Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
В 1909 году преподаватель С. С 1 июля 1911 года — ректор Тульской Духовной Семинарии в сане архимандрита. В 1921 году — епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. Епископ Корнилий, занимая различные епископские кафедры, особое внимание уделял духовному и религиозному просвещению. Вот как о нем рассказывает одна из жительниц города Вязники, которая знала его и до сих пор сохранила память о нем: — «это был первый Вязниковский епископ. Он был среднего роста, приятой наружности, очень добрый. Находясь в Вязниках жил в доме Кошутиных возле военкомата.
Вел службы и проповедовал в Казанском соборе. На проповеди его собиралось много народа. В простоте его обращения было принятие людей и понимание жизни». Корнилий прожил в Вязниках до осени 1922 года. Осенью его арестовали. По окончании ссылки в июне 1926 года он архиепископ Свердловский и Ирбитский.
Осенью 1926 года архиепископ Корнилий подписал акт об избрании митрополита Казанского Кирилла Смирнова Патриархом. Здесь необходимо отступление. Собрать канонически правильный собор для выбора нового Главы было невозможно, так как почти все законные архиереи находились в заключении.
И он был освобожден. Заключенные собрали ему пожитки, какой-то чемоданчик, он сел на последний пароход, приплыл во Владивосток, и началась война. Если бы его тогда не освободили, он бы не выжил, во время войны там все погибли. И потом о. Евфросин еще скитался, было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили, хотели снова арестовать. Но иеросхимонах Иннокентий, он похоронен в с. Алексеевском, духовный отец о. Евфросина, которого он посещал, сказал ему. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня». Евфросина, как он мне лично рассказывал, было такое состояние, когда он не выдержал издевательств и решил бежать. Это решение было совершенно безумное, потому что куда бежать, если вокруг несколько тысяч километров тайги, да зимой еще. Просто на смерть. Но он ушел в тайгу, и шел, и терял силы уже, ел клюкву, какие-то еще ягоды, орехи. А потом, не знал куда идет — карты не было, — в конце концов вышел на трассу. Там его подобрали и привезли опять в лагерь. И когда его привезли, начальство пришло в ярость, и решили еще продолжить издевательства. Его 3 недели держали на морозе и через день хлеб и воду давали. И он остался жив. В то время, как апостол Павел говорил, умереть для него было бы только облегчением. Но он молился: «Господи! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Твоего». И Господь оставил его в живых. Начальник лагеря говорил: «Не может быть, чтобы он остался жив». Конец этого начальника лагеря, мучителя, был страшен. Его вскоре назначили начальником другого лагеря. Жестокость этого человека была известна, и там заключенные разорвали его на части. Так еще здесь, на земле, Господь покарал мучителя. Когда о. Евфросина после трех недель пыток на морозе бросили умирать, его выкормили уголовники. А кормить его не полагалось, потому что он не мог выработать норму. Уголовники его брали с собой, выполняли за него норму и кормили его за своим столом. Уже после войны один врач, который посещал отца Евфросина, удивлялся его ощущениям. Он сказал: «Что с Вами сделали? У Вас проморожена нервная система». Евфросин в то время лежал в шерстяных носках, в валенках, и под ногами у него еще подушечка была, потому что он чувствовал холод от пола. Сзади у него тоже была подставочка и подушечка, когда он сидел, потому что от деревянной стены он тоже чувствовал холод. Среди тех, кто стал исповедниками, были люди, которые по своей слепоте временной, иногда и потому, что поверили лжи, пошли даже против Церкви или отошли от Церкви. Но в лагерях многие пришли к вере. Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели». Всех поражала твердость, с которой он в лютых обстоятельствах исповедовал свою веру. Об этом мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: «Ни теснота, ни смерть, ни гонения, ни глубина, ни высота — ничто не может отлучить нас от любви Божией». Все мы знаем и могилку о. Сергия, бывшего настоятеля нашего храма. Он стал священником только в 1946 г. Он говорил: «Не рукоположили меня тогда, я вот потерял венец». И с таким сожалением говорил. Но Господь его сохранил для другого.
Здесь, на кладбищенской земле, под открытым небом, была совершена Божественная литургия. За богослужением молились священники, церковнослужители, монахини и монахи, множество паломников, приехавших со всех концов Чувашии, из Ульяновска, Подмосковья, других регионов России. На литургии пел сводный хор трех епархий. Торжественно поминались все пострадавшие за веру, все узники Алатырской колонии и расстрелянные в Чувашии в годы гонений. Обращаясь к собравшимся, митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий отметил: «Да не повторится с нами такое! Помните, как хрупок мир! Как шатко благосостояние человека! Человек - как трава. Его дни — сегодня есть, а завтра нет. И мы обязаны с вами молиться и помнить, что в любую секунду мы, мирные люди, можем оказаться в распрях. Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам мир.
Молящихся окружают святые, отдавшие жизнь за Бога и церковь в лихие годы гонений. Росписями, на которых запечатлены их лики, заполнены все стены храма. В списке святых мучеников, которые погибли в XX веке, более 1700 имен. Общее число людей, которые были убиты и замучены, потому что не отказались от веры, до сих пор не установлено, пределы колеблются от полумиллиона до миллиона человек. Поэтому в каждой епархии есть и свои новомученики, и свои безымянные страдальцы. Жертвы эти были не напрасны.
5 февраля - Cобор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Практически в каждой деревне, в каждом селе, не говоря уже о городах, есть явленные и неявленные предстатели — те, кто в эти страшные годы ценою земной жизни доказал свою веру во Христа. Кто они, оставшиеся верными Господу до смерти, те, которые потеряли душу свою ради Христа и Евангелия и сберегли ее? Осмысливая события столетнего прошлого, важно найти ответ на вопрос, почему одни, поддавшись революционному угару, отошли от Бога, а иные до конца сохранили преданность Господу, преданность Церкви и через это -преданность Родине и царю земному. Несомненно, это теснейшим образом связано с внутренним устроением этих людей. Во главе угла для них всегда стоял Христос, основанием их жизни являлась вера. Вера не громкая, не декларируемая с трибун, а вера, которой наполнен каждый день, когда каждое слово и дело сверяется с евангельскими заповедями».
В проповеди после богослужения клирик обители иеромонах Алексий Степанов напомнил, что празднование новомученикам и исповедникам земли Санкт-Петербургской было учреждено в прошлом году, и датой была выбрана мученическая кончина священномученика Иоанна Кочурова. В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня рождения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Эти события знаменовали начало небывалых гонений на Церковь в нашей стране.
Святая Церковь чтит память священников, монахов, иноков и всех православных христиан, пострадавших за веру Христову после революции 1917 года.
В Ярославском крае было прославлено около 70 новомучеников, а пострадало в годы гонений почти 1700 священников, монахов и мирян. Празднование Собора новомучеников и исповедников установлено определением Архиерейского Собора в 1992 году.
Только в Южном промышленном районе было построено 17 крупных металлургических заводов с 41 новейшей домной, которые увеличили объем продукции в 7 раз. На Урале были модернизированы Богос.
В Академии встретили день новомучеников и исповедников Российских
Участие в конкурсе Фонда Президентских грантов. По благословению настоятеля храма во имя Новомучеников и Исповедников Российских поселка Прибрежный протоиерея Игоря Макарова, Приход и монашеская община. «Вечер памяти новомучеников и исповедников Российских» — мини-курс Анатолия Яковлевича Разумова, руководителя центра “Возвращённые имена” при Российской национальной библиотеке, ответственного редактора многотомного “Ленинградского. В понедельник, 13 ноября 2023 г., в день память новомучеников и исповедников, в земле Санкт-Петербургской просиявших, епископ Кронштадтский Вениамин совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей.
Оптина пустынь
В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годы гонений за веру Христову. Празднование было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором в 1918 г. Дата 25 января 7 февраля — по новому стилю была выбрана, потому что в этот день был расстрелян митрополит Киевский Владимир Богоявленский. Собор также выработал механизм фиксации случаев насилия по отношению к Церкви и верующим, установил дни крестных ходов в приходах, где были новомученики.
Никаких внешних причин для революции в одной из самых богатых и развитых стран мира не было. Каждые выходные мы разоблачаем мифы о причинах крушения нашей страны, потому что ложь о нашем прошлом не дает нам двигаться в будущее. Все части нашей еженедельной рубрики ищите по хэштегу: россиякоторуюнамоболгали Часть 23.
Но очень многие из них в городах и весях свидетельствовали о Христе, были гонимы и отдали свою жизнь за Христа. Практически в каждой деревне, в каждом селе, не говоря уже о городах, есть явленные и неявленные предстатели — те, кто в эти страшные годы ценою земной жизни доказал свою веру во Христа. Кто они, оставшиеся верными Господу до смерти, те, которые потеряли душу свою ради Христа и Евангелия и сберегли ее? Осмысливая события столетнего прошлого, важно найти ответ на вопрос, почему одни, поддавшись революционному угару, отошли от Бога, а иные до конца сохранили преданность Господу, преданность Церкви и через это -преданность Родине и царю земному. Несомненно, это теснейшим образом связано с внутренним устроением этих людей. Во главе угла для них всегда стоял Христос, основанием их жизни являлась вера.
В храме великомученика Пантелеимона состоялись богослужения, посвященные памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской 5 февраля 2023 года - собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В храме великомученика Пантелеимона совершено поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. После Божественной литургии была отслужена панихида. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 годов.
Вести Чувашия
В день памяти Новомучеников и Исповедников Российских5 февраля, в престольный праздник храма Новомучеников и Исповедников Российских города Ржева, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан совершил в нем Божественную. В минувшее воскресенье, 10 февраля, в храме новомучеников и исповедников Российских Свято-Троицкого мужского монастыря села во прошло богослужение, посвященное престольному празднику святой обители – Дню Собора новомучеников и исповедников. Собор новомучеников и исповедников Российских – название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- Новомученики Российские - фильм
- Состав Собора
- Собор новомучеников и исповедников Российских
- Самое читаемое
- Собор новомучеников и исповедников Российских
Новомученики и исповедники Российские: книги, лекции, фильмы, песнопения
В этот светлый день памяти новомученников и исповедников Мытищинских клирик храма Благовещения иерей Алексий Горшков поведал прихожанам нашего храма истории их жизни и мученичества. В относительно короткий период земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников. Собор новомучеников и исповедников Российских. 3 июля 2022 года в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в день памяти Новомучеников и исповедников Российских на земле Чувашской просиявших, Божественную литургию под открытым небом на месте захоронения. Протоиерей Максим Козлов Сегодня для Русской Церкви совершенно особенный день ― память новомучеников и исповедников российских, всех тех сотен тысяч.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ / НОВОМУЧЕНИК ДНЯ
Если XX в. Тогда нам всем не лишне вспомнить слова Иоанна Златоуста на этот счет, слова предупреждения об опасностях, ждущих Церковь в «безопасные времена»: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих».
Об истории этого места рассказывает Игорь Гарькавый Шурик против Гитлера: жизнь и казнь святого антифашиста «…мне действительно не нравится политика советской власти... Через день город был освобожден от большевиков Эти учителя — святые. В тюрьму он был доставлен совершенно больным» — история страдания и настоящей веры.
Однако главным испытанием для православной церкви стали аресты верующих: мирян, монахов, священников, архиереев. Только с 1929 по 1933 год было арестовано около 40 тыс. Многие из них были расстреляны. А во время массовых репрессий 1937—1938 года число арестов среди духовенства превысило 130 тыс. Из них более 85 тыс.
О чем просят святого и что делают в праздник В 1992 году в память о страшных событиях начала XX века Архиерейский собор РПЦ установил празднование, посвященное всем верующим, пострадавшим в послереволюционные годы, — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Датой торжества стал день смерти митрополита Киевского и Галицкого Владимира в 1918 году — 7 февраля. В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе, при участии 144 архиереев, были канонизированы все известные святые первой половины XX века более 1,2 тыс. Таким образом, Собор новомучеников и исповедников стал единственным церковным праздником, во время которого чтут память святых, имена и даты смерти которых неизвестны. Среди тех, кто пострадал за веру, в начале прошлого столетия были Патриарх Московский и всея Руси святитель Тихон, великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара, архиепископ Воронежский Петр, мученица Татиана Гримблит, император Николай II, члены его семьи и многие другие.
Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига.
И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917—1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день... Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой». И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами.
Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период — за семьдесят лет — земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.
Только через семьдесят пять лет постановление, прозвучавшее на Соборе 1917 года, ожило и стало деянием. И в этот день мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях — принял мученическую кончину за веру Христову. Сегодня мы называем только восемь имен — восемь первых мучеников, канонизированных Русской Православной Церковью в 1992 году: это священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий; священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик архимандрит Сергий; мученик Юрий; мученик Иоанн; преподобномученица Великая княгиня Елисавета; преподобномученица инокиня Варвара. И только Патриарх Тихон был прославлен ранее, в 1989 году. Но за ними, поименованными, стоит бесчисленное множество клириков, мирян, имена коих знает один Бог, и кои свидетельством своим о вере Христовой «даже до смерти» стали молитвенниками и предстателями пред Престолом Божиим за нас, за землю Русскую. Первый период кровопролитных массовых гонений на Церковь Христову начался после декрета об изъятии церковных ценностей и опубликования в печати списка «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники — вся лучшая часть российского духовенства.
На конец 1922 года было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи «судебные» дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах. Первый, кто стал во главе новомучеников Российских, — это Патриарх и отец — Святейший Тихон. Это он своим первосвятительским благословением указал чадам Церкви Российской единственно верный путь в «новой» жизни: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою... Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него», — звучит голос отца. Таков путь Христа, таков путь Его Святой Церкви.
Таков путь каждого, кто стал христианином. И Церковь Божия, и подвижник Христов свободно идут на крест и взойдут на него. В свободе — и сила подвига, и его ценность.