Как снимали «Кавказскую пленницу» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кавказская пленница, СССР, как снять на развлекательном портале
Снято в Крыму: подборка российских фильмов
Правда, снимали комедию не на Кавказе, а в Крыму — в Алуште, Симферополе и Адлерском районе на реке Мзымта. «Кавказская пленница-2» от Федора Бондарчука и Михаила Шевчука. Он здесь снимал Кавказ в «Кавказской пленнице», Ялту — в «Иване Васильевиче», Дикий Запад — в «Деловых людях», сам Крым — в «Спортлото-82». Правда, снимали комедию не на Кавказе, а в Крыму — в Алуште, Симферополе и Адлерском районе на реке Мзымта. «Кавказская пленница-2» от Федора Бондарчука и Михаила Шевчука. «Кавказская пленница» вышла на экраны и обрела бешеную популярность, и до сих пор этот фильм является любимой комедией, которая возвращает кого-то в молодость, а кого-то в детство. Корреспондент «Звезды» Виктория Косогляденко прошлась по местам съемок в Крыму.
Крымские Кавказские горы
- Где и как снимали «Кавказскую пленницу»
- В дворцовых покоях
- В Севастополе снесли забор, на фоне которого снимали «Кавказскую пленницу» - 7Дней.ру
- Смотрите также
- С чего начать?
Снято в Крыму: подборка российских фильмов
В начале первой из них, у самой набережной, стоит старая гостиница «Черноморская» ул. Октябрьская, 5 , когда-то служившая базой съемочной группы. После съемок здесь отдыхала знаменитая троица Трус - Балбес - Бывалый. Жизнерадостный Евгений Моргунов отдавал дань уважения крымским винам и любил гулять по набережной, принимая восторги поклонниц. Скромные Вицин и Никулин лишь изредка составляли ему компанию: тяготились вниманием толпы. К тому же к ним в Алушту приехали жены, а Моргунов был холостяком. От «Черноморской» спуститесь немного в сторону моря около 200 м и сверните налево. Перейдя по мостику через речку Улу-Узень, вы окажетесь в начале улицы Горького.
Во времена «Пленницы» здесь работал ресторан «Солнечный», где снимали сцену знакомства Шурика с «кунаками влюбленного джигита». Ресторана с названием «Солнечный» в Алуште больше нет, но здание сохранилось - теперь его занимает ночной клуб «Under-world» ул. Горького, 6. Чтобы увидеть другие следы «Пленницы», придется пройти в старую часть Алушты. Идите по набережной в северо-восточном направлении от Профессорского уголка до начала улицы 15-го Апреля. Сворачивайте на эту улицу и ищите на правой стороне круглую средневековую башню Ашага-Куле стоит во дворе недалеко от набережной, пропустить трудно. Скромный домик справа от нее сыграл роль дачи товарища Саахова в эпизоде с прививками.
Улица 15-го Апреля проходит вдоль Приморского парка, где троица жуликов пила пиво, а Вицин произносил свое бессмертное «Жить хорошо! Бурная деятельность партнеров по заколачиванию денег происходила на территории турбазы «Чайка» на улице Красноармейской она открылась за пару лет до приезда команды Гайдая. Туда можно пройти пешком - через парк, минуя улицу Ленина, а затем вверх по Перекопской. На этой улице тоже есть место, засветившееся в картине, - гостиница «Юность» ул. Если вы фанат фильма и не хотите испытать разочарование от экскурсии по гайдаевским местам Алушты, то лучше заранее запастись распечатками любимых кадров - распития пива, уроков твиста и тому подобных. Без них городские места съемок будет трудновато узнать, слишком многое оказалось перестроенным и разрушенным за прошедшие годы.
Идею сюжета картины режиссеру подбросила сама жизнь: он прочел в газете статью о том, как в одной закавказской республике влюбленный джигит в полном соответствии с древними обычаями похитил свою возлюбленную. Выбору места съёмок послужила техническая оснащённость Ялтинской киностудии и колоритные пейзажи полуострова.
Для создания убедительных "кавказских гор" потребовались несколько регионов Тавриды. Осел тоже с тех пор стал достопримечательностью Крыма, правда, это была ослица, и звали ее Люся. Здесь же находится скала, на которой героиня отрабатывала навыки скалолазанья.
Изначально сценарий кинокартины состоял из 2-х новелл. Первая часть, "Кавказская пленница", содержит знакомый сюжет про похищение девушки-студентки Нины, которая приехала на каникулы к родственникам на Кавказ, и была похищена для женитьбы на местном высокопоставленном чиновнике Ахохове. Но Шурик спасает девушку у лап похитителей. Вторая часть - "Снежный человек и другие". Знаменитый ученый которого должен был играть Михаил Пуговкин со своей экспедиционной группой ищет в горах Кавказа живого йетти.
Они выходят на его след, но никак не могут поймать. После неудачного похищения они прячутся в горах от милиции, выдавая себя за снежного человека. В итоге от варианта с новеллами отказались и фильм вышел таким, какой он есть. Актеров для фильма утвердили достаточно быстро, за исключением главной героини. Как всегда, помог случай: Гайдай оказалась на съемках фильма "Формула радуги" в Одессе и там обратил внимания на медсестру, которую играла молодая актриса Наталья Варлей. Многие трюки, за которые зрители так любят фильм, придумывали сами актеры на съемочной площадки. Сцену с уколом предложил Никулин, и сам принес гигантский шприц «жане» из цирка. Александр Демьяненко делал укол в подушку, которая располагалась между ног Моргунова.
Когда игла входила до конца, Никулин в перчатке хватал ее и раскачивал шприц из стороны в сторону. За каждый удачно придуманный трюк Гайдай дарил автору 2 бутылки шампанского. За время съемок Моргунов заработал 18 бутылок, Никулин - 24, а Вицин только одну. Знаменитая песня про султана изначально имела 4 куплета, однако в финальном монтаже музыкальный номер сократили.
А на все лето коллектив фильма приехал в Крым.
На три месяца базовым лагерем для съемочной группы «пленницы» стала Алушта. Местные жители почти каждый день видели их на прогулке по узким улочкам курорта, на набережной или за столиком в ресторане. Именно здесь снималась сцена, где троица жуликов Трус, Балбес и Бывалый пьют пиво из бочки. В парке все напоминает о советской комедии Александра Тимощенко Сцена в парке аттракционов Около окна стоит автомат с газированной водой, а за окном целый сквер «Гайдай-парк». Здесь каждый может почувствовать себя героем культового кино и сфотографироваться с любимыми героями.
Никулин на орехе. Фото: скриншот из фильма На «Долине приведений» красуется камень, на котором танцевала и пела Нина, напротив него - орешник, из-за которого выглядывал Моргунов и по неосторожности получил от Никулина орехом в глаз.
В Крыму проходят съемки ремейка «Кавказской пленницы»
«Остров сокровищ», «Кавказская пленница», «Прощание славянки» и другие культовые картины, которые были сняты в Крыму. Здесь снимали, снимают и будут снимать огромное количество фильмов. Съемки советской комедии "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" проходили в Алуште, Симферополе и в горах Крыма.
Где снимали "Кавказскую пленницу"? В каком городе снимали "Кавказскую пленницу"?
Шурик при побеге из психбольницы перелетал через забор Симферопольского завода по изготовлению фруктовых соков. Стену по-прежнему красят в белый цвет. И симферопольцы до сих пор называют ее «шурикиным забором» или «стеной психбольницы». А ступеньки, по которым когда-то сбегала героиня Натальи Варлей, и сегодня жители Алупки называют «лестницей Нины». Вокруг все уже перестроено.
Но остались двор и ворота, куда Балбес, Трус и Бывалый загоняли отару овец. Живы свидетели знаменитой сцены, когда Юрию Никулину пришлось загонять отару овец. Они рассказывают, что отсутствие необходимых навыков актер с лихвой компенсировал природным темпераментом и находчивостью. Разбегавшихся животных он гнал лихими пинками под одобрительный свист «профессионалов».
В бухту Коктебеля входил прекрасный корабль с алыми парусами... А гриновский вымышленный город Лисс снимали в Ялте, и очень многие местные жители участвовали в массовых сценах. Это была настоящая авантюра. Из-за сложностей подводной съемки делать фильм об Ихтиандре отказалась студия Уолта Диснея с навороченным современным оборудованием. Когда американцы узнали, что на экранизацию романа Александра Беляева замахнулись русские с их допотопной техникой, начались откровенные насмешки в прессе.
Однако фильм получился сногсшибательный — несмотря на то, что никто не обладал опытом подобных съемок и все решения принимались спонтанно, в процессе. Не раз и не два артисты, дублеры, операторы находились на волосок от смерти, однако все обошлось. Когда снимали «Человека-амфибию», бухта Ласпи была абсолютно диким местом. А после того как фильм вышел на экраны неподалеку начали строить правительственную дачу, сегодня всем известную как резиденция Михаила Горбачева в Форосе. Артисты и другие сотрудники киногруппы жили во дворце князя Голицына на территории завода шампанских вин.
Конечно, шампанского было через край. Артисты отважно ныряли в море в ноябре, когда даже в Алуште, куда с наступлением холодов перебрались киношники, вода уже холодная.
Знаменитую сосновую рощу, где похитители пленницы с трудом уворачивались от ветвей вековых деревьев, сегодня невозможно узнать. Деревья вырубаются, а на их месте выросли дачи. Старая алуштинская дорога, где снимались многочисленные захватывающие погони, закрыта для проезда. Трасса сильно разрушена оползнем и восстанавливаться уже не будет… Правда, жители села Лучистое обязательно показывают туристам орех, «с которого упал Юрий Никулин». Дерево буквально отполировано желающими повторить этот трюк.
Очень жаль, но камень, на котором Наталья Варлей голосом Аиды Ведищевой пела песенку о медведях, затерялся где-то среди обломков скал. Поэтому вместо него показывают глыбу, снятую в фильме «Спортлото-82». Кстати, у поворота на село Лучистое на указателе до сих пор висит коровий рог. Жители уверяют, что он тот самый, из которого пил Шурик.
Конечно, вы помните этот белый глухой забор, вдоль которого Шурик бежит из психбольницы.
На этом же фоне герой «ловит» грузовик. Раньше ограждение принадлежало Севастопольскому консервному заводу имени Первого мая. Предприятие закрылось несколько лет назад. Что будет теперь на этом месте, неизвестно. По данным местного портала «Крым-информ », вероятней всего, территорию застроят.
Пока установлено временное ограждение, идет расчистка. В этом году фильму «Кавказская пленница» исполняется 54 года.
Заказать обратный звонок
- Где жила съёмочная группа?
- Где и как снимали любимые советские фильмы — Выбирай.ру
- Как снимали легендарную "Кавказскую пленницу" - Российская газета
- "Если б я был султан": как снимали "Кавказскую пленницу" | Вестник Кавказа
- «Белый дом»: «Нежность к ревущему зверю»
- КАВКАЗ СНИМАЛИ В КРЫМУ
Две пятерки "Кавказской пленницы": что осталось за кадром съемок в Крыму комедии Гайдая
Действительно, поначалу исполнитель роли Балбеса счел сценарий неудачным и не захотел играть в "заведомо провальной" картине, однако позже его решение изменилось. Во второй половине января 1966 года начался подготовительный период. Поиски места для натурных съемок шли сначала на Кавказе, затем в Крыму, где и были найдены подходящие объекты. Кинопробы на "Мосфильме" начались 10 марта. Исполнитель главной роли Александр Демьяненко в них не участвовал - он просто" переместился" в "Кавказскую пленницу" из первой части приключений Шурика.
Позже Демьяненко рассказывал, что, прочитав сценарий "Операции "Ы"", сразу понял, что фильм станет успешным - ведь раньше в советском кино ничего подобного не было. Но к своему участию в нем относился критически. Мне хотелось чего-нибудь серьезного", - признавался он. В одном из последних интервью Демьяненко сетовал: "Мне уже шестьдесят лет, а я для зрителей все равно Шурик!
В роли товарища Саахова Гайдай с самого начала задумал снять Владимира Этуша. На выбор повлиял фильм "Время летних отпусков", снятый Константином Воиновым в 1960 году. В нем Этуш сыграл азербайджанского нефтяника Самеда Мамедова, заведующего нефтепромыслом в Сибири. Сам актер позже рассказывал, что после "Времени летних отпусков" регулярно получал приглашения на "восточные роли", которые казались ему невыразительными и однообразными.
Тиражировать удачно найденный типаж он не хотел, поэтому "в порыве отрицания" намеревался отказаться и от участия в "Кавказской пленнице". Однако на пробы все-таки пришел и практически сразу был утвержден. Артист отмечал, что в создании образа Саахова ему "помогли" азербайджанцы. В годы Великой Отечественной войны Этуш служил в части, которая формировалась на Кавказе.
Так и появились ставшие крылатыми "шляпу сними", "садитэсь пока". Кстати, жена артиста - Нина Крайнова-Этуш, учительница английского языка - родилась в Баку.
Вроде отдельные недостатки на Кавказе, а запечатлены в Крыму. Не подкопаешься. Взятки гладки. Если уж судить, то по «нашим, советским» законам гор.
Правда, бочка, говорят, падала не в крымскую пропасть, что-то снимали и на Кавказе, речные сцены — в Сочи, коридоры психбольницы запечатлели в павильонах «Мосфильма». Но в остальном, прекрасная маркиза!. Студентка, комсомолка, спортсменка, красавица Нина, симпатичный недотепа Шурик, коварный товарищ Саахов со своим колоритным шофером товарищем Джабраилом и их жуликоватые приспешники успешно осваивали крымские пейзажи. И сегодня легко найти заветный камень, на котором Наталья Варлей танцевала и голосом Аиды Ведищевой пела песенку о медведях, которые в первом варианте не терлись о лед, а чесались, что не устраивало бдительную цензуру. Музыка этой песни долго не нравилась режиссеру Гайдаю, композитор Александр Зацепин обижался на постановщика и даже написал заявление об уходе из картины.
Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
К счастью, позднее Гайдай изменил свое решение и снял еще много замечательных комедий, которые зрители с удовольствием смотрят до сих пор. На фоне «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки», «12 стульев» и «Ивана Васильевича…» его первая комедийная лента забылась. Но старожилы Кисловодска до сих пор помнят крылатую фразу героини Рины Зеленой: «Жених начинает петлять! Это путешествие определило книжную, а потом и киношную натуру. Остапу Бендеру суждено было продавать билеты у грота Лермонтова, а Кисе Воробьянинову — просить милостыню у входа в парк Цветник. Вот только в фильме Гайдая Остап с самодельными билетиками появляется вовсе не у грота, а на горе Горячей. Помните, герои торговались с монтером Мечниковым «Утром — деньги, вечером — стулья! Сцена снята в парке Цветник на фоне Лермонтовской галереи. Потом ночью они несли стулья мимо каменного забора, где их вспугнул полицейский, и они присели прямо у двери с надписью «Прокурор». В реальной жизни эта дверь ведет не в прокурорский кабинет, а в обычный пятигорский дворик. Его жители, кстати, до недавних пор и не знали, что живут за такой знаменательной дверью. Тем не менее на стене забора все еще остались следы от дюбелей, на которые прикручивали вывеску. Владимир Меньшов. Зрители помнят известную сцену в санатории из легендарного фильма «Любовь и голуби», когда Василий Кузякин и Раиса сидят на тренажерах на «курорте органов движения» и Раиса рассказывает своему сельскому другу о «гуманоидах невысокого роста». Владимир Меньшов усадил своих героев на тренажеры в Цандеровском институте Механотерапии. Между прочим, сюда закрался киноляп. Василий на курорте ходил в одном галстуке, а в тренажерном зале — уже в другом, в синем.
Где в Крыму и в Абхазии сняты сцены из фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница»
Когда они приехали в Алушту и вошли в гостиничный холл, первые, кто попался им на глаза, была троица — Вицин, Никулин и Моргунов. Увидев гостей, те внезапно запели мелодию зацепинской песни. После чего бросились поздравлять композитора: дескать, очень запоминающаяся мелодия, им она очень нравится. Однако Гайдай продолжал оставаться при своем мнении.
Видимо, чтобы убедить композитора в своей правоте, он призвал к себе на помощь сценаристов Слободского и Костюковского, которые, как он знал, всегда старались его поддерживать в спорных ситуациях. Однако на этот раз все получилось иначе. Прослушав музыку, оба сценариста стали горячо уверять Гайдая, что это именно то, что нужно: просто, но со вкусом.
Видя, что и здесь он остался в меньшинстве, Гайдай обругал всех присутствующих и ушел из номера, громко хлопнув дверью. Затем, немного остыв, он разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию. Когда в конце июля Гайдай приехал в Москву и прослушал песню, она ему вновь не понравилась.
Первые строчки у нее были такие: "Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось". Гайдай сказал: "При чем здесь мороз, если у нас действие фильма происходит летом? И вообще, такую песню никогда не будет петь народ".
Но что-либо изменить уже не смог: через несколько дней надо было возобновлять съемки, где Нине предстояло петь песню Шурику. Пришлось брать то, что было. Впоследствии Гайдай поймет свою ошибку, о чем публично признается и Зацепину, и Дербеневу.
Но вернемся непосредственно к съемкам фильма. Записав музыку, Гайдай и Бровин возвратились в Алушту. В тот день в Лучистом снимали эпизоды: Джабраилу приводят баранов; Шурик на коне.
Будем ждать". Кстати, это был последний день Евгения Моргунова в экспедиции — после этого фильм снимали без него. Из-за его ссоры с Леонидом Гайдаем.
Мы помним, что еще во время съемок «Самогонщиков» Моргунов испортил свои отношения с режиссером, отказавшись поначалу сниматься. И только после вмешательства Пырьева его удалось вернуть в троицу. На "Операции «Ы» отношения актера с Гайдаем тоже складывались не лучшим образом, но тогда картину все-таки удалось завершить.
Но на «Пленнице» нарыв все-таки вскрылся. Вот как вспоминал о случившемся сам Л. Гайдай: "На съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы.
Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: "Убрать всех посторонних с площадки! Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним.
А было не снято еще довольно много.
А Вицин, к сожалению, заработал лишь одну бутылку. Потому что он страшно не любил шампанское. Он любил сдавать посуду... Самому же Гайдаю казалось, что он в «Операции Ы» рассказал о Шурике все, что только возможно. И браться за «Кавказскую пленницу» ему не хотелось, но фильм уже стоял в плане. Я ходил по начальству и намекал. Но начальство почему-то намеков не понимало.
И машина завертелась.
И сегодня легко найти заветный камень, на котором Наталья Варлей танцевала и голосом Аиды Ведищевой пела песенку о медведях, которые в первом варианте не терлись о лед, а чесались, что не устраивало бдительную цензуру. Музыка этой песни долго не нравилась режиссеру Гайдаю, композитор Александр Зацепин обижался на постановщика и даже написал заявление об уходе из картины. Но в результате Зацепин с поэтом Леонидом Дербеневым приехали на съемки в Крым, и уже в Крыму, пользуясь поддержкой большей части съемочной группы, убедили Гайдая написать к мелодии стихи и найти для этой песни место в фильме. Гайдай, в конце концов, сдался, в результате чего песенка быстро стала очень популярной. К слову сказать, если пела за Варлей Аида Ведищева, то говорила «кавказская пленница» голосом актрисы Надежды Румянцевой.
Для того чтобы постоять на Нинином камне, достаточно свернуть с трассы Симферополь — Алушта в Лучистое, в окрестности Демерджи. Тут же и орешник, из-за которого опрометчиво выглядывал Моргунов, в результате чего получил от Никулина орехом в глаз. Все тропочки-тропинки на месте, и дорога, на которой разворачивалась погоня в горячей крови, — вот она, родимая! Но к даче Саахова эта дорога вас не приведет.
В фильме пейзажами этих островов служил вид знаменитой горы Аю-Даг со стороны Гурзуфа. В роли азиатского порта, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума, выступил грузовой порт Ялты. Корабль пиратов был пришвартован в знаменитой Голубой бухте в Судаке. А знаменитый прыжок в воду Николай Ерёменко совершал с мыса Капчик.
Лагерь туземцев, оккупированный пиратами, разместили в Тихой бухте под Коктебелем. Но из-за бутафорских пальм её в картине узнать нелегко. В дворцовых покоях Обилие в Крыму всевозможных исторических строений манило всегда режиссёров костюмированных фильмов. Интерьеры так полюбились режиссёру картины Яну Фриду, что позже он здесь же снимал музыкальную комедию «Благочестивая Марта» и некоторые сцены «Дон Сезара де Базана». Ян Фрид вообще очень любил крымскую натуру, сочетавшую красоту природных пейзажей с затейливой архитектурой, благодаря которой почти любое здание могло стать дворцом или замком. Так, кстати, в «Двенадцатой ночи» дворец герцога Орсина без труда обосновался в Симферопольском железнодорожном вокзале. Они расположены на высоких округлых скалистых утёсах, что позволило оператору Геннадию Энгстрему, снимая их с разных сторон, создать на экране полную иллюзию острова. Эпизоды, в которых герои фильма поднимаются на остров по каменной лестнице, снимались на горе Кошка в Симеизе.
В 1917 году основоположник отечественного кино Александр Ханжонков основал в Ялте киностудию, мечтая превратить её в отечественный Голливуд. Грянувшая революция эти планы смяла. Но летом 1922 года Ялтинская кинофабрика всё же начала свою работу. Столицу советского кинематографа решено было устроить в Крыму. К сожалению, в последние десятилетия студия постепенно ветшала. После 2014 года с подачи Михалкова даже появился проект восстановления легендарной киностудии. Но средств на него пока нет.
КАВКАЗ СНИМАЛИ В КРЫМУ
"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" — еще одна старая легендарная комедия, которая снималась в Крыму, что удивительно, учитывая название фильма. В этих же местах, где снимали «Кавказскую пленницу», и завершилась погоня – автомобиль застывает на краю пропасти и Шурик достает оттуда связанную «пленницу». В Симферополе снесли забор бывшего консервного завода, на фоне которого снимали некоторые эпизоды «Кавказской пленницы».
Большунов побывал на месте, где снимали «Кавказскую пленницу»
Здесь есть ряд современных двухместных номеров с возможностью доставить еврораскладушку, большая общая кухня на этаже для приготовления пищи, теневая беседка во дворе, хорошая инфраструктура и многое другое. Теплая домашняя обстановка многие годы покоряет всех посетителей большого уютного дома для гостей и друзей. Выбрать номер Горы Основная масса съемок проходила у подножья горы Демерджи, в поселке Лучистое. Здесь и никулинский орех, с которого Балбес бросал орехи, и камень, где танцевала озорная Нина, и скала, за которой она пряталась. Стоит отметить, что Наталья Варлей окончила цирковое училище, выполняя массу трюков самостоятельно. Симферополь В Симферопольском зооуголке до сих пор живет ослица Люся, катающая Нину и Шурика в фильме. Психбольница была замаскирована на территории бывшего консервного завода имени 1 мая, где до сих пор сохранились высокие стены и широкий узнаваемый проезд.
Тем не менее режиссёр больше не хотел тиражировать узнаваемые образы — возможно, он боялся их «заштамповать» [109].
Во второй половине 1960-х годов троица, по словам Юрия Никулина , «стала до приторности популярной». Труса, Балбеса и Бывалого приглашали в популярные телепередачи, включая « Голубой огонёк »; их шаржированные портреты появлялись в журналах; комментатор Николай Озеров упоминал в спортивных репортажах о героях «Кавказской пленницы» и других картин Гайдая [110]. Это был период нашего взлёта и одновременно конец нашего совместного выступления на экране. Леонид Гайдай окончательно от нас отказался [111]. Эксцентричность поступков главы райкомхоза должна, по замыслу режиссёра , иметь «земную, правдивую мотивировку». Саахов в картине действительно увлечён Ниной. Однако добиваться расположения девушки «прямо и честно» он не желает — вместо ухаживаний персонаж затевает сложно закрученную интригу.
По уточнению Гайдая , «хитрость и бесцеремонность от ощущения собственной безнаказанности — таково его оружие» [112]. Как отмечал исполнитель роли Саахова Владимир Этуш , при обсуждении сценария они с режиссёром решили, что развитие образа районного функционера будет идти не от внешних деталей наружность актёра изначально была принята «как данность» , а от характера персонажа, в котором нет только чёрных или белых красок. Герой по-своему добр, подчас великодушен, порой наивен. В то же время он чувствует себя «современным князем», которому дозволено жить по собственным законам [113]. Этуш решил сыграть свою роль максимально серьёзно, с некоторой вальяжностью, без гротеска и «откровенного комикования» [114]. В эксцентрической комедии его герой выделяется авантажностью, малоподвижностью, стремлением в любых обстоятельствах сохранять начальственный вид; Саахов, по словам артиста, «сросся со своим креслом». Во время съёмок лишь в одной сцене Гайдай предложил Этушу использовать «максимум эксцентрики» — речь идёт об эпизоде, когда облачённый в парадный костюм «жених» входит в комнату Нины с цветами и фруктами, а выходит в залитой вином рубашке и с гвоздикой за ухом: «Слушай, обидно.
Клянусь, обидно! Ну, ничего не сделал, да? Только вошёл» [115]. По сценарию дом товарища Саахова — это переоборудованная под дачу «одинокая сакля », одна из стен которой — с окном и балконом — зависает над пропастью. С другой стороны здания находятся веранда и сад, закрытый прочной стеной. Комната, в которую помещена Нина, — угловая; она обставлена с «вызывающей восточной роскошью» и оформлена в стилистике фильма « Багдадский вор » и приключенческих лент про « Синдбада-морехода ». В соответствии с антуражем распределены и условные «роли» участников похищения девушки: товарищ Саахов — это некий султан , Джабраил — визирь , Нина — принцесса; Трус, Балбес и Бывалый — стражники и одновременно евнухи [116].
Исследователи обращают внимание на речь товарища Саахова. Картина насыщена его повторяющимися репликами «клянусь, честное слово» и заканчивающим почти каждую фразу вопросительным словом «да? При этом в отдельных сценах например, в момент торга с Джабраилом по поводу выкупа «невесты» герой активно использует газетно-пропагандистские штампы «Аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово! Но если Федя получает от Шурика порку розгами, то товарищ Саахов наказан иначе: он после сделанного Эдиком выстрела солью «не может сесть» [117]. Сам эпизод с «чертовщиной» и влетающим в дом главы райкомхоза вороном выглядит как пародия на фильм ужасов [27]. Куда подевались игра бровей, напористый взгляд наглых, навыкате глаз, змеиные улыбочки? Рухнув на колени перед таинственными пришельцами, Саахов слёзно умоляет их забыть устаревшие национальные традиции и поступить в современном духе — отвести его, Саахова, к прокурору.
Саахов, как выяснилось, не готов к насилию над своей персоной и чрезвычайно дорожит собственной жизнью [27]. По словам актёра, представители Кавказа «с пониманием» отнеслись к его работе в картине Гайдая : «Грузины считают, что сыграл армянина, армяне — что грузина, азербайджанцы — что ещё какого-то, не относящегося к ним кавказца. И у всех я — желанный гость» [118]. Как вспоминал Владимир Этуш , после удачного проката картины её создатели решили снять продолжение. По замыслу сценаристов Костюковского и Слободского , в новой истории должны были действовать те же герои — пока Саахов вместе с троицей и Джабраилом отбывает наказание «в образцово-показательном лагере», Нина становится руководителем райкомхоза. Этот сюжет не получил поддержки у худсовета, и проект остался нереализованным [119]. Другие персонажи[ править править код ] Джабраил Образ родственника Нины — дяди Джабраила — интересен, по мнению исследователей, тем, что в глазах героя, без особых колебаний согласившегося продать племянницу своему непосредственному начальнику — товарищу Саахову, словно застыла «восточная грусть».
С этим скорбным взглядом плутоватого и в то же время много знающего о жизни человека исполнитель роли Фрунзик Мкртчян впоследствии уже не расставался: неуловимой печалью были в разной степени окрашены почти все образы, созданные актёром на экране [120]. Роль жены Джабраила досталась настоящей супруге Фрунзика — Донаре Мкртчян [121]. Представительница ещё одного семейного союза — актриса Нина Гребешкова — рассказывала, что ради эпизодической роли врача психиатрической больницы она отказалась от участия в картине другого режиссёра: «Хотелось поработать с Лёней , побыть вместе с ним и его группой». По словам Гребешковой , она всегда знала, что ни преимущества при выборе ролей, ни снисхождения во время съёмок у неё не будет: на площадке не терпевший фамильярности Гайдай-муж становился Гайдаем- режиссёром , который к собственной супруге обращался официально, по имени-отчеству: «Так, теперь Нину Павловну в кадр! Образ главврача психиатрической больницы воплотил в картине Пётр Репнин — именно его герой, услышав от Шурика фразу про девушку, похищенную Сааховым, невозмутимо ответил: «Точно, украл. И в землю закопал, и надпись написал…» [123]. Роль сотрудника гостиницы — «портье по должности и тамады по призванию» — сыграл актёр Михаил Глузский.
Этот персонаж стал в «Кавказской пленнице» зачинателем серии здравиц, произносимых под лозунгом «Тост без вина — всё равно что брачная ночь без невесты! Сами застольные речи, созданные в основном за счёт соединения притчи и лозунга, несут в себе, по утверждению киноведа Марка Зака , весьма «ценную информацию». Так, в тосте про опалившую крылья птичку «Так выпьем же за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он ни летал, никогда не отрывался бы от коллектива! Музыка, песни, звуковые эффекты[ править править код ] Внешние видеофайлы Звуки Гайдая. Видео студии Petrick Animation Интерес к необычным звуковым эффектам, порой напоминающим «акустический абсурд», у Гайдая проявился ещё во время работы над картиной « Деловые люди » 1962.
Почему фильм решили снимать именно в Крыму — история умалчивает, но для этого решили найти Город "на Кавказе", где произошли основные события, изображала Алушта, как-нибудь покажу эти места в отдельном посте. А вот для создания убедительных «кавказских гор» потребовались несколько регионов Крыма.
Одно из ключевых мест для съемок было в "Долине привидений" около горы Демерджи. Здесь находится то самое грецкое дерево, вокруг которого снималось много сцен.
Там же, у входа в знаменитую Долину привидений, прославившую гору Демерджи, находится крупное ореховое дерево. То самое, на котором сушили одежду Шурик и Нина после приключений в бурной холодной реке. Именно на этом дереве сидел Никулин и бросал незрелые грецкие орехи в Шурика. Поблизости от этого роскошного орехового дерева экскурсоводы часто показывают камень, на котором танцевала героиня Натальи Варлей, распевая студенческую песенку про медведей. Это огромный валун с приставленной к нему деревянной лесенкой. Конечно, каждый, кто видел фильм, скажет, что он вовсе не похож на тот, который появляется в кадре.
Это так! Запрыгнуть на этот кусок скалы так, как это делает в фильме Нина, просто невозможно. Настоящий камень находится намного дальше от орехового дерева, вдалеке от туристических троп. Сейчас он зарос колючими кустарниками. Но и этот здоровенный валун, который показывают экскурсоводы, на самом деле тоже мелькает в фильме. Шурик и Нина просто проходят мимо него в одном из кадров по пути в лагерь альпинистов. Альпинистский лагерь Нины раскинулся в Никитской расщелине расселине , находящейся рядом с селом Никита и Ялтой. Эти высокие живописные скалы можно видеть еще во множестве других советских фильмов.
Среди них сказки, приключения и др. Кроме того, это действительно место настоящих альпинистских тренировок и состязаний. Камень, на котором повис в спальном мешке Шурик, стоит где-то в Долине привидений, а вовсе не над рекой. Такова волшебная сила кинематографа, позволяющая соединить в одном эпизоде места, отстоящие друг от друга на многие километры. Танцплощадкой, где с помощью окурков Моргунов обучал всех желающих танцевать твист, стала территория базы «Чайка». Забор психбольницы, из которой оригинальным способом сбегает Шурик, стоит искать в Симферополе. Это консервный завод.