закон о запрете на продажу алкоголя в небольших барах и кафе, расположенных в жилых домах. Особенно много неприятностей доставляют жителям алкоточки, расположенные в жилых домах.
Так называемые «наливайки» в жилых домах могут закрыть навсегда.
Это такой бизнес, который не нужен Ростовской области. Это бизнес, который наносит вред здоровью и спокойствию граждан. Надо, чтобы потребление алкоголя снижалось и чтобы потребление алкоголя носило цивилизованный характер, — сказал Бураков. Со «своей колокольни» поддержал законопроект и депутат, председатель консультационного совета компании «Торговый дом "Мега-Дон"» Ашот Хбликян. Он не скрывал своего удовлетворения по поводу того, что «недобросовестные» конкуренты теперь закроются.
В итоге недолгого обсуждения почти все члены комитета по экономической политике Законодательного собрания одобрили законопроект. Своей позиции она не объяснила.
С другой стороны, может, просто столичный голос звучит громче? Мы спросили у спикеров и студентов наших курсов, как в их городах обстоят дела с «наливайками» и барами. Владислав Мусиенко рассказал, что в Новосибирске представители рынка пытались понять, коснутся ли кого-то из них новые правила. В итоге вспомнили лишь одно заведение — винный бар, который и размера небольшого, и находится в жилом доме. В Ростове-на-Дону, по словам Максима Поливанова, количество «наливаек» не меньше, чем аптек или продуктовых магазинов. Сокращение же количества пивных магазинов, на мой взгляд, не уменьшит количества покупателей пива. На данный момент в нашем городе никто «правило 50 метров» не вводил — никому нет особого дела», — добавил Максим.
Воронежским барам, говорит Антон Курганов, новый закон не вредит: все заведения больше 50 «квадратов». Я искренне надеюсь, что они не попадут под одну гребёнку с людьми, которые не думают ни о чём, кроме лёгкой наживы», — надеется Антон. Так вышло, что хоть сколько-то известных крохотных баров в нашем городе нет. Даже маленький Jawsspot занимает около 80 м2 площади. Закон должен, в первую очередь, заниматься недобросовестными заведениями с часто меняющимися работниками», — прокомментировал Ростислав Крымов. А вот фидбэк, который мы получили в рамках опроса студентов наших курсов, проживающих в разных городах Сибири. Судя по всему, борьба с недобросовестными «магазинами-оборотнями», о которой так много говорят депутаты и чиновники, идёт не очень эффективно. Омск: «У нас есть «наливайки», никто с ними не борется, соответственно, другие бары не страдают». А вот авторских баров почти нет.
А если появляется какой-то классный бар, то он существует, к сожалению недолго. Наверно, когда приедается идея, люди перестают ходить туда». Барнаул: «В нашем городе нет достойных баров, они попросту не выживают в условиях конкуренции с дешёвыми пивнухами, которых в каждом доме может быть по несколько штук».
Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее говорил о многочисленных обращениях от жителей многоквартирных домов, которые страдают от шума и беспорядка, устраиваемых посетителями таких заведений. Ночью эти магазины торгуют алкоголем, обходя нормы закона, подчеркнул он. В ведомстве объяснили, что такой законопроект создаст административный барьер для бизнесменов, а собрание жильцов, получив право принимать подобные решения, может начать этим злоупотреблять.
По крайней мере, сейчас. Скажем так, если брать более длительные периоды исследования, то мы увидим, что скорее всего вот эта вот... Ну, это не экспонента, она, видимо, постоянно имеет периоды улучшения ситуации с алкоголизацией населения, периоды ухудшения. И видимо, каждый какой-то стрессовый момент жизни страны приводит к повышению алкоголизации.
Но вернемся к нашим наливайкам. Собственно, не только к наливайкам, а вот к тому, о чем ты сказал. О том, что последние годы была положительная тенденция снижения потребления тяжелого алкоголя и перехода населения на алкоголь легкий. То бишь пиво и сухие вина. Что это означает? Это означает, что Россия находилась в периоде вот как раз этих пятнадцати лет, ну может быть чуть больше — двадцати — очень активного развития малого и мелкого бизнеса в сфере общепита. В России стремительно развивались точки общепита и места, где люди проводили свое свободное время. Обедали, перекусывали, ужинали, встречали какие-то праздники, выпивали. Это совершенно нормальная вещь во всем мире. Власти во всем мире общепит видят как один из двигателей местных экономик, и тянущий за собой весь сегмент реального сектора экономики — мелкого предпринимательства.
Потому что общепит — это самый доступный вид бизнеса, в него проще всего инвестировать, проще всего делать стартапы в этом бизнесе. И, самое главное, что общепит очень социализирует общество. Он выполняет важнейшую функцию — он вытаскивает людей из быта, из квартир, где люди, запершись внутри, пьют крепкий алкоголь. Запершись внутри, люди не пьют пиво из наливаек, вот тут надо тоже понять. Как-то так вот алкоголические социологи как-то там градируют эти все процессы. Считается, что пиво более напиток социальный, нежели водка, например. Водка приводит действительно, это тяжелый алкоголь, к маргинализации. Даже те, кто пьют тяжелый алкоголь, но очень дорогой, ошибочно, опять-таки, утверждают социологи, и антропологи, и эти все пищевики, он приводит к маргинализации. Мы знаем массу примеров как спиваются очень достойные, богатые люди, уходят в бытовое пьянство, и у них заканчиваются карьеры, здоровье, да и по мордам лица видно, что, видимо, все там у них не очень хорошо с этим делом. Поэтому если бы развитие общепита продолжалось таким же образом, а он не развит, особенно в таком регионе как Югра, как Сургут, у нас не развит общепит, у нас мало точек общепита, как это ни кажется странным.
Потому что их сейчас гораздо больше, чем во времена, например, администрации Александра Леонидовича Сидорова, которого мы критиковали очень часто именно за то, что никак не развивается в Сургуте общепит. У нас там был момент, когда мы пять ресторанов на весь город с трудом могли насчитать. Но в связи с последними событиями, экономическими санкциями, падает потребительская способность и жизненный уровень горожан. Соответственно, они начинают ходить меньше по точкам общепита. И здесь мы подходим к очень важному: должна ли власть бороться за здоровье своих граждан не только такими запретительными мерами как закрытие наливаек, ну или какими-то там другими — прекращение продажи в радиусе ста метров алкоголя, но и поддержкой местных товаропроизводителей на рынке алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков. Сразу на ум приходит Сургутский Пивзавод, например, или какие-то мини-пивоварни. И поддержка общепитовского бизнеса, опять-таки, с той целью, чтобы люди все равно вылазили из закрытых квартир и находились в социуме — это большая, серьезная работа. Одним запретом наливаек Югра не решит проблему алкоголизации и асоциализации людей. Не решит. Ну люди будут покупать в других местах и все равно напиваться внутри своих квартир.
Людям надо дать возможность быть в открытом пространстве.
История закона об ограничении работы "наливаек"
Это расположенные в жилых домах алкогольные магазины, которые ночью «перепрофилируются» под кафе и продолжают продавать спиртное, что запрещено. Депутат Госдумы Александр Хинштейн в своих выступлениях отмечал, что ему поступало много жалоб на работу таких торговых точек от жителей многоквартирных домов и прилегающих к ним территориях. При этом субъекты Российской Федерации вправе в рамках местных законов устанавливать дополнительные ограничения вплоть до полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции в жилых домах. Закон правда поможет победить «наливайки»? Победит ли закон «наливайки» сказать сложно: мы не знаем площадей, которые отведены под залы обслуживания, например, в «РосАле» и аналогичных заведениях. Неизвестно также, есть ли у них возможность увеличить эту площадь, если понадобится. Могу сказать точно одно — популистские меры часто работают совсем не так, как предполагалось изначально. Возможно, среди закрывшихся окажутся и недобросовестные предприниматели. Но я практически уверена, что нововведения серьезно ударят по огромному количеству вполне добропорядочных рестораторов, тогда как нарушители закона найдут способы и дальше уходить от ответственности. Не секрет, что в ряде магазинов можно купить алкоголь в ночное время, хотя формально это уже запрещено. Исторический опыт США и СССР демонстрируют нам, что «сухой закон», «антиалкогольные кампании» и тому подобные запреты лишь переводят бизнес и граждан на теневую сторону, за грань закона, разрушают экономику, повышают рост социальной напряженности и подрывают доверие к власти, но не снижают фактически уровня алкогольного потребления или количества правонарушителей.
Могу сказать точно одно — популистские меры часто работают совсем не так, как предполагалось изначально Региональные власти могут вносить дополнительные ограничения. Они будут это делать? Мы не знаем. Законодательное собрание Санкт-Петербурга, например, пока так и не приняло в трех чтениях соответствующий местный закон. По данным самих законодателей, в текущей редакции законопроекта требования к залу обслуживания сохраняются на общефедеральном уровне — 20 кв.
В результате в некоторых кварталах ситуация стала еще более плачевной: ночные шумы, неприятные запахи и прочие элементы неблагополучного соседства. Депутат Заксобрания Денис Четырбок напомнил, что из хрущевок, где самая плохая звукоизоляция, «наливайки» изгнали, определив им минимальную разрешенную площадь в 50 квадратных метров. Но в остальных домах она соответствует федеральному стандарту в 20 «квадратов». Сами депутаты против 20-метровости ничего не имеют: это оптимальный формат для стильного авторского бара. Но основные посетители рюмочных — это люди, которым нужны не стиль, а дешевизна и доступность. Как заявил заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Сергей Лукьянов, минувшая зима с ее морозами показала, как опасны могут быть такие заведения в первую очередь для самих же посетителей. Денег на такси у них нет, общественный транспорт ночью не ходит, а до дома из бара надо еще как-то добраться: в 30-градусный-то мороз! На совещании назвали несколько особо проблемных адресов, откуда регулярно поступают жалобы на шум. Есть дома, в которых уместились по три-четыре «наливайки». Кто-то из местных жителей выявил и коррупционную составляющую, где несколько баров, по информации горожан, принадлежат муниципальному депутату и по совместительству — руководителю местной управляющей компании. В Пушкине есть дом, где были выделены квартиры для участников ВОВ, — а теперь в том же здании обосновался магазин-«наливайка». Он пояснил, что при любых законах в городе будут работать рестораны, в том числе и ночные.
По словам законодателей, его цель — победить так называемые «наливайки» — небольшие полулегальные рюмочные на первых этажах жилых домов, продающие алкоголь по ночам. Еще на стадии обсуждения против закона высказывались и вполне законопослушные рестораторы, обеспокоенные тем, что новые правила коснутся и их. О том, что означает для горожан и бизнеса новый закон и рискует ли Петербург потерять звание барной столицы, «Собака. Что это вообще за закон и зачем он нужен? Светлана Гузь Управляющий партнер Legal to Business Авторами законопроекта является группа депутатов, в основном из фракции «Единая Россия». Основная цель закона — ограничить работу так называемых «наливаек». Это расположенные в жилых домах алкогольные магазины, которые ночью «перепрофилируются» под кафе и продолжают продавать спиртное, что запрещено. Депутат Госдумы Александр Хинштейн в своих выступлениях отмечал, что ему поступало много жалоб на работу таких торговых точек от жителей многоквартирных домов и прилегающих к ним территориях. При этом субъекты Российской Федерации вправе в рамках местных законов устанавливать дополнительные ограничения вплоть до полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции в жилых домах. Закон правда поможет победить «наливайки»? Победит ли закон «наливайки» сказать сложно: мы не знаем площадей, которые отведены под залы обслуживания, например, в «РосАле» и аналогичных заведениях. Неизвестно также, есть ли у них возможность увеличить эту площадь, если понадобится. Могу сказать точно одно — популистские меры часто работают совсем не так, как предполагалось изначально. Возможно, среди закрывшихся окажутся и недобросовестные предприниматели. Но я практически уверена, что нововведения серьезно ударят по огромному количеству вполне добропорядочных рестораторов, тогда как нарушители закона найдут способы и дальше уходить от ответственности. Не секрет, что в ряде магазинов можно купить алкоголь в ночное время, хотя формально это уже запрещено.
В том числе, такое практикуется в зданиях жилых домов. В итоге граждане могут обзавестись разливным алкоголем в любое время суток. Ранее предлагался другой вариант решения проблемы — проект был внесен в Госдуму прошлым летом. Предлагалось совсем убрать исключение, предусмотренное для объектов общепита. В результате ограничения, установленные сейчас в регионах для розничной торговли алкоголем, автоматически начали бы действовать также и в отношении объектов общественного питания. Но тот — более жесткий — законопроект в итоге не прошёл.
В Госдуме обсудят возможность запрета «наливаек» в жилых домах
Закон, который вступил в силу в апреле, дает полномочия местным властям взять деятельность «наливаек» под контроль. Власти Ростовской области разработали закон, ограничивающий работу «наливаек» в жилых домах и на придомовых территориях. Критерии, по которым «наливайки» можно отделить, например, от ресторанов, в законопроекте не определяются. Запретов на продажу алкоголя в жилых домах после 23:00 можно добиться полной тишины в ночное время, считает Хамзаев. питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Кроме того, предусмотрен запрет: производства пивных напитков из закупленного пива.
Госдума готовится фактически запретить «наливайки» в жилых домах
– Закон, главным образом, касается псевдобаров, расположенных в многоквартирных жилых домах и на прилегающей к ним территории. Там запретили продавать алкоголь в общепите, если точка находится в жилом доме, с 11 вечера до 8 утра. Андрей Кобзаренко основатель «Бара на Боровой» в Санкт-Петербурге «В Питере практически все в жилых домах, на самом деле. Депутаты Госдумы приняли закон, который расширяет полномочия регионов в борьбе с «наливайками». Тульские власти будут решать проблему «наливаек» в многоквартирных домах.
Госдума передала на усмотрение регионов вопрос о "наливайках" в жилых домах
Ещё один из разработчиков законопроекта, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Александр Перминов отметил, что такие меры направлены именно против недобросовестных предпринимателей, которые под видом кафе и баров начинают торговать после запрещенного времени алкогольной продукцией, что создает социальную напряженность, так как происходит, как правило, в многоквартирных домах. Во-первых, это неконкурентная история, во-вторых, мы стремимся защитить бизнес, который качественно предоставляет услуги населению, — имеет соответствующие персонал, помещения. Кроме того, статистика МВД говорит об участившихся случаях хулиганства и других преступлений. Считаем, что для населения очень важно урегулировать вопрос продажи алкоголя», — подчеркнул Александр Перминов. Депутаты проголосовали за принятие законопроекта в первом и третьем чтениях.
Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области.
Такие магазины, которые отпускаю спиртные напитки днем и даже ночью, привлекают асоциальных людей, не дающих спокойно спать мирным жителям. Обычно, они работают днем как магазины, а ночью торгуют алкоголем. Местные жители, страдающие от пьяных сборищ и выходок покупателей, много раз обращались к депутатам с просьбой запретить эти магазины.
Часто гости в питейных заведениях ведут себя неподобающе. До жителей ближайих к «пивнухам» домов постоянно доносятся крики и шум. Ситуация усугубляется по ночам.
Людям мешают спать пьяные драки и музыка. Депутаты рассчитывают, что закон позволит закрыть «наливайки», которые под видом общепита круглосуточную продают алкоголь в жилых домах, в том числе на вынос. Также в законе предусмотрены меры борьбы с суррогатным алкоголем.
При этом депутат подчеркнул, что не является членом рабочей группы, но в комитете по экономической политике обсуждали тему ограничений для «наливаек». То есть ниже определенной площади в жилом доме нельзя будет иметь такого такого рода заведения, но, по моему опыту, в Питере есть крошечные рюмочные площадью буквально в 20 квадратных метров, которые являются достопримечательностью города, причем культурной, а не алкогольной, и было бы обидно их потерять по формальным признакам», — сказал Делягин. В середине мая о жалобах на так называемые наливайки в жилых домах, которые «торгуют алкоголем ночью как псевдокафе», в своем телеграм-канале писал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Тогда же он поднял вопрос о необходимости запрета работы таких заведений в ночное время.
Также в ФРиО предупредили, что закрытие таких организаций может негативно сказаться на внутреннем туризме, передает «Коммерсант». По словам вице-президента ФРиО Алексея Небольсина, запрет на продажу алкоголя в ночное время может привести к закрытию многих заведений.
Госдума передала на усмотрение регионов вопрос о "наливайках" в жилых домах
Депутаты Госдумы с высокой трибуны заявили: «наливайкам» в жилых домах пришёл конец. С 5 мая вступил в силу закон, запрещающий "наливайки" в жилых домах. Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении работы «наливаек» в многоквартирных домах. Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении закон о запрете «наливаек» в жилых домах.
Инициаторы запрета «наливаек» в жилых домах предлагают поменять время продажи алкоголя
Однако новый закон породил больше вопросов, чем дал ответов. Велик риск, что под ограничения попадут добросовестные рестораторы. Регионам придется вывернуться наизнанку, написать такой закон, чтобы «придавить гадину», не затронув легальный бизнес. В Псковской области до сих пор не принят собственный правовой акт, хотя федеральный центр разрешил, а на дворе уже почти май. Например, в соседней по Северо-Западу Вологде свой закон приняли как раз на этой неделе. Там запретили продавать алкоголь в общепите, если точка находится в жилом доме, с 11 вечера до 8 утра. Слабоалкогольными напитками, в частности, пивом, смогут торговать только рестораны, кафе, бары и буфеты - ровно, как и прописано в федеральном законе. Так чего же наши тянут? В Псковской области собственный законодательный акт готовят по поручению губернатора. Ответственные за разработку документа заявляют, что сначала придется решить, как быть с туманными местами, неясно прописанными в федеральном документе.
То есть в документах перед регистрацией можно написать всякое. И государство обязано это принять. Тот же убежавший «Макдоналдс» гордо именовал себя рестораном. А что? Законом не запрещено! Как не запрещено и наливайке, какой-нибудь «Пол-литре», взять то же гордое наименование. Другое дело, что контролирующие органы потом должны прийти и проверить, а правда ли тут ресторан? Все-таки подозрительно выглядят шеф-повар на кране и официантка, отвешивающая по пластиковым пакетам стружку кальмара и арахис в острой глазури. Пока что такие проверки не предусмотрены.
Второе полномочие, которым не до конца ясно, как пользоваться, связано со временем продажи спиртного. Ограничивать его можно для общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, исключение составляют рестораны.
Но в этих районах нет магазинов разливного пива, там стоят бары», — отмечает автор ютуб-канала Beervaria Никита Бирвария. По его словам, причина в том, что в России не сложилась массовая барная культура, а люди привыкли пить «дома, на лавочке, в гараже». В нашей стране она небольшая. Поэтому популярность «наливаек» идет от бедности — люди хотят где подешевле. А в барах наценка на выпивку большая — из-за дороговизны аренды, поставки продуктов и так далее», — подчеркивает Гарбар. Чем плохи «наливайки» Можно описать два типа минусов российских «наливаек» — потребительские и социальные. Начнем с первых.
Непрозрачность системы разлива, из-за которой покупатель не может контролировать температуру кеги с пивом, а также частоту промывания разливной системы — при попустительстве в этом вопросе пиво очень быстро портится. Обман со стороны продавцов. Покупатель не может точно узнать — дорогое или дешевое пиво ему наливают. Здесь же можно отметить, что контролировать срок годности при помощи маркировок потребитель также не может. Скудный ассортимент. Довольно часто в подобных заведениях встречается несколько сортов пива, довольно одинаковых на вкус — хоть они и имеют разные названия. Никита Бирвария отмечает, что довольно часто проблема «наливаек» — плохая подготовка продавцов, которые не знают ассортимента, поэтому не могут посоветовать интересный товар покупателю. Справедливости ради, стоит сказать и про плюсы так называемых «наливаек». Для небольших пивоварен в регионах такие магазины — отличный и работающий канал сбыта продукции.
Некоторые торговые точки, продающие алкоголь на вынос, маскируются под общепит, устанавливая несколько столиков для приёма пищи и выпивки в помещении такой точки. В том числе, такое практикуется в зданиях жилых домов. В итоге граждане могут обзавестись разливным алкоголем в любое время суток. Ранее предлагался другой вариант решения проблемы — проект был внесен в Госдуму прошлым летом. Предлагалось совсем убрать исключение, предусмотренное для объектов общепита. В результате ограничения, установленные сейчас в регионах для розничной торговли алкоголем, автоматически начали бы действовать также и в отношении объектов общественного питания.
Что делать? Самый легкий и простой выход из этой ситуации — закрыть и запретить, но, как показывает богатый опыт всех предыдущих кампаний против пьянства и злачных точек, где наливают, подобные меры лишь подстегивают нелегальную торговлю спиртным. В сегодняшнем российском законодательстве существует норма, ограничивающая продажу алкоголя в объектах общепита, под видом которых обычно действуют «наливайки», торгующие ночью и расположенные в многоквартирных жилых домах МКЖД.
Ещё в апреле 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий продажу алкоголя в жилых домах заведениям площадью менее 20 кв. Регионам же предоставили право на свое усмотрение ужесточать это требование, то есть увеличивать требуемую площадь зала или даже вводить полный запрет продажи алкоголя в многоквартирных домах. Забайкальские парламентарии в октябре прошлого года пытались увеличить минимальный порог помещения.
Законопроект предполагал запретить работу тем, у кого зал обслуживания посетителей меньше 40 кв. При этом забайкальские парламентарии совершенно не коснулись проблемы продажи пива на разлив через точки, расположенные в жилых домах. Но на сессии Заксобрания его не поддержали.
Главный аргумент — «нельзя ущемлять добропорядочный бизнес». И в этом есть разумное зерно. Ведь в намерении искоренить возможности для незаконной деятельности важно оценить картину целиком и не навредить порядочному бизнесу.
Кто виноват? Ситуация действительно сложная.