий Иконийский После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом? Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием слепым, исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии Китиона, у евреев называвшегося Хетим. Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра из жития Лазаря Четверодневного.
Сам отец Ипполит оказался у Святого Гроба вскоре после появления Огня. Он пишет на родном ему украинском языке, что плита Гроба была покрыта "кропельками, як живое сребро... Первое время после появления Огонь этот не жжет ни кожи, ни волос, хотя свеча от свечи быстро загорается. Один из паломников пишет: "Я всеми горящими свечами себе бороду жег и ни единого волоса не подпалило и не скорчило" 5. Заметим, что минут через 10-15 после возникновения благодатный Огонь начинает жечь, как обычное пламя свечи. Значительно позже своих предшественников пришел на Святую Землю афонский инок Парфений. Его путешествие было предпринято около середины XIX столетия. Конечно, благочестивый инок уделил много внимания описанию благодатного Огня. Приведем краткие выдержки из его яркого и правдивого описания. Вечерня была торжественная. После вечерни арабы стали кричать и бегать по храму. Я спрашиваю, что они говорят. Мне сказали, что они хвалят веру Православную; франков католиков укоряют, что те не верят благодати, а армян укоряют, что они хотели сами получить благодать, но вместо этого посрамились" 6, с. Известен рассказ о событиях, которые легли в основу последней реплики I, с. Это произошло в Иерусалиме, вскоре после водворения там турецкой администрации. Руководители Армянской Церкви сумели убедить турок передать право получения и распределения благодатного Огня армянской общине. Православная община во главе с Патриархом была удалена не только из кувуклии содержащей Святой Гроб , но и из храма. Ей было указано место на улице близ колонн, знаменующих вход в храм. В храме заняли место богато облаченные армянские духовные лица во главе с Патриархом-Католикосом всех армян. То, что произошло вслед за этим, нельзя не рассматривать как явное Божие указание на истинную веру. Цитируем о далее происходившем событии из статьи православного араба Хури Фози 7. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна треснула, и из этой трещины показался Огонь. Православный Патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили благодатный Огонь все православные и все пришедшие в храм. Рядом с храмом Гроба Господня стоит здание примерно той же высоты. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую службу турецкий офицер Анвар со своими солдатами. Когда он увидел сошествие благодатного Огня на колонну, то прыгнул на мраморные плиты, устилавшие землю около входа в храм, и возгласил: "Едина есть истинная вера Православная христианская! Я - христианин! Мраморные плиты, как восковые, подались под ногами Анвара. След его ног сохранили каменные плиты, хотя турки потом пытались их скоблить... Турки обезглавили Анвара и сожгли его тело. Пепел мученика, крестившегося в своей крови, хранится в одном из христианских монастырей. Обгоревшая трещина в каменной колонне, откуда вышел благодатный огонь видна и теперь у входа в храм воскресения Христова, напоминая всем об этом чуде. Наконец, приведем в наиболее подробном виде рассказ паломника, совершившего путешествие в Иерусалим в конце XIX века. Мне довелось быть очевидцем происходящего в это время в храме Воскресения два раза. Испытываемое внешними чувствами при этом своеобразном зрелище передать с надлежащей точностью нелегко. Ссылаюсь на очевидцев: пусть скажут, какова задача... Обыкновенно в Великую Субботу, в половине второго часа, раздается колокол в патриархии. Начинается оттуда шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания," идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора. Патриарх останавливается перед царскими вратами. Два архимандрита с иеродиаконами его разоблачают. Без митры и всех архипастырских отличий, в белой полотняной хламиде, подпоясанный кожаным ремнем, он возвращается, в сопровождении митрополитов и архиереев, ко входу в часовню. Вход запечатан турецкой печатью, охраняемой турецким караулом. Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха, когда резиденция последнего находилась еще в Константинополе. После троекратного обхода духовенством, предшествуемым хоругвеносцами, часовни Святого Гроба, с пением стихиры 5-го гласа. Здесь его ожидает армянский епископ в облачении. Турецкий офицер снимает печать. По входе Патриарха, а за ним и армянского епископа, дверь снова запирается. Оба раза я епископа не замечал; но если он, по уверению некоторых и знаменитого паломника нашего Андрея Н. Муравьева, и входит за Патриархом, то остается в приделе Ангела бездействующим свидетелем. Греческий же иерарх проникает через низкое отверстие поперечной стены ко Святому Гробу. Там царит безусловный мрак ночи. Следуют страшные... Это - целый век трепетного ожидания... Гробовое молчание... Представьте себе мертвую тишину многотысячной... Только имевшие случай пережить эти минуты в состоянии понять, как бьются сердца. В кувуклии, в приделе Ангела, в северной и южной стенах - два отверстия, овальные, величиной с большое столовое блюдо... В северном вдруг показывается длинная свеча... Господи, помилуй! Кирие, элейсон!.. Воля-дин, иля-дин, эль-Мессия! Крики, вопли, неистовые, неумолкающие, несутся снизу, сверху, с балконов, галерей, лож, карнизов; отовсюду оглушительные возгласы, звон колоколов, торжественные звуки деревянных бил, треск барабанов, резкие трели металлических молотков; все скачет, кричит, все лезет на плечи друг к другу... Мне сдается, что я в громадном здании, охваченном пожаром. Огонь моментально сообщается всюду: у всех горят пучки свеч; их спускают на веревках с галерей; зажженные летят вверх. Весь храм объят пламенем. С неимоверными усилиями, ружейными прикладами и тесаками, солдаты едва успевают очистить путь вышедшему из кувуклии Патриарху. Бледный, со страдальческими чертами лица от глубокого душевного потрясения, Патриарх медленно приближается к соборному алтарю. Так, во время оно, Моисей оставлял выси Синайские... Патриарх простирает в обе стороны зажженные свечи. Кто успевает, тушит свой пук и ловит пламя патриаршей свечи... Никак не мог себе объяснить я, как огонь, едва замеченный в северном отверстии кувуклии, почти во мгновение ока появляется почти в алтаре собора. Там все свечи уже пылают в то время, когда огонь едва стал перехватываться и передаваться близ стоящим у самой часовни. У сказанного отверстия обыкновенно ожидают двое нарочных с фонарями; один из них немедленно скачет верхом в Вифлеем... Но как может другой в единый миг пронизать сплоченную массу народа и проникнуть в алтарь, остается, решительно, непонятным... В алтаре Патриарх отдыхает не более пяти минут и затем удаляется; мало-помалу и все духовенство исчезает из храма. Что же произошло? Откуда же взялся Огонь у Патриарха? Как-то вскоре после пасхальных дней я, в числе нескольких вновь прибывших паломников, сопровождал Патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поставил так вопрос: - Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в кувуклии? Престарелый Архипастырь, не обращая внимание на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так мною почти слово в слово записано было слышанное : - Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и - свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады. Предоставляю за сим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный вопрос" 8, с. Не излишне прибавить, что между католическими писателями немало таких, которые свидетельствовали, что видели чудо, как в Великую Субботу у Гроба Господня свечи сами зажигались Бароний, летописец Римской Церкви, прибавляет: "Чудо сие там бывает нередко". Следует еще остановиться на неверии скептиков относительно невещественного появления Огня, именуемого поэтому святым, и представить им следующие доказательства: упомянутая речь иерарха, по существу, есть свод всего того, что в течение многих веков свидетельствовалось и заявлялось знаменитыми паломниками, коим, подобно мне, доводилось лично присутствовать в храме в Великую Субботу. Подтверждение тому ниже спрашивается: можно ли допустить, чтобы кто-либо из этих паломников, отмечая в своих записках виденное и прочувствованное, не довольствовался собственными впечатлениями, а искал соображаться еще и со свидетельствами предшественников?
Вот он, истинный смысл праздника! Пасха — это день, когда Иисус Христос ВОСКРЕС! Он умер и воскрес
Умерев, душой Иисус Христос спустился в ад, сломал его врата и вывел оттуда праведников, а на третий день после своей смерти воскрес. В православной церковной службе отражено представление, что Христос воскрес в ночь с субботы на воскресенье (уже утром произойдут события описанные выше), именно поэтому на этот праздник в церковь христиане собираются поздним вечером субботы, а поздравлять друг. Построенное им на месте Голгофы колоссальное сооружение языческого храма Венеры, от которого ныне остались лишь плиты фундамента, должно было на веки запечатать память о месте, где воскрес Христос. Все Евангелисты утверждают, что Иисус воскрес, но ни один не рассказывает, кáк это произошло. На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. Когда же они уверовали, что Иисус физически воскрес из мёртвых, все они рисковали жизнью ради имени Господа Иисуса Христа.
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
Если теперь гробница была покинутой, поскольку ученики были убеждены, что Иисус воскрес из мертвых, то встал очень важный вопрос: какими теперь должны быть отношения между учениками и воскресшим Христом? По данным Евангелий, Иисус воскрес в первый день недели. известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками. Построенное им на месте Голгофы колоссальное сооружение языческого храма Венеры, от которого ныне остались лишь плиты фундамента, должно было на веки запечатать память о месте, где воскрес Христос. Иисус умер за наши грехи и воскрес,чтобы стать нашим Ходатаем перед Богом.