1. Что такое ДЭГ? Дистанционное электронное голосование – это возможность принять участие в выборах, не посещая избирательный участок. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. В соответствии с порядком дистанционного электронного голосования на президентских выборах дистанционные наблюдатели не имеют права находиться в территориальной избирательной комиссии ДЭГ, но могут работать с порталом наблюдения. Пока ДЭГ на президентских выборах работает только в Москве и 28 других регионах.
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
Портал государственных услуг Российской Федерации | Так политологи комментируют итоги третьего дня голосования на выборах президента России, где явка составила 73,33%, а Путин набрал 87,68% (после обработки 30,04% протоколов). |
В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно | Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории – дистанционных и очных. |
Что такое ДЭГ - и надо ли его бояться : Псковская Лента Новостей / ПЛН | Система ДЭГ, получив из ЕСИА данные учётной записи избирателя, проверяет, есть ли он в книге избирателей, и выдаёт бюллетени, соответствующие выборам, проходящим по его месту жительства. |
Коротко о выборах | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое будет применяться на предстоящих выборах в сентябре, способствует увеличению числа избирателей в голосовании. |
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно
Сейчас ДЭГ упоминается в законе, но крайне лапидарно: указывается лишь, что его можно использовать «в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией», без всякой конкретики. В 2019—2021 годах ЦИК проводила такие выборы «в порядке эксперимента» в разных регионах, в том числе в Москве, на выборах Госдумы и Московской городской думы в 2021 году. Теперь предлагается ввести в закон отдельную статью, описывающую ДЭГ. Правда, что весьма характерно, в этой статье нет ни слова о возможности общественного контроля за ходом и определением результатов ДЭГ. Что предлагается? Решение о проведении ДЭГ на выборах принимает соответствующая избирательная комиссия: на федеральных выборах — ЦИК, на региональных и местных — избирательная комиссия региона по согласованию с ЦИК.
Если на региональных и местных выборах используются региональные государственные информационные системы, порядок голосования утверждает региональный избирком. Если решение о применении ДЭГ принято, избиратель, желающий голосовать электронно, «обращается на специальный портал в сети Интернет, определенный в порядке дистанционного голосования, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию». В этом случае из бумажных списков избирателей, голосующих на избирательных участках, этот избиратель исключается. В ходе ДЭГ «осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор». Далее, при проведении ДЭГ «анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных.
Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования.
Миллион призов Среди онлайн-избирателей в Москве пройдет акция программы «Миллион призов», в рамках которой будут разыграны более 600 тысяч призов. Выигранные баллы можно будет потратить на покупки в продуктовых магазинах, приобретение одежды, обуви, детских товаров, а также товаров для дома и творчества. Среди партнеров программы также есть аптеки, кафе и рестораны, музеи и театры. Кроме того, москвичи смогут направить выигрыш на благотворительность или использовать для пополнения карты «Тройка». Незадолго до выборов москвичам в СМС пришлют код участника, который можно использовать для принятия участия в розыгрыше.
Розыгрыши пройдут 10, 11 и 12 сентября. Для участия в них жители столицы будут должны проголосовать онлайн до 20:00 в день накануне розыгрыша. Новости по теме.
Отдать свой голос онлайн на выборах президента смогут около 38 млн избирателей из 29 регионов. Все эти регионы уже имели опыт проведения ДЭГ. Единственный субъект, который впервые опробует систему, — Вологодская область. Как подать заявление на участие в ДЭГ? Чтобы отправить заявку, понадобится подтвержденная учетная запись на "Госуслугах". На портале нажмите на баннер "Дистанционное электронное голосование".
Проверьте и, если нужно, отредактируйте личные данные и номер телефона. Затем подтвердите информацию и согласие на обработку данных. Нажимайте "Подать заявление".
Что такое ДЭГ? Приводится инструкция. Выборы в России Фото: cdnstatic.
Для этого на участках будут доступны как бюллетени на бумажном носителе, так и в электронном виде через специальные терминалы.
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
Впрочем, доверия к системе такие сбои в любом случае не добавляли. Учитывая, что вместо 7 регионов в ДЭГ в этот раз будут участвовать 25 субъектов, отсутствие эффективных решений уже выявленных проблем могло привести к их усугублению. Введение единой процедуры для всей страны и делегирование части ответственности из центра на региональный уровень должно помочь этого избежать. К слову, процедурная и техническая унификация пока задерживается. Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова, Москва проведёт онлайн-голосование на собственной платформе, а остальные 24 субъекта воспользуются федеральным ресурсом. В этой статистике кроются в том числе минусы высокотехнологичного волеизъявления. Внедрение ДЭГ оказалось дорогостоящим и сложным с организационной точки зрения мероприятием.
Она пояснила, что для одобрения дистанционного голосования регионы должны выполнить определённые нормативы по охвату качественной интернет-связью и доле населения, пользующейся порталом госуслуг. Кроме того, как и любой сервис, связанный с всемирной сетью, ДЭГ не застрахован от рисков кибератак и несанкционированного вмешательства в его деятельность. О том, что подобные угрозы будут возрастать по мере приближения единого дня голосований, рассказал председатель «Независимого общественного мониторинга», член СПЧ Александр Брод. Речь может идти и о точечных вмешательствах, направленных на подмену реальных голосов, и о попытках вывести из строя всю систему. Вряд ли кто-либо со стопроцентной уверенностью возьмётся утверждать, что все атаки точно будут отбиты, а значит под определённым давлением оказывается легитимность всего избирательного процесса.
Получая доступ к дистанционному электронному голосованию, в том числе с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , участник ДЭГ соглашается с порядком проведения дистанционного электронного голосования и пользовательским соглашением Портала Москвы. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ на Портале Москвы предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Участнику ДЭГ на Портале Москвы после перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. В случае ввода участником ДЭГ на Портале Москвы некорректного кода подтверждения или по истечении времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. После корректного ввода участником ДЭГ на Портале Москвы кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на Портале Москвы в ходе его текущей интернет-сессии на срок не более одного часа. По истечении одного часа но не позднее 20. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ на Портале Москвы только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для избирателей, участвующих в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке предоставляется посредством терминала электронного голосования стационарного или переносного. В дни голосования на выборах в часы, установленные для проведения голосования на избирательных участках, избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, обеспечивается возможность получить доступ к электронному бюллетеню и проголосовать на выборах на стационарном или переносном терминале электронного голосования. Избиратель, включенный в список избирателей на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, вправе обратиться к члену УИК , осуществляющему выдачу избирателям избирательных бюллетеней, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, и выбрать, какой бюллетень получить для голосования: избирательный бюллетень для голосования на бумажном носителе или доступ к электронному бюллетеню. Избиратель, включенный в список избирателей на ином избирательном участке на территории города Москвы, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, вправе получить только доступ к электронному бюллетеню. Избиратель, которому член УИК предоставляет доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке с использованием стационарного терминала электронного голосования, дает свое согласие на участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и, в случае отсутствия личного кабинета на Портале Москвы, на создание такого кабинета, расписываясь электронной графической подписью на экране считывающего устройства. После получения от избирателя согласия в СПО ДЭГ Москвы для избирателя активируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке. При этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе в случае, если избирателю предоставлена такая возможность блокируется. Возможность получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования предоставляется избирателю до 20. В случае если после активации для избирателя возможности принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке избиратель до наступления времени, указанного в пункте 11. По истечении времени, указанного в пункте 11. После отмены или деактивации выбранного способа дистанционного электронного голосования избиратель вправе обратиться к члену УИК для предоставления возможности получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, либо получить избирательный бюллетень для голосования на избирательном участке, где он включен в список избирателей, при этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, у такого избирателя разблокируется в случае если избирателю предоставлена такая возможность. Избиратель для получения доступа к электронному бюллетеню в помещении для голосования избирательного участка проходит процедуру идентификации с помощью паспорта гражданина Российской Федерации, используя считывающее устройство терминала на стационарном терминале электронного голосования, установленном в помещении для голосования того избирательного участка, на котором он получил возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании. Волеизъявление осуществляется избирателем только на том стационарном терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для идентификации на терминале электронного голосования без использования считывающего устройства терминала по запросу избирателя членом УИК может быть сформирован код подтверждения. Код подтверждения избирателю следует ввести в соответствующее поле экранной формы на терминале для идентификации с использованием серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. После успешной идентификации запускается процедура анонимизации, по завершении которой на стационарном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на стационарном терминале дистанционного электронного голосования в течение часа. По истечении часа но не позднее 20. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале участник ДЭГ не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если участник ДЭГ не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Возможность дистанционного электронного голосования вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования может быть обеспечена избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, только на том избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, и только на территории того избирательного участка, где они включены в список избирателей. Председатель заместитель председателя или секретарь УИК включает избирателя, имеющего право принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и изъявившего желание принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке вне помещения для голосования, в выписку из реестра заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования далее - Реестр. У избирателя, включенного в выписку из Реестра, блокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с избирательным бюллетенем на избирательном участке. При подаче заявления устного обращения о голосовании вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования избирателю необходимо сообщить номер своего мобильного телефона. При включении избирателя в выписку из Реестра для избирателя при необходимости создается учетная запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании. Данные об избирателях, включенных в выписку из Реестра, загружаются в переносной терминал электронного голосования. По прибытии к избирателю члены УИК , обеспечивающие голосование вне помещения для голосования, обязаны удостовериться в личности избирателя, выполнить поиск избирателя в загруженной на переносной терминал выписке из Реестра, используя считывающее устройство терминала или форму для ввода данных на терминале. Поиск осуществляется по данным паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Избиратель подтверждает согласие на участие в дистанционном электронном голосовании и получение доступа к электронному бюллетеню с использованием переносного терминала электронного голосования, расписываясь на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После процедуры идентификации на переносном терминале электронного голосования и получения согласия от избирателя член УИК активирует на терминале режим голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. В режиме голосования запускается процедура анонимизации, по завершении которой на переносном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на переносном терминале электронного голосования в течение часа. По истечении часа кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а избиратель информируется о завершении процедуры голосования. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале избиратель не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если избиратель не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Информация о получении участником ДЭГ доступа к электронному бюллетеню на избирательном участке вне помещения для голосования, зашифрованная информация о его анонимизированном волеизъявлении сохраняются программным обеспечением переносного терминала электронного голосования. По прибытии членов УИК , обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, в помещение для голосования, информация, указанная в пункте 11. В случае если информация из переносного терминала электронного голосования не была загружена до 20. После переноса информации, указанной в пункте 11. У избирателей, включенных в соответствующую выписку из Реестра и по каким-либо причинам не получивших доступ к электронному бюллетеню, разблокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет при наличии такой возможности , а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, на избирательном участке в помещении для голосования или вне помещения для голосования. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню не допускается. Средствами СПО ДЭГ Москвы в течение всего времени голосования обеспечивается отображение в электронном виде информации о ходе дистанционного электронного голосования на специальном портале в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Порядок составления протокола об итогах дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. С использованием автоматизированного рабочего места дистанционного электронного голосования далее - АРМ ДЭГ дается команда о формировании в электронном виде списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования. При формировании списка принявших участие ДЭГ на территории города Москвы средствами СПО ДЭГ Москвы проставляется число включенных в список принявших участие в ДЭГ на момент окончания дистанционного электронного голосования и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования.
Паника и перекладывание ответственности Опрошенные «Октагоном» региональные политтехнологи заявили, что на местах царит «лёгкая паника», вызванная непониманием методов мобилизации на ДЭГ и опасением, что его результаты могут стать неожиданными. Предвыборные администраторы пытаются перенести ответственность за использование админресурса на нижестоящих чиновников и самих кандидатов. Например, в Екатеринбурге на встречах с представителями «Единой России» звучит предупреждение, что органы власти обеспечат своим кандидатам не более 30 процентов от необходимого для победы числа голосов. В ходе предыдущих кампаний этот показатель достигал 50—70 процентов. И туманно представляют себе современные цифровые технологии. Звучала идея отправить к избирателям волонтёров с планшетами в руках, но она была отвергнута как фантастическая, — поясняет «Октагону» один из региональных политтехнологов. По мнению экспертов, сотрудники районных администраций туманно представляют себе цифровые технологии. Для голосования на них привлекались годами входившие в партийные электронные базы избиратели. Расширение этого списка требует привлечения профессионалов и дополнительного финансирования. Ещё одна проблема — спорное качество социологического анализа. Примеры можно найти, изучив список контрактов екатеринбургского МАУ «Город». Учреждение разместило закупки на проведение социсследований на общую сумму 3 млн рублей. Опросы должны были выявить отношение жителей города к органам местного самоуправления и социально-экономической ситуации, определить политические предпочтения екатеринбуржцев в преддверии выборов депутатов городской думы. Основные виды деятельности этих ООО — оказание услуг в области бухгалтерского учёта и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. Фактические владельцы компаний — организаторы концертов и корпоративов. Кандидаты в депутаты по одномандатным округам по инерции делают ставку на старые методы.
Сотрудники мэрии Москвы вручную вмешивались в работу системы и останавливали блокчейн, а после выборов утекли персональные данные избирателей. Помимо технических уязвимостей, система проявила себя как механизм, который позволяет использовать административный ресурс ещё эффективнее, чем раньше. Электронное голосование решило исход выборов в 30-м округе На выборах в Мосгордуму система тестировалась в трёх избирательных округах: 1, 10, 30. В 30-м округе за депутатское кресло боролись сразу три заметных кандидата: самовыдвиженец Роман Юнеман, коммунист Владислав Жуковский и административный кандидат Маргарита Русецкая. Результаты ЭГ в этом округе сыграли решающую роль.
ЦИК разрешил 24 регионам провести в сентябре электронное голосование
В сентябре нынешнего года на губернаторских выборах в Новосибирской области будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Можно ли на выборах президента проголосовать онлайн через госуслуги с телефона или компьютера. Памфилова: заявки на ДЭГ на выборах президента можно подать 29 января – 11 марта. Дистанционное электронное голосование или ДЭГ — это система, с помощью которой избиратели могут проголосовать на выборах через интернет без использования бумажного бюллетеня.
ДЭГ на президентских выборах: проще, чем кажется
Коротко о выборах | В регионах за ДЭГ отвечал «Ростелеком», в Москве – Департамент информационных технологий мэрии и Общественный штаб по наблюдению за выборами под руководством главного редактора «Эха Москвы» Алексея Алексеевича Венедиктова. |
Что такое электронное голосование и как оно будет работать на выборах в 2023 году | Заместитель председателя Центризбиркома РФ Николай Булаев выразил уверенность, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ) будет применяться на выборах президента РФ в марте 2024 года. |
Голоса россиян переведут в цифру. Почему голосование через "Госуслуги" становится нормой
– ДЭГ – это способ проголосовать на выборах, не тратя дополнительное время на посещение избирательного участка. Суть краткоНа предстоящих выборах 2024 можно голосовать онлайн: ДЭГ — дистанционное электронное голосование. Алтайский край стал одним из 29 регионов РФ, где будет применяться технология ДЭГ (дистанционно-электронное голосование) на выборах президента в марте 2024 года. Вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к ТИК ДЭГ на выборах Президента Российской Федерации являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование. Фишка ДЭГ в том, что можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок. В регионах за ДЭГ отвечал «Ростелеком», в Москве – Департамент информационных технологий мэрии и Общественный штаб по наблюдению за выборами под руководством главного редактора «Эха Москвы» Алексея Алексеевича Венедиктова.
Как проголосовать онлайн
Приводится инструкция. Выборы в России Фото: cdnstatic. Для этого на участках будут доступны как бюллетени на бумажном носителе, так и в электронном виде через специальные терминалы. По данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации с 29 января по 11 марта 2024 года осуществляется прием заявлений о включении мобильных избирателей в единый список избирателей по месту нахождения.
И вот однажды, во время обсуждения спорной темы в высоком чиновничьем кабинете, слово взял некий убежденный консерватор и начал свой монолог: «При использовании искусственного газона преимущество получает тот, кто... Так и здесь - при обсуждении плюсов и минусов ДЭГ, потенциальных рисков и того, кто тут получает преимущество, а кто окажется в проигрыше. Во-первых, это плюс для избирателей, которые получают дополнительную возможность принять участие в выборах кстати, эксперты прогнозируют участие в выборах при использовании ДЭГ социальных групп, которые прежде традиционно не участвовали в голосовании - речь, прежде всего, о молодежи и некоторых категориях людей среднего возраста. Во-вторых, это плюс для всех политических сил и кандидатов, которые реально работают, пытаются мобилизовать свой электорат, идут к избирателю - у любой из партий и любого из политиков тоже становится больше шансов на то, что их электорат воспользуется новой возможностью и проголосует. Так это в теории, а как будет на практике - покажет время.
Напомню, что единый день голосования назначен на 11 сентября, тогда-то и получим ответы на многие вопросы. Александр Савенко.
Можно заставить работников сдать пароли от «Госуслуг» и проголосовать за них. Можно собрать их в кабинете начальника и попросить проголосовать под его чутким надзором. Можно приказать присылать скриншоты, доказывающие, что человек проголосовал. Безусловно, это все будет незаконно.
Но главное, что сделать это будет проще и надежнее, чем контролировать, пришел ли каждый сотрудник на избирательный участок и проголосовал ли. Опять же — все сказанное не значит, что именно так сейчас все будут делать. Но факт в том, что ДЭГ дает пространство для таких нарушений, и пока не предложено механизмов, как этого избежать — кроме призывов жаловаться на принуждение. Понятно, что таких жалоб будет мало в любом случае. ДЭГ не очень дружит с тайной голосования. Безусловно, организаторы выборов говорят, что голосование полностью тайное и обезличенное. Но когда человек заходит в систему через свой личный аккаунт «Госуслуг», когда получает код доступа на свой телефон, он никогда не будет до конца уверен в том, что его голос не отследят.
В конце концов, возможна ситуация, когда кто-то посмотрит из-за спины на экран компьютера или смартфона в момент голосования например, если человек по каким-то причинам решит проголосовать на работе или в общественном транспорте. Во всяком случае, гарантия тайны голосования будет заведомо ниже, чем когда человек голосует в закрытой кабинке. И здесь важен именно психологический момент.
И хотя ДЭГ применяется в России уже пять лет, до сих пор не было представлено ни одного даже теоретического способа фальсификации бюллетеней или результатов, который не оставлял бы однозначных следов. В ходе недавнего эксперимента эксперты Координационного совета Общественной палаты РФ демонстрировали, как можно попытаться удалить из системы всего один бюллетень или изменить его содержимое — эти попытки были мгновенно обнаружены специальными утилитами, которые сообщили, что результаты голосования более не соответствуют имеющемуся комплекту бюллетеней. Наконец, в ДЭГ каждый избиратель может самостоятельно проверить не только тот факт, что его бюллетень хранится в блокчейне — но и что он не был никем изменён. Для этого достаточно сверить электронную подпись, которой каждый бюллетень заверяется после заполнения избирателем и до отправки в блокчейн. Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании?
Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории — дистанционных и очных. Очные наблюдатели обязаны иметь на руках направление, работать будут строго по очереди и подчиняться всем прочим требованиям для наблюдателей. Их могут назначать кандидаты, доверенные лица кандидатов, партий, которые выдвинули кандидатов, региональные отделения этих партий, а также Общественная палата РФ либо региональные общественные палаты. Те, кто имеет право назначить наблюдателей, заходят на портал наблюдения с 4 по 10 марта, логинятся через Госуслуги и там же направляют приглашение будущему цифровому дистанционному наблюдателю. После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо. Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет. Как происходит наблюдение за ДЭГ?
Мониторинг электронного голосования производится не глазами, а аппаратным способом, с помощью специально разработанных наблюдателями утилит. Наблюдатели в ЦИК и в ОП получат доступ к ноде наблюдения блокчейн — специальному программному обеспечению, позволяющему в любой желаемый наблюдателем момент получить доступ ко всей хранящейся в блокчейне информации. В ноде наблюдения транзакции — события выдачи и приёма бюллетеней, запуска и остановки голосований, подведения итогов — проходят в реальном времени, поэтому наблюдатели могут фиксировать абсолютно всё происходящее в ДЭГ с секундной точностью. Как и в обычном голосовании, работа наблюдателем в ДЭГ требует профессиональной подготовки — но уже не столько знания нюансов работы комиссии и сценариев возможных провокаций на избирательных участках, сколько понимания технических и математических основ работы ДЭГ. Профессиональные наблюдатели имеют доступ к технической документации на комплекс ДЭГ, описанию используемых алгоритмов шифрования и электронной подписи, а также техническим средствам наблюдения — вспомогательным программам, автоматизирующим, облегчающим и упрощающим работу наблюдателя. Многие из этих программ были написаны самими наблюдателями в предыдущие годы. В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов, стабильность работы комплекса ДЭГ, отсуствие аномалий.
Задраить щели! К чему приведет введение дистанционного голосования в России?
В 2023 году дистанционное электронное голосование применяется в 24 регионах на федеральной платформе ДЭГ и в одном регионе (Москва) – на региональной платформе ДЭГ. По мнению КС, ДЭГ, голосование по доверенности, через Интернет или почту способствует расширению избирательного права, а значит – к росту гражданской активности и повышает интерес к выборам. Можно ли на выборах президента проголосовать онлайн через госуслуги с телефона или компьютера.
В ЦИК уверены, что на выборах президента в 2024 году будут применять ДЭГ
Единый день голосования в России состоится 10 сентября 2023 года. На проведение дистанционного электронного голосования ДЭГ изначально подал заявки 31 регион, сообщила Памфилова. Позже семь субъектов РФ свои заявки отозвали. В итоге дистанционно будут выбирать: Губернаторов Московской, Нижегородской, Воронежской, Новосибирской, Псковской областей и Алтайского края. Депутатов местных парламентов Архангельской, Владимирской, Ярославской, Курской, Белгородской, Калининградской, Тульской, Свердловской и Челябинской областей, Ненецкого автономного округа и Пермского края, а также Крыма и Липецкой области довыборы в одномандатных округах.
Дистанционное голосование может пройти также на выборах в органы местного самоуправления в Чувашии, Томской области и на выборах депутатов Оренбургского горсовета. Всего проголосовать удалённо потенциально смогут 20,6 млн человек, сказала Памфилова. Что такое ДЭГ и как оно работает Первый эксперимент с дистанционным электронным голосованием провели в России 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы.
Разные кандидаты подают в суд. Это будут делать именно кандидаты, а не комитет.
Будут какие-то акции, мероприятия. Какой-то рабочей структуры нет. Цель — скоординироваться. Что касается прошедших выборов, то власти не раскрывают данные. Но из того, что я вижу, считаю, что были фальсификации.
Впервые за долгое время появилась возможность координировать совместные действия представителей разных политических направлений в связи с тем, что власть своей безобразной политикой на выборах не оставила им другой возможности. Будем координироваться по теме ДЭГ в надежде торпедировать эту систему, как ненадежную и опасную для страны. Смотрите также 25 Итоги выборов утверждены: Кто из политиков и известных людей предпочел голосовать при помощи бумажных бюллетеней, а не в интернете Губернаторы и министры, деятели шоу-бизнеса, космонавты МКС, с женами и в одиночестве: Фото с избирательных участков «СП»: — Кажется, есть желание переизбрать Путина в 2024 году электронно. Это значит, вопрос ДГЭ становится чуть ли не центральным в российской политике… — Несмотря на то, что под заявлением комитета стоят подписи кандидатов в депутаты Госдумы, Мосгордумы, чьи интересы были задеты во время выборов в Москве, есть согласие всех участников, что ключевой задачей является не столько отыграть назад ситуацию с кражей голосов в столице, сколько поставить заслон распространению ДЭГ на всю Россию и добиться отмены этой системы. Это стратегическая задача — противостоять уничтожению выборов, исключению из выборов народа.
Наша судебная система имеет не лучшую репутацию… — Надо действовать сразу несколькими способами. Будем отрабатывать и судебную часть. Юристы горкома сейчас завершают подготовку иска, мы его подпишем и подадим.
Наряду с этим совершенствовался закон, регламентирующий проведение такого голосования.
К тому моменту опыт использования онлайн-голосования имели 30 регионов страны без учета Москвы. Нижегородская область как один из регионов-пионеров ДЭГ вошла в их число. Выпил кофе, поставил галочку Актуальность дистанционного голосования складывается сразу из множества факторов. Самый значимый — это удобство.
Проголосовать можно из любого места, даже находясь при этом на работе. При таком подходе на то, чтобы отдать свой голос за выбранного кандидата, у человека уходит не более пары минут. При этом классический вариант голосования иногда может отнимать целый час, особенно для жителей сельской местности. Сильнее всего ценить дистанционные сервисы нас научила пандемия — период, когда хотелось максимально обезопасить себя, при этом не выпадая из жизни общества и не лишая себя доступа к товарам и услугам.
Сегодня, когда эпидемиологическая ситуация нормализовалась, дистанционные сервисы не утратили своей популярности. К тому же, возможность поучаствовать в выборах во время болезни может быть актуальной для отдельно взятых граждан. К слову, болезнь является одной из уважительных причин для организации голосования на дому. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.
Еще одно преимущество ДЭГ — это отсутствие человеческого фактора в процессе организации выборов и подсчета голосов. Электронный голос не потеряется, на общее количество онлайн-галочек не повлияет внимательность членов участковых избирательных комиссий. Есть ли минусы? Если коротко, они есть всегда и у любого явления.
Одновременно сервер передаёт на смартфон избирателя свой публичный ключ голосования одинаковый для всех избирателей. Заполненный бюллетень на устройстве избирателя шифруется публичным ключом голосования и подписывается секретным ключом избирателя S. Зашифрованный и подписанный бюллетень отправляется на сервер приёма бюллетеней, к нему прикладывается публичный ключ избирателя K и полученная в пункте 9 подпись этого ключа С.
Так как публичный ключ избирателя был создан на его устройстве при получении бюллетеня «с нуля», то сервер приёма бюллетеней ничего о нём не знает — однако может проверить его подпись C, а после этого — проверить, что бюллетень действительно подписан секретной частью этого же ключа. Если на оба пункта ответ положительный — значит, бюллетень был выдан настоящему избирателю той частью системы, которая ещё знала ФИО этого избирателя. Система отправляет бюллетень на хранение в блокчейн.
В этой схеме нет ни одного признака, который присутствовал бы одновременно на сервере, выдающем пустые бюллетени, и сервере, принимающем заполненные бюллетени, и позволил бы установить соответствие между бюллетенем и физлицом, его заполнявшим. Обратите также внимание: анонимизация, по сути, происходит на устройстве пользователя, большая часть алгоритмов выполняется в его браузере, то есть, их код и состав отправляемых на сервера данных может проверить любой желающий. Соответственно, даже без знания серверной части кода можно с достаточной уверенностью судить о том, корректно или некорректно реализована эта схема.
Итак, зафиксируем первый пункт: в официальном дизайне системы приняты меры к соблюдению тайны голосования даже в том случае, если два агентства не являются независимыми. Атака сбоку: раскрытие тайны голосования через логгирование Тем не менее, все мы понимаем, что теоретически бюллетень и избирателя можно сопоставить по косвенным данным — ведя на серверах системы детальные логи: IP-адрес, браузер, время отправки и получения бюллетеня, а потом сопоставив на одном компоненте их с ФИО избирателя, а на другом — с бюллетенем. Доказать полную невозможность реализации такой схемы нереально.
Ни реализация сферического протокола двух агенств в вакууме, ни аудит исходных кодов, ни допуск независимых экспертов в ЦОД — ничто из этого не даёт гарантии, что где-то в системе не осталась хорошо спрятанная закладка, логгирующая и сохраняющая или отправляющая данные, позволяющие идентифицировать избирателя. Поэтому оценка подобной угрозы также делается по косвенным признакам: есть ли основания полагать, что в системе предусмотрена такая возможность? Естественно, на оба вопроса ответ может быть только вероятностный — но, с другой стороны, и ответ на вопрос «нет ли на избирательных участках над кабинкой скрытой камеры, подключённой к системе распознавания лиц» — тоже вероятностный, обследовать помещение вас в общем случае не пустят.
Ответы на подобные вопросы каждый должен дать себе сам, однако приведём наши варианты вместе со стоящей за ними логикой. Тем не менее, последний вопрос — довольно серьёзный, ведь если такие списки существуют, как утверждает Александр Исавнин в недавней статье, то сам этот факт обнуляет все разговоры о соблюдении тайны голосования. По этой причине мы запросили как у Александра Исавнина, так и у его коллеги, члена ТИК и члена технической рабочей группы ДИТ Москвы по электронному голосованию Евгения Федина, есть ли у них какие-то фактические свидетельства наличия таких списков.
Александр Исавнин ответил «Вы — наследники сурковской пропаганды! Наверное, на этом вопрос можно считать закрытым. Соответственно, на данный момент можно с уверенностью говорить, что: в заявленном дизайне системы способов нарушить тайну голосования не наблюдается; так как значительная часть алгоритмов реализована на устройстве пользователя, даже не имея доступа в ЦОД к серверной части системы, можно убедиться, что фактический дизайн системы в части алгоритмов обеспечения тайны голосования соответствует заявленному; фактических примеров нарушения тайны голосования на предыдущих двух случаях массового использования ДЭГ в России зафиксировано не было.
Скрыть нельзя показать: проверка избирателем собственного голоса Ещё один интересный вопрос, косвенно относящийся к тайне голосования — это возможность для самого избирателя проверить, был ли учтён его голос. В московской системе ДЭГ такая возможность есть, хоть и неофициальная — надо было в момент голосования открыть отладочные инструменты браузера и записать передаваемые на сервер параметры, чтобы потом найти по ним свой бюллетень. Бюллетени отправлялись и хранились в блокчейне в зашифрованном виде, однако перед подсчётом голосов они расшифровывались.
Такая схема вызывает опасения в том, что проверка голоса может быть использована для обеспечения голосования под давлением или продажи голосов избирателей — в качестве подтверждения «правильности» голосования заказчик потребует предъявить ему результат проверки. По этой причине, в частности, возможность оставалась доступной только для технарей с высокой квалификацией, и не выносилась в интерфейс пользователя. В федеральной системе ДЭГ решили совместить несовместимое — и дать пользователю возможность проверить, что его голос действительно хранится в блокчейне, но не давать возможности этот голос посмотреть и показать другим.