«Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). Однако за это купцам пришлось заплатить отказом от автономии созданных ими ранее самостоятельных купеческих корпораций, которые на предыдущем этапе истории собственными силами обеспечивали защиту прав своих членов.
Купечество как предприниматели и элита местного общества
В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам. «Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина. Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Купечество, сословие людей, профессионально занимающихся торговлей. В Российской империи являлись более привилегированным сословием, чем основное, крестьянское. #мещанекупцыекатерина #торговля #гостин Смотрите видео онлайн «ИСТОРИЯ РУССКОГО.
Сословия. Купцы
по названию волости. Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. Купец - 1. Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием. по названию волости. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах.
Как искать купцов. Что такое купечество?
Впрочем, образные могли быть и в домах старого барства. От барского практически не отличался и быт богатого просвещенного купечества — те же балы, обеды, гости, гувернеры и гувернантки для детей; тот же европейский костюм и та же обстановка в комнатах, вплоть до коллекционирования диковинок, картин, гравюр и создания обширных и ценных библиотек. От беззаботного барства крупное купечество отличалось лишь тем, что должно было вести свое «дело», но и дело это было крупным, европейского типа, и велось в конторах и на бирже, а отнюдь не в лавке или лабазе. На барский, «иностранный манер», был поставлен дом богатейшего торговца бакалейными товарами А.
Андреева, отца будущей жены поэта Бальмонта. Дом этот стоял в самом центре тогдашней Москвы, в выходившем на Тверскую Брюсовом переулке: «С увеличением нашей семьи к дому пристраивались комнаты, во дворе возводили флигеля и службы: конюшни, коровник, прачечную и кладовые. Большая часть двора была крыта огромным железным навесом.
Под ним складывались товары, что свозились для магазина. Около ворот было двухэтажное каменное помещение, где хранились более деликатные товары: чай, доставленный из Китая, зашитый в мешки из буйволовой кожи. В «фабрике», как назывался этот дом, в первом этаже была паровая машина, приводящая в движение разные мелкие машины, что пилили сахар.
Во втором этаже сахарные головы оборачивали в синюю бумагу или наколотый сахар укладывали в пакеты. Там же сортировали, развешивали и убирали чай в деревянные ящики на два, четыре и больше фунтов. В таком виде они отправлялись в провинцию.
Главная клиентура отца, кроме москвичей, конечно, были помещики. Они выписывали по отпечатанному прейскуранту в свои поместья запасы товаров на целый год. Для этого и предназначалась особая упаковка товаров, которой и был занят большой штат служащих.
Машину и всякие приспособления отец выписывал из-за границы, куда сам ездил осматривать новые изобретения по этой части… К весне, как только солнце начинало пригревать и лужи подсыхали, на камни нашего двора расстилали новые ярко-желтые рогожи, и на них высыпали для просушки целые кучи зеленого горошка, бобов, изюма, чернослива, сахарных стручков… Совсем напротив нашей детской находились службы: коровник, каретный сарай, дальше — конюшни, над ними сеновал… Купец. В середине двора стоял наш двухэтажный изящный особняк… Из тесной передней поднимались по широкой лестнице светлого полированного дерева, устланной цветистым ковром, в парадные комнаты. Из приемной с резными шкафчиками и стульями светлого дуба вели две двери: одна в кабинет отца, другая — красного дерева с матовыми узорными стеклами — в залу.
Кабинет отца — маленькая комнатка с вычурным лепным потолком, изображавшим голубое море, из волн которого выглядывали наяды и тритоны… Между окон кабинета помещался большой письменный стол, за которым никто никогда не писал. На столе стояла тяжелая бронзовая чернильница без чернил, бювар с бронзовой крышкой без бумаг, бронзовый прорезной нож, ручки, которые не употреблялись. Над диваном висела итальянская картина «Смерть святой Цецилии» из мозаики… Зала была самой большой комнатой в доме.
Три больших зеркальных окна, с которых спускались прекрасные атласные занавеси. В простенках два зеркала. На подзеркальниках большие голубые фарфоровые вазы в золоченой бронзовой оправе с крышками.
По стенам зала высокие стулья орехового дерева, обитые красным бархатом. В углу — рояль Бехштейн, шкафчик с пюпитром для нот. Жардиньерка с искусственными цветами, которые, по настоянию подросших сестер, были заменены живыми.
Золоченой бронзы часы — земной шар, поддерживаемый двумя амурами, — стояли на деревянной подставке. По углам залы четыре канделябра той же золоченой бронзы со стеариновыми свечами, такая же люстра посреди потолка, свечи, обмотанные нитками, от которых должны были зажигаться фитили свечей, и никогда не загоравшиеся, когда к ним подносили спичку. Гостиная была черного дерева, обитая синим шелковым штофом, стены затянуты тем же шелком… Столы черного дерева покрыты плюшевыми скатертями, бахрома которых спускалась до пола.
Пол затянут сплошь светло-серым ковром, на подзеркальнике часы розового фарфора с изображением пышных дам в широкополых соломенных шляпах. Около них стояли безделушки из того же фарфора — какие-то тарелочки, вазочки неизвестно для какого употребления. Освещалась эта гостиная канделябрами и люстрами такого же розового фарфора.
За гостиной, отделенной тяжелыми портьерами на шелковой подкладке, — будуар. Кретоновая мягкая мебель, золоченые стульчики, небольшие шифоньерки. В углу — мраморный камин.
На нем часы совсем необычайные: в них двигался циферблат, а неподвижная золотая стрелка показывала время. На шкафиках и полках стояли китайские вазы и разные китайские безделушки. Убранство всех наших парадных комнат носило французский характер.
Меблировал их месье Паскаль — известный в Москве драпировщик. Бронза во всех комнатах была выписана матерью из Парижа через магазин Шнейдера на Кузнецком мосту. В каждой комнате был свой стиль.
Предметы из одной комнаты не переносились в другую. Каждая мелочь всю жизнь стояла на своем месте. Во всех комнатах в углу висели небольшие иконы в изящных окладах.
За этим будуаром — две небольшие комнаты, спальни моих родителей. Затем проходная комната, из которой несколько ступеней вели вниз в пристройку: столовую и классную. Из нее через буфет лестница наверх в детскую и лестница вниз в первый этаж, где в небольших и низких комнатах размещались старшие братья и сестры со своими гувернантками.
Меблировка в этих комнатах везде была одинаковая: кровать, покрытая белым пикейным покрывалом, перед кроватью коврик. Мраморный умывальник, в который наливалась вода сверху, она текла в таз при нажимании педали. Шкафик для белья.
Письменный стол и этажерка для книг… Эти три этажа соединялись между собой узкими лестницами полированного дерева… В самом низу, в полуподвальном этаже, были людская и комнаты для прислуги. Комнаты горничной, портнихи и экономки мало отличались от комнат моих сестер. На окнах белые занавески, та же кровать, только без пружинного матраца, покрытая белым пикейным одеялом, гора подушек, вместо шкафа — сундучки, у каждой свой; иконы с венками из бумажных цветов.
На стенах олеографии, фотографии в дешевых рамочках. И во всем доме, во всех углах его ни соринки, ни пылинки, всюду порядок и чистота, за которыми следила моя мать. И были все эти три этажа отдельными царствами, мало соприкасавшимися между собой.
В них царила моя мать, управляя жизнью каждого из нас с одинаковой бдительностью и строгостью» 6; 29—30. Похожа на этот, поставленный на барскую ногу дом, обширная квартира другого богатого купца, Харузина; правда, семейная обстановка и отношения с прислугой попроще, на купеческий лад: «Мы переселились на Большую Ордынку, в дом Синицына… Вход был со двора, мощенного булыжником, с дорожкой из плитняка, ведущей от калитки при железных с фигурной решеткой воротах к главному подъезду самого владельца. Наш подъезд был крыт двухскатной пологой железной крышей… Со двора надо было ступить по невысоким ступенькам на мощные гранитные плиты подъезда… Стоило дернуть медный звонок… и уже слышны были торопливые шаги сбегавшей вниз по лестнице горничной.
Внизу была небольшая прихожая, но холодная, и раздевались поэтому наверху, в большой передней. Лестница, выкрашенная в желтую масляную краску, с перилами из балясин, выкрашенных в белый цвет, широкая и пологая, делала красивый поворот. С лестницы в дверь входили в переднюю, оклеенную желтыми, под ясень, обоями, с ясеневой же тяжелой мебелью — диваном и несколькими стульями, с зеркалом в ясеневой раме с подстольем в простенке между двумя окнами, уставленными зелеными растениями.
Из передней одна дверь вела в две следующие друг за другом небольшие узкие комнаты одну из них занимала сестра моя Лена с гувернанткой, другую — тетя наша Александра Ивановна … Другая дверь в передней вела в комнату, называвшуюся «приемной», в сущности почти всегда остававшуюся пустой, но которой нельзя было дать другого назначения потому, что она была проходной, связывавшей залу и гостиную. В этой комнате мебель была обита кретоном… Зала была, как говорили тогда, «барская» — большая, в четыре окна с долевой стороны и в три окна с поперечной. Стены белые, «под мрамор», широкие подоконники, паркет — превосходной мозаичной работы с красивым рисунком.
Маминым вкусом сюда были внесены: бронзовая изящная люстра, два относящихся к ней канделябра на подстольях двух узких и длинных зеркал, занимавших простенки между окнами долевой стороны, бронзовые же бра в несколько свечей на стенах, массивный ореховый стол, раздвигавшийся на две половины, которые стояли обыкновенно у двух противоположных стен и сдвигались посреди залы под люстрой для чайного и обеденного стола, когда бывали приемы, ореховые же стулья по стенам со сквозными спинками и камышовым переплетом на сиденье, рояль и горка для нот в углу и растения на окнах из них помню кактусы… хибискус — его называли «китайским розаном», олеандры, илекс, восковое дерево … Комнаты тети и сестры Лены примыкали к долевой стене залы. В Лениной комнате мое внимание привлекали только два предмета. Это была, во-первых, висевшая над кроватью сестры тетина икона Казанской Божьей Матери… Другой предмет — письменный стол… характерный для 60-х годов: ореховый полированный, на изящно изогнутых и крепких ножках, с зеркалом против сидящего за столом, с красивыми полочками по обеим сторонам зеркала… Ее тетина.
Тетя поэтому спала не на кровати, но на кожаном диване, в нижнюю часть которого она каждое утро убирала свои подушки с простыми наволочками и ситцевое стеганое одеяло с простынями. Этот диван с зеленой обивкой, ореховым ободком спинки, несколько дешевых деревянных стульев, столы ломберный и маленький круглый, покрытые белыми вязаными салфетками, горка и киот — вот и все убранство… На окнах — «цветы»… В. Портрет шуйского купца Киселева.
Перед окном стоит стол, покрытый бархатной скатертью. В углу между окном и дверью в гостиную — кушетка… За дверью в гостиную по той же стене — широкий диван; у противоположной ему стены и вокруг стола — мягкие стулья… Вся мебель очень удобна, располагающая к покою… За «маминой комнатой» следует спальня папы и мамы, и ею заканчивается анфилада комнат… Эта комната была ширмами перегорожена на две части. Задняя составляла собственно спальню, с двумя орехового дерева кроватями… с мраморным умывальником с педалью, с красивым двухстворчатым киотом, перед которым горела лампада.
Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе. Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен. Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров. Они имели возможность торговать и совершать сделки без дополнительных финансовых обременений, что сделало их влиятельным сословием в обществе. Одежда, носимая купцами, отличалась специфическими деталями, такими как небольшой стоячий воротник, карманы и специфические застежки.
На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. Купечество , со своим статусом и податями. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.
Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов. Торговое судно, в отличие от военного мор.
Дмитрий Иванович, разбогатев, стал купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином. Рос и его авторитет в московском обществе. Дмитрий Иванович избирался депутатом Московской городской думы. Традиции отца продолжил сын Алексей, который вёл большую торговлю, участвовал в общественной жизни московского купечества. В 1867 году в качестве эксперта он сотрудничал с московской таможней, а с апреля 1871 года по июль 1874 года являлся гильдейским старостой. Кроме того, с 1869 года и до конца жизни Алексей Дмитриевич работал в качестве директора Московского попечительского о тюрьмах комитета. Расторгуевых в московском обществе знали не только как преуспевающих купцов и общественных деятелей, но и как меценатов, которые вкладывали значительные личные средств в укрепление православия и для помощи «сирым и убогим». В 1894 году после смерти отца дела фирмы перешли к сыну Дмитрию Алексеевичу, которому в то время было тридцать девять лет. Продолжая дело, начатое отцом, он был избран гильдейским старостой. Кроме того, Дмитрий Алексеевич состоял почетным членом Александровской общины сестер милосердия в Москве. Расторгуев продолжал традиции рода и в качестве мецената. За свои труды в области благотворительности он был награждён орденами Святого Станислава второй и третьей степени. В 1898 году за большие услуги по попечительству общества о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, Д. Расторгуеву высочайше был пожалован орден Анны третьей степени. За другие благотворительные дела Дмитрий Алексеевич был награждён несколькими золотыми медалями для ношения на шее: на Андреевской, Анненской, Станиславской и Владимирской лентах. Все награды — яркие свидетельства того, что благотворительность для Д. Расторгуева являлась важной стороной образа его жизни. В начале прошлого века Д. Расторгуев после приобретения земли с вековым лесом основал дачный посёлок, а затем и железнодорожную станцию, назвав её своим именем. Поблизости поселились известные люди того времени: главный инженер железной дороги Громов, его помощник Тимофеев, купец Феоктистов.
Купечество – торговое сословие Средневековья
Купеческие гильдии: как это было в России | Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. |
Купеческая жизнь | Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия. |
Значение слова КУПЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка
Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли. #купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Хотя первоначально купцы торговали только товарами, необходимыми для выживания, позже они начали продавать более ценные вещи знати по высоким ценам. Потомственный купец, он был одним из богатейших и влиятельнейших людей в России. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Во второй половине XVII века вместо термина "торговый человек" все чаще стали применяться другие термины — "торговый крестьянин", "торговый иноземец", "торговый посадский человек" и т. Первоначально, особенно в период правления Петра I, оно толковалось очень широко. Под ним понималась как внутренняя и внешняя торговля, так и промышленная и финансовая деятельность, а также транспортные перевозки. В дальнейшем, смысл термина "коммерция" сужался, и он все чаще стал обозначать только торговлю. В то же время в первые десятилетия XVIII века в обиходе употреблялись термины "торговые люди" и "торговый человек", хотя и реже. Изменилось и их содержание. Их смысловое значение сузилось, и торговыми людьми стали называть посадских людей, которые занимались торговлей.
При этом им не обязательно было записываться в купечество. Это также не способствовало росту количества купцов. После гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы «торгующих мещан». Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии. Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус. В 1826 — 1827 годахкатегория торгующих мещан была отменена. В 1830-е — 1850-е годы отмечалось значительное поступление в купечество крестьян. Основную массу из этой группы составляли выходцы из государственных крестьян. В 1834 году Госсовет принял решение ограничить привилегии сибирских бухарцев. Им теперь разрешалось торговать без уплаты гильдейских пошлин только на границе и в своём городе. Это вызвало массовый приток в купечество азиатских торговцев. В 1854 году они уже выделяются в специальную группу купцов-«магометан». Служилые люди записывались в купечество и разночинцы. Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX века. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились. Манифест 1 января 1807 года разрешил дворянам записываться в две первые купеческие гильдии, а с 1827 года дворяне могли записываться и в третью гильдию. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён или родственников. Временные купцы Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах.
Следующий шаг — указ от 16 января 1721 года, который определил правовое положение купечества. В соответствии с указом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства и так называемых подлых людей, то есть чернорабочих, поденщиков, разделялось на две гильдии. Если сегодня пойти в знаменитые дворцы Петергофа или Ораниенбаума в пригороде Санкт-Петербурга, то можно увидеть целые залы, заполненные картинами. Они появляются именно в XVIII веке, когда становится модно покупать картины и украшать ими состоятельные дома. Живописцы, которых на Руси было мало, писали в основном иконы, а тут заказ был совершенно другой — пейзажи, портреты, и надо было стимулировать эту деятельность. Стимулировали таким образом: можно было записаться в первую гильдию, и если и картины художника продавались, то был шанс стать состоятельным человеком. Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, то есть держатели кабаков, ремесленники и так далее. Теперь поговорим о судьбе реформ после смерти Петра I. Поэтому Ключевский делает вывод: «…внешняя торговля как была, так и осталась пассивной, в руках иноземцев Особенно это касалось англичан. То есть налоги выбивали, и поэтому становилось нерентабельно и неинтересно заниматься торговлей. И вот мы подошли к последней случайности на русском престоле, которой, по выражению Ключевского, стала Екатерина II, замкнувшая эту цепь. Она, опять же по выражению Ключевского, «создала целую эпоху в нашей истории», провозгласила идею абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Именно Екатерина провозгласила принцип «не запрещать и не принуждать». Калужский купец. Более того, скажем, Екатерина разрешила продавать товары не только в рядах и гостиных дворах, но и в собственных небольших лавках при домах.
Политика конфиденциальности и соглашение Что такое купец Купец — это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров. В России купчими назывались представители торговых мещанских сословий, которые вели разнообразную торговую деятельность. Слово купец происходит от древнегреческого emporos, что означает торговец. Купцы имели высокий социальный статус и часто занимались не только торговлей, но и финансовыми операциями, ссудами и даже дипломатическими делами. Купеческое сословие играло важную роль в экономической и социальной жизни России.