Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый-энциклопедист. Как верно заметила министр образования и науки России Ольга Васильева в своём интервью РИА Новости: «Традиции отечественной химической школы не иссякают и сегодня. Огромен был авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева не только в России, но и во всем мире. Дмитрий Иванович был семнадцатым (последним) ребенком в семье.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева | Дмитрий Иванович родился в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). |
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь | Дмитрия Ивановича Менделеева называли гением, но сам великий ученый морщился и отмахивался: «Какой там гений! |
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Он прекрасно понимал важность семьи, мечтал жениться, завести детей. Первая любовь случилась у него перед поездкой на стажировку в Германию. Но в день венчания невеста Соня Каш передумала выходить замуж, отказала жениху и вернула все его подарки. Приехав в немецкий городок Гейдельберг на стажировку, Дмитрий встретил актрису Агнессу. Она вскружила ему голову, но оказалась весьма ветреной натурой. Ученый несколько раз видел ее с другими мужчинами и, бывало, с ними дрался. Агнесса родила ему дочь, однако жить с Дмитрием вместе отказалась.
Ученый же до совершеннолетия дочери выплачивал алименты. С этим своим ребенком он так ни разу и не увиделся. Кстати, в Германии Менделеев познакомился с другим российским химиком - Александром Бородиным, позднее вошедшим в историю в качестве композитора, автора оперы «Князь Игорь». Жизнь в Европе оказалась трудной. Ученому пришлось докупать оборудование за свой счет: того, что имелось, было недостаточно для запланированных исследований. В Россию Менделеев вернулся весь в долгах.
Расплатиться с ними ему удалось, лишь выиграв конкурс на лучший учебник по химии. За это ему вручили Демидовскую премию. Развод в обмен на зарплату Первой официальной женой Менделеева стала Феозва Лещева - падчерица писателя-сказочника Ершова. Она была старше мужа на восемь лет. Химик женился без особой любви, хотя сестра его была уверена, что Физа - весьма подходящая партия. Но шли годы, и становилось понятно, что Физа и Дмитрий - люди совершенно разные.
И у химика случилось новое увлечение - юная студентка Академии художеств Анна Попова.
Отметим, что и сегодня педагогическое наследие Д. Менделеева не забыто, а актуализируется и применяется в образовании благодаря деятельности НО Благотворительного фонда наследия Менделеева, председателем правления которого является автор нашей рубрики, профессор М. Справка: На протяжении 25 лет фонд проводит Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.
Менделеева для старших школьников, Конкурс творческих работ «Леонардо» для школьников младшего возраста и Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Информационную поддержку деятельности Благотворительного фонда наследия Менделеева осуществляет журнал «Вестник образования России».
Мать — Мария Дмитриевна была из сибирской купеческой семьи меценатов, книгопечатников, библиофилов и просветителей. Образования она не имела, но курс гимназии закончила самостоятельно.
Когда Дмитрию было 13 лет, его отца не стало. Мария Дмитриевна взяла на себя управление фабрикой, обеспечив семье безбедное существование. Именно Мария Дмитриевна приложила все усилия, чтобы Дмитрий получил высшее образование. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, где и раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и написав выдающуюся статью «Об изоморфизме».
Окончив физико-математический факультет с золотой медалью, стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии. Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г. В 1861 г.
Результатом долголетних поисков стало открытие Менделеевым периодического закона «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» датируемый 1 марта 1869 г. Он не только составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, но и предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов галлий, германий, скандий открытых позднее.
Материалы, подготовлены членом-корреспондентом РАО, профессором, доктором педагогических наук Михаилом Викторовичем Богуславским. Продолжает цикл статей история выдающегося ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Многие знают его как известного химика, однако Дмитрий Иванович был еще и талантливым педагогом-просветителем. Он создал более 40 работ, посвященных проблемам начальной, средней и высшей школы, подготовке учителей. Многие высказанные им предложения до сих пор актуальны.
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Остроградский, химик А. Поступление сильно осложняло то, что в ГПИ принимали раз в два года и 1859 год был неприёмным. Помогли старые отцовские связи и знакомства и, набравший на вступительных испытаниях всего 3,22 балла, Дмитрий Менделеев 9 августа 1850 года стал студентом. Как позже признается ученый, он «обязан Главному педагогическому институту всем своим развитием», однако первое время учеба шла тяжело. В сентябре того же года умерла мать Дмитрия — Мария Дмитриевна, весной 1852 г. Юный студент, оставшись один в чужом и холодном Петербурге, много болел, у него начались проблемы с лёгкими, институтский доктор даже считал, что это конец.
Плодотворными были работы Менделеева в других областях знания. Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, от химии и физики, переходил в область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев, каким бы узко специальным оно ни было, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или, как он сам говорил, "своеобычным". От вопроса о рациональной добыче и утилизации нефти он возвышался до чисто научной проблемы о происхождении нефти - с одной стороны, до всестороннего анализа экономической жизни России - с другой; от узких задач метрологии, от выверки разновесок он восходил к проблеме всемирного тяготения.
При таком широком размахе мысли и разносторонней деятельности Менделеева все, что выходило из-под его пера, было в то же время глубоко продумано и тщательно проработано. Это становилось возможным только благодаря его необычайной трудоспособности, позволявшей ему проводить за работой целые ночи, едва уделяя несколько часов на отдых. Убежденный враг мистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом, охватившее часть русского общества в 70-х годах прошлого века.
Из них я лично выбирал вот какой: тех, кого я за год знал как способных и знающих, - спрашивал лишь ради формы; другим, которых не знал, если отвечали на первый вопрос хорошо, тотчас давал второй и третий, а когда и на них отвечали ладно - поскорее ставил хорошую отметку, чтобы иметь много-много времени на тех, кого знал плохо работавшими за год, или тех, которые ответили на первые вопросы плохо: им сменял вопросы, давал время надуматься и старался, - упрощая высоту требований, - доводить до того, чтобы они сами сознавались в недостаточности подготовки. Прямо со школьной скамьи средних учебных заведений, даже профессиональных, не может выходить специалист, а таких-то и надо жизни не только от высших, но и от средних школ.
Если мы хотим успехов жизни России, надо начинать высшую специализацию, требуемую жизнью, как можно раньше. Грешно основывать систему образования исключительно на умственном развитии, ибо это значило бы вселять в юношество не только полный разлад с действительностью, но и пагубное самомнение, неизбежный рационализм и - как следствие - жизненный пессимизм, от которого зависит бездеятельность и убивается всякая энергия. Когда вся жизнь людей усложнилась, неизбежно надо усложнить и образование юношества. При выборе предметов должно, на мой взгляд, прежде всего по возможности уравновесить, даже по числу уроков, предметы разных категорий. Если к общему среднему образованию предъявлять хоть какие-либо жизненные требования, чуждые односторонностей классического пошиба "обтачивание ума или его дрессирование" , то в гимназии необходимо ввести преподавание русских законов...
Наши образованнейшие люди, конечно, кроме юристов, часто не имеют никакого понятия о русских законах. Гимназии должны в норме требовать определенного, обязательного времени от учеников, но не должны наваливать на них столько дела, чтобы они не имели возможность постепенно становиться самостоятельными людьми с личным характером. Регламентация каждого шага убивает развитие этой самостоятельности или, при известных характерах и условиях, приводит к уродствам.
Только усидчивый предварительный труд, рождающая от него любовь к делу и долгая привычка могут облегчать выполнение учительских обязанностей, для плодотворности которых - на всех ступенях - опытность и привычка к делу должны быть соединены как с ясным пониманием истинных общих целей образования и частных интересов учащихся, так и с полной сознательностью, свободной от рутины. Истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо, так сказать, зара-зить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке. Одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима работа нервов, а ее без отдыха нельзя вести.
Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно следить за всем движением своего предмета, если он не мертвый, а мертвых предметов в школах не должно бы и быть... Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений; прочее все еще можно предоставить индивидуальности и случайности, а этого ни в коем случае не должно, т. К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Учителю нельзя не принять во внимание прямо личные качества учеников. Иной застенчив и легко сбивается, а между тем прекрасно учится, - к нему одно отношение, а другой боек и горазд на слова, - к нему надо отнестись иначе. Устные, массовые экзамены т.
Не станем говорить о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзаменов как отвечающими, так и спрашивающими; они всем известны по отношению к ученикам, а испытывающим я был 35 лет и всегда мучился совокупностью ответственности, лежащей на экзаменаторе, с необходимостью быстро решать, чтобы не задерживать весь ход испытаний.
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
Менделеев принимает участие в комиссии по пересмотру таможенных тарифов 1890 - Менделеев подает в отставку и покидает Петербургский университет в результате его конфликта с Министром народного просвещения 1891 - Дмитрий Иванович. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый-энциклопедист. фигура, известная каждому в нашей стране.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь - | Обращаясь к вопросам народного образования, Дмитрий Иванович всегда искренне думал только о благе России. |
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь | Дмитрий Иванович Менделеев родился последним, 17-ым ребенком в очень образованной и богатой семье. |
Память о Д.И. Менделееве в Технологическом институте | Образование Дмитрия Ивановича Менделеева. |
Человек своеобычный
На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. 27 августа 1855 года Дмитрий Иванович Менделеев получил документ о назначении его старшим учителем и подорожную на право свободного следования в Симферополь.
Биография Дмитрия Менделеева
Дмитрий Иванович высоко оценил достижения первых русских буровиков. С 1891 году Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. С 1904 года стали выходить «Заветные мысли» — историко-философский и социально-экономический трактат Менделеева, в котором содержится как бы его завещание потомству, итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России. Памятная монета в музее Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 года от воспаления легких.
Его похороны были настоящим национальным трауром. Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Память Д. Менделеева увековечена рядом монументов, документальных фильмов, книгой «Дмитрий Менделеев. Автор великого закона».
Открыты музеи, посвященные великому гению — квартира-музей и музей-архив Д. Менделеева в Санкт-Петербурге, музей-усадьба Д.
Там, как известно, произошло покушение на цесаревича, и Владимир был фотографом, снимавшим место происшествия и все детали для уголовного дела. По распоряжению церкви Менделеев после развода не имел права жениться семь лет, но его новая возлюбленная уже была беременна. Первая дочь пары появилась на свет незаконнорожденной. Чуть позже ученого и художницу повенчали, правда, ради этого пришлось дать огромную взятку.
Анна родила ученому четверых детей. Но семейное счастье с этой женщиной у химика тоже не сложилось: жена слишком любила светскую жизнь, а Менделеев предпочитал науку и, как бы сегодня сказали, бизнес об этом - далее. И хоть Дмитрий Иванович прожил с Анной до конца жизни она, к слову, умерла в 1942-м, когда ей было 82 года , их отношения трудно назвать безоблачными. Второй женой ученого стала Анна Попова. Фото: Wikimedia Commons Коммерческая жилка Когда Дмитрий Иванович был ребенком, у их семьи было довольно сложное материальное положение. Уже став знаменитым ученым, Менделеев изо всех сил старался заработать.
Брал различные заказы у фирм, помогал наладить производство, консультировал. В усадьбе Боблово близ столицы с удовольствием занимался сельским хозяйством. Здесь жили с десяток коров, молоко которых продавали горожанам. Кроме того, Менделеев по примеру матери выращивал хлеб, попутно проводя опыты по повышению урожая зерновых. Активно интересовался первыми сырными производствами России. И даже представил о них доклад Императорскому вольному экономическому обществу.
В последние годы жизни Менделеев строил два доходных дома, чтобы сдавать их в аренду. После смерти химика сотрудники из Палаты мер и весов, где он работал в последнее время, попросили его жену Анну покинуть служебную квартиру вместе с детьми. Семья была вынуждена переехать в дом Академии наук. Кстати, в академию Менделеева так и не приняли из-за его характера.
Он выиграл эту игру и дополнительно обогатил этим крупных хлебных спекулянтов. Во всяком случае, это было дополнительным стимулом для развития хлебной торговли, и золотистая русская пшеница текла на международный рынок все более широкой струей. Это облегчалось еще и тем, что Вышнеград- ский добился снижения железнодорожных тарифов на хлебные грузы.
Прижатое налогами крестьянство вынуждено было отдавать скупщикам весь свой хлеб, едва успев его убрать. Сами с рождества питались лепешками из лебеды и соломенной сечки. Неурожай 1891 года, который был бы тяжелым при всех условиях, в результате непосильных поборов и вывозной горячки оказался положительно погромом деревни. Даже официозные бюллетени министерства государственных имуществ, и те сообщали, что уже с июля толпы нищих потянулись по скорбным проселкам России. Скот распродавали по цене кожи. Поголовное разорение нависло над деревней. Но резервуар казны наполнялся.
Ему угрожало течью лишь данничество загранице. Поэтому, наряду с укреплением курса рубля, Вышнеградский произвел конверсию иностранных займов, то есть переложил уплату дани по ним на следующие поколения. Доход от долговых обязательств был понижен с тем, чтобы свободные капиталы более охотно устремлялись в промышленность. Но прилив иностранного капитала в промышленные вложения — это тот же заем. Вышнеградский надеялся лишь на то, что рост богатства в стране опередит рост задолженности. Все, чего он реально добился в конечном счете, — это некоторой отсрочки иностранных платежей. Очередной глоток воздуха, который делает утопающий!
Разоренная деревня представляет собой слабый рынок для промышленных товаров. Чтобы искусственно поддержать развитие промышленности, Вышнеградский решил ввести новый оградительный таможенный тариф. Обложение высокими ставками ввозных товаров позволяло поднять цены на такие же товары внутреннего производства. Пробовал повышать тариф предшественник Вышнеградского Бунге, но огульное повышение ставок привело к ряду несообразностей. Например, ввоз серной кислоты облагался пошлиной, а суперфосфат, в котором треть веса составляет та же серная кислота, не облагался, и т. Поэтому Вышнеградский и пригласил Менделеева, как специалиста-химика, помочь в составлении нового тарифа. Менделеев с величайшим энтузиазмом отдался новой работе.
Результатом увлечения его и явился толстый том комментариев к тарифу под названием «Толковый тариф». В этой книге, в соответствии со своим замыслом, он не только истолковывал отдельные статьи обложения, но и объяснял, какие отрасли промышленности они призваны защищать, где, опять-таки, русские предприниматели могут с наибольшим успехом приложить свои капиталы. Снова и снова возвращался он в своей книге к истории пробуждения нефтяной промышленности, глашатаем и свидетелем которой был. Русская нефть — это была его гордость. И тогда мне говорили, когда я уверял в быстром росте этих дел, если будут предприняты необходимые для него меры, что я кабинетный мечтатель и профессор, практической жизни не понимающий… что лучше дело предоставить собственному течению…» С торжеством он обрушивал факты капитализации России на народников, которых называл утопистами «самого кичливейшего строя». А его собственная программа формулировалась в самых радужных тонах. Приложится к этому обилию труд, и от обилия произойдет перепроизводство, а от него дешевизна и заграничный вывоз.
Он, этот вывоз «не хлеба», растет за последние годы и абсолютно и относительно, как показано далее числами, и этот рост его идет без скачков, какие всегда имеет хлебный вывоз… Купят, как покупают керосин, наш уголь, потому, что он дешевле английского; купят наше железо, потому, что покупают уже и наши железные руды; купят и соду, так как есть условия дешевейшего ее производства у нас — как нигде в мире; купят и все другое, что произведут и перепроизведут в избытке. А если многое разовьется — рабочие на тех делах спросят много хлеба и много разных товаров. Свое внутреннее потребление возродится, возрастет и отпуск, потому, что труд увеличится… Словом, пополненное этими промышленностями целое хозяйство России уравняется, бедствия уменьшатся и богатство, с трудолюбием связанное, возрастет. Пойти все это может лишь исподволь, понемногу, ломки тут никакой не надо, надо только немного в должной степени тарифом и всякими иными способами вызывать и помогать должному. Лет в двадцать настойчивых усилий Россия может достичь того, что не отправит ни зерна своего хлеба — оставит этот заработок неграм Африки, вывозить хлебный товар будет разве в виде муки лучших сортов, крахмала, макарон и тому подобных товаров, имеющих много большую ценность, чем зерно, а главную отправку будет получать от своих заводов и фабрик. Вывоз будет не меньше, а пожалуй и больше современного, да и ввоз также, потому, что разживутся люди, спросят всякой новинки и себе, и жене, и детям. Будущее столетие, с помощью нового тарифа и мер, ему долженствующих отвечать, увидит Россию в новом виде — страной нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным.
Мне не дожить до этого, но слова эти рано или поздно оправдаться должны». В этой идиллической картинке ближайшего бу- дущего России отсутствовали только такие подробности, как возрастание иностранного долга, как кризисы, ближайший из которых наступил не позже чем в 1896 году и положил начало широкому развитию монополистического капитала в России. Отсутствовала здесь связанная с неравномерностью капиталистического развития нищета деревни, упадок внутреннего рынка. Через двадцать лет капиталистического развития России, за которыми Менделеев видел наступление всеобщего благоденствия, а именно в 1913 году, В. Ленин, за подписью В. Фрей, писал в газете «Северная правда» о некоем статистике, подсчитавшем, что если китайцы удлинят свою национальную одежду только на ширину пальца, это обеспечит работой все бумаго-ткацкие фабрики Англии на целый год. Сатрапы нашей промышленности отвечают пустой фразой: «общее культурное развитие страны», рост промышленности, городов, и пр.
Пустое фразерство, жалкие отговорки! Более полвека происходит в России такое развитие, такой «подъем», происходит несомненно. За «куль- туру» распинаются все классы. На почву капитализма становятся даже черносотенцы и народники. Вопрос стоит давно иначе: почему это развитие капитализма и культуры идет у нас с черепашьею медленностью? На этот вопрос, вполне ясный каждому сознательному рабочему, сатрапы нашей промышленности боятся ответить именно потому, что они — сатрапы»[72]. Менделеев мечтал о непрерывно, без пауз и передышек, без спадов и кризисов, по развертывающейся спирали нарастающем общественном производстве.
Этой мечте нехватало только одного. Этим «только» было осуществление социалистического строя, при котором такое развитие единственно возможно. Но Менделеев не задумывался даже над тем, почему к разработке нового таможенного тарифа с таким подъемом устремились крупнейшие капиталистические воротилы: Мальцев, Бахрушин, Гужон, Кольчугин, Морозов, Прянишников, Четвериков, Торнтон, Крестовников, Мензелинцев и другие. В реальных условиях России защитительный тариф не содействовал, а задерживал экономическое развитие страны, так как, по меткому замечанию Ленина, служил не всем слоям буржуазии, а «лишь кучке олигархов-тузов»[73]. Им обеспечивались чудовищные сверхприбыли без всяких дополнительных хлопот. Но Менделеев видел в покровительственном тарифе не то, что из него на практике делали капиталистические монополии, то есть средство дополнительного ограбления российского потребителя, а то, что он сам хотел бы в нем видеть, — один из регуляторов, нечто вроде рычага, способного, во имя общих интересов, поворотить «дикую» предприимчивость к тем отраслям промышленности, которые в его глазах требовали особого поощрения. Промышленникам же он как ученый был нужен ровно постольку, поскольку они сами не понимали, какая доля серной кислоты заключена в суперфосфате.
Ведь среди них только 7 человек из 100 имело хоть какое-нибудь специальное образование.
Приоритетной задачей ученый считал воспитание научного мировоззрения и самостоятельного мышления учащихся. Систематизированная и качественная подготовка учителей, по его убеждению, была не менее важной задачей, чем обучение молодого поколения. Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом — его отец служил директором тобольской гимназии.
Кстати, Менделеев стал 17-м ребенком в семье! Примечательно, что Менделеев родился в городе Тобольске Тюменской области, а именно Тюмень в конце сентября примет финал всероссийского конкурса «Мастер года», а 2 октября станет центром празднования Дня среднего профессионального образования.
Биография Дмитрия Менделеева
Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог. Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок. Образование В 1841 Дмитрий Иванович поступил в Тобольскую гимназию.
Тверские корни отца Периодической системы
Семья Ершовых была дружна с Менделеевыми. Более того, в 28 лет Дмитрий Иванович женится на приёмной дочери Ершова Феозве. Выписка из аттестата Менделеева. Автор: Анна Власова Россия в 19-м веке делилась на учебные округа, в каждом из которых было по университету. Тобольск принадлежал к Казанскому округу. Закончи Менделеев отлично классическую гимназию, мог бы стать студентом Казанского университета. Но тогда он, кажется, мало думал о науке: по старой гимназической традиции, вместе с друзьями сжёг учебники, а решать свою дальнейшую судьбу предоставил матери.
Отец к этому времени уже умер, а старшие братья и сёстры жили самостоятельно. Мария Дмитриевна пожелала, чтобы сын непременно получил высшее образование. Она продала имущество в Тобольске и поехала в Москву к брату, чтобы тот помог племяннику устроиться. Дядя выручить не смог, зато на одном из его вечеров Менделеев был впечатлён встречей с самим Николаем Гоголем. Таблица Менделеева. Автор: Анна Власова Нет дороги — иди в педагоги При вскрытии тела на вступительном экзамене Менделеев упал в обморок — так для него закрылся путь в медицинскую академию.
Он поступил в Главный педагогический институт на физико-математический факультет. И опять, как когда-то в гимназии, в неприёмный год — тогда студентов набирали раз в два года. Поэтому Дмитрий Иванович дважды оставался первокурсником. Институт в то время делил здание Двенадцати коллегий с университетом. Менделеева взяли казённокоштным, а значит, по окончании обучения он должен поработать простым учителем. Записки Менделеева о зоологии.
Автор: Анна Власова Диссертация Менделеева об изоморфизме принесла ему медаль и право на стажировку в Германии. Там он занялся капиллярными свойствами жидкости, участвовал в химическом конгрессе в Карлсруэ — в общем, полностью отдался работе. Правда, судя по тому, что у него появилась внебрачная дочь от немецкой актрисы, личная жизнь тоже не была обделена вниманием. Вернувшись в Петербург, учёный стал редактором технической энциклопедии и написал первый русский учебник органической химии.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье.
Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование.
Меншуткиным на заседании Русского химического общества и вскоре опубликован в «Журнале Русского физико-химического общества». В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет. В Тюмени именем ученого названа Тюменская областная научная библиотека, улица в микрорайоне Тюменском, а также установлен барельеф скульптора Николая Распопова и мемориальная доска на здании станции «Тура» по улице Пароходской. По информации: ru.
В 1872 г. С этой же датой связано создание схемы подробной перегонки нефтепродуктов. Благодаря деятельности учёного работники нефтяных компаний узнали, что для перевозки нефти удобнее использовать цистерны, а не бурдюки. В 1879 г. Дмитрий Иванович участвовал в разработке технологий первого российского завода по изготовлению машинных масел. Позже он подключился к созданию Энциклопедического словаря. Менделеев проводил немало исследований и в области географии. Главные достижения учёного: Дифференциальный барометр-высотомер. Был представлен на Международном географическом конгрессе в Париже в 1875 году. Управляемый аэростат. В 1887 году учёный путешествовал на этом аппарате, чтобы наблюдать солнечное затмение. В 1890 г. Менделеев ушёл из университета после ссоры с высокопоставленным чиновником. Через два года учёный разработал метод получения бездымного пороха. Вскоре Дмитрия Ивановича назначают хранителем Депо образцовых гирь и весов. Сегодня оно называется Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. С 1905 года учёного три раза выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906 г. Личная жизнь В молодости Дмитрий встречался с девушкой по имени Соня. Они планировали пожениться, однако накануне свадьбы возлюбленная передумала выходить замуж. Менделеев долго переживал разрыв отношений. Позже он начал встречаться с Феозвой Лещёвой, с которой был давно знаком. В 1862 году они поженились. В 1863 г. Через два года в семье появился сын Володя, а затем — дочь Оля. Дмитрий Иванович очень любил детей, но к жене уже не испытывал чувств. В 1876 г. Менделеев познакомился с Анной Поповой, которая часто присутствовала на его молодёжных пятницах, посвящённых литературе. Учёный был намного старше девушки и старался бороться со своими чувствами, но всё-таки между ними возникли страстные отношения. Когда Анна забеременела, он рассказал об этом Феозве, с которой затем развёлся.