Верующие стараются исповедаться в грехах перед тем, как приступить к соборованию. – Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы? Как нужно готовиться к Соборованию? После соборования нужно исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Что такое Соборование
Малодушные христиане считают, что елеосвящение неизбежно приблизит их смерть. Но это просто предрассудки, не имеющие смысла. Соборование снимает нераскаянные грехи, а не готовит человека к смерти. Жизнь и смерть в руках Бога и не зависит от проведения таинства соборования. Также существуют и другие суеверия, связанные с елеосвящением: нельзя есть мясного; нужно поститься трижды в неделю; нельзя выполнять супружеский долг; запрещено принимать лекарства и париться в бане. Эти суеверия крайне опасны и подрывают веру в получение божьей благодати.
Если тяжелобольной выздоровел после соборования, он может вести обычную праведную жизнь без дополнительных запретов. Проведение обряда Как подготовиться к соборованию? Прежде всего, на соборование должен благословить священник. Затем нужно купить в свечной лавке свечку и записаться на участие в обряде. Перед соборованием следует исповедаться в грехах, которые помните, чтобы снять с души лишний груз.
Можно и не исповедоваться, но священники рекомендуют это сделать. Когда проводят соборование?
Но прежде чем просить об этом, надо в таинстве Исповеди принести покаяние в грехах. Поэтому, если кто давно не исповедовался год или более , надо подготовиться к таинству Исповеди, а Соборование пока отложить. В Троице-Владимирском соборе Таинство Елеосвящения совершается каждое воскресенье после поздней Литургии - около 12 часов см. Соборование совершается также на дому над тяжелоболящим. Пригласить священника вы можете, позвонив в церковную лавку по телефону: 214-95-14. Желательно прийти заранее, чтобы записаться и купить свечку. Во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Одеваться нужно в удобную одежду.
Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником, равно как и платье с глубоким декольте. Платок следует завязать таким образом, чтобы он также не мешал помазыванию.
По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые но не сознательно утаенные на исповеди! Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам собором священнослужителей.
Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом елеем , смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, с тем чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего. До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние уныние, скорбь, отчаяние , ибо причиной его могут быть и, как правило, бывают нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими.
Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях.
Можно совершать обряд в другое время, предварительно получив благословение от духовника и договорившись о времени проведения. Допускается к таинству любой православный христианин, искренне раскаявшийся и надеющийся на исцеление и спасение своей души. Дети после 8 лет могут быть допущены после благословения духовника, если они страдают серьёзными болезнями. В большинстве случаев Соборование проводят после 16-18 лет, когда человек осознаёт свои грехи, испытывает муки совести и способен искренне раскаяться.
Для тех, кто страдает сильными душевными или физическими муками, находится в предсмертном состоянии, соборование может проводиться непосредственно на дому. Соборующийся должен присутствовать на таинстве лично, и только в исключительных случаях соборуют заочно. Присутствие родственников соборующихся усилит значение молитвы и её роль в исцелении. Как проходит служба: 1. На аналое в центре храма помещают Евангелие и Крест, которые вместе символизируют тело Иисуса Христа. На столик рядом с аналоем ставят блюдо с пшеницей.
Пшеница символизирует обновление жизни после духовного оздоровления либо, в случае смерти больного, воскрешение после смерти. В пшеницу втыкают свечи по числу присутствующих священников в идеале — 7 и кисточки для помазания соборующихся в таком же количестве, что и свечи. На пшеницу ставят сосуд с маслом. Все соборующиеся в храме держат в руках зажженные свечи, которые символизируют свет жизни человеческой — Господа Бога. Священники прочитывают подготовительные молитвы, покаянные тропари, одновременно с молитвословием перечисляются имена присутствующих соборующихся. Вместо слов «Бог», «Господь» звучит «Аллилуйя».
Священник наливает вино в сосуд с маслом, молясь о его освящении. Масло с вином смешивают 7. Священником прочитываются семь отрывков из Евангелия, после каждого из которых проходит помазание всех соборующихся. Елей крестообразно намазывается поочередно на лоб, нос, губы, щеки, грудь, кисти обеих рук. В завершение на головы всех участников священник возлагает Библию страницами вниз и молится о прощении грехов. Как подготовиться к Соборованию?
Каких-то строгих канонов и правил не существует, но для максимальной пользы нужна искренняя молитва и сильное желание очиститься.
5 вопросов о соборовании
Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств.
Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов.
Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно.
Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы?
Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.
Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники.
Название происходит от слова «собор», то есть «общее собрание». Дело в том, что раньше Таинство должны были совершать несколько священников, но сейчас это правило по многим причинам уже не соблюдается. Как проводится соборование? Соборование это не только помазание елеем, но и чтение молитв и других священных текстов. В начале священник благословляет умирающего. Затем читает молитвы в определенной последовательности. Первым следует канон, затем короткие ектении, после этого освящают елей. Далее батюшка должен семикратно прочесть отрывки из «Апостола» и «Евангелий», произнося между ними тайносовершительную молитву и ектенью.
В завершении ритуала умирающему на голову возлагают Евангелие, и произносят разрешительную молитву. Наконец, на лоб, руки и ноги крестообразными движениям наносят святой елей. Как подготовиться к соборованию дома или в больнице? Разумеется, посещение церкви для умирающих невозможно.
Поскольку, примерно до семи летнего возраста дети не вполне дееспособны и не могут полноценно понимать, что такое грех и как с ним бороться, они причащаются без Исповеди. И, так, как Таинство Соборования является вспомогательным к Исповеди, нет смысла соборовать детей младше семи лет. Существует и ограничение по количеству раз участия в Соборовании. Согласно правилам Церкви, соборуются в одной продолжительной и серьезной болезни один раз. Во всяком случае, можно собороваться раз в году Великим постом. Что касается вопросов: когда проводится Соборование в Свято — Воскресенском кафедральном соборе Бишкека и что нужно с собой приносить, Вам лучше получить справки по тел.
Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище. Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.
Как пройти обряд в храме: Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство. Внимательно слушать богослужение. В начале чинопоследования читаются молитвы и канон. Затем — отрывки из Нового Завета. Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы. По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова. Исторические сведения В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям. Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви. О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века.
Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении. Цель Таинства… Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь.
К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник. Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим. Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.
Что такое соборование в церкви и как к нему подготовиться
– Елеосвящение (соборование) – это одно из семи таинств Православной Церкви. Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги (например, уныние и отчаяние). Что нужно для Соборования? Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования. Что такое Соборование и зачем это нужно. На Соборование ничего брать не нужно, нужна будет свеча, ее купите в храме.
Как готовиться к соборованию?
Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться? – Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования. Нужно ли готовиться к соборованию? Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Как подготовиться к Соборованию. Обычно верующие стараются исповедаться перед таинством, чтобы принять Благодать Божью чистым сердцем.
Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? Можно ли соборовать младенцев? Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм? Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди? Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать. Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования? Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени. Что делать после Соборования?
Поиск по сайту Поиск.
Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия. Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.
Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года. Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.
Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие. Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как: убийство, в том числе аборты, блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации, обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам, вызывание духов и других тяжких грехах. В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать. Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа.
Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию». Соборование — это не медицинская процедура Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться. Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи.
И, конечно не ждать исцеления от заболеваний. Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней. Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие. Ответы на волнующие вопросы Можно ли проходить обряд беременным женщинам?
Некоторые люди специально приносят масло для освящения.
Упоминаемое выше послание апостола Иакова — первый призыв прибегать к Таинству Елеосвящения — адресовано тому, кто «болит в вас». Это естественно, потому что цель совершения Таинства — исцеление от физических и душевных недугов. Свидетельство этого встречаем у Виктора, пресвитера Антиохийского V в. И все это творит молитва, елей же — символ сего».
А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: «Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни. И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им». Здоровым физически. Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы.
Иакова, не является ни обычным врачеванием хотя известно, что елей использовался как медицинское средство , ни исключительным харизматическим даром, поскольку исцеление совершается иерархическим священством пресвитерами , а главным средством исцеления служит церковная молитва. По различным раннехристианским источникам можно предположить, что изначально помазание елеем было одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освящённой водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, которое авторы называют «врачевством бессмертия» и «лекарством жизни». Иоанн Златоуст, перечисляя обязанности пресвитеров, писал, что они не только крестят, но и исцеляют от грехов, совершённых после Крещения, и приводил цитату Иак. Первое твёрдое свидетельство о самостоятельном таинстве Елеосвящения содержится в приписываемом прп. С конца VIII в. Над кем может совершаться таинство Елеосвящения? В этом вопросе практика Русской Церкви опять радикально отличается от практики Иерусалимской и Греческой Церквей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека».
Вместе с тем, совершение таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Размышляя о такой полярности мнений и пытаясь их примирить, С. Булгаков, составитель Настольной книги священнослужителя, полагает, что Соборование над здоровыми людьми имеет исторически-символический смысл. Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, чтобы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги. И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни. Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души. При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению.
Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования. И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция. Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет!
Как готовиться к соборованию?
Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу? Что нужно делать с маслом и свечой, которые остаются после соборования? Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов74. Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги (например, уныние и отчаяние).
Как готовиться к соборованию?
Но эти связи, безусловно, есть Мк 2:5-11; 1 Кор 11:27-30 — не случайно до или после таинства Соборования рекомендуется исповедаться, в полном соответствии с приведенными словами апостола Иакова. Конечно, болезнь — не наказание за грех; Евангелие навсегда отметает такую фарисейскую, «законническую» точку зрения Ин 9:1-3. Однако часто, если не всегда, болезнь является последствием удара, полученного нашим духом в результате допущенного греха или прямого «действа диавольскаго» или душой в результате травматических событий, конфликтов, эмоциональных ран. Сегодня многие психологи приходят к убеждению, что все или почти все болезни так или иначе отражают внутренние конфликты личности и судьбы человека. Если это так, и если выздоровления все же не происходит, несмотря на искреннюю молитву, таинства и медицинскую помощь — возможно, следует просить Бога о том, чтобы Он открыл источник и первопричину болезни, а также питающие ее поступки, слова, мысли и переживания. Работа с душой необходима. Человек — целостный организм.
Наивно думать, что можно быть физически здоровым, если глубокие, питающие болезнь корни не вырваны из почвы человеческого сердца. В этом случае даже физическое исцеление, если оно будет дано Богом, легко можно «потерять». Исцеление расслабленного. Там не сказано, что для исцеления необходимо прочесть положенные молитвы из Требника. Там сказано — «молитва веры»! Какой веры?
Той, о которой говорит Спаситель: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите — и будет вам» Мк 11:23-24. В греческом оригинале звучит еще сильнее: «верьте, что уже получили». Вера видит, что просимое —получено, т. Именно такая дерзновенная вера поражала современников св.
Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь.
Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование — это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий.
Когда причащаться после соборования? Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу. Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно.
Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто.
Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол. Затем священник читает отрывок из Евангелия.
После чего следуют молитвы на освящение масла и о здравии больных называются имена присутствующих. Далее священник помазует людей крестообразно. Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи…» Это — народный обычай, который допускается во время Таинства, но в последовании нет таких слов. Обычно помазуются следующие места на теле лоб во освящение мыслей ;.
Что такое елей и почему «соборование»? Елеем в христианстве называют освященное оливковое масло. При совершении Таинств, например, Крещения или Евхаристии, служитель церкви освящает какой-либо физический объект, и таким образом он приобретает частичку Божественной Благодати: при крещении верующие должны погрузиться в святую воду, а во время причастия обычное вино становится Кровью Христовой. Соборование предполагает освящение масла, которое наносят на кожу человека. Но почему обряд так называется? Название происходит от слова «собор», то есть «общее собрание». Дело в том, что раньше Таинство должны были совершать несколько священников, но сейчас это правило по многим причинам уже не соблюдается. Как проводится соборование? Соборование это не только помазание елеем, но и чтение молитв и других священных текстов. В начале священник благословляет умирающего. Затем читает молитвы в определенной последовательности. Первым следует канон, затем короткие ектении, после этого освящают елей.