В данной статье рассматривается роль и значение каллиграфии в младшем школьном возрасте. Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все. очень важный предмет в школе, которому не заслуженно мало уделяют внимание. Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым. Вся соль каллиграфии в том, что написание букв разительно отличается от гражданского письма которому нас учили в школе.
Чем полезна каллиграфия.ОБЯЗАТЕЛЬНО учите детей писать пером! Классическая методика - лучшая.
искусство красивого письма - пришла в мир из Древнего Китая и Японии. У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. искусство красивого письма - пришла в мир из Древнего Китая и Японии. Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все.
Чистописание в век цифровых технологий
Кому и зачем нужен курс каллиграфии | Хотя в Японии и Китае каллиграфия до сих пор преподаётся детям в школе. |
Кому и зачем нужен курс каллиграфии | Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. |
Что такое каллиграфия и откуда она взялась?
Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. Каллиграфия помогает детям успокаиваться: они хотят бегать и прыгать, а каллиграфия приводит в порядок ум и эмоции, помогает сосредоточиться, успокоиться, тренирует внимание и усмиряет характер.
Кому и зачем нужен курс каллиграфии
С помощью этого курса вы сможете запустить направление «Каллиграфия» в детском центре или откорректировать почерк ребёнка в домашних условиях. Занятия по каллиграфии помогут ребенку избежать искривления позвоночника и сопутствующих проблем со здоровьем. О пользе каллиграфии для детей и взрослых мы расскажем в этой статье. «Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. Каллиграфию часто используют как занятный и эффективный комплекс упражнений для постановки почерка у детей. Каллиграфия для детей 6-11 лет в центре «Паллада» преподается не только на отдельных курсах.
Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия?
А взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием мозга люди заметили много веков назад. Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, заметила, что, если возникают проблемы с речью ребёнка, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Монтессори считала, что чем лучше развиты его пальчики, тем быстрее малыш начинает говорить. Владимир Михайлович Бехтерев, выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, был уверен, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
А к концу четвертого класса мы все равно научимся и писать быстро и красиво, и выполнять большой объем работы на уроке. Только не торопите нас! Учитель может увидеть незрелость мозговых структур или нарушения работы мозга ребенка и направить его к специалисту за помощью это будет видно и по поведению ребенка. Хорошо видны слабость мелких мышц кисти или, напротив, гипертонус, мешающие овладеть навыком письма. Можно заметить тревожность и нервозность ребенка, постоянные или ситуативные.
Способности ученика по почерку в современной школе я бы не рискнула определять. Слишком много факторов на него влияют. Повторюсь, не все отличники и хорошисты имеют красивый почерк. И не все троечники всегда пишут коряво. Отношение ребенка к учебе по почерку в начальной школе по крайней мере, в 1-2 классе тоже нельзя определить однозначно. В средней и старшей школе — возможно. Но тогда это уже отчаявшийся и настрадавшийся от неуспехов ребенок. И тут уже не с почерка надо начинать с ним работу. По двум причинам.
Во-первых, есть большой риск, что учитель будет учить не так, как родители. Ребенку придется переучиваться, а это в несколько раз сложнее, чем учиться с нуля. Придется ломать нейронные связи. Ребенок будет тратить много сил, нервничать. Зачем это нужно? Печатными буквами — ради Бога, пусть пишет. Письменными — нет. Во-вторых, дошкольник еще не созрел для этого сложного процесса ни физически, ни психологически. Считается, что процесс письма самый сложный и трудоемкий из всех произвольных действий.
В письме участвует не только рука, но и все тело: мозг, нервная система, глаза, мышцы шеи, плеч, спины.
В результате у ребят получается оставлять красивые буквы и в тетради, и на доске без подсказок. Поэтому кроме читабельного почерка получаем в дополнение массу бонусов. Методист утверждает: исправить манеру письма можно в любом возрасте. Некоторые привычки и написание отдельных букв и их соединений останутся, но в целом, если приложить усилия, можно добиться практически идеального начертания: — Слышу много споров о том, нужно ли менять почерк, ведь он отражает индивидуальные черты характера его обладателя, и не стоит всех подстраивать под один шаблон: мол, хочу «хвостик» у буквы «з» делать не округлым, а угловатым и буду! Написание отдельных элементов букв еще куда ни шло, бывает, что человек придумывает свое начертание. В этом случае стоит подумать о том, кто будет читать то, что вы записали, и придерживаться установленных правил.
Дайте две После общения с экспертом вдохновилась идеей улучшить и свой почерк. Если нет возможности тратить на увлечение большую сумму, но очень хочется, можно попробовать заниматься самостоятельно. Последний вариант показался наиболее привлекательным. Нашла магазин, в котором можно приобрести необходимые принадлежности, и отправилась на каллиграфический шопинг. На просьбу показать кисть, которую насмотрела в сети, продавец лишь развела руками: — В наличии ни одной не осталось, все разобрали. Пришлось даже с витрины снимать образец. Специальной ручки с пером в продаже тоже не оказалось.
Для обучения по этой системе учащихся в начальной школе разработаны специальные рабочие тетради. Они способствуют формированию графо-моторных навыков письма. Еще одна эффективная система обучения каллиграфическому почерку построена на особых принципах и предполагает регулярные занятия, которые позволяют довести до автоматизма написание букв и соединений. К принципам, лежащим в основе этой системы, относятся: - необходимость изучения букв по элементам; - важность написания буквы в одних и тех же вариантах; - необходимость группирования буквенных знаков. Первый принцип заключается в том, что, сначала нужно закрепить зрительный образ букв в памяти ребенка, а только потом переходить к написанию. Это позволяет понимать, из каких элементов состоит та или иная буква и приступать к написанию поэлементно. Это приводит к созданию устойчивых образов букв в памяти и дает необходимую основу для красивого почерка.
Написание букв в одних и тех же вариантах получается при соблюдении правил движения руки в ходе письма. Группирование буквенных знаков помогает лучше усвоить графические правила написания и увеличить скорость письма, что ведет к автоматизации процесса письма. Эти принципы реализовываются благодаря поэлементно-целостному методу. В его основе лежат особенности, детей в возрасте от 5 до 7 лет. В любом случае, красивый почерк и умение быстро писать играют благоприятную роль в жизни любого человека, а для гармоничного развития детей младшей школы это особенно важно, так как хороший почерк влияет на формирование других немаловажных качеств. Сегодня существуют различные курсы по каллиграфии, на которых детей учат красивому письму всего за пару-тройку месяцев.
Последние новости
- «Каллиграфия помогает детям, тренирует внимание и усмиряет характер»
- О пользе каллиграфии
- Развиваем человеческие возможности. Каллиграфия
- Развиваем человеческие возможности. Каллиграфия
Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия
И сегодня в этих странах каллиграфия очень популярна. В России, к сожалению, это искусство приходит в упадок. Среди людей, далёких от знания психологии, физиологии и педагогики, пошли разговоры о том, чтобы вообще прекратить учить детей писать. Всё, что необходимо, можно набрать на компьютере или смартфоне!
Каллиграфия прекрасно развивает мелкую моторику рук.
Не следует заставлять ребенка писать сначала в черновике ребенок может утомиться и потерять интерес к делу. Под страницу тетради можно подкладывать специальный разлинованный или распечатанный на принтере лист с косыми линиями. Базовые упражнения для обучения каллиграфии Физические упражнения помогут в укреплении мышц рук, спины и плечевого пояса. А упражнения для мелкой моторики увлекут ребенка и сформируют ловкость в руках. Упражнения для мелкой моторики рук Способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами важна для развития ребёнка. Она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой. Занятия по мелкой моторике могут быть следующими: Украшение изюмом теста. Работа с насыпанием и с пересыпанием манки, песка, фасоли. Игры со шнуровкой.
Разворачивание завернутого в фольгу предмета необходимо завернуть прежде, чтобы ребёнок не видел, что там за игрушка. Наполнять пластиковую бутылку маленькими предметами. Собирать различные конструкторы. Нанизывать на леску бусины разного размера. Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук Такие упражнения дают возможность избавиться от привычки сутулиться. Это, в свою очередь, влияет на положение рук ребёнка во время письма, что позволяет не надавливать на локти и не деформировать написание букв. Примеры упражнений: Рисовать на приложенном к стене листе бумаги. Прохаживаться, держа книгу ровно на голове. Ребенок «ходит» ладонями по полу, а взрослый держит его за ноги. Упражнения для развития пространственного восприятия Каллиграфия для начинающих детей не обходится без формирования пространственного мышления.
От этой способности напрямую зависит развитие навыков устной и письменной речи. Есть занятия, которые проводятся с психологом или логопедом. А есть те, которые можно распечатать самостоятельно и проводить занятия дома: Рисование фигур и точек по образцу. Сравнение фигур по размеру и форме. Дорисовывание другой половинки картинки точно такой же, но в зеркальном отражении. Соединение точки по цифрам. Зеркальное отображение любых рисунков, букв и цифр, прохождение лабиринтов. Для того, чтобы подготовить руку к красивому письму, необходимо применять различные способы рисования, письма и вырезания. А также вырезание и рисование по клеточкам. Эти упражнения помогут подготовиться к выведению ровных букв в обычных и каллиграфических прописях.
Каллиграфия у начинающих детей успешно развивается комбинированием различных видов рисования, письма, вырезания. Методы тренировки каллиграфического письма Для формирования аккуратного почерка каждый способ важен, не стоит пренебрегать другими или использовать только те, что больше понравились.
Мозг детский развивается геторохронно, неравномерно. На одинаковых по структуре мозга теоретически так как одинаковых не существует, потому что индивидуальные различия огромны. Но если взять одинаковых, то тот, кто занимался в детстве каллиграфией будет иметь преимущество и в области сознания, интегративного мышления способностью к многовариантности и разнообразию , принятия решения, когнитивных способностей высшие функции мозга, позволяющие нам принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию , которые сейчас так модно обсуждать. Каллиграфия дисциплинирует. Вот как он ребенок пишет — он, примерно, так и думает на самом деле. Потому что, если человек требует ясности мысли — он пишет аккуратно и четко, мысль отточена продумана и предложение построено.
Сегодня исследования с использованием современных средств, таких как, например, магнитно-резонансная томография, демонстрируют, что рукописное письмо — куда более чем просто средство коммуникации. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику. Несколько лет назад в одной петербургской школе решили ввести каллиграфию. Каждый предмет ученики начинали с каллиграфической разминки на 5-10 минут и при этом не пользовались шариковой ручкой. В основном в этой школе учились дети с различными отклонениями. И через 5-6 лет занятия дали колоссальные результаты! У детей стали открываться различные таланты. Они стали рисовать, писать стихи, заниматься математикой.
Некоторые ребята даже поступали в лучшие ВУЗы, получали иностранные гранты. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи.
Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, в результате занятий каллиграфией у детей с небольшой умственной отсталостью развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению, а у пациентов с болезнью Альцгеймера укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений. Китайский специалист — профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Тут хорошо упомянуть, что в древнем Китае было интересное требование к людям, которые претендовали на должности высших чиновников, — они должны были сдать два экзамена. Ну какие бы это могли быть экзамены, законы империи или что-то в этом роде. Но нет, ничего подобного.
Первый экзамен — это каллиграфия, не потому что там нет писцов в аппарате этого чиновника, которые бы за него написали любую грамоту, и не потому что он сам должен будет их выписывать, а потому что показатель насколько тренированна рука, тренированный мозг, терпение, аккуратность, сосредоточенность и эстетическое чувство. А второй экзамен — это стихосложение! Казалось бы чиновнику-то оно зачем? А оно ведь прекрасно показывает уровень организации сознания! И вот в совокупности каллиграфия и поэзия демонстрировали обладает ли претендент на должность необходимыми качествами и навыками, достаточно ли он развит как человек, уровень выдержки и терпения. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом, а также на продолжительность жизни: «Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоёмкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером — всё это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги». В середине 80-х годов в Японии проходил очень интересный эксперимент.
Одна из компаний задалась целью узнать, какие методики следует использовать для того, чтобы подготовить специалистов высокого уровня в совершенно разных направлениях.
Некоторые бренды специально заказывают изготовление карточек с приятными словами для своих покупателей, которые прикладывают к покупке: Дипломы, сертификаты. Каллиграфия широко применяется во многих видах печатной продукции. Такой стиль написания текста может добавить торжественности и официальности там, где это уместно: Одежда. Каллиграфия — универсальный метод написания букв. Его можно «подстроить» под любую текстуру ткани, фактуру, стиль одежды и сделать уникальной визитной карточкой бренда: Свадебная атрибутика. Пригласительные, план рассадки гостей, нумерация столиков — все это можно исполнить в едином стиле, применив каллиграфию.
Это добавит празднику индивидуальности и подчеркнет общую концепцию торжества: Декорация мероприятий. Каллиграфия широко востребована при изготовлении фотозон и украшении праздничного пространства: Роспись стен. Речь идет как о внутренних стенах квартир и домов, так и об уличном искусстве. Граффити с элементами каллиграфии способно украсить любую улицу, если, конечно, оно выполнено со вкусом и соответствует нормам приличия: Меловые доски в кафе. Наверняка вы замечали, что в заведениях общепита стало модным размещать объявления или меню на меловых досках. Согласитесь, такой вариант применения каллиграфии редко остается незамеченным и смотрится довольно оригинально: Постановка почерка. Часто, когда необходимо выработать красивый почерк , детям даются упражнения, связанные с изучением каллиграфии.
Такой подход в практических занятиях дает отличные результаты: Свободное творчество. Искусство — это полет мыслей и фантазии. Каллиграфию можно применять в любых сферах, где она будет выглядеть уместно: тату, обложки книг, украшения [ V. Calligraphy, 2017 ]: Вариантов использования каллиграфии множество. И если вы до сих пор, при всем желании научиться этой технике письма, откладывали обучение в долгий ящик, советуем отбросить все сомнения и сделать первый шаг. Еще несколько причин, чтобы начать Каллиграфия не требует творческого образования или особых навыков. Вы можете даже криво писать еще со школьной скамьи и это нормально, ведь у всех почерк индивидуальный и зависит от многих факторов, в том числе и от характера , но это вам не помешает освоить данную технику.
Рукописное написание текста здорово развивает мозг. Ученые выяснили, что во время набирания текста на компьютере и при написании его ручкой на листе бумаге наш мозг работает по-разному. Рукописное написание текста развивает критическое мышление и память [ G. Bounds, 2010 ]. Каллиграфия — отличный способ избавиться от нервного напряжения. Процесс написания букв похож на медитацию : мы концентрируемся на конкретных деталях и отключаемся от внешнего мира. Создатели прописи для каллиграфии на кириллице Вика и Вита Лопухины говорят по этому поводу следующее: «Нам хотелось бы, чтобы больше людей увлеклись каллиграфией и чаще писали от руки.
Это не просто записывание информации, а расслабляющая практика, полезная не только школьникам, которым нужно развивать концентрацию и внимание, но и людям, страдающим тревожностью и депрессией». Практические занятия каллиграфией отлично развивают творческое мышление и помогают получить положительные эмоции тем, кто любит создавать что-либо своими руками. Это хороший способ реализации энергии и воплощения самых интересных идей, ведь, как вы уже знаете, сфер применения каллиграфии достаточно, чтобы удовлетворить свою творческую натуру [ О. Ахмеджанова, 2019 ]. Особенно полезно изучение каллиграфии для детей. Помните, как в начальных классах мы старательно выводили буквы в прописи?
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
Каллиграфия — способ тренировки и развития мозга. Каллиграфия помогает детям успокаиваться: они хотят бегать и прыгать, а каллиграфия приводит в порядок ум и эмоции, помогает сосредоточиться, успокоиться, тренирует внимание и усмиряет характер. Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли. Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. * В процессе занятий каллиграфией ребенок может найти себе друга по переписке.
Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии
Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. Осваивая каллиграфический почерк, ребёнок учится сосредотачивать внимание на регулярности и ритме письма, контролирует выполнение одинаковых повторяющихся элементов. Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Каллиграфия предназначена не только для выражений мыслей, это лишь наиболее очевидная ее функция. По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. Лариса Сергеевна рассказала ребятам о том, что каллиграфия заставляет мозг чувствовать правильность линий, симметрию и ритм, развивает внимательность, наблюдательность и воображении.
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
Орфография и каллиграфия | Таким образом, развитие каллиграфических умений – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка и облегчения усвоения навыков письма будущими школьниками. |
Каллиграфия, чистописание, коррекция почерка — в чём разница? | Для слабовидящих. Прислать новость Прислать новость. Новости. Утро. |
Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия | В целом, каллиграфия для детей предлагает вдохновляющий и красивый способ улучшить их навыки письма, развить творческое мышление и научиться концентрации. |
Кому и зачем нужен курс каллиграфии | В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. |