Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована. Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения.
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить». Что значит «время в умаление стало приходить»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».
По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом?
Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь?
Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нйшто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну, да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!
Значит, сударь, плохо ваше дело. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают? Как же вы у него живете, сударь, на каком положении? Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу».
То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно.
На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне! Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится.
В глазах то сверкает искушение, то появляется холод раскаяния.
Катерина то сжимает кулаки, то расправляет плечи навстречу счастью. Такое с ней случается и когда она рассказывает о неизвестном человеке, являющемся ей ночью. Главной героине будто становится жарко, когда она раскрывает свои тайны. Но девушка тут же смущается и кутается в плед.
Совсем другим человеком становится жена Тихона, вспоминая свое прекрасное детство и рассказывая о мечтах и молитвах. Катерина словно расцветает: на лице появляется румянец, плечи приподнимаются вверх, точно на спине у нее выросли невидимые крылья. И ее желание взлететь, как птица, уже не кажется абсурдным. Актер Николай Стрельченко играет робкого юношу Бориса.
Переживания о сестре и постоянная тирания дяди усугубляют его любовь к замужней Катерине. И он не в состоянии понять, что его чувства ее погубят. Тут все классически: артист представил племянника Дикого бесхарактерным, безвольным, каким его описал сам драматург. А муж Катерины Тихон Кабанов в исполнении Ивана Алексеева предстает бесхарактерным только по отношению к своей матери.
Интересно наблюдать за трансформацией персонажа. В разговоре с мамой он слабый, говорит с ней, чуть не плача. Но, встречаясь со своей женой, сын Кабанихи вымещает зло на Катерине и заигрывает с Глашей. Кстати, флирт с прислугой — это режиссерская задумка, которая придает Тихону Иванычу новые черты: лицемерие и распущенность.
Сестра Тихона Варвара — полная противоположность своего брата. Ее натуре свойственны инициативность, шутливость, озорство и страсть ко всему новому. Зоя Соловьева , исполнившая эту роль, придала ей особенный шарм. В своих движениях актриса напоминает лису: начинает действовать тихо, с осторожностью, а с развитием действия становится все раскрепощеннее.
Особенно это заметно в сцене с Борисом. Закрыв лицо платком, героиня распугала всех парней, чтобы остаться с племянником Дикого наедине и сообщить ему о тайне... Савела Дикого в постановке сыграл заслуженный артист России Николай Дубаков. При добродушной внешности актера, его купец с характером самодура получился суровым, неприступным.
А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь — абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона. В спектакле занято 30 артистов труппы.
Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский
Кабанихой владеет страсть властолюбия, ей жизненно необходимо, чтобы домашние подчинялись ей и всячески демонстрировали свою покорность. Сыном Кабанихи, Тихоном, владеет другая страсть — алкоголизм. Хотя, наверное, первично в нем все-таки желание скинуть с себя ответственность за собственную жизнь, а пьянство — это уже следствие. Примерно та же страсть помимо блудной владеет и Борисом. Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого. У сестры Тихона, Варвары, тоже имеется клубок страстей, одна из которых — удовольствие от манипулирования людьми это же она устроила так, что чувства Катерины и Бориса оказались реализованы в отношениях — то есть упоминаемых в драме ночных прогулках. Всякая страсть вырастает из эгоизма, из желания, чтобы мне было хорошо, невзирая на то, причиняет ли это вред другим. Да если даже и не причиняет, одержимый страстью человек стремится к объекту своего желания «здесь и сейчас», хотя бы это и приносило ему вред в будущем таковы, например, страсти чревоугодия и пьянства.
Точнее сказать, страсти — это те конкретные формы, в которых реализуется человеческий эгоизм. У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему. Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений. Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них. Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы.
Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез. Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти. Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей. Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически. Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича.
По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису. То, что ее губит, он именует сладострастием. Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности.
С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт?
Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала.
Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита». Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля?
На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней. Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!
Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга.
Погружение 2-е Алекс Берген 51 минуту назад Космический корабль рассчитанный на 10 лет???? Сабурова Анна - Огненный цветок svetahappist 1 час назад Очень уж все растянуто. Автор упивался расписывая мелочи до глобальных масштабов. Рассказ вполне мог быть 2х часовым.... Лучанинов Александр - Каменка Миккеро 1 час назад Спасибо огромное что проявили внимание к данной проблеме которая время от времени имеет место быть.! Добра вам за...
Дни за Гранью Сергей 2 часа назад Живут в многоэтажках, есть телефоы и ножи, то есть промышленность хорошо развита.
История создания[ править править код ] Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л.
Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети все они умерли в раннем возрасте.
Если незамужним девушкам там было позволено и свободно гулять, и открыто общаться с парнями, то после вступления в брак молодые женщины должны были сидеть дома, а если и выходить, то кутаться в несколько платков. Это наблюдение затем и отразилось в «Грозе».
В пьесе об этом говорит Кулагин: «А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». За время своего путешествия Островский помимо Торжка посетил Тверь, Городню, Осташков, Ржев и другие провинциальные городки.
Из-за несчастного случая с перевернувшимся экипажем он пролежал с переломами несколько месяцев и написал пьесу «Доходное место».
Краткое содержание «Гроза»
Уж и время-то стало в умаление приходить». Что значит «время в умаление стало приходить»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».
По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают?
Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону.
Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови. Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге. От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу. Трагически пьесу завершает Островский. В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ.
Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях: Почему пьеса Островского называется «Гроза»? Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. Конфликт В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти. Проблематика Порабощение человека, ущемление его прав и свобод раскрывает социальные проблемы. Философские проблемы: поиск смысла жизни, надежды, веры и человеческой судьбы. Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви. Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.
Режиссер оригинальным образом адаптирует текст Островского, написанный в 19-м веке. Основой для новой сценической версии «Грозы» станут различные переводы пьесы на английский язык. На этот прием указывает транслитерация в названии — «Groza». В процессе постановки режиссер Евгений Маленчев рассказал о новом спектакле: «Мы не занимаемся осовремениванием, мы работаем над адаптацией. Мы репетируем на русском языке, но пользуемся английскими переводами, чтобы посмотреть на события пьесы заново, сформировать свежий взгляд на давно известный сюжет. У нас нет цели придать прошлому черты современности, нам нужно преодолеть стереотипы и шаблоны, связанные с привычным локальным восприятием «Грозы».
Где она живет? Когда заканчивается? Она вообще есть? В своих исканиях, как ни странно, я постоянно обращалась к Раскольникову: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Мне же кажется, что этот поступок говорит об осознанном, свободном выборе человека. В противном случае она стала бы второй Кабанихой — уверена, она понимала это. А вообще, в этой пьесе есть персонаж — предтеча образов Достоевского, и это Тихон.
Всегда, слушая его финальный монолог, поражаюсь этому. Провоцирует их идти до конца в своих желаниях, исканиях, потребностях, будь то любовь или деньги. Сам же, иронично улыбаясь, посматривает за происходящим из-за угла... Иногда плачет, наверное, но с какой-то светлой тоской, любя человека за его стремления, пусть и ошибочные. Борис Любимов. Фото: teatrkachalov. Всего же Островский написал почти пятьдесят пьес, подавляющее большинство которых свой сценический путь начинали с Малого театра, а позже игрались по всей стране, да и по всему миру.
О самых знаковых постановках Островского и о феномене этого драматурга корреспонденту «МК» рассказал ректор Щепкинского училища, историк театра Борис Любимов. Островский ведь здесь разрабатывал программу обучения будущих артистов? В последние годы жизни он был фактически главой всех московских императорских театров, и его кабинет находился в этом здании, где-то наискосок от моего нынешнего. Как у них сложилась такая любовь? В Москве существовал один драматический театр — Малый, а в Петербурге — Александринский. Может быть, если бы указ об отмене этой монополии, который издал Александр III, вышел раньше, то существовала бы конкуренция. Хотя в самые последние годы драматург застал открытие театра Корша.
С другой стороны, Островский, быть может, впервые в истории русской литературы стал не просто великим драматургом, но и великим писателем... Как в случае с «Маскарадом» Лермонтова, пушкинскими пьесами или комедией Грибоедова «Горе от ума», публикацию которой он так и не увидел. Хотя, безусловно, именно это произведение стало первым явлением в истории русской литературы и драматургии, потом гоголевский «Ревизор». Но если есть одна или две пьесы, это еще не формирует труппу, репертуар. Посмотрите афишу Малого и Александринского театров 1830-х годов. Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров.
Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает. Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце». Спектакль «Лес». Из фондов театрального музея имени Бахрушина.
В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри. В то же время «Лес» Мейерхольду нужен был, чтобы не только поднять на дыбы все традиции русского театра, но и осмеять помещиков и духовенство, которое не присутствует в пьесе Островского, но режиссеру хотелось немножко покощунствовать в середине 1920-х. Станиславскому же в «Горячем сердце» важнее, с одной стороны, показать красоту горячих сердец, которые бьются в пьесе, а с другой — представить такую масленичную, праздничную Русь, в духе карнавальности Рабле. Заложено ли это в пьесе Островского? Но то, что это было поднято до таких масштабов, — идея Станиславского.
Таким образом, оказалось, что Мейерхольду нужен «Лес», чтобы оттолкнуться от прошлого страны, от прошлого театра; а Станиславский желает протянуть руку сегодняшнему времени через Островского. В самом начале 1950-х годов, когда заканчивается сталинская эпоха, ее рубежом становится спектакль мейерхольдовца Николая Павловича Охлопкова «Гроза». Не могу забыть, как молодая тогда актриса Евгения Козырева бежала по сцене перед трагическим финалом. Позже Островский отходит несколько на второй план.
Читать книгу: «Гроза»
Узнайте, где посмотреть фильм Гроза онлайн на Кинопоиске. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы. Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет.
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
А вот блестящий полемист Д. Писарев, хотя и с опозданием, выступил с решительными возражениями Н. В своей статье «Мотивы русской драмы» [10], появившейся в 1864 году, он назвал «Луч света» «ошибкою со стороны Добролюбова». Главный его аргумент: «…ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского». Разбирая личность Катерины, оценивая ее поступки, Писарев подчеркивает ее глубокую эмоциональность, даже экзальтированность: «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством…» Одну из самых глубоких и оригинальных статей о «Грозе» [11] написал старший брат Ф. Достоевского, писатель, журналист М. Он тоже увидел главную причину трагедии не в «жестоких нравах» провинциального Калинова, не в «домашнем деспотизме», а только в психологических, личностных особенностях главной героини, она — «жертва собственной чистоты и своих верований». И делает вывод: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства.
Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния». Такова, в самых общих чертах, суть полемики, развернувшейся вокруг «Грозы» в первые годы ее бытования. Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило, верными хранителями и защитниками добролюбовского истолкования «Грозы» [4, c. С различными интерпретациями драмы, различными оценками ее героев широкая публика смогла познакомиться только в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В целом, после «Грозы» появился огромный, неиссякаемый до сих пор, поток критической литературы — рецензии, статьи и отзывы о самой знаменитой, хрестоматийной драме Островского столь многочисленны, что их изучение можно было бы отнести к отдельному направлению в литературоведении и театральной критике. Пушкина: 1. Добролюбов Н.
Литературная критика : в 2 томах. Ленинград : Художественная литература, 1984. Лакшин В. Холодов Е. Ревякин, А. Москва : Учпедгиз, 1962.
Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме. Так, в Калязине он встретил "пронзительного мужика", а в Торжке — наблюдал за свободой, которой пользовались девушки, и полным отсутствием этой свободы у замужних женщин. Эти наблюдения легли в основу характеристик персонажей и ситуаций в "Грозе". Сюжет "Грозы" разворачивается в вымышленном городке Калинове и касается жизни семейства под властью деспотичной Кабанихи.
Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве. В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии если только она возможна , действительно ужасно. Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собою право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия...
Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. Это жертвы «темного царства» , но по- разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей «темного царства» - Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого - обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве
Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского. Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского.
Читать книгу: «Гроза»
Но попробовать стоит. Читать полностью.
На втором шаге обратите внимание на наши бесплатные книги и тетради для скорочтения. Однако, вернемся к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» и попробуем за 10-15 минут разобраться в хитросплетении сюжета и основных персонажей. Персонажи пьесы Катерина. Главная героиня пьесы: молодая девушка, которая живет в семье Кабанихи. Отличается красотой, добротой и сильной верой в бога. Живет в браке с Тихоном, однако любви к нему не испытывает. Молодой человек, который живет в доме купца Дикого. Он является его племянником и испытывает симпатию к Катерине.
Мужчина отличается кротким нравом, нерешительностью и слабым духом. Марфа Игнатьевна Кабаниха. Купчиха в Калинове с большим достатком. Каждый день изводит семью лекциями и нравоучениями. Не любит свою невестку, постоянно читает морали сыну. Сестра Тихона и дочь Кабанихи. Молодая девушка, красивая и сильная. Она сводит Катерину и Бориса вместе, так как не видит в этом ничего плохого. Искренне хочет помочь Катерине. Муж Катерины и сын Марфы.
Отличается пристрастием к выпивке, любит страдать о том, как мать загубила его жизнь. Любит жену. Молодой человек, который встречается с Варварой. Савел Прокофьевич Дикой. Купец, известный своим плохим характером и жадностью. Любит издеваться и над работниками, и над семьей. Жалуется, что все хотят от него только денег. Сумасшедшая женщина в Калинове, которая постоянно предсказывает смерть молодым и красивым девушкам. Скромный механик, который хочет помогать людям. Мечтает построить вечный двигатель, постоянно старается улучшить жизнь населения города, однако ему не дает продвигаться жадный Дикой.
Служанка в доме Кабановых. Путешественница, с которой Глаша сплетничает о жизни в столице. Действие первое События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол. Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями. Одним из немногих положительных характеров является Кулигин — бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям. В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство. Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику.
В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе. Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа — тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда. Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь. Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель. Это связано с тем, что она разлюбила мужа. Ей кажется, что за такое ей полагается страшное наказание.
Ситуацию накаляют слова Барыни, которая говорит об омуте, в который ведут воды Волги. Катерина считает эти слова дурным знаком. Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель.
Эта героиня — антипод Кулибина.
Её суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша.
Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие. Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня.
Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек. Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок». Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы.
Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником.
Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества.
Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю?
Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой. Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле.
Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем. Теперь она «вянет» в глуши. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа. Старая барыня предсказывает гибель Катерины, указывая на волжские воды.
Но её слова тогда никто не воспринимает всерьёз. Действие 2 Варвара понимает, что Катерина любит другого. К мужу она испытывает только жалость, она не притворщица по натуре и готова уйти от него. Варя всё поминает, но никому ничего не говорит.
Скрываться, врать и изворачиваться — обычное дело для семейства Кабановых. Тем временем Тихон собирается уезжать по делам. Для него это возможность хоть на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отбытием он наставляет супругу.
Дублируя слова стоящей рядом Марфы Игнатьевны, он велит ей вести себя хорошо, слушаться маменьку и на других парней не заглядываться. При упоминании о других мужчинах Кате становится неловко, Тихону стыдно. Оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину поклониться супругу в ноги.
Кабаниха бранит современные нравы, ругает молодежь. Она недовольна невесткой и выражает недоумение, что та не плачет в разлуке с мужем. Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее. Ей тоскливо.
Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху. Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену.
Борис не уверен, что у женщины есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней. Действие 3 Диалог Феклуши и Глаши обрисовывает моральные устои общества и уклад жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома. Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис.
Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, рассуждают о богатстве и бедности. Собеседники становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом.
Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной. Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней женщине. Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина.
Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, тот пытается успокоить её. Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви.
Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день.
Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать, как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы.
Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой.
Гроза. Пьесы
— «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза». Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза».
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Узнайте, где посмотреть фильм Гроза онлайн на Кинопоиске. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы. Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского.